Конвой СК 104
Конвой СК 104 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() HMS Fame (сентябрь 1942 г.) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Командир: адмирал Карл Дёниц |
Коммодор: CAPT FH Тейлор Р.Н. Сопровождение: CDR R Хиткот | ||||||
Сила | |||||||
8 подводных лодок |
48 грузовых судов 2 эсминца 4 корвета | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 подводные лодки потоплены 2 подводные лодки повреждены 50 мертвых |
8 грузовых судов потоплены 2 эсминца повреждены 216 погибших |
Конвой SC 104 был 104-м из пронумерованных серий времен Второй мировой войны медленных конвоев торговых судов из Сиднея , острова Кейп-Бретон в Ливерпуль . [ 1 ] В октябре 1942 года волчья стая подводных лодок потопила восемь кораблей конвоя. Сопровождение конвоя потопило две атакующие подводные лодки.
Фон
[ редактировать ]Когда прибрежные конвои в Западной Атлантике положили конец второму счастливому времени , адмирал Карл Дёниц, Befehlshaber der U-Boote ( BdU ), или главнокомандующий подводными лодками , переключил внимание на центральную часть Атлантики, чтобы избежать патрулирования самолетов. Хотя маршрут конвоя в середине океана был менее предсказуемым, Дёниц ожидал, что увеличившееся количество производимых подводных лодок сможет эффективно искать конвои, используя преимущества разведданных, полученных благодаря расшифровке B-Dienst британского военно-морского шифра номер 3. [ 2 ] Однако только 20 процентов из 180 трансатлантических конвоев, плывших с конца июля 1942 года по конец апреля 1943 года, потеряли корабли в результате нападения подводных лодок. [ 3 ]
Сорок семь кораблей покинули Нью-Йорк 3 октября 1942 года и были встречены среднеокеанской группой сопровождения B-6, состоящей из классов E и F эсминца «Слава» и и V и W эсминца классов «Виконт» с норвежским пилотируемым кораблем «Цветок» класса . корветы Potentilla , Eglantine , Montbretia и Acanthus , а также спасательный корабль конвоя Goathland .
Противостоял этим силам подводный отряд « Волк Вотан» в составе 8 лодок: U-221 , U-258 , U-356 , U-607 , U-618 , U-661 , U-353 и U-254 . [ 4 ] [ 5 ]
Действие
[ редактировать ]Конвой был обнаружен и доложен U-258 11 октября, а остальным лодкам Вотана было приказано присоединиться. К вечеру 12 октября к U-258 присоединились U-221 и U-356 , и в ночь с 12 на 13 октября эти лодки атаковали. U-258 и U-356 потерпели неудачу, будучи отогнанными эскортом, но U-221 смогла потопить три корабля: норвежские грузовые суда «Сента» , [ 6 ] и Фагерстен , и британское грузовое судно Эшворт .
13-го числа три подводные лодки продолжали следовать за конвоем, и в течение дня к ним присоединились еще пять лодок. В ночь с 13 на 14 октября волчья стая снова атаковала. На этот раз U-221 потопила два корабля: американское грузовое судно «Сусана» и британское судно-китобойня « Южная Императрица» . U-607 торпедировала греческое грузовое судно «Нелли» , которое позже затонуло, но само подверглось нападению, серьезно повреждено и было вынуждено вернуться во Францию для ремонта. U-661 торпедировала югославское грузовое судно «Николина Маткович» , а U-618 торпедировала « Эмпайр Мерси» .
В течение 15 октября лодки Вотана следили за SC 104, но в ту ночь не смогли провести ни одной успешной атаки. 15 октября «Виконт» обнаружил U-661 в тумане и атаковал ее артиллерийским огнем, тараном и глубинными бомбами. U-661 была уничтожена, но «Виконт» также получил повреждения и был вынужден завершить рейс в составе конвоя.
16 октября U-353 была замечена судном Fame , который атаковал и уничтожил ее тараном, снова получив при этом повреждения. Командование эскортом перешло к лейтенанту К.А. Монсену в Потентилле , который позже в тот же день смог атаковать контакт. Никакой идентификации не было произведено и результат не засчитан, но послевоенная экспертиза показывает, что U-254 была серьезно повреждена в результате этой атаки и была вынуждена вернуться на базу.
16 и 17 октября SC 104 вошел в зону действия воздушных патрулей союзников, дальних B-24 Liberator и Catalina летающих лодок . Им удалось отразить дальнейшие атаки, и 17-го числа Дёниц прекратил дальнейшие операции против SC 104. [ 5 ] [ 7 ] Оставшаяся часть пути прошла беспрепятственно, и конвой достиг Ливерпуля 21 октября . SC 104 потерял 8 кораблей водоизмещением 44 000 тонн, при этом 2 эскорта были повреждены, уничтожены 2 подводные лодки и повреждены еще 2.
Корабли в конвое
[ редактировать ]Имя [ 8 ] | Флаг [ 8 ] | Мертвый [ 9 ] | Тоннаж брутто-регистровые тонны (GRT) [ 8 ] | Груз [ 9 ] | Примечания [ 8 ] |
---|---|---|---|---|---|
Сента (1917) | ![]() |
3,785 | Сталь и древесная целлюлоза | Потоплен U-221 13 октября. | |
Эшворт (1920) | ![]() |
49 | 5,227 | Боксит | Потоплен U-221 13 октября. |
Фагерстен (1921) | ![]() |
19 | 2,342 | Сталь и пиломатериалы | Потоплен U-221 13 октября. |
Сюзанна (1914) | ![]() |
38 | 5,929 | Ценный генеральный груз | Потоплен U-221 14 октября. |
Южная императрица (1914) | ![]() |
48 | 12,398 | Мазут | Потоплен U-221 14 октября. |
Нелли (1913) | ![]() |
32 | 4,826 | Сталь и пиломатериалы | Потоплен U-607 14 октября. |
Николина Маткович (1918) | ![]() |
14 | 3,672 | Сахар и пиломатериалы | Потоплен U-661 14 октября. |
Эмпайр Мерси (1920) | ![]() |
16 | 5,791 | Генеральные грузы, включая государственные запасы | Потоплен U-618 14 октября. |
Королевский торговец (1928) | ![]() |
5,008 | Общее положение | Коммодор конвоя капитан Ф. Х. Тейлор DSC RN | |
Марипоса (1914) | ![]() |
3,807 | Взрывчатые вещества, сталь и древесина | Капитан корабля был вице-коммодором конвоя. | |
Агиос Спиридон (1905) | ![]() |
3,338 | Зерно | Ветеран конвоя СК 94 | |
Анна (1919) | ![]() |
5,173 | Зерно и генеральные грузы | ||
Анна Н Гуландрис (1921) | ![]() |
4,358 | Зерно | Выжил этот конвой и конвой HX 300 | |
Бернхард (1924) | ![]() |
3,563 | Боксит | Выжил этот конвой и конвой HX 300 | |
Фермер (1936) | ![]() |
1,570 | Общее положение | Вернулся в Канаду; затонул 7 месяцев спустя в Конвое ОНС 5 | |
Борей (1920) | ![]() |
2,801 | Сахар | ||
Бостон-Сити (1920) | ![]() |
2,870 | Генеральные грузы, включая взрывчатку | Ветеран колонны СК 94 и колонны ПО 127. | |
Британский прогресс (1927) | ![]() |
4,581 | бензин | ||
Британская слава (1928) | ![]() |
6,997 | бензин | ||
Кампус (1925) | ![]() |
3,667 | Сталь и дерево | Выжил этот конвой и конвой ОНС 5 | |
Карслоги (1924) | ![]() |
3,786 | Сталь и дерево | ||
Чарльз Кэрролл (1942) | ![]() |
7,191 | Бензин и взрывчатка в ящиках | Корабль Свободы | |
Сидония (1927) | ![]() |
3,517 | Зерно | Выжил этот конвой и конвой ОНС 5 | |
Некоторые (1918) | ![]() |
2,002 | Мука | ||
Империя Молний (1940) | ![]() |
6,942 | фосфаты | Столкновение с Милкрестом из конвоя ON 132. | |
Империя Муфлонов (1921) | ![]() |
3,234 | Взрывчатые вещества и генеральные грузы | Выжил этот конвой и конвой HX 300 | |
Империя Уотерхен (1920) | ![]() |
6,004 | Общее положение | ||
Гарнес (1930) | ![]() |
1,559 | Выжил этот конвой и конвой SC 107. | ||
Джордж Б. Макклеллан (1942) | ![]() |
7,181 | Купорос, бензин в футлярах и взрывчатые вещества | Корабль Свободы | |
Георгиос П (1903) | ![]() |
4,052 | Общее положение | Выжил этот конвой и конвой SC 122 | |
Готланд (1932) | ![]() |
1,286 | Спасательное судно | ||
Крестный отец (1928) | ![]() |
2,280 | Выжил этот конвой, конвой СК 122 и конвой ОНС 5. | ||
Ингер Лизе (1939) | ![]() |
1,582 | пиломатериалы | Ветеран конвоя СК 94 | |
Инферфем (1912) | ![]() |
3,987 | Зерно | Ветеран конвоя СК 94 | |
Джон Хаторн (1942) | ![]() |
7,176 | Бензин и взрывчатка в ящиках | Корабль Свободы | |
Лидо (1930) | ![]() |
1,918 | Мука | ||
Ливерпульский лоялист (1932) | ![]() |
1,416 | |||
Лланголлен (1928) | ![]() |
5,056 | Общее положение | ||
Марс (1925) | ![]() |
1,582 | Мука | Ветеран конвоя СК 94 | |
Что (1921) | ![]() |
1,877 | пиломатериалы | Ветеран конвоя СК 26 | |
Озарк (1919) | ![]() |
2,689 | Потерял руль направления и направился в Исландию. | ||
Петерстон (1925) | ![]() |
4,680 | Зерно и пиломатериалы | ||
Лук-порей (1906) | ![]() |
2,965 | фосфаты | Вернулся в Канаду; также вернулся из конвоя SC 121 и выжил в конвое SC 122. | |
Принцессы Мария-Пиа (1938) | ![]() |
2,588 | Сахар и бомбы | ||
Рамава | ![]() |
2,141 | пиломатериалы | ||
Рей Граф (1907) | ![]() |
4,657 | Взрывчатка и ценный груз | ||
Роберт Моррис (1942) | ![]() |
7,176 | Бензин и взрывчатка в ящиках | Корабль Свободы | |
Рок (1933) | ![]() |
1,471 | |||
Роксана (1929) | ![]() |
7,813 | Мазут | ||
Сентонж (1936) | ![]() |
9,386 | Мазут | Выжил этот конвой и конвой HX 300 | |
Салют (1906) | ![]() |
6,261 | Мазут | ||
Синнингтон Корт (1928) | ![]() |
6,910 | Выжил этот конвой и конвой SC 121 | ||
Сулиотис (1917) | ![]() |
4,299 | Сталь и пиломатериалы | ||
Suderoy (1913) | ![]() |
7,562 | Мазут | Выжил этот конвой и конвой SC 121 | |
Теомитор (1910) | ![]() |
4,427 | Сталь и пиломатериалы | ||
давай (1927) | ![]() |
7,321 | Печное топливо | ||
Уильям Джонсон (1942) | ![]() |
7,191 | Бензин и взрывчатка в ящиках | Корабль Свободы |
Потери
[ редактировать ]Дата | Число | Тип | Капитан | Потери | Позиция | Причина | К |
---|---|---|---|---|---|---|---|
15 октября 1942 г. | Ю-661 | VIIC | Первый лейтенант моря Эрих Лилиенфельд [ 11 ] | 44 | 53 ° 42' с.ш. 35 ° 56' з.д. / 53,700 ° с.ш. 35,933 ° з.д. | Стрельба, глубинная бомба, таран | HMS Виконт |
16 октября 1942 г. | Ю-353 | VIIC | Лейтенант-капитан Вольфганг Рёмер [ 12 ] | 6 | 53 ° 54' с.ш. 29 ° 30' з.д. / 53,900 ° с.ш. 29,500 ° з.д. | Глубинная бомба | HMS Слава |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гаага, 2000 стр. 133
- ^ Таррант стр.108
- ^ Гаага, стр. 132, 137–138, 161–162, 164, 181.
- ^ Гаага, 2000, стр. 135.
- ^ Jump up to: а б Ровер и Хуммельхен, 1992, стр. 167.
- ^ Шоуэлл 2002 стр.113
- ^ Блер, стр. 39-41.
- ^ Jump up to: а б с д «Конвои СК» . База данных конвоев Эндрю Хейга . Проверено 26 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Гаага с.161
- ^ Кемп стр. 92
- ^ «Первый лейтенант моря Эрих Лилиенфельд» . www.uboat.net . Проверено 31 октября 2013 г.
- ^ «Капитан-лейтенант Вольфганг Рёмер» . www.uboat.net . Проверено 31 октября 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Преследуемые 1942–1945 гг . ISBN 0-304-35261-6 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-019-3 .
- Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки, потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
- Шоуэлл, Джек П. Маллманн (2002). Подводная война . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-001-0 .
- Милнер, Марк (1985). Североатлантический забег . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-450-0 .
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Таррант, В.Е. (1989). Наступление подводных лодок 1914–1945 гг . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-520-Х .