турецкий левантийский
Левантийцы в Турции или турецкие левантийцы — потомки европейцев , поселившихся в прибрежных городах Османской империи для торговли, особенно после эпохи Танзимата . Их предполагаемая численность сегодня составляет около 1000 человек. [2] В основном они проживают в Стамбуле , Измире и Мерсине . Анатолийские мусульмане называли левантийцев Френк (вариант Фаранга , часто переводимого как «Франк») и татлысу Френги ( букв. «Пресноводный Франк»; из-за их высокого образа жизни) в дополнение к Левантену . Турецкие левантийцы в основном являются католиками . [3]
Со временем термин «Левант» расширился. В эпоху Византии и первые годы правления Османской империи этот термин использовался для обозначения жителей Западного Средиземноморья, таких как итальянцы , каталонцы и французы . В XVIII и XIX веках этот термин также использовался для обозначения поселенцев, прибывших из Центральной и Северной Европы. [4]
История
[ редактировать ]Первые левантийцы
[ редактировать ]Левантийцы начали селиться в Константинополе в 991 году, когда византийцы предоставили им некоторые торговые привилегии. Они поселились на полуострове Стамбул и в Галате . Пера была поселением генуэзцев и венецианцев. В последующие годы торговцам из Амальфи и Пизы . эти привилегии были предоставлены [5]
После падения Римской империи различия между латино-западными и греко-восточными христианами увеличивались. По словам Ортайлы , первыми значительными левантийцами были генуэзские купцы, торговавшие с византийцами.
Второй значительной группой левантийцев были венецианцы . В то время власть Восточной Римской империи уменьшалась, в то время как османы укрепляли свои позиции. Венецианские купцы торговали по всему Средиземноморью в византийскую эпоху и построили Галатскую башню . Венецианцы и османы также были союзниками против генуэзско-византийского союза.
Генуэзцы были более активны на Анатолийском полуострове , в то время как венецианцы были сильны на островах Эгейского моря . Было также несколько итальянских городов-государств, которые действовали в Анатолии и вокруг нее. Крестовые походы также сыграли важную роль в жизни левантийцев.
Города, выбранные левантийцами, располагались на важных торговых путях и были также более безопасными местами. Стамбул был центром Османской империи, а Измир — безопасным городом, расположенным внутри залива и питающим Стамбул своим потенциалом. Измир также был центром производства свежих продуктов, таких как виноград, инжир, оливки и бамия. Следовательно, вслед за генуэзскими торговцами в Измире начали селиться венецианцы и французы. Со временем итальянское влияние начало уменьшаться, а британские, голландские и немецкие купцы расширили свои связи с анатолийским побережьем. Они также женились на других христианах-некатоликах и непротестантах, особенно на греческих православных.
Капитуляции и Танзимат
[ редактировать ]Французские купцы начали играть активную роль на торговых путях Леванта после франко-османского союза. Османы предоставили безопасный проход французским торговцам и одобрили капитуляцию французского государства .
Особенно после эпохи Танзимата капитуляции были одобрены для других европейских государств. Следовательно, произошло значительное увеличение числа европейцев, прибывших на османские территории, особенно в прибрежные города. Европейские торговцы не были гражданами Османской империи, поэтому им не нужно было платить налоги и не требовалось служить в армии. Таким образом, эти европейцы со временем стали богаче. [6] Кроме того, они стали пионерами индустриализации и западного искусства .
20 век
[ редактировать ]Османская империя воевала против британцев , французов и итальянцев во время Первой мировой войны . Государства-победители в Первой мировой войне вынудили правительство Османской империи подписать Севрский мирный договор . Великобритания, Италия и Франция были среди оккупантов Анатолии. После обретения Турцией независимости общественное мнение было негативно настроено по отношению к левантийцам из-за обвинений в том, что левантийцы сотрудничали с союзниками . После Великого пожара Смирны большая часть левантийцев покинула Смирну (ныне Измир), и лишь немногие вернулись.
После того, как Комитет Союза и Прогресса (CUP) пришел к власти после революции 1908 года , Левантийцы начали подвергаться влиянию политики турецких националистов. Также говорят, хотя и не доказано, что левантийцы также были недовольны растущим греческим присутствием в городе Смирне. Греческая оккупация Смирны ослабила их экономическую мощь в городе. Кроме того, их экономические интересы пострадали из-за Первой мировой войны и в первые годы существования современной Турции. Великая депрессия существенно повлияла на левантийцев. Они уволились с работы и начали покидать Турцию из-за новых налогов на богатство, введенных для немусульман, отмены капитуляций, предоставленных османскими султанами, а также из-за быстрого роста цен. Их поселения стали государственной собственностью.
После того как левантийцы и греки покинули страну, в турецкой экономике возникли серьезные проблемы. Турция столкнулась с проблемами экспорта; большая часть экспорта оставалась в руках местных турецких сельских жителей, которые полагались на левантийские экспортные дома. [Однако турецкое правительство отказалось от всех капитуляций левантийцев, чтобы разрушить монополию турецких предпринимателей.] Турецкое правительство при новой Турецкой Республике действительно отменило капитуляции.
Подарок
[ редактировать ]Сегодня точное число левантийцев не ясно. По оценкам, в городе Измир проживает около 100-150 левантийцев . По другой оценке, их число исчисляется сотнями. [7] [8] Однако это число может быть выше из-за политики ассимиляции турецких националистически- кемалистских правительств, обращения в ислам из-за страха после геноцида греков и армян или смешанных браков. По словам левантийского энтузиаста и исследователя из Измира Эндрю Саймса, в 2023 году население города составит около 800 человек. [9] В документальном фильме о левантийцах Измира (Bazıları Onlara Levanten Diyor) левантийцы называют себя «турками-христианами» и говорят, что им не нравится, когда их называют левантийцами. [10] Несмотря на то, что они христиане-католики, старшие по-прежнему говорят на старом греческом диалекте, использовавшемся в Смирне до 1922 года .
В Стамбуле осталось менее 100 левантийских семей. Однако цифра не ясна. Стамбульский погром глубоко затронул население Леванта так же, как греков, армян и евреев. После стамбульского погрома известно, что большая часть левантийцев бежала во Францию , США и другие страны Западной Европы. [11] Большинство из них имели вторые паспорта или имели только один паспорт страны своих предков. Многие молодые левантийцы предпочитали уехать за границу, чем оставаться в Турции. [8] Оставшиеся левантийцы или их потомки провели встречи в Стамбуле, чтобы защитить свое наследие и заново открыть свое прошлое. [12]
также осталось несколько левантийцев В Мерсине и Искендеруне . В Мерсине еще есть семьи, являющиеся потомками европейцев: их часто носят имена Леванте, Монтавани, Бабини, Брекотти, Шашати, Витель, Талхуз, Антуан-Мирзан, Надир, Рексия, Сойсал, Хисарлы, Коказ, Даниэль, Кокалакис, или Ялныз. [13] Католическая церковь Мерсина до сих пор действует в городе. Некоторые члены церкви до сих пор являются маронитами .
Левантийское население в прошлом
[ редактировать ]Стамбул (Константинополь)
[ редактировать ]Первые левантийцы на османских территориях жили в Пера ( Бейоглу ) и Галата районах Константинополя , ныне известного как Стамбул . Пик населения левантийцев пришелся на 19 век и составлял 14 000 человек. [4]
Измир (Смирна)
[ редактировать ]В 1818 году путешественник Уильям Джоветт описал распределение населения Смирны (ныне Измир ): 60 000 турок, 40 000 греков, 10 000 евреев, 3 000 латинян, 7 000 армян. [14]
В 1856 году Османское государство разрешило христианам иметь имущество. Следовательно, число левантийцев в Смирне начало резко увеличиваться. Немусульманское население составляло 15 000 в 1847 году, а в 1880 году оно увеличилось до 50 000. Смирна стала левантийским городом и стала называться «столицей Леванта», «жемчужиной Леванта», «Марселем Анатолийское побережье» или «Марсель на побережье Малой Азии». [15]
Источники XIX века оценивают население левантийцев от 16 000 до 25 000 человек. Это составляет минимум 8% населения Смирны, а максимальная оценка составляет 17%. [16]
Немусульманские народы Смирны жили в разных кварталах. По одному в каждом квартале было для турок, греков, армян, евреев и франков (левантийцев). [17] Оценка численности населения на 1914 год указывает; 378 000 мусульман и 217 686 православных христиан. [18]
Мирт
[ редактировать ]Регион Чукурова приобрел значение после посадки хлопка, привезенного из Америки . Поэтому города Адана и Мерсин стали привлекать европейцев. Левантийцы особенно начали селиться в Мерсине, особенно после 19 века. Европейские предприниматели создали «Квартал Франка» в Мерсине. Предполагаемая численность населения во времена Османской империи ниже: [13]
- В 1879 году в Мерсине проживало 625 мусульман, 147 греков, 37 армян и 50 католиков.
- В 1891 году в Мерсине проживало 5000 мусульман, 2700 греков, 860 армян и 260 католиков.
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]В турецкий язык заимствованы некоторые левантийские слова, такие как «ракон» (хвастовство) и «фаса» (лицо). [19]
Религия
[ редактировать ]Левантийцы — западные христиане, разделенные своими сектами. Большинство из них — католики, но среди них есть и протестанты (в основном англикане и баптисты).
Левантийцы имеют свои церкви в некоторых городах. Их называют в соответствии с их этнической принадлежностью или сектой, например, Алман Протестан Килисеси (Немецкая протестантская церковь) или Измирский баптист Килисеси (Измирская баптистская церковь). Церкви в Измире иногда называют «Левантийской церковью».
Церкви
- Крымская мемориальная церковь , Стамбул
Образование
[ редактировать ]В Стамбуле и Измире есть французские, итальянские, немецкие и австрийские школы. Однако большинство их студентов – турки. Эти школы считаются частными.
Школы
- Французская школа Сен-Бенуа , Стамбул
- Итальянская школа , Стамбул
Архитектура
[ редактировать ]Одно из старейших строений левантийцев – Галатская башня в Стамбуле. В европейском квартале она находилась до 1453 года. После падения Стамбула венецианцы сдали башню османам.
Измир — самый важный город с сохранившейся исторической левантийской архитектурой. Каршияка (Курделион), Борнова (Бурнабад) и Бука (Буджа) были известны как центры левантийцев в Измире до турецкой войны за независимость. Левантийцы оставили в Измире десятки зданий; большинство из них представляют собой особняки, когда-то принадлежавшие европейским торговым семьям. Некоторые из них перечислены ниже: [20]
Имя | Национальность | Место |
---|---|---|
Особняк Алиотти | итальянский | Борнова |
Особняк Лохнер | немецкий | Борнова |
Особняк Пенетти | итальянский | Карсияка |
Особняк Ван дер Зи | Голландский | Карсияка |
Особняк Де Йонга | Британско-голландский | Бука |
Особняк Риса | Британский | Бука |
Особняк Бальтацци | итальянский | Бука |
Особняк Форбс | Британский | Бука |
Особняк Жиро | Французский | Борнова |
Особняк Петерсона | шотландский | Борнова |
Особняк Эдвардса | Британский | Борнова |
Бардисбанский особняк | Армянский | Борнова |
Особняк Беломм | Британский | Борнова |
Особняк Уиттолл | Британский | Борнова |
В Мерсине также есть несколько гостиниц и конаков , которые сохранились и по сей день.
Известные люди
[ редактировать ]- Сэр Альфред Билиотти - консульский чиновник и археолог на британской службе.
- Джулио Монджери - итальянский архитектор
- Гульельмо Семприни – итальянский архитектор
- Амедео Прециози - мальтийский художник
- Ливио Миссир ди Лузиньяно — итальянский историк
- Джузеппе Доницетти – итальянский музыкант
- Джованни Сконьямилло - турецкий писатель
- Граф Авраам Камондо - еврейско-итальянский финансист, филантроп и патриарх семьи Камондо.
- Люсьен Аркас - французский бизнесмен холдинговой компании Arkas.
- Уильям Буттиджич - мальтийско-британский, бывший британский консул в Измире
- Эдуард Балладюр , премьер-министр Франции
- Кэролайн Жиро Коч - французская бизнесвумен
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шмитт, Оливер Йенс (2005). Левантийский. Жизненные миры и идентичности этноконфессиональной группы в Османской империи в длинном XIX веке (на немецком языке). Мюнхен: Ольденбург Верлаг. п. 108. ИСБН 978-3-4865-7713-6 .
- ↑ Культура Леванта открывается для туризма haber.com (12 августа 2013 г.)
- ^ Макартур-Сил, Дэниел-Джозеф (2021). Британская Левантийская империя, 1914-1923 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 7. ISBN 9780192895769 .
- ^ Перейти обратно: а б Обзор концепции Левантина и Левантинов. Архивировано 19 июня 2012 г. в Wayback Machine Raziye OBAN (ÇAKICIOĞLU) - Турецкий исследовательский журнал (12.08.2013).
- ^ Обзор левантийской концепции и левантийцев, стр. 345, Разие ОБАН ЧАКИЧИОГЛУ
- ^ Фискальная политика в эпоху Ататюрка. Архивировано 18 апреля 2013 г. в Wayback Machine . Министерстве финансов
- ^ Левантийцы: Последние голоса старой Смирны - KathimeriniGr
- ^ Перейти обратно: а б Сибель АРНА. «Левантинцы двух городов – Последние новости» . Hurriyet.com.tr . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ А. САЙМС: «ПАТРИОТЫ ОБНЯЛИ МЕНЯ, КАК РОДИТЕЛИ СЫНА, ВОЗВРАЩАЮЩЕГОСЯ ДОМОЙ» (на греческом языке)
- ^ «САБАХ – это турки-христиане из Измира» . Arsiv.sabah.com.tr . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ «Регулярный нерегулярный блог: потерянные левантийцы Стамбула» . blog.writeweller.com . Архивировано из оригинала 5 июля 2016 г.
- ^ «Наследие Леванта в центре внимания на мероприятии в Стамбуле | Nation | Daily Sabah» . Ежедневный Сабах . Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Исследование левантийских построек Мерсина , магистерская диссертация Университета Чукуова, Гюлизар АЧИК ГЮНЕШ (28.08.2013)
- ^ Исследование левантийцев Измира, Мухаррем Йылдыз, Центр стратегических исследований Туран, Год: 2012, Том: 4, Номер: 13, Страница: 43
- ^ Исследование левантийцев Измира, Мухаррем Йылдыз, Центр стратегических исследований Туран, Год: 2012, Том: 4, Номер: 13
- ^ Образ левантийцев, изображенный в туристической литературе конца XIX века. Архивировано 23 апреля 2017 г. в Wayback Machine Achilleas Chatziconstantinou (12.08.2013).
- ^ Эркан Серче, Статистика населения Измира и его окрестностей за 1917 год, Измир, 1998, стр.5.
- ^ Эркан Серче, Статистика населения Измира и окрестностей за 1917 год, Измир, 1998, стр.6
- ^ «Экзотическая община в Османской империи: левантийцы | Daily Sabah» . Ежедневный Сабах . 28 марта 2014 г.
- ^ «Гезико — исторические левантийские дома Измира» . 6 января 2016 г.