Ара Красивый

Ара Красивый (или Красивый , по-армянски : Արա Գեղեցիկ , латинизировано : Ара Гелецик ) — легендарный армянский герой и царь. Он сын легендарного царя Арама и потомок армянского патриарха Айка . Ученые полагают, что Ара, Арам и Айк изначально были божествами, которые позже были интерпретированы как легендарные человеческие герои. Ара олицетворял умирающего и воскресающего земледельческого бога и, как полагают, олицетворял плодородие в индоевропейской триаде суверенитета, войны и плодородия, наряду с Айком и Арамом. Ара является предметом популярной легенды, в которой ассирийская царица Семирамида ( Шамирам по-армянски), желая красивого армянского царя, ведет войну против Армении, чтобы захватить его и вернуть себе живым. Ара погибает на войне, и Семирамида пытается вернуть его к жизни.
Имя
[ редактировать ]Этимология имени Ара (также пишется Արայ , Арай ) неясна, но оно фонологически похоже на армянских потомков протоиндоевропейского * h₂nḗr , таких как ayr «человек»; некоторые производные от этого корня начинаются с ar- , например ari «храбрый». Народный сказочный герой Ари Арманели считается разновидностью Ара Красавчика. [ 1 ] Это имя сравнивали с именем Ареса , греческого бога войны; Ара, персонаж Авесты ; и с Эром , персонажем сказки, изложенной в Платона » «Государстве , который возвращается из мертвых ( см. ниже ). [ 2 ] В армянской традиции имя Ара связано с названиями горы Арарат , провинции Айрарат , [ 3 ] и гора Арагац . [ 4 ]
Происхождение и параллели
[ редактировать ]Ученые полагают, что Ара и другие потомки легендарного армянского патриарха Айка изначально были божествами, которые позже были интерпретированы как легендарные человеческие герои. [ 5 ] Изначально Ара был умирающим и воскресающим богом. [ 6 ] который олицетворял сельское хозяйство, сезонную смерть и возрождение природы зимой и весной. [ 7 ] Степан Ахьян и Жорж Дюмезиль утверждают, что Айк , Арам и Ара Красивый соответствуют триаде индоевропейской мифологии , олицетворяющей суверенитет, войну и плодородие соответственно. [ 5 ] Соперница Ара Шамирам, с другой стороны, может быть отражением самой ранней армянской богини-матери , которая позже была разделена на трех богинь армянского пантеона: Анаит , Астхик и Нане . [ 8 ] [ 9 ] По мнению Армена Петросяна, смерть Ара от руки Шамирама знаменует собой конец «священной» мифической эпохи праотцов Армении» и начало «истории» в армянской мифологии. [ 1 ]
Параллели и более поздние отголоски
[ редактировать ]Ара считается армянской версией распространенного ближневосточного мифического мужского персонажа, прекрасного сына или возлюбленного богини; другие выражения этого мифа включают Иштар и Таммуза (Инанна и Думузид), Афродиту и Адониса , а также Кибелу и Аттиса . Его также сравнивали с Гермафродитом и Амуром-Эросом . [ 7 ] По Джеймса Р. Рассела мнению , рассказ Мовсеса Хоренаци об этой легенде, в частности, скорее всего, является версией истории о Кибеле и ее прекрасном возлюбленном и сыне Аттисе, который убит, но воскресает с приходом весны. [ 10 ] [ а ]
В более позднем армянском историческом эпосе, известном как « Война с Персией» V века (известном из «Бузандаран Патмутунк» ), Мушег Мамиконян соответствует Ара, поскольку его помещают на башню, чтобы его возродил мифический арлез эс . [ 12 ] После христианизации Армении почитание святого Саргиса Генерала приобрело аспекты более раннего культа Ара. [ 13 ] маленького Мгера, одного из героев армянского национального эпоса « Сасунские смельчаки» С легендой об Ара связывают . Мгер входит в скалу или пещеру, чтобы однажды переродиться. Ари Арманели, популярная версия Ара, также заточена в скале (или превращена в камень), а затем оживает. [ 14 ] Историк X века Товма Арцруни село Лезк недалеко от Вана . пишет, что местом воскрешения Ара считалось [ 15 ] Связь между названием села и армянским корнем «лез» , как в слове «лизель » «лизать», в отношении зализывания ран Ара арлезами , очевидна. Эта традиция была распространена среди жителей этого села еще в 19 веке. [ 16 ]
Платоновский миф об Эр
[ редактировать ]Начиная с XIX века ученые связывают историю Ара Красивого с мифом об Эр , рассказанным в ( » Платона «Государстве 10.614–10.621). История начинается с того, что человек по имени Эр ( древнегреческий : Ἤρ , Быт.: Ἠρός ) , сын Армениоса ( Ἀρμένιος ), из Памфилии, погибает в бою. Когда тела погибших в бою собирают, через десять дней после его смерти Эр остается неразложившимся. Два дня спустя он оживает на своем погребальном костре и рассказывает другим о своем путешествии в загробную жизнь, включая рассказ о реинкарнации и небесных сферах астрального плана. В сказке содержится идея о том, что нравственные люди награждаются, а безнравственные наказываются после смерти. Армен Петросян предполагает, что версия Платона отражает первоначальную форму истории, в которой Эр (Ара) восстает из могилы. [ 17 ] Джеймс Р. Рассел полагает, что «Миф об Эр» основан на версии истории Ара, измененной, чтобы соответствовать зороастрийским верованиям после прихода зороастризма в Армению в период Ахеменидов . Таким образом, Шамирам и арлезы исключены из истории, а акцент сделан на путешествии в загробный мир и обратно, как в зороастрийской истории о Виразе . [ 18 ]
Исторические параллели
[ редактировать ]Помимо своей мифологической стороны, легенда об Ара и Шамираме может отражать историческую реальность конфликтов между Ассирией и Урарту . Легендарный Шамирам/Семирамида основан на исторической ассирийской царице Шаммурамат , жившей в 9 веке до нашей эры. [ 19 ] Ученые также отмечают сходство имен отца Ара Арама и урартского царя Араме . [ 20 ] Дэвид Маршалл Лэнг предполагает, что Араме можно отождествить с Ара. [ 21 ] М. Чахин предполагает, что Ара можно отождествить с Инушпуа, который однажды упоминается как сын и соправитель царя Менуа . Урарту [ 22 ] Однако исторические ассоциации легенды рассматривались как более поздние наслоения мифологического ядра. [ 15 ]
Легенда
[ редактировать ]Согласно легенде, рассказанной армянским историком Мовсесом Хоренаци (и анонимной «Первой истории», ранее приписываемой Себеосу ), [ 17 ] Семирамида ( по-армянски Шамирам ) влюбилась в красивого армянского царя и попросила его жениться на ней. Когда Ара отказался, Семирамида в пылу аффекта собрала армии Ассирии и двинулась против Армении. В ходе битвы Семирамида одержала победу, но Ара был убит, несмотря на ее приказ захватить его живым. Чтобы избежать постоянной войны с армянами, Семирамида, слывшая волшебницей, взяла его тело и помолилась богам ( арлез эс). [ б ] воскресить Ара из мертвых. Когда армяне выступили, чтобы отомстить за своего лидера, Семирамида замаскировала одного из своих любовников под Ара и распространила слух, что боги вернули Ара к жизни, убедив армян не продолжать войну. [ 16 ] [ 24 ] Согласно одной устойчивой традиции, молитвы Семирамиды оказываются успешными, и Ара возвращается к жизни. [ 16 ] [ 25 ]
Генеалогия
[ редактировать ]» Мовсеса Хоренаци В «Истории Армении Ара Красивый представлен как сын Арама и потомок Айка, легендарного праотца армян. [ 26 ] Хоренаци пишет, что у Ара Красавчика от жены Нуард (Нвард) был сын по имени Кардос. Позже Семирамида переименовала его в Ара из-за ее любви к покойному Ара. Ара/Кардос, которому на момент смерти отца было двенадцать лет, был назначен правителем Армении Семирамидой и позже погиб в войне против нее. [ 27 ]
Предки Ара Красавчика [ 28 ] |
---|
Культурные изображения
[ редактировать ]Ара и Шамирам изображены на картине Вардгеса Суренянца 1899 года . Армянский писатель Наири Зарян написал трагедию « Ара Гехецик» по мотивам истории Ара и Шамирама. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Петросян отмечает, что версия легенды Хоренаци «находится под сильным влиянием греческой литературной традиции». [ 11 ]
- ^ Арлез . / аралез не упоминаются по имени в версии Хоренаци Он пишет, что Семирамида ожидала, что боги зализают раны Ара, чтобы вернуть его к жизни. Мифические существа, известные как аралез , которые зализывают раны мертвых героев, чтобы воскресить их, упоминаются в связи с Ара в анонимной «Первой истории» , а также известны из других армянских источников. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Петросян 2015 , с. 17.
- ^ Ачарян 1942 , с. 263.
- ^ Петросян 2015 , с. 37.
- ^ Петросян 2002 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Петросян 2015 , с. 8.
- ^ Петросян 2015 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Петросян 2002 , с. 95.
- ^ Петросян 2012 , с. 123.
- ^ Петросян 2007а , с. 15.
- ^ Рассел 1985 .
- ^ Петросян 2002 , с. 79, н. 278.
- ^ Петросян 2002 , с. 89.
- ^ Петросян 2002 , с. 87.
- ^ Петросян 2002 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Арутюнян 2000 , с. 366.
- ^ Перейти обратно: а б с Хачикян и др. 2000 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Петросян 2002 , с. 79.
- ^ Рассел 2004 , стр. 23–24.
- ^ Хачикян и др. 2000 , с. 39.
- ^ Петросян 2015 , с. 132.
- ^ Ланг 2021 , с. 23.
- ^ Чахин 2001 , с. 75–76.
- ^ Хоренаци 1978 , с. 98, нет. 7.
- ^ Беттигер 1920 , стр. 10–11.
- ^ Чахин 2001 , с. 74–75.
- ^ Петросян 2007б , с. 299.
- ^ Хоренаци 1978 , стр. 98, 107.
- ^ Хоренаци 1978 , стр. 88–100.
- ^ Арутюнян 1990 .
Библиография
[ редактировать ]- Ачарян, Грачья (1942). "Сейчас". Хайоц изнанунери бараран Словарь армянских личных имен [ Словарь армянских имен ] (на армянском языке). Том. 1. Ереван:Карта хамалсарани хратаракчутьюн. стр. 263 -264.
- Арутюнян, С. Б. (1990). «Гехецик Взгляд». В Токарев С.А. (ред.). Мифы народов посмотреть: Энциклопедия. Мифы народов мира: энциклопедия [ Мифы народов мира: энциклопедия ] (на русском языке). Том. 1. Советская энциклопедия. п. 97. ИСБН 5-85270-016-9 .
- Беттигер, Луи А. (1920). Армянские легенды и праздники . Исследования в области социальных наук 14. Миннеаполис: Университет Миннесоты.
- Чахин, М. (2001). Королевство Армения: История (2-е исправленное изд.). Керзон. ISBN 978-0-7007-1452-0 .
- Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2000). Наследие армянской литературы: от устной традиции к золотому веку, Том. Я. Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна . ISBN 0-8143-2815-6 .
- Арутюнян, Саргис (2000). Хай араспелабанутъюн Армянская мифология [ Армянская мифология ] (на армянском языке). Бейрут: Хамазкаин. OCLC 45792779 .
- Ланг, Дэвид Маршалл (2021) [1970]. Армения: колыбель цивилизации . Рутледж. ISBN 9781000514773 .
- Моисей Хоренаци (1978). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-39571-9 .
- Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN 9780941694810 .
- Петросян, Армен (2007а). «Государственный пантеон Великой Армении: древнейшие источники». Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2 : 174–201. ISSN 1829-1376 .
- Петросян, Армен (2007б). «Индоевропейские *H2ner(t)-ы и племя Дану» . Журнал индоевропейских исследований . 35 : 297–310. ISSN 0092-2323 .
- Петросян, Армен (2012). «Армения и Ирландия: мифы предыстории». Ирландия и Армения: исследования языка, истории и повествования . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. стр. 113–131. ISBN 9780984538386 .
- Петросян, Армен (2015). Проблемы армянской предыстории. Миф, язык, история . Ереван: Гитутюн. ISBN 9785808012011 .
- Рассел, младший (1985). «Ара Прекрасный» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/2: Антропология – Араб Мухаммед . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 200. ИСБН 978-0-71009-102-4 .
- Рассел, Джеймс Р. (2004). Арменоведение и ирановедение . Кафедра ближневосточных языков и цивилизаций Гарвардского университета. ISBN 9780935411195 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахян, Степан (1982). «Ранняя история Армении и три индоевропейские функции». Обзор истории религий (на французском языке). 199 (3): 251–271. дои : 10.3406/rhr.1982.4670 .
- Kapantsian, Grigor (1944). Ara Geghetsʻki pashtamunkʻě Занимайтесь культом Прекрасного [ Поклонение Ара Красивому ] (на армянском языке). Ереван: ХССṚ ГА хратаракчутьюн.
- Матикян, Александр (1930). Арай Гегецик։ Хамематакан кннакан усумнасирутьвн Выглядите красиво. Сравнительно-экспертизационное исследование [ Ара Красивый: Сравнительно-критическое исследование ] (на армянском языке). Вена: Мхитарин Тпаран.
- Тер-Гевондян, А. Н. (1965). « Ара ев Шамирам» Я люблю свою арабскую семью, Масуду мот» Отголосок мифа об «Ара и Шамираме» у арабского историка Масуда [Отголосок легенды «Ара и Семирамида» у арабского историка Масуди]. Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке). 4 : 249–253. ISSN 0135-0536 – через Всеармянскую цифровую библиотеку.