HMS Iron Duke (1912)
![]() HMS Iron Duke в 1914 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Железный Дюк |
Тезка | Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон |
Строитель | Портсмутская верфь |
Заложен | 12 января 1912 г. |
Запущен | 12 октября 1912 г. |
Введен в эксплуатацию | Март 1914 г. |
Судьба | Продан на металлолом, март 1946 г. |
Общие характеристики | |
Тип | «Железный герцог» класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 622 фута 9 дюймов (189,81 м) в год |
Луч | 90 футов (27,4 м) |
Черновик | 29 футов 6 дюймов (8,99 м) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 21,25 узлов (24,5 миль в час; 39,4 км / ч) |
Диапазон | 7800 миль (8976 миль; 14446 км) на скорости 10 узлов (11,5 миль в час; 18,5 км/ч) |
Дополнить | 995–1,022 |
Вооружение |
|
Броня |
HMS Iron Duke — линкор -дредноут Королевского флота , головной корабль своего класса , названный в честь Артура Уэлсли, 1-го герцога Веллингтона . Он был построен на верфи Портсмута , а его киль заложен в январе 1912 года. Спущенный на воду десять месяцев спустя, он был введен в состав Флота Метрополии флота в марте 1914 года в качестве флагмана . Он был вооружен главной батареей из десяти 13,5-дюймовых (343-мм) орудий и развивал максимальную скорость 21,25 узла (39,36 км/ч; 24,45 миль в час).
«Железный герцог» служил флагманом Великого флота во время Первой мировой войны , в том числе в Ютландском сражении . Там она нанесла значительный урон немецкому линкору SMS König в начале основных боевых действий флота. В январе 1917 года он был освобожден от должности флагмана флота. После войны «Железный герцог» действовал в Средиземноморье в качестве флагмана Средиземноморского флота . Она участвовала как в интервенции союзников в Гражданскую войну в России на Черном море , так и в греко-турецкой войне . Она также помогала в эвакуации беженцев из Смирны . В 1926 году был направлен на Атлантический флот , где служил учебным кораблем.
Железный Герцог оставался на действительной военной службе всего несколько лет; В 1930 году Лондонский военно-морской договор предусматривал, что четыре линкора класса Iron Duke должны быть списаны или иным образом демилитаризованы. Поэтому Iron Duke был преобразован в учебный артиллерийский корабль; ее доспехи и большая часть вооружения были сняты, чтобы сделать ее непригодной для боя. Он служил в этом качестве до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года, когда он был пришвартован в Скапа-Флоу в качестве корабля гавани. В октябре он был сильно поврежден немецкими бомбардировщиками и сел на мель, чтобы не затонуть. Он продолжал служить зенитной платформой на протяжении всей войны, а в конце 1940-х годов был снят с мели и разобран на металлолом.
Дизайн
[ редактировать ]
Четыре линкора класса Iron Duke были заказаны в рамках строительной программы 1911 года и представляли собой постепенное улучшение по сравнению с предыдущим King George классом V. Основным изменением между двумя конструкциями была замена более тяжелой аккумуляторной батареи на новых судах. Iron Duke 622 фута 9 дюймов (190 м) имел общую длину , ширину 90 футов (27 м) и среднюю осадку 29 футов 6 дюймов (9 м). Его водоизмещение составляло 25 000 длинных тонн (25 401 т ) по проекту и до 29 560 длинных тонн (30 034 т) при полной нагрузке . Ее силовая установка состояла из четырех Парсонс паровых турбин , пар которых вырабатывался восемнадцатью котлами Babcock & Wilcox . Двигатели имели мощность на валу 29 000 лошадиных сил (21 625 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 21,25 узла (39 км / ч; 24 мили в час). Ее радиус плавания составлял 7800 морских миль (14 446 км; 8 976 миль) при более экономичной скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). У «Железного герцога» был экипаж из 995 офицеров и рядовых, хотя во время войны их число выросло до 1022. [ 1 ]
Iron Duke был вооружен главной батареей из десяти 13,5-дюймовых (343-мм) корабельных орудий BL Mk V, установленных в пяти спаренных орудийных башнях . Они были расположены двумя суперстрелковыми парами: носовой и кормовой; пятая башня располагалась в миделе корабля , между трубами и кормовой надстройкой . Ближнюю защиту от торпедных катеров обеспечивала ПМК из двенадцати 6-дюймовых орудий БЛ Mk VII . Корабль также был оснащен парой QF мощностью 20 центнеров 3-дюймовых зенитных орудий и четырьмя 47-мм (2 дюйма) 3-фунтовыми орудиями. [ Примечание 1 ] Как это было типично для крупных кораблей того периода, он был оснащен четырьмя торпедными аппаратами диаметром 21 дюйм (533 мм) , погруженными с борта . [ 1 ]
Iron Duke был защищен основным бронепоясом корабля толщиной 12 дюймов (305 мм) над магазинами боеприпасов , машинным и котельным отделениями и уменьшавшимся до 4 дюймов (102 мм) в направлении носа и кормы. Ее палуба имела толщину 2,5 дюйма (64 мм) в центральной части корабля и уменьшалась до 1 дюйма (25 мм) в других местах. Лица башен главного калибра имели толщину 11 дюймов (279 мм), а башни поддерживались барбетами толщиной 10 дюймов (254 мм) . [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Iron Duke был заложен на верфи Портсмута 12 января 1912 года и спущен на воду 12 октября того же года. После завершения доводочных работ он приступил к ходовым испытаниям . 25 ноября 1913 года [ 2 ] Корабль был построен в марте 1914 года. [ 1 ] и она присоединилась к Флоту метрополии после завершения испытаний. Во Флоте Метрополии он служил адмирала сэра флагманом Джорджа Каллагана . [ 3 ] 29 июля 1914 года, когда на континенте маячила война, Железному Дюку и остальной части Флота Метрополии было приказано отправиться в Скапа-Флоу из Портленда, чтобы защитить флот от возможного внезапного нападения Германии. [ 4 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны , Флот метрополии был реорганизован в Большой флот ; «Железный герцог» оставался флагманом флота, находившегося теперь под командованием адмирала сэра Джона Джеллико . [ 3 ] Вечером 22 ноября 1914 года Великий флот провел безрезультатную зачистку южной половины Северного моря ; Железный Герцог стоял вместе с основными силами в поддержку 1-й эскадры линейных крейсеров вице- Битти адмирала Дэвида . К 27 ноября флот вернулся в порт Скапа-Флоу. [ 5 ] Железный Дьюк и большая часть флота первоначально оставались в порту во время немецкого рейда на Скарборо, Хартлпул и Уитби 16 декабря 1914 года, хотя 3-я боевая эскадра была отправлена для усиления британских войск в этом районе. Получив дополнительную информацию о возможности нахождения остальной части немецкого флота в море, Джеллико отдал приказ флоту совершить вылазку, чтобы попытаться перехватить немцев, хотя к тому времени они уже отступили. [ 6 ] «Железный герцог» вышел в море со 2-й и 4-й боевыми эскадрильями для артиллерийских тренировок к северу от Гебридских островов . 23 и 24 декабря [ 7 ] На следующий день остальная часть флота присоединилась к Iron Duke для зачистки Северного моря, которая завершилась 27 декабря. [ 8 ]
Железный Дюк и остальная часть флота провели артиллерийские учения 10–13 января 1915 года к западу от Оркнейских и Шетландских островов . [ 9 ] Вечером 23 января основная часть Великого флота направилась в поддержку флота линейных крейсеров Битти, но Железный Дюк и остальная часть флота не участвовали в последовавшей битве при Доггер-Бэнке на следующий день. [ 10 ] По возвращении с операции « Железный герцог» отправился в Инвергордон на ремонт; пока она отсутствовала, HMS Centurion выступал в качестве временного флагмана флота. [ 11 ] Работы были завершены к 23 февраля, после чего она вернулась в Скапа-Флоу. [ 12 ] 7–10 марта Великий флот провел зачистку северной части Северного моря, в ходе которой провел учебные маневры. Еще один такой круиз состоялся 16–19 марта. [ 13 ] 11 апреля Большой флот провел патрулирование в центральной части Северного моря и вернулся в порт 14 апреля; еще одно патрулирование в этом районе состоялось 17–19 апреля, после чего 20–21 апреля прошли артиллерийские учения у Шетландских островов. [ 14 ]
17–19 мая Великий флот провел зачистку центральной части Северного моря, не встретив ни одного немецкого корабля. [ 15 ] 25 мая «Железный герцог» доставил Джеллико в Росайт для встречи с адмиралом Генри Джексоном , новым Первым морским лордом . «Железный герцог» вернулся в Скапа-Флоу 28 мая, чтобы принять участие в еще одном заходе в Северное море 29–31 мая. [ 16 ] Вернувшись в Скапа-Флоу, Железный Герцог немедленно отправился в Кромарти . [ 17 ] В середине июня флот провел артиллерийские учения. [ 18 ] «Железный герцог» , 2-я боевая эскадра и 1-я крейсерская эскадра провели артиллерийские тренировки в Кромарти 2 августа; после завершения учений корабли вернулись в Скапа-Флоу. 7 августа корабль снова отвез Джеллико в Кромарти для очередной встречи, на этот раз с премьер-министром Его Высочеством Асквитом . [ 19 ] Железный Герцог вернулся в Скапа-Флоу к 16 августа. [ 20 ]

2–5 сентября флот отправился в очередной поход в северную часть Северного моря и провел артиллерийские учения. [ 21 ] В течение оставшейся части месяца Великий флот провел многочисленные учения. [ 22 ] «Железный герцог» отправился в Инвергордон 1 октября для очередного переоборудования — работы продлились до 11 октября. [ 23 ] Двумя днями позже большая часть флота провела еще один заход в Северное море и вернулась в порт 15 октября. [ 24 ] 2–5 ноября «Железный герцог» участвовал в еще одной операции по тренировке флота к западу от Оркнейских островов. [ 25 ] Еще один такой круиз состоялся 1–4 декабря. [ 26 ] Позже в том же месяце «Железный герцог» принял участие в артиллерийских учениях и во время них провел своего рода эксперимент по определению точности корабельных артиллеристов. Джеллико пришел к выводу, что «результат был очень удовлетворительным». [ 27 ]
«Железный герцог» столкнулся с танкером «Прудентия» 12 января 1916 года в Скапа-Флоу, и последний затонул. [ 28 ] Танкер оторвался во время сильного шторма, скорость ветра которого достигала 80 миль в час (130 км/ч). Железный Дюк не пострадал в результате аварии. Типичная программа артиллерийских учений и учений эскадрилий произошла в январе. [ 29 ] 26 февраля флот отправился в круиз по Северному морю; Джеллико намеревался использовать силы Харвича для зачистки Гельголандского залива , но плохая погода помешала операциям в южной части Северного моря. В результате операция ограничилась северной оконечностью моря. [ 30 ] В ночь на 25 марта «Железный герцог» и остальная часть флота отплыли из Скапа-Флоу, чтобы поддержать флот линейных крейсеров и другие легкие силы, совершившие набег на базу немецких цеппелинов в Тондерне . К тому времени, когда Великий флот подошел к этому району 26 марта, британские и немецкие войска уже вышли из боя, и легкому кораблю угрожал сильный шторм. Железный Герцог направил эсминцы обратно в Скапу, в то время как остальная часть флота отступила самостоятельно. [ 31 ]
21 апреля Большой флот провел демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы отвлечь немцев, в то время как российский флот повторно установил оборонительные минные поля в Балтийском море . [ 32 ] Флот вернулся в Скапа-Флоу 24 апреля и дозаправился, прежде чем продолжить движение на юг в ответ на сообщения разведки о том, что немцы собираются начать рейд на Лоустофт . Однако Великий флот прибыл в этот район только после ухода немцев. [ 33 ] [ 34 ] 2–4 мая флот провел еще одну демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы сосредоточить внимание Германии на Северном море. [ 35 ]
Ютландская битва
[ редактировать ]
В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота немецкий флот открытого моря , состоящий из 16 дредноутов, шести преддредноутов, шести легких крейсеров и 31 торпедного катера, покинул «Нефрит» рано утром 31 мая. . Флот действовал вместе с пятью линейными крейсерами контр-адмирала Франца фон Хиппера , а также крейсерами поддержки и торпедными катерами. [ 36 ] Королевского флота Комната 40 перехватила и расшифровала немецкий радиопереговор, содержащий планы операции. Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывавшему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, накануне вечером совершить вылазку, чтобы отрезать и уничтожить Флот открытого моря. [ 37 ] В день сражения «Айрон Дюк» шел в составе 4-й боевой эскадры и был 9-м кораблем в британской линии . [ 38 ]
Первые боевые действия велись в основном соединениями британских и немецких линейных крейсеров во второй половине дня. [ 39 ] но к 18:00 к месту происшествия подошел Великий Флот. Около 18:14 два крупнокалиберных снаряда упали возле Айрон Дьюка , но не причинили ущерба. [ 40 ] Пятнадцать минут спустя «Железный герцог» приблизился к зоне эффективной артиллерийской стрельбы - около 26 000 ярдов (24 000 м) - немецкого флота и взял под огонь дредноут SMS König . Первый залп Железного Дюка не увенчался успехом, но следующие три попали в цель; Корабельный артиллерист заявил о как минимум шести попаданиях в немецкий линкор. [ 41 ] Фактически они нанесли Кенигу семь ударов и нанесли ему значительный урон. [ 42 ]
Вскоре после 19:00 бои вокруг выведенного из строя немецкого крейсера SMS Wiesbaden , серьезно поврежденного ранее в бою, возобновились. «Железный герцог» открыл огонь по поврежденному крейсеру и близлежащим эсминцам из своей ПМК в 19:11 на дальности от 9 000 до 10 000 ярдов (от 8 200 до 9 100 м). Артиллеристы « Железного герцога» утверждали , что потопили один из эсминцев и поразили второй, но на самом деле они полностью не достигли цели. [ 43 ] Вскоре после этого немецкие эсминцы попытались нанести торпедный удар по британской линии; Железный Дюк начал стрельбу в 19:24. Потопление эсминца SMS S35 приписывают залпу Iron Duke , но определить, какой корабль какими снарядами выпустил в ближнем бою, сложно, по словам военно-морского историка Джона Кэмпбелла. [ 44 ]
После атаки немецкого эсминца Флот открытого моря вышел из боя, а Железный Герцог и остальная часть Великого Флота не приняли дальнейших действий в бою. Частично это произошло из-за путаницы на борту «Железного герцога» по поводу точного местоположения и курса немецкого флота; без этой информации Джеллико не смог бы привести свой флот в действие. [ 45 ] В 21:30 Большой флот начал перестраиваться в ночной крейсерский строй. [ 46 ] Рано утром 1 июня Великий флот прочесал местность в поисках поврежденных немецких кораблей, но, потратив несколько часов на поиски, не нашел ни одного. [ 47 ] Железный Герцог вернулся в Скапа-Флоу, прибыв в 11:30. [ 48 ] За время боя «Железный Дюк» произвел из своей главной батареи девяносто выстрелов. [ 49 ] вместе с пятьдесятю патронами из ее вторичного оружия. [ 50 ]
Последующие действия в Северном море
[ редактировать ]
18 августа немцы снова вылетели, на этот раз для бомбардировки Сандерленда ; Шеер надеялся выманить линейные крейсеры Битти и уничтожить их. Британская радиоразведка расшифровала немецкие беспроводные передачи, что дало Джеллико достаточно времени для развертывания Великого флота в попытке вступить в решающую битву. противника Однако обе стороны отошли после того, как подводные лодки понесли потери в бою 19 августа 1916 года : британские крейсеры «Ноттингем» и «Фалмут» были торпедированы и потоплены немецкими подводными лодками , а немецкий линкор «СМС Вестфален» был поврежден британской подводной лодкой. Е23 . После возвращения в порт Джеллико издал приказ, который запрещал рисковать флотом в южной половине Северного моря из-за огромного риска, связанного с минами и подводными лодками, за исключением случаев, когда шансы победить Флот открытого моря в решающем сражении были высокими. [ 51 ]
После Ютландской битвы Королевский флот пришел к выводу, что горизонтальная защита, особенно магазинов с боеприпасами, недостаточна. В результате на многих кораблях Великого флота была установлена дополнительная броня; Iron Duke отправился в док для выполнения этой работы в октябре. Работы, в ходе которых на корабль было добавлено более 100 длинных тонн (100 т) брони, были завершены к декабрю. [ 52 ] 28 ноября 1916 года, когда он еще находился в сухом доке, адмирал Битти сменил Джеллико на посту командующего Великим флотом; «Железный герцог» служил его флагманом до января 1917 года, когда он перешёл к королеве Елизавете . [ 28 ] установлены взлетные платформы для самолетов . Iron Duke были В 1918 году на башни «B» и «Q» [ 53 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]
В марте 1919 года «Айрон Дюк» был переведен в состав Средиземноморского флота , где снова стал флагманом. Корабль отправился в Черное море в апреле для участия в интервенции союзников в Гражданскую войну в России . [ 28 ] По пути корабль остановился в Константинополе 7 апреля. [ 54 ] Там «Железный герцог» участвовал в уничтожении военных кораблей и другой техники , которая могла быть использована большевиками . [ 55 ] 12 мая «Железный герцог» отправился из Константинополя в Смирну , где предоставил десант для занятия некоторых внешних фортов города. [ 56 ] Она вернулась на Черное море, где оставалась до июня, а затем вернулась в Средиземное море. [ 28 ]
«Железный герцог» вернулся на Черное море в конце 1919 года. 12 октября он прибыл в Новороссийск , где встретил белогвардейский броненосный крейсер «Генерал Корнилов» . [ 57 ] 14 октября корабль остановился в Севастополе . [ 58 ] Железный Дюк вернулся в Новороссийск 19 января 1920 года. [ 59 ] 25 января она остановилась в портах Ялты и Севастополя для проверки положения там белых русских. [ 60 ] 17 июня береговые отряды «Железного герцога» и эсминца «Акула» уничтожили турецкие орудия в фортах, защищавших Босфор на Черном море. [ 61 ]
2 сентября 1922 года «Айрон Дюк» направлялся к побережью Далмации для тренировочного круиза, когда получил известие о поражении Греции в Турции. Адмирал Осмонд Брок , командующий Средиземноморским флотом, приказал Железному Герцогу проследовать в Смирну, где он ожидал беспорядков. [ 62 ] Там он служил флагманом британских военно-морских сил, участвовавших в эвакуации греческих беженцев из города. Она присутствовала во время Великого пожара , опустошившего город. [ 28 ] Во время хаоса нескольким беженцам удалось подплыть к Железному Герцогу на небольших лодках и доставить их на борт линкора. [ 63 ] В следующем месяце союзники провели конференцию на борту «Железного герцога» в Мудании, чтобы урегулировать греко-турецкий спор. [ 28 ] После этого корабль проследовал в Константинополь. [ 64 ]

В ноябре 1924 года королева Елизавета сменила «Железного герцога» с поста флагмана Средиземноморского флота; Затем «Железный герцог» был переведен в 3-ю боевую эскадру Средиземноморского флота, где он стал флагманом эскадры. В марте 1926 года 3-я эскадрилья была переведена на Атлантический флот , где использовалась в качестве учебной. «Железный герцог» оставался флагманом эскадрильи в этот период до 30 мая 1928 года, когда ее сменила сестра Бенбоу . [ 28 ] В 1927 году военно-морской флот рассматривал возможность добавления противоторпедных выступов к «Айрон Дюк» и ее однотипным кораблям, но от этого плана отказались, поскольку корабли должны были быть заменены в 1931–1932 годах в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора 1922 года, и план был не экономично. [ 65 ] В том же году стартовая платформа самолета, установленная на Iron Duke, была башне «B» снята. В мае 1928 года корабль вошел в сухой док для периодического ремонта; работы продолжались до мая 1929 года. На носовой надстройке были установлены две 4-дюймовые (100-мм) зенитные пушки. В этот же период была снята авиационная платформа на башне «Q». [ 66 ]
Iron Duke вернулся в строй 30 мая 1929 года, когда он был повторно введен в эксплуатацию в качестве учебного артиллерийского корабля. Однако проработала в этом качестве всего полтора года. [ 28 ] В ноябре 1931 года по условиям военно-морского договора Лондонского «Айрон Дьюк» был разоружен и переоборудован в учебное артиллерийское судно. Работы продолжались до 21 сентября 1932 года, когда корабль был сдан на новые ходовые испытания. Корабельные башни «Б» и «Y» также были сняты, а на барбете «Б» установлено несколько небольших орудий разных типов. Также были установлены две зенитные пушки диаметром 4,7 дюйма (120 мм), но позже они были сняты в 1935 году. Вместо кормового дальномера была также добавлена наводка для зенитных орудий с большим углом наклона . Во время демилитаризации было удалено более 2500 длинных тонн (2500 т) стали из ее поясной брони; Всего с корабля было снято 4258 длинных тонн (4326 т) материала и добавлено 202 длинных тонны (205 т). [ 65 ] Корабль был повторно введен в эксплуатацию 4 октября 1932 года в Девонпорте , снова в качестве учебного артиллерийского корабля. [ 28 ] Она снялась в фильме «Браун в разрешении» , вышедшем на экраны в мае 1935 года. [ 67 ] 16 июля 1935 года он присутствовал на смотре флота в честь Серебряного юбилея в Спитхеде в честь короля Георга V. Она присутствовала на еще одном смотре флота, смотре коронации Георга VI , 20 мая 1937 года. [ 28 ] спаренная 5,25-дюймовая артиллерийская установка двойного назначения QF . В 1939 году в кормовой части барбета «Y» была установлена [ 65 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Во время Второй мировой войны использовался как базовый корабль и плавучая зенитная платформа в Скапа-Флоу. [ 28 ] Ее вспомогательные орудия были сняты и использованы для береговой обороны вокруг базы. [ 3 ] 17 октября 1939 года четыре средних бомбардировщика Junkers Ju 88 атаковали Скапа-Флоу и повредили Iron Duke несколько раз . Чтобы не допустить затопления, экипажу пришлось посадить корабль на мель. [ 68 ] 16 марта 1940 года корабль, все еще стоявший на берегу, снова подвергся нападению авиации Люфтваффе . На этот раз восемнадцать Ju 88 атаковали гавань и окружающие объекты. «Железный герцог» снова был сильно поврежден, как и тяжелый крейсер «Норфолк» . [ 69 ]
Присутствие корабля в Скапа-Флоу, возможно, повлияло на планы немцев во время операции «Рейнюбунг» — выхода линкора «Бисмарк» в Атлантику в мае 1941 года. Немецкая воздушная разведка заметила «Железный герцог» и два линкора-приманки, торговые суда, которые были замаскированы деревом и парусиной, чтобы похожи на линкоры класса «Месть» в гавани, и ошибочно определили их как действующие подразделения Флота Метрополии. Под ошибочным впечатлением, что тяжелые части Флота метрополии все еще находятся в порту, командующий немецким флотом Гюнтер Лютьенс решил прорваться в Атлантику через Датский пролив , что вылилось в битву у Датского пролива . [ 70 ]
Позже корабль был отремонтирован и возвращен в эксплуатацию в качестве портового корабля на время войны, хотя и остался на мели. [ 3 ] Iron Duke оставался на вооружении Королевского флота до марта 1946 года, когда он был продан на слом компании Metal Industries и все еще находился на берегу в Скапа-Флоу. [ 1 ] [ 28 ] Корабль был снят с мели 19 апреля 1946 года и переведен в Фаслейн 19 августа. В сентябре 1948 года он был перепродан и перевезен в Глазго , куда прибыл 30 ноября 1948 года, а затем разобран на металлолом. [ 28 ] [ 71 ] Колокол Железного Герцога выставлен в Винчестерском соборе . [ 72 ] Некоторые корабельные брусья использовались для изготовления памятных сувениров, часто с мемориальной доской, описывающей их происхождение. [ 73 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Престон, с. 31
- ^ Берт, с. 216
- ^ Перейти обратно: а б с д Престон, с. 32
- ^ Мэсси, с. 19
- ^ Джеллико, стр. 163–165
- ^ Джеллико, стр. 177–179
- ^ Джеллико, с. 182
- ^ Джеллико, стр. 183–184
- ^ Джеллико, с. 190
- ^ Джеллико, стр. 194–196
- ^ Джеллико, с. 197
- ^ Джеллико, с. 200
- ^ Джеллико, с. 206
- ^ Джеллико, стр. 211–212
- ^ Джеллико, с. 217
- ^ Джеллико, стр. 218–219
- ^ Джеллико, с. 220
- ^ Джеллико, с. 221
- ^ Джеллико, стр. 234–236
- ^ Джеллико, с. 241
- ^ Джеллико, с. 243
- ^ Джеллико, с. 246
- ^ Джеллико, с. 252
- ^ Джеллико, с. 250
- ^ Джеллико, с. 253
- ^ Джеллико, стр. 257–258
- ^ Джеллико, стр. 260–261
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Берт, с. 231
- ^ Джеллико, стр. 267–269
- ^ Джеллико, с. 271
- ^ Джеллико, стр. 279–280
- ^ Джеллико, с. 284
- ^ Джеллико, стр. 286–287
- ^ Мардер, с. 424
- ^ Джеллико, стр. 288–290
- ^ Таррант, с. 62
- ^ Таррант, стр. 63–64.
- ^ Кэмпбелл, с. 16
- ^ Кэмпбелл, с. 37
- ^ Кэмпбелл, стр. 121–122.
- ^ Кэмпбелл, с. 156
- ^ Кэмпбелл, стр. 188–191.
- ^ Кэмпбелл, с. 210
- ^ Кэмпбелл, с. 212
- ^ Кэмпбелл, с. 256
- ^ Кэмпбелл, с. 274
- ^ Кэмпбелл, стр. 309–310.
- ^ Кэмпбелл, с. 322
- ^ Кэмпбелл, с. 346
- ^ Кэмпбелл, с. 358
- ^ Мэсси, стр. 682–684.
- ^ Берт, с. 215
- ^ Берт, с. 218
- ^ Халперн, с. 33
- ^ Халперн, с. 47
- ^ Халперн, стр. 67, 74.
- ^ Халперн, с. 114
- ^ Халперн, с. 115
- ^ Халперн, с. 143
- ^ Халперн, с. 148
- ^ Халперн, с. 250
- ^ Халперн, с. 376
- ^ Халперн, с. 381
- ^ Халперн, с. 403
- ^ Перейти обратно: а б с Берт, стр. 221, 223.
- ^ Берт, с. 220
- ^ Маккензи, с. 17
- ^ Ровер, стр. 7.
- ^ Ровер, стр. 17.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер, стр. 137–140
- ^ Колледж и Варлоу, с. 198
- ^ Голдсмит, с. 2
- ^ «маленький тиковый бочонок, сделанный из HMS Iron Duke» . Имперские военные музеи . Проверено 10 октября 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 1-55821-759-2 .
- Колледж, Джей Джей; Варлоу, Бен (2010). Корабли Королевского флота Хавертаун: Издательство Casemate. ISBN 978-1-61200-027-5 .
- Голдсмит, Роберт Фредерик Кинглейк (1974). Военные мемориалы Винчестерского собора . Винчестер: Друзья Винчестерского собора. ISBN 0-903346-05-2 .
- Халперн, Пол, изд. (2011). Средиземноморский флот 1920–1929 гг . Публикации Общества военно-морских рекордов. Том. 158. Фарнем: Эшгейт. ISBN 978-1-4094-2756-8 .
- Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана.
- Маккензи, СП (2001). Британские военные фильмы, 1939–1945: Кино и услуги . Лондон: Хэмблдон и Лондон. ISBN 0-826-44644-2 .
- Мардер, Артур Дж. (1965). Том II: Годы войны накануне Ютландии: 1914–1916 . От Дредноута до Скапа-Флоу. Издательство Оксфордского университета .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 0-345-40878-0 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Таррант, В.Е. (1995). Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 0-304-35848-7 .
- Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Бисмарк: Последние дни величайшего линкора Германии . Дрексел Хилл: Каземат. ISBN 978-1-935149-04-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бакстон, Ян Л.; Гиббс Дж. и ван Дейк А. (1989). «Вопрос 8/88». Военный корабль Интернешнл . XXVI (2): 203–204. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]