Скрытые армяне
Часть серии о |
Армяне |
---|
![]() |
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Скрытые армяне ( армянский : მალებილი მალილი , латинизированный : t'ak'nvats hayer ; турецкий : Gizli Ermeniler ) или криптоармяне ( Kripto Ermeniler ) [1] Это общий термин для описания турецких граждан, скрывающих свое полное или частичное армянское происхождение от более широкого турецкого общества. [2] В основном они являются потомками османских армян, которые, по крайней мере внешне, были исламизированы (и тюркизированы или курдифицированы ) «под угрозой физического истребления» во время геноцида армян . [3] [4]
Турецкий журналист Эрхан Башюрт [а] описывает скрытых армян как «семьи (а в некоторых случаях целые деревни или кварталы), [...] которые обратились в ислам, чтобы избежать депортаций и маршей смерти [1915 года], но продолжали свою скрытую жизнь как армяне, заключая браки между собой и , в некоторых случаях тайно возвращающихся в христианство ». [5] Согласно отчету Европейской комиссии по Турции за 2012 год, «некоторые криптоармяне начали использовать свои оригинальные имена и религию». [6] The Economist предполагает, что число турок, раскрывающих свое армянское происхождение, растет. [7] По-турецки они называются уничижительным термином «остатки меча» ( турецкий : kılıç artıkları ). [8] [9]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Армяне родом из Армянского нагорья . [10] Западные части так называемых Шести Вилайетов перешли под контроль Османской империи в 16 веке по Амасийскому миру . [11] [12] Армяне оставались подавляющим большинством населения региона до 17 века; однако их численность постепенно уменьшалась, и к началу 20 века они составляли до 38% населения Западной Армении , образуемой в то время как Шесть вилайетов . Курды составляли значительную часть населения. [13]
геноцид армян
[ редактировать ]
В 1915 году и в последующие годы армяне, проживающие на своих исконных землях в Османской империи, систематически истреблялись младотурецким правительством в ходе геноцида армян . Иттихадисты , совершившие геноцид, не имели такого же понимания расы и национальности, как нацисты , согласно которым национальность могла быть изменена путем религиозного обращения в ислам , а армяне- протестанты и католики могли быть освобождены от депортации. [14]
Дэниел Джона Голдхаген объясняет, что преступники по-разному обращаются с детьми целевой группы: «В некоторых случаях, благодаря социальной теории преступников, они обращаются с детьми групп, подвергшихся нападению из-за этнической или национальной принадлежности, радикально иначе, чем со своими родителями. Турки понимают их экзистенциальные враги, армяне, не совсем связно, нестабильное скопление национальной/этнической/религиозной ненависти, тем не менее, имели к ним явно нерасистское отношение». Далее он поясняет, что турки приняли официальную политику «предоставления девочек и детей исламизации». Хотя многие дети были убиты, некоторых пощадили и позволили жить как турки . [15] Историк геноцида Норман Наймарк пишет: [14]
«Тысячи армянских детей воспитывались мусульманами и турками, а женщин и девочек регулярно обращали в христианство, брали в гаремы и выдавали замуж за турецких, курдских и черкесских мужей. В период 1918-1922 годов некоторые из этих женщин и детей, поощряемые Западные державы и османские чиновники, выступавшие против иттихадистов, воссоединились со своими армянскими семьями и общинами. Но женщины семнадцати лет и старше или замужние за мусульман могли решить остаться со своими новыми семьями, и многие из них так и сделали. Во время французской оккупации многие армянские дети остались. переданы турецкими семьями армянской общине, но, как писал один армянский офицер, «многие из них хотят вернуться».
сотрудники гуманитарных организаций и выжившие армяне начали искать и требовать возвращения этих армянских сирот Когда после Первой мировой войны , лишь небольшой процент был найден и воссоединился, в то время как многие другие продолжали жить как мусульмане. Кроме того, были случаи, когда целые семьи обращались в ислам, чтобы пережить геноцид. [16]
республиканский период
[ редактировать ]«После принятия ислама многие криптоармяне заявили, что они по-прежнему сталкиваются с несправедливым обращением: их землю часто конфисковывали, мужчин унижали «проверками на обрезание» в армии, а некоторых пытали». [17] Между 1930-ми и 1980-ми годами турецкое правительство проводило тайное расследование скрывающихся армян. [18]
Термин «криптоармяне» появился еще в 1956 году. [19]
Последние события
[ редактировать ]Согласно турецким источникам, скрытые армяне в Турции больше не чувствуют необходимости хранить свою армянскую идентичность в секрете. Некоторые крестились в Церкви и начали носить армянские имена. [20]
В 2010 году месса ) прошла в соборе Святого Креста в Ахтамаре ( по-турецки Акдамар Килисеси впервые за 95 лет . После реставрации стоимостью миллион долларов церковь была вновь открыта в качестве музея в 2007 году. 2010 год ознаменовался первым христианским молебном в Ахтамаре после геноцида. [21] В сентябре 2010 года 2000 армян посетили мессу в соборе . [22]
Когда в 2011 году церковь Сурп Гирагос была вновь открыта, десятки армян, выросших в мусульманстве, приняли участие в церемонии крещения в отреставрированной церкви. Имена тех, кто участвовал в церемонии крещения, которую провел заместитель Патриарха архиепископ Арам Атешян, не были обнародованы по соображениям безопасности. Турецкие армяне, желающие принять христианство, должны сначала подать в суд официальную «смену религии». Затем они идут в церковь, где узнают об основных учениях христианской веры . Когда будет решено, что заявитель понял эти учения, ему разрешается подготовиться к церемонии крещения . [23] [24]
В 2012 году «Агос» сообщил, что глава Организации помощи вере и происхождению дерсимских армян ( Dersimli Ermeniler İnanç ve Soyal Yardımlaşma Derneği ) заявил, что скрытым армянам нечего бояться в наши дни. [20]
В мае 2015 года 12 армян из Тунджели . крестились [25] Двенадцать армян были крещены вместе на коллективной церемонии после шестимесячного обучения христианским верованиям. [26]
По состоянию на 2015 год [update]В Стамбуле двадцать армянских школ. Армянские и мусульманские семьи живут в смешанных кварталах. Раньше на армянском говорили только дома, но некоторые армяне, живущие в Стамбуле, сообщают, что теперь они открыто говорят по-армянски на улицах. [27]
В 2009 году Азиз Дагджи, соучредитель Союза социальной солидарности и культуры армянских меньшинств, проживающих в провинциях Битлис , Батман , Ван , Муш и округе Сасон ( провинции Битлис, Батман, Муш, Ван, а также районы и деревни Фонд социальной помощи и культуры армян и армянских меньшинств Сасона и его сел ) пытался зарегистрировать фонд в стамбульском суде, но его заявление было отклонено. Его апелляция в Кассационный суд была отклонена. [28] В 2011 году он подал жалобу в Европейский суд по правам человека, утверждая, что такой отказ нарушает права меньшинств, гарантированные армянам в Турции в соответствии с Лозаннским договором . [29] После безуспешных переговоров между Дагчи и правительством Турции турецкое правительство в одностороннем порядке признало отказ незаконным, согласилось зарегистрировать фонд и передало Дагчи 3600 евро для покрытия его материального и морального ущерба. В декабре 2021 года суд признал мировое соглашение справедливым и закрыл дело. [30]
Литература
[ редактировать ]Одной из первых книг, привлекших международное внимание к скрытым армянам, была « Моя бабушка: армяно-турецкие мемуары», написанная армяно-турецкой писательницей Фетхие Четин . Вместе с Четином Айше Гюль Алтынай, Жерар Либаридян и Морин Фрили были соредакторами антологии свидетельств исламизированных армян под названием «Внуки» . [31]
«Тайная нация Аведиса Хаджяна : Скрытые армяне Турции» представляет собой исчерпывающий обзор исламизированных или скрытых армян, живущих в бывших армянских провинциях Турции, а также в других частях страны. [32]
Регионы
[ редактировать ]Большинство криптоармян проживают в восточных провинциях Турции, где до геноцида было сконцентрировано армянское население. [33] [34]


Тунджели (Дерсим) Армяне
[ редактировать ]В течение 20-го века неизвестное количество армян, проживающих в горном районе Тунджели (Дерсим), обратилось в алевизм . [35] Во время геноцида армян многие армяне региона были спасены своими курдскими соседями. [36] По словам Миграна Пргича Гюльтекина, главы Союза армян Дерсима, около 75% населения Дерсима являются «обращёнными армянами». [37] [38] В 2012 году он сообщил, что более 200 семей в Тунджели заявили о своем армянском происхождении, но другие боятся это сделать. [37] [39] Арам Атешян В апреле 2013 года исполняющий обязанности Армянского Патриарха Константинополя заявил, что 90% населения Тунджели имеют армянское происхождение. [40] [ нужен лучший источник ]
Диярбакыр
[ редактировать ]До геноцида Диярбакыр был армянским городом. В ныне преимущественно мусульманском городе еще сохранились несколько церковных башен, но большинство церквей находятся в полуразрушенном состоянии. В прошлом армянам-христианам приходилось скрываться, но ситуация улучшилась. Армянская община отреставрировала одну из церквей, доступны уроки армянского языка. [41]
Известные скрытые армяне
[ редактировать ]- Фетхие Четин (род. 1950 в Мадене , провинция Элязыг ), юрист, писатель и правозащитник.
- Ахмет Абакай (род. 1950 в Дивриги ), журналист [42]
- Яшар Курт (1968 г.р.), рок-певец
- Рухи Су (1912-1985), музыкант
Число
[ редактировать ]Различные ученые и авторы подсчитали количество лиц полного или частичного армянского происхождения, проживающих в Турции. Разброс оценок велик из-за различных используемых критериев. Большинство из этих цифр не делают различия между скрытыми армянами и исламизированными армянами. По словам журналиста Эрхана Башюрта, главное различие между двумя группами заключается в их самоидентификации. Исламизированные армяне, по его словам, являются «детьми женщин, которые были спасены мусульманскими семьями и продолжили свою жизнь среди них», а скрытые армяне «продолжили свою скрытую жизнь как армяне». [5]
Число | Автор | Описание | Год |
---|---|---|---|
30,000–40,000 | Тесса Хофманн , немецкий арменовед | «Мусульманские «криптоармяне»… приспособившиеся к курдскому или турецкому большинству» | 2002 [43] |
100,000 | Месроб II , Константинопольский Армянский Патриарх | «не менее 100 000 армян приняли ислам» | 2007 [44] |
100,000 | Эрхан Башюрт, турецкий журналист | дополнительно от 40 000 до 60 000 исламизированных армян | 2006 [5] |
100,000 | Салим Чёхче, профессор истории Университета Иненю | 2005 [45] | |
300,000 | Грант Динк , турецко-армянский журналист из Малатии | 2005 [45] | |
300,000 | Ерванд Барет Манук, турецко-армянский арменовед | дополнительно от 1 000 000 до 2 000 000 исламизированных армян | 2010 [46] |
500,000 | Юсуф Халачоглу , турецкий историк | 2009 [47] [48] | |
700,000 | Карен Ханларян, иранский армянский журналист и депутат | 700 000 скрытых армян и 1 300 000 исламизированных армян | 2005 [3] |
2,000,000 | Кит Дэвид Уотенпо , историк | «У двух миллионов современных турков может быть хотя бы один дедушка и бабушка-армянин…» | 2013 [49] |
3,000,000 | Айказун Алврцян, армянский исследователь | «Только в Германии проживало 300 тысяч армян-мусульман. Он настаивал на том, что сегодня в восточной части Турции, в различных районах исторической Армении, проживают по меньшей мере 2,5 миллиона армян-мусульман, половина из которых скрывается». | 2014 [50] |
3,000,000–5,000,000 | Азиз Дагджи, президент ОО «Союз социальной солидарности и культуры армян Битлиса, Батмана, Вана, Муша и Сасуна» Культурный фонд ) | Исламизированные армяне | 2011 [51] [52] |
4,000,000–5,000,000 | Саркис Серопян, редактор армянского раздела газеты «Акос» | Исламизированные армяне, более половины из которых «признают, что их предки были армянами». | 2013 [53] |
См. также
[ редактировать ]- Прохождение (гонка)
- Армяне в Турции
- Амшенис
- Крипто-христианство
- Крипто-евреи
- Крипто-язычество
- Донме
- Армения без армян
- Антиармянские настроения в Турции
- Западная Армения
- Западноармянский
- Белый геноцид
- внешний интерфейс
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Башюрт — автор книги «Армянские усыновители: скрытые жизни» , книги о криптоармянах, опубликованной в 2006 году.
- Цитаты
- ^ Зифлиоглу, Верджихан (24 июня 2011 г.). «Скрытые армяне в Турции раскрывают свою личность» . Хюрриет Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ Зифлиоглу, Верджихан (19 июня 2012 г.). «Курсы по выбору могут стать ледоколом для всех» . Хюрриет Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Ханларян, Карен (29 сентября 2005 г.). «Армянские этнорелигиозные элементы в Западной Армении» . Фонд «Нораванк» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Алтынай, Айше Гюль; Четин, Фетхие (2014). Внуки: скрытое наследие «потерянных» армян Турции . Издатели транзакций . п. xxxi. ISBN 978-1412853910 .
- ^ Jump up to: а б с Алтынай и Туркылмаз 2011 , с. 41.
- ^ «Рабочий документ Комиссии, отчет о ходе работы в Турции за 2012 год» (PDF) . Европейская комиссия . 10 октября 2012 г. с. 24. Архивировано (PDF) из оригинала 31 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ «Стоимость реконструкции» . Экономист . 11 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2013 г. . Проверено 24 июня 2013 г.
Хотя сегодняшние жители Гебена не решаются называть себя армянами, все большее число «криптоармян» (людей, вынужденных сменить идентичность) поступают именно так.
- ^ Хаджян, Аведис (30 апреля 2018 г.). Тайная нация: скрытые армяне Турции . Издательство Блумсбери. п. viii. ISBN 978-1-78673-371-9 .
- ^ Уотенпо, Кейт Дэвид (2013). « «Есть ли дети на продажу?»: Геноцид и перемещение армянских детей (1915–1922)». Журнал прав человека . 12 (3): 283–295. дои : 10.1080/14754835.2013.812410 . S2CID 144771307 .
- ^ Incorporated, факты в архиве (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-2676-0 .
- ^ Уэст, Барбара А. (2009). Энциклопедия народов Азии и Океании . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. п. 47. ИСБН 9781438119137 .
- ^ Мэти, Рудольф П. (9 декабря 1999 г.). Политика торговли в Сефевидском Иране: шелк за серебро, 1600-1730 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 18 . ISBN 978-0-521-64131-9 .
- ^ Газарян, Х. (1976). Амбарцумян, Виктор (ред.). Советско-армянская энциклопедия, том 2 (на армянском языке). Ереван: Издательство Армянской энциклопедии. п. 43.
- ^ Jump up to: а б Наймарк, Норман М. (2002). Пожары ненависти: этнические чистки в Европе двадцатого века . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 42 . ISBN 9780674009943 .
- ^ Голдхаген, Дэниел Джона (2010). Хуже, чем война: геноцид, элиминизм и продолжающееся нападение на человечество (1-е изд.). Нью-Йорк: PublicAffairs. ISBN 9781586489007 .
- ^ Алтынай и Туркылмаз 2011 , с. 25.
- ^ Чевирон, Николас (24 апреля 2013 г.). «Армяне-мусульмане Турции выходят из укрытия» . Агентство Франс-Пресс . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Хур, Айше (1 сентября 2008 г.). «Турки не могут быть без армян, армяне не могут быть без турок!» (PDF) . Тараф . Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ "неизвестный". Армянское обозрение . 9 . Ассоциация Хайреник : 125. 1956.
Письма, которые в разное время доходили до родственников в Америке, указывают на то, что, по крайней мере, некоторые из армянских исламизированных лиц на самом деле являются «криптоармянами», на публике полностью лояльными и националистически настроенными турками, но в частном порядке ждут своего часа. ...
{{cite journal}}
: Cite использует общий заголовок ( справка ) - ^ Jump up to: а б « Скрытые» армяне возвращаются к своей истинной идентичности» . Агос . 2 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2018 г. . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ "Армяне проводят историческую службу в древней турецкой церкви - CNN.com" . CNN . Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ «2000 армян стекаются на мессу в древней отреставрированной церкви» . Times of Oman (Маскат, Оман) . 9 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ OCP (24 октября 2011 г.). «Армяне претендуют на корни в Диярбакыре» . Урриет . Архивировано из оригинала 9 июля 2018 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ «Ermeni kimliğine dönenler artıyor [Возвращение к армянской идентичности усиливается]» . Радикал (на турецком языке). 20 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2013 года . Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Икин (1 июня 2015 г.). «Как некоторые армяне возвращают свою христианскую веру» . Аль-Монитор . Архивировано из оригинала 31 декабря 2017 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ «12 армян Дерсима посредством крещения вернулись к своей идентичности» . Агос . 14 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2017 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ Информационное агентство AFPне определено (директор). Скромные, но гордые: Армяне Стамбула . Событие происходит на 133 секунде. Архивировано из оригинала 9 июля 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ «Жители Сассуна обратятся в Европейский суд» . Армения Онлайн . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ «Жалоба № 31898/11 Азиза ДАГЧИ против Турции, поданная 4 апреля 2011 года» . HUDOC — Европейский суд по правам человека . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ «РЕШЕНИЕ по заявлению № 31898/11 Азиза ДАГЧИ против Турции» . HUDOC — Европейский суд по правам человека . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ Демирджян, Алексис (4 апреля 2016 г.). Наследие Геноцида армян . Спрингер. ISBN 978-1-137-56163-3 .
- ^ «На земле погромов наконец-то найдены последние армяне» . Независимый . Архивировано из оригинала 22 июня 2018 года . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ Сойлемез, Хашим (27 августа 2007 г.). «В Турции также есть тысячи армян, которые стали арабами» . Действие (на английском языке). Архивировано из оригинала 3 июня 2013 года . Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Мелконян, Рубен (27 сентября 2007 г.). «Арабизированные армяне в Турции» (на турецком языке). Фонд «Нораванк» . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ «Армянские элементы в верованиях кызылбашских курдов» . Интернет Хабер . 27 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 28 апреля 2013 г.
- ^ А. Дэвис, Лесли (1990). Блэр, Сьюзен К. (ред.). Провинция бойни: отчет американского дипломата о геноциде армян 1915–1917 гг. (2-е печатное изд.). Нью-Рошель, Нью-Йорк: А.Д. Карацас. ISBN 9780892414581 .
- ^ Jump up to: а б «Мигран Гюльтекин: Дерсимские армяне заново открывают свои исконные корни» . Массис Пост . Ереван. 7 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Адамхасан, Али (5 декабря 2011 г.). «Dersimin Nobel adayları...» Адана Медья (на турецком языке). Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Дерсимские армяне возвращаются к своим корням» . PanARMENIAN.Net . 7 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 31 декабря 2012 г.
- ^ «90 процентов Тунджели — новообращенные армяне» . Новости Интернета (на турецком языке). 27 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 29 апреля 2013 года . Проверено 28 апреля 2013 г.
- ^ ДВ английский. Турция/Армения: Жизнь, проведенная в бегах . Архивировано из оригинала 18 августа 2015 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Зифлиоглу, Верджихан. «Моя мать была армянкой, - рассказал председатель журналистской группы» . Хюрриет Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года . Проверено 14 октября 2013 г.
- ^ Хофманн, Тесса (октябрь 2002 г.). «Армяне в Турции сегодня» (PDF) . Форум армянских ассоциаций Европы. стр. 10–11. Архивировано (PDF) из оригинала 16 сентября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Рейманн, Анна (1 июня 2007 г.). «Армянский Патриарх в Турции: «Армяне снова одни»» . Spiegel Online (на немецком языке). Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 16 июня 2013 г.
Патриарх Месроб II: Сегодня в Турции проживает около 80 тысяч армян-христиан. Еще как минимум 100 000 армян приняли ислам.
- ^ Jump up to: а б Басюрт, Эрхан (26 декабря 2005 г.). «Моя бабушка была армянкой! [Моя бабушка армянка]» . Действие (на английском языке). Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
Я не думаю, что цифра в 300 тысяч – преувеличение. Я думаю, что даже больше. Но, к сожалению, этот вопрос не превратился в академическую работу. Мне бы хотелось стать ученым и провести исследование только по этой теме.
- ^ « Исламизированные и тайные армяне неоднородны», - считает Ерванд Манук [Ерванд Манук: «Исламизированные армяне неоднородны»] . Астаг (на армянском языке). 7 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 г. Проверено 24 июня 2013 г.
1-2 миллиона для армян-мусульман, от 300 тысяч до 1 миллиона для тайных армян. Естественно, эти цифры не являются научными и точными.
- ^ «500 Бин Крипто Эрмени Вар» . Одатв (на турецком языке). 23 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 г. Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ «Профессор доктор Халачоглу: Армяне убили около 500 тысяч турок в Анатолии» (на турецком языке). Информационное агентство Джихан . 2 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2015 г. Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Уотенпо, Кейт Дэвид (2013). « «Есть ли дети на продажу?»: Геноцид и перемещение армянских детей (1915–1922)». Журнал прав человека . 12 (3): 283–295 [291]. дои : 10.1080/14754835.2013.812410 . S2CID 144771307 .
- ^ Мкртчян, Гаяне (28 октября 2014 г.). "Армянский вопрос": Специалист считает, что политические изменения дают шанс вернуть этнические корни армянам в Турции" . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года.
- ^ Даниелян, Диана (1 июля 2011 г.). «Возможно ли пробуждение исламизированных армян в Турции? » «Азг Дейли» . Проверено 24 июня 2013 г.
Дахч приводит поразительные цифры. По разным оценкам, в Турции проживает 3-5 миллионов армян-мусульман.
- ^ Даниелян, Диана (1 июля 2011 г.). " Азг": Возможно ли пробуждение исламизированных армян в Турции?" . Хайерн Айсор . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
Дагч говорит, что, по разным подсчетам, в Турции проживает от 3 до 5 миллионов исламизированных армян
- ^ «Более половины из 4–5 миллионов исламизированных армян признают, что их предки были армянами» . Общественное радио Армении . 5 ноября 2013 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хаджян, Аведис (2018). Тайная нация: Скрытые армяне Турции. ИБТаурис. ISBN 9781788311991
- Мелконян, Рубен (2008). «Проблема исламизированных армян в Турции» (PDF) . Ереван: Фонд «Нораванк» .
- Мелконян, Рубен (2009). О проблемах исламизированных армян (на армянском языке). Ереван: Фонд «Нораванк» .
- Алтынай, Айше Гюль; Туркылмаз, Ектан (2011). «Распутывание слоев гендерного молчания: обращенные армяне, пережившие катастрофу 1915 года» . В Сингере, Эми; Нойманн, Кристоф К.; Сомель, Сельчук Аксинь (ред.). Нерассказанные истории Ближнего Востока: восстановление голосов XIX и XX веков . Исследования SOAS/Routledge на Ближнем Востоке. Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 9780203845363 .
- Алтынай, Айше Гюль; Четин, Фетхие (2014). Внуки: скрытое наследие «потерянных» армян Турции . Издатели транзакций . ISBN 978-1412853910 .
- «Скрытые армяне Турции ищут украденные личные данные» . Франция 24 . 21 апреля 2015 г.
- Курт, Юмит (2016). «Культурное стирание: абсорбция и насильственное обращение армянских женщин и детей, 1915-1916» . Этюды армянских современников (7). дои : 10.4000/eac.997 . ISSN 2269-5281 .
- Папазян, Х. (2020). Оспаривание армянства: плюрализм, сегрегация и установление многосторонних границ среди армян в современной Турции (докторская диссертация). Оксфордский университет.