Срединно-океанические силы сопровождения
Срединно-океанские силы сопровождения (MOEF) относились к организации противолодочного времен Второй мировой войны сопровождения торговых конвоев между Канадой, Ньюфаундлендом и Британскими островами . Выделение эскорта Соединенных Штатов, Великобритании и Канады для этих конвоев отражало предпочтения Соединенных Штатов после объявления войны Соединенными Штатами, и организация сохранялась всю зиму 1942–43 годов, несмотря на вывод кораблей Соединенных Штатов из групп сопровождения . К лету 1943 года эскорт Соединенных Штатов в Атлантике был сосредоточен на более быстрых конвоях CU и конвоях UG между Чесапикским заливом и Средиземным морем; и только британский и канадский эскорт остался в конвоях HX , SC и ON .


Фон
[ редактировать ]На основе опыта Первой мировой войны Адмиралтейство с сентября 1939 года учредило торговые конвои в прибрежных водах Соединенного Королевства. [1] Противолодочный эскорт был выделен с учетом предполагаемой угрозы. Ранние немецкие подводные лодки типа II с баз в Германии не могли эффективно действовать за пределами прибрежных вод Европы. После приобретения баз в Норвегии и Франции немецкие подводные лодки типа IX и немецкие подводные лодки типа VII, дозаправленные немецкими подводными лодками типа XIV, действовали в Средней Атлантике за пределами досягаемости патрульной авиации. Многим противолодочным эскортам не хватило выносливости, чтобы сопровождать конвои через Центральную Атлантику. HX 129 покинул Галифакс 27 мая 1941 года как первый конвой, получивший сопровождение на протяжении всего путешествия. [2] Эскорт, базирующийся в гавани Галифакса, передал HX 129 эскорту, базирующемуся в Ньюфаундленде , который впоследствии передал HX 129 эскорту, базирующемуся в Исландии , который, в свою очередь, доставил HX 129 эскорту, базирующемуся на западных подходах .
Американский эскорт
[ редактировать ]
9 августа 1941 года в Ньюфаундленде президент Франклин Д. Рузвельт согласился предоставить американские эсминцы для части конвоев HX из Канады в Исландию и конвоев ON, идущих на запад . [3] HX 150 отплыл 16 сентября 1941 года как первый конвой с американским эскортом. [4] ON 18 отплыл 24 сентября как первый конвой, направлявшийся на запад, в сопровождении американского эскорта. [5] Королевский военно-морской флот Канады продолжал сопровождать конвои SC и их более медленные аналоги ON. [6] Канадские группы сопровождения были увеличены с номинальной численности четырех кораблей до шести - обычно один канадский эсминец класса River и пять класса Flower корветов . [7]
Эсминец Gleaves класса Kearny был торпедирован во время сопровождения конвоя SC 48 17 октября 1941 года. [8] Клемсон Эсминец класса Рубен Джеймс был торпедирован и потоплен 31 октября 1941 года при сопровождении конвоя HX 156 . [9] Когда Соединенные Штаты объявляли войну, американские группы сопровождения обычно состояли из пяти эсминцев, хотя шесть береговой охраны США катеров класса Казначейства были включены в пул кораблей, вращающихся в этих группах сопровождения и из них. [10]
Организация дальнего сопровождения
[ редактировать ]Поскольку ВМС США изо всех сил пытались найти достаточное количество эсминцев для удовлетворения потребностей в сопровождении как Тихоокеанского, так и уязвимого Атлантического прибрежного судоходства, более короткий маршрут по большому кругу от Ньюфаундленда до Британских островов рассматривался как средство устранения задержек в точках встречи и сокращения количество эсминцев, необходимых для сопровождения конвоев между Канадой и Великобританией. Первоначальные предложения Соединенных Штатов от 24 января 1942 года привели к соглашению в начале февраля об организации сил сопровождения в середине океана из четырнадцати групп сопровождения. [11] Группы сопровождения под руководством американцев имели префикс буквы «А»; в то время как «B» обозначал группы сопровождения под руководством британцев, а «C» обозначал группы сопровождения под руководством Канады. Пятнадцать эсминцев США, пятнадцать эсминцев Королевского флота и двенадцать канадских эсминцев должны были обеспечивать ударную мощь этих групп сопровождения, а 52 британских и 49 канадских корветов класса «Флауэр» должны были выполнять роль патрулирования. Примерно треть теоретической численности группы сопровождения МЭФ, состоящей из трех эсминцев и семи корветов, в любой момент времени была недоступна. [12] Половина недоступных кораблей нуждалась в ремонте, поврежденном штормом или боем. [13] а остальные проходили обычный ремонт и обучение.
Каждая группа сопровождения MOEF работала в 33-дневном цикле: девять с половиной дней с конвоем ON, идущим на запад, шесть дней в Сент-Джонсе, Ньюфаундленде и Лабрадоре , девять с половиной дней с конвоем HX или SC, идущим на восток, и восьмидневный ремонт в Дерри . [14] Более короткий маршрут из Исландии устранил необходимость для большинства эскортов пытаться провести техническое обслуживание на плохо оборудованной якорной стоянке в Хвалфьордуре в Исландии ; но Соединенным Штатам пришлось содержать в Исландии дополнительные силы из пяти эсминцев для сопровождения кораблей между трансатлантическими конвоями и военными оккупационными базами США. Королевский флот продолжал предоставлять восточные местные силы сопровождения военно-морских траулеров на западных подходах, в то время как Канада продолжала предоставлять западные местные силы сопровождения (WLEF) из корветов, тральщиков и эсминцев ближнего действия между гаванью Галифакса и Ньюфаундлендом. [15]
Первоначальный состав группы сопровождения МЭФ
[ редактировать ]
- Группа сопровождения A-1: Benson эсминцы класса Benson и Clemson эсминцы класса Broome , MacLeish и McCormick с корветами класса Flower Alberni , Collingwood и Hepatica. [16]
- Группа сопровождения A-2: Gleaves эсминец класса Niblack и катер USCG класса Treasury Ingham с корветами класса Flower Mayflower , Rosthern , Agassiz , Chambly , Barrie и Aconit. [16]
- Группа сопровождения A-3: Gleaves эсминец класса Gleaves с катером USCG класса Treasury Spencer и корветами класса Flower Bittersweet , Chilliwack , Shediac и Algoma [16]
- Группа сопровождения A-4: Benson эсминец класса Mayo и Clemson эсминец класса Simpson с корветами класса Flower Impulse , Ready , HNoMS Andenes , Eglantine , Rose и Potentilla и HMS Mignonette. [16]
- Группа сопровождения A-5: Gleaves эсминец класса Bristol и класса Sims эсминец Buck с корветами класса Flower Kingcup , Loosestrife , Dianella и Roselys. [16]
- Группа сопровождения B-1: эсминец класса H Hurricane с эсминцем класса Town Rockingham , эсминцем V-класса Venomous и корветами класса Flower Anchusa , Dahlia и Monkshood. [16]

- Группа сопровождения B2 : эсминец H-класса Hesperus с эсминцем класса Town Leamington , эсминцем V-класса Veteran и корветами класса Flower Clematis , Gentian , Sweetbriar и Vervain. [16]
- Группа сопровождения B-3: эсминец класса H Harvester с эсминцем класса Town Georgetown , эсминцем класса B Bulldog и корветами класса Flower Heartsease и Narcissus , Free French Lobelia и Renoncule. [16]
- Группа сопровождения B-4: эсминец класса H Highlander с эсминцем класса Town Roxborough , эсминцем W-класса Winchelsea и корветами класса Flower Anemone , Pennywort и Asphodel. [16]
- Группа сопровождения B-5: эсминец класса H Havelock с эсминцами класса Town Caldwell , эсминцами V- и W-класса Vanoc и Walker , а также корветами класса Flower Pimpernel , Godetia и Saxifrage. [16]

- Группа сопровождения C-1: канадский эсминец класса River Assiniboine и эсминец класса Town St. Croix с корветами класса Flower Buctouche , Chambly , Dianthus и Nasturtium. [16]
- Группа сопровождения C-2: канадский эсминец класса River St. Laurent с эсминцем класса Town Broadway и корветами класса Flower Brandon , Drumheller , Morden и Polyanthus. [16]
- Группа сопровождения C-3: канадские эсминцы класса River Saguenay и Skeena с корветами класса Flower Wetaskiwin , Sackville , Galt и Camrose. [16]
- Группа сопровождения C-4: канадские эсминцы класса «Ривер» «Оттава» и «Рестигуш» с эсминцами класса «Таун » «Сент-Фрэнсис» и корветами класса «Флауэр» Летбридж , Прескотт , Очанка и Арвида. [16]
Нехватка эсминцев
[ редактировать ]

Корветы обладали достаточной выносливостью для задач MOEF, но экономия топлива эсминцев была плохой при тех скоростях, на которых двигались конвои. Лидерами группы сопровождения были современные эсминцы с достаточной выносливостью, но из старых эсминцев, выделенных для сопровождения торговых конвоев, только подгруппа эсминцев типа «Клемсон» оказалась подходящей для задач МЭФ. [17] Эсминцы класса Wickes были полезны для канадского WLEF и американского шаттла «Исландия»; но ему не хватило выдержки, чтобы оставаться с торговым конвоем на всем расстоянии, пройденном группами сопровождения МЭФ. Адмиралтейство переоборудовало некоторые эсминцы классов V и W в эскорты дальнего действия , удалив носовой котел и использовав пространство для дополнительных топливных баков. [18]
Девятнадцать современных американских эсминцев покинули Атлантику, чтобы сопровождать линкоры «Нью-Мексико» , «Миссисипи» , «Айдахо» и «Северная Каролина» , а также авианосцы «Йорктаун» , «Оса » и «Хорнет» . в Тихий океан [19] Остальные американские эсминцы были переведены из заданий МЭФ в конвои с войсками и в ответ на подводной лодки . второе счастливое время у восточного побережья Америки [20] Группы сопровождения А-1 и А-2 были расформированы, когда их современные американские лидеры-эсминцы были направлены в другое место. Группы сопровождения A-4 и A-5 были переименованы в B6 и B7 соответственно, когда Королевский флот назначил эсминцы F-класса Fame и Firedrake . лидерами [21] Группа сопровождения B5 была переведена в состав карибских торговых конвоев в марте 1942 года. [16] Начиная с апреля, следующие одиннадцать групп сопровождали конвои HX, конвои SC и конвои ON зимой 1942–43:
Группа сопровождения А-3
[ редактировать ]
- Конвой HX 185 сопровождался без потерь. [22]
«Гливс Эсминец типа » покинул группу сопровождения после того, как конвой ON 92 потерял семь кораблей. [23] Катера класса «Казначейство» USCG «Спенсер и Кэмпбелл» взяли на себя обязанности руководителя эскорта. Корветы класса Flower Mayflower и Trillium заменили корветы класса Flower Chilliwack , Shediac и Algoma . [24]
- Конвой HX 190 сопровождался без потерь. [22]
- Конвой ON 102 потерял один корабль, торпедированный U-124 . [25]
- Конвои HX 196 и ON 114 прошли без потерь. [26]
- Конвой SC 95 потерял один корабль, торпедированный U-705 . [27]
- Конвой ПО 125 был сопровожден без потерь. [28] корвет класса «Цветок» Rosthern . К группе присоединился [24]
- Конвой SC 100 потерял три корабля, торпедированные U-596 , U-617 и U-432 . [29]
- Конвои ON 135 и HX 212 были сопровождены без потерь. [26]
Корвет класса Flower Dianthus заменил корветы класса Flower Mayflower и Bittersweet . [24]
- Конвой ON 145 потерял один корабль, торпедированный U-518 . [30]
класса «Цветок» «Дофин» . В группу вошел корвет [24]
- Конвои SC 111, ON 156 и HX 223 сопровождались без потерь. [31]
- Конвой ON 166 потерял одиннадцать кораблей. [28]
- Конвой SC 121 потерял семь кораблей. [32]
- Конвой ПО 175 был сопровожден без потерь. [28]
- Конвой HX 233 потерял один корабль, торпедированный U-628 . [33]
Затем группа сопровождения была переименована в C-5 под канадским командованием после того, как катера класса Treasury USCG были переназначены для переоборудования во флагманы десантных сил. [34]
Группа сопровождения Б-1
[ редактировать ]корветы класса «Цветок» «Бораго» , «Таволга» и «Уоллфлауэр» К группе присоединились ; а на смену Venomous пришел дальнобойный эскорт W-класса Watchman . [35] Конвои HX 187, ON 96, HX 193, ON 108, SC 92, ON 119, HX 201, ON 124, HX 206, ON 134, SC 105, HX 215, ON 151, SC 114, ON 162, SC 119, ON 171 и HX 230 сопровождались без потерь. [31] Конвой ОН 178 потерял три корабля, торпедированные U-415 и U-191 . [36]
Группа сопровождения Б-2
[ редактировать ]
корветы класса «Цветок» «Колокольчик» , «Хезер» и «Миньонетт» К группе присоединились ; а маломощные эсминцы Leamington и Veteran были заменены дальнобойными эскортами V и W-класса Vanessa и Whitehall . [35] Конвои SC 81, ON 97, SC 86, ON 107, HX 198, ON 118, HX 203, ON 128, HX 208, ON 138, HX 213, ON 148, HX 219 и ON 159 прошли без потерь. [31] Конвой SC 118 потерял восемь кораблей. [32] Конвои ON 170, SC 123 и ONS 4 прошли без потерь. [37]
Группа сопровождения Б-3
[ редактировать ]На смену маловодным эсминцам «Джорджтаун» и «Бульдог» пришли эсминцы Е-класса «Эскапад » и польские эсминцы «Бурза» и «Гарланд» . [35] Корвет класса Flower Orchis заменил Heartsease четыре корвета с экипажами Свободной Франции ( Aconit , Lobelia , Renoncule и Roselys ). , и в эту группу были отнесены [35] Конвои HX 188, ON 98, HX 194, ON 110, SC 93, ON 121, HX 202, ON 126, HX 207, ON 136, SC 106, ON 146, HX 218, ON 157 и SC 117 сопровождались без потерь. [31] Конвой ON 167 потерял два корабля. [28] Конвой HX 228 потерял четыре корабля, торпедированные U-221 , U-757 и U-444 . [38] U-444 была протаранена командиром группы «Харвестером» . [38] Затем «Харвестер» был торпедирован U-432 . [38] Затем U-432 была потоплена компанией Aconit . [38] Лидер группы Торникрофта Кеппел был назначен на замену лидеру группы. [36] Конвой ПО 174 был сопровожден без потерь. [39] Конвой HX 232 потерял три корабля, торпедированные U-563 и U-168 . [36]
Группа сопровождения Б-4
[ редактировать ]корветы класса «Цветок» «Абелия» , «Клевер» и «Снежинка» К группе присоединились ; а маломощный эсминец «Роксборо» был заменен эсминцем типа «Таун» «Беверли» . [35] Конвои SC 82, ON 99, SC 87, ON 109, HX 199, ON 120, HX 204 и ON 130 прошли без потерь. [31] Конвой HX 209 потерял один корабль, торпедированный U-254 . [40] Конвои ON 140, HX 214, ON 150, HX 220, ON 161 и ON 169 прошли без потерь. [26] Конвой HX 229 потерял двенадцать кораблей. [28] Конвой ON 176 потерял один корабль, а Беверли был торпедирован U-188 . [41] Конвой HX 234 потерял один корабль, торпедированный U-306 . [36]
Группа сопровождения Б-6
[ редактировать ]К корветам класса «Цветок» с экипажем Королевского военно-морского флота Норвегии «Анденес» , «Эглантин» , «Роза» , «Патентилла» и «Монбретия» из группы сопровождения А4, а также новому флагманскому эсминцу F-класса « Слава» присоединились «Виконт» V-класса (который был реконструирован как эскорт дальнего действия), эсминец класса Town Ramsey и британские корветы Kingcup и Vervain класса Flower . [35] Конвои SC 83, ON 101, SC 88, ON 111 и HX 200 прошли без потерь. [31] Конвой ON 122 потерял четыре корабля, торпедированные U-605 , U-176 и U-438 . [27] Конвои HX 205 и ON 132 сопровождались без потерь. [26] Конвой SC 104 потерял семь кораблей. [32] Конвой ON 144 потерял пять кораблей, торпедированных U-264 , U-184 и U-624 . [42] Монтбреция была торпедирована U-262 . [42] Конвой HX 217 потерял два корабля, торпедированные U-524 и U-553 . [43] Конвои ON 155, SC 116, ON 165, HX 227, ONS 1 и SC 125 прошли без потерь. [44]
Группа сопровождения Б-7
[ редактировать ]
К корвету класса «Цветок» Loosestrife из группы сопровождения А-5 и новому флагманскому эсминцу F-класса « Файердрейк» присоединились эсминцы класса «Таун» «Честерфилд» и «Рипли» , а также корветы класса «Цветок» «Алисма» , «Кореопсис » , « Жонквил » , «Пинк» и «Подсолнух» . [35] Конвои HX 186, ON 94, HX 192, ON 106, SC 91, ON 117, SC 103, ON 142 и HX 216 прошли без потерь. [31] Конвой НА 153 потерял три корабля, торпедированные U-610 , U-356 и U-621 . [45] 17 декабря 1942 года HMS Firedrake был торпедирован U-211 и затонул. [45] HMS Эсминец класса D Duncan был назначен командиром запасной группы; [46] новый фрегат класса «Ривер» «Тай» . и к группе присоединился [47] Конвои SC 115, ON 164, SC 120 и ON 173 прошли без потерь. [48] Конвой HX 231 потерял три корабля, торпедированные U-635 , U-630 и U-706 . [49] Конвой ONS 5 потерял одиннадцать кораблей. [50]
Группа сопровождения С-1
[ редактировать ]На смену корвету Buctouche пришли корветы класса Flower Battleford , Chilliwack , Orillia и Primrose . [51] Конвой HX 189 сопровождался без потерь. [22] Конвой ON 100 потерял три корабля, торпедированные U-94 и U-124 . [25] Конвои HX 195 и ON 112 сопровождались без потерь. [26] Конвой SC 94 потерял десять кораблей. [32] Лидер группы Assiniboine и корветы класса Flower Dianthus , Nasturtium и Primrose были заменены эсминцами St. Laurent и корветами класса Flower Eyebright , Napanee , Kenogami и Shediac . [51] Конвои ON 123, SC 99, ON 133, HX 211, ON 143 и SC 110 прошли без потерь. [31] Корветы класса «Цветок» Orillia , Chambly и Eyebright вышли из группы. [52] Конвой ON 154 потерял тринадцать кораблей. [28] Конвой HX 222 потерял один корабль, торпедированный U-268 . [53] Корвет класса «Цветок» «Чилливак» был заменен новым фрегатом «Итчен» класса «Ривер» . [52] Конвои ONS 2 и SC 127 сопровождались без потерь. [54]
Группа сопровождения С-2
[ редактировать ]
Конвои SC 84, ON 103 и SC 89 прошли без потерь. [55] Эсминец «Бернем» заменил эсминец «Сен-Лоран» ; корвет класса «Цветок» «Дофин» . и к группе присоединился [56] Конвой ON 113 потерял три корабля, торпедированные U-552 , U-607 и U-132, а эсминец класса Town St. Croix потопил U-90 . [57] Конвои HX 201 и ON 119 сопровождались без потерь. [26] Конвой SC 97 потерял два корабля, торпедированных U-609 , а Морден потопил U-756 . [58] Конвои ON 129 и SC 102 сопровождались без потерь. [55] Эсминец «Шервуд» заменил эсминец «Бернем» ; а корветы класса Flower Pictou и Primrose заменили корветы класса Flower Dauphin и Brandon . [56] Конвой ON 139 потерял два корабля, торпедированных U-443 . [53] корвет класса «Цветок» «Ориллия» . К группе присоединился [56] Конвои SC 108, ON 149 и SC 113 прошли без потерь. [55] фрегаты класса «Нью-Ривер» «Лаган» и «Уэйвни» . К группе присоединились [56] Конвои ON 160, HX 225 и ON 179 прошли без потерь. [26]
Группа сопровождения С-3
[ редактировать ]Конвои ON 93, HX 191, ON 104 и SC 90 прошли без потерь. [31] Корвет класса Flower Camrose был заменен корветом Agassiz . [59] Конвой ON 115 потерял два корабля, торпедированные U-552 и U-553, а «Скина» корвет класса и «Ветаскивин» потопил U-588 . [60] Конвои HX 202, ON 121, SC 98, ON 131, HX 210 и ON 141 прошли без потерь. [31] Конвой SC 109 потерял один корабль, торпедированный U-43 , а Сагеней был непоправимо поврежден, когда глубинные бомбы оторвались от его кормы после столкновения. [30] Эсминец городского класса Burnham заменил Saguenay . Корветы класса Flower Wetaskiwin , Sackville , Galt и Agassiz были заменены корветами Bittersweet , Eyebright , La Malbaie и Mayflower . новый фрегат класса «Ривер» «Джед» . К группе присоединился [59] Конвои ON 152, HX 221, ON 163, HX 226, ON 172, SC 124 и ON 180 прошли без потерь. [61]
Группа сопровождения С-4
[ редактировать ]Конвои ON 95, SC 85, ON 105, HX 197, ON 116 и SC 96 прошли без потерь. [31] Эсминец «Сент-Фрэнсис» был заменен эсминцем типа «Таун» «Сент-Круа» , а корветы класса «Флауэр» «Летбридж» , «Прескотт» и «Очанка» были заменены корветами «Амхерст» , «Чиландин» и «Шербрук» . [62] Конвой ON 127 потерял шесть кораблей; [28] а «Оттава» была торпедирована U-91 . [63] Конвои SC 101 и ON 137 сопровождались без потерь. [55] Конвой SC 107 потерял пятнадцать кораблей. [32] Эсминец St. Croix был заменен эсминцем типа Town Churchill , а корвет класса Flower Arvida заменен корветами Brandon и Collingwood . [62] Конвои ОН 147, СК 112 и ОН 158 прошли без потерь. [55] Конвой HX 224 потерял два корабля, торпедированных U-456 . [64] Конвои ON 177 и HX 235 были сопровождены без потерь. [65]
Весна 1943 года.
[ редактировать ]
Группа сопровождения B-5 вернулась в МЭФ с эсминцем класса H Havelock , корветами класса Flower Pimpernel , Godetia , Saxifrage , Buttercup и Lavender, а также с новым фрегатом класса River Swale , заменившим старые эсминцы. [66] Конвой ПО 168 был сопровожден без потерь. [39] Конвой SC 122 потерял восемь кораблей. [32] Конвой SC 126 сопровождался без потерь. [32]
Фрегаты класса «Река» дали МЭФ два существенных преимущества. Их численность дала старшим эскортам время переоборудоваться современными датчиками, такими как 10-сантиметровый радар , и современным противолодочным оружием, таким как проектор Hedgehog . Эсминцы, замененные новыми фрегатами, были сформированы в мобильные группы поддержки, способные быстро перемещаться к атакуемым конвоям. [67] В 1943 году стали доступны новые авианосцы сопровождения для увеличения возможностей наблюдения групп поддержки. [68] Когда зимняя погода прояснилась, новые патрульные бомбардировщики Very Long Range Consolidated B-24 Liberator расширили наблюдение до середины Атлантического океана. [69]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гаага (2000) с. 23
- ^ ван дер Ват (1988), с. 187
- ^ ван дер Ват (1988), с. 205
- ^ Морисон (1975) с. 86
- ^ Морисон (1975) с. 90
- ^ ван дер Ват (1988), с. 208
- ^ ван дер Ват (1988), с. 209
- ^ Морисон (1975) с. 93
- ^ Морисон (1975) с. 94
- ^ Блэр (1996) с. 448
- ^ Блэр (1996), стр. 457–9.
- ^ Милнер (1985) с. 109
- ^ Миддлбрук (1975) с. 40
- ^ Блэр (1998) с. 25
- ^ ван дер Ват (1988), с. 262
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Ровер и Хуммельхен (1992), с. 124
- ^ Милнер (1985) с. 98
- ^ Лентон и Колледж (1968), с. 79
- ^ Блэр (1996), стр. 750–1.
- ^ Блэр (1996) с. 460
- ^ Милнер (1985) с. 99
- ^ Перейти обратно: а б с Гаага (2000), с. 128
- ^ Милнер (1985), стр. 109, 113–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д Милнер (1985), стр. 290–1.
- ^ Перейти обратно: а б Ровер и Хуммельхен (1992), с. 139
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гаага (2000), стр. 128, 158.
- ^ Перейти обратно: а б Ровер и Хуммельхен (1992), с. 157
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гаага (2000), с. 158
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 162
- ^ Перейти обратно: а б Ровер и Хуммельхен (1992), с. 167
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гаага (2000), стр. 128, 135 и 158.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гаага (2000), с. 135
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 207
- ^ Сильверстоун (1968) с. 373
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ровер и Хуммельхен (1992), с. 227
- ^ Перейти обратно: а б с д Ровер и Хуммельхен (1992), с. 206
- ^ Гаага (2000), стр. 135, 159 и 163.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ровер и Хуммельхен (1992), с. 198
- ^ Перейти обратно: а б Гаага (2000), с. 159
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 166
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 205
- ^ Перейти обратно: а б Ровер и Хуммельхен (1992), с. 177
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 180
- ^ Гаага (2000), стр. 128, 135, 158 и 163.
- ^ Перейти обратно: а б Ровер и Хуммельхен (1992), с. 182
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 212
- ^ Ганнон (1989), стр. 118–9.
- ^ Гаага (2000), стр. 135 и 158–9.
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 204
- ^ Гаага (2000) с. 163
- ^ Перейти обратно: а б Милнер (1985) с. 285
- ^ Перейти обратно: а б Милнер (1985) с. 287
- ^ Перейти обратно: а б Ровер и Хуммельхен (1992), с. 188
- ^ Гаага (2000), стр. 135 и 163.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гаага (2000), стр. 135 и 158.
- ^ Перейти обратно: а б с д Милнер (1985), стр. 287–8.
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 150
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 160
- ^ Перейти обратно: а б Милнер (1985), стр. 288–9.
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 152
- ^ Гаага (2000), стр. 128, 135 и 158–9.
- ^ Перейти обратно: а б Милнер (1985), стр. 289–90.
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 161
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), с. 190
- ^ Гаага (2000), стр. 128 и 159.
- ^ Приложение Миддлбрука, 1976 г.
- ^ Греттон (1974), стр. 173–4
- ^ Ганнон (1989) с. 365
- ^ Миддлбрук (1976) с. 53
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Случайный дом. ISBN 0-394-58839-8 .
- Ганнон, Майкл (1989). Черный май . Харпер Коллинз. ISBN 0-06-017819-1 – через Archive Foundation.
- Греттон, Питер (1974). Кризисный конвой . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-925-1 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-019-3 .
- Лентон, Х.Т. и Колледж, Дж.Дж. (1968). Британские военные корабли и корабли Доминиона времен Второй мировой войны . Даблдэй и компания.
- Миддлбрук, Мартин (1976). Конвой . Уильям Морроу и компания.
- Милнер, Марк (1985). Североатлантический забег . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-450-0 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1975). История военно-морских операций США во Второй мировой войне: битва за Атлантику 1939–1943 гг . Том. Я. Литтл, Браун и компания.
- Ровер Дж. и Хаммельхен Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Сильверстоун, Пол Х. (1968). Военные корабли США Второй мировой войны . Даблдэй и компания.
- Ват, Дэн ван дер (1988). Атлантическая кампания . Харпер и Роу. ISBN 0-06-015967-7 – через Archive Foundation.