Врамшапух
Врамшапух | |
---|---|
![]() Современная статуя Врамшапуха и Месропа Маштоца | |
Король Армении | |
Царствование | 389–414 [ 1 ] |
Предшественник | Khosrov IV |
Преемник | Шапур IV |
Рожденный | 340–343 |
Умер | 414 |
Проблема | Artaxias IV (Artashir IV) |
Дом | Аршацид |
Отец | В Вараздате (Вараздат) |
Врамшапух [ 2 ] [ а ] ( Армянский : Врамшапух ) был дворянином из династии Аршакидов , который служил сасанидским царем-клиентом с Армении 389 года до своей смерти в 414 году. [ 8 ] Его главным образом помнят за то, что он руководил созданием армянского алфавита Месропом Маштоцем .
Предыстория его имени
[ редактировать ]Имя, которое Врамшапух носил до своего царствования, неизвестно, поскольку он известен только под своим правящим именем. Имя Врамшапух — это армянский перевод персидских имен Бахрам и Шапур , вместе взятых. [ 9 ] Когда Врамшапух сменил своего брата Хосрова IV в 389 г. [ 10 ] В качестве сасанидского царя-клиента Аршакидской Армении Врамшапух принял это имя в честь сасанидского шаха Бахрама IV . [ 7 ] Имена Бахрам и Шапур были династическими именами правящей Сасанидской династии и демонстрируют культурное влияние, которое Сасаниды оказали на оставшихся армянских монархов Аршакидов, живших в Персии.
Семейное прошлое
[ редактировать ]Точное происхождение Врамшапуха неизвестно. Армянский историк Газар Парпеци , живший между V и VI веками, представляет Врамшапуха как принца из династии Аршакидов, не упоминая его происхождение в своей « Истории Армении» . [ 7 ] Газар Парпеци называет его братом своего предшественника Хосрова IV и отцом Арташеса (Арташира) IV . [ 7 ] Согласно современным генеалогиям, Врамшапух был одним из сыновей Варасдата (Вараздата) . [ 11 ] Врамшапух родился и вырос в Армении, и о его жизни до царствования мало что известно.
Восхождение на трон
[ редактировать ]Где-то в 389 году Бахрам IV сверг Хосрова IV с престола и поместил его в заточение в Ктесифоне . [ 7 ] Армянская знать просила Сасанидского шаха назначить царя Армении из династии Аршакидов. [ 12 ] Бахрам IV, согласившись на их просьбу, возвел на трон Врамшапуха как нового сасанидского короля- Аршакидской клиента Армении . [ 13 ]
После своего брата Врамшапух был вторым сасанидским клиентом, Аршакидской царем Армении . О его отношениях с Хосровым IV известно немного. Когда Врамшапух правил Восточной Арменией, [ 14 ] он был христианским монархом-клиентом, правившим под сюзеренитетом языческой Сасанидской империи , официальной религией которой был зороастризм .
Правление Восточной Арменией
[ редактировать ]
Врамшапуху удалось своим правлением объединить две части Великой Армении . [ 15 ] Святой Месроп Маштоц продолжил свою роль царского писца и императорского секретаря. [ 16 ] от правления Хосрова IV до его брата Врамшапуха.
Саак, сын Нерсеса , последний григорианский патриарх. [ 17 ] служил армянским католикосом (патриархом) во время правления Врамшапуха. Саак и Врамшапух были дальними родственниками, поскольку покойной бабушкой Саака по отцовской линии была принцесса Аршакидов Бамбиш. Бамбиш была сестрой царя Тиграна VII (Тиран). [ 18 ] и дочь царя Хосрова III .
Врамшапух поддерживал мирные отношения между Византийской империей и Сасанидской империей. [ 19 ] Он также известен своей успешной мирной миссией в Месопотамию в качестве посредника между Персией и Византией. [ 20 ] Врамшапуху удалось завоевать доверие сасанидского шаха, а также проримских армян. [ 7 ] Поддерживая хорошие отношения и восстанавливая мир в обеих империях, Врамшапух смог установить длительный мир, который способствовал внутреннему улучшению региона, в который смогло проникнуть христианство, что свело к минимуму распространение языческих верований. [ 21 ]
Сасанидский шах Йездигерд I утвердил Саака армянским католикосом. [ 7 ] в котором Врамшапух повысил зятя Саака до высокого генеральского поста. Этот титул, который был частью его наследия, долгое время был скрыт от него. [ 7 ] Врамшапух назначил свои прерогативы так же, как и прерогативы Мардпета, хранителя его гарема (который также был администратором королевских владений) и апсета, который возложил корону на голову Врамшапуха во время его коронации. [ 7 ] В своем царстве Врамшапух был мудрым, щедрым, и его правление было прославленным. [ 7 ]
Правление Врамшапуха наиболее известно под его покровительством Месропу и Сааку, руководившим созданием армянского алфавита. [ 22 ] в 405-406 годах. Создание армянского алфавита принесло Аршакидам последний момент славы. [ 23 ] и Врамшапух отправил Саака к сасанидскому двору в Персии, чтобы договориться о создании алфавита. [ 24 ] Врамшапух заинтересовался этим проектом и стал его великим покровителем в материальном и моральном отношении. [ 25 ]

Армянский алфавит был инструментом для большего объединения армян, проживающих в Византийской империи и Сасанидской империи, придавая армянскому народу христианскую идентичность. [ 26 ] Алфавит был ключом к выживанию армянской культуры и идентичности, обеспечивая сплоченным силам общества стандарт, вокруг которого они могли сплотиться. [ 27 ] Со временем армянский язык стал родным языком армян, который использовался по всей стране, и этот язык был изобретен на основе греческой, сирийской и персидской письменности. [ 28 ] Важная роль армянского языка в то время заключалась в распространении христианской религии. [ 29 ] В то время церковные писания в Армении читались на греческом и сирийском языках. Большинство людей не могли понять Священные Писания [ 30 ] читают на этих языках. Создание армянского алфавита во время правления Врамшапуха знаменует собой символический момент в истории страны. [ 31 ] что привело к выдающемуся расцвету армянской литературы, позже названному Золотым веком армянской литературы . [ 32 ]
После создания армянского алфавита Врамшапух предоставил консультации, средства и помощь проекту. [ 33 ] поддерживал Месропа и Саака в проведении образовательных миссий [ 34 ] в обучении армян новому языку. Это привело армян к лучшему пониманию христианства и чтению Священных Писаний, в частности, проповеди христианства в языческих частях страны. [ 35 ]
После этого момента мало что известно об оставшихся годах правления Врамшапуха. Он умер в 417 году, оставив сына Арташеса IV от матери, имя которой неизвестно. В то время Арташес IV был слишком молод, чтобы стать преемником своего отца. [ 36 ] После смерти Врамшапуха Саак посетил двор сасанидского шаха Йездигерда I, чтобы освободить Хосрова IV из политической ссылки. Йездигерд I согласился с Сааком освободить Хосрова IV из заключения. [ 37 ]
Когда Хосров IV был освобожден из политической ссылки, есть вероятность, что он снова служил царем Армении с 417 по 418 год. [ 38 ] Возможное второе правление Хосрова IV могло длиться всего около года, поскольку он умер в 418 году. [ 39 ] С 417 по 422 год Армения находилась под прямым управлением Нахараров и династии Сасанидов. В 422 году Арташес IV [ 40 ] был назначен царем Армении Сасанидской династией.
Памятные монеты
[ редактировать ]В 2005 году исполнилось 1600 лет со дня изобретения армянского алфавита. В честь этого события Центральный банк Армении выпустил серебряные памятные монеты номиналом 100 драмов, посвященные Врамшапуху. [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , стр.85
- ^ Дарьяи, Оксфордский справочник по истории Ирана , стр.194.
- ^ Перейти обратно: а б Куркджян, История Армении , стр.108.
- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , стр.92
- ^ Газар Парпеци , История Армении , 5-6 века.
- ^ Дарьяи, Оксфордский справочник по истории Ирана , стр.194.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Куркджян, История Армении , стр.108.
- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , стр.85
- ^ Дарьяи, Оксфордский справочник по истории Ирана , стр.194.
- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , стр.85
- ^ Туманов, Руководство по генеалогии и хронологии христианского Кавказа (Армения, Грузия, Албания) , стр.76.
- ^ Газар Парпеци , История Армении , 5-6 века.
- ^ Газар Парпеци , История Армении , 5-6 века.
- ^ Узунян, Наследие армянской литературы: от устной традиции к золотому веку , стр.160
- ^ Узунян, Наследие армянской литературы: от устной традиции к золотому веку , стр.160
- ^ Газар Парпеци , История Армении , 5-6 века.
- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , стр.92
- ^ Фауст Византийский , История армян
- ^ Узунян, Наследие армянской литературы: от устной традиции к золотому веку , стр.160
- ^ Узунян, Наследие армянской литературы: от устной традиции к золотому веку , стр.160
- ^ Британская энциклопедия (1890-1907)
- ^ «Западная епархия Армянской церкви - Вера Армянской церкви - Армянская церковь: Краткое введение Грача Чилингиряна» . Архивировано из оригинала 19 августа 2012 г. Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , стр.92
- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , стр.92
- ^ Куркджян, История Армении , стр.109.
- ^ Чахин, История Королевства Армения , стр.266.
- ^ Узунян, Наследие армянской литературы: от устной традиции к золотому веку , стр.20
- ^ Чахин, История Королевства Армения , стр.266.
- ^ Чахин, История Королевства Армения , стр.266.
- ^ Куркджян, История Армении , стр.366.
- ^ Куркджян, История Армении , стр.366.
- ^ Узунян, Наследие армянской литературы: от устной традиции к золотому веку , стр.20
- ^ Узунян, Наследие армянской литературы: от устной традиции до золотого века , стр.151
- ^ Памятная чеканка Врамшапуха.
- ^ Узунян, Наследие армянской литературы: от устной традиции до золотого века , стр.151
- ^ Фауст Византийский , История армян , Книга III.
- ^ Куркджян, История Армении , стр.112.
- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , стр.85
- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , стр.85
- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , стр.85
- ^ Памятная чеканка Врамшапуха.
Источники
[ редактировать ]- Фауст Византийский , История армян, V век.
- Газар Парпеци , История Армении, V-VI века.
- Британская энциклопедия (1890–1907)
- С. Туманов, Руководство по генеалогии и хронологии христианского Кавказа (Армения, Грузия, Албания), Под ред. Аквила, Рим, 1976 г.
- Н. Узунян, Наследие армянской литературы: от устной традиции до золотого века, издательство Wayne State University Press, 2000.
- М. Чахин, История Королевства Армения, Routledge, 2001.
- Р. Г. Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века, Пэлгрейв Макмиллан, 2004 г.
- В.М. Куркджян, История Армении, Индоевропейское издательство, 2008 г.
- Т. Дарьяи, Оксфордский справочник по истории Ирана, Oxford University Press, 2012 г.
- Памятная чеканка Врамшапуха
- Западная епархия Армянской церкви - Вера Армянской церкви - Армянская церковь: краткое введение Грача Чилингиряна. Архивировано 19 августа 2012 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иллюстрация Врамшапуха. Архивировано 4 марта 2017 г. в Wayback Machine.
- Иллюстрация Врамшапуха из русской Википедии.
- Памятная чеканка Врамшапуха