Арташес I
Арташес I | |
---|---|
![]() Возможная монета Арташеса I. | |
Король Армении | |
Царствование | 189 – 160 до н.э. |
Предшественник | Оронт IV |
Преемник | Артавасдес I |
Умер | 160 г. до н.э. Бакуракерт, Маранд , Королевство Армения |
Проблема | Артавазд I из Армении Тигран I Вруйр Мажан Зариадрес |
Династия | Династия Арташесидов |
Отец | Зариадрес |
Арташес I (от древнегреческого : Άρταξίας ) был основателем династии Арташесидов в Армении , правившей с 189 по 160 год до нашей эры. Арташес был членом ветви династии Оронтидов , более ранней правящей династии Армении. Он расширил свое царство со всех сторон, объединив территорию Великой Армении . Он провел ряд административных реформ, чтобы упорядочить свое расширенное царство. Он также основал новую столицу в центральной долине реки Аракс под названием Артаксата (Арташат), которая быстро превратилась в крупный городской и торговый центр. Ему наследовал его сын Артавазд I.
Имя
Греческая Артаксерксес форма Артаксиас в конечном итоге происходит от древнеиранского имени * Artaxšaθra- , которое также является источником греческого ( Αρταξέρξης ) и среднеперсидского Ардашира . [1] [2] [3] Армянская ( форма этого имени — Арташес Արտաշէս ) ․ Оно было заимствовано в армянский язык рано, возможно, в период позднего Ахеменидов , из древнеперсидского Артаксача . [4] По мнению Грачья Ачаряна , непосредственным источником армянской формы является неустановленная форма * Арташас . [3] Имя можно перевести как «тот, чье правление осуществляется через истину ( аша )». [1] [2] В своих арамейских надписях Арташес называет себя эпитетом « Благом», который, по мнению Гагика Саргсяна , следует понимать как «Благочестивый», соответствующий греческому эпитету Евсебс . [5] В армянской историографии его иногда называют эпитетами «Благочестивый» ( Барепашт , Барепашт ) и «Завоеватель» ( Ашхархакал , Ашхархакал ). [6]
Фон
Арменией правили члены династии Оронтидов , вероятно, иранского происхождения, начиная с V века до нашей эры. [7] конце III века до нашей эры селевкидский царь Антиох III Великий ( годы правления 222–187 до н. э. ) назначил Арташеса и Зариадра стратегами В (военными правителями) Великой Армении и Софены соответственно. Греческий географ Страбон сообщает, что Арташес и Зариадрес были полководцами Антиоха III. [8] Однако обнаружение в Армении пограничных камней с арамейскими надписями, на которых Арташес провозглашает себя «царем Оронтидов » и «сыном Заре (Зариадреса)», доказало, что Арташес и Зариадрес были не македонскими генералами из-за пределов Армении, а членами из местной династии Оронтидов, хотя, вероятно, принадлежавшей к другим ветвям, чем первоначальный правящий дом. [9] [а] Существуют разные точки зрения на вопрос о том, идентичен ли Заре, упомянутый в арамейских надписях Арташеса, Зариадре, который, согласно Страбону, стал правителем Софены. Михал Марчак утверждает, что отождествление Зариадра из Софены с Заре в надписях кажется «самой простой интерпретацией». [11]
Информация Страбона о том, что последнего правителя Армении до прибытия Арташеса звали Оронт (наиболее распространенное имя правителей династии Оронтидов), соответствует полулегендарному сообщению более позднего армянского историка Мовсеса Хоренаци , который пишет, что армянский царь, предшествующий Арташесом был Эруанд (то есть Оронт), который потерпел поражение и был убит в войне с Арташесом за трон Армении. Этим свидетельствам также соответствуют две надписи, найденные в столице Оронтидов Армавире , в которых упоминается царь по имени Оронт и оплакивается смерть армянского правителя, убитого его собственными солдатами. [7] Хотя до сих пор остаются вопросы о датировке армавирских надписей, [12] эти доказательства были использованы для поддержки мнения о том, что Арташес, местный династ, сверг царя Оронтидов Оронта IV ( годы правления 212–200 до н. э. ) по наущению Антиоха III. [13] Мовсес Хоренаци представляет следующий отчет о битве Арташеса с Оронтом, который, по мнению Роберта В. Томсона , является адаптацией битвы между Александром и Дарием в « Романе об Александре» : [14] Арташес вошел в Армению через Утик и разбил армию Оронта при Эруандаване, расположенном недалеко от северной реки Ахурян . Затем Оронт укрылся в своей столице Эруандашате , которую осаждал союзник Арташеса Смбат, к которому позже присоединился Арташес. Город был взят, а Оронт был убит солдатом. [15]
Вскоре после того, как Антиох потерпел поражение от римлян в битве при Магнезии в 191/190 г. до н.э., Арташес и Зариадрес восстали против Селевкидов и объявили себя независимыми царями в Великой Армении и Софене. [10] [16] [12] [8] В 188 г. до н.э. Арташес и Зариадрес были признаны римским сенатом независимыми правителями. [17]
Царствование

После обретения независимости от Селевкидов Арташес и Зариадрес, которые, возможно, были близкими родственниками, объединились друг с другом, чтобы расширить свои владения. [19] Их завоеваниям не препятствовали Селевкиды во время правления преемника Антиоха Селевка IV ( годы правления 187–175 до н.э. ), который решил не вести новых войн. [20] Царство Арташеса, первоначально сосредоточенное вокруг долины Аракса , расширилось на иберийские земли и особенно на территорию Мидии Атропатены , потерявшей свои территории, граничащие с Каспийским морем . [19] Река Кура стала северной и северо-восточной границей Великой Армении. [21] Страбон сообщает, что Арташес также отвоевал у Атропатены районы «Фаунитис» и «Басопореда», возможно, соответствующие Сивнику и Васпуракану (альтернативно Парспатунику). [22] соответственно. [19] Тем временем Зариадрес завоевал Ацилисене . [19] Другая территория, упомянутая Страбоном, читается либо как Таронитис (т. е. Тарон ), либо как Тамонитис (либо Тман [23] или Тморик [22] ), был завоеван либо Зариадресом [19] или Арташес. [22] [б] По мнению Страбона, объединение этих территорий под властью Арташеса и Зариадреса привело к тому, что население Великой Армении и Софены «говорило на одном языке», т. е. на армянском. [24] [с] Однако имперский арамейский язык, унаследованный от империи Ахеменидов, продолжал оставаться языком правительства и двора. [19] Подобно монархам Понта и Каппадокии , Арташес и его преемники сохранили царские традиции, использовавшиеся бывшей империей Ахеменидов . [19] В то же время в стране начало усиливаться греческое влияние. [19] Со временем арамейский язык будет постепенно вытеснен и заменен греческим в качестве придворного языка. [28]

По словам армянского историка Мовсеса Хоренаци , Арташес приказал разграничить деревни и сельскохозяйственные угодья; подтверждением этому является обнаружение в Армении пограничных камней с арамейскими надписями. [19] Арташес основал город Арташесата (от Artaxšas-šat , «радость Арташеса», сокращенно до Артаксата по-гречески и Арташат по-армянски). [21] на левом берегу реки Аракс, служивший столицей Армении до II века нашей эры. [19] Страбон и Плутарх сообщают, что бывший карфагенский полководец Ганнибал укрылся при армянском дворе и сыграл роль в основании города, хотя это вряд ли соответствует действительности. [19] Хоренаци сообщает, что Арташес переселил жителей из Эруандашата и Армавира идолов Тира , Анаит и различные другие статуи в Артаксату и перенес из Багарана . Статую Тира поставили за городом, возле дорог. [29] [д] Результат этой политики привел к быстрому развитию Артаксаты, которая стала важным административным, торговым, культурным и религиозным центром. Арташес также основал город Арксату, о котором упоминал Страбон, а также города Зарехаван и Заришат, названные в честь его отца Зариадреса . [31]
К 179 г. до н.э. Арташес стал настолько могущественным в результате своих завоеваний, что смог выступать посредником в конфликтах правителей Малой Азии. [16] Однако его план по аннексии Софены провалился. [16] Согласно Диодору Сицилийскому (I век до н. э.), в какой-то момент во время правления преемника Зариадра Митробузана Арташес предложил Ариарату II Каппадокийскому убить принцев Софены при их дворах и разделить Софену между ними, но это предложение было отклонено. . [32] [и] В 165/4 г. до н.э. [34] Арташес потерпел поражение и ненадолго попал в плен силами селевкидского царя Антиоха IV Эпифана ( годы правления 175–164 до н.э. ), очевидно, признавая власть Антиоха добиться его освобождения. [35] Однако это, похоже, не повлияло на его контроль над Великой Арменией. [21] [ф] до н.э. Арташесу удалось помочь сатрапу Мидии Тимарху В 161/0 , восставшему против правления Селевкидов. [19] Арташес умер примерно в 160 г. до н. э., и ему наследовал его сын Артавасд I. [10] [21]
Чеканка монет

В отличие от своих предшественников Оронтидов, большинство правителей Арташесидов чеканили монеты. Фрэнк Л. Ковач отнес ко времени правления Арташеса I несколько монет: восемь с арамейскими надписями и четыре с греческими надписями. [28] Однако Рубен Варданян и Карен Варданян приписали большую часть этих монет более позднему царю Арташесу II . [37] [38] Первые монеты, изображающие арксию, несут арамейскую надпись «король артшес» ( имперский арамейский : 𐡀𐡓𐡕𐡇𐡔𐡎𐡉 𐡌𐡋𐡊𐡀 , романизированный: rthṣsy mlk ) и изображают собаку (вероятно, армянский гампр ), пчела, голова неизвестного бородатого мужчины, орел и голова Антиоха IV . Более поздняя чеканка монет отказалась от использования арамейского языка и перешла к греческим надписям ( древнегреческий : Βασιλεως Αρταξερξου , латинизированный : Basileus Artakserksou ). На реверсах этих монет также были изображены рог изобилия , виноград и дубинка. Арташес всегда изображается бородатым и в пятиконечной армянской тиаре , за исключением одной монеты, изображающей его во фригийском колпаке с фанионом и поясками. [28]
Семья
Согласно эпической традиции, рассказанной Мовсесом Хоренаци, Арташес женился на Сатеник , дочери царя алан , в рамках мирного договора после того, как Арташес разгромил вторгшихся аланов на берегах реки Куры. [39] Однако обычно считается, что реальная историческая основа этой истории возникла из вторжения аланов в Армению в I веке нашей эры, во время правления I. Тиридата [40] Известными сыновьями Арташеса были его преемники Артавазд I и Тигран I. [41] Четыре других сына засвидетельствованы только в истории Мовсеса Хоренаци: Мажан, который был назначен жрецом Арамазда в Ани ; Вройр, назначенный хазарапетом ; Тиран, которому было поручено командовать южной частью армии; и Заре, который был назначен командующим северной частью армии. [29] [г]
Наследие
Арташес в армянском народном эпосе


Арташес занимает видное место в армянском народном эпосе, известном в науке как « Випасанк» . Мовсес Хоренаци опирался на этот народный эпос, когда писал об Арташесе и других армянских царях в своей истории. Эпос об Арташесе основан на исторических событиях, но содержит существенные анахронизмы и сопоставления разных деятелей и их деяний. Например, в эпосе (а значит, и в истории Хоренаци) вторжение аланов в Армению отнесено ко времени Арташеса, тогда как на самом деле оно произошло в I веке нашей эры, при Тиридате I. [46] Рассказ о ранней жизни Арташеса в эпосе следует образцу, наблюдаемому и в других эпических традициях: Арташес, сын армянского царя Санатрука, [час] является единственным выжившим после резни своей семьи, устроенной царем Оронтом; его спасает наставник Смбат Багратуни и отвозит жить к пастухам (как в рассказах о Кире Великом и Ардашире I ); затем он возвращается, чтобы вернуть себе королевство с помощью персов. [47] В эпосе повествуется о том, как Арташес женился на аланской царевне Сатеник после битвы с аланами, о чем подробно рассказывает Хоренаци. Часть эпоса также посвящена конфликту Арташеса с дворянином Аргаваном. [я] причиной которого является его жадный сын Артавазд (в основном основанный на более позднем Артавазде II , а не на фактическом преемнике Арташеса I), [50] и конфликт между сыновьями Арташеса. [47] В эпосе Арташес проклинает своего сына Артавазда из могилы, чтобы тот был унесен духами, известными как кайк, и заключен в тюрьму на вечность. [51] Некоторые стихи из эпоса о смерти Арташеса сохранились в « Письмах» армянского учёного XI века Григора Магистроса . [52]
Культурные изображения
В 1848 году армянский драматург Срабион Экимян написал пьесу на классическом армянском языке под названием «Арташес ев Сатеник» («Арташес и Сатеник»). [53] Армянский поэт XIX века Бедрос Турян написал пьесу об Арташесе под названием «Ардашес Ашхархагал» («Арташес Завоеватель»), которая была впервые поставлена в 1870 году. Она была написана на основе истории Хоренаци. [54] Арташес изображен на картине Мкртума Овнатаняна (1836 г.). [44] В 2001 году на центральной площади современного Арташата была установлена статуя Арташеса работы Вануша Сафаряна . [45]
Ссылки
Примечания
- ^ Джеймс Р. Рассел отмечает, что заявление Арташеса о происхождении Оронтидов отражает армянские и иранские идеи о царской власти и статусе, которые должны были быть унаследованы по крови, а не приобретены. [10]
- ^ Если прочтение Тамонитиса и его отождествление с Тмориком верны, то завоевание Арташесом более вероятно, поскольку эта территория располагалась дальше на восток. [22]
- ^ Некоторые авторы, такие как Гагик Саргсян и Асатур Мнацаканян, утверждают, что Арташес фактически отвоевал территории, которые уже были армянскими, такие как Сюник, Утик, Каспиан и Арцах, хотя это оспаривалось Робертом Х. Хьюсеном. [25] [26] Однако в более поздней работе Хьюзен считает возможным, что царство Оронтид простиралось до слияния рек Куры и Аракса . [27]
- ↑ По мнению Томсона и Огюста Карьера , здесь Хоренаци адаптирует более раннюю армянскую историю Агафангела, касающуюся идолов. [30]
- ↑ Предполагая, как это делает Марциак, что Арташес был сыном Зариадреса, Арташес, похоже, отстаивал свои права наследования как первенца Зариадреса над младшими правителями Софены. [33]
- ↑ Гагик Саргсян , опираясь на сведения о конфликте между Арташесом и Антиохом IV, сохранившиеся в одном из Иеронима опровержений Порфирия , приходит к выводу, что Арташес не был взят в плен Антиохом, а фактически отразил атаку Селевкидов (вызванную его собственным вторжением в Селевкидов территории), хотя и с большими потерями. Саргсян предполагает, что именно во время этого конфликта Арташес отвоевал Тамонитис/Тморик у «сирийцев» (как понял Саргсян, имея в виду Селевкидов), как сообщает Страбон. [36]
- ↑ Как отмечает Джеймс Р. Рассел, разделение армии на четыре командования (здесь между Артаваздом, Тираном, Смбатом и Зарехом) [42] «почти наверняка» является анахронизмом для времени Арташеса. [43]
- ^ Имя более позднего армянского царя
- ^ Хоренаци отождествляет мифологического Аргавана с историческим князем Аргамом из династии Мурацан, [48] который, по мнению Хоренаци, имел мидийское происхождение. Упоминания вишапов («драконов») или вишапазунк («потомков расы драконов») в армянском эпосе интерпретируются Хоренаци как аллегорические отсылки к мидянам и их потомкам в Армении. [49]
Цитаты
- ^ Jump up to: а б Шмитт 1986 , стр. 654–655.
- ^ Jump up to: а б Визехёфер 1986 , стр. 371–376.
- ^ Jump up to: а б Ачарян 1948г .
- ^ Саргсян 1966 , стр. 115–116.
- ^ Саргсян 1971 , с. 538.
- ^ Ованнисян, Петрос [на армянском языке] . Артаксеркс 1 [Арташес I] (на армянском языке). Институт арменоведения ЕГУ . Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Гарсоян 1997 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б Гарсоян 2004 .
- ^ Гарсоян 1997 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б с Рассел 1986 .
- ^ Марчак 2017 , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б Фаселла 2021 .
- ^ Ланг 2000 , с. 512.
- ^ Моисей Хоренаци 1978 , с. 25.
- ^ Моисей Хоренаци 1978 , стр. 185–187.
- ^ Jump up to: а б с Шоттки 2006 .
- ^ Ланг 2000 , с. 513.
- ^ Караханян 1971 , с. 275.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Шомон 1986 .
- ^ Саргсян 1966 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б с д Гарсоян 1997 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с д Марчак 2017 , с. 21.
- ^ Хьюсен 2001 , с. 34.
- ^ Гарсоян 1997 , с. 50.
- ^ Хьюсен 1982 , с. 32: «Таким образом, только при Арташесе, во втором веке до нашей эры, армяне завоевали Сивник и Каспиан и, очевидно, земли Арцакса и Утика, которые лежали между ними. Эти земли, как нам говорят, , были взяты у мидийцев. Представление Мначаканяна о том, что эти земли уже были армянскими и были вновь завоеваны армянами в это время, таким образом, не основано ни на каких доказательствах и действительно противоречит тому немногому, что мы знаем об армянской экспансии на восток». .
- ^ Саргсян 1976 , с. 139б: «В короткий срок он воссоединил отдаленные провинции (Каспк, Парспатуник, Гугарк, Карин, Тморик и др.), отделившиеся от государства Ервандун в конце III века нашей эры или начале II века нашей эры. [За короткий промежуток времени он [Арташес] воссоединил в конце III века до н.э. век до нашей эры].
- ^ Хьюсен 2001 , с. 32, карты 19, 21.
- ^ Jump up to: а б с Ковач 2016 , стр. 9–10, 86–87.
- ^ Jump up to: а б Моисей Хоренаци 1978 .
- ^ Моисей Хоренаци 1978 , с. 190, н. 11, 12.
- ^ Жамкочян, А Г (1963). История армянского народа (на армянском языке). Хайпетусманхрат.
- ^ Марчак 2017 , с. 127.
- ^ Марчак 2017 , с. 158.
- ^ Шомон 1993 , с. 435.
- ^ Марчак 2017 , с. 126, нет. 94.
- ^ Саргсян 1966 , стр. 242–246.
- ^ Варданян и Варданян 2008 , с. 92, нет. 38.
- ^ Варданян 2001 .
- ^ Моисей Хоренаци 1978 , с. 192.
- ^ Далалян 2006 , с. 245.
- ^ Гарсоян 1997 , с. 52.
- ^ Моисей Хоренаци 1978 , с. 196.
- ^ Рассел 2004 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Арташес А. король (1836) . Gallery.am (на армянском языке). Национальная галерея Армении . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года.
- ^ Jump up to: а б Беседа со скульптором Ванушем Сафаряном [Интервью со скульптором Ванушем Сафаряном]. Lurer.com (на армянском языке). 16 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2024 г.
- ^ Абегян 1966 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Рассел 2004 , с. 160.
- ^ Петросян 2016 , стр. 10.
- ^ Абегян 1985 , стр. 178–180.
- ^ Рассел 2004 , с. 158.
- ^ Рассел 2004 , стр. 163–164.
- ^ Рассел 2004 , с. 163.
- ^ Экимян 1857 , стр. 279–281.
- ^ Туриан 1972 , стр. 512–513.
Источники
- Абегян, Манук (1985). Армянские народные мифы М. Хоренаци в истории Армении (критика и наука) Армянские народные предания в «Истории Армении » М. Хоренаци (критика и исследование). Страны [ Сочинения ] (на армянском языке). Том. VII. Ереван: Публикации HSSH GA. стр. 100-1 66–272.
- Абегян, Манук (1966). Страны [ Сочинения ] (на армянском языке). Том. I. Ереван: ВСШ ГА хратаракчутьюн.
- Ачарян, Грачья (1948). "Арташес" Арташес . Словарь армянских личных имен [ Словарь армянских имен ] (на армянском языке). Том. I. ЕГУ Издательство . п. 305 .
- Шомон, МЛ (1986). «Армения и Иран ii. Доисламский период» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 418–438. ISBN 978-0-71009-104-8 .
- Шомон, ML (1993). «Основания Селевкидов на юге Армении». Сирия (на французском языке). 70 : 431–441.
- Далалян, Торк (2006). «О характере и имени кавказской сатаны (Сатьеника)» . Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2 : 239–253. ISSN 1829-1376 .
- Фаселла, Маргарет (2021). «Оронтиды » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Гарсоян, Нина (2004). «Армяно-иранские отношения в доисламский период» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Гарсоян, Нина (1997). «Возникновение Армении». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . Том. 1. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. стр. 37–62. ISBN 0-312-10169-4 .
- Гарсоян, Нина (2005). «Тигран II» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Экимян, Срабион (1857). Стихи, поэмы и пьесы [ Песни, стихи и пьесы ] (на армянском языке).
- Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-33228-4 .
- Хьюсен, Р.Х. (1986). «Артаксата» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/6: Искусство в Иране I – Аруз . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 653–654. ISBN 978-0-71009-106-2 .
- Хьюсен, Роберт Х. (1982). «Этноистория и влияние армян на кавказских албанцев». В Самуэляне, Томас Дж. (ред.). Классическая армянская культура: влияния и творчество . Чико, Калифорния: Scholars Press. стр. 27–40. ISBN 0-89130-565-3 .
- Караханян, Г. (1971). Две недавно обнаруженные арамейские надписи [Две недавно найденные надписи на арамейском языке]. Патма-Банасиракан Хандес (3): 274–276. ISSN 0135-0536 .
- Ковач, Фрэнк Л. (2016). Армянская чеканка в классический период . Ланкастер: ISBN Classical Numismatic Group, Inc. 9780983765240 .
- Ланг, Дэвид М. (2000). «Иран, Армения и Грузия». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 3, Часть 1. Издательство Кембриджского университета. стр. 505–536.
- Марчак, Михал (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три Регны Миноры Северной Месопотамии между Востоком и Западом . Брилл. ISBN 978-90-04-35072-4 .
- Моисей Хоренаци (1978). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-39571-9 .
- Петросян, Армен (2016). Армянская Сатеник/Сатиник и кавказская Сатана/Сатаней [Armenian Satenik/Satinik and Caucasian Satana/Sataney]. Vestnik Vladikavkazskogo nauchnogo tsentra (in Russian). 1 : 8–17. ISSN 1683-2507 .
- Ромени, РБ тер Хаар (2010). Религиозное происхождение наций?: Христианские общины Ближнего Востока . Брилл. ISBN 9789004173750 .
- Рассел, младший (1986). «Артаксиас I» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/6: Искусство в Иране I – Аруз . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 659–660. ISBN 978-0-71009-106-2 .
- Рассел, Джеймс Р. (2004). «Некоторые иранские образы царской власти в армянском эпосе Арташесида». Арменоведение и ирановедение . Бельмонт, Массачусетс: Армянское наследие Press. стр. 157–174.
- Саргсян, Гагик (1971). Объединение и усиление Армении в период правления Арташеса I. «Объединение и усиление Армении во времена Арташеса I». В Еремяне Сурен ; и др. (ред.). История армянского народа [ История армянского народа ]. Том. 1. Ереван: Академия наук Армянской ССР. стр. 521–551.
- Саргсян, Г. (1976). «Арташес I» Арташес А . В Симоняне, Авель (ред.). Советская Армянская энциклопедия (на армянском языке). Том. 2. Ереван: Издательство Армянская энциклопедия . п. 139 .
- Sargsyan, G. Kh. (1966). Эллинистическая эпоха Армения и Мовсес Хоренаци [ Армения эллинистического периода и Мовсес Хоренаци ] (на армянском языке). Ереван: ВСШ ГА Гратаракчутьюн. ОКЛК 20070239 .
- Шмитт, Р. (1986). «Артаксеркс» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/6: Искусство в Иране I – Аруз . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 654–655. ISBN 978-0-71009-106-2 .
- Шоттки, Мартин (Прецфельд) (2006). «Артаксиас». Новый Поли Брилла . дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e202070 . ISBN 9789004122598 .
- Shifman, Ilya (1980). Ганнибал в Армении [Ганнибал в Армении]. Патма-Банасиракан Хандес (на русском языке) (4): 257–261. ISSN 0135-0536 .
- Тирацян, Г. (1976). "Арташат" Слишком . В Симоняне, Авель (ред.). Советская Армянская энциклопедия (на армянском языке). Том. 2. Ереван: Издательство Армянская энциклопедия . стр. 135–136 .
- Туриан, Бедрос (1972). Коллекция стран [ Собрание сочинений ] (на армянском языке). Том. 2. Ереван: ВСШ ГА Гратаракчутьюн.
- Варданян, Карен (декабрь 2001 г.). «Датированная медная монета Арташеса II: Свидетельства использования помпейской эпохи в Артаксате» (PDF) . Армянский нумизматический журнал . I. 27 (4): 89–94.
- Варданян, Рубен; Варданян, Карен (декабрь 2008 г.). «Недавно найденные группы медных монет Арташесида» (PDF) . Армянский нумизматический журнал . II. 4 (4): 77–95.
- Визехёфер, Йозеф (1986). «Ардашир I и. История» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 371–376. ISBN 978-0-71009-104-8 .
Дальнейшее чтение
- Litovchenko, Sergey (2003). Римско-армянские отношения в I в. до н. э. ‑ начале I в. н. э. [ Римско-армянские отношения с I века до нашей эры до начала I века нашей эры ] (PDF) (Диссертация). Харьковский университет.
- Рассел, младший (1986). «Армения и Иран iii. Армянская религия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 438–444. ISBN 978-0-71009-104-8 .