Шаамир Шаамирян

Шаамир Шаамирян ( арм . Шаамир Шаамирян ; [ а ] XVIII века 1723–1797) — армянский писатель, философ и богатый купец из Мадраса (современный Ченнаи , Индия ). Родившийся в Нью-Джульфе , Иран , он переехал в Индию , где стал богатым торговцем и активным членом армянской общины Мадраса. В 1771 году Шаамирян и его сотрудники основали в Мадрасе первую армянскую типографию. В 1787/88 году Шаамирян опубликовал «Ворогайт Парац » («Ловушка славы», опубликованную под именем его сына Акопа Шаамиряна), в которой содержался проект конституции будущей независимой армянской республики. Таким образом, он считается автором первой конституции Армении.
Биография
[ редактировать ]Шаамир Шаамирян родился в 1723 году в армянонаселенном городе Новая Джульфа в Иране. [ 1 ] В 1740-х годах он отправился к своему отцу Султану Давиду в Мадрас , Индия, где уже проживала известная армянская община. [ 1 ] [ 2 ] Он стал самым богатым армянином в Мадрасе, унаследовав состояние своего дяди. [ 2 ]
Одним из ближайших соратников и источников влияния Шаамиряна был Мовсес Баграмян . [ 1 ] Шаамирян, его сын Акоп, Мовсес Баграмян, Микаел Ходжаджанян и другие армяне Мадраса вместе сформировали так называемую Мадрасскую группу армянских интеллектуалов и основали там типографию в 1771/72 году. [ 3 ] Произведения мадрасской группы были первыми армянскими произведениями, выражавшими идеалы европейского Просвещения . [ 3 ] [ 1 ] Одной из первых работ, опубликованных в мадрасской типографии, был «Нор тетрак вор кочи хордорак» («Новый буклет под названием «Увещевание»)» Акопа Шаамиряна (или Мовсеса Баграмяна, по мнению некоторых ученых), который проповедует новые революционные идеалы конституционной демократии. [ 4 ] [ 5 ] Работа давала политическое, а не религиозное объяснение несчастий армянского народа и утраты армянской государственности и призывала армян к вооруженному восстанию против своих османских и персидских повелителей. [ 4 ] Шаамира Шаамиряна сегодня больше всего помнят как автора книги «Гирк анванял Ворогайт Парац» ( армянский : Գիրք անուանեալ Որոգաց , «Книга под названием «Ловушка славы»)», в которой обрисован социальный, политический и экономический порядок будущего независимого армянского государства. Предлагаемая в работе конституция предусматривала Армению как парламентскую республику с конституционно гарантированными правами и обязанностями своих граждан и отделением церкви от государства. [ 6 ] [ 7 ] Третья статья предлагаемой конституции гласит:
Каждый человек, будь то армянин или какой-либо другой расы, рожденный в Армении или переселившийся туда из другой страны, будь то мужчина или женщина, должен жить в равенстве и свободен во всех своих делах, и никто не имеет права распоряжаться другого лица, а труд людей оплачивается в соответствии с видом выполняемой работы в порядке, установленном законодательством Республики Армения. [ 8 ]
Титульный лист «Ворогайт Парац» датирует его 1773 годом, но ученые пришли к выводу, что он, должно быть, был опубликован позже, в 1787/88 году. [ 9 ] И «Ворогайт-парац» , и «Нор тетрак вор кочи хордорак» были опубликованы под именем сына и соратника Шаамира Шаамиряна Акопа (умершего в 1774 году в Малакке ), но теперь ученые полагают, что автором «Ворогайт-парац» в первую очередь был сам Шаамир Шаамирян, хотя Акоп, вероятно, написал первый теоретический раздел работы. [ 9 ] Вопрос об авторстве «Нор тетрака вор кочи хордорак» является более спорным: ученые расходятся во мнениях относительно того, был ли он написан Мовсесом Баграмяном или Акопом Шаамиряном. [ 10 ]
Действия Шаамиряна и мадрасской группы возмутили Симеона I Ереванского , армянского католикоса в Эчмиадзине , который рассматривал их либеральные и светские идеи как угрозу авторитету церкви и выступал против перспективы восстания армян против персидского и османского владычества. опасный. [ 11 ] В 1776 году католикос публично осудил Мовсеса Баграмяна (который был отлучен от церкви и отправлен в ссылку) и написал увещевающее письмо Шаамиряну, предписывая ему закрыть мадрасскую типографию и уничтожить существующие экземпляры « Нор тетрак вор кочи хордорак» , иначе ему грозит отлучение от церкви. . [ 12 ] Шаамирян был вынужден упразднить первую часть «Ворогайт парац» и отправить ее рукописный экземпляр Симеону. [ 13 ] Мадрасская группа прекратила свою печатную деятельность до смерти католикоса Симеона в 1780 году. [ 13 ] В 1783 году мадрасская типография опубликовала книгу Шаамиряна «Тетрак вор кочи ншавак» («Буклет цели»), которая представляла собой предложенную общинную конституцию армянской общины Мадраса по «республиканским» принципам. [ 6 ]
Шаамирян и его сотрудники видели в Ираклии II Грузинском , а затем и в Российской империи , потенциальные средства освобождения Армении от мусульманского правления. [ 1 ] По этой причине в предложенной Шаамиряном республиканской конституции указывается, что член старых армянских королевских династий может быть избран лидером Армянской республики пожизненно; Ираклий был членом династии Багратионов , родственником Багратунов , которые когда-то правили как цари Армении. [ 7 ] Ираклий находился в контакте с Шаамиряном и, отвечая на его предложения, присвоил ему титул князя и пожаловал ему область Лори . [ 14 ] Шаамирян видел в Лори возможное ядро будущей Армянской республики, которую представляли он и его союзники. [ 14 ] Шаамирян также установил контакты с российским двором и с архиепископом Овсепом Аргутяном . духовным главой российских армян [ 1 ] Он приветствовал Георгиевский мирный договор , который сделал Грузию протекторатом России, и подготовил предложение, согласно которому Армянская республика будет создана после российской кампании на Южном Кавказе. [ 1 ]
Шаамирян умер в 1797 году. Он оставил своим наследникам 52 миллиона золотых франков и многочисленные владения, в том числе фабрики и табачные плантации в Малакке. [ 15 ]
Работает
[ редактировать ]- Книга "Ловушка славы" ( Гирк' анванял ворогайт' парац' , " Ловушка славы ") - 1773 г. (фактически издана в 1788-89 гг.)
- Тетрак , вор кочи ншавак «Брошюра цели» — 1783 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Реформированная орфография . Шаамир Шаамирян
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Григорян 1982б .
- ^ Перейти обратно: а б Асланян 2023 , с. 307.
- ^ Перейти обратно: а б Хачикян и др. 2005 , с. 8, н. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Асланян 2002 , стр. 64–66.
- ^ Хачикян и др. 2005 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Ошаган 1997 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Григорян 1982а .
- ^ Шаамирян 1913 , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б Асланян 2002 , с. 66, н. 143.
- ^ Асланян 2002 , стр. 71–72, н. 156.
- ^ Асланян 2002 , стр. 69–71.
- ^ Асланян 2002 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Асланян 2002 , стр. 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б Чобанян 2006 , стр. 138–139.
- ^ Хачатрян 2002 , с. 111.
Библиография
[ редактировать ]- Асланян, Себух (2002). «История дисперсии и полицентрическая нация: роль гирка или кочи партавчара Симеона Ереванци в национальном возрождении XVIII века» . Базмавеп . 160 (1–4): 5–81.
- Асланян, Себух Давид (2023). Ранняя современность и мобильность: портовые города и типографии в армянской диаспоре, 1512–1800 гг . Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-24753-4 .
- Асланян, Себу Дэвид (2011). От Индийского океана до Средиземного моря: глобальные торговые сети армянских купцов из Новой Джульфы . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26687-2 .
- Чобанян, Павел (2006). Hay-ṙus-vrac῾akan p῾oxharaberut῾yunnerə ŽƏ. дари эркрорд кесин [ Армяно-российско-грузинские отношения во второй половине XVIII века ] (PDF) (на армянском языке). С. Эймиацин: Майр Атох С. Эймиацни hratarakč῾῾ut῾yun.
- Григорян Г. (1982а). «Орогайт῾ P῾aṙac῾» . Амбарджумян , Виктор (ред.). Айкакан советакан ханрагитаран (на армянском языке). Том. 8. Ереван. п. 647.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Григорян Г. (1982б). «Шаамирян Шаамир» . Амбарджумян , Виктор (ред.). Айкакан советакан ханрагитаран (на армянском языке). Том. 8. Ереван. стр. 417–418.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хаджикян Агоп Дж. ; и др., ред. (2005). Наследие армянской литературы: от восемнадцатого века до современности . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0814332218 .
- Ошаган, Вахе (1997). «Современная армянская литература и интеллектуальная история с 1700 по 1915 год». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . Том. II. Макмиллан. ISBN 0-333-61974-9 .
- Шахамирян, Акоп (1913). Orogayt῾ p῾aṙac῾: vasn kalanaworeloy amenayn gorc ankargut῾an . Гирк`ануанеал Орогайт`парац`:васн каланаворелой аменайн горц анкаргут`ан (на армянском языке). Тифлис: Н. Аланян.
- Хачатрян, Полос (2002). «Шахамиряннерə эв Майр Атхор Сурб Эмиацинə» [Шахамиряны и Первопрестольный Святой Эчмиадзин]. В Елиазарян А.; и др. (ред.). Hay grakanut῾yunə ew k῾kristoneut῾yunə [ Армянская литература и христианство ] (на армянском языке). Ереван: Е.Х. ГАА "Гитутцюн" хратаракчутюн. стр. 111–123. ISBN 5-8080-0015-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Батваган Туфанян, Сатениг (2018). Ловушка гордости: республиканский проект на Востоке в восемнадцатом веке . AsieS (на французском языке). Париж: Presses de l'Inalco. ISBN 9782858312764 .