Армяне в Индии
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() Армянское Рождество в Армянской церкви Святого Назарета , Калькутта | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Калькутта , Мумбаи , Хайдарабад , Бангалор , Нью-Дели , Сурат , Ченнаи , Кочи | |
Языки | |
Сейчас говорят: Различные индийские языки и английский Традиционный: Армянский | |
Религия | |
Христианство ( Армянская Апостольская Церковь ) | |
Родственные этнические группы | |
Армянская диаспора |
Часть серии о |
Армяне |
---|
![]() |
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Ассоциация армян с Индией и присутствие армян в Индии очень давние, и существует взаимная экономическая и культурная ассоциация армян с Индией. [1] [2] Сегодня их около ста, большинство из которых в настоящее время проживают в Калькутте или ее окрестностях .
История
[ редактировать ]
Самые ранние документированные упоминания о взаимоотношениях армян и индийцев встречаются в Киропедии ( «Персидская экспедиция»), древнегреческом сочинении Ксенофонта (430 г. до н. э. – 355 г. до н. э.). Эти ссылки указывают на то, что несколько армян отправились в Индию. [1] [3]
В архивном справочнике (опубликованном в 1956 году) в Дели , Индия, говорится, что армянский торговец-дипломат по имени Томас Кана достиг Малабарского побережья в 780 году по суше. [2]

Индии Великих Моголов ( Завоевание Армянского нагорья Османской империей и Сефевидами в 15 веке нашей эры означало, что многие армяне рассеялись по Османской и Сефевидской империям, а некоторые в конечном итоге достигли Северная Индия). [ нужна ссылка ] Во время правления императора Великих Моголов Акбара армяне, такие как жена Акбара Мариам Бегум Сахеба и главный судья Абдул Хай, завоевали престиж в империи. В то время как армяне завоевали престиж, служа губернаторами и генералами в других частях империи, таких как Дели, Лахор и Бенгалия, живя в закрытых колониях и основывая церкви. [4] Армяне работали торговцами, оружейниками, артиллеристами, священниками и наемниками у некоторых исламских правителей в Индии, причем многие из них, как известно, служили в армиях различных навабов в Бенгалии и Пенджабе, таких как Ходжа Петрус Николас и Ходжа Горгин Хан. [4]
Томас Кана был богатым торговцем, торгующим в основном специями и муслином . Он также сыграл важную роль в получении указа , начертанного на медной доске , от правителей Малабара (современная Керала и Глубокий Юг), который предоставил ряд коммерческих , социальных и религиозных привилегий христианам этого региона . В текущих местных источниках Томас Кана известен как «Кнайи Томман» или «Канай Томма», что означает «торговец Томас » . [ нужна ссылка ]
Спустя столетия дополнительным стимулом для армянских поселений в Индии стало соглашение Армении с Британской Ост-Индской компанией . Соглашение было подписано в Лондоне 22 июня 1688 года, и купец Джульфан, проживавший в то время в Лондоне, подписал договор от имени «армянской нации». Конкурируя с португальцами и французами, британцы хотели усилить армянское присутствие в Индии, и соглашение предоставило армянам особые торговые привилегии, а также равные права с британскими подданными в отношении свободы проживания, путешествий, религии и неограниченной свободы передвижения. доступ к государственным должностям. [ нужна ссылка ]
Из-за того, что у армян не было собственной страны, колониальные державы Европы в эпоху меркантилизма отдавали предпочтение торговле с армянами по сравнению со своими европейскими коллегами. В частности, они стали посредниками между испанцами и англичанами. Армяне славились своей честностью. [5] Следовательно, это сделало их отличными кандидатами на роль международных торговцев. Армяне в Индии стали очень богатыми; благодаря своему богатству они основали свои собственные поселения в различных индийских городах, где построили свои церкви, газетные публикации, и даже первая в истории армянская конституция была написана в Мадрасе, Индия, в 1773 году Шаамиром Шаамиряном , за 14 лет до американской конституции. было написано.Армянская торговая сеть простиралась от Манилы до Амстердама. Однако, несомненно, наибольших успехов армянские торговцы добились в Индии. [6]
Бывшие поселения
[ редактировать ]

возникновению ряда крупных и мелких армянских поселений в ряде мест Индии, включая Агру , Сурат , Мумбаи , Канпур , Чинсуру , Чандернагор , Калькутту , Сайдабад, пригород Муршидабада , Несколько столетий присутствия армян привели к Ченнаи , Гвалиор , Лакхнау и ряд других мест, находящихся в настоящее время в Республике Индия . Лахор и Дакка – в настоящее время находящиеся соответственно в Пакистане и Бангладеш – но ранее входившие в состав Неделимой Индии , и Кабул , столица Афганистана , также проживали армянским населением. Было также много армян в Бирме и Юго-Восточной Азии . [ нужна ссылка ]
- Агра
Акбар (1556–1605), Великих Моголов император , пригласил армян поселиться в Агре в 16 веке. [7] а к середине XIX века в Агре проживало значительное армянское население. Императорским указом армянские купцы были освобождены от уплаты налогов на ввозимые и вывозимые ими товары, а также им было разрешено передвигаться по территориям Империи Великих Моголов, куда въезд иностранцев был запрещен. Однако армяне, получившие признание императоров за свои новаторские способности, заслужили свой исключительный статус в Индии. В 1562 году в Агре была построена армянская церковь. [ нужна ссылка ]
- Муршидабад
Аурангзеб 1658–1707), император Великих Моголов, издал указ, разрешавший армянам основать поселение в Сайдабаде, пригороде Муршидабада ( , тогдашней столице могольского субаха (провинции) Бенгалии. Императорский указ также снизил налог с 5% до 3,5% на два основных товара, которыми они торговали, а именно штучные товары и шелк-сырец . В указе далее предусматривалось, что имущество умерших армян перейдет к армянской общине. К середине XVIII века армяне превратились в очень активную и яркую купеческую общину Бенгалии. В 1758 году на Ханском рынке Сайдабада армяне построили церковь Девы Марии. [ нужна ссылка ]
- Письмо
Армянские надгробия XVI и XVII веков в Сурате, Индия , отражают историческое присутствие армянской общины в регионе. Эти надгробия с замысловатыми узорами и надписями являются частью армянского кладбища в Сурате, наряду с кладбищами первых британских и голландских поселенцев. Историки предполагают, что армяне начали селиться в Сурате еще в 14 веке, а заметный рост произошел в 16 веке. [8]
Армяне Сурата были в основном торговцами, торговавшими ювелирными изделиями, драгоценными камнями, хлопком, шелком и другими товарами. Они занимались торговлей с торговыми судами, принадлежащими армянам, экспортируя товары в различные пункты назначения, включая Египет , Левант , Турцию , Венецию и Ливорно . В отличие от других торговцев из Западной Азии, которые часто путешествовали в одиночку, армянские купцы часто приводили с собой свои семьи. [9]
Начиная с 16 века, армяне (в основном из Персии ) сформировали важное торговое сообщество в Сурате , самом активном индийском порту того периода, расположенном на западном побережье Индии. Портовый город Сурат раньше имел регулярное морское движение торговых судов из Басры и Бандар-Аббаса . Армяне Сурата построили там две церкви и кладбище . [ нужна ссылка ] а надгробие (1579 г.) в Сурате имеет армянские надписи . Вторая церковь была построена в 1778 году и посвящена Марии . [ нужна ссылка ] Рукопись , написанная на армянском языке в 1678 году (в настоящее время хранится в библиотеке Салтикова-Щедрина в Санкт-Петербурге ), содержит сведения о постоянной колонии армян в Сурате. [10]
Британцы ценили деловую хватку армянской общины и стремились к их сотрудничеству, чтобы обеспечить торговые привилегии при дворе Великих Моголов . Сегодня армянские надгробия в Сурате служат напоминанием о вкладе общины в историю города и его коммерческих и культурных связях с различными регионами. [11]
- Ченнаи
Вехи вклада, внесенного в развитие города Ченнаи, все еще существуют. Ускан , армянский купец, сколотивший состояние на торговле с навабом Аркота , вложил большие средства в постройки. Им был построен мост Мармалонг со множеством арок через реку Адьяр , и огромная сумма на его содержание была пожертвована местным властям. Помимо строительства домов отдыха для паломников, он построил часовню Богоматери Чудес в Мадрасе. Единственным напоминанием об ушедшей эпохе является церковь Святой Девы Марии , 2/А 1772 года на улице Армения , Джорджтаун ). Наследие Армении и Индии в Ченнаи и вклад Армении хорошо задокументированы в Виртуальном музее Армении. [12]
- Калькутта
Армяне поселились в Чинсуре , недалеко от Калькутты , Западная Бенгалия , и в 1688 году построили там церковь, которая сейчас известна как Армянская церковь Святого Назарета. Это вторая старейшая церковь в Бенгалии , которая до сих пор хорошо сохранилась благодаря заботе Комитет Армянской церкви Калькутты. [13] [14]
Демография
[ редактировать ]
Население
[ редактировать ]После обретения Арменией независимости от СССР многие индийцы армянского происхождения решили вернуться на свою исконную родину. Сейчас в Индии едва ли проживает 100 армян, в основном в Калькутте . В Калькутте до сих пор проживает около 150 армян, и они до сих пор празднуют Рождество 6 января. [15] и Пасха. [16] День памяти Геноцида армян также отмечается в Армянской церкви Калькутты. [17] Армянская церковь Святого Назарета , расположенная на Брабурн-роуд в Калькутте , была построена в 1734 году и является старейшей церковью в Калькутте. [17] Самым известным армянским учреждением в Индии является Армянский колледж и благотворительная академия (основана в 1821 году). [18] более известный как Армянский колледж в Калькутте , финансируемый за счет пожертвований и пожертвований. Несколько лет назад управление колледжем было передано Армянскому Святому Престолу Эчмиадзина Армянской Апостольской Церкви группой выпускников во главе с Геросом Аветоомом. В настоящее время там учатся около 125 детей из Армении, Ирана и Ирака, а также местного армянского населения. Существует также Армянский спортивный клуб (основан в 1890 г.), который действует до сих пор.
Фамилии армян, поселившихся в Индии
[ редактировать ]- Аракиэль
- Арратун
- Аветум
- Авиет
- Апкар
- Болтовня
- Чериман
- от Мурата
- Галстаун
- Гаспар/Гаспер
- Грегори
- Иордания
- Мины
- Погозе
- Саркис
- Содержит
- В Сукиа
- Бедный
- Более
- Сериман
- Шериманян
Религия
[ редактировать ]

Большинство армян в Армении являются апостольскими православными, придерживаются Армянской апостольской церкви и находятся под юрисдикцией Святого Престола Эчмиадзина. В феврале 2007 года Гарегин II Католикос всех армян посетил Индию. В Дели он встретился с президентом Индии. Он также посетил Ченнаи , Мумбаи и Калькутту . много Армянских Апостольских Православных церквей В Индии :
- Калькутта
- Армянская церковь Святого Назарета , Калькутта
- Армянская церковь Св. Иоанна Крестителя , Калькутта
- Армянский колледж и Филантропическая академия , Калькутта
- Армянская церковь Святого Григория, Калькутта
- Часовня Святой Троицы (церковь Тангра), Калькутта
- Другие места
- Армянская церковь , Ченнаи
- Армянская апостольская церковь Святого Петра, Мумбаи
- Армянская церковь Святой Марии в Сайдабаде, Муршидабад
Армяно-индийские отношения
[ редактировать ]
Президент Левон Тер-Петросян посетил Индию в декабре 1995 года и подписал Договор о дружбе и сотрудничестве. Министр иностранных дел Вардан Осканян посетил Индию в декабре 2000 года. Государственный министр иностранных дел Индии г-н Дигвиджай Сингх посетил Армению в июле 2003 года. Президент Роберт Кочарян в сопровождении нескольких министров и сильной бизнес-делегации посетил Индию в октябре – ноябре 2003 года. [19]
Общество дружбы Армения-Индия (в составе Армянского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами) регулярно отмечает Дни Республики и Независимости Индии. [ нужна ссылка ]
Выдающиеся люди
[ редактировать ]- Абдул Хай был главным судьей Империи Великих Моголов во времена Акбара.
- Ходжа Исраэль Сархад был выдающимся иудео-персидским купцом армянского происхождения из Бенгалии в конце 17-го и 18-го веков. Он был выходцем из Новой Джульфы (Исфахан, Иран) , племянником знаменитого Ходжи Фануса Калантара — последний в 1688 году подтвердил в Лондоне соглашение с английской Ост-Индской компанией от имени армянского народа. В 1698 году он получил разрешение от императора Великих Моголов Аурангзеба , которое позволило англичанам финансово приобрести у существующих владельцев право арендовать три деревни: Калькутту, Сутанати и Говиндпур за огромную сумму в шестнадцать тысяч рупий. [20]
- Элиза Кеварк или Кеворк, чей отец был армянином, была женой Теодора Форбса, что делало ее четвертой прабабушкой леди Дианы .
- Гаухар Джаан (урожденная Анджелина Йовард) — индийская певица и танцовщица (или таваиф ) армянского происхождения из Калькутты .
- Юлиана , считавшаяся сестрой одной из армянских жен Акбара, была врачом в королевском гареме Акбара. Леди Джулиана построила первую церковь в Агре. Позже она вышла замуж за Жана Филиппа де Бурбона Наваррского, потомка королевской семьи Франции .
- Мариам Замани Бегум, одна из жен Акбара, считалась армянкой. Дворец Мариум Замани Бегум до сих пор стоит в Фатехпур-Сикри , Уттар-Прадеш , Индия . Но теперь большинство историков сходятся во мнении, что Мариам Замани была первой индуистской женой Акбара и принцессой Амбера.
- Мариам Бегум Сахеба, также известная как Вилаяти Бегум (буквальное значение английской королевы), была замужем за королем Ауда , когда британцы присвоили ему титул короля в 1814 году.
- Мирза Зул Карнайн, приемный сын Акбара и его армянской жены, был армянином. Он хорошо знал несколько языков, особенно португальский. После смерти своего отца в 1613 году он стал сборщиком налога, взимаемого с соли, добываемой в Самбхаре ( Раджпутане ). Его восхождение было быстрым, и он поочередно занимал должности губернатора Самбхара , Могора , Бабрайха (Ауда), Лахора и Бенгалии. Император Джахангир пожаловал ему титул эмира . Он также поддерживал очень теплые отношения с иезуитами Индии того времени. Мирза также был поэтом , певцом и драматургом , сочинял стихи на урду и персидском языке.
- Сармад Кашани (персидское слово, означающее «вечный»), армянин времен Аурангджеба (1658–1707), был ученым и святым-мистиком, и его могила находится недалеко от Джама Масджид . Его поэтические таланты часто сравнивают с такими одаренными поэтами, как Фирдоуси , Саяди , Хафез и Хайям . Предположительно, он был казнен Аурангзебом в 1671 году.
Медицинские работники
[ редактировать ]- Артур Зораб , окулист, усовершенствовал стиль операции при глаукоме , названный в его честь «операцией Зораба».
- Фредерик Джозеф Сатур (Индиец), MB, BS, DV. Окончил Мадрасский медицинский колледж в 1938 году. Проходил действительную службу в Северной Африке. Вторая мировая война, Индокитайская война 1962 года. Госпиталь миротворческих сил ООН, Конго, 1960 год. Вышел в отставку в 1969 году.
- Джозеф Маркус Джозеф , доктор медицинских наук , армянин, поступил на службу в Индийскую медицинскую службу в 1852 году и дослужился до уровня заместителя генерального хирурга к 1880 году. В индийской армии под командованием британцев было несколько армянских подполковников, капитанов-хирургов и майоров-хирургов.
- Мари Катчатур , армянка, была первой женщиной в Индии, назначенной президентом-хирургом Западной Бенгалии. Она вышла на пенсию в начале 1980-х годов с должности суперинтенданта больницы Леди Дафферин в Калькутте. [17]
- Саргис Аветум из индийской армии участвовал в действиях британской армии в Афганистане, Египте и Бирме и был удостоен награды британского правительства, медали и застежки и звезды Хедива с застежкой из Египта, а также медали и застежки из Бирмы. Он открыл лекарство от дизентерии и свободно говорил на многих языках, таких как армянский , русский , английский , немецкий , хинди , белуги и пушту .
- Стефан Манук , сын известного бизнесмена Овсепа Манука, получил диплом врача-хирурга Королевского медицинского университета в Лондоне в 1862 году. Его заслуги во время холеры эпидемии того времени принесли ему Почетную грамоту британского правительства.
- Стивен Оуэн Мозес стал пионером курсов скорой помощи Святого Иоанна в Калькутте. [17] и инициировал создание первой машины скорой помощи Красного Креста в Калькутте во время Первой мировой войны .
Юридическая профессия
[ редактировать ]- Грегори Пол , окончивший Кембриджский университет , занимал различные посты в Высоком суде Индии. [17]
- Член парламента Гаспер , ведущий адвокат Высокого суда Калькутты, был первым армянином, сдавшим экзамен на государственную службу Индии в 1869 году.
Другие профессии
[ редактировать ]

- Коджа Петрус Ускан возглавил армянскую общину Мадраса . Он построил мост Мармалонг через реку Адьяр и ступеньки к часовне на вершине горы Святого Фомы .
- Грегори Чарльз Пол (1831–1900), армянин, родившийся в Калькутте, получивший образование в Кембриджском университете, был генеральным прокурором Бенгалии во время британского правления. Он занимал должность генерального прокурора более 30 лет, был посвящен в рыцари. Он похоронен на греческом кладбище Наркельданга. Комитет Армянской церкви после этой смерти отказался разрешить его похоронить на территории Армянской церкви. Он и другие выдающиеся армянские адвокаты того времени передали Армянские трасты Калькутты под управление Высокого суда Калькутты в 1888 году (Джон Грегори Апкар и другие против 1. Томаса Малкольма и 2. сэра Грегори Чарльза Пола, генерального прокурора Бенгалии, Калькутта). Высокий суд 1888 г. Они учредили два фонда: один для управления армянскими благотворительными фондами, управляемыми служащими Армянской церкви, и другой фонд для управления Армянским колледжем и благотворительной академией (генеральный адвокат против Арабеллы Вардон, Высшая школа Калькутты). Суд). Создание этих трестов позволило поддержать небольшую армянскую общину в Индии.
- Арутюн Шмавонян издавал языке на армянском , когда-либо издававшуюся в Мадрасе . «Аздарар» , первую газету 14 октября 1794 года
- Джозеф Дэвид Беглар (1845–1907) , археолог Департамента общественных работ Британской Индии, участвовал в значительных археологических раскопках, которые включали раскопки храмового комплекса Махабодхи в Бодх-Гайе , Индия.
- Томас Малкольм (1837–1918) / староста армянской церкви в течение 50 лет / родился в 1837 году в Бушире, Персия / умер 6 марта 1918 года в Калькутте, Индия. Надгробие находится на Нижней кольцевой дороге Армянского церковного кладбища. [21]
- Кэтчик Пол Чейтер (8 сентября 1846 - 27 мая 1926) был бизнесменом из Гонконга , который родился и вырос в Калькутте.
Спорт
[ редактировать ]- Мак Йоахим (1925–2013), боксер из Калькутты, участвовавший в летних Олимпийских играх 1948 года.
См. также
[ редактировать ]- Армяно-индийские отношения
- Армяне в Бангладеш
- Армяне в Пакистане
- Андин. Армянские путевые хроники
- Буддизм в Армении
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Партнеры Индии и Армении - Посольство Индии в Армении [ENG] Архивировано 20 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Ануша Партасарати (30 июля 2013 г.). «Купцы на задании» . Индус . Ченнаи, Индия . Проверено 25 декабря 2013 г.
- ^ Маклаган, ЭД (июль 1938 г.). «Армяне в Индии с древнейших времен до наших дней. Месровб Джейкоб Сет. 8½ × 5, стр. xv + 629. Калькутта: Издано автором, 1937. 10 или 15 рупий » . Журнал Королевского азиатского общества . 70 (3): 446–447. дои : 10.1017/s0035869x00077947 . ISSN 1356-1863 .
- ^ Jump up to: а б Сет, Месровб Джейкоб (1895). Армяне в Индии, с древнейших времен до наших дней . ISBN 1593330499 .
- ^ Асланян, Себух (2011). От Индийского океана до Средиземного моря . дои : 10.1525/9780520947573 . ISBN 9780520947573 .
- ^ Сет, Месровб Джейкоб (1983). Армяне в Индии, с древнейших времен до наших дней: оригинальное исследование . ISBN 9788120608122 .
- ^ «ДЖУЛФА против АРМЯН В ИНДИИ - Энциклопедия Ираника» . www.iranicaonline.org . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Ани, Маргарян. «АРМЯНСКИЕ НАГЛАЖЕНИЯ XVI-XVII ВЕКОВ – СВИДЕТЕЛЬСТВО АРМЯНСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В СУРАТЕ, ИНДИЯ» . Чайнармарт .
- ^ Ани, Маргарян. «АРМЯНСКИЕ НАГЛАЖЕНИЯ XVI-XVII ВЕКОВ – СВИДЕТЕЛЬСТВО АРМЯНСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В СУРАТЕ, ИНДИЯ» . Чайнармарт .
- ^ Маклаган, ЭД (июль 1938 г.). «Армяне в Индии с древнейших времен до наших дней. Месровб Джейкоб Сет. 8½ × 5, стр. xv + 629. Калькутта: Издано автором, 1937. 10 или 15 рупий » . Журнал Королевского азиатского общества . 70 (3): 446–447. дои : 10.1017/s0035869x00077947 . ISSN 1356-1863 .
- ^ Ани, Маргарян. «АРМЯНСКИЕ НАГЛАЖЕНИЯ XVI-XVII ВЕКОВ – СВИДЕТЕЛЬСТВО АРМЯНСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В СУРАТЕ, ИНДИЯ» . Чайнармарт .
- ^ «Виртуальный музей Армении - Армения в Индии. Культурное наследие - Армянский культурный центр Ченнаи» . CogniShift.Org . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ «История - Армянская церковь Святого Назарета в Калькутте» . freepages.rootsweb.com . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ «Армянская церковь Святого Назарета» . Атлас Обскура . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ «Калькутта, армянин празднует Рождество» . Деловая линия . 6 января 2004 года . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ Датта, Ранган (21 апреля 2013 г.). «Пасха с армянами» . Телеграф, Калькутта . Калькутта, Индия. Архивировано из оригинала 4 февраля 2014 года . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Банерджи, Пулами (23 мая 2010 г.). «Церковные дети» . Телеграф. Калькутта . Калькутта, Индия. Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ↑ Официальный сайт Армянского колледжа и Филантропической академии. Архивировано 26 декабря 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ «Министерство иностранных дел Республики Армения – двусторонние отношения Армения-Индия» . Архивировано из оригинала 26 декабря 2013 года . Проверено 25 декабря 2013 г.
- ^ Хусейн, Рукия К. (2004). «Хваджа Исраэль Сархад: армянский купец и дипломат» . Труды Индийского исторического конгресса . 65 : 258–266. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44144740 .
- ^ в Индии MJ Seth, стр. 444 (переиздание 2005 г., ред.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джейкоб Сет Месровб, Армяне в Индии - с древнейших времен до наших дней , Калькутта, 1937 г.
- АРМЯНЕ ИНДИИ: историческое наследие Дэвида Зениана. АГБУ
- Сага об армянской семье Старой Дакки
- Возвращаясь к историям армян Азии
Внешние ссылки
[ редактировать ]