Jump to content

Битва в Датском проливе

Координаты : 63 ° 20' с.ш. 31 ° 50' з.д.  /  63,333 ° с.ш. 31,833 ° з.д.  / 63,333; -31,833
Послушайте эту статью

Битва в Датском проливе
Часть операции Rheinübung

Бисмарк стреляет по HMS Prince of Wales 24 мая 1941 года.
Дата 24 мая 1941 г.
Расположение
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Германия  Великобритания
Командиры и лидеры
Сила

1 линкор

1 линейный крейсер

2 тяжелых крейсера


В бою не участвовал:
  • 6 эсминцев (при подходе, отряд вечером перед боем)
Жертвы и потери
  • Бисмарк поврежден
  • 5 раненых
  • HMS Hood затонул
  • HMS Prince of Wales поврежден
  • 1428 погибших
  • 9 раненых

Битва в Датском проливе — морское сражение во Второй мировой войне , произошедшее 24 мая 1941 года между кораблями Королевского флота и Кригсмарине . Британский линкор HMS Prince of Wales и линейный крейсер HMS Hood сражались с немецким линкором Bismarck и тяжелым крейсером Prinz Eugen , которые пытались прорваться в Северную Атлантику для нападения на торговое судоходство союзников ( операция Rheinübung ) через Датский пролив между Гренландией и Исландия.

Менее чем через 10 минут после того, как британцы открыли огонь, снаряд «Бисмарка» попал в «Худ» рядом с ее кормовыми магазинами с боеприпасами. Вскоре после этого «Худ» взорвался и затонул в течение трех минут, в результате чего погибли все члены ее экипажа, кроме трех. «Принц Уэльский» продолжал перестрелку с «Бисмарком», но у его основного вооружения возникли серьезные неисправности. Британский линкор был построен только в конце марта 1941 года, и на нем использовались новые четырехорудийные башни, которые были ненадежны. Принц Уэльский вскоре разорвал помолвку. [1]

Битва стала тактической победой немцев, но ее последствия были недолгими. Повреждения, нанесенные передним топливным бакам «Бисмарка», вынудили отказаться от прорыва и попытаться сбежать в сухие доки в оккупированной Франции, что привело к оперативной победе британцев. [1] Возмущенные потерей Худа , большие британские силы преследовали Бисмарка , что привело к его потере три дня спустя .

Место битвы вверху в центре. Немецкие движения показаны красным, британские - черным, показаны современные границы.

Немецкие планы

[ редактировать ]

В апреле 1941 года немецкая Кригсмарине намеревалась отправить недавно построенный быстроходный линкор «Бисмарк» в Атлантический океан для совершения набегов на конвои, перевозившие грузы из Северной Америки в Великобританию. Операция была призвана дополнить атаки подводных лодок на британские линии снабжения во время битвы за Атлантику . Два быстроходных линкора «Шарнхорст» и «Гнейзенау» только что завершили аналогичную операцию под кодовым названием «Берлин » в период с января по март того же года. Количество крупных военных кораблей, доступных немцам, было ограничено; Бисмарка Однотипный корабль « Тирпиц» еще не был в рабочем состоянии, «Шарнхорст» нуждался в капитальном ремонте котла после операции «Берлин», а «Гнейзенау» был поврежден воздушными атаками в начале апреля, когда находился в Бресте, Франция . [2] Работы над тяжелыми крейсерами «Адмирал Хиппер» и «Адмирал Шеер» , которые ремонтировались в Германии после собственных рейдерских операций, были задержаны из-за атак британской авиации, нанесших удары по складам снабжения в Киле . [3] Адмирал Гюнтер Лютьенс , командующий флотом, который должен был командовать немецкими войсками во время запланированной операции «Рейнюбунг» , стремился отложить операцию до тех пор, пока ремонт «Шарнхорста» не будет завершен или «Тирпиц» не сможет присоединиться к «Бисмарку» , но Oberkommando der Marine (Высшее военно-морское командование) поручило Лютьенсу начать операцию. как можно скорее, чтобы продолжать оказывать давление на британские линии снабжения. [4] В результате единственным судном, доступным для поддержки Бисмарка, стал тяжёлый крейсер «Принц Ойген» . [5]

Британские планы

[ редактировать ]

Британский королевский флот узнал о вылазке «Бисмарка » шведский крейсер «Готланд» заметил суда, проходившие через западную часть Балтийского моря после того, как 20 мая ; Отчет Готланда военно - был передан британскому морскому атташе в Стокгольме , который направил его в Адмиралтейство . Британские самолеты-разведчики подтвердили присутствие немцев в Норвегии. [6] Теперь, зная, что крупные немецкие военные корабли находятся в море с намерением прорваться в Атлантику, Королевский флот начал отправлять суда для патрулирования вероятных маршрутов, в том числе тяжелые крейсеры HMS Norfolk и Suffolk для прикрытия Датского пролива между Гренландией и Исландией. Другая группа, состоящая из линкора «Принц Уэльский» , линейного крейсера «Худ » и экрана из шести эсминцев » , «Электра» , « Ахатес , « Антилопа» , «Энтони» . «Эхо» и «Икар» , под командованием вице-адмирала Ланселота Холланда в «Худе» , крейсировала на юг Исландии, чтобы перехватить немцев, как только они будут обнаружены. Норфолк и Саффолк заметили Бисмарка и Принца Ойгена вечером 23 мая; Саффолк был оснащен радаром , который позволял им следить за немцами всю ночь, оставаясь за пределами досягаемости немецких орудий.

«Принц Уэльский» был недавно введенным в строй «Король Георг V» линкором класса , похожим на «Бисмарк» по размерам и мощности. Принц Уэльский еще не был должным образом «встряхнут», а ее команда была неопытна. У нее все еще были механические проблемы, особенно с основным вооружением. Корабль отплыл с рабочими верфи, которые все еще работали на нем. [номер 1]

В течение 20 лет после ввода в строй в 1920 году «Худ» был самым большим и тяжелым военным кораблем в мире. Сочетая в себе восемь массивных 15-дюймовых корабельных орудий BL Mk I и максимальную скорость, превышающую скорость любого линкора на море, «Худ» был гордостью военно-морского флота Великобритании и олицетворял мировое доминирование британской военно-морской мощи. Несмотря на это, у «Худа» был один заметный недостаток по сравнению с линкорами -супердредноутами , с которыми он служил вместе: большая часть его массы, как линейного крейсера , была посвящена дополнительной мощности двигателей вместо комплексного бронирования. Это произошло из-за ее конструкции как линейного крейсера класса «Адмирал», чтобы противостоять угрозе со стороны немецких «Макензен» линейных крейсеров класса во время Первой мировой войны . [7]

Хотя ее 12-дюймовая поясная броня считалась достаточной против большинства крупных кораблей, с которыми она могла столкнуться, ее 3-дюймовая палубная броня делала ее уязвимой для огня на большом расстоянии. Во время его ввода в строй во время Первой мировой войны корабельная артиллерия была крайне неточной на дистанциях, необходимых для ведения огня с погружения, а большая скорость и маневренность «Худа » рассматривались как приемлемый компромисс. Этот подход оказался ошибочным после потери HMS Indefatigable в Ютландской битве , и в сочетании с увеличением точности морской артиллерийской стрельбы в межвоенный период , что Худ в 1939 году планировалось получит модернизацию, которая увеличила бы ее палубу вдвое. броня до 6 дюймов, но начало Второй мировой войны означало, что модернизация так и не состоялась. Таким образом, она отправилась на войну в явно невыгодном положении против новых крупных кораблей держав Оси .

Зная о защитной броне Худа неадекватной , находившейся далеко к юго-востоку от места сражения, начальник Голландии (адмирал сэр Джон Тови ) подумывал приказать ему отправить принца Уэльского в плавание впереди Худа . Тови пришел к выводу, что, имея корабли в таком положении, более защищенный « Принц Уэльский» может отразить артиллерийский огонь немецких линкоров. В конце концов, Тови не отдал приказ, позже заявив: «Я не считал такое вмешательство в дела такого старшего офицера оправданным». [8]

Прелюдия

[ редактировать ]

Оба плана идут наперекосяк

[ редактировать ]
Последняя фотография Худа как боевой единицы. Четыре орудия на переднем плане — это принца Уэльского . орудия башни «А»
Оригинальная путевая карта HMS Prince of Wales для битвы в Датском проливе с рукописными дополнениями.

Кригсмарине силы надеялась, что Бисмарка начнут трансатлантические торговые рейды из Норвежского моря через Датский пролив незамеченными и не встречающими сопротивления. Немцы основывали эту надежду на транзите из немецких территориальных вод в Северное море ; и через территориальные воды оккупированной немцами Норвегии в Норвежское море, незамеченные воздушными поисками; встречи нейтральных кораблей; и традиционные наблюдения «наблюдения за побережьем», выполняемые формальными и неформальными усилиями по сбору морской разведки в нейтральных и оккупированных странах, окружающих Северное море.

В действительности, наземные береговые наблюдения как с нейтральных, так и с оккупированных территорий выявили основные боевые подразделения, отправленные для участия в учениях «Рейн», с момента их выхода из территориальных вод Германии. Комбатанты ( Бисмарк и Принц Ойген ) были опознаны береговыми наблюдателями, находившимися в Дании; которые смогли идентифицировать корабли и связаться с их тайными контактами, даты и время движения немецких надводных частей в назначенных им зонах ответственности береговой охраны.

Gotland Судно HSwMS обнаружило транзит «Бисмарка» и «Принца Ойгена» по обычным морским путям в Северном море и сообщило об этом шведским властям. На территории Швеции также находились отдельные береговые наблюдатели с уровня земли, которые могли следить и сообщать о перемещениях в прибрежных водах Швеции. Эти наблюдения были переданы непосредственно разведке Королевского флота по обычным морским дипломатическим каналам, поддерживаемым британским военно-морским атташе в Стокгольме . Таким образом, когда «Бисмарк» и ее эскорт двинулись в незанятые фьорды оккупированной немцами Норвегии для окончательной береговой дозаправки и пополнения корабельных запасов и припасов, ВВС Великобритании (если позволяла погода) смогли следить за местом и временем. немецкого рейдерского отряда.

План сражения Холланда заключался в том, чтобы Худ и принц Уэльский вступили в бой с Бисмарком, в то время как Саффолк и Норфолк вступили в бой с принцем Ойгеном (который, как предположил Холланд, все еще шел позади Бисмарка , а не впереди нее). Он сообщил об этом капитану Джону К. Личу , принцу Уэльскому. [9] но не связался по радио с контр-адмиралом Уэйк-Уокером , который в качестве командира 1-й эскадры крейсеров руководил Саффолком и Норфолком , из опасения раскрыть свое местонахождение. Вместо этого он соблюдал радиомолчание . Голландия надеялась встретить врага примерно в 02:00. Закат на этой широте был в 01:51 (корабельные часы опережали местное время на четыре часа). [10] ). Бисмарк и Принц Ойген будут вырисовываться на фоне послесвечения солнца, в то время как Худ и Принц Уэльский смогут быстро, невидимые в темноте, приблизиться на расстояние, достаточно близкое, чтобы не подвергать Худа опасности обстрелом Бисмарка . [11] Немцы не ожидали нападения с этой стороны, что давало британцам преимущество внезапности.

Успех плана зависел от контакта Саффолка постоянного и непрерывного с немецкими кораблями. Однако с 00:28 Саффолк потерял связь. В течение 90 минут Голландия не видела немецких кораблей и не получала никаких известий из Норфолка или Саффолка . Неохотно Голландия приказала Худу и Принцу Уэльскому повернуть на юго-юго-запад, но он отделил свои эсминцы, которые продолжили поиски на севере. Однако потерю контакта следует понимать лишь как временную и тактическую; и не стратегический с точки зрения тактического результата. Саффолк потерял связь со своей разведывательной целью (флотом противника) в, по сути, закрытом, ограниченном прямоугольном пространстве; выровнено в основном с северо-востока (вход в Датский пролив) на юго-запад (выход из пролива в Атлантику). Подразделения противника были прочно скованы льдом Гренландии на севере и обширным минным полем Королевского флота на юге вдоль побережья Исландии. Учитывая предварительное предупреждение о вылазке Германии, у Королевского флота было достаточно времени, чтобы разместить вооруженную разведку на обоих концах этого узкого маршрута. Саффолк и Норфолк находились у восточного входа в пролив (где контакт был установлен сразу после . входа Бисмарка) Голландия ждала на западном конце, когда силы Бисмарка вышли из пролива.

В стратегическом отношении не подвергался сомнению факт (включая примерные сроки), что Бисмарка выход и Принца Ойгена в Атлантику (фундаментальная цель Рейнских учений) был известен с того момента, как флот покинул территориальные воды Германии. И до окончательной подготовки флота к переходу в Датский пролив прошло достаточно много времени, и Лютьенс не мог не осознавать, что его силы ни при каких обстоятельствах не войдут в Атлантику незамеченными и не войдут без сопротивления. И к тому времени, когда ему противостоят, это произойдет с силами, которые, вероятно, обеспечат окончательное уничтожение его флота. И такое уничтожение должно было произойти до того, как какие-либо подразделения конвоев снабжения (вся цель операции) оказались бы под угрозой в результате операции «Рейнские учения». [12]

Прежде чем контакт был восстановлен, две эскадрильи едва не разошлись. Если бы немецкие корабли не изменили курс на запад в 01:41, чтобы следовать за линией ледяного покрова Гренландии, британцы перехватили бы их гораздо раньше, чем они это сделали. Британские эсминцы находились всего в 10 милях (8,7 морских миль; 16 км) к юго-востоку, когда немцы изменили курс. Если бы видимость не снизилась до 3–5 миль (2,6–4,3 морских миль; 4,8–8,0 км), немецкие суда, вероятно, были бы замечены (поскольку обычно в спокойный ясный день корабельные наблюдатели могут наблюдать крупные объекты и корабли вокруг Расстояние на горизонте 12 миль (19 км), а если наблюдатели корабля находятся в « вороньем гнезде» , то наблюдаемое расстояние еще больше). [13]

Незадолго до 03:00 Саффолк восстановил связь с Бисмарком . Худ и принц Уэльский находились в 35 милях (30 миль; 56 км), немного опередив немцев. Холланд подал сигнал двигаться в сторону немцев и увеличил скорость до 28 узлов (32 миль в час; 52 км/ч). Саффолком Потеря контакта поставила британцев в невыгодное положение. Вместо быстрого сближения в лоб, как предполагал Холланд, ему пришлось бы сходиться под более широким углом и гораздо медленнее. Это сделало бы уязвимым для Бисмарка Худ снарядов на гораздо более длительный период. Ситуация еще больше ухудшилась, когда в 03:20 Саффолк сообщил, что немцы снова изменили курс на запад, разместив немецкую и британскую эскадрильи почти на траверзе друг друга.

В 05:35 наблюдатели на «Принце Уэльском» заметили немецкие корабли на расстоянии 17 миль (15 морских миль; 27 км). Немцы, уже предупрежденные о британском присутствии через свое гидрофоническое оборудование , через 10 минут уловили дым и мачты британских кораблей. На этом этапе у Холланда была возможность присоединиться к Саффолку в слежке за Бисмарком и дождаться прибытия Тови с королем Георгом V и другими кораблями для атаки или приказать своей эскадре действовать. Он выбрал последнее в 05:37. [14] Бурное море в проливе сводило роль эсминцев к минимуму, а крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» были слишком далеко позади немецких войск, чтобы вступить в бой.

Первые ходы

[ редактировать ]

Худ открыл огонь в 05:52.5 на расстоянии примерно 26 500 ярдов (24 200 м). Голландия приказала начать огонь по головному кораблю «Принц Ойген» , полагая с своей позиции, что это «Бисмарк» . Вскоре Холланд внес поправки в свой приказ и приказал обоим кораблям вступить в бой с кормовым кораблем « Бисмарк» . Принц Уэльский уже обнаружил и вступил в бой с Бисмарком , тогда как Худ , как полагают, продолжал стрелять по Принцу Ойгену в течение некоторого времени.

Холланд был экспертом по артиллерийскому делу; он хорошо осознавал опасность, которую представляла Худа тонкая палубная броня , которая обеспечивала слабую защиту от вертикального огня. Поэтому Холланд хотел как можно быстрее сократить дальность, поскольку на меньшей дальности траектория снарядов «Бисмарка » была бы более настильной, и поэтому снаряды с большей вероятностью попали бы в броневой пояс, защищающий борта корабля, или отскочили бы от него. верхнюю палубу, а не пробивать вертикально сквозь броню палубы. Голландия закрыла стрельбу под углом, из-за которого немецкие корабли оказались слишком далеко впереди от луча, а это означало, что только 10 из 18 британских тяжелых орудий могли тренироваться, и это представило немцам более крупную цель, чем необходимо. Одно из принца Уэльского передних орудий вышло из строя после первого залпа, и только 9 из них продолжали стрелять. [15] Саффолк и Норфолк пытались вступить в бой с «Бисмарком» во время боя, но оба были вне досягаемости и имели недостаточное преимущество в скорости над «Бисмарком» , чтобы быстро сократить дистанцию. [16] [17]

У немцев также был метеорологический датчик , означающий, что британские корабли шли против ветра, а брызги заливали линзы башни принца Уэльского 42-футового (13-метрового) Барра и Страуда дальномера и обоих британских кораблей. Турельные дальномеры B "30 футов (9,1 м). [номер 2] Вместо этого пришлось использовать более короткие (15 футов (4,6 м)) в директорных башнях. Голландия приказала Принцу Уэльскому оставаться рядом с Худом , подчиняясь движениям Худа , а не меняя курс и скорость, что облегчило немцам поиск дальности до обоих британских кораблей. Артиллеристам Холланда помогло бы, если бы они оба открыли огонь по «Бисмарку» , как первоначально планировалось, поскольку они могли точно рассчитать время залпов друг друга, чтобы не принять огонь одного корабля за другой. Британцы также могли использовать «Концентрированный огонь» , при котором залпы основного вооружения обоих кораблей будут контролироваться компьютером управления огнем одного корабля — вероятно, принца Уэльского Адмиралтейской современной таблицей управления огнем .

Принц Уэльский первым поразил цель. В конечном итоге она ударила Бисмарка трижды . Один снаряд попал в командирскую лодку и вывел из строя катапульту гидросамолета на миделе корабля (последнее повреждение было обнаружено гораздо позже, во время попытки улететь с корабля «Дневник войны» накануне его финального боя). Второй снаряд прошел через носовую часть с одного борта на другой, не взорвавшись. Третий попал в корпус под водой и взорвался внутри корабля, затопив генераторное отделение и повредив переборку соседней котельной, частично затопив ее. Последние два попадания вызвали повреждение техники «Бисмарка » и среднее затопление. [18] В результате попадания был поврежден паропровод и ошпарены пять членов экипажа «Бисмарка» . [19] [20] [21] Повреждение носовой части лишило доступа к 1000 длинным тоннам (1000 т) мазута в носовых топливных баках, из-за чего «Бисмарк» оставил масляное пятно и снизил скорость на 2 узла (2,3 мили в час; 3,7 км/ч). Вскоре «Бисмарк» кренился на 9° влево и потерял 2 м (6,6 фута) надводного борта в носовой части. [18]

Современная реконструкция, показывающая, как 14-дюймовый снаряд HMS Prince of Wales пробил носовую часть « Бисмарка » .

Немцы сдерживали огонь до 05:55, когда оба немецких корабля обстреляли Худ . Лютьенс не сразу отдал приказ открыть огонь. Первый артиллерийский офицер «Бисмарка » , корветтенкапитан Адальберт Шнайдер , несколько раз задал вопрос « Вопрос Feuererlaubnis? » (Разрешение открыть огонь?), не получив ответа, пока капитан «Бисмарка» Kapitan zur See Ernst Lindemann нетерпеливо не ответил: « Я оставляю свой». «Я не позволю, чтобы мой корабль расстреляли из-под моей задницы. Разрешите стрелять!» [22]

Снаряд попал в палубу Худа шлюпочную , вызвав значительный пожар в готовом магазине боеприпасов диаметром 4 дюйма (100 мм), но этот пожар не распространился на другие части корабля и не вызвал последующего взрыва. Вполне возможно, что Худ снова получил удар по основанию мостика и по форштевню радиолокационной станции. Был спор по поводу того, какое немецкое судно нанесло удар по Худу ; Prinz Eugen ( Kapitän zur See Helmuth Brinkmann ), вел огонь по принцу Уэльскому , выполняя приказ командующего флотом. [23] Офицер-артиллерист « Принца Ойгена» Пауль Шмаленбах заявил, что «Принца Ойгена» целью был Худ . [24]

Затопление Худа

[ редактировать ]
Эскиз, подготовленный капитаном Дж. К. Личем (командующим HMS Prince of Wales ) для 2-й комиссии по расследованию, 1941 год. На эскизе изображен столб дыма или пламени, вырвавшийся из района грот-мачты непосредственно перед мощным взрывом, уничтожившим кормовую часть. корабля из поля зрения. Считается, что это явление произошло в результате выхода кордита через вентиляторы машинного отделения (см. статью ).

В 06:00 Холланд приказал своим войскам снова повернуть влево, чтобы гарантировать, что кормовые орудия как на «Худе» , так и на «Принце Уэльском» могут нацеливаться на немецкие корабли. С точки зрения баланса сил это номинально дало бы голландским силам преимущество в виде 18 орудий большого калибра (14/15 дюйма) (10 в «Принце Уэльском» , 8 в «Худе» ); до 8 (8 – 15 дюймов у Бисмарка ).

залп «Бисмарка» заметили Во время разворота люди на борту «Принца Уэльского» , выпущенный с расстояния примерно 9 миль (7,8 миль; 14 км), оседлавшего «Худ» рядом с ее грот-мачтой. Такое расположение означало, что часть залпов падала влево, часть в правый борт (корпуса), а часть точно выровнялась по центру главной палубы « Худа» . Вполне вероятно, что один снаряд калибра 38 см (15 дюймов) попал где-то между мачтой Худа грот - и башней «X» в кормовой части мачты. Огромный столб пламени взметнулся вверх, «подобно гигантской паяльной лампе», недалеко от грот-мачты. [номер 3]

За этим последовал взрыв, который разрушил большую часть корабля от миделя до задней части башни «Y», в результате чего обе кормовые башни упали в море. Корабль раскололся на две части, корма отвалилась и затонула. Тед Бриггс, один из выживших, заявил, что Худ накренился на 30 градусов, и в этот момент «мы знали, что она просто не вернется». Нос поднялся над водой, направился вверх, развернулся и затонул вскоре за кормой. Башня «А», находясь в этом вертикальном положении, дала залп, возможно, от обреченного артиллерийского расчета, как раз перед тем, как носовая часть затонула. [номер 3]

Осколки посыпались на принца Уэльского в 0,5 мили (0,43 мили; 0,80 км) от него. «Худ» затонул примерно за три минуты вместе с 1415 членами экипажа. Только Тед Бриггс , Боб Тилберн и Билл Дандас выжили, и два часа спустя их спас эсминец HMS Electra .

Позже Адмиралтейство пришло к выводу, что наиболее вероятным объяснением потери «Худа» было пробитие ее магазинов 38-сантиметровым (15-дюймовым) снарядом «Бисмарка» , что привело к взрыву. Недавние исследования подводных аппаратов показывают, что первоначальный взрыв произошел в кормовом магазине диаметром 4 дюйма (100 мм) и что он распространился на магазины диаметром 15 дюймов (380 мм) через стволы боеприпасов. На основании изучения обломков, обнаруженных в 2001 году, было высказано предположение, что взрыв магазина в 4-дюймовом (100-мм) вооружении возле грот-мачты вызвал видимый там вертикальный взрыв пламени, который, в свою очередь, воспламенил магазины кормового 15-дюймового вооружения. в (380-мм) орудия, вызвавшие взрыв, разрушивший корму. Этот взрыв мог пройти через топливные баки правого борта, воспламенив там мазут, взорвав передние погреба и завершив разрушение корабля.

На фотографии, сделанной с корабля «Принц Ойген», видно, « Худ» как вдалеке взрывается принц Уэльский. , а рядом находится

Крушение « Худа» показало, что носовая часть корабля лишена каких-либо конструкций. Отсутствует огромная часть борта, от барбета «А» до носовой палубы. Пластины миделя корабля были загнуты наружу. Более того, основные части носовой конструкции, включая боевую рубку грузоподъемностью 600 тонн (610 т), были обнаружены примерно в 1,1 км (0,59 морских миль; 0,68 мили) от основных обломков. [25] Это породило теории о том, что передние магазины диаметром 15 дюймов (380 мм) взорвались в результате силы, пламени и давления, вызванных детонацией кормовых магазинов. [26] Однако группа морских судебно-медицинских экспертов обнаружила, что повреждение передней части корпуса от взрыва из-за быстрого затопления « Худа» является наиболее вероятной причиной состояния носовой части корпуса, и они не поддерживают какую-либо теорию о том, что передние магазины взорвался. [27]

Принц Уэльский один

[ редактировать ]

Принц Уэльский обнаружил, что направляется к тонущему «Худу» . Ее командир, капитан Лич, приказал аварийно отвернуться от Худа обломков . Это резкое изменение курса, конечно, нарушило ее цель и поставило ее в положение, в котором немцам было легче нацелиться на нее. Она возобновила прежний курс, но теперь находилась под сосредоточенным огнем обоих немецких кораблей. Принц Уэльский был четырежды поражен Бисмарком и трижды Принцем Ойгеном . Один снаряд прошел через ее верхнюю надстройку , убив или ранив несколько членов экипажа платформы «Компас» и платформы ПВО. Осколки еще одного снаряда попали в ее радиолокационный отсек в кормовой части, в результате чего погибли находившиеся внутри члены экипажа. [28]

Снаряд диаметром 20,3 см (8,0 дюйма) от Prinz Eugen попал в камеру метательного заряда/снаряда под кормовой орудийной башней диаметром 5,25 дюйма (133 мм), а снаряд 38 см (15 дюймов) от Bismarck попал под воду под броню. Пояс, проникший примерно на 13 футов (4,0 м) в корпус корабля, примерно на 25 футов (7,6 м) ниже ватерлинии, но был остановлен противоторпедной переборкой. К счастью для принца Уэльского , ни один снаряд не взорвался, но корабль все же пострадал от небольшого затопления и потери некоторого количества мазута.

Оригинальный артиллерийский сюжет HMS Prince of Wales для боя в Датском проливе. На нем показаны дальности и пеленги 18 залпов, выпущенных «Принцем Уэльским» под управлением директора огня в период с 05:53 по 06:02. Три залпа, выпущенные башней «Y» под местным управлением, не показаны. Трек Бисмарка (красный) — оценка после боя.

К этому времени серьезные неисправности артиллерийского вооружения вызывали периодические проблемы с основным вооружением, что привело к снижению производительности на 26%. [номер 4] [номер 5] По словам капитана Лича, он решил, что продолжение действий может привести к потере принца Уэльского без нанесения дальнейшего ущерба противнику. Поэтому он приказал кораблю закурить и отойти, «ожидая более благоприятной возможности». [29] Принц Уэльский отвернулся сразу после 06:04, стреляя из своей задней башни под местным контролем, пока в башне не заклинило снарядное кольцо. [номер 6] прекращение подачи боеприпасов и приведение орудий в неработоспособное состояние.

Несмотря на усилия членов экипажа и гражданских технических специалистов по ремонту снарядного кольца, все четыре орудия вернулись в строй только в 08:25, хотя к 07:20 два орудия были исправны. [17] Временно осталось только пять [30] [31] [номер 7] 14-дюймовые (360-мм) орудия были в рабочем состоянии, но девять из десяти были готовы к работе за пять часов. [32] Последние залпы были неровными и, как полагают, не увенчались успехом. [33] Корабль вышел из боя около 06:10. Тринадцать членов ее экипажа были убиты, девять ранены. [34] Время отхода принца Уэльского . было для нее удачным, поскольку она вошла в зону досягаемости торпед « Принца Ойгена» и отвернулась, когда немецкий крейсер собирался открыть огонь [35]

Прерывание действия

[ редактировать ]

На «Бисмарке» гибель «Худа» вызвала огромную радость . Также существовало сильное ожидание, что они нападут на принца Уэльского и, возможно, прикончат ее. Линдеманн просил Лютьенса позволить Бисмарку сделать именно это. Даже если бы эскадра Тови покинула Скапа-Флоу накануне, он все равно находился бы на расстоянии более 300 миль (350 миль; 560 км) от Бисмарка – даже если бы Бисмарк отклонился, чтобы потопить Принца Уэльского (по расчетам Линдеманна, погоня займет всего два или более три часа). [36]

Лютьенс отказался позволить Линдеманну преследовать его, не дав никаких объяснений. Линдеманн повторил свою просьбу, на этот раз более настойчиво. [37] Лютьенс выполнил твердый приказ немецкого военно-морского командующего гросс-адмирала Эриха Редера избегать ненужных боев с Королевским флотом, особенно когда это могло привести к дальнейшему ущербу, который мог бы ускорить доставку Бисмарка в ожидающие руки британцев. Он прервал бой вместо того, чтобы преследовать принца Уэльского. [1] и приказал взять курс 270° на запад. [37] Во время боя «Бисмарк» выпустил 93 из 353 бронебойных снарядов с базовым взрывателем. [38]

Это столкновение между двумя старшими немецкими офицерами отражало их несопоставимые и разные командные функции. Будучи капитаном «Бисмарка» , Линдеманн действовал прежде всего как тактик. Таким образом, он не сомневался, что непосредственной целью его корабля было уничтожить Принца Уэльского , и он настаивал на своем со всей возможной силой. Лютьенс в качестве командующего флотом и командующего оперативной группой действовал на стратегическом и оперативном уровнях. В какой-то степени его приказы были ясны: атака на конвои была его приоритетом, а не рисковать «крупным столкновением ради ограниченных и, возможно, неопределенных целей». Тем не менее, Редер также приказал Лютьенсу быть смелым и изобретательным, принять бой, если он неизбежен, и энергично довести его до конца. [39]

Реальность заключалась в том, что приказы Лютьенса не означали такого впечатляющего успеха, как только что достигнутый. Поэтому его приоритетом было придерживаться своих инструкций - сосредоточиться на потоплении торговых судов и избегать столкновений с военными кораблями противника, когда это возможно. [40] Более того, перед отъездом из Германии Лютьенс сказал адмиралам Конраду Патцигу [ де ] и Вильгельму Маршаллу , что он будет придерживаться директив Редера. Это означало, что он не собирался становиться третьим командующим флотом, освобожденным от должности за нарушение приказов Редера; Маршалл, один из двух его предшественников, был отстранен от командования за невыполнение его приказов в точности, несмотря на то, что анализ Маршаллом изменений в тактической ситуации с момента отдачи приказа привел к потоплению британского авианосца HMS Glorious. и два эсминца сопровождения. Он также не был предрасположен обсуждать свои командные решения с подчиненным офицером. [39]

Даже если бы он знал, что с неиспытанным принцем Уэльским сражается , а не с королем Георгом V , Лютьенс, вероятно, остался бы при своем решении. Следовать за ней означало бы подвергнуть эскадру дальнейшему артиллерийскому обстрелу, а также торпедным атакам из Норфолка и Саффолка . Он бы рискнул своими кораблями и экипажами, воспользовавшись явно запрещенной возможностью. [40] Лютьенс также столкнулся бы с противником, который все еще был боеспособен, несмотря на полученные попадания. Оценка ущерба, проведенная RN, заключалась в том, что полученный ущерб был ограниченным и не вызывал значительного снижения боевой эффективности.

Между 06:19 и 06:25 «Саффолк» произвел шесть залпов в направлении « Бисмарка» радиолокационный контакт с самолетом , приняв за «Бисмарк» . Саффолк находился вне досягаемости как Бисмарка , так и Принца Ойгена . Фактически в то время [41]

Последствия

[ редактировать ]
Капитан Роберт Мейрик Эллис из Саффолка остается на мостике во время обеда, следя за Бисмарком .

Смерть Холланда привела к тому, что ответственность за то, что принц Уэльский перешел к Уэйк-Уокеру в Норфолке . Вместе с этим командованием возникла ответственность справляться с «Бисмарком» до тех пор, пока достаточное количество британских военных кораблей не сможет сконцентрироваться и уничтожить его. Его выбором было либо возобновить бой с «Бисмарком» , либо обеспечить перехват и привлечение к действию других тяжелых частей. Уэйк-Уокер выбрал последний путь, продолжая следить за немецкими кораблями. Дальнейшие наступательные действия, заключил он, нанесут больший ущерб принцу Уэльскому, чем Бисмарку , и поставят под угрозу его крейсеры, плюс он знал, что Тови уже в пути. Он приказал принцу Уэльскому следовать за Норфолком на максимальной скорости, чтобы Норфолк и Саффолк могли отступить от нее в случае нападения. В 07:57 Саффолк сообщил, что «Бисмарк» снизил скорость и оказался поврежден. [42]

С тех пор, как «Бисмарк » получил первое попадание в бак, все шесть корабельных аварийно-спасательных групп из 26 человек работали над устранением повреждений. [ нужны дальнейшие объяснения ] Когда стало известно, что кончики гребного винта правого борта видны над водой, Линдеманн приказал затопить два кормовых отсека, чтобы восстановить дифферент корабля. Затем он послал водолазов в бак, чтобы соединить передние топливные баки, содержащие столь необходимые 1000 длинных тонн (1000 т) топлива, сначала к бакам возле носового котла, затем к заднему топливному баку посредством временной прокладки линии. над верхней палубой. [43]

Оба эти маневра провалились. Затем Линдеманн запросил разрешения замедлить ход «Бисмарка» и накренить корабль сначала в одну сторону, затем в другую, чтобы приварить заплатки изнутри к отверстиям в носовой части корпуса. Лютьенс отказался, опять же без комментариев. В конце концов, ему пришлось согласиться замедлить скорость корабля до 22 узлов (25 миль в час; 41 км / ч), чтобы можно было запихнуть гамаки и противоударные маты в отверстия котельной № 2 и вспомогательной котельной, чтобы остановить рост попадание морской воды. Эта попытка также не удалась. Котельная № 2 была остановлена ​​с потерей скорости до 28 узлов (32 миль в час; 52 км/ч). [43]

Помимо морской воды, «Бисмарк» имел утечку мазута. Лютьенс приказал «Принцу Ойгену» отойти назад и посмотреть, какой след она оставляет за кормой. Нефтяной ковер был достаточно широким, чтобы покрыть обе стороны следа корабля, был всех цветов радуги и испускал сильный запах – все это помогло раскрыть . местонахождение Бисмарка [44] [45]

В результате повреждения передних топливных баков «Бисмарка » в сочетании с упущенной возможностью дозаправиться в Бергене в начале путешествия осталось менее 3000 длинных тонн (3000 т) топлива, чего недостаточно для эффективных действий против атлантических конвоев. [1] Элемент внезапности, который считался необходимым для успеха операции, был совершенно определенно утерян; за немецкими кораблями продолжала следить эскадра Уэйк-Уокера. [46] Лютьенс пришел к выводу, что ему необходимо прервать Бисмарка миссию и направиться к удобной верфи для ремонта. [1]

Вопрос заключался в том, на какую верфь направиться. Ближайшими дружественными портами были Берген и Тронхейм в Норвегии , на расстоянии чуть более 1000 миль (870 морских миль; 1600 км). Движение в этом направлении означало обратный проход к северу или югу от Исландии, когда военно-воздушные силы противника теперь были полностью предупреждены об их присутствии и возможности появления других тяжелых подразделений между ними и Скапа-Флоу. Лютьенс знал, что его разведданные ненадежны. Худ Группа «Север» сообщила, что находится у берегов Западной Африки, и не было никаких сообщений о линкоре класса «Кинг Георг V» поблизости. [47]

Игнорируя рекомендацию Линдеманна вернуться в Берген, [48] Лютьенс приказал Бисмарку взять курс на французский порт Сен-Назер . [1] Принц Уэльский преследовал его в течение нескольких часов и несколько раз возобновлял бой, прежде чем немецкие корабли уклонились от преследования. чем Берген, Сен-Назер обладал потенциалом более длинных ночей и более широких морей, в которых можно было бы стряхнуть слежек Бисмарка Хотя французское побережье находилось на 600 миль (520 миль; 970 км) дальше , , а также возможность переманить их через линию. подводных лодок . окажется Как только ущерб будет устранен, Бисмарк на краю британских торговых путей; это также означало потенциальную поддержку линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . [47] Оба корабля находились в Бресте во Франции после окончания операции «Берлин» в начале того же года, но оставались в порту для ремонта и капитального ремонта. Хотя Брест был ближе, чем Сен-Назер, он находился в пределах досягаемости бомбардировщиков Королевских ВВС. [49]

Лютьенс отделил неповрежденный «Принц Ойген» , чтобы продолжить набег самостоятельно. Крейсер пошел дальше на юг, в Атлантику, где дозаправился с танкера в море. У нее возникла неисправность двигателя, она отказалась от своего торгового рейда, не потопив ни одного торгового судна, и добралась до Бреста. [50]

немецкий

[ редактировать ]

Известие о решении Лютьенса было шокировано воспринято в Берлине, Вильгельмсхафене и Париже. По оккупированной немцами Европе прокатилась метель срочных телефонных звонков. Хотя Берлинское адмиралтейство было удовлетворено успехом Лютьенса, его смягчили новости о Бисмарка поражении и решении отправиться во Францию. Гранд-адмирал Редер не был уверен, намеревался ли Лютьенс отправиться в Сен-Назер сразу или после того, как стряхнул с себя преследователей и смазал нефтью в середине Атлантики. Редер немедленно совещался со своим начальником штаба адмиралом Отто Шнивиндом , который, в свою очередь, позвонил адмиралу Рольфу Карлсу , командовавшему группой «Север» в Вильгельмсхафене. [51]

Карлс уже подготовил сообщение об отзыве Лютьенса в Германию, но еще не отправил его. Шнивинд отметил, что в полдень Лютьенс пересек демаркационную линию между Северными Гебридскими островами и Южной Гренландией, перейдя таким образом от оперативного контроля группы «Север» к группе «Запад»; поэтому решение об отзыве Лютьенса больше не принадлежало Карлсу. Последующий звонок командующему группой «Запад» адмиралу Альфреду Заальвехтеру показал, что он не планирует отзывать Лютьенса и что, по его мнению, такое решение должно быть обсуждено между Шнивиндом и Редером. [51]

Редер сам был против отзыва, заявив Шнивинду, что они недостаточно знают о сложившейся ситуации и что лучше всего знать будет Лютьенс. [52] Затем он позвонил Адольфу Гитлеру , который находился в Оберзальцберге в Баварских Альпах. Гитлер воспринял известие о Худа гибели стоически, не выказывая ни радости, ни какого-либо другого триумфального поведения. [53] Выслушав доклад Редера, он обратился к бывшим с ним и высказал свои личные мысли:

Если теперь эти британские крейсеры поддерживают контакт, а Лютьенс потопил « Худ» и чуть не повредил другой, который был совершенно новым и у которого во время боя возникли проблемы с орудиями, то почему он не потопил и его тоже? Почему он не попытался выбраться оттуда или почему не обернулся? [54]

Новость об Худа уничтожении была с большим энтузиазмом подхвачена министерством пропаганды доктора Йозефа Геббельса . В тот вечер его транслировали по всей стране, сопровождая словами «Мы маршируем против Англии» и другими воинственными речами. Немецкая общественность, уже наслаждавшаяся новостями о победах Люфтваффе над Королевским флотом у Крита , восприняла известие о Худа затоплении в эйфории. [47]

Британский

[ редактировать ]

Британская общественность была шокирована тем, что их самый символичный военный корабль был так внезапно уничтожен, потеряв более 1400 членов экипажа. Адмиралтейство мобилизовало все доступные военные корабли в Атлантике, чтобы выследить и уничтожить Бисмарка . Силы Королевского флота преследовали Бисмарка и привели его в бой . Немецкий линкор был потоплен утром 27 мая. [55]

Впоследствии были переданы военный трибунал Уэйк-Уокеру и капитану Джону Личу, принцу Уэльскому . [номер 8] Было высказано мнение, что они были неправы, не продолжив бой с «Бисмарком» после «Худа» потопления . Джон Тови, главнокомандующий Флотом метрополии , был потрясен этой критикой. завязался скандал Между Тови и его начальником, адмиралом сэром Дадли Паундом , . Тови заявил, что два офицера действовали правильно, обеспечив отслеживание немецких кораблей и не подвергнув их опасности без необходимости. Более того , основные орудия принца Уэльского неоднократно давали сбои , и он не мог противостоять Бисмарку . Тови пригрозил уйти в отставку и предстать перед любым военным трибуналом в качестве «друга обвиняемого» и свидетеля защиты. Больше об этом предложении ничего не было слышно.

Британская комиссия по расследованию быстро расследовала причину взрыва Худа и подготовила отчет. После критики по поводу того, что первоначальное расследование не зафиксировало все доступные доказательства, вторая комиссия по расследованию более тщательно расследовала потерю Худа и изучила уязвимости других крупных британских военных кораблей , все еще находящихся в эксплуатации, в свете возможных причин взрыва. Как и в ходе первого расследования, был сделан вывод, что 15-дюймовый (380-мм) снаряд Бисмарка» вызвал взрыв кормовых магазинов с боеприпасами Худа « . Это привело к переоборудованию некоторых старых британских военных кораблей с усиленной защитой магазинов с боеприпасами и некоторым другим соответствующим улучшениям.

Многие военно-морские историки и писатели проанализировали битву с Бисмарком и взвесили решения участников. Одним из наиболее обсуждаемых является решение Лютьенса выйти в Атлантику вместо того, чтобы продолжать битву.

Параллели с Ютландией

[ редактировать ]

провел ряд параллелей Историк Коррелли Барнетт между действиями Холланда и действиями адмирала Дэвида Битти на начальных этапах Ютландской битвы . По словам Барнетта, Холланд чувствовал, что ему нужно немедленно вступить в бой с Бисмарком , а не поддерживать Уэйк-Уокера в слежке до прибытия отряда «H». Битти также чувствовал, что ему необходимо вступить в бой с линейными крейсерами немецкого адмирала Франца Хиппера своими собственными силами, вместо того, чтобы тянуть немцев к адмиралу Джону Джеллико и остальной части Великого британского флота . [15]

Холланд, как и Битти, обладал превосходством в количестве тяжелых кораблей, которыми он располагал, однако ему мешала неполноценность боеспособности этих подразделений. Более того, размещение своих подразделений Холландом по сравнению с размещением Битти в Ютландии. Битти и Холланд атаковали, в то время как немецкие части находились задолго до луча. В результате мидель и кормовые башни кораблей Битти едва могли вести огонь по противнику. Корабли Холланда не могли использовать свои кормовые башни до последнего поворота влево, непосредственно перед тем, как «Худ» был потоплен. [15]

Битти разместил свои легкобронированные линейные крейсеры во главе своей линии, оставив более мощные и лучше бронированные линкоры «Куин Элизабет» в тылу. Точно так же Голландия поставила старый и уязвимый «Худ» впереди более хорошо бронированного (хотя и нового и непроверенного) «Принца Уэльского» . Оба адмирала осуществляли жесткий тактический контроль над своими подразделениями со своих флагманов. Это помешало капитану Личу самостоятельно маневрировать «Принцем Уэльским» и, возможно, выбрать другую линию подхода, которая могла бы сбить с толку немцев. [15]

Боевой порядок

[ редактировать ]

Примечание. Британские эсминцы сопровождения были направлены к боевым координатам в составе общих сил, направленных на перехват немецких кораблей; они были отделены вечером перед битвой.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Когда Бисмарк и Принц Ойген впервые увидели его в Датском проливе, они идентифицировали его как короля Георга V , поскольку считали, что принц Уэльский еще не мог выйти в море.
  2. ^ Башня «А» была самой дальней передней башней, а «Б» позади и над ней. В задней части «Y» была самой дальней кормой, а «X» сзади и сверху, если он присутствовал - у « Принца Уэльского» не было башни «X».
  3. ^ Перейти обратно: а б Аллан и Беванд, Преследование Бисмарка и затопление HMS Hood . Несмотря на высокую скорострельность, Худ не попала ни разу во время боя и, судя по всему, продолжала сражаться с Принцем Ойгеном на протяжении всего боя.
  4. ^ ADM 234/509: Артиллерийские аспекты преследования «Бисмарка» HMS Prince of Wales . Проблемы с турелями Принца Уэльского во время ее первого боя против Бисмарка , согласно ее отчету о артиллерийских аспектах: Башня «А»: орудие № 1 вышло из строя после первого залпа из-за ранее известного дефекта. У орудий № 2 и № 4 периодически возникали проблемы с предохранительной блокировкой. Башня «А» пострадала от попадания воды в нижнюю часть конструкции башни/барбета, но нет никаких признаков того, что это вызвало какие-либо проблемы, кроме дискомфорта для экипажа. В залпе 18, когда принц Уэльский отвернулся, три орудия башни «А» действовали. Турель «B»: О проблемах не сообщалось. В «Залпе-18», когда «Принц Уэльский» отвернулся, обе башни «Б» работали. Орудие башни № 2 «Y» имело проблемы с заряжанием и пропустило залп 14 и далее. У орудия № 3 были проблемы с предохранительными блокировками, из-за чего оно пропускало от 15 до 20 залпов. При 18-м залпе, когда Принц Уэльский отвернулся, две пушки башни «Y» работали. Снарядопередающее кольцо башни «Y» заклинило на залпе 20 из-за выскальзывания снаряда из лотка из-за движения корабля при движении. Принц Уэльский обернулся. Таким образом, три орудия в башне «А», два орудия в башне «В» и два орудия в башне «Y» действовали при 18-м залпе, когда принц Уэльский отвернулся, всего в работе работало семь орудий.
  5. ^ Битва в Датском проливе Джона Асмуссена : Бисмарк и Принц Ойген также понесли потери в производстве. У Бисмарка было «всего 104 возможных выстрела, фактически произведенных = 93». Принц Ойген «Всего 184 возможных выстрела Фактически произведено = 157»
  6. ^ История военно-морского штаба, Немецкие крупные корабли и рейдеры во Второй мировой войне, Сводка боев № 5 , стр. 8. Снарядное кольцо представляет собой вращающийся металлический лоток, позволяющий переносить снаряды из магазина во вращающуюся конструкцию башни.
  7. ^ «Когда принц Уэльский отвернулся в 06:13, башня «Y» заклинила, временно оставив в рабочем состоянии только два из десяти 14-дюймовых орудий»: Гарцке и Дулин, 1980. с. 190. Это не поддерживается Беннеттом, Роскиллом и ADM 234–509.
  8. Кеннеди разъясняет иск военного трибунала в эпилоге книги « Погоня: затопление Бисмарка» . По словам Кеннеди, иск о предложении отдать Лича и Уэйк-Уокера в военный трибунал исходил из послевоенных писем, написанных адмиралом Тови после того, как он вышел в отставку, а не из источников в Адмиралтействе. Кеннеди заявляет в своем эпилоге, что «... позже в жизни Тови подвела память...» и это, а также тот факт, что Лич и Уэйк-Уокер остались в своих командах и получили похвалы, должны вызвать серьезные сомнения в предложении о военном трибунале. .
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Барнетт 2004, стр. 295.
  2. ^ Гарцке и Дулин 1985, стр. 210–211
  3. ^ Беркусон и Хервиг, с. 43
  4. ^ Буг, Ран, Штумпф и Вегнер, стр. 132
  5. ^ Гарцке и Дулин 1985, с. 211
  6. ^ Беркусон и Хервиг, стр. 65, 68
  7. ^ Рэйвен, Алан; Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: развитие и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 61–62. ISBN  0-87021-817-4 .
  8. ^ Кеннеди 1974, с. 66.
  9. ^ Беркусон и Хервиг 2001, с. 140.
  10. ^ Кеннеди 1974, с. 108
  11. ^ Шено 2002, с. 151
  12. ^ HMS Electra (H 27) - эсминец E-класса www.naval-history.net
  13. ^ Кеннеди 2004, стр. 70–71.
  14. ^ Бойн 1995, с. 59.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Барнетт 1991, стр. 292.
  16. ^ Бономи, Битва в Датском проливе
  17. ^ Перейти обратно: а б История штаба ВМФ, Немецкие крупные корабли и рейдеры во Второй мировой войне, Сводка боев № 5 , стр. 8.
  18. ^ Перейти обратно: а б «Гарцке и Дулин, Последняя битва Бисмарка, часть 1» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2009 года . Проверено 24 ноября 2009 г.
  19. ^ Кеннеди 1974, стр.116.
  20. ^ Дьюар, стр.9.
  21. ^ Гарцке и Дулин 1985, с. 226
  22. ^ Грютцнер 2010, стр. 180.
  23. ^ Рико, Операция Rheinübung см. разделы, Jot! Дора и Разрушение Капюшона . www.kbismarck.com
  24. ^ Шено 2002, с. 156.
  25. ^ Сонарное изображение места крушения
  26. ^ Шено 2002, стр. 178–179.
  27. ^ «Юренс, Гарцке, Дулин, Робертс (В), Фиске, МОРСКАЯ криминалистическая экспертиза HMS Hood и DKM Bismarck » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2011 года.
  28. ^ Гарцке и Дулин 1980, с. 181
  29. ^ Шено 2004, стр.11.
  30. ^ Беннетт 2003, стр.141.
  31. ^ Роскилл, Война на море, Том 1, с. 406.
  32. ^ Гарцке и Дулин, 1980. с. 190.
  33. ^ Барнетт 1991, стр. 294.
  34. ^ Таррант 1991, с. 58.
  35. ^ Кеннеди 2004, с. 89.
  36. ^ Беркусон и Хервиг 2001, стр. 165–166.
  37. ^ Перейти обратно: а б Беркусон и Хервиг 2001, с. 166.
  38. ^ Вооружение Бисмарка .
  39. ^ Перейти обратно: а б Беркусон и Хервиг 2001, стр. 166–167.
  40. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, с. 98.
  41. ^ Дьюар, стр.8
  42. ^ Барнетт, 297–299.
  43. ^ Перейти обратно: а б Беркусон и Хервиг 2001, стр. 169–70.
  44. ^ Беркусон и Хервиг 2001, с. 173.
  45. ^ Кеннеди 2004, с. 99.
  46. ^ Беркусон и Хервиг 2001, с. 170.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди 2004, с. 100.
  48. ^ Беркусон и Хервиг 2001, с. 172.
  49. ^ Беркусон и Хервиг 2001, с. 171.
  50. ^ Кеннеди
  51. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2004, стр. 100–101.
  52. ^ Кеннеди 2004, с. 101.
  53. ^ Беркусон и Хервиг 2001, с. 169.
  54. Цитируется в Мюлленхайм-Рехберге, линкор «Бисмарк» , 149.
  55. ^ «Затопление «Бисмарка», 27 мая 1941 года | Королевские музеи Гринвича» . www.rmg.co.uk. ​Проверено 15 февраля 2024 г.
  • Адамс, Саймон. Вторая мировая война . Лондон: Издательство Дорлинг Киндерсли, 2000. ISBN   0-7894-6990-1
  • Барнетт, Коррелли. Вступайте в бой с врагом теснее: Королевский флот во Второй мировой войне . Нью-Йорк: WW Нортон, 1991. ISBN   0-393-02918-2
  • Беркусон, Дэвид Дж. и Хервиг, Хольгер Х. (2003). Уничтожение «Бисмарка» . Нью-Йорк: Оверлук Пресс. ISBN  978-1-58567-397-1 .
  • Беннетт, Джеффри. Морские сражения Второй мировой войны . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Книги о пере и мече, 2003. ISBN   978-0-85052-989-0 .
  • Бономи, Антонио. « Битва в Датском проливе », 2008 г.
  • Буг, Хорст ; Ран, Вернер; Штумпф, Рейнхард и Вегнер, Бернд (2001). Германия и Вторая мировая война: Том 6: Глобальная война . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-822888-2 .
  • Бойн, Уолтер Дж. Битва титанов: Вторая мировая война на море . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1995. ISBN.
  • Шено, Роджер. Худ: Жизнь и смерть линейного крейсера . Лондон: Cassell Publishing, 2002. ISBN   0-304-35980-7 .
  • Дьюар, AD, отчет Адмиралтейства BR 1736: Погоня и затопление «Бисмарка» . История штаба военно-морского флота (Вторая мировая война), Сводка боевых действий № 5, март 1950 г. Воспроизведено факсимиле в книге Гроув, Эрик (ред.), Немецкие крупные корабли и рейдеры во Второй мировой войне. Том I: От «Графа Шпее» до «Бисмарка», 1939–1941 . Лондон: Издательство Фрэнка Касса, 2002. ISBN   0-7146-5208-3 .
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. Линкоры союзников во Второй мировой войне . Военно-морской институт США, 1980 год. ISBN   0-87021-100-5 .
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Грюцнер, Йенс (2010) (на немецком языке). Морской капитан Эрнст Линдеманн: Командир «Бисмарка» — биография . ВДМ Хайнц Никель. ISBN   978-3-86619-047-4 .
  • Кеннеди, Людовик. Преследование: погоня и потопление «Бисмарка» . Нью-Йорк: Viking Press, 1974. ISBN   0-670-58314-6 .
  • Кеннеди, Людовик. Погоня: погоня и потопление «Бисмарка» . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке, 2004. ISBN   0-304-35526-7 .
  • Роскилл, Стивен . Война на море 1939–1945 гг . Том. I. (1954) ISBN (нет)
  • Военная история, Битва в Датском проливе , 2005.
  • Шофилд, Б.Б. Гибель «Бисмарка» (Морские сражения крупным планом) . Лондон: Ian Allan Ltd., 1972.
  • Таррант, VE. Линкоры класса King George V. Лондон: Arms and Armor Press, 1991. ISBN   1-85409-524-2 .
  • Роберт Винкларет. Битва в Датском проливе: критический анализ исключительного триумфа Бисмарка . Издательство Каземат
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 33 минуты )
Продолжительность: 32 минуты 36 секунд.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 17 декабря 2017 г. ( 2017-12-17 ) и не отражает последующие изменения.

63 ° 20' с.ш. 31 ° 50' з.д.  /  63,333 ° с.ш. 31,833 ° з.д.  / 63,333; -31,833

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2a497ed982948c4ae5f978975ed0bab__1721105640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/ab/c2a497ed982948c4ae5f978975ed0bab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Denmark Strait - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)