Газар Парпеци
Газар Парпеци | |
---|---|
Лазар Парпеци | |
Рожденный | в. 441-443 или 453 [ 1 ] |
Умер | Начало шестого века Парпи 1 |
Национальность | Армянский |
Род занятий | Историк, священнослужитель |
Известный | История армян , Письмо Ваану Мамиконяну |
Примечания | |
1 Предполагается также, что он был похоронен в монастыре Святых Апостолов в Муше . |
Газар Парпеци ( армянский : Ղազար Փարպեցի , латинизированный : Лазар Парпеци пятого-шестого веков ) был армянским историком . Он имел тесные связи с могущественной дворянской семьей Мамиконянов и наиболее известен как автор истории Армении в последние годы пятого века или в начале шестого века. История охватывает события с 387 по 485 годы, начиная с раздела Армении между Византийской и Сасанидской империями и заканчивая назначением Вагана Мамиконяна (друга и покровителя Газара) марзпаном (правителем) управляемой Сасанидами Армении. Это основной источник по истории Армении в пятом веке и один из двух основных отчетов, наряду с рассказом Элише , об армянском восстании 449–451 годов под руководством Вардана Мамиконяна.
Жизнь
[ редактировать ]Газар [ а ] возможно, первый армянский историк, личность и время написания которого не являются предметом спора. [ 2 ] [ б ] Он родился в селе Парпи (недалеко от города Аштарак в Армении, находившегося тогда под властью Сасанидов ) около 441–43 или 453 годов и был воспитан принцессой из рода Мамиконянов . [ 4 ] [ 1 ] Его семья принадлежала к низшему или среднему дворянству. [ 1 ] Возможно, они были родственниками мамиконианцев. [ 5 ] или были иным образом тесно связаны с ними. После поражения армян в битве при Аварайре в 451 году Газар перебрался с мамиконянами в замок бдеашха Аршуши Цуртав в Гугарке (на территории современной Грузии), где получил начальное образование. Обучаясь под руководством Агана ( Алана ) Арцруни , он подружился с племянником последнего Вааном Мамиконяном . [ 4 ] Он преуспел в учебе и отправился на Византии территорию — возможно, в Константинополь. [ 6 ] - и продолжал там свое обучение примерно с 465 по 470 год, изучая новые языки, изучая религию, литературу и классическую философию. [ 7 ]
Вернувшись в Армению, Газар занялся просветительской и духовной деятельностью в Ширакском округе , входившем тогда во владения рода Камсаракан . С 484 по 486 год он жил в Сюнике , пока Ваан Мамиконян, недавно назначенный сасанидами марзпаном (правителем) Армении, не пригласил его руководить реконструкцией строящегося монастыря в Вагаршапате . [ 4 ] Однако вскоре Газар вступил в конфликт с другими армянскими священнослужителями. Обвиняемый в ереси и не получивший помощи от главы армянского духовенства католикоса Бабгена, [ 8 ] он уехал в город Амида на византийской территории около 490 года. По словам Степана Мелик-Бахшяна, просветительская деятельность Газара вызвала гнев «регрессивного духовенства». [ 9 ] По мнению Роберта В. Томсона , весьма маловероятно, что Газар на самом деле был еретиком; скорее, именно его решительно прогреческие взгляды, его антипатия к сирийцам и тем, кто незнаком с греческой наукой, а также его «очевидно колючее отношение» сделали его непопулярной фигурой и поставили его против основного направления армянской церковной политики того времени. которое шло к разрыву с халкидонским христианством . [ 10 ] Именно в Амиде Газар написал свое письмо Ваану Мамиконяну . [ 11 ] который включает биографические сведения об авторе. [ 1 ] В конце концов Газар был отозван Вааном (вероятно, около 493 г.). [ 12 ] и ему было поручено написать историю Армении. [ 4 ] Согласно армянской традиции, Газар был похоронен возле руин армянской церкви в каньоне Парпи, к югу от деревни Лазреван ( Газараван ) в Армении, хотя другая традиция утверждает, что он был похоронен в монастыре Аракелоц недалеко от Муша . [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]Известные работы Газара — « История Армении» и « Письмо Ваану Мамиконяну» , приложенные к истории. Письмо было написано во время пребывания Газара в Амиде. [ 4 ] Это защита от обвинений в ереси и других обвинений, выдвинутых против него «клеветническими монахами». [ 13 ] В письме содержится краткое вступление, которое, по мнению Григора Халатянца, написал один из учеников Газара. [ 4 ]
Газар написал свою историю в последние несколько лет пятого века или в начале шестого века по просьбе Вагана Мамиконяна. [ 14 ] Обобщив содержание предыдущих историй, приписываемых Агафангелу и Фаусту Византийским , Газар начинает свою собственную историю с раздела Армении между Византийской и Сасанидской империями в 387 году, году, когда заканчивается история Фауста. [ 15 ] Газара История состоит из трех частей. Первый посвящен политическим событиям в Армении после раздела 387 года, включая усилия сасанидов по укреплению своей власти над Арменией, изобретение армянского алфавита Месропом Маштоцем , свержение последнего армянского Аршакидов царя Арташеса IV в 428 году, [ 1 ] и закончившийся смертью католикоса Исаака и Маштоца в 438 и 439 годах соответственно. [ 16 ] Первая часть включает пророческое видение, приписываемое католикосу Исааку, предсказывающее восстановление линий Аршакидов и Григоридов в Армении. [ 1 ] хотя считается, что это более поздняя интерполяция в текст. [ 16 ] [ с ] Вторая часть касается событий, приведших к армянскому восстанию под руководством Вардана Мамиконяна (дяди Вагана) против сасанидов, битве при Аварайре , а также ее последствиям. Третья часть основана на собственных воспоминаниях автора и посвящена успешному восстанию под руководством Вагана Мамиконяна в 482–484 годах, последующему подписанию Нварсакского договора в 484 году и назначению Вагана марзпаном Армении. [ 1 ] Основными источниками, которые он использует в истории, являются основные работы предыдущих армянских историков, Агафангела , Корюна и Фауста, хотя он, очевидно, использовал работы других историков, в том числе « Евсевия Кесарийского Историю Экклезиастику» . Он также опирался на живых информаторов, участвовавших в описываемых событиях. [ 5 ] [ 18 ] По словам Гоар Мурадян , Казар, похоже, читал историю Элише. [ 1 ] (хотя он никогда не упоминает и не намекает на это), который якобы является рассказом из первых рук о восстании Вардана, [ 19 ] но между этими двумя произведениями нет текстовых параллелей. По мнению Мурадяна, близость двух произведений, вероятно, связана с тем, что авторы были почти современниками и жили во время событий, о которых они писали. [ 1 ] Томсон, с другой стороны, отмечает: «[то] то, что две версии восстания связаны, ясно из точного устного соответствия во многих моментах» и перечисляет несколько причин полагать, что работы Элиша датируются позднее пятого века. [ 18 ]
В армянской исторической традиции история Газара, похоже, не оказала немедленного влияния. использовал их без подтверждения. Знания о его истории до 1000 года были довольно редкими. Мовсес Хоренаци [ д ] и Товма Арцруни (10 век). Упоминания о Газаре участились после Степаноса Асогика (X–XI вв.). [ 20 ] Его труд является основным источником по истории Армении пятого века. Он также содержит важную информацию об истории и географии Ирана пятого века. [ 5 ] и военная иерархия, администрация и политика Сасанидской империи, [ 1 ] а также о Грузии, Кавказской Албании и кочевых империях на севере. [ 21 ] По словам Роберта Бедросяна, он «историк, заслуживающий достаточного доверия», хотя его предубеждения, особенно религиозные, иногда заставляют его неверно определять причины некоторых событий. Как христианин и сторонник Мамиконянов, он крайне враждебно настроен по отношению к Сасанидскому Ирану и армянской знати, которая встала на сторону Ирана против повстанцев, возглавляемых Мамиконианами. [ 5 ] Однако он принял место Армении как провинции Сасанидской империи, считая злом попытки Йездигерда II навязать Армении иранскую религию и политический контроль. [ 22 ] Критики высоко оценили организацию истории Газара и его подход к историческому писанию. В армянской традиции его называли «ритором», хвалили за «язык и честность», а иногда сравнивали с Фукидидом за «ясность и историческое чутье», в отличие от Мовсеса Хоренаци, которого иногда называют «армянским Геродотом ». " Дикран Куймджян отмечает, что его надежность усиливается и его личной близостью к нескольким важным фигурам, причастным к описываемым им событиям, хотя это и сформировало его сильные предубеждения в пользу мамиконцев и их родственников. [ 23 ]
Переводы
[ редактировать ]английские переводы
[ редактировать ]- «История армян» Газара Парпечи , переведенная на английский язык Робертом Бедросяном (переведена в 1980 году, опубликована в 1985 году) из классического армянского издания 1904 года ( письмо Ваану Мамиконяну не включено). [ 24 ]
- «История Лазара Парпечи» , переведенная на английский язык Робертом В. Томсоном (Атланта: Scholars Press, 1991), включая историю и письмо Ваану Мамиконяну . [ 25 ]
Французские переводы
[ редактировать ]- В. Ланглуа В., Сборник древних и новейших историков Армении , т. 1, с. 2 (Париж: Librairie de Firmin Didot Frères, Fils et Cie, 1869). [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лазар ( Газар отражает более позднее произношение) — армянский эквивалент Лазаря .
- ^ Если Корюн , написавший биографию своего учителя Маштоца , не в счет. [ 3 ]
- ↑ Гоар Мурадян считает возможным, что это написал сам Газар, возможно, опираясь на существующий источник. [ 17 ]
- ^ Пер Томсон, который предпочитает более позднюю дату Хоренаци, который утверждал, что является автором пятого века. См. Нерсесян 1998, где представлена альтернативная точка зрения, согласно которой Хоренаци - это «философ Мовсес», упомянутый в истории Парпеци.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мурадян 2018 .
- ^ Куймджян 1994 , с. 152.
- ^ Куймджян 1994 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мелик-Бахшян 1981г .
- ^ Перейти обратно: а б с д Газар Парпечи 1985 , Предисловие переводчика.
- ^ Лазар Парпечи 1991 , с. 23.
- ^ Хачикян и др. 2000 , с. 213.
- ^ Лазар Парпечи 1991 , стр. 7, 30.
- ^ Мелик-Бахшян 1981 ; Мелик-Бахшян 1996 , с. 82. См. также Хачикян и др. 2000 , с. 214.
- ^ Лазар Парпечи 1991 , стр. 30–31.
- ^ Хачикян и др. 2000 , с. 214.
- ^ Хачикян и др. 2000 , с. 215.
- ^ Лазар Парпечи 1991 , стр. 7, 247.
- ^ Куймджян 1994 , с. 167.
- ^ Лазар Парпечи 1991 , стр. 8–10.
- ^ Перейти обратно: а б Лазар П'арпеци 1991 , с. 11.
- ^ Мурадян 2014 , с. 317.
- ^ Перейти обратно: а б Лазар П'арпеци 1991 , с. 12.
- ^ Куймджян 1994 , с. 153.
- ^ Лазар Парпечи 1991 , стр. 18–20.
- ^ Куймджян 1994 , с. 174.
- ^ Лазар Парпечи 1991 , с. 26 .
- ^ Куймджян 1994 , стр. 170–173.
- ^ Газар Парпечи 1985 .
- ^ Лазар Парпечи 1991 .
- ^ Лазар Парпечи 1991 , с. 278 .
Источники
[ редактировать ]- Газар Парпечи (1985) [Переведено в 1980 году]. «История армян» Газара Парпечи . Источники армянской традиции. Перевод Бедросяна, Роберта. Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) (текст в Интернете.) - Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2000). Наследие армянской литературы, том I: от устной традиции к золотому веку . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна . стр. 213–237. ISBN 0-8143-2815-6 .
- Куймджян, Дикран (1994). «Лазарь Парпеци». В Греппине, Джон AC (ред.). Исследования классической армянской литературы . Дельмар, Нью-Йорк: Caravan Books. стр. 152–192.
- Лазар Парпечи (1991). История Лазара Парпеца . Перевод Томсона, Роберта В. Атланта: Scholars Press. ISBN 1-55540-579-7 .
- Мелик-Бахшян, С. (1981). "Газар Парпеци" Лазар Парпеци , Айкакан Советакан Ханрагитаран Армянская советская энциклопедия [ Армянская советская энциклопедия ] (на армянском языке). Том. 7. Ереван: 10-летие XIX века. стр. 100-1 19 – 20 .
- Мелик-Бахшиан, Сент-Луис Т. (1996) [Ориг. опубликовано в 1979 г.]. Айоц патмутян ахбюрагитутюн Источниковедение по истории Армении [ Источник по истории Армении ] (3-е изд.). Еревани хамалсарани хратаракчутьюн. стр. 78–88.
- Мурадян, Гоар (2018). «Лазар Парпечи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Мурадян, Гоар (2014). «Видение святого Саака в истории Лазаря Парпеци». В Бардакджяне, Кеворк Б.; Дверь, Серджио (ред.). Армянская апокалиптическая традиция: сравнительный взгляд . Лейден: Брилл . стр. 313–325. ISBN 978-90-04-27026-8 .
- Нерсесян, Вреж Нерсес (1998). «Мовсес Хоренаци и Газар Парпеци» (PDF) . Айгазян Арменологическое обозрение . 18 : 195–205.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бедросян, Роберт (1983). « Спарапетутин в Армении в четвертом и пятом веках» . Армянское обозрение . 36 (2): 6–46.
- Гринвуд, Тим (2008). «Сасанидские размышления в армянских источниках» (PDF) . электронная Сасаника . 3 :1–30.