Анаит
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2010 г. ) |
Анаит | |
---|---|
Материнство, фертильность | |
![]() Анаит на армянской монете 1997 года (по мотивам Саталы Афродиты ) | |
Родители | не звони |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Афродита или Артемида |
Римский эквивалент | Диана |
Анаит ( арм . Անահիտ ) — богиня плодородия и исцеления, мудрости и воды в армянской мифологии . [ 1 ] В ранние периоды она была богиней войны. К V веку до нашей эры она была главным божеством в Армении наряду с Арамаздом . [ 2 ] Армянская богиня Анаит родственна аналогичной иранской богине Анахите . Поклонение Анаит, скорее всего, заимствованное у иранцев во время мидийского вторжения или раннего периода Ахеменидов , имело первостепенное значение в Армении. Арташес I воздвиг статуи Анаит и издал приказ поклоняться им. [ 3 ]
Армянская Анаит и персидская Анахита
[ редактировать ]По словам Страбона, «армяне разделяли религию персов и мидийцев и особенно чтили Анаитис». [ 4 ] Цари Армении были «стойкими сторонниками культа». [ 5 ] и Тиридат III , перед своим обращением в христианство, «официально молился триаде Арамазд -Анаит- Ваагн, но, как говорят, выказывал особую преданность «великой госпоже Анаит,... благодетельнице всего человеческого рода, матери дочь великого Арамазда » все знание , [ 6 ] По словам Агафангела , традиция требовала, чтобы цари Армении раз в год отправлялись в храм в Эризе (Эрез) в Ацилисене , чтобы отпраздновать праздник божества; Тиридат совершил это путешествие в первый год своего правления, принося жертвы, венки и ветви. [ 7 ] Особой известностью, по-видимому, пользовался храм в Эризе, «самый богатый и почитаемый в Армении». [ 8 ] укомплектован жрецами и жрицами, причем последние принадлежали к знатным семьям, которые служили в храме перед вступлением в брак. [ 4 ] Эта практика может снова выявить семитские синкретические влияния, [ 5 ] и не подтверждено иным образом в других областях. Плиний сообщает, что солдаты Марка Антония разбили огромную статую божества, сделанную из чистого золота, а затем разделили ее осколки между собой. [ 9 ] Также, согласно Плинию, поддержанному Дио Кассием , Ацилисена в конечном итоге стала известна как Анаитика. [ 10 ] [ 11 ] Дион Кассий также упоминает, что другая область вдоль реки Кир, на границе Албании и Иберии , также называлась «землей Анаитиды». [ 12 ]
Храмы, посвященные Анаит
[ редактировать ]В Армении поклонение Анаит установлено в Эрезе , Армавире , Арташате и Аштишате . [ 2 ] Гора в районе Софена была известна как трон Анаит ( Атор Анахта ). Весь округ Эрез, в провинции Акилисене (Экегиац), назывался Анахтакан Гавар . [ 2 ]
По словам Плутарха , храм Эреза был самым богатым и знатным в Армении. Во время экспедиции Марка Антония в Армению статую разбили на куски римские солдаты. Плиний Старший сообщает нам об этом следующую историю: император Август , приглашенный на обед одним из своих генералов, спросил его, правда ли, что разрушители статуи Анаит были наказаны разгневанной богиней. "Нет!" - ответил генерал, - напротив, я имею сегодня счастье угостить вас одной частью бедра этой золотой статуи. [ 9 ] Армяне воздвигли в Эрезе новую золотую статую Анаит, которой поклонялись еще до времен святого Григория Просветителя .
Ежегодный праздник месяца Навасард , проводимый в честь Анаит, был поводом для больших собраний, сопровождавшихся танцами, музыкой, сольными концертами, соревнованиями и т. д. Больные отправлялись в паломничество в храмы, прося о выздоровлении. Символом древней армянской медицины была голова бронзовой позолоченной статуи богини Анаит. [ 2 ]
-
Руины храма Анаит в Армавире
Рассказы историков об Анаит
[ редактировать ]

По словам Агафангелоса , царь Трдат превозносит «великую госпожу Анаит, славу нашего народа и животворящую… мать всего целомудрия и потомство великого и доблестного Арамазда ». Историк Берос отождествляет Анаит с Афродитой , а средневековые армянские писцы отождествляют ее с Артемидой . [ нужна ссылка ] По мнению Страбона , поклонение Анаит включало ритуалы священной проституции , [ 4 ] но более поздние христианские писатели не упоминают о таком обычае. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Агоп Джек Хаджикян; Габриэль Басмаджян; Эдвард С. Франчук; Нурхан Узунян (2000). Наследие армянской литературы . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 67 . ISBN 978-0814328156 . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гастингс, Джеймс (2001). Энциклопедия религии и этики: Алгонкины - Искусство Элиброн Классика. п. 797. ИСБН 978-1-4021-9433-7 . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Бойс 1983 , с. 1003.
- ^ Перейти обратно: а б с Страбон, География XI.14.16
- ^ Перейти обратно: а б Бойс 1983 , с. 1007.
- ^ Бойс 1983 , с. 1007 Цит. Агафангелос 22.
- ^ Агафангелос 21.
- ^ Цицерон, [без названия] 9.23.
- ^ Перейти обратно: а б Плиний Старший , Naturalis History XXXIII.24 .
- ^ Плиний Старший, Naturalis Historia V.20 .
- ^ Кассий Дион , Historia Romana 36.48.1
- ^ Кассий Дион, Historia Romana XXXVI.53.5 . Дион называет реку «Кирн», а не «Кир».
- ^ Гастингс, Джеймс (2001). Энциклопедия религии и этики: Алгонкины - Искусство Элиброн Классика. п. 797. ИСБН 978-1-4021-9433-7 . Проверено 19 декабря 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1983), «Анахид», Иранская энциклопедия , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 1003–1009.
- Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN 9780941694810 .
- Петросян, Армен (2007). «Государственный пантеон Великой Армении: древнейшие источники». Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2 : 174–201. ISSN 1829-1376 .
- Гельцер, Хайнер (1896). «Об армянском учении о богах» . Отчеты о переговорах Королевского саксонского общества наук в Лейпциге : 99–148. OCLC 665221528 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Черети, Карло Г. (2023). «Армения и Иран: поклонение Анахите на Кавказе». Иран и Кавказ . 27 (4–5): 337–347. дои : 10.1163/1573384X-02704002 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]