Сожжение Смирны
Часть греко-турецкой войны (1919–1922) и греков и армян. геноцидов [1] [2] | |
![]() Столбы дыма поднимаются над Смирной 14 сентября 1922 года. | |
Дата | 13–22 сентября 1922 г. |
---|---|
Расположение | Смирна , греческая зона Смирны (сегодня Измир , Турция ) |
Также известен как | Великий пожар Смирны Смирнская катастрофа |
Преступник | См. Ответственность за поджог Смирны. |
Исход | 80 000–400 000 беженцев Разрушение греческого и армянского кварталов |
Летальные исходы | По оценкам, 10 000–125 000. |
Греческий геноцид | |
---|---|
Фон | |
Младотурецкая революция , Османские греки , Понтийские греки , Османская империя | |
Геноцид | |
Трудовые батальоны , Марш смерти , Резня в Фокее , Эвакуация Айвалика , Резня в Измите , Депортации из Самсуна , Суды над Амасией , Сожжение Смирны | |
Иностранная помощь и помощь | |
Комитет помощи грекам Малой Азии , Американский комитет помощи на Ближнем Востоке | |
Ответственные стороны | |
Младотурки или Комитет Союза и Прогресса Три паши : Талат , Энвер , Джемаль. Бахаеддин Шакир , Тескилати Махсуса или Специальная организация , Нуреддин-паша , Топал Осман , Мустафа Кемаль Ататюрк | |
См. также | |
Греко-турецкая война (1919–1922) , Греки в Турции , Обмен населением , Греческие беженцы , Геноцид армян , Сайфо , Стамбульские процессы 1919–1920 годов , Мальтийские трибуналы | |
Сожжение Смирны [3] [4] ( греческий : Καταστροφία της Σμύρνης , « Катастрофа Смирны »; турецкий : 1922 İzmir Yangını «Измирский пожар 1922 года»; : Zmyuṙnio армянский , Mets Hrdeh ) разрушил большую часть портового города Смирна . (современный Измир , Турция) в сентябре 1922 года. Сообщения очевидца утверждают, что пожар начался 13 сентября 1922 года. [5] и длился до тех пор, пока не был практически потушен 22 сентября. Оно началось через четыре дня после того, как турецкие военные захватили город 9 сентября, фактически положив конец греко-турецкой войне , более чем через три года после высадки греческих войск в Смирне . По оценкам, в Греции и Армении варьируется от 10 000 до 125 000 человек. число погибших в результате пожара [6] [7]
Примерно 80 000 [8] до 400 000 [9] Греческие и армянские беженцы заполонили набережную, спасаясь от огня. Они были вынуждены оставаться там в тяжелых условиях почти две недели. Турецкие войска и нерегулярные формирования начали совершать массовые убийства и зверства против греческого и армянского населения города еще до начала пожара. Многие женщины были изнасилованы . [10] [11] Десятки тысяч греков и армян были впоследствии депортированы во внутренние районы Анатолии , где большинство из них умерло в тяжелых условиях. [12] [6] [13]
Пожар полностью уничтожил греческий и армянский кварталы города; мусульманский еврейский и кварталы не пострадали. [14] Существуют разные версии и свидетельства очевидцев о том, кто несет ответственность за пожар ; Большинство современных источников и современных ученых связывают это с тем, что турецкие солдаты подожгли греческие и армянские дома и предприятия, чтобы искоренить последние следы христианского присутствия в Анатолии . [15] в то время как некоторые, турецкие или протурецкие, [15] [16] Источники утверждают, что греки и/или армяне устроили пожар либо для того, чтобы запятнать репутацию турок, либо лишить их доступа к их бывшим домам и предприятиям. [15] Свидетельства западных очевидцев [17] были напечатаны во многих западных газетах. [18] [19]
Это событие считается одним из самых катастрофических городских пожаров в истории и широко рассматривается как акт геноцида и военное преступление ; Это событие до сих пор является источником напряженности между Грецией и Турцией . [1] [2] Уинстон Черчилль назвал это «адской оргией» и заявил, что: «Для намеренно спланированного и методично осуществленного злодеяния Смирна должна... найти мало параллелей в истории человеческих преступлений ». [20]
Фон
[ редактировать ]Соотношение христианского населения и мусульманского остается предметом споров, но город был одновременно мультикультурным и космополитическим центром. до сентября 1922 года [21] Различные источники утверждают, что большинство в городе составляют либо греки, либо турки. По данным Кэтрин Элизабет Флемминг, в 1919–1922 годах греки в Смирне насчитывали 150 000 человек, что составляло чуть менее половины населения, превосходя численностью турок в соотношении два к одному. [22] проживали значительные армянские, еврейские и левантийские Помимо турок и греков в городе общины. По данным Труды Ринг, перед Первой мировой войной только греки насчитывали 130 000 из 250 000 населения, не считая армян и других христиан. [23]
Согласно османской проживало 341 436 мусульман, 193 280 греческих православных христиан, 12 273 армянских григорианских христиан, 24 633 еврея, 55 952 иностранца, всего 630 124 человека переписи 1906/7 года, в Измирском Санджаке (13 Каз, включая центральную Казу ); [24] обновленные данные за 1914 год дали 100 356 мусульман, 73 676 греческих православных христиан, 10 061 армяно-григорианцев, 813 армян-католиков, 24 069 евреев в центральной казах Измира. [25] [26]
По словам посла США в Османской империи тогдашнего Генри Моргентау , более половины населения Смирны составляли греки. [27] американский генеральный консул Тогдашний в Смирне Джордж Хортон писал, что до пожара в городе Смирна проживало 400 000 человек, из них 165 000 были турками, 150 000 - греками, 25 000 - евреями, 25 000 - армянами и 20 000 - иностранцы — 10 000 итальянцев, 3 000 французов, 2 000 британцев и 300 американцев. [28] Большинство греков и армян были христианами. [29]
Более того, по мнению различных ученых, до войны город был центром большего количества греков, чем проживавших в Афинах , столице Греции. [30] [31] Османы той эпохи называли город Неверной Смирной ( Гавур Измир ) из-за многочисленных греков и большого немусульманского населения. [23] [27] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38]
События
[ редактировать ]Вступление турецкой армии
[ редактировать ]
Греческие войска эвакуировали Смирну вечером в пятницу, 8 сентября. На следующее утро первые части сил Мустафы Кемаля , турецкая кавалерийская эскадрилья, вошли в город с северной оконечности набережной, разместив свой штаб в главном правительственном здании под названием Конак . [39] [40] Греческая армия находилась в замешательстве и не могла организованно эвакуировать город, и бои продолжались и на следующий день. По словам генерала 5-й кавалерийской армии Фахреттина Алтая , 10 сентября турецкие войска, принадлежащие 2-му и 3-му кавалерийским полкам, захватили около 3000 греческих солдат, 50 греческих офицеров, в том числе бригадного командира, на юге центра города. которые отступали из Айдына. [41] Лейтенант Али Риза Акынджи, первый турецкий офицер, поднявший турецкий флаг во время освобождения Измира 9 сентября, упоминает в своих мемуарах, что его отряд из 13 кавалеристов попал в засаду под залп из 30-40 винтовок Тузакоглу. завод после приветствия и приветствия взвода французской морской пехоты на мосту Халкапынар. В результате этого залпового огня трое кавалеристов были мгновенно убиты, еще один смертельно ранен. Их сменил капитан Шерафеттин и два его подразделения, окружившие завод. Кроме того, капитан Шерафеттин вместе с лейтенантом Али Ризой Акынджи были ранены гранатой, брошенной греческим солдатом перед зданием Пасапорта. Лейтенант был легко ранен в нос и ногу, а лошадь — в брюхо. [42] Гранатометчик также упоминался Джорджем Хортоном как « какой-то дурак бросил бомбу », и что командир этого подразделения « получил кровавые раны по голове ». [43] На месте гибели этих кавалеристов позже был установлен памятник. Военное командование сначала принял на себя Мюрсель-паша , а затем Нуреддин-паша , генерал Первой турецкой армии .
Вначале турецкая оккупация города носила упорядоченный характер. Хотя армянские и греческие жители с трепетом отнеслись к их входу, они рассудили, что присутствие союзного флота будет препятствовать любому насилию против христианской общины. Утром 9 сентября не менее двадцати одного военного корабля союзников стояли на якоре в гавани Смирны, включая британский флагман, линкоры HMS Iron Duke и King George V , а также их эскорт крейсеров и эсминцев под командованием адмирала. Осмонд Брок ; американские эсминцы USS Litchfield , Simpson и Lawrence (позже к ним присоединился Edsall ); три французских крейсера и два эсминца под командованием адмирала Дюменьля; и итальянский крейсер и эсминец. [44] [45] В качестве меры предосторожности моряки и морские пехотинцы союзного флота были высажены на берег для охраны своих дипломатических комплексов и учреждений со строгим приказом сохранять нейтралитет на случай, если между турками и христианами вспыхнет насилие. [46]
9 сентября порядок и дисциплина начали нарушаться среди турецких войск, которые начали систематически нападать на армянское население, грабить их магазины, грабить их дома, отделять мужчин от женщин, увозить последних и подвергать их сексуальному насилию. [47] [48] Греческий православный митрополит Хризостом был замучен и зарублен турецкой толпой на глазах у французских солдат, которым не позволил вмешаться их командир, и к большому одобрению адмирала Дюмениля. [47] [49] Убежища искали везде, где только можно, включая Рай, где располагался американский квартал, и европейские кварталы. Некоторым удалось укрыться в Американском университетском институте и других учреждениях, несмотря на напряженные усилия, направленные на то, чтобы отказать тем, кто обращался за помощью, со стороны американцев и европейцев, которые стремились не вызвать антагонизм или не навредить своим отношениям с лидерами турецкого национального движения. Офицер голландского парохода «Сиантар» , находившегося в этот период в порту города, сообщил об инциденте, о котором он слышал: по его словам, после того, как турецкие войска вошли в город, был подожжен большой отель, в котором находились греческие гости, турки разместили автомат напротив входа в гостиницу и открыли огонь, когда люди пытались выйти из горящего здания. Кроме того, он рассказал, что экипажу не разрешили выйти в море после наступления темноты, поскольку по улицам города бродили бандиты, и это было опасно. [50]
Жертвами массовых убийств, совершенных турецкой армией и нерегулярными формированиями, также стали иностранные граждане. 9 сентября голландский купец Оскар де Йонг и его жена были убиты турецкими кавалеристами. [51] в то время как в другом инциденте британский врач на пенсии был забит до смерти в своем доме, пытаясь предотвратить изнасилование служанки. [52] [53]
Горящий
[ редактировать ]

Первый пожар вспыхнул ближе к вечеру 13 сентября, через четыре дня после того, как турецкие националистические силы вошли в город. [54] Пожар начался в армянском квартале города (ныне район Басмане) и быстро распространился из-за ветреной погоды и отсутствия усилий по его тушению. [55] Автор Джайлс Милтон пишет:
Одной из первых, кто заметил вспышку пожара, была мисс Минни Миллс, директор Американского университетского института девочек. Она только что закончила обедать, когда заметила, что одно из соседних зданий горит. Она встала, чтобы рассмотреть поближе, и была потрясена увиденным. «Я своими глазами видел, как турецкий офицер вошел в дом с небольшими канистрами бензина или бензина, и через несколько минут дом загорелся». Она была не единственной в институте, кто видел начало пожара. «Наши учителя и девочки видели турков в солдатской форме, а в ряде случаев и в офицерской форме, с длинными палками с тряпками на конце, которые обмакивали в банку с жидкостью и несли в дома, которые вскоре загорелись. [56]
Другие, такие как Клафлин Дэвис из Американского Красного Креста и месье Жубер, директор банка Credit Foncier в Смирне, также были свидетелями того, как турки поджигали здания. Когда последний спросил солдат, что они делают, «они бесстрастно ответили, что им приказано взорвать и сжечь все дома в этом районе». [57] Городская пожарная команда сделала все возможное для борьбы с пожарами, но к среде, 13 сентября, их было так много, что они не смогли справиться с пожарами. Двое пожарных бригады, сержант. Чорбаджис и Эммануэль Кацарос позже дадут показания в суде, ставшие свидетелями поджога зданий турецкими солдатами. Когда Кацарос пожаловался, один из них прокомментировал: «У вас есть приказ... а у нас свой. Это армянская собственность. Наш приказ — поджечь ее». [58] Распространяющийся огонь вызвал давку людей, бежавших к набережной, которая простиралась от западной оконечности города до его северной оконечности, известной как Пойнт. [55] Капитан Артур Джапи Хепберн, начальник штаба американской военно-морской эскадры, так описал панику на набережной:

Вернувшись на улицу, я обнаружил, что давка от пожара только начинается. Все беженцы, которые были разбросаны по улицам или размещены в церквях и других учреждениях, двигались к набережной. Этот поток постоянно увеличивали те, кто покидал свои дома на пути огня... Теперь стемнело. Набережная уже была заполнена десятками тысяч напуганных беженцев, бесцельно перемещающихся между таможней и пунктом, и все же непрерывный поток вновь прибывших продолжался, пока вся набережная не превратилась в одну сплошную массу человечества и разнообразного багажа. [55]
Жар от огня был настолько сильным, что Хепберн забеспокоилась, что в результате него погибнут беженцы. [55] Положение беженцев на пристани утром 14 сентября описал британский лейтенант А.С. Меррилл, который считал, что турки устроили поджог, чтобы держать греков в состоянии террора и облегчить их отъезд: [6]
Все утро можно было видеть зарево, а затем и пламя горящей Смирны. Мы прибыли примерно за час до рассвета, и зрелище было неописуемым. Весь город пылал, а в гавани было светло как днем. Тысячи бездомных беженцев метались взад и вперед по бурлящей набережной – паника доходила до безумия. Больно было слышать душераздирающие вопли женщин и детей. В ярости они бросались в воду, а некоторые добирались до корабля. Попытка посадить лодку была бы катастрофой. Несколько лодок попытались, но были немедленно остановлены безумным натиском воющей толпы... Толпа вдоль набережной за огнем была настолько густой и отчаянно пыталась сомкнуться в ряд с якорной стоянкой военных кораблей, что массы в душном центре не мог спастись, кроме как по морю. К счастью, дул морской бриз, и стена причала не нагрелась настолько, чтобы зажарить этих несчастных людей заживо, но жара, должно быть, была ужасной, если она ощущалась на корабле на расстоянии 200 ярдов. Вдобавок к путанице, рюкзаки, принадлежавшие этим беженцам, состоящие в основном из ковров и одежды, загорелись, образовав цепочку костров по всей длине улицы. [59]

Турецкие войска оцепили набережную, чтобы запереть армян и греков в зоне обстрела и не дать им бежать. [60] По сообщениям очевидцев, охваченные паникой беженцы ныряли в воду, спасаясь от огня, и их испуганные крики были слышны за много миль. [47] К 15 сентября пожар несколько утих, но спорадическое насилие со стороны турок против греческих и армянских беженцев продолжало оказывать давление на западные и греческие военно-морские силы с целью вывезти беженцев как можно быстрее. [61] К 22 сентября пожар был полностью потушен. [6] а 24 сентября первые греческие корабли – часть флотилии, организованной и управляемой американским гуманистом Асой Дженнингс – вошли в гавань, чтобы забрать пассажиров, по инициативе капитана Хепберна и после того, как он получил разрешение и сотрудничество со стороны турецких властей и британского адмирала. командовал эсминцами в гавани. [59]
Последствия
[ редактировать ]


Инфраструктуре всего города был нанесен существенный ущерб. Центр города пришлось восстанавливать. Сегодня 40 гектаров бывшей зоны пожара представляет собой обширный парк под названием Kültürpark, служащий крупнейшим в Турции выставочным центром под открытым небом, включая Измирскую международную ярмарку , среди прочего, .
Согласно первой переписи населения Турции после войны, общая численность населения города в 1927 году составляла 184 254 человека, из которых 162 144 человека (88%) были мусульманами, а остальные - 22 110 человек. [62] Эвакуация была трудной, несмотря на усилия британских и американских моряков по поддержанию порядка, поскольку десятки тысяч беженцев толкались к берегу. [59] Попытки организовать помощь были предприняты американскими чиновниками YMCA и YWCA , которые, как сообщается, были ограблены, а затем обстреляны турецкими солдатами. [63] На набережной турецкие солдаты и нерегулярные формирования периодически грабили греческих беженцев, избивали некоторых и арестовывали тех, кто сопротивлялся. [59] Хотя было несколько сообщений о том, что турецкие солдаты хорошо себя вели, помогая старым женщинам и пытаясь поддерживать порядок среди беженцев, [59] их намного больше, чем тех, кто описывает неоправданную жестокость, непрекращающиеся грабежи и насилие. [61]
Попытки американцев и британцев защитить греков от турок не принесли никакой пользы: пожар нанес ужасающий урон. [61] Некоторые разочарованные и напуганные греки покончили с собой, бросившись в воду с рюкзаками за спиной, дети попали в панику, а многие старики потеряли сознание и умерли. [61] Армяне города также сильно пострадали, и, по словам капитана Хепберн, «каждого трудоспособного армянского мужчины выслеживали и убивали, где бы его ни находили, причем в охоте принимали участие даже мальчики в возрасте от 12 до 15 лет». [61]
Пожар полностью уничтожил греческий, армянский и левантийский кварталы города, уцелели только турецкий и еврейский кварталы. [47] Процветающий порт Смирна, один из самых коммерчески активных в регионе, был сожжен дотла. Около 150 000–200 000 греческих беженцев были эвакуированы, а около 30 000 трудоспособных греческих и армянских мужчин были депортированы во внутренние районы страны, многие из них умерли в тяжелых условиях или казнены по пути. [6] Трехтысячелетнее греческое присутствие на побережье Эгейского моря в Анатолии было внезапно прекращено. [6] вместе с идеей Мегали . [64] Греческий писатель Димитрис Пензопулос писал: «Не будет преувеличением назвать «1922 год» самым катастрофическим в современной эллинской истории». [6]
Пострадавшие и беженцы
[ редактировать ]

Число жертв в результате пожара точно неизвестно, по оценкам, погибло до 125 000 греков и армян. [6] [7] [66] Американский историк Норман Наймарк приводит цифру в 10 000–15 000 погибших. [6] в то время как историк Ричард Клогг дает цифру в 30 000 человек. [47] Более крупные оценки включают оценку Джона Фрили в 50 000 и Рудольфа Раммеля в 100 000. [66]
Помощь населению города кораблями греческого флота была ограничена, поскольку революция 11 сентября 1922 года разразилась , и большая часть греческой армии была сосредоточена на островах Хиос и Лесбос , планируя свергнуть роялистское правительство Афин.
Хотя в гавани Смирны находилось множество кораблей различных союзных держав, подавляющее большинство из них сослались на нейтралитет и не подобрали греков и армян, которые были вынуждены бежать от огня и турецких войск, отвоевавших город после поражения греческой армии. . [67] Военные оркестры играли громкую музыку, чтобы заглушить крики тех, кто тонул в гавани и кому силой не позволили подняться на борт кораблей союзников. [68] Японское грузовое судно сбросило весь свой груз и приняло на себя как можно больше беженцев, доставив их в греческий порт Пирей . [69] [70]
Многие беженцы были спасены благодаря импровизированной флотилии помощи, организованной американским миссионером Азой Дженнингс . [71] Другие ученые дают другую версию событий; они утверждают, что турки сначала запретили иностранным кораблям в гавани забирать выживших, но под давлением, особенно со стороны Великобритании, Франции и США, они разрешили спасти всех христиан, кроме мужчин в возрасте от 17 до 45 лет. Последнего они намеревались депортировать во внутренние районы страны, что «расценивалось как короткое пожизненное заключение в рабство под жестокими хозяевами, закончившееся загадочной смертью». [72]
По данным источника, число беженцев меняется. Некоторые современные газеты утверждают, что 400 000 греческих и армянских беженцев из Смирны и ее окрестностей получили помощь Красного Креста сразу после разрушения города. [9] Стюарт Мэтью утверждает, что было 250 000 беженцев, которые не были турками. [14] Наймарк приводит цифру в 150 000–200 000 эвакуированных греческих беженцев. [6] Эдвард Хейл Бирштадт и Хелен Дэвидсон Крейтон говорят, что там было по меньшей мере 50 000 греческих и армянских беженцев. [8] Некоторые современные источники также предполагают то же число. [73]
Число греческих и армянских мужчин, депортированных во внутренние районы Анатолии, и количество последовавших за этим смертей различаются в зависимости от источника. Наймарк пишет, что туда было депортировано 30 000 греческих и армянских мужчин, где большинство из них умерло в жестоких условиях. [6] Димитрий Дордевич оценивает число депортированных в 25 000, а число погибших в трудовых батальонах - в 10 000. [13] Давид Абулафия утверждает, что по меньшей мере 100 000 греков были насильно отправлены во внутренние районы Анатолии, где большинство из них погибло. [12]
Аристотель Онассис , родившийся в Смирне и впоследствии ставший одним из самых богатых людей в мире, был одним из выживших греков. Различные биографии его жизни документируют аспекты его опыта во время катастрофы в Смирне. Его жизненный опыт был показан в телевизионном фильме « Онассис, самый богатый человек в мире» . [74]
Во время катастрофы в Смирне семья Онассиса потеряла значительные владения, которые были либо отняты, либо переданы туркам в качестве взятки для обеспечения их безопасности и свободы. Они стали беженцами , бежавшими в Грецию после пожара. Однако Аристотель Онассис остался, чтобы спасти своего отца, который был помещен в турецкий концентрационный лагерь. [75] [76] Ему удалось спасти жизнь своего отца. За это время умерли трое его дядей. Он также потерял тетю, ее мужа Хризостомоса Кониалидиса и их дочь, которые сгорели заживо, когда турецкие солдаты подожгли церковь в Фиатире , где 500 христиан нашли убежище, чтобы избежать турецких солдат и сожжения Смирны. [74]
Ответственность
[ редактировать ]Греческий геноцид | |
---|---|
Фон | |
Младотурецкая революция , Османские греки , Понтийские греки , Османская империя | |
Геноцид | |
Трудовые батальоны , Марш смерти , Резня в Фокее , Эвакуация Айвалика , Резня в Измите , Депортации из Самсуна , Суды над Амасией , Сожжение Смирны | |
Иностранная помощь и помощь | |
Комитет помощи грекам Малой Азии , Американский комитет помощи на Ближнем Востоке | |
Ответственные стороны | |
Младотурки или Комитет Союза и Прогресса Три паши : Талат , Энвер , Джемаль. Бахаеддин Шакир , Тескилати Махсуса или Специальная организация , Нуреддин-паша , Топал Осман , Мустафа Кемаль Ататюрк | |
См. также | |
Греко-турецкая война (1919–1922) , Греки в Турции , Обмен населением , Греческие беженцы , Геноцид армян , Сайфо , Стамбульские процессы 1919–1920 годов , Мальтийские трибуналы | |
Вопрос о том, кто несет ответственность за поджог Смирны, продолжает обсуждаться, причем турецкие источники в основном возлагают ответственность на греков или армян, и наоборот. [77] [78] Другие источники, с другой стороны, предполагают, что, по крайней мере, бездействие Турции сыграло значительную роль в этом событии. [77]
По поводу пожара в Смирне был опубликован ряд исследований. Профессор литературы Марджори Хаспиан Добкин в исследовании 1971 года «Смирна 1922» пришел к выводу, что турецкая армия систематически сжигала город и убивала христианских греческих и армянских жителей. Ее работа основана на обширных свидетельствах очевидцев, выживших, войск союзников, отправленных в Смирну во время эвакуации, иностранных дипломатов, сотрудников гуманитарных организаций и турецких очевидцев. исследование историка Найла Фергюсона К такому же выводу приходит . Историк Ричард Клогг категорически утверждает, что пожар устроили турки после захвата города. [47] В своей книге «Потерянный рай: Смирна, 1922 » Джайлс Мильтон обращается к проблеме Смирнского пожара с помощью оригинальных материалов (интервью, неопубликованные письма и дневники) левантийских семей Смирны, которые были в основном британского происхождения. [79] Вывод автора таков, что поджог устроили турецкие солдаты и офицеры, скорее всего, действовавшие по прямому приказу. Британский ученый Майкл Ллевелин-Смит , писавший о греческой администрации в Малой Азии, также пришел к выводу, что огонь «вероятно, был зажжен» турками, на что указывает то, что он назвал «какими доказательствами есть». [80]
Историк из Стэнфорда Норман Наймарк оценил доказательства ответственности за пожар. Он согласен с мнением американского лейтенанта Меррилла о том, что в интересах Турции было запугать греков, чтобы они оставили Смирну с огнем, и указывает на «странный» факт, что турецкий квартал был спасен от огня, как на фактор, предполагающий ответственность Турции. Он также указывает, что можно привести аргументы в пользу того, что сожжение города противоречило турецким интересам и было ненужным, и что ответственность может лежать на греках и/или армянах, поскольку у них «были свои веские причины», указывая на «греческую историю отступления». » и «Нападение армян в первый день оккупации». [81] Однако 9 сентября 1922 года греческая армия покинула Смирну. [82] когда Мустафа Кемаль Ататюрк и его армия вошли в город, а пожар начался четыре дня спустя, 13 сентября 1922 года. [83] Тем не менее, Наймарк заключает, что «пожар почти наверняка был устроен турецкими войсками намеренно». [84]
Хортон и Хауспиан подвергаются критике со стороны Хита Лоури и Джастина Маккарти , которые утверждают, что Хортон был весьма предвзятым, а Хауспиан крайне избирательно использует источники. [85] Лоури и Маккарти были членами ныне несуществующего Института тюркских исследований и, в свою очередь, подверглись резкой критике со стороны других ученых за отрицание Геноцида армян. [86] [87] [88] [89] назвал Маккарти сторонником Майкл Манн «турецкой стороны дебатов». [90]
Турецкий писатель и журналист Фалих Рифки Атай , который в то время находился в Смирне, и турецкий профессор Бирай Коллуоглу Кырлы согласились, что турецкие националистические силы несут ответственность за разрушение Смирны в 1922 году. Совсем недавно ряд несовременных ученых, историков , а политики внесли свой вклад в историю событий, пересмотрев современные коммуникации и истории. Лейла Нейзи в своей работе над устной историей пожара проводит различие между турецким националистическим дискурсом и местными повествованиями. В местных рассказах она указывает на то, что турецкие силы несут ответственность, по крайней мере, за неспособность эффективно потушить пожар, а иногда и за сам пожар. [91]
Наследие и память
[ редактировать ]
- Роберта Байрона В путеводителе «Европа в Зазеркалье» (1926) содержится отчет очевидца, возлагающий вину за пожар на турок. [92]
- « На набережной в Смирне » (1930), рассказ опубликованный в рамках книги «В наше время» , Эрнеста Хемингуэя , намекает на пожар в Смирне:
Странно было, по его словам, то, что они кричали каждую ночь в полночь... Мы были в гавани, а они были на пирсе, и в полночь они начали кричать. Мы включали на них прожектор, чтобы успокоить их. Это всегда помогало. [93]
- Эрика Эмблера В романе «Маска Димитрия» (1939) подробно описаны события в Смирне в начале третьей главы. [94]
- Заключительная часть « Эдварда Уитмора » Синайского гобелена (1977) происходит во время сожжения Смирны. [95]
- Греческий фильм «1922» (1978) изображает страдания этнических греков, удерживаемых в плену после входа турецкой армии в город.
- Действие части романа «Титан» (1985) Фреда Мастарда Стюарта происходит во время сожжения Смирны. [96]
- Сюзанна де Врис Blue Ribbons Bitter Bread (2000) [97] представляет собой рассказ о Смирне и греческих беженцах, высадившихся в Салониках.
- Роман «Миддлсекс» (2002) американца Джеффри Евгенидиса открывается сожжением Смирны. [98]
- Измир Мехмета Корала : 13 сентября 1922 г. («Измир: 13 сентября 1922 г.») (2003?) [99] обратился к этой теме; [100] он также был опубликован на греческом языке Кедросом из Афин/Греция под названием: Многие живут в Измире. [101]
- греко-американской певицы и автора песен Диаманды Галас Альбом Defixiones: Will and Assessment (2003) напрямую вдохновлен турецкими зверствами, совершенными против греческого населения в Смирне. Галас происходит из семьи, происходящей из Смирны. [102]
- Действие части романа «Птицы без крыльев » (2004) Луи Де Берньера происходит во время пожара Смирны и его последствий. [103]
- Роман Паноса Карнезиса « » 2004 года Лабиринт посвящен историческим событиям, связанным с пожаром в Смирне. [104]
- «Смирна: разрушение космополитического города – 1900–1922», документальный фильм Марии Илиу 2012 года. [105]
- Личный рассказ Дели Саркиса Саркисяна о пожаре в Смирне изложен в книге Эллен Саркисян Чеснат « Шрамы, которые он носил, дочь противостоит геноциду армян и рассказывает историю своего отца» (2014). [106]
- «Смирна в огне » (2021) Гомеро Ариджиса — исторический роман , вдохновленный письменными воспоминаниями и воспоминаниями отца автора, Никиаса Ариджиса; капитан греческой армии во время Смирнской катастрофы. [107]
- Греческий фильм «Смирна, моя возлюбленная » (2021) рассказывает о жизни богатой греческой семьи в Смирне, их страданиях и исходе после катастрофы в Смирне.
- Короткометражный анимационный фильм Эзги Озбаккалоглу «Фуар: контрвоспоминание» 2022 года сочетает нарисованные черно-белые изображения руин Смирны с красочными анимационными впечатлениями от городского парка , который позже был построен на этом месте.
- «Смирна: Рай горит», документальный фильм «История Асы К. Дженнингса», выпущенный в 2022 году Майком Дамергисом; получил награду за лучший исторический фильм на Всемирном Каннском кинофестивале (май 2022 г.). [108]
- 18 сентября 2022 года Музей Холокоста в Иллинойсе и Греческий исследовательский центр Малой Азии и Понта провели образовательное мероприятие, посвященное 100-летию, посвященное Смирнскому пожару и геноциду греков. [109]
См. также
[ редактировать ]- Схема и хронология геноцида греков
- Великий пожар в Салониках 1917 года.
- Огонь Манисы
- Выжженная земля
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ширинян Г.Н., Мартоян Т. (ред.). (2017). «Глава 8. Разрушение Смирны в 1922 году: общая трагедия армян и греков». Геноцид в Османской империи: армяне, ассирийцы и греки, 1913–1923 гг . Книги Бергана.
- ^ Jump up to: а б Моррис Б., Зеэви Д. (2021). Тридцатилетний геноцид: уничтожение Турцией своих христианских меньшинств, 1894–1924 гг . Издательство Гарвардского университета. стр. 434–444.
- ^ Стюарт, Мэтью. « Катастрофа в Смирне. Архивировано 27 июня 2018 года в Wayback Machine ». История сегодня , Том: 54, Выпуск 7.
- ^ Цунис, Екатерина (8 сентября 2010 г.). «Вспоминая Смирну: Малоазиатская катастрофа» . Квинс Газетт . Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Хортон, Джордж. Упадок Азии . Индианаполис: Компания Боббс-Меррилл, 1926; представитель Лондон: Институт Гомидаса , 2003, с. 96.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Наймарк, Нью-Мексико (2002). Пожары ненависти: этнические чистки в Европе двадцатого века . Издательство Гарвардского университета. п. 52.
- ^ Jump up to: а б Биондич, Марк (2011). Балканы: революция, война и политическое насилие с 1878 года . Издательство Оксфордского университета. п. 92. ИСБН 978-0199299058 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Эдвард Хейл Бирштадт, Хелен Дэвидсон Крейтон. Великое предательство: обзор ближневосточной проблемы . Р.М. Макбрайд и компания, 1924, с. 218.
- ^ Jump up to: а б «Красный Крест США кормит 400 000 беженцев», Japan Times and Mail , 10 ноября 1922 г.
- ^ Труди Ринг; Ноэль Уотсон; Пол Шеллингер (2013). Южная Европа: Международный словарь исторических мест . Рутледж. п. 351. ИСБН 978-1134259588 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
Триумфальный въезд Кемаля в Смирну... когда греческие и армянские жители были изнасилованы, изуродованы и убиты.
- ^ Абулафия, Дэвид (2011). Великое море: человеческая история Средиземноморья . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 287. ИСБН 978-0195323344 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
Когда беженцы толпились в городе, массовые убийства, изнасилования и грабежи, в основном, но не исключительно со стороны нерегулярных формирований, стали негласным порядком дня... Наконец, улицы и дома Смирны были залиты бензином... и 13 числа Сентябрь: город был подожжен.
- ^ Jump up to: а б Абулафия, Дэвид (2011). Великое море: человеческая история Средиземноморья . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 588. ИСБН 9780195323344 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
... и по крайней мере столько же было депортировано во внутренние районы Анатолии, где большинство из них исчезло.
- ^ Jump up to: а б Джорджевич, Дмитрий (1989). Ниник, Иван (ред.). Миграции в истории Балкан . Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. п. 121. ИСБН 9788671790062 .
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Мэтью (1 января 2003 г.). «Все это было приятное дело: исторический контекст «На набережной в Смирне» ». Обзор Хемингуэя . 23 (1): 58–71. дои : 10.1353/hem.2004.0014 . S2CID 153449331 .
- ^ Jump up to: а б с Голвин, Грегори Дж. (2022). Границы убеждений: религиозный национализм и формирование идентичности в Ирландии и Турции . Издательство Университета Рутгерса. п. 126. ИСБН 978-1-9788-2648-9 . Архивировано из оригинала 20 ноября 2022 года . Проверено 20 ноября 2022 г.
Многие турки утверждают, что поджог устроили сами греки и армяне, но сообщения западных наблюдателей того времени заставляют большинство ученых возлагать вину непосредственно на турецких солдат, которые были замечены в поджоге предприятий, принадлежащих христианам, в городе.
- Бали, Рифат Н. (2009). Сага о дружбе: Аса Кент Дженнингс и американские друзья Турции . Весы. п. 55. ИСБН 978-605-89308-3-4 . Архивировано из оригинала 29 января 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
Вопрос «кто сжег Измир?» до сих пор очень дискутируется. Большинство, если не все, иностранные наблюдатели утверждают, что турецкая армия сожгла его, поскольку хотела стереть с лица земли последние следы христианского присутствия.
- Папуцы, Христос (2008). Корабли милосердия: правдивая история спасения греков: Смирна, сентябрь 1922 г. Питер Э. Рэндалл. п. 23. ISBN 978-1-931807-66-1 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 5 октября 2022 г.
Некоторые источники, в основном турецкие, утверждают, что армяне и греки сами устроили эти поджоги, чтобы не дать туркам захватить Смирну, но большинство свидетельств очевидцев (а здесь приводятся лишь некоторые из них) приписывают этот пожар туркам.
- Сараджоглу, Дженк (2011). Курды современной Турции: миграция, неолиберализм и исключение в турецком обществе . Академик Блумсбери. п. 74. ИСБН 978-1-84885-468-0 . Архивировано из оригинала 29 января 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
В то время как некоторые турецкие источники обвиняют греков и армян в поджоге своих зданий перед отъездом из Измира (Кайгусуз, 1956: 225–226), большинство исследователей за пределами Турции обвиняют турецкую сторону в организации пожара с целью уничтожить следы. присутствия немусульман в городе (Housepian, 1971).
- Протт, Волкер (2016). Политика самоопределения: преобразование территорий и национальной идентичности в Европе, 1917–1923 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 181. ИСБН 978-0-19-108354-9 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 23 сентября 2021 г.
...немногие западные ученые подвергают сомнению общую ответственность за последующее систематическое разрушение европейских, греческих и армянских районов Смирны. О столь редком, протурецком взгляде см. Хит В. Лоури , «История Турции: на чьих источниках она будет основана? Тематическое исследование по сожжению Измира», Журнал османских исследований 9 (1989): 1–29.
- Бали, Рифат Н. (2009). Сага о дружбе: Аса Кент Дженнингс и американские друзья Турции . Весы. п. 55. ИСБН 978-605-89308-3-4 . Архивировано из оригинала 29 января 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
- ↑ Тем не менее, некоторые турецкие источники признали ответственность Турции за пожар. См., например: Фалих Рифки Атай , Чанкая: От рождения Ататюрка до его смерти , Стамбул, 1969, 324–325.
- ^ их список здесь
- ^ т.е. Daily Telegraph 19 сентября 1922 года: Мученичество Смирны и восточного христианского мира; подборка неопровержимых доказательств, осуждающих злодеяния турок в Малой Азии и показывающих их ответственность за ужасы Смирны. Поджигатели в действии – разрушение христианских кварталов]
- ^ Ежедневная почта : [1]
- ^ Кабанес, Бруно (2014). Великая война и истоки гуманизма, 1918–1924 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 174. ИСБН 978-1-107-02062-7 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Слим, Хьюго (2010). Убийство мирных жителей: метод, безумие и мораль на войне . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 129. ИСБН 9780231700375 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Флеминг Кэтрин Элизабет. Греция: еврейская история . Принстон: Издательство Принстонского университета, 2008, стр. 81. ISBN 978-0-691-10272-6 .
- ^ Jump up to: а б Ринг Труди, Салкин Роберт М., Ла Бода Шэрон. Международный словарь исторических мест: Южная Европа. Архивировано 26 марта 2023 года в Wayback Machine . Тейлор и Фрэнсис, 1995. ISBN 978-1-884964-02-2 , с. 351
- ^ Кемаль Карпат (1985), Османское население, 1830-1914, Демографические и социальные характеристики. Архивировано 10 октября 2019 года в Wayback Machine , The University of Wisconsin Press , стр. 162-163
- ^ Салахи Р. Сонель, Меньшинства и разрушение Османской империи , Анкара: ТТК, 1993, с. 351; Гастон Гайяр, Турки и Европа , Лондон, 1921, с. 199.
- ^ Кемаль Карпат (1985), Османское население, 1830-1914, Демографические и социальные характеристики. Архивировано 10 октября 2019 года в Wayback Machine , The University of Wisconsin Press , стр. 174–175.
- ^ Jump up to: а б Моргентау Генри. История посла Моргентау Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, Page & Company, 1918, с. 32.
- ^ Хортон, Упадок Азии
- ^ «Шепчущие голоса Смирны: разрушение и геноцид христианского города | Институт Холокоста и геноцида в Иерусалиме» . ihgjlm.com . Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Панайи, Паникос (1998). Аутсайдеры История европейских меньшинств . Лондон: Международный паб Continuum. Группа. п. 111. ИСБН 9780826436313 .
- ^ Макмиллан, Маргарет (2003). Париж 1919 года: шесть месяцев, которые изменили мир . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 430. ИСБН 9780307432964 .
- ^ Клогг, Ричард (2002). Краткая история Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 94 . ISBN 9780521004794 .
Беженцы толпились на набережной Смирны 13 сентября 1922 года после того, как пожар опустошил большую часть греческих, армянских и франкских [европейских] кварталов города, который турки называли Гавур Измир или «Измир неверных», настолько большим было его немусульманское население. население.
- ^ Ханс-Лукас Кизер (26 декабря 2006 г.). Турция за пределами национализма: на пути к постнационалистическим идентичностям . ИБТаурис. стр. 49–. ISBN 978-1-84511-141-0 .
Они назвали Измир «Гавур Измир» (неверный Измир), потому что большинство его населения состояло из немусульман и левантийцев. Они не могли забыть тот факт, что пока шла Национальная война за независимость, меньшинства, живущие в...
- ^ Минди Лазарус-Блэк; Сьюзан Ф. Хирш (12 ноября 2012 г.). Спорные государства: право, гегемония и сопротивление . Рутледж. стр. 273–. ISBN 978-1-136-04102-0 .
Неудивительно, что Смирна была самым космополитичным городом Леванта в восемнадцатом веке. Его называли Гавур Измир (Неверный Измир) из-за выдающегося положения христиан.
- ^ Жизнь с врагом: Сожительство разнородных сообществ с 16 по 19 век . Прессует Univ Blaise Pascal. 2008.стр. 6–. ISBN 978-2-84516-380-5 .
Расположенная на анатолийском побережье Смирна (или Измир по-турецки) в 18 веке... (т. е. христиане и евреи) в 19 веке составляла большинство, настолько, что ее мусульманские жители прозвали ее «гавур Измир». , Смирна Неверная.
- ^ Мухаммад Хусейн Хусайни Фарахани (1990). Шиитское паломничество в Мекку: 1885–1886 гг . Книги Саки. п. 150. ИСБН 978-0-86356-356-0 .
Его базары в основном крытые и имеют крыши из красной черепицы. Большинство жителей этого города — европейцы, греки или евреи. Поскольку турки называют тех, кто не исповедует ислам, «гавур», [город] широко известен как «Гавур Измир».
- ^ КМ Ханн (1994). Когда история ускоряется: очерки быстрых социальных изменений, сложности и творчества . Атлон Пресс. п. 219. ИСБН 978-0-485-11464-5 .
Измир был самым космополитичным городом Леванта в восемнадцатом веке и назывался гавур Измир (неверный Измир) из-за выдающегося положения немусульман.
- ^ М. Че. Хоутсма (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. стр. 569–. ISBN 978-90-04-09790-2 .
- ^ Клогг, Ричард (1992). Краткая история Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 97, 257.
- ^ Добкин, Марджори Хаспиан . Смирна 1922: Разрушение города . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, 1971; 2-е изд. Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета, 1988, стр. 117–121.
- ^ Алтай, Фахреттин (1970). Вещи, которые я видел и пережил - 10 лет войны 1912-1922 гг. И ПОСЛЕ (на турецком языке). Стамбул, Турция: İnsel Publications. стр. 363–364.
Этот прекрасный мир грез закончился срочным звонком командования Бетти. Когда я ушел, Мустафа Кемаль и командующий фронтом Исмет-паша отдали мне следующий приказ: «- Вражеские силы, отступающие из Айдына, подошли к Измиру и открыли артиллерийский огонь по Кадифекале. . Мы отправили туда готовые силы. Берите остальные силы и идите туда, РАЗБИРАЙТЕ ЭТОГО ВРАГА...» Я немедленно привел приказ в действие, взял свой штаб и поднялся в район Эшрефпаша. Отсюда я послал необходимые приказы своим войскам. 2-я кавалерийская дивизия вела бой с этим противником в оливковых рощах КИЗИЛЧУЛЛУ, я выдвинул вперед приведенные мной силы, противник был разбит, и после установления контакта с нашей 3-й кавалерийской дивизией под командованием ДЕНИЗЛИ ЧОЛАК ИБРАГИМ-БЕЯ, противник, который не выдержав яростной атаки, которую мы предприняли, пришлось поднять флаг капитуляции. Помимо тех, кто сел на лошадей и бежал в сторону Чешме, были захвачены КОМАНДИР бригады, ПОЧТИ ПЯТЬДЕСЯТ ОФИЦЕРОВ и ОКОЛО ТРЕХ ТЫСЯЧ СОЛДАТ, захвачено четыре пушки и несколько предметов. Пока они направлялись в Измир, я также отправил отчет, который написал у пушек.
- ^ Аксой, Яшар (2021). Кавалерия независимости - Освобождение Измира: Мемуары лейтенанта Али Ризы Акынджи (на турецком языке). Стамбул, Турция: Издательство «Кырмызы Кеди». стр. 103–109. ISBN 9786052988022 .
- ^ Хортон, Джордж (1926). Упадок Азии, отчет о систематическом истреблении христианского населения мусульманами и о виновности некоторых великих держав; с «Правдивой историей о сожжении Смирны» . Индианаполис, Соединенные Штаты Америки: Боббс-Меррилл. п. 127.
- ^ Добкин. Смирна 1922 , стр. 101.
- ^ Милтон. Потерянный рай , стр. 4–5.
- ^ См. Добкин, Смирна, 1922 г. , пасс .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Клогг, Краткая история Греции , с. 98.
- ^ Добкин. Смирна 1922 , стр. 120–167.
- ^ Добкин. Смирна 1922 , стр. 133–134.
- ^ «Сказки о страшной турецко-греческой резне в Смирне» . Вечерние новости . № 17606. Новый Южный Уэльс, Австралия. 22 ноября 1923 г. с. 11. Архивировано из оригинала 7 сентября 2021 года . Проверено 16 февраля 2021 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ Шаллер Доминик Й., Циммерер Юрген (13 сентября 2013 г.). Поздние османские геноциды – Шаллер: Распад Османской империи и политика молодого турецкого населения и истребления . Рутледж. п. 46. ИСБН 9781317990451 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 8 июня 2014 г.
Член семьи Де Йонг, купец Оскар де Йонг и его жена были убиты турецкой кавалерией 9 сентября 1922 года.
- ^ Мюрат, Джон (1997). Позор великого предательства ([Репр.]. Ред.). Интерн. Нажимать. п. 139. ИСБН 9780960035670 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ Папуци, Христос, Корабли милосердия: Правдивая история спасения греков, Смирна, сентябрь 1922 г. Архивировано 26 марта 2023 г. в Wayback Machine . Портсмут, Нью-Хэмпшир: Питер Э. Рэндалл, 2008, с. 36. «Доктор Мерфи, отставной хирург британской армии, подвергся нападению в своем доме в Бурнабате... но Мерфи был забит до смерти, когда он пытался предотвратить изнасилование служанки».
- ^ Отмечено. Огни ненависти , с. 249.
- ^ Jump up to: а б с д Наймарк, «Огни ненависти» , с. 49.
- ^ Милтон. Потерянный рай , с. 306.
- ^ Милтон. Потерянный рай , стр. 306–07.
- ^ Добкин. Смирна, 1922 , стр. 156–157. Акцент в оригинале.
- ^ Jump up to: а б с д и Наймарк, «Огни ненависти» , с. 50.
- ^ Добкин. Смирна 1922 , стр. 231.
- ^ Jump up to: а б с д и Наймарк, «Огни ненависти» , с. 51.
- ^ Касаба, Решат. «Измир 1922: развал портового города», в книге « Современность и культура: от Средиземного моря до Индийского океана» , ред. Лейла Т. Фаваз, Кристофер Алан Бэйли , Роберт Ильберт, с. 207.
- ^ «Опустошители Смирны стреляли по американцам» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 18 сентября 1922 года. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июля 2021 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Клогг, Краткая история Греции , стр. 99.
- ^ «Ая Фотини» . levantineheritage.com. Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Ирвинг Луи Горовиц ; Рудольф Дж. Раммель (1994). «Геноцидные чистки в Турции». Смерть от правительства . Издатели транзакций. ISBN 978-1-56000-927-6 . , с. 233.
- ↑ Доктор Эстер Лавджой , «Женщина рисует ужасы Смирны», New York Times , 9 октября 1922 года.
- ^ Добкин. Смирна 1922 , стр. 71.
- ^ «Японцы в Смирне», Boston Globe , 3 декабря 1922 года.
- ^ Ставридис, Ставрос. « Японский герой. Архивировано 16 июня 2011 года в Wayback Machine », The National Herald . 19 февраля 2010 г.
- ^ [2] Архивировано 27 мая 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Раммель-Горовиц, с. 233.
- ^ Модераторы-темы, том 43 (1922), с. 60
- ^ Jump up to: а б Онассис, самый богатый человек в мире (1988), телевизионный фильм, режиссер Варис Хусейн.
- ^ Бен-Халлидей, Реджинальд (13 октября 2020 г.). «Судоходный магнат, женившийся на жене президента США» . Середина . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ «Скользкие факты об Аристотеле Онассисе, двуликом миллионере» . www.factinate.com . 19 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2021 года . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Нейзи, Лейла (2008). «Возвращение к сожжению Смирны/Измира (1922 г.): примирение с прошлым в настоящем» . Прошлое как ресурс в тюркоязычном мире : 23–42. дои : 10.5771/9783956506888-23 . ISBN 9783956506888 . S2CID 127362302 .
- ^ Мартоян, Техмине. «Разрушение Смирны в 1922 году: общая трагедия армян и греков», в книге « Геноцид в Османской империи: армяне, ассирийцы и греки, 1913-1923» , изд. Георгий Н. Ширинян. Нью-Йорк: Berghahn Books, 2017, стр. 227–252.
- ^ Милтон, Потерянный рай , стр. xx.
- ^ Ллевеллин Смит, Майкл (1973). Ионическое видение: Греция в Малой Азии, 1919–1922 гг . К. Херст и Ко. с. 308.
- ^ Наймарк, Огни ненависти , стр. 47–52.
- ^ Дженсен, Питер Кинкейд (1979). «Греко-турецкая война, 1920–1922 годы» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 10 (4): 553–565. дои : 10.1017/S0020743800051333 . S2CID 163086095 . Архивировано из оригинала 28 июля 2021 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Эриксон, Эдвард Дж. (24 мая 2021 г.). Турецкая война за независимость: военная история, 1919–1923 гг . АВС-КЛИО. п. 295. ИСБН 978-1-4408-7842-8 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Наймарк, Норман М. (1998). Этническая чистка в Европе двадцатого века . Школа международных исследований Генри М. Джексона, Вашингтонский университет. п. 20. Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Лоури, Хит. « История Турции: на чьих источниках она будет основана? Тематическое исследование по сожжению Измира, заархивировано 22 сентября 2011 года в Wayback Machine », Журнал османских исследований 9 (1988): 1–29; Джастин Маккарти, Смерть и изгнание. Этническая чистка османских мусульман . Принстон: Дарвин Пресс, 1995, стр. 291–292, 316–317 и 327.
- ^ Аурон, Яир . Банальность отрицания: Израиль и Геноцид армян . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers, 2003, стр. 248.
- ^ Чарни, Израиль В. Энциклопедия геноцида, Том. 2 . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 1999, с. 163.
- ^ Дадриан, Ваагн Н. «Османские архивы и Геноцид армян» в книге «Геноцид армян: история, политика, этика» . Ричард Г. Ованнисян (редактор) Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 1992, с. 284.
- ^ Ованнисян, Ричард Г. «Отрицание Геноцида армян в сравнении с отрицанием Холокоста» в книге « Память и отрицание: Дело о Геноциде армян ». Ричард Г. Ованнисян (редактор) Детройт: Издательство государственного университета Уэйна, 1999, стр. 210.
- ^ Майкл Манн, Темная сторона демократии: объяснение этнических чисток , стр. 112–114, Кембридж, 2005 г. «... цифры взяты [d] из Маккарти (1995: I 91, 162–164, 339), который его часто рассматривают как ученого, стоящего на турецкой стороне дебатов».
- ^ Нейзи, Лейла (2008). «Вспоминая Смирну/Измир» (PDF) . История и память . 20 (2). дои : 10.2979/его.2008.20.2.106 . S2CID 159560899 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2021 года . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ Байрон, Роберт (2012). Европа в Зазеркалье . Гесперус Пресс. п. 180. ИСБН 9781843913573 .
- ^ Хемингуэй, Эрнест (2 июля 1961 г.). Полное собрание рассказов Эрнеста Хемингуэя . Саймон и Шустер. п. 63. ИСБН 978-0-684-84332-2 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ Эмблер, Эрик (28 мая 2009 г.). «Глава 3» . Маска Димитрия . Пингвин Великобритания. ISBN 9780141924540 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Стейнберг, Теодор Луи (2005). Эпические романы двадцатого века . Университет Делавэра Пресс. стр. 175–176. ISBN 9780874138894 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Горчица Стюарт, Фред (1985). Титан . Саймон и Шустер. п. 180. ИСБН 9780671506896 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Фрис, Сюзанна Де (9 октября 2017 г.). Голубые ленты, горький хлеб: Жизнь Джойс НэнКивелл Лох Панданус Пресс. ISBN 9780958540858 . Pirgos Press/Деннис Джонс, Мельбурн, 2012, 2014 г. (6 выпусков).
- ^ Уилрайт, Джули (19 октября 2002 г.). «Мидлсекс, Джеффри Евгенидис» . Независимый . Архивировано из оригинала 7 сентября 2021 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ предположительно то же самое, что и «Пепел Смирны», указанный на странице автора.
- ^ Беллер-Ханн, Ильдико (2008). Прошлое как ресурс в тюркоязычном мире . Эргон. п. 27. ISBN 9783899136166 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ В СМИРНЕ ЖИВЕТ (по- гречески МНОГО ). Книжный магазин Полиция. Архивировано из оригинала 30 марта 2021 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Солотроф, Марк (23 февраля 2012 г.). «Художник о художнике: Диаманда Галас беседует с Марком Солотроффом» . Чикагский книжный клуб читателей . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Барклай, Дженнифер (2020). Дикое заброшение: путешествие по пустынным местам Додеканеса . Брэдт Гиды. п. 137. ИСБН 9781784777906 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Георганта, Константина (1 мая 2013 г.). «Дом и перемещение: динамическая диалектика Смирны 1922 года» . Синтез: Англоязычный журнал сравнительных литературных исследований (5): 138. doi : 10.12681/syn.17435 .
- ^ «Смирна: разрушение космополитического города – 1900–1922» . www.imdb.com . 2012. Архивировано из оригинала 1 января 2020 года . Проверено 15 октября 2019 г. использует современные кинокадры и фотографии, а также показания выживших свидетелей, чтобы рассказать историю города и его разрушения.
- ^ «Эллен Саркисян Чеснат – Дели Саркис: Шрамы, которые он носил» . www.scarshecarried.com . Архивировано из оригинала 11 января 2015 года . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Пападопулос, Стефанос (18 декабря 2021 г.). «Мост жизни в Грецию: О «Смирне в огне» Гомера Ариджиса » . Лос-Анджелесский обзор книг . Архивировано из оригинала 2 сентября 2022 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ Кин, Джозеф К. (12 июля 2022 г.). «Фильм Дамергиса о катастрофе в Смирне рассказывает историю Асы К. Дженнингса» . Национальный вестник . Архивировано из оригинала 23 июля 2022 года . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Великий пожар Смирны: память о геноциде греков в Малой Азии: празднование 100-летия , получено 18 января 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Личные кабинеты
[ редактировать ]- Дер-Саркисян, Джек. « Два армянских врача в Смирне: тематические исследования выживания, архивированные 22 декабря 2015 года в Wayback Machine », в армянской Смирне/Измире: Эгейские сообщества, изд. Ричард Г. Ованнисян. Коста-Меса, Калифорния: Mazda Publishers, 2012.
- Калонн, Дэвид Стивен. «Эрнест Хемингуэй, Генри Миллер и Смирна 1922», в армянской Смирне/Измире: Эгейские сообщества .
- Илиас Криссохоидис, «Сожжение Смирны: отчет Х. К. Якита адмиралу Бристолю», Американский журнал современных эллинских проблем 14 (лето 2023 г.).
История Смирны и огня
[ редактировать ]- Добкин, Марджори Хаспиан. Смирна 1922: Разрушение города . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, 1971; 2-е изд. Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета, 1988.
- Жоржлен, Эрве. Конец Смирны: от космополитизма к национализму . Париж: издания CNRS, 2005.
- Карагианис, Лидия, Тлеющая Смирна, Carlton Press, 1996; ISBN 978-0-806-25114-1 .
- Ллевеллин Смит, Майкл. Ионическое видение: Греция в Малой Азии, 1919–1922 гг . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1973.
- Мансель, Филип. Левант: великолепие и катастрофа Средиземноморья , Лондон, Джон Мюррей, 2010; Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 2011.
- Милтон, Джайлз. Потерянный рай: Смирна, 1922 год . Нью-Йорк: Основные книги, 2008.
Гуманитаризм
[ редактировать ]- Папуцы, Христос. Корабли милосердия: Правдивая история спасения греков, Смирна, сентябрь 1922 года . Портсмут, Нью-Хэмпшир: Питер Э. Рэндалл, 2008.
- Тьюзан, Мишель. Пепел Смирны: гуманизм, геноцид и рождение Ближнего Востока . Беркли: Калифорнийский университет Press, 2012.
- Уренек, Лу. Великий пожар: миссия одного американца по спасению жертв первого геноцида 20-го века . Нью-Йорк: Ecco Press, 2015.
Память и запоминание
[ редактировать ]- Коллуоглу-Кырлы, Бирай. «Игра памяти, контрпамять: строительство Измира на пепле Смирны», Новые перспективы Турции 26 (2002): 1–28.
- Морак, Эллинор. «Страх и ненависть в Измире Гавур: эмоции в ранних республиканских воспоминаниях о греческой оккупации (1919–1922 гг.)», Международный журнал ближневосточных исследований 49 (2017): 71–89.
- Нейзи, Лейла. «Вспоминая Смирну/Измир: общая история, общая травма», History and Memory 20 (2008): 106–127.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Великий пожар Смирны: вспоминают геноцид греков в Малой Азии: празднование 100-летия» , Музей Холокоста в Иллинойсе , получено 18 января 2023 г.
- Фильм: Великий пожар Смирны: греческие и армянские погромы, Турция, 13–17 сентября 1922 г.
- Ассоциация смирненцев
- Вспоминая Смирну/Измир: общая история, общая травма , левантийское наследие
- Смирна 1922 , редкий фильм, на Vimeo – показано до и после пожара
- Сожжение Смирны
- 1922 пожары
- Преступления 1922 года в Османской империи
- Катастрофы 1922 года в Азии
- Массовое убийство в 1922 году.
- События сентября 1922 года
- Споры 1920-х годов
- Пожары 1920-х годов в Европе
- Убийства 1920-х годов в Турции
- Катастрофы ХХ века в Османской империи
- Массовое убийство 20-го века в Турции
- Оккупация Смирны
- Греческий геноцид
- Последствия геноцида армян
- Резня в Турции
- Греко-турецкая война (1919–1922)
- Городские пожары в Турции
- События в Измире
- Военные преступления
- Нападения на здания и сооружения в Измире