Jump to content

Ромува (религия)

Ромува
Флаг религии Ромува
Верховная жрица ( криве ) Иния Тринкунене (2015 – настоящее время)
Основатель Видунас
Источник 20 век
Члены ~5,100 (2011)
Официальный сайт romuva.lt
Образец мирового дерева , Аустрас кокс , также широко используемый как символ Ромувы.

Ромува неоязыческое возникшее на основе традиционной мифологии литовцев движение , , пытающееся реконструировать религиозные ритуалы литовцев в 1387 году. Практикующие Ромува утверждают , до их христианизации что продолжают балтийские языческие традиции, которые сохранились в фольклоре, обычаях и суевериях. [1] [2] [3] Ромува – политеистическая языческая вера, утверждающая святость природы и поклонение предкам . Практика веры Ромува рассматривается многими приверженцами как форма культурной гордости, наряду с прославлением традиционных форм искусства, пересказом балтийского фольклора, проведением традиционных праздников, исполнением традиционной балтийской музыки, пением традиционных дайнос (песен), а также экологическим активизмом и охраняющие священные места. [4]

Ромува существует в основном в Литве, но есть также общины приверженцев в Австралии, Канаде, России, США, [5] и Англия. [6] [7] [8] есть Приверженцы балтийских языческих религий и в других странах, в том числе в Диевтурибе в Латвии. [9] По данным переписи 2001 года , в Литве проживало около 1200 человек, идентифицирующих себя с Ромувой. По данным переписи 2011 года, это число выросло примерно до 5100. [10]

Этимология [ править ]

Термины Romuva , Romovė и Ruomuva пришли из средневековых письменных источников в Восточной Пруссии, где упоминается языческий балтийский храм Ромове . [11] Это слово имеет значения «храм» и «святилище», а также «обитель внутреннего покоя». [12] Балтийский , от корень ram-/ram- которого происходит слово Ромува , [13] имеет значение «спокойный, безмятежный, тихий», происходящее от протоиндоевропейского * h₁rem- . [14]

История [ править ]

Древняя и средневековая литовская вера [ править ]

Церемония Ромува
Церемония Ромува

Какую бы религию ни исповедовали коренные жители Балтийского региона, она существовала еще до письменной истории. [15] Мезолитические охотники, собиратели и рыболовы региона исповедовали религию, ориентированную на их занятия. Мария Гимбутас противоречиво предположила, что аграрные поселенцы, жившие примерно в 3500–2500 годах до н. э., были примерами поклонявшихся Земле древних европейцев . После этого на эту территорию проникли индоевропейцы и принесли с собой свою протоиндоевропейскую религию . Эта религия, включающая элементы религиозного прошлого региона, превратилась в язычество, которое засвидетельствовано в средние века и позже. [15]

Приверженцы этой балтийской религии относительно беспрепятственно процветали до IX века, когда они начали подвергаться давлению со стороны внешних христианских сил. [16] В « Анналах Кведлинбурга» упоминается миссионер Бруно Кверфуртский , который был убит вместе с 18 мужчинами ятвягами при попытке обратить язычников на территории Литвы и Пруссии в 1009 году нашей эры. [17] Это было первое названия Литвы в письменных источниках. упоминание [18] Другие источники предполагают, что Бруно был убит за вторжение в Священный лес и разрушение статуй богов. [19]

Начиная с 1199 года Римско-католическая церковь объявила крестовые походы против балтийских язычников . [16] Великий герцог Миндаугас был обращен в христианство вместе со своей семьей и воинами в 1251 году, чтобы Церковь могла положить конец крестовым походам. [20] Но Миндовг по-прежнему поклонялся языческим божествам, о чем упоминает Ипатьевская летопись. Он приносил жертвы языческому Верховному богу ( *Андаюсу , позднее Диевасу ), Перкунасу , Телиавелису (богу кузнецов) и *Жворуне (богине лесов и охотников). Несмотря на любую неискренность и реальную политику в его христианской вере, некоторые дочерние государства Великого Герцогства Миндовгаса восстали в знак протеста. В 1261 году Миндаугас отказался от христианской веры, поскольку его официальное обращение не смогло успокоить крестоносцев. [21]

Даже перед лицом крестоносцев ко времени великого князя Гедиминаса Великое княжество Литовское расширило свое влияние, пока не образовало политический центр обширной и процветающей «языческой империи». [22] Таким образом, литовцы дожили до конца истории как заметные представители древнего европейского язычества, сохраняя эту традицию в качестве официальной государственной религии до конца 14 - начала 15 веков, когда христианство было наконец принято государствами Великого княжества, опять же по политическим причинам. [23] Таким образом, литовцы были последним некочевым народом в Европе, исповедующим европейскую этническую религию . [16] [24] Неофициально литовцы продолжали придерживаться традиционного язычества. [16]

Возрождение [ править ]

Эпоха романтизма началась в 19 веке. Это побудило литовцев обратиться к своему прошлому в поисках интеллектуального и духовного вдохновения. Началось национальное возрождение, литовская интеллигенция идеализировала древнее язычество и фольклор. [25] Некоторые историки хотели доказать красоту древнего политеизма и даже начали создавать новые аспекты литовской мифологии . Одним из самых известных из них был Теодор Нарбутт , который редактировал древнегреческие мифы и создавал новые литовские. [26]

В начале 20 века древние языческие традиции все еще имели продолжение в фольклоре и обычаях. [27] [28] Люди праздновали древние языческие праздники, смешанные с христианскими традициями. [29] [30] К таким фестивалям относятся Велинес (день мертвых душ, аналог кельтского Хэллоуина ), Ужгавенес (праздник, когда заканчивается зима и начинается весна), а также Раса или Йонинес. [29] [31] По поводу Ужгавенеса жители Жемайтии могут одеться в костюмы, включая маски, и сжечь идола старушки по имени Море или Гилтина , богини смерти.

Современная народная религия [ править ]

Философ Видунас считается своего рода отцом-основателем Ромувы. [32] Он активно пропагандировал языческие праздники и участвовал в них. [32] Выдунас считал христианство чуждым литовцам и вместо этого обратил свое внимание на то, что он считал духовным видением приверженцев традиционной балтийской религии. Он приписывал этому чувство трепета в их космологии, поскольку они видели вселенную как великую тайну, и уважение к каждому живому существу, а также к земле в их нравственности, поскольку они видели весь мир и каждого человека как символ жизнь в целом. [33] Божественное было представлено огнем, который как таковой использовался в ритуалах для поклонения божественному и сам считался священным. Особое внимание Выдунас уделил этой религии литовцев в своей драме «Амжина угнис» ( «Вечный огонь» ). Среди этой и других работ Видунас превозносил веру как высший уровень духовного выражения наряду с другими формами, которые он признавал. [34]

Домас Шидлаускас-Висуомис (1878–1944) начал создавать Vaidevutybe (Балтийское язычество) в 1911 году. В 1920-х годах латвийское народное религиозное движение Dievturība основал Эрнест Брастыньш . Основная проблема заключалась в том, что первые движения основывались на ограниченных фольклорных источниках и находились под влиянием дальневосточных традиций, таких как индуизм и буддизм . Несмотря на это, идея Ромувы не умерла во время советской оккупации Литвы .

подавление Советское

Литовское языческое движение было остановлено советской оккупацией в 1940 году . Из-за националистического характера Ромувы, вера была подавлена ​​во время советской оккупации, и многие практикующие были казнены или депортированы в принудительные трудовые лагеря в Сибири . После смерти Иосифа Сталина культурная жизнь стала более свободной.

Известно, что на территории трудового лагеря в Инте (Россия) существовала подпольная группа «Ромува». После того, как члены были освобождены и вернулись в Литву примерно в 1960 году, некоторые из этих практикующих вместе с Йонасом Тринкунасом сформировали Вильнюсскую этнологическую рамуву и начали организовывать публичные празднования традиционных литовских религиозных праздников, начиная с Расы в 1967 году. В 1971 году Советы изгнали члены университета, в котором они учились, и сослали лидеров. [35] К 1988 году, когда мощь Советского Союза пошла на убыль и независимость Литвы уже была на горизонте, группы Ромува начали реорганизоваться в странах Балтии и открыто исповедовать свою религию. [9]

Независимость [ править ]

Ромувское шествие под руководством Йонаса Вайшкунаса в

После восстановления независимости Литвы в 1990 году Ромува была признана древней балтийской религиозной общиной в 1992 году. Под эгидой Закона о религиозных общинах и объединениях , принятого в Литве в 1995 году, Ромува получила признание как «нетрадиционная» религия. Закон требует минимум 25 лет существования, прежде чем такая религия сможет получить государственную поддержку, предназначенную для «традиционных» религий.

В 1990 году Тринкунас создал Kūlgrinda — группу, которая выступает на многих фестивалях Romuva. Общину организовал и возглавил кривю кривайтис (первосвященник) Йонас Тринкунас до своей смерти в 2014 году. Его похоронили по старым балтийским традициям. [36] Его жена Иния Тринкунене была выбрана новой криве (верховной жрицей), и ее рукоположение состоялось 31 мая 2015 года в Вильнюсе на холме Гедиминаса . Она первая женщина, ставшая криве за долгую языческую историю. [37]

24 мая 2018 года Сейм принял предложение о государственном признании Ромувы и начал его обсуждение в парламентских комитетах. [38] В июне 2019 года Сейм проголосовал за отклонение ходатайства Ромувы о признании «традиционной» религией. Закон предусматривает, что ходатайство можно подать повторно через десять лет. Против этого предложения выступили в основном члены Союза Родины , в частности Жигимантас Павильонис . [39] Ромува подал иск на Литву в Европейский суд по правам человека и в июне 2021 года выиграл единогласное решение о том, что Сейм не оставался «нейтральным и беспристрастным при осуществлении своих регулирующих полномочий». Ромуве будет разрешено повторно подать заявление о признании через три месяца после вынесения решения. [40]

Религиозные практики [ править ]

Огненный алтарь или алтарь

Балтийские аукары или « огненный жертвенник » — каменный жертвенник, в котором ритуально зажигается огонь. Участники моют руки и лицо перед тем, как подойти к аукарам , а затем поют дайно или ритуальные гимны, пока зажигается огонь. Еда, напитки, травы и цветы предлагаются огню, пока группа поет дайны . После основного подношения участники возносят свои устные или тихие молитвы, которые несут Богам с дымом и искрами пламени.

Священник Ромува известен как вайдилэ (множественное число вайдилос ), а жрица Ромува известна как вайдилутэ (множественное число вайдилутэс ). Будучи признанным авторитетным лицом в своем сообществе, священник должен обладать соответствующими навыками и знаниями, необходимыми ему или ей для проведения религиозных церемоний в честь богов.

Святилище Ромувы представляет собой поле с одним или несколькими идолами перед священным огнем, на котором сжигаются жертвы, известные как алка .

Центры Ромувы [ править ]

Жемайтийское святилище

Жемайтийский храм изначально планировалось перестроить на холме Бируте в Паланге, но мэр Паланги не дал согласия. Вместо этого он был построен на холме недалеко от Швянтойи , где также есть 11 скульптур языческих богов. В году четыре главных фестиваля:

с индуизмом Связь

Сходства между флагом Ромува (слева) и индуистской свастики (справа) символом

Религия Ромува имеет сходство с индуизмом. Например, по -литовски слово дарна означает гармонию и согласованность, а для литовских язычников это еще и религиозный принцип – баланс мира. Оно также внешне напоминает слово «дхарма» , космический порядок индуизма . Лингвистическое сходство между дарной и дхармой, вероятно, является совпадением: некоторые ученые говорят, что эти два понятия не обязательно имеют общую этимологию, в то время как другие указывают на общую индоевропейскую связь. Но для литовской общины ромува, традиции которой восходят к древнему фольклору, это является свидетельством связи с Индией, индуизмом и санскритом , которые стали частью их идентичности ромува, наряду с пантеоном богов и довольно стандартными языческими ритуалами. Некоторые полагают, что связь между индуизмом и Ромувой сделала Ромуву чем-то большим, чем «примитивная шаманская религиозная традиция». [41]

Йонас Тринкунас , ведущий основатель и священник современной Ромувы, заключал браки так же, как и индуистские ведические свадьбы. Были произнесены мантры и песнопения, и после обхода костра пара приняла обеты. [42] Тринкунас далее утверждал, что раджпуты были предками племени ромува, которое когда-то правило Литвой в течение многих лет, и некоторые из их древних практик практикуются сегодня. [42]

Точно так же Ашвеняи - божественные близнецы в литовской мифологии , аналоги ведических Ашвинов . Ашвеняй . изображены тянущими по небу карету Сауле (Солнца) [43] Ашвеняй, изображенный в виде Жиргеляй или маленьких лошадок, является распространенным мотивом на литовских крышах. [43]

Индуистский священник совершает ритуал Ромува.

Ромува и индуистские группы неоднократно собирались вместе, чтобы поделиться молитвами и участвовать в диалоге. Эти события произошли в Литве. [44] Атлантик-Сити, Нью-Джерси , [45] Бостон, Массачусетс , [21] Эппинг, Нью-Гэмпшир , [21] и в других местах.

См. также [ править ]

Историческая справка
Другие неоязыческие движения

Примечания [ править ]

  1. ^ Дундзила (2007), стр. 279, 296-298.
  2. ^ Дундзила и Стрмиска (2005), с. 247.
  3. ^ Игнатов (2007), с. 104.
  4. ^ Дундзила и Стрмиска (2005), с. 244.
  5. ^ Дундзила и Стрмиска (2005), с. 278.
  6. ^ Солнцестояние в Лондоне Ромува
  7. ^ Лондон Ромува приглашает
  8. ^ Фестиваль росы в Лондоне
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дундзила (2007), с. 294.
  10. ^ Нейлор, Алиде (31 мая 2019 г.). «Советская власть ушла, историческое языческое прошлое стран Балтии возрождается» . Служба религиозных новостей . Проверено 8 июня 2019 г.
  11. ^ Дундзила и Стрмиска (2005), с. 246.
  12. ^ Игнатов (2007), с. 102.
  13. ^ Дирижер Вайткявичюс (2003). Голодный: исследование белых святилищ . Институт истории Литвы, издательство «Диемедис». ISBN  9986231132 . п. 267.
  14. ^ Сергей Анатольевич Старостин . "*(e)remٝ-" . Индоевропейская этимология .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дундзила (2007), с. 280.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дундзила (2007), с. 287.
  17. ^ Георг Генрих Перц и др. (ред.): Scriptores (в фолио) 3: Анналы, хроники и истории саксонской эпохи. Ганновер, 1839 г., стр. 80 ( исторические памятники Германии , 80 оцифрованных )
  18. ^ Кларк (2004), с. 196
  19. ^ Альфредас Бумблаускас, « Литовское тысячелетие» .
  20. ^ Дундзила (2007), стр. 287–288.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дундзила (2007), с. 288.
  22. ^ Дундзила и Стрмиска (2005), с. 242.
  23. ^ Дундзила (2004), с. 290.
  24. ^ Уолдман и Мейсон (2006), с. 492.
  25. ^ Дундзила и Стрмиска (2005), с. 244.
  26. ^ Барр (2010), с. 179.
  27. ^ Дундзила (2007), стр. 279 и 292.
  28. ^ Дундзила и Стрмиска (2005), стр. 245–246 и 258.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дундзила (2007), с. 321.
  30. ^ Дундзила и Стрмиска (2005), стр. 258–270.
  31. ^ Дундзила и Стрмиска (2005), стр. 258–260.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дундзила и Стрмиска (2005), с. 361.
  33. ^ Дундзила (2007), с. 292.
  34. ^ Багдонавичюс (2000), с. 96.
  35. Большинство утверждений в этом параграфе см. в Dundzila (2007), p. 293. О связи Трикунаса с Рамувой см. Dundzila & Strmiska (2005), p. 246.
  36. ^ Юозапайтите, Рута. «Старшего мошенника, Я. Тринкунаса, похоронили по старинным бельцким традициям» . ДЕЛЬФИ . Проверено 23 января 2014 г.
  37. ^ «Впервые в истории литовскими язычниками возглавит женщина» . Эксперты.eu . Проверено 27 мая 2015 г.
  38. ^ «Сейм обсудит вопрос о предоставлении государственного признания литовским неоязычникам» . Дельфи . 25 мая 2018 года . Проверено 27 февраля 2019 г.
  39. ^ Андрукайтите, Милена (27 июня 2019 г.). «Сейму не хватило голосов для государственного признания неоязычников» (на литовском языке). БНС через Delfi.lt . Проверено 22 июня 2021 г.
  40. ^ БНС (13 июня 2021 г.). «Неоязычники могут повторно подать заявку на признание через три месяца» . Проверено 22 июня 2021 г.
  41. ^ Зублин, Фиона (14 февраля 2018 г.). «Почему в Литве процветают народные религии» . Ози . Проверено 12 марта 2018 г.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарм, Саураб (12 сентября 2013 г.). «Литовское племя имеет раджпутские корни» . Таймс оф Индия . Проверено 27 февраля 2019 г.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хамахер, Дуэйн В. «Шумеры и Близнецы: шумерские астрономические интерпретации как происхождение божественных близнецов-коней и солнечных колесниц в индоевропейской мифологии (неопубликованная рукопись)» (PDF) . п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2011 года.
  44. ^ «Ромува движение» . Литовско-индийский форум . 2011.
  45. ^ «Объявлена ​​конференция по культуре Индо Ромува» . Индуизм сегодня . 12 июня 2003 г.

Ссылки [ править ]

  • Багдонавичюс, Вацловас (2000). «Выдунас: основные черты его философии». В Баранова, Юрате (ред.). Литовская философия: Личности и идеи . Совет по исследованию ценностей. ISBN  9781565181373 .
  • Баар, Моника (2010). Историки и национализм . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-958118-4 .
  • Кларк, Терри Д. (2004). "Литва". В Фрухте, Ричарде; Эллингтон, Люсьен (ред.). Восточная Европа: введение в людей, земли и культуру . АВС-КЛИО. ISBN  9781576078006 .
  • Дундзила, Вилиус Рудра; Стрмиска, Майкл Ф. (2005). «Ромува: литовское язычество в Литве и Америке». В Стрмиске, Майкл Ф. (ред.). Современное язычество в мировых культурах : сравнительные перспективы . АВС-КЛИО. ISBN  9781851096084 .
  • Дундзила, Вилиус Рудра (2007). «Балтийско-литовская религия и Ромува». Тир . Том. 3. Ультра Пресс. ISBN  978-0-9720292-3-0 .
  • Как, Субхаш (2018). Ромува и ведические боги Литвы. Ромува и ведические боги Литвы
  • Игнатов, Габриэль (2007). «Культурное наследие и окружающая среда Литвы». Политика транснациональной идентичности и окружающая среда . Лексингтонские книги. ISBN  978-0739120156 .
  • Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издательство информационной базы. ISBN  9781438129181 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2c11aaca720f58d731f7abed8e972a7__1716389880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/a7/b2c11aaca720f58d731f7abed8e972a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romuva (religion) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)