Конвой HX 65
Конвой HX.65 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() |
![]() ![]() | ||||
Командиры и лидеры | |||||
Адмирал Карл Дёниц | В-адм. Б. Дж. Вашингтон ( общ .) | ||||
Сила | |||||
5 подводных лодок |
51 торговое судно 7 сопровождающих | ||||
Жертвы и потери | |||||
1 подводная лодка повреждена |
8 кораблей потоплены 3 повреждено |
Convoy HX 65 — североатлантический конвой серии HX, участвовавший во время битвы за Атлантику во Второй мировой войне . Это был 65-й из пронумерованных торговых конвоев, курсировавших союзниками из Галифакса в Ливерпуль . Конвой подвергся нападению немецких подводных лодок и самолетов, в результате чего восемь из 51 корабля были потоплены, а еще три повреждены. Одна подводная лодка была повреждена.
Фон
[ редактировать ]HX 65 состоял из трех секций, направлявшихся из Америки, и должен был разделиться на две секции для выхода на берег в Соединенном Королевстве . Основная часть из 13 кораблей покинула Галифакс 12 августа 1940 года; [ 1 ] с кораблями, собранными с восточного побережья США; его возглавил коммодор конвоя вице-адмирал Б. Дж. Вашингтон на пароходе «Гарпалис» . Его сопровождал океанский эскорт — вооруженный торговый крейсер «Вольтер» и местный эскорт из двух военных кораблей Королевского военно-морского флота Канады (RCN). 14 августа к нему присоединились 16 кораблей из Сиднея , на острове Кейп-Бретон , также в сопровождении местного эскорта. Они собрались из портов на реках Святого Лаврентия и Великих озер . [ 2 ] 16 августа к конвою присоединились BHX 65, 22 корабля из Карибского бассейна и Южной Америки, которые собрались на Бермудских островах и отправились туда 11 августа в сопровождении вооруженного торгового крейсера HMS Montclare . [ 3 ]
Против HX 65 выступали подводные лодки ВМС Германии 1-й , 2-й и 7-й флотилий подводных лодок , действовавшие из Киля и Вильгельмсхафена .
Действие
[ редактировать ]22 августа начал прибывать эскорт HX 65 Western Approaches; эсминец «Скина» и корвет «Годеция» покинули исходящий OA 201 и прибыли позже в тот же день. 24 августа с ОБ-201 прибыли эсминец «Весткотт» и корвет «Гладиолус» . [ 4 ]
Утром 24 августа танкер « Ла Бреа» (один из двух кораблей, выпавших из HX 65 пятью днями ранее) был замечен U-48 на северо-западных подходах к западу и северо-западу от Роколла . Он подвергся нападению и затонул, оставив в живых две лодки в плохую погоду и бурное море. они достигли берега на Гебридских островах . В течение следующих двух дней [ 5 ] [ 6 ]
Вечером 24 августа конвой разделился на одну часть (в некоторых источниках называемую HX 65A) из 20 кораблей, направлявшихся в Метил на восточном побережье Шотландии через мыс Гнева и север Шотландии, и вторую часть (HX 65 B). из 22 кораблей, направляющихся в Ливерпуль.
Секция Метила, возглавляемая Харпалисом и сопровождаемая Скиной и Годецией, была обнаружена U-48 , которая атаковала в ночь с 24 на 25 августа, потопив два корабля, Empire Merlin и Athelcrest . На нее контратаковала Годеция , но ей удалось уйти без повреждений. Позже, утром 25 августа, конвой был замечен еще дважды — U-28 и U-32 , но к конвою присоединился « Сандерленд» из берегового командования , и оба они затонули, увидев самолет. U-32 предприняла формальную атаку, которая не удалась. Вечером того же дня конвой снова был обнаружен U-124 и атакован незадолго до полуночи. U-124 выпустила четыре торпеды и заявила о потоплении четырех кораблей; Фактический успех заключался в том, что два корабля были потоплены ( Harpalyce и Fircrest ) и еще один ( Stakesby ) поврежден. Гарпалис и Фиркрест быстро погибли, понеся тяжелые человеческие жертвы. Стейксби был заброшен, но позже был спасен буксиром «Темза» и отремонтирован. U-124 подверглась контратаке Годеции и была повреждена, когда наткнулась на камень. После ухода корвета U-124 не смогла продолжить работу по конвою, сосредоточившись на сводках погоды. [ 7 ] Позже в тот же день конвой был усилен Jaguar и Javelin , двумя эсминцами из Скапа-Флоу . [ 8 ] Вечером 26 августа конвой подвергся воздушной атаке возле Киннэрд-Хед самолетов Люфтваффе из оккупированной Норвегии; восемь Ju 88 из KG 30 базировались в Ольборге . четыре корабля были поражены; один был затоплен и три повреждены. Нелли и город Ханькоу благополучно добрались до порта, но мыс Йорк на следующий день затонул под буксиром. Позже, в ночь с 26 на 27 августа, вторая воздушная атака четырех He 115 торпедоносцев KuFlGr 506, базировавшихся в Ставангере , поразила Ремуэру , который затонул. Остальные 16 кораблей благополучно прибыли в Метил 27-го числа. [ 9 ]
Тем временем 25 августа ливерпульская секция, возглавляемая В.Адм. Лейр в Манчестере Торговец в сопровождении Уэсткотта был обнаружен U-57, которая бросилась в погоню. Несколько танкеров выпали из конвоя и были переданы эскорту, и один из них, «Пектен» , был торпедирован U-57 . Эскорт контратаковал, но U-57 ускользнула. 26 августа этот участок также был усилен шлюпом «Лоустофт» . Дальнейших атак не последовало, и 21 корабль без дальнейших происшествий прибыл в Ливерпуль 27 августа. [ 10 ] [ 11 ]
Заключение
[ редактировать ]Из 51 корабля, отправившегося в путь, два повернули назад и восемь были потоплены. 41 корабль прибыл благополучно и своевременно. HX 65 был одним из трех конвоев HX, атакованных в августе: HX 60 потерял 3 корабля в одной атаке, а HX 66 потерял 4 корабля за три дня. В целом за месяц UBW потопил в Атлантике 55 кораблей; около половины из них были судами без сопровождения, плававшими самостоятельно (включая корабли, попавшие в аварию после рассредоточения или отставания). [ 12 ] Август 1940 года стал третьим месяцем, когда наблюдался заметный рост успехов Подводных лодок, названный ими « Счастливым временем ». [ 12 ]
Задействованные силы
[ редактировать ]Союзные войска
[ редактировать ]Торговые суда
[ редактировать ]Информация о конвоях взята с Convoyweb Арнольда Хейга. [ 13 ]
Имя | Флаг | Тоннаж (GRT) | Раздел | Примечания |
---|---|---|---|---|
Агапенор (1914) | ![]() |
7,391 | ХХ | |
Альфред Олсен (1934) | ![]() |
8,817 | ВХХ 65 | |
Анна Мазараки (1913) | ![]() |
5,411 | ШХ | |
Аспазия Номикос (1938) | ![]() |
4,855 | ШХ | по дороге в Дублин |
Ателькрест (1940) | ![]() |
6,825 | ВХХ 65 | Потоплен 25 августа U-48. [ 14 ] 30 погибших, 6 выживших |
Атлантика (1939) | ![]() |
5,414 | ХХ | |
Аксель Джонсон (1925) | ![]() |
4,915 | ШХ | |
Блэратхолл (1925) | ![]() |
3,319 | ШХ | |
Британский лорд (1922) | ![]() |
6,098 | ВХХ 65 | |
Кэнфорд Чайн (1917) | ![]() |
3,364 | ШХ | Вернулся в Сидней, Новая Шотландия. |
Кейп-Йорк (1926) | ![]() |
5,027 | ВХХ 65 | Разбомблен 26 августа самолетом Люфтваффе в 10 морских милях (19 км) от Киннэрд-Хед недалеко от Питерхеда. [ 15 ] затонул под буксиром 27-го. |
Цет (1920) | ![]() |
2,614 | ХХ | |
Вечеринка (1938) | ![]() |
8,077 | ВХХ 65 | |
Город Ханькоу (1915 г.) | ![]() |
7,360 | ШХ | Разбомблен 26 августа, но добрался до порта. |
Конус (1931) | ![]() |
8,132 | ВХХ 65 | |
Лодка (1938) | ![]() |
8,082 | ВХХ 65 | |
Затмение (1931) | ![]() |
9,767 | ВХХ 65 | |
Империя Мерлина (1919) | ![]() |
5,763 | ВХХ 65 | Сбитый: [ 16 ] потоплен 25 августа U-48. [ 17 ] 35 погибших, 1 выживший |
Ф. Дж. Вульф (1932) | ![]() |
12,190 | ВХХ 65 | |
Фернбанк (1924) | ![]() |
4,333 | ХХ | |
Фиркрест (1907) | ![]() |
5,394 | ХХ | Груз железной руды. Торпедирован U-124 на миделе корабля. [ 18 ] и очень быстро затонул. Все 40 членов экипажа погибли |
Гард (1938) | ![]() |
8,259 | ХХ | |
Цыган (1921) | ![]() |
3,956 | ХХ | |
Гарпалис (1940) | ![]() |
5,169 | ХХ | Потоплен 25 августа U-124 . [ 19 ]
42 из 47 членов экипажа погибли. Вице-адмирал BG Washington CMG DSO (коммодор) |
Хаусатоник (1919) | ![]() |
5,559 | ХХ | |
Инверли (1938) | ![]() |
9,158 | ВХХ 65 | |
Юнона (1908) | ![]() |
1,763 | ШХ | |
Ла Бреа (1916) | ![]() |
6,665 | ВХХ 65 | Затерян 19 августа, потоплен 24-м U-48 . [ 20 ] 2 погибших, 31 выживший |
Магнит (1938) | ![]() |
4,877 | ВХХ 65 | |
Манчестерский торговец (1940) | ![]() |
7,264 | ШХ | Контр-адмирал ЭВ Лейр ДСО (вице-коммодор) |
Мэйплвуд (1930) | ![]() |
4,566 | ХХ | |
Нелли (1913) | ![]() |
4,826 | ШХ | Разбомблен 26 августа, но добрался до порта. |
Нерисса (1926) | ![]() |
5,583 | ХХ | Вооруженный грузопассажирский пароход с 190 канадскими военнослужащими из Ньюфаундленда. |
Николай (1921) | ![]() |
3,576 | ХХ | |
Северное сияние (1916) | ![]() |
3,726 | ШХ | |
Гребешки (1927) | ![]() |
7,468 | ВХХ 65 | Затерян и потоплен 25 августа U-57 . [ 21 ] 48 погибших, 8 выживших. |
Принц Мауриц (1936) | ![]() |
1,287 | ШХ | |
английский (1929) | ![]() |
16,712 | ВХХ 65 | |
Ридпул (1924) | ![]() |
4,848 | ХХ | |
Регент Пантера (1937) | ![]() |
9,556 | ВХХ 65 | |
Ремуэль (1911) | ![]() |
11,445 | ВХХ 65 | Потоплен 26 августа самолетом Люфтваффе у Рэттрей-Хед . Все 93 члена экипажа и один стрелок были спасены, некоторые - на спасательной шлюпке Фрейзербурга . [ 22 ] |
Звезда (1937) | ![]() |
6,218 | ВХХ 65 | |
Солярий (1936) | ![]() |
6,239 | ВХХ 65 | |
Стейксби (1930) | ![]() |
3,900 | ХХ | Торпедирован 25 августа U-124. [ 23 ] Спасено |
Государственный деятель (1923) | ![]() |
7,939 | ВХХ 65 | |
Подожди (1939) | ![]() |
10,354 | ВХХ 65 | |
Торр Хед (1937) | ![]() |
5,021 | ШХ | |
Торвангер (1920) | ![]() |
6,568 | ХХ | |
Аскбридж (1940) | ![]() |
2,715 | ШХ | Вернулся в Сидней, Новая Шотландия. |
Валлийский принц (1940) | ![]() |
5,148 | ХХ | |
Винкли (1940) | ![]() |
5,468 | ВХХ 65 |
Эскорт
[ редактировать ]Информация об эскорте взята с Convoyweb Арнольда Хейга. [ 24 ]
Имя | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
HMCS Ассинибойн | ![]() |
C-класса Эсминец | Местное сопровождение в Галифаксе, 12 – 13 августа |
HMCS французский | ![]() |
Вспомогательный | Местное сопровождение в Галифаксе, 12 – 13 августа |
HMS Гладиолус | ![]() |
класса «Цветок» Корвет | Сопровождение западных подходов, 24–27 августа. |
HMS Годеция | ![]() |
класса «Цветок» Корвет | Сопровождение западных подходов, 22–27 августа. |
HMS Ягуар | ![]() |
J-класса Эсминец | Подкрепление, 26–27 августа. |
HMS Джавелин | ![]() |
J-класса Эсминец | Подкрепление, 26–27 августа. |
HMCS Лорье | ![]() |
Вспомогательный | Местный эскорт в Сиднее, 12 – 14 августа |
HMS Лоустофт | ![]() |
Гримсби класса Шлюп | Подкрепление, 26–27 августа. |
HMS Монклер | ![]() |
Вооруженный торговый крейсер | Океанское сопровождение, 11 авг. – 16 авг. |
HMCS Сагеней | ![]() |
класса «Ривер» Эсминец | Местный эскорт в Сиднее, 12 – 14 августа |
HMCS Скина | ![]() |
класса «Ривер» Эсминец | Сопровождение западных подходов, 22–27 августа. |
HMS Вольтер | ![]() |
Вооруженный торговый крейсер | Океанское сопровождение, 12 – 23 августа |
HMS Весткотт | ![]() |
V and W-class destroyer | Сопровождение западных подходов, 24–27 августа. |
Силы оси
[ редактировать ]Число | Тип | Военно-морской | Дата контакта | Примечания |
---|---|---|---|---|
Ю-28 | ОСТАВЛЯТЬ | Военно-морской | 25 августа 1940 г. | |
Ю-32 | ОСТАВЛЯТЬ | Военно-морской | 25 августа 1940 г. | |
Ю-48 | ПРЕБЫВАНИЕ | Военно-морской | 24 августа 1940 г. | |
Ю-57 | ИИК | Военно-морской | 25 августа 1940 г. | |
Ю-124 | IXB | Военно-морской | 25 августа 1940 г. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гаага, с. 126
- ^ Гаага, Арнольд; HX 65 на convoyweb.org.uk
- ^ Гаага, Арнольд; BHX 65 на convoyweb.org.uk
- ^ Гаага указывает Гладиолус в качестве эскорта для OB 201 с Уэсткоттом , но не присоединяется к HX 65. На сайте Uboat.net указано, что Гладиолус присоединится к HX 65 с Уэсткоттом 24-го числа, но из OA 201.
- ^ Блэр с. 181
- ^ HX 65 на uboat.net; получено 19 апреля 2020 г.
- ^ Блэр стр. 181-182
- ^ HX 65A на uboat.net; получено 19 апреля 2020 г.
- ^ Гаага, Арнольд; HX 65 на convoyweb.org.uk
- ^ Блэр стр. 184
- ^ HX 65B на uboat.net; получено 19 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант с.89
- ^ «Конвой HX.65» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Ателькрест — британский паровой танкер» . www.uboat.net . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «МФ Кейп-Йорк» . База данных Клайда. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 4 ноября 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Гаага называет Империю Мерлина отставшим; Uboat.net утверждает, что в момент нападения она находилась в конвое
- ^ «Империя Мерлина – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Fircrest – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Гарпалис – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Ла Бреа — британский паровой танкер» . www.uboat.net . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Пектен — британский моторный танкер» . www.uboat.net . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «РМС Ремуэра [+1940]» . www.wrecksite.eu . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Стейксби – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Конвой HX.65» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 4 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996) Гитлеровская подводная война, том I Касселл ISBN 0-304-35260-8
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . ISBN 1-86176-147-3 .
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Таррант, В.Е. (1989) Наступление подводных лодок: 1914–1945 . Оружие и доспехи ISBN 0-85368-928-8