Jump to content

Конвой СК 104

Конвой СК 104
Часть Второй мировой войны

HMS Fame (сентябрь 1942 г.)
Дата 12–16 октября 1942 г.
Расположение
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
Нацистская Германия Германия Великобритания Великобритания
Командиры и лидеры
Командир: адмирал Карл Дёниц Коммодор: CAPT FH Тейлор Р.Н.
Сопровождение: CDR R Хиткот
Сила
8 подводных лодок 48 грузовых судов
2 эсминца
4 корвета
Жертвы и потери
2 подводные лодки потоплены
2 подводные лодки повреждены
50 мертвых
8 грузовых судов потоплены
2 эсминца повреждены
216 погибших

Конвой SC 104 был 104-м из пронумерованных серий времен Второй мировой войны медленных конвоев торговых судов из Сиднея , острова Кейп-Бретон в Ливерпуль . [ 1 ] В октябре 1942 года волчья стая подводных лодок потопила восемь кораблей конвоя. Сопровождение конвоя потопило две атакующие подводные лодки.

Когда прибрежные конвои в Западной Атлантике положили конец второму счастливому времени , адмирал Карл Дёниц, Befehlshaber der U-Boote ( BdU ), или главнокомандующий подводными лодками , переключил внимание на центральную часть Атлантики, чтобы избежать патрулирования самолетов. Хотя маршрут конвоя в середине океана был менее предсказуемым, Дёниц ожидал, что увеличившееся количество производимых подводных лодок сможет эффективно искать конвои, используя преимущества разведданных, полученных благодаря расшифровке B-Dienst британского военно-морского шифра номер 3. [ 2 ] Однако только 20 процентов из 180 трансатлантических конвоев, плывших с конца июля 1942 года по конец апреля 1943 года, потеряли корабли в результате нападения подводных лодок. [ 3 ]

Сорок семь кораблей покинули Нью-Йорк 3 октября 1942 года и были встречены среднеокеанской группой сопровождения B-6, состоящей из классов E и F эсминца «Слава» и и V и W эсминца классов «Виконт» с норвежским пилотируемым кораблем «Цветок» класса . корветы Potentilla , Eglantine , Montbretia и Acanthus , а также спасательный корабль конвоя Goathland .

Противостоял этим силам подводный отряд « Волк Вотан» в составе 8 лодок: U-221 , U-258 , U-356 , U-607 , U-618 , U-661 , U-353 и U-254 . [ 4 ] [ 5 ]

Действие

[ редактировать ]

Конвой был обнаружен и доложен U-258 11 октября, а остальным лодкам Вотана было приказано присоединиться. К вечеру 12 октября к U-258 присоединились U-221 и U-356 , и в ночь с 12 на 13 октября эти лодки атаковали. U-258 и U-356 потерпели неудачу, будучи отогнанными эскортом, но U-221 смогла потопить три корабля: норвежские грузовые суда «Сента» , [ 6 ] и Фагерстен , и британское грузовое судно Эшворт .

13-го числа три подводные лодки продолжали следовать за конвоем, и в течение дня к ним присоединились еще пять лодок. В ночь с 13 на 14 октября волчья стая снова атаковала. На этот раз U-221 потопила два корабля: американское грузовое судно «Сусана» и британское судно-китобойня « Южная Императрица» . U-607 торпедировала греческое грузовое судно «Нелли» , которое позже затонуло, но само подверглось нападению, серьезно повреждено и было вынуждено вернуться во Францию ​​для ремонта. U-661 торпедировала югославское грузовое судно «Николина Маткович» , а U-618 торпедировала « Эмпайр Мерси» .

В течение 15 октября лодки Вотана следили за SC 104, но в ту ночь не смогли провести ни одной успешной атаки. 15 октября «Виконт» обнаружил U-661 в тумане и атаковал ее артиллерийским огнем, тараном и глубинными бомбами. U-661 была уничтожена, но «Виконт» также получил повреждения и был вынужден завершить рейс в составе конвоя.

16 октября U-353 была замечена судном Fame , который атаковал и уничтожил ее тараном, снова получив при этом повреждения. Командование эскортом перешло к лейтенанту К.А. Монсену в Потентилле , который позже в тот же день смог атаковать контакт. Никакой идентификации не было произведено и результат не засчитан, но послевоенная экспертиза показывает, что U-254 была серьезно повреждена в результате этой атаки и была вынуждена вернуться на базу.

16 и 17 октября SC 104 вошел в зону действия воздушных патрулей союзников, дальних B-24 Liberator и Catalina летающих лодок . Им удалось отразить дальнейшие атаки, и 17-го числа Дёниц прекратил дальнейшие операции против SC 104. [ 5 ] [ 7 ] Оставшаяся часть пути прошла беспрепятственно, и конвой достиг Ливерпуля 21 октября . SC 104 потерял 8 кораблей водоизмещением 44 000 тонн, при этом 2 эскорта были повреждены, уничтожены 2 подводные лодки и повреждены еще 2.

Корабли в конвое

[ редактировать ]
Имя [ 8 ] Флаг [ 8 ] Мертвый [ 9 ] Тоннаж брутто-регистровые тонны (GRT) [ 8 ] Груз [ 9 ] Примечания [ 8 ]
Сента (1917)  Норвегия 3,785 Сталь и древесная целлюлоза Потоплен U-221 13 октября.
Эшворт (1920)  Великобритания 49 5,227 Боксит Потоплен U-221 13 октября.
Фагерстен (1921)  Норвегия 19 2,342 Сталь и пиломатериалы Потоплен U-221 13 октября.
Сюзанна (1914)  Соединенные Штаты 38 5,929 Ценный генеральный груз Потоплен U-221 14 октября.
Южная императрица (1914)  Великобритания 48 12,398 Мазут Потоплен U-221 14 октября.
Нелли (1913)  Греция 32 4,826 Сталь и пиломатериалы Потоплен U-607 14 октября.
Николина Маткович (1918)  Югославия 14 3,672 Сахар и пиломатериалы Потоплен U-661 14 октября.
Эмпайр Мерси (1920)  Великобритания 16 5,791 Генеральные грузы, включая государственные запасы Потоплен U-618 14 октября.
Королевский торговец (1928)  Великобритания 5,008 Общее положение Коммодор конвоя капитан Ф. Х. Тейлор DSC RN
Марипоса (1914)  Великобритания 3,807 Взрывчатые вещества, сталь и древесина Капитан корабля был вице-коммодором конвоя.
Агиос Спиридон (1905)  Греция 3,338 Зерно Ветеран конвоя СК 94
Анна (1919)  Греция 5,173 Зерно и генеральные грузы
Анна Н Гуландрис (1921)  Греция 4,358 Зерно Выжил этот конвой и конвой HX 300
Бернхард (1924)  Норвегия 3,563 Боксит Выжил этот конвой и конвой HX 300
Фермер (1936)  Норвегия 1,570 Общее положение Вернулся в Канаду; затонул 7 месяцев спустя в Конвое ОНС 5
Борей (1920)  Норвегия 2,801 Сахар
Бостон-Сити (1920)  Великобритания 2,870 Генеральные грузы, включая взрывчатку Ветеран колонны СК 94 и колонны ПО 127.
Британский прогресс (1927)  Великобритания 4,581 бензин
Британская слава (1928)  Великобритания 6,997 бензин
Кампус (1925)  Великобритания 3,667 Сталь и дерево Выжил этот конвой и конвой ОНС 5
Карслоги (1924)  Великобритания 3,786 Сталь и дерево
Чарльз Кэрролл (1942)  Соединенные Штаты 7,191 Бензин и взрывчатка в ящиках Корабль Свободы
Сидония (1927)  Великобритания 3,517 Зерно Выжил этот конвой и конвой ОНС 5
Некоторые (1918)  Швеция 2,002 Мука
Империя Молний (1940)  Великобритания 6,942 фосфаты Столкновение с Милкрестом из конвоя ON 132.
Империя Муфлонов (1921)  Великобритания 3,234 Взрывчатые вещества и генеральные грузы Выжил этот конвой и конвой HX 300
Империя Уотерхен (1920)  Великобритания 6,004 Общее положение
Гарнес (1930)  Норвегия 1,559 Выжил этот конвой и конвой SC 107.
Джордж Б. Макклеллан (1942)  Соединенные Штаты 7,181 Купорос, бензин в футлярах и взрывчатые вещества Корабль Свободы
Георгиос П (1903)  Греция 4,052 Общее положение Выжил этот конвой и конвой SC 122
Готланд (1932)  Великобритания 1,286 Спасательное судно
Крестный отец (1928)  Норвегия 2,280 Выжил этот конвой, конвой СК 122 и конвой ОНС 5.
Ингер Лизе (1939)  Норвегия 1,582 пиломатериалы Ветеран конвоя СК 94
Инферфем (1912)  Норвегия 3,987 Зерно Ветеран конвоя СК 94
Джон Хаторн (1942)  Соединенные Штаты 7,176 Бензин и взрывчатка в ящиках Корабль Свободы
Лидо (1930)  Норвегия 1,918 Мука
Ливерпульский лоялист (1932)  Великобритания 1,416
Лланголлен (1928)  Великобритания 5,056 Общее положение
Марс (1925)  Нидерланды 1,582 Мука Ветеран конвоя СК 94
Что (1921)  Норвегия 1,877 пиломатериалы Ветеран конвоя СК 26
Озарк (1919)  Соединенные Штаты 2,689 Потерял руль направления и направился в Исландию.
Петерстон (1925)  Великобритания 4,680 Зерно и пиломатериалы
Лук-порей (1906)  Швеция 2,965 фосфаты Вернулся в Канаду; также вернулся из конвоя SC 121 и выжил в конвое SC 122.
Принцессы Мария-Пиа (1938)  Бельгия 2,588 Сахар и бомбы
Рамава  Латвия 2,141 пиломатериалы
Рей Граф (1907)  Панама 4,657 Взрывчатка и ценный груз
Роберт Моррис (1942)  Соединенные Штаты 7,176 Бензин и взрывчатка в ящиках Корабль Свободы
Рок (1933)  Панама 1,471
Роксана (1929)  Великобритания 7,813 Мазут
Сентонж (1936)  Великобритания 9,386 Мазут Выжил этот конвой и конвой HX 300
Салют (1906)  Великобритания 6,261 Мазут
Синнингтон Корт (1928)  Великобритания 6,910 Выжил этот конвой и конвой SC 121
Сулиотис (1917)  Греция 4,299 Сталь и пиломатериалы
Suderoy (1913)  Норвегия 7,562 Мазут Выжил этот конвой и конвой SC 121
Теомитор (1910)  Греция 4,427 Сталь и пиломатериалы
давай (1927)  Норвегия 7,321 Печное топливо
Уильям Джонсон (1942)  Соединенные Штаты 7,191 Бензин и взрывчатка в ящиках Корабль Свободы
Потери подводных лодок [ 10 ]
Дата Число Тип Капитан Потери Позиция Причина К
15 октября 1942 г. Ю-661 VIIC Первый лейтенант моря Эрих Лилиенфельд [ 11 ] 44 53 ° 42' с.ш. 35 ° 56' з.д.  /  53,700 ° с.ш. 35,933 ° з.д.  / 53,700; -35 933 Стрельба, глубинная бомба, таран HMS Виконт
16 октября 1942 г. Ю-353 VIIC Лейтенант-капитан Вольфганг Рёмер [ 12 ] 6 53 ° 54' с.ш. 29 ° 30' з.д.  /  53,900 ° с.ш. 29,500 ° з.д.  / 53,900; -29 500 Глубинная бомба HMS Слава

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гаага, 2000 стр. 133
  2. ^ Таррант стр.108
  3. ^ Гаага, стр. 132, 137–138, 161–162, 164, 181.
  4. ^ Гаага, 2000, стр. 135.
  5. ^ Jump up to: а б Ровер и Хуммельхен, 1992, стр. 167.
  6. ^ Шоуэлл 2002 стр.113
  7. ^ Блер, стр. 39-41.
  8. ^ Jump up to: а б с д «Конвои СК» . База данных конвоев Эндрю Хейга . Проверено 26 мая 2011 г.
  9. ^ Jump up to: а б Гаага с.161
  10. ^ Кемп стр. 92
  11. ^ «Первый лейтенант моря Эрих Лилиенфельд» . www.uboat.net . Проверено 31 октября 2013 г.
  12. ^ «Капитан-лейтенант Вольфганг Рёмер» . www.uboat.net . Проверено 31 октября 2013 г.
  • Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Преследуемые 1942–1945 гг . ISBN  0-304-35261-6 .
  • Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-019-3 .
  • Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки, потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Оружие и доспехи. ISBN  1-85409-515-3 .
  • Шоуэлл, Джек П. Маллманн (2002). Подводная война . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-001-0 .
  • Милнер, Марк (1985). Североатлантический забег . Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-450-0 .
  • Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-105-Х .
  • Таррант, В.Е. (1989). Наступление подводных лодок 1914–1945 гг . Оружие и доспехи. ISBN  1-85409-520-Х .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 138f6e5d3730548c774aa606585666fc__1719450960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/fc/138f6e5d3730548c774aa606585666fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoy SC 104 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)