Папа Армении
Пап | |
---|---|
Король Армении | |
Царствование | 370–374/375 |
Предшественник | Arshak II |
Преемник | Varazdat |
Рожденный | в. 353 |
Умер | 374/375 |
Супруг | Зармандухт |
Проблема | |
Династия | Аршацид |
Отец | Arshak II |
Мать | Парандзем |
Религия | Арианство |
Пап ( . 353–374 /375) был царем Армении ок с 370 по 374/375 годы и членом династии Аршакидов . В его правление был короткий, но заметный период стабилизации после многих лет политических потрясений. Хотя Армения была завоевана и опустошена сасанидским царем Шапуром II в 367/368 году, Пап был восстановлен на троне в молодом возрасте с помощью Рима в 370 году. В начале его правления Армения и Рим одержали совместную победу над персами при битва при Багаване , а некоторые бывшие территории королевства были отвоеваны усилиями его спарапета (генерала) Мушега Мамиконяна . Хотя правление Папа началось с примирения монархии, дворянства и церкви, его отношения с церковью вскоре ухудшились. Пап предположительно Армении отравил патриарха Нерсеса I , хотя некоторые более поздние историки сомневаются в этом повествовании. Пап также в конце концов столкнулся с римлянами, которые заподозрили его в сговоре с персами. Император Валент безуспешно пытался убить его в 373/374 году, но в конечном итоге ему удалось убить его в 374/375 году. Ему наследовал его племянник Вараздат как царь.
Классические армянские историки изображают Папа враждебно, вероятно, из-за непростых отношений короля с Армянской церковью . Однако римский историк Аммиан Марцеллин похвалил Папа за его храбрость и ум. Некоторые более поздние армянские историки положительно оценили Папа, оценив его попытки укрепить армянскую монархию и проводить независимую внешнюю политику в сложных обстоятельствах. [ 1 ]
Семья
[ редактировать ]Пап был сыном аршакидского царя Армении Аршака (Арсака) II ( годы правления 350–368 ) и его жены Парандзем . [ 2 ] Точный год рождения Папа достоверно неизвестен и обсуждается историками; один источник сообщает, что это примерно 353. [ 1 ] [ 2 ] [ а ] Армянский историк Акоп Манандян считал возможным, что Пап на самом деле был сыном Парандзем от ее первого мужа Гнела (племянника Аршака). [ 2 ] Историк Альберт Степанян утверждает, что Пап на самом деле был сыном Аршака, но первоначально по закону он считался сыном Гнела, поскольку Аршак женился на Парадземе в левиратном браке в иранском стиле, называемом стури бутак или чакарих , в соответствии с которым бездетная вдова выходила замуж за одного из родственники ее покойного мужа по мужской линии, чтобы обеспечить ему наследника. [ 4 ] Кроме того, Аршак, по-видимому, женился на Парандзем, еще будучи женатым на своей первой жене Олимпиаде , несмотря на недавний запрет многоженства на церковном соборе Аштишата . [ 4 ] По этим причинам Аршак столкнулся с серьезными препятствиями в легитимизации Папа как своего законного сына и наследника. [ 4 ] По словам Степаняна, только после смерти царицы Олимпиады (якобы в результате отравления по приказу Парандзем) Парандзем стала полноправной королевской супругой, а ее сын Пап был признан наследным принцем Армении. [ 4 ] Историк Нина Гарсоян , с другой стороны, утверждает, что Пап, должно быть, был законным сыном и наследником Аршака, поскольку даже крайне враждебные к нему источники никогда не ставят под сомнение его легитимность. [ 5 ] Она предлагает другую гипотезу, согласно которой Пап родился у Парандзема от Аршака около 350 года, после чего Парандзем был передан Гнелу во временном браке и забран позже Аршаком, таким образом объясняя, как Пап мог родиться до смерти Гнела около 359 года. [ 6 ]
Судя по всему, у Папа также был брат или сводный брат, чей сын Вараздат сменил Папа на посту короля. [ 7 ] [ 8 ] Этот брат не упоминается по имени в историях Фауста Византийского или Мовсеса Хоренаци , двух основных армянских источников о жизни Папа, но другой армянский труд, анонимное Житие святого Нерсеса, сообщает, что у Папа был младший брат по имени Трдат. . [ 9 ]
Имя Папа имеет среднеиранское происхождение и буквально означает «отец». [ 10 ] [ 11 ] В рукописях истории Аммиана Марцеллина его имя указано как Пара , которое историки читают как Папа . [ 10 ]
Восхождение на престол
[ редактировать ]Около 367/368 года отец Папа Аршак II отправился в Персию для мирных переговоров с сасанидским царем Шапуром II и был заключен в тюрьму, оставив армянский трон вакантным. [ 12 ] [ б ] Царица Парандзем и принц Пап укрылись с царским сокровищем в крепости Артогерасса (Артагерс), которую защищал отряд азатов (мелких армянских дворян). [ 13 ] [ с ] По словам Аммиана Марцеллина, персидскими силами вторжения командовали два армянских перебежчика, Килак (Глак) и Артабан (Артаван или Ваган). [ 13 ] Фауст также упоминает двух армянских нахараров (магнатов), Меружана Арцруни и Вагана Мамиконяна (возможно, отождествляемых с Артабанами Аммиана), занимавших руководящие должности под сюзеренитетом Шапура II, а также Зика и Карена, носивших персидские дворянские титулы. [ 13 ] [ д ] Шапур II, возможно, намеревался объединить административное правление Сасанидов (Зик и Карен) с правлением нахарара (Арцруни и Мамиконян). [ 16 ]
Во время осады жена Аршака II Парандзем обратилась к Килаку и Артабану от имени своего мужа. Двое мужчин вернулись к монархии Аршакидов и организовали побег Папа. Фемистий сообщил о прибытии Папа ко двору Валента в Марцианополисе , где зимовал император. По словам Фауста, Пап общался со своей матерью, когда находился на римской территории, и призывал ее дождаться его возвращения. [ 16 ] Валент отправил его жить в Неокесарию в Понте Полемониаке , в 300 километрах (190 миль) от границы с Арменией, где Пап получил «либеральную поддержку и образование». [ 16 ] [ 17 ] В 369 году по просьбе спарапета Мушега Мамиконяна (по Фаусту) или Килака и Артабана (по Аммиану) Валент разрешил Папу вернуться на территорию Армении. [ 18 ] [ и ] Его сопровождал Come et dux Теренций , но римляне еще не признали его королем Армении. [ 17 ]
Король Армении
[ редактировать ]
Валент не хотел даровать Папу королевский титул, поскольку это нарушило бы более ранний договор, подписанный Иовианом в июле 363 года, согласно которому Рим обязался не вмешиваться в дела Армении. [ 18 ] Тем не менее, Шапур был разгневан восстановлением Папа и в ответ лично вторгся в Армению, вынудив Папа снова покинуть Армению и скрываться недалеко от римской границы в Лазице . [ 18 ] Вместо того чтобы преследовать Папа, Шапур II сосредоточил свою атаку на Артогерассе, которая пала зимой 369/70 г. [ 18 ] Царское сокровище было захвачено персами, а Парандзем была изнасилована и убита. Шапур II также начал систематически преследовать местных христиан, разрушая церкви, возводя храмы огня и принуждая их принять зороастризм . [ 18 ]
Шапур II связался с Папом, когда он скрывался, и попытался убедить его перейти на его сторону. Под влиянием Шапура II Пап убил двуличных Силаков и Артабанов и отправил их головы шаханшаху в знак лояльности. Однако попытка сближения Шапура с Папом была прервана возвращением Аринфея в Армению с римской армией, которая восстановила Папа на троне во второй раз примерно весной 370 года. [ 21 ] [ 22 ] [ ж ] Весной 371 года Шапур II предпринял новое масштабное вторжение в Армению. [ 23 ] В ответ Валент послал в Армению войска во главе со своими генералами Траяном и Вадомарием . [ 24 ] Армянская армия также собралась под командованием спарапета Мушега Мамиконяна. [ 23 ] Объединенные римско-армянские силы встретили вторгшуюся персидскую армию в районе Багреванда и одержали победу в битве при Багаване . [ 23 ] [ г ] Фауст Византийский отдает должное Мушегу Мамиконяну за победу и пишет, что Пап наблюдал за битвой с близлежащей высоты горы Нпат. [ 23 ] В ходе последовавших сражений, новые армянские территории были отвоеваны у персов (согласно Фаусту), в том числе Арзанен и Кордуена , которые были уступлены персам Иовианом в 363 году. [ 23 ] [ ч ] К концу лета Шапур II отступил в свою столицу Ктесифон , а Валент вернулся в Антиохию . [ 23 ] Шапур II не смог противостоять массовому наращиванию римского присутствия в Армении из-за своей озабоченности атаками Кушанов в восточной части своей империи. Таким образом, римский контроль над Арменией через царя-клиента Папа на время был обеспечен. [ 29 ]
Папа был молодым человеком – вероятно, еще подростком – когда вступил на трон. [ 1 ] В начале своего правления он пригласил патриарха Нерсеса I вернуться в Армению. Нерсес согласился и взялся за восстановление церквей и церковных учреждений Армении, заботясь о бедных и восстанавливая влияние церкви в стране. [ 30 ] Тем временем спарапет Мушег вел кампанию по восстановлению власти Аршакидов в Армении, жестоко наказывая восставшие против монархии провинции, заставляя проперсидских нахараров подчиниться царской власти и отвоевывая территории у соседних Албании и Иберии . [ 31 ] [ ч ] Вскоре после этих первых успехов Пап вступил в конфликт с патриархом Нерсесом. По словам Фауста, Нерсес постоянно упрекал Папа за его греховное поведение и не позволял ему войти в церковь; [ 32 ] Мовсес Хоренаци подразумевает, что Пап был расстроен из-за Нерсеса за то, что он заставил его вернуть земли, конфискованные у знати во время правления его отца. [ 33 ] Некоторые современные историки полагают, что Пап столкнулся с церковью из-за своей поддержки проарианской религиозной политики Валента; [ 34 ] [ 35 ] другие полагают, что Пап был христианином только номинально и симпатизировал зороастризму. [ 36 ] [ 37 ] Третьи рассматривают конфликт Папа с духовенством как результат его шагов по сдерживанию чрезмерной власти церкви, накопившей значительные имения и богатства в виде благотворительных учреждений, созданных Нерсесом во время правления Аршака II. [ 1 ] [ 38 ]

Конфликт между царем и патриархом достиг апогея в 373 г. [ 34 ] [ я ] когда, по словам Фауста и Мовсеса, Пап пригласил Нерсеса на обед в свой особняк в селе Хах и отравил его. [ 34 ] [ 41 ] Затем король распустил благотворительные учреждения, основанные Нерсесом, отменил птги и тасанорд, десятину выплачиваемую церкви, и захватил большую часть церковных земель. [ 34 ] [ 42 ] Он также ограничил освобождение духовенства от военной службы, приказав передать в распоряжение суда сыновей и братьев низшего духовенства. [ 43 ] Папа назначил на замену человека по имени Юсик и отправил его на хиротонию в Кесарию , но епископ Кесарийский Василий отказался рукоположить кандидатуру. Валент просил Василия быстро разрешить ситуацию, найдя нового кандидата, приемлемого для Папа. Василию не удалось этого сделать, и римский престол Кесарии фактически утратил свою традиционную роль по рукоположению Патриарха Армении. [ 44 ] По мнению Фауста, отравление популярного и могущественного патриарха вызвало раскол между королем и знатью и, в частности, оттолкнуло спарапета Мушега. [ 34 ] [ 45 ] Нерсес также был близким другом римлян; его убийство и последующая потеря римского церковного контроля над назначением Патриарха Армении, должно быть, нанесли ущерб отношениям Папа с Валентом. [ 16 ]
Некоторые более поздние историки поставили под сомнение или полностью отвергли утверждение о том, что Пап отравил Нерсеса. Армянский историк Лео считал это легендой, которую более поздние церковные историки представили как факт, стремившиеся опорочить Папа. [ 46 ] Авторы Малахия Орманян и Егиазар Мурадян, судя по обстоятельствам, описанным Фаустом, считали более вероятным, что Нерсес умер от какой-то болезни легких или сердца, возможно, в тот же день или на следующий день после того, как он обедал с Папом, что послужило поводом для слухи, что патриарха отравили. [ 47 ] [ 48 ] Йозеф Маркварт и Акоп Манандян также отвергают историю об отравлении Нерсеса, утверждая, что Пап наверняка был бы привлечен к ответственности за это Василием Кесарийским. [ 49 ] Нина Гарсоян и Ноэль Ленски, с другой стороны, не оспаривают тот факт, что Пап отравил Нерсеса, и отмечают, что он не был первым королем Аршакидов, убившим патриарха, имея в виду деда Папа Тирана , который убил патриарха Юсика . [ 50 ] [ 51 ] Аммиан Марцеллин особенно молчал об убийстве Нерсеса. Это может отражать общее отсутствие интереса римского историка к религиозным вопросам, хотя было высказано предположение, что Аммиан намеренно опустил этот эпизод, чтобы не умалять своего повествования о Папе как о «невинной жертве римского злодейства». [ 52 ]
Падать
[ редактировать ]Помимо разногласий по поводу назначения нового патриарха, отношения Папа с Валентом еще больше ухудшились из-за того, что римский полководец Теренций написал императору, критикуя Папа и советуя ему свергнуть армянского царя, чтобы не допустить его перехода в Персию. . [ 53 ] По словам Фауста, Пап также требовал контроля над Кесарией и двенадцатью другими римскими городами, включая Эдессу , как бывшими владениями Аршакидов, открыто ухаживая за Персией, несмотря на предупреждения спарапета Мушега и других дворян не разрывать союз с Римом. [ 54 ] Аммиан, напротив, утверждает, что Пап был полностью верен Риму. [ 53 ] Валент решил казнить Папа и пригласил его на встречу в Тарсе в 373 или 374 году. [ 55 ] [ 56 ] Пап прибыл с 300 конными эскортами, но быстро забеспокоился из-за отсутствия императора, который все еще находился в Антиохии. [ 22 ] и поэтому бежал обратно в Армению и отбил легион, посланный за ним. [ 57 ] [ 58 ]
Теренций послал двух генералов со скутариями (защищенной кавалерией), знакомых с местной местностью после Папа, армянина по имени Даниэлус и иберийца по имени Барзимерес, которым не удалось захватить Папа. [ 23 ] Генералы оправдывались тем, что Пап использовал магические силы, чтобы избежать плена, и использовал темное облако, чтобы замаскировать свой отряд, что напоминает утверждение Фауста о том, что Пап был одержим демонами. [ 37 ] Это могло быть просто нападением на характер Папа, основанным на его симпатиях к арианам и язычникам . Аммиан пишет, что подданные Папа радостно приветствовали возвращение своего короля и что даже после этого покушения Пап не выступил против Римской империи. [ 53 ] Затем Валент приказал Траяну , преемнику Теренция на посту герцога Армении, завоевать доверие Папа и убить его. [ 37 ] Варварский стражник убил Папа в 374 или 375 году во время банкета , который Траян организовал для молодого царя. [ 59 ] [ 34 ] Аммиан описывает убийство Папа по приказу Валента как неоправданный и предательский поступок, проводя параллели с убийством Валентинианом Габиния квадов и I короля утверждая, что призрак Папа преследовал многих. [ 53 ] [ 60 ]
Армянские нахарары, все еще лояльные Папу, мало что сделали, чтобы протестовать против убийства царя из-за большой римской армии, находившейся на территории Армении. [ 61 ] Новый римский кандидат на престол, племянник Папа Вараздат (Варасдат) , был принят практически всеми. [ 61 ] Вараздат вырос в Риме и начал править при регентстве Мушега Мамиконяна, поскольку Мамиконяны были главным проримским дворянским домом в Армении. [ 61 ] Шапур II уже давно ухаживал за Папом, и убийство последнего и замена его римским кандидатом вызвали возмущение персов; однако Шапур не вторгся и предпринял только дипломатические действия. [ 62 ]
Брак и проблема
[ редактировать ]Пап женился на армянской дворянке по имени Зармандухт , которая родила ему двух сыновей: Аршака (Арсака) III и Вагаршака (Вологасов) . [ 63 ] Сыновья Папа позже стали соправителями Армении спарапетом Мануэлем Мамиконяном после того, как он вынудил преемника Папа Вараздата бежать из страны. [ 34 ] Кроме того, некоторые ученые полагают, что Вараздат был внебрачным ребенком Папа. [ 64 ] [ 65 ]
Историография
[ редактировать ]Классические армянские историки враждебно относятся к Папу и приписывают ему ряд грехов, главным из которых является убийство Нерсеса I. [ 10 ] Фауст Византийский, опираясь на эпические источники, [ 66 ] изображает Папа абсолютно злым и одержимым демонами ( дьюко ) с рождения, что заставило его совершать такие грехи, как содомия и зоофилия. [ 67 ] [ 10 ] [ 36 ] Такое отношение к Папу объясняется непростыми отношениями короля с Армянской церковью , вызванными его пропагандой арианства и попытками ограничить власть и влияние церкви. [ 10 ] [ 34 ] Римский историк Аммиан Марцеллин , который, в отличие от классических армянских историков, был современником Папа, представляет более благоприятный образ молодого царя, которого он восхваляет за его храбрость и ум и описывает, как его «с величайшей радостью приветствовали его субъектов» после того, как ему удалось избежать первого покушения на него. [ 34 ] [ 37 ] [ 43 ] Позже армянские историки переоценили Папа в положительном свете, посчитав его несправедливой жертвой процерковных историков и высоко оценив его попытки укрепить армянскую монархию и проводить независимую внешнюю политику в сложных обстоятельствах. [ 1 ] [ 38 ] Некоторые из «злых дел», приписываемых Папу Фаустом, были переинтерпретированы как усилия короля по стабилизации и заселению раздираемого войной Королевства Армения. [ 68 ] Некоторые другие современные историки оценили Папа менее положительно. [ 69 ] [ 40 ] По мнению Ноэля Ленски, Пап, вероятно, изо всех сил пытался управлять королевством, которое все еще восстанавливалось после разрушений, нанесенных Шапуром II, что привело его к принятию неверных решений, которые в конечном итоге привели к его падению. [ 40 ]
Культурные изображения
[ редактировать ]- Пап — персонаж трагедии « Нерсес Великий, покровитель Армении» , написанной в 1857 году армянским драматургом, актером и редактором XIX века Саргисом Ванандеци (Саргис Мирзаян). [ 70 ]
- Пап — главный герой исторического романа Пап Тагавор» « Степана Зоряна , впервые опубликованного в 1944 году. [ 71 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Акоп Манандян пишет, что вопрос о дате рождения Папа до сих пор дискутируется, и сам не дает однозначного ответа. Малахия Орманян предположила, что Пап родился в 351 году и на самом деле был сыном другой жены Аршака, Олимпиады , что отвергается Манандяном. Манандян категорически отвергает предположение Йозефа Маркварта о том, что Пап родился в 360 году, то есть ему было десять лет на момент коронации и четырнадцать на момент убийства. [ 2 ] Гагик Саргсян называет год рождения Папа примерно 353-м. [ 1 ] Нина Гарсоян пишет, что только дата около 350 г. имела бы смысл, учитывая другие свидетельства о жизни Папа. [ 3 ]
- ↑ Фауст утверждает, что Аршак покончил жизнь самоубийством в плену несколько лет спустя, а Аммиан пишет, что он был схвачен, ослеплен и казнен персами. [ 12 ]
- ↑ Вместо этого Фауст пишет, что Пап уже был заложником в Римской империи во время осады Артогерассы. [ 14 ]
- ^ Зик и Карен — имена двух из семи великих домов Ирана . Фауст использует их как собственные имена двух людей. [ 15 ]
- ↑ В одной из работ Гарсоян помещает возвращение Папа раньше, ок. 367 ; [ 19 ] в другой работе она указывает дату c. 368/70 . [ 20 ]
- ↑ Ян Виллем Дрейверс пишет, что переписка Шапура с Папом, вероятно, произошла только после того, как он был восстановлен на троне. [ 22 ]
- ↑ Вместо этого Хоренаци помещает битву на «поле под названием Дзирав » (книга 3, глава 37), [ 25 ] поэтому в некоторых армянских источниках битва упоминается как битва при Дзираве . Манандян и другие считают это ошибочной идентификацией. [ 26 ]
- ^ Перейти обратно: а б Масштабы завоевания Мушегом армянских территорий неопределенны и, вероятно, преувеличены Фаустом. Фауст называет в числе отбитых Мушегом следующие территории: часть Атрпатакана , Ноширакана , Кордука (Кордуены), Кордика , Тморика , «земля Марка ( Мидия ) », Арцаха , Утика , Шакашена , Гардманадзора , Кохта , Каспа ( Пайтакарана). ), Гугарк , Агдзник (Арзанен), Мец Цопк Большая Софена ), Ангехтун и Андзит. ( Манандиан исключает отвоевание Арзанена и Кордуены (которые были переданы Персии Римом в 363 году), а также захват Большой Софены, Ангехтуна (Англия) и Андзита (Анцитены), которые были аннексированы Римом. [ 27 ] отвоевание территорий у Албании ( Арцах , Утик , Шакашен , Гардман , Кохт ). Шомон считает маловероятным [ 28 ]
- ↑ Лео называет 372 год датой смерти Нерсеса, [ 39 ] в то время как Ленский считает, что убийство Нерсеса произошло в конце 371 года. [ 40 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Саргсян 1983г .
- ^ Перейти обратно: а б с д Манандян 1957 , с. 202.
- ^ Гарсоян 2013 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с д Степанян 2021 , стр. 175–177.
- ^ Гарсоян 2013 , с. 61.
- ^ Гарсоян 2013 , стр. 67–68.
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 5.37 .
- ^ Бедросян 1983 , примечание 220.
- ^ Гарсоян 1989 , стр. 423–424.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гарсоян 1989 , стр. 397–398.
- ^ Ачарян 1948 . Оно того же происхождения, что и армянское слово pap , означающее «дедушка».
- ^ Перейти обратно: а б Гарсоян 1989 , с. 352–353.
- ^ Перейти обратно: а б с Ленский 2002 , с. 170.
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 4.55 .
- ^ Гарсоян 1989 , с. 433.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ленский 2002 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Грейтрекс 2000 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ленский 2002 , с. 172.
- ^ Гарсоян 1997 , с. 90.
- ^ Гарсоян 1989 , с. 397.
- ^ Ленски 2002 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б с Драйверс 2016 , с. 580.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ленский 2002 , с. 175.
- ^ Ленски 2002 , с. 174.
- ^ Мовсес Хоренаци 1913 , стр. 302–305.
- ^ Манандян 1957 , с. 205.
- ^ Манандян 1957 , с. 208.
- ^ Шомон 1985 .
- ^ Ленски 2002 , с. 176.
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 5.21 .
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 5.8–5.20 .
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 5.23 .
- ^ Мовсес Хоренаци 1913 , стр. 305–306, 3.38.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гарсоян 1997 , с. 91.
- ^ Териан 2005 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Драйверс 2016 , с. 585.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ленский 2002 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б Лео 1966 , стр. 481–483.
- ^ Лео 1966 , с. 481.
- ^ Перейти обратно: а б с Ленский 2002 , с. 177.
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 5.24 .
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 5.31 .
- ^ Перейти обратно: а б Манандян 1957 , с. 210.
- ^ Ленски 2002 , с. 178.
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 5.30 .
- ^ Лео 1966 , с. 482.
- ^ Муратян 1900 , стр. 146–147.
- ^ Орманиан 1959 , стр. 110–111.
- ^ Манандян 1957 , с. 211.
- ^ Гарсоян 1997 , с. 91: «Прибегая к насильственным методам своих предшественников, Пап приказал убить патриарха в 373 году».
- ^ Ленски 2002 , с. 177: «У Папа был могущественный армянский патриарх - и тесный контакт с римлянами - Нерсес был отравлен в какой-то момент, возможно, в конце 371 года ... Пап был не первым царем Аршакидов, убившим патриарха Григорида».
- ^ Дрейверс 2016 , с. 586.
- ^ Перейти обратно: а б с д Драйверс 2016 , с. 587.
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 5.32 .
- ^ Ленски 2002 , с. 180: «Побег Папа, вероятно, произошел в 373 или 374 году».
- ^ Гарсоян 1997 , с. 91: «Царь был вызван в 374 году для встречи с Валентом в Тарсе, где ему удалось избежать козней своих врагов, но он был убит по наущению римлян по возвращении в Армению».
- ^ Ленски 2002 , с. 179.
- ^ Аммиан Марцеллин 2004 , стр. 387–388. 30.1.1–7.
- ^ Ленски 2002 , с. 181: «Убийство Папа произошло в 375 году».
- ^ Аммиан Марцеллин 2004 , с. 387. 30.1.
- ^ Перейти обратно: а б с Ленский 2002 , с. 181.
- ^ Дрейверс 2016 , с. 582.
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 5.37 .
- ^ Малхасянц' 1968 , с. 51.
- ^ Бедросян 1983 .
- ^ Малхасянц' 1968 , с. 50.
- ^ Павстос Бузанд 1985 , 4.44 .
- ^ Манандян 1957 , с. 211: «Павстос резко критикует некоторые другие деяния Папа, которые, по-видимому, были государственными мерами по умиротворению и заселению его обезлюдевшей и беспокойной страны. Пап, закрыв монастыри, как мы можем заключить из показаний Павста, приказал девственницам жениться, разрешил развод... и самым худшим его преступлением было то, что он был терпим к армянам-язычникам».
- ^ Дрейверс 2016 , с. 588.
- ^ Хачикян и др. 2005 , стр. 297–298.
- ^ Хачикян и др. 2005 , с. 106.
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Аммиан Марцеллин (2004). Поздняя Римская империя (354–378 гг. Н.э. ) Перевод Гамильтона, Уолтера Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Penguin Books. ISBN 0-14-044406-8 . OCLC 13979425 .
- Мовсес Хоренаци (1913). Абегян, М .; Ярутивнян, С.; Малхасеанц, Сент-Луис (ред.). Мовсиси Хоренаццивой Патмутривн Айоцՙ [ Мовсиса Хоренаци История Армении ] (на армянском языке). Тпргис [Тбилиси].
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Павстос Бузанд (1985). История армян . Перевод Бедросяна, Роберта. Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Современные источники
[ редактировать ]- Ачарян, Грачья (1948). «Пап» . Айоц изнанунери бараран (на армянском языке). Том. IV. Ереван: Петакан хамалсарани хратаракчъутъюн. стр. 222–224.
- Бедросян, Роберт (1983). « Спарапетутин в Армении в четвертом и пятом веках» (PDF) . Армянское обозрение . 36 (2): 6–46.
- Шомон, МЛ (1985). «Албания» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/8: Алафранк – Альп Арслан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 806–810. ISBN 978-0-71009-097-3 .
- Дрейверс, Ян Виллем (2016). «Амиан Марцеллин, царь Пап и господство над Арменией» . В Биндере, Карстен; Бёрм, Хеннинг; Лютер, Андреас (ред.). Диван: Исследования по истории и культуре Древнего Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья . Фестиваль Йозефа Визехёфера. Том 68. Дуйсбург: Веллем. стр. 571–590. ISBN 978-3-941820-24-1 .
- Гарсоян, Нина (1997). «Династия Аршакуни». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . Том. 1. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 0-312-10169-4 .
- Гарсоян, Нина Г. (1989). Эпические истории, приписываемые Павстосу Бузанду (Бузандаран Патмутьивнк) . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-25865-7 .
- Гарсоян, Нина (2013). «Проблемные браки армянского короля Аршака II». Студия Ираника . 42 (1): 57–70.
- Грейтрекс, Джеффри (2000). «Предпосылки и последствия раздела Армении в 387 году нашей эры» . Вестник древней истории . 14 : 35–48. ISSN 0835-3638 .
- Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2005). Наследие армянской литературы: от восемнадцатого века до современности . Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна . ISBN 0-8143-3221-8 .
- Ленски, Ноэль (2002). Крах империи: Валент и римское государство в четвертом веке нашей эры. Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-28389-3 .
- Лео (1966). Айоц патмутъюн, араджин хатор [ История Армении, том I ] (PDF) . Эркери жоговацу [Собрание сочинений] (на армянском языке). Том. I. Ереван: "Айастан" хратаракчутьюн.
- Malkhasyants', Step'an (1968). Pavstos Buzand, Patmut'yun Hayots (in Armenian). Erevan: "Hayastan" hratarakchʻutʻyun.
- Манандян, Джейкоб (1957). ] [ Критическая теория истории армянского народа, том II, часть I (на армянском языке). Ереван: Гипетрат.
- Муратян, Егиазар (1900). Kʻnnakan patmut'iwn Arshak Erkrordi ew anor Pap ordwoyn [ Критическая история Аршака II и его сына Папа ] (на армянском языке). Агександрия [Александрия]: Привет. Тп. «Аракс».
- Орманиан, М. (1959). Азгапатум (PDF) (на армянском языке). Том. И. Пейрут [Бейрут]: Тп. Сьюэн.
- Саргсян, Г. (1983). "Папа" . Амбарцумян, Виктор (ред.). Советская Армянская энциклопедия (на армянском языке). Том. 9. Ереван. пп. 128–129.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Stepanyan, Albert A. (2021). Khorenica: Studies in Movses Khorenatsi (PDF) . Yerevan: YSU Press. ISBN 978-5-8084-2514-9 .
- Териан, Авраам (2005). Патриотизм и благочестие в армянском христианстве: ранние панегирики святому Григорию . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-293-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйнс, Норман Х. (1910). «Рим и Армения в четвертом веке» . Английский исторический обзор . 25 : 625–643. дои : 10.1093/ehr/XXV.C.625 . ISSN 0013-8266 .
- Блокли, Роджер К. (1987). «Раскол Армении между римлянами и персами в конце четвертого века нашей эры». История: Zeitschrift für Alte Geschichte . 36 (2): 222–234. ISSN 0018-2311 . JSTOR 4436006 .
- Ленски, Ноэль (2007). «Хронология отношений Валента с Персией и Арменией, 364–378 гг. Н. Э.». Значит, в январе Бофт; Дрейверс, Джон Уиллем; Даниил, король; Ганс К., Тейтлер (ред.). Аммиан после Юлиана: Царствование Валентиниана и Валента в книгах 26–31 Res Gestae Блестящий. стр. 100-1 95–127. ISBN 978-90-474-2151-1 .