Алка (балтийская религия)
Часть серии о |
Балтийская религия |
---|
Алка или алкас ( латышское : лоси ) — название священного места или места для сжигания жертвоприношений в балтийской религии . В Латвии и Литве алка(и) и лоси являются наиболее распространенным компонентом в топонимах священных мест. 120 холмов , 70 полей и 50 водоёмов ( озёр , рек и болот ), имеющих в названии такое слово. Зарегистрировано [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Слова алка(-ы) и лоси , вероятно, происходят от праиндоевропейского *alku/*elku («сгибаться, локоть, поворачиваться и подниматься») и могут быть напрямую связаны с такими словами, как литовское auk(u )oti («поднять ребенка») и латвийское auklēt («нести ребенка на руках и покачивать»). [ 2 ] Другими старыми литовскими языковыми корнями могли быть «священная роща», «место сжигания жертв» или «жертвоприношение». Старый латышский корень мог означать «идол». Термин «алка» в источниках часто сочетается со словами «красивый» и «святой». [ 1 ]
Родственные слова в других языках могут включать германские и готские alhs («храм»), саксонское alah («храм»), англосаксонское ealh («храм») и ealgian («охранять, защищать»), белорусский галыконшк («охранять, защищать»). собиратель подношений») и греческие αλδοζ и αλδιζ (« священное ограждение в Олимпии»). [ 2 ]
История
[ редактировать ]Первое письменное упоминание об алкосе относится к 1075 году нашей эры Адамом Бременским . Историк упоминает, что христиан не пускают к входам в рощи, потому что они осквернят их. Другие источники от Тевтонских рыцарей и другие христианские источники 15 и 16 веков подтверждают, что эти рощи все еще использовались в те времена. [ 1 ]
Французский историк Жан Кабаре д'Орвиль упоминает, что христиане будут уважать святость священных рощ. Их называют «священными сосновыми лесами… где сжигают тела своих мертвецов и приносят их в жертву». [ 3 ]
Культовая практика
[ редактировать ]На этих «священных местах балтов» совершались «священные подношения». Эти места включали болота («алка (ос)/аукос»), реки («алкупиай») и островки («алкос салос»). [ 4 ] Есть основания полагать, что святость испуганной рощи простиралась за пределы леса на окружающие реки и географическую территорию. Согласно устному фольклору, алкос — это врата в другие миры, а души умерших, запертые в чистилище, могут жить на деревьях. [ 1 ]
В наше время алкос все еще существуют и обычно смешиваются с католическими обрядами. Небольшие рощицы деревьев, особенно в Жемайтии , можно найти в окружении деревянных часовен, крестов и идолов. [ 1 ]
Неясно, считались ли сами деревья богами, но к ним определенно относились как к святым. [ 3 ] [ 1 ] В языческие времена дерево освящалось жрецом, который проходил трехдневный пост и совершал кровавый ритуал и/или жертвоприношение у подножия дерева. Повреждение деревьев было/запрещено, [ 3 ] [ 1 ] именно поэтому христиане уничтожали деревья, пытаясь обратить языческое население Литвы. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вайткявичюс, Выкинтас (2009). «Священные рощи балтов: утраченная история и современные исследования» (PDF) . В фольклоре . 42 : 82. doi : 10.7592/FEJF2009.42.vaitkevicius . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Вайткявичюс, Выкинтас (2003). «Алкай: исследование святых мест Балтии» (PDF) . Голодный: исследование белых святилищ . Институт истории Литвы. ISBN 9986-23-113-2 . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Роуэлл, Южная Каролина (6 марта 2014 г.). Литва восходящая . Издательство Кембриджского университета. п. 121. ИСБН 978-1-107-65876-9 .
- ^ Блюене, Аудроне. «Болотные приношения балтов: «Даю, чтобы получить обратно». В: Archaeologia Baltica , Vol. 14: Подводная археология в Балтийском регионе. Посвящается 65-летию со дня рождения профессора Хабиля. Доктор Владас Жулкус. Клайпеда: Издательство Клайпедского университета, 2010. с. 141. ISSN 1392-5520 .