Конвой СК 48
Конвой | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Адмирал Карл Дёниц |
Связь: Его Величество Сандерс ЗП: лейтенант С.В. Дэвис : Капитан Л. Тебо :Командир Дж. Бейкер-Крессвелл | ||||||
Сила | |||||||
Горелка для убийств 8 подводных лодок |
52 корабля 18 сопровождающих | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
никто не проиграл 1 подводная лодка повреждена |
9 торговых судов потоплены 2 военных корабля потоплены 1 военный корабль поврежден |
SC 48 — североатлантический конвой серии SC, участвовавший во время битвы за Атлантику во Второй мировой войне .
Он был примечателен тем, что стал поводом для с Кирни инцидента , который приблизил Соединенные Штаты на шаг к войне с Германией .
Прелюдия
[ редактировать ]SC 48 представлял собой конвой из 52 кораблей, направлявшийся на восток с военными материалами и отплывший из Сиднея, Кейп-Бретон , 5 октября 1941 года в Ливерпуль . Он находился под командованием коммодора Его Величества Сандерса на MV Castalia .
Его сопровождала канадская группа сопровождения, состоящая из класса Town эсминца HMCS Columbia (лейтенант-командир С.В. Дэвис в качестве старшего офицера эскорта) и семи класса Flower корветов ; HMCS Wetaskiwin , HMCS Rosthern , HMCS Baddeck , HMCS Camrose , HMCS Shediac , HMS Gladiolus и » ВМС Свободной Франции « Мимоза .
9 октября группа Мордбреннера была сформирована в районе к югу от Исландии недалеко от точки встречи Срединного океана . Это был момент, когда на этом этапе атлантической кампании североатлантические конвои были переброшены между океанскими и западными подходами. Первоначально группа состояла из четырех лодок: Ю-109 , Ю-208 , Ю-374 и Ю-573 . На следующий день U-502 , U-553 и U-568 к группе также было приказано присоединиться . Кроме того, в качестве подкрепления были отправлены следующие лодки из Франции: U-73 , U-77 , U-101 , U-432 , U-558 и U-751 . [ 1 ]
Разведка союзников узнала о присутствии Мордбреннера и начала отвлекать конвои, находившиеся тогда в море, но потеря разведки Ультра 12/13 октября оставила SC 48 в неведении; а в ночь с 14 на 15 октября ее заметила U-553 (K/L Karl Thurmann ).
В этот момент в SC 48 был некоторый беспорядок; 11 ее кораблей, в том числе «Касталия» , в ночь с 9 на 10 октября отставали из-за плохой погоды. «Колумбия» и два корвета, «Камроуз» и «Ростерн» , были отправлены на их поиски. Третий корвет, «Шедиак», также был отделен штормом и потерял радиосвязь. 14 октября эскорт SC 48 состоял всего из четырех корветов; Ветаскивин (исполняющий обязанности ГП), Баддек , Гладиолус и Мимоза . [ 2 ] [ 3 ]
Действие
[ редактировать ]15 октября 1941 г.
[ редактировать ]Рано утром 15 октября Турманн с U-553 сообщил о своем контакте командованию подводных лодок ( BdU ), и ему было приказано вести слежку, в то время как другие подводные лодки собирались для атаки. Однако Турманн решил атаковать той ночью, и ему удалось потопить два корабля: Silvercedar , потерявший 21 экипаж, и Ila , большая часть экипажа которого была спасена. U-553 была замечена «Сильверхельмом» , следующим кораблем в колонне, который попытался протаранить, но потерпел неудачу; U-553 также была замечена У. К. Тигл , но она не смогла навести пистолет на цель, прежде чем U-553 скрылась.
15 октября «Энигма» была вновь захвачена, и командование западных подходов осознало, что готовится крупная атака; несколько эскортов из близлежащих конвоев были перенаправлены для усиления SC 48. Сначала отряд американских эсминцев ( DesRon 13), выделенных из ON 24; два эсминца Королевского флота ( HMS Highlander и HMS Broadwater ) из состава TC 14; два корвета Королевского флота ( HMS Abelia и HMS Veronica ) из состава ON 25; и корвет RCN ( HMCS Pictou ) из Исландии.
Позже, 15 октября, «Колумбия» воссоединилась, а к U-553 присоединились еще две лодки; Ю-558 и Ю-568 . Пока U-553 продолжала следовать за тенью, ее заметила Колумбия , которая напала на нее, отогнав, но без каких-либо повреждений; U-553 выпустила торпеду по «Колумбии» , но промахнулась. Днем к нему присоединилась U-558 , встретившая корабль «Остров Ванкувер», идущий самостоятельно; она затонула с потерей всех 73 членов экипажа и 32 пассажиров. Перед наступлением темноты прибыла и U-568 , и три лодки приготовились к атаке.
С наступлением темноты в ночь с 15 на 16 октября подводные лодки снова атаковали. U-568 атаковала и потопила Empire Heron , Gladiolus контратаковала, а U-568 была отброшена. Затем Гладиолус отделился, чтобы забрать выживших, но так и не присоединился к конвою; она погибла со всеми руками и, как сообщается, была потоплена U-568 17-го числа, но, скорее всего, гораздо раньше. [ 4 ]
16 октября 1941 г.
[ редактировать ]После полуночи 15/16 октября SC 48 совершил экстренный поворот влево, а перед рассветом — на правый борт, пытаясь уйти от преследования. Поначалу это было успешно, но во второй половине дня 16 октября стая восстановила контакт и снова сомкнулась.
Также во второй половине дня 16 октября прибыло первое подкрепление в виде DesRon 13. В его состав входили эсминцы USS Decatur , USS Kearny и USS Livermore под командованием USS Plunkett (капитан Л. Тебо). Позже к ним присоединился пятый эсминец Тебо, USS Greer , в сопровождении HMCS Pictou . В качестве старшего офицера Тебо принял на себя командование эскортом. Несмотря на то, что у него был старшинство, у Тебо было мало опыта в работе по сопровождению, и был допущен ряд ошибок, позволивших подводным лодкам провести успешную атаку той ночью.
В ночь с 16 на 17 октября стая атаковала, приближаясь при небольшом вмешательстве со стороны эскорта. U-553 потопила Bold Venture около 8 часов вечера. U-558 потопила WC Teagle примерно через час. Эрвикен подверглась нападению и затонула, когда остановилась, чтобы подобрать выживших, а Рим также затонула, когда она замедлилась, чтобы сделать то же самое. U-432 потопила Эврос и Барфонн незадолго до полуночи.
Сразу после полуночи военный корабль США «Кирни» остановился, чтобы избежать столкновения с корветом, и был торпедирован U-568 . Кирни получил серьезные повреждения: 11 убитых и 22 раненых, но был спасен усилиями экипажа. Ее отправили в Исландию в сопровождении Декейтера и Грира .
Рано утром 17 октября прибыли новые военные корабли: HMS Highlander и Broadwater из TC 14, а также HMS Abelia и Veronica из ON 25. Благодаря этому подкреплению дальнейшие атаки были отражены.
только U-73, U-77, U-101 и U-751 . На связи с конвоем остаются [ 5 ]
17 октября 1941 г.
[ редактировать ]На рассвете 17 октября к конвою присоединился эскорт западных подходов . Это была группа EG 3 (командир Дж. Бейкер-Крессвелл в качестве ЗОЕ), в состав которой входили четыре эсминца ( HMS Bulldog , HMS Amazon , HMS Richmond и HMS Georgetown ) и один корвет ( HMS Heartsease ), два траулера и спасательный корабль. В этот момент группа RCN ушла, так как у нее закончилось топливо; также ДесРон 13 отправился вслед за Кирни в Исландию.
Стая все еще была на связи, но все дальнейшие атаки были сорваны эскортом. Вероника предприняла решительную атаку на контакт и заявила об убийстве, но потеря подводной лодки не подтверждена. U - Летающее прикрытие «Каталины» также бомбило 558 , которая была повреждена, но продолжала слежку, пока атака не была отменена.
18 октября 1941 г.
[ редактировать ]В ночь с 17 на 18 октября стая попыталась еще раз; все атаки были отражены, но U-101 обстреляла Бродуотер , нанеся ей смертельные повреждения; она оставалась на плаву еще 12 часов, но ее пришлось бросить и затопить.
18 октября BdU приказал прекратить атаку. Мордбреннер , так и не сформировавшийся полностью, был распущен, а оставшиеся лодки отправлены на запад для формирования новой линии патрулирования у берегов Канады . Остальные катера были переброшены на восток, чтобы сформировать новую патрульную линию Рейссвольф , к юго-востоку от Гренландии .
22 октября 1941 г.
[ редактировать ]SC 48 продолжил путь без дальнейших потерь: 31 корабль прибыл в Ливерпуль 22 октября 1941 года. 11 отставших кораблей, которые были разделены во время шторма 10 октября, были собраны Камроузом и Ростерном . Возглавляемая коммодором Сандерсом в Касталии и имея всего два корвета в качестве эскорта, эта группа смогла совершить переправу без помех и прибыла в Британию через 10 дней после основных сил. [ 2 ] [ 3 ]
Заключение
[ редактировать ]Это, несомненно, была победа подводных лодок ; SC 48 потерял девять кораблей водоизмещением 51 093 тонны, а эскорт потерял два корабля, потопленных или поврежденных; ни одна подводная лодка не погибла. Некоторые потери перед лицом больших и мощных сил сопровождения можно объяснить неопытностью капитана Тебо в сопровождении конвоев. Этот и другие случаи привели к практике возложения на командира группы сопровождения колонны ответственности за ее оборону, независимо от старшинства; серьезный разрыв с традицией. Нападение на Кирни и гибель американцев были расценены как оскорбление Соединенным Штатам и стали еще одним шагом к их изоляции во Второй мировой войне. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ]
Таблицы
[ редактировать ]Корабли союзников потоплены
[ редактировать ]Дата | Имя | Национальность | Потери | Тоннаж | Потоплен... |
---|---|---|---|---|---|
14/15 октября 1941 г. | Сильверкедар | ![]() |
20 | 4,354 | Ю-553 |
14/15 октября 1941 г. | Кроме | ![]() |
14 | 1,583 | Ю-553 |
15/16 октября 1941 г. | Империя Цапля | ![]() |
42 | 6,023 | Ю-568 |
16/17 октября 1941 г. | Смелое предприятие | ![]() |
17 | 3,222 | Ю-553 |
16/17 октября 1941 г. | туалет Тигл | ![]() |
48 | 9,552 | Ю-558 |
16/17 октября 1941 г. | Эрвикен | ![]() |
28 | 6,595 | Ю-558 |
16/17 октября 1941 г. | Сила | ![]() |
0 | 1,369 | Ю-558 |
16/17 октября 1941 г. | евро | ![]() |
30 | 5,283 | Ю-432 |
16/17 октября 1941 г. | Барфонн | ![]() |
14 | 9,739 | Ю-432 |
Боевые корабли союзников попали
[ редактировать ]Дата | Имя | Национальность | Потери | Тип | Судьба | Ударил... |
---|---|---|---|---|---|---|
16/17 октября 1941 г. | Гладиолус | ![]() |
89 | класса «Цветок» Корвет | затонул | Ю-558 |
16/17 октября 1941 г. | Кирни | ![]() |
11 | Бенсон - Ливермор класса эсминец | поврежден | Ю-568 |
17/18 октября 1941 г. | Бродуотер | ![]() |
56 | городского типа Эсминец | затонул | У-101 |
Подводные лодки попали
[ редактировать ]Дата | Число | Тип | Капитан | Потери | Судьба | ударил... |
---|---|---|---|---|---|---|
18 октября 1941 г. | Ю-558 | VIIC | Слизняк | 0 | Поврежденный | Каталина Летающая лодка |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ровер, стр. 90–91.
- ^ Перейти обратно: а б с Блэр, стр. 368–370.
- ^ Перейти обратно: а б с Эдвардс, стр. 51–58.
- ^ Эдвардс стр.55
- ^ Ровер, стр.91
- ^ Роскилл стр.372
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война [Том 1]: Охотники 1939–1942 гг . Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Эдвардс, Бернард (1996). Дёниц и волчьи стаи . ISBN 0-304-35203-9 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . ISBN 1-86176-147-3 .
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Роскилл, Стивен (1954). Война на море 1939–1945 гг . Том I.