гетанизм


Армянская исконная вера , также называемая армянским неоязычеством или гетанизмом ( армянский : Հեթանոսութիւն Hetanosutiwn ; родственное слово « язычество »), является современным языческим новым религиозным движением , которое восходит к историческим, дохристианским системам верований и этническим религиям Армяне . [1] Последователи движения называют себя «хетанами» ( армянский : հեթանոս Hetanos , что означает «язычник», таким образом, «этнический», оба слова являются заимствованиями из греческого ἔθνος , этнос ). [2] или Арорди , что означает «Дети Ари», [2] в некоторых научных публикациях также обозначается как «Арординеры». [3]
Движение Арординер имеет предшественников в начале 20-го века, с доктриной Цегакрон (Ցեղակրոն, буквально «национальная религия») националистического политического теоретика. [4] [5] Гарегин Нжде . [6] Институциональную форму оно приняло в 1991 году, сразу после распада Советского Союза в обстановке национального пробуждения, когда арменовед Слак Какосян основал «Орден Детей Ари» ( Арординери Ухт ). [6] Эксперт по неоязычеству Виктор Шнирельманн оценил последователей армянского неоязычества как «не более нескольких сотен человек». [7]
История
[ редактировать ]
Опыт Нжде и Какосяна
[ редактировать ]Первая организация армянской родной веры, «Орден детей Ари» (или «Ара»; Арординери Ухт по- армянски ) была основана в 1991 году арменологом Слаком (Эдуардом, или Эдиком) Какосяном (1936–2005). [8] Он принадлежал к поколению армянских диссидентов и был сослан в 1970-х годах из Советской Армении ; в 1979 г. бежал в США , где познакомился с идеями Гарегина Нжде (1886–1955). [8]
Нжде был философом, государственным деятелем и федаи первой половины двадцатого века, который оставил непреходящее наследие в истории Армении и до сих пор является одной из движущих сил армянского национализма . [6] Какосян назвал его «пророком армян». [9] Нжде основал движение под названием «Цегакрон» («Религия нации»), которое входило в число основных доктрин Армянской федерации молодежи . [6] В поэтической мифологии Нжде армянский народ идентифицируется как Атлас, поддерживающий упорядоченный мир, [6] и он ссылается на Айка , мифического патриарха армян , и на Ваагна , солнечного бога и воина, « борца со змеем », как на средства, с помощью которых можно пробудить армянскую нацию и поднять ее дух. Движение Нжде возникло после геноцида армян 1915 года. [6]
Во время своей ссылки Слак Какосян широко использовал труды Нжде для систематизации Ухтагирка («Книги обетов»), священного текста движения «Армянская родная вера». [10] В книге Гарегин Нжде обожествляется как воплощение Ваагна, восстановителя истинной веры армян и арийских ценностей . [10] Еще находясь в США, Какосян утверждал, что был посвящен в древнее армянское наследственное жречество, упомянутое Моисеем Хорене , сменив свое имя с «Эдик» на «Слак». [10] Вероятно, он познакомился с зороастрийскими общинами в Соединенных Штатах. [10]
1990-е: Основание «Детей Ари»
[ редактировать ]Вернувшись в Армению в 1991 году, Слак Какосян собрал общину и основал организацию «Дети Ари». Стали проводить ритуалы в традиционные армянские праздники. Храм Гарни стал центром общины, для управления организацией и обрядами был создан совет жрецов. [11] В 1990-е годы группа стала заметной в более широком армянском обществе. [12] По мнению ученого Юлии Антонян, появление «Армянской исконной веры» объясняется теми же причинами, которые привели к возникновению других современных языческих движений, а также индуистских и протестантских движений в других постсоветских странах: «Армянская исконная вера» представляет собой местный ответ на социальные и культурные потрясения, последовавшие за крахом советского общества и его атеистической и материалистической идеологии. [13]
Поддержка Республиканской партии и массовое распространение
[ редактировать ]
Ашот Навасардян (1950–1997) и Андраник Маргарян (1949–2007), отцы-основатели Республиканской партии Армении , были арординцами, как и многие другие члены партии, и приняли участие в самом первом ритуале в храме Гарни. [14] Республиканская партия до недавнего времени оказывала финансовую поддержку «Детям Ари». [12] спонсировал издание « Ухтагирка» [14] и установка памятной стелы Слаку Какосяну на территории храма Гарни. [15] В некоторых регионах фестивали Arordiner отмечаются при поддержке местных муниципалитетов. [15] Несмотря на эту прочную связь с националистической политической сценой, «Дети Ари» не декларируют политическую ориентацию, а священникам запрещено вступать в какую-либо политическую партию. [12]
Хотя движение «Армянская коренная вера» зародилось среди армянской интеллектуальной элиты как средство пробуждения армянской идентичности, в последнее время оно расширило свой контингент сторонников среди провинциального и сельского населения. [12] и среди армянской диаспоры . [16] Помимо философского подхода интеллектуалов, простые люди склоняются к армянской исконной вере по разным причинам: от мистицизма до сентиментальной преданности богам. Антонян задокументировал случай с тридцатипятилетней женщиной, которая считалась бесплодной и присоединилась к движению «Армянская вера» после того, как якобы забеременела, молясь Анаит, богине плодородия, и Астхик, богине любви и красоты. . [16] Женщина дала дочери имя «Нана», еще одно имя богини плодородия. [17]
Местные общины арординеров были организованы в селах за пределами столицы Еревана . Структура Ордена Детей Ари и самих местных общин характеризуется четкой иерархией: совет священников во главе с избранным руководителем занимается организацией всей деятельности. Высшей должностью в иерархии является должность верховного жреца, которая остается вакантной после смерти Слака Какосяна в 2005 году. [18]
2009: Аветисян и Армяно-арийский орден
[ редактировать ]Другая партия, которая была тесно связана с арординцами, — это Союз армянских арийцев во главе с Арменом Аветисяном со штаб-квартирой в Абовяне , городе, который является вторым по значимости центром движения «Армянская исконная вера» после Еревана. [19] Отношения с партией, известной своими крайними взглядами, были прерваны в 2009 году, когда Аветисян провозгласил себя духовным лидером и объявил об инициативе строительства центрального храма в Ереване; Поскольку «Дети Ари» выразили свое несогласие с проектом, Аветисян основал отдельную религиозную группу — Армяно-арийский орден. [14]
Убеждения
[ редактировать ]Теология и космология
[ редактировать ]Ар и Ара
[ редактировать ]Убеждения отдельных жителей Арординера различаются. [20] имеет общую богословскую основу хотя Ухтагирк . Эта теология представляет собой монизм : в начале первого раздела книги говорится, что «в начале был Ар, и Ара был творцом». [21] Ар — это безличный, лишенный качеств, трансцендентный принцип, порождающий вселенную, тогда как Ара — его личная нынешняя форма как «Творца». [22] Книга продолжает рассказывать миф о том, как Ара порождает богов. [23] и как богиня Анаит рождает Ари ( Ария ), форму человечества. [21] Согласно богословию Арординера, Ар — это животворящий корень слова, [24] отсюда и происходят такие слова, как, например, искусство («пашня», «возделывание»; культура, искусство), арьюн («кровь»), арганд («чрево»), армат («корень»), арка ( «царь»), ара («мужчина»), Арев (Солнце), Ара (проявленный Ар), Ари (действующий с Аром), Чари (противостоящий Ару). [25] «Суть вещей» и их «совершенство» представлены свастичными мотивами. [26]
Ари и Чари и множество божеств
[ редактировать ]Различные божества созданы верховным Ара. Некоторые арординцы считают их не отдельными существами, а «воплощениями разных аспектов Ара». Они организованы в космическую двойственность, представляя «светлую сторону» и «темную сторону» универсальной силы, причем последнюю возглавляет Вишап, великий змей, который идентифицируется как то же самое, что Яхве . [20] Сама история человечества рассматривается как постоянная борьба между этими двумя силами: одна представлена Ари (арийцами), правыми людьми творческой светлой стороны; другой представлен Чари, разрушительными темными существами, созданными Вишапом из почвы. [20]
Армянская исконная вера на практике политеистична . [23] К богам Арординеров относятся: [27] Айк , мифический основатель армянского народа, Арай, бог войны, Барсамин, бог неба и погоды, Аралез, бог мертвых, Анаит, богиня плодородия и войны, Михр, , солнечный бог Астхик , богиня любви и красоты, Нуне, богиня мудрости, Тир, бог искусства и вдохновения, Цовинар, богиня вод, Аманор, бог гостеприимства, Спандарамет, богиня смерти, и Гиссане, богиня-мать природы.
Загробная жизнь и эсхатология
[ редактировать ]Арординцы придерживаются циклического взгляда на реальность и верят в реинкарнацию отдельных душ через генетическую линию. То есть считается, что люди возвращаются к жизни в следующих поколениях своих потомков, в том роде, которого они породили при жизни. [20] Согласно доктринам Арординера, весь мир проходит через схожие циклы: от меньших, представленных днями и годами, до величайших, представленных эрами в десять тысяч лет. [28]
Борьба между светлыми и темными силами разворачивается на протяжении цикла каждой эпохи: порядок и связь с предками преобладают в течение лета и весны в мире; в то время как беспорядок, смятение и отказ от исконных корней преобладают в мире осенью и зимой. В последний период существа не находятся в гармонии с Ара, не питаются космической энергией и становятся жертвами злых сил Чари. Однако на самом мрачном этапе истории, который, по мнению Арординера, соответствует нынешним временам, Ваагн проявляется снова и возвращает силы Ари к жизни. [28]
Ухтагирк
[ редактировать ]Ухтагирк , священная книга армянской родной веры, можно перевести как «Книга обетов». Это было дело всей жизни Слака Какосяна, который завершил рукопись незадолго до своей смерти в 2005 году. [27] Какосян, однако, считается не «автором» « Ухтагирка» , а скорее «записателем» вечной истины, понимаемой вдохновением. [24] его «компилятор» ( казмог ). [27] Книга была официально провозглашена священным текстом Ордена Детей Ари в 2000 году, за пару лет до его завершения, когда религиозная организация была официально зарегистрирована армянским государством. [27]
Книга разделена на семь частей: Аствацашунч («Словарь»), объясняющий армянский язык как мистическую систему символов, связанных с корнем Ар ; Цагумнаран («Бытие»), объясняющий в мифических терминах происхождение мира, богов и человечества; Аветаран («Книга Заветов») и Дзонаран («Книга од»), которые имеют дело с философскими и онтологическими категориями для объяснения реальности и ценностей; Вехаран («Книга величия») и Патгамаран («Книга заповедей»), в которых представлены мифологизированные описания жизни и идей нацистского пособника Нжде соответственно; и «Химнергаран» («Книга гимнов»), представляющий собой сборник стихов, написанных Какосяном и его последователями, а также авторами XIX и начала XX века. Мифологические части творения опираются на армянские средневековые источники и народные знания. [29]
Считается, что пение ритуальных текстов из книги дает мистический опыт, а сама физическая книга имеет решающее значение для некоторых ритуальных действий, таких как свадебные церемонии, в которых кольца передаются жениху и невесте поверх копии Ухтагирка . [20] В то же время арординцы не считают свою книгу бесспорной, но текст открыт для корректировок в зависимости от меняющихся обстоятельств, по мнению Какосяна, который задумывал книгу в терминах изменчивой и адаптируемой истины. [20]
Практики
[ редактировать ]
Практики, ритуалы и представления армянской веры в основном основаны на инструкциях, данных Ухтагирком . [21] Например, жрецы часто совершают паломничество на гору Хуступ , где, согласно книге, Гарегин Нжде испытал присутствие бога Ваагна. [17] Цель священников – повторить такой опыт. [17] Почитание Нжде и паломничество к месту его захоронения, расположенному на склонах Хуступа, также медленно развивается внутри более широкой общины арординцев. [30] В целом горы почитаются как святые, поэтому местом паломничества арординцев, помимо Хуступа, служат и другие горы, в том числе гора Арарат и гора Арагац . [31]
Память о Слаке Какосяне также является частью культа, празднуемого жрецами Арординера. Торжества в честь Ваагна в храме Гарни обычно начинаются у мемориального памятника Какосяну, установленного после его смерти на месте развеивания его праха. [21] Фигура Какосяна мифологизирована в сборнике стихов Арена Айкяна, опубликованном в 2007 году. В этих стихах он описан как божественный человек. [21] Айкян также является автором стихов, посвященных Нжде и богам. [32]
Ритуалы
[ редактировать ]Ритуалы армянской веры включают ежегодные церемонии, проводимые в традиционные армянские праздники, и три обряда посвящения : кунк , сложный ритуал инициации; псак — свадьба; и ритуалы смерти. [33] Ритуалы смерти требуют кремации тела. [33] и его возвращение к четырем элементам. Огонь символизирует сама кремация; затем пепел разделяется на три части, из которых одну закапывают в землю, одну развеивают в воздухе Гарнинского ущелья , а третью выливают в воду реки Гарни. [34] После этого память умершего поминают коллективным зажжением факела. [32] Первым жителем Арординера, которого кремировали, был сам Какосян, в то время, когда кремация была незаконной в Армении. Позже арординцы получили от государства право кремировать своих умерших. [34]
Армянский термин «кунк» можно перевести как «обращение» или «возвращение» (к родному образу жизни). [35] принимают участие от десяти до двадцати человек Юлия Антонян заметила, что в каждом ритуале кунка , который проводится по случаю публичных церемоний в храме Гарни, . В то же время многие арординцы считают, что для поклонения исконным богам Армении не обязательно проходить официальное обращение. [35]
Храмы и идолы
[ редактировать ]Публичные церемонии и ритуалы арординеров проводятся в древних священных местах, которые часто находятся в руинах. [36] Распространено также присвоение церквей, построенных на местных святынях. [36] Самым важным из этих объектов является храм Гарни первого века , храм, который был перестроен в 1975 году и стал главным церемониальным центром движения «Армянская исконная вера». [36]
Арординцы заново освятили храм Ваагну, хотя исторически он был посвящен Миру. Им также было дано разрешение на переустройство комплекса, чтобы он соответствовал идеальной структуре древнеармянских святилищ. [36] Они добавили святой источник, посвященный Слаку Какосяну, и абрикосовый лес , священное дерево армянской веры. Теперь храм разделен на три священных пространства: первое — священный источник, второе — собственно храм, а третье — священный лес, расположенный на холме. [37] Ритуалы в храме Гарни проходят по маршруту, который начинается от источника, проходит через храм и заканчивается священным лесом. [36] Ниже по склону каждая недавно созданная местная община арординеров сажает дерево, символизирующее единство и благополучие самой группы. Эти священные деревья украшены лентами и платками, символизирующими просьбы к богам. [38]
Помимо Храма Гарни, другие места, которые арординцы считают священными и используют для своих ритуалов, включают замок Мецамор (третье тысячелетие до н. э.), считающийся местом культа богини-матери, крепость Эребуни (восьмой век до н. э.), Шенгавит ( с четвертого по второе тысячелетия до н. э.) и Зорац Карер (третье тысячелетие до н. э.), а также горы. [38] Скульптуры, изображающие богов, созданные в контексте современной армянской веры, вдохновлены как историческими образцами, так и творчеством современных художников. [36]
Праздники
[ редактировать ]Арординцы отмечают ряд праздников: [23] Терендез, Затик, Амбарцум, Вардавар и Хагогорнек. К этим святым дням добавляются святой день поминовения предков (20 сентября), Рождение Ваагна (21 марта), Рождение Михра (22 декабря) и Навасард, Новый год, отмечаемый в августе.
Отношения с христианством
[ редактировать ]
В гетанизме много апостольских христиан. [39] Армянская Апостольская церковь обычно рассматривает арординеров как союзников. Высокопоставленный представитель Армянской Апостольской церкви заявил: [39]
Армянская Церковь имеет однозначную позицию по отношению к сектантам (т.е. протестантам и др.), но в языческие дела мы не вмешиваемся.
Глава армянского учреждения, обслуживающего бывших членов культа, сказал: [39]
Армянский народ должен помнить свое дохристианское прошлое, и Дети Ара помогают ему вспомнить. Они также поддерживают Армянскую Апостольскую Церковь в ее борьбе с деструктивными сектами.
Отношение верующих Армянской Апостольской Веры к христианству колеблется между двумя позициями: критика роли религии в истории Армении и условное признание Армянской Апостольской Церкви как национального института. [39] Христианство критикуют за то, что оно разрушило богатую и высокоразвитую древнеармянскую культуру, подменив ценности мужества, воинского духа и чести ценностями смирения, послушания и скромности, тем самым вызвав крах армянской государственности и обрекая нацию на многовековое подчинение иностранные державы, миграции, преследования и массовые убийства. [39] Согласно самым решительным обвинениям, христианство несет ответственность за «первый геноцид армян», который совпал с его насильственным введением в четвертом веке. [26]
В то же время Армянская Апостольская Церковь считается институтом, свойственным армянской нации, и плодом синтеза христианских и местных элементов, в котором первые представляют собой лишь поверхность. Арординцы видят это в церковных молитвах, посвященных солнцу и свету, в церковных праздниках, пересекающихся с местными армянскими праздниками, и в матахе , христианской традиции убивать животных, чтобы съесть их в праздничные дни и раздать бедным. Арординцы также считают, что армянский алфавит, который, по данным церковной историографии, был изобретен Месропом Маштоцем , на самом деле представляет собой разработку древнеармянской символики, основанной на мотиве свастики . [26]
У жителей Арордина обычно нет проблем с посещением армянских церквей и отношением к ним как к святым местам, поскольку многие из них были построены на месте дохристианских храмов. Некоторые деятели истории Армянской Апостольской церкви почитаются как замаскированные арординеры: католикосы (высшие епископы) Вазген I (1954–1994) и Гарегин I (1995–1999). Васген поддержал Нжде и на его надгробии вместо креста изображена буква армянского алфавита, которая считается вариантом свастики и символом семи армянских богов. Говорят, что Гарегин посетил Гарни, будучи неизлечимо больным, и пошел в храм один. [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Антонян 2010 , стр. 104–105.
- ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 105, примечание 4.
- ^ Секерский и Антонян, 2013 , пасс.
- ^ «Памятники нацистским коллаборационистам по всему миру» . 27 января 2021 г.
- ^ «Правящая партия Армении отвергает обвинения России в том, что она «прославляет нацизм» » .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Антонян 2010 , с. 105.
- ^ «Христиане! Идите домой»: Возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем (обзор) . Виктор А. Шнирельман (2004). Журнал современной религии , Том 17, № 2. Страница 208
- ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 105; Секерский и Антонян 2013 , с. 266.
- ^ Секерский и Антонян 2013 , стр. 266.
- ^ Jump up to: а б с д Антонян 2010 , с. 106.
- ^ Антонян 2010 , с. 106, примечание 7.
- ^ Jump up to: а б с д Антонян 2010 , с. 107.
- ^ Антонян 2010 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Секерский и Антонян 2013 , стр. 270.
- ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 107, примечание 8.
- ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Антонян 2010 , с. 109.
- ^ Секерский и Антонян 2013 , стр. 267–268.
- ^ Антонян 2010 , с. 107, примечание 12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Секерский и Антонян 2013 , стр. 273.
- ^ Jump up to: а б с д и Антонян 2010 , с. 110.
- ^ Антонян 2010 , с. 110; Секерский и Антонян 2013 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б с Антонян 2010 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 115.
- ^ Антонян 2010 , с. 115; Секерский и Антонян 2013 , с. 271.
- ^ Jump up to: а б с д Секерский и Антонян 2013 , стр. 269.
- ^ Jump up to: а б с д Секерский и Антонян 2013 , стр. 271.
- ^ Jump up to: а б Секерский и Антонян 2013 , стр. 273–274.
- ^ Секерский и Антонян 2013 , стр. 271–272.
- ^ Антонян 2010 , с. 110, примечание 14.
- ^ Секерский и Антонян 2013 , стр. 275, 278.
- ^ Jump up to: а б Секерский и Антонян 2013 , стр. 278.
- ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Секерский и Антонян 2013 , стр. 277.
- ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 108, примечание 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Антонян 2010 , с. 119.
- ^ Антонян 2010 , с. 119; Секерский и Антонян 2013 , стр. 275–277.
- ^ Jump up to: а б Секерский и Антонян 2013 , стр. 275–277.
- ^ Jump up to: а б с д и Секерский и Антонян 2013 , стр. 268.
Источники
[ редактировать ]- Секерский, Конрад; Антонян, Юлия (2013). «Неоязыческое движение в Армении: Дети Ара». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 266–282. ISBN 9781844656622 .
- Антонян, Юлия (2010). « Воссоздание религии: неоязычество в Армении» . Лаборатория (на русском языке) (1). Санкт-Петербург: 103–128.
- ——— (2008). «Арийский миф и новое армянское язычество». Идентичность и меняющийся мир, Материалы международной конференции (PDF) (на армянском языке). Ереван: Лингва. стр. 23–30. ISBN 9789993079934 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2018 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- Армянский неошаманизм
- Антонян, Юлия (2008). «Магические и лечебные практики в современной городской среде (в армянских городах Ереван, Гюмри и Ванадзор». Изображение Южного Кавказа: общества и окружающая среда . Тбилиси: Фонд Генриха Бёлля. ISBN). 9789941900914 .
- ——— (2006). «О названии и происхождении целительской практики «чопчи». Бюллетень арменоведения (1): 61–66.
- ——— (2003). «Дохристианские целители в христианском обществе». Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . 27 (2).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Орден Детей Ари — официальный сайт
- Армяно-арийская конгрегация — официальный сайт