Немецкая подводная лодка U-502
![]() U-505 — типичная лодка типа IXC.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | У-502 |
Заказал | 25 сентября 1939 г. |
Строитель | Немецкая верфь , Гамбург |
Номер двора | 292 |
Заложен | 2 апреля 1940 г. |
Запущен | 18 февраля 1941 г. |
Введен в эксплуатацию | 31 мая 1941 г. |
Судьба | Потоплен 6 июля 1942 г. [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | типа IXC Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Высота | 9,60 м (31 фут 6 дюймов) |
Черновик | 4,70 м (15 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 230 м (750 футов) |
Дополнить | 4 офицера, 44 рядовых |
Вооружение |
|
Послужной список [ 2 ] [ 3 ] | |
Часть: |
|
Идентификационные коды: | М 40 307 |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: |
Немецкая подводная лодка -502 — типа IXC подводная лодка нацистской Германии Кригсмарине U во время Второй мировой войны . Подводная лодка была заложена 2 апреля 1940 года на верфи Deutsche Werft в Гамбурге под заводским номером 292, спущена на воду 18 февраля 1941 года и вступила в строй 31 мая под командованием капитанлейтенанта Юргена фон Розенштиля .
Свою службу она начала во время обучения во 2-й флотилии подводных лодок с 31 мая по 1 сентября 1941 года, а затем перешла к боевым действиям также во 2-й флотилии. U-502 потопила четырнадцать кораблей союзников в период с сентября 1941 по июль 1942 года, прежде чем она была потоплена британским самолетом в Бискайском заливе 6 июля 1942 года.
Дизайн
[ редактировать ]Немецкие подводные лодки типа IXC были немного крупнее оригинальных подводных лодок типа IXB . U-502 имела водоизмещение 1120 тонн (1100 длинных тонн) в надводном положении и 1232 тонны (1213 длинных тонн) в подводном положении. [ 4 ] Подводная лодка имела общую длину 76,76 м (251 фут 10 дюймов), длину прочного корпуса 58,75 м (192 фута 9 дюймов), ширину 6,76 м (22 фута 2 дюйма), высоту 9,60 м ( 31 фут 6 дюймов) и осадка 4,70 м (15 футов 5 дюймов). Подводная лодка была оснащена двумя MAN M 9 V 40/46 с наддувом четырехтактными девятицилиндровыми дизельными двигателями общей мощностью 4400 лошадиных сил (3240 кВт; 4340 л.с.) для использования в надводном положении, двумя двигателями Siemens-Schuckert 2 GU 345/. 34 электродвигателя двойного действия общей мощностью на валу 1000 лошадиных сил (1010 л.с., 750 кВт) для использования под водой. длиной 1,92 м (6 футов) У нее было два вала и два гребных винта . Лодка была способна работать на глубине до 230 метров (750 футов). [ 4 ]
Подводная лодка имела максимальную скорость надводного положения 18,3 узла (33,9 км/ч; 21,1 мили в час) и максимальную скорость под водой 7,3 узла (13,5 км/ч; 8,4 мили в час). [ 4 ] В подводном положении лодка могла двигаться на протяжении 63 морских миль (117 км; 72 мили) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час); при всплытии он мог преодолеть 13 450 морских миль (24 910 км; 15 480 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). U-502 была оснащена шестью торпедными аппаратами диаметром 53,3 см (21 дюйм) (четыре в носовой части и два в корме), 22 торпедами , одной корабельной пушкой SK C/32 калибра 10,5 см (4,13 дюйма) , боезапасом 180 снарядов и 3,7 см (1,5 дюйма) SK C/30 , а также 2 см (0,79 дюйма) С/30 Зенитная пушка . На лодке было . сорок восемь человек [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Первый патруль
[ редактировать ]U-502 покинула Киль 29 сентября 1941 года и отправилась в центр Атлантики. [ 5 ] 7 октября к югу от Исландии он торпедировал британский корабль Svend Foyn водоизмещением 14 795 брт , отставший от конвоя HX 152, следовавшего из Нью-Йорка в Ливерпуль, перевозившего мазут в качестве палубного груза , самолеты и танки. Бывший корабль-китобойня был поврежден, но сумел спастись, и с помощью класса «Цветок» корвета HMS Sunflower достиг Рейкьявика 11 октября. [ 6 ] U-502 прибыла в Лорьян в оккупированной Франции 9 ноября. [ 3 ]
Второй патруль
[ редактировать ]U-502 вышла из Лорьяна 18 декабря 1941 года, но прервала патрулирование, едва покинув Бискайский залив, и 22 числа вернулась на свою французскую базу. [ 7 ]
Третий патруль
[ редактировать ]Следующее патрулирование U-502 началось 19 января 1942 года. Она направилась в воды Карибского моря к северу от Венесуэлы, чтобы атаковать жизненно важную торговлю нефтью . [ 8 ]
Утром 16 февраля у Венесуэльского залива он торпедировал и потопил три танкера за столько же часов; британский Tia Juana 2395 GRT , [ 9 ] венесуэльский водоизмещением 2650 GRT Monagas , [ 10 ] а затем британский San Nicolas GRT 2391 . [ 11 ]
U-502 снова нанесла удар 22 февраля возле Арубы , потопив американский 9033 GRT . танкер водоизмещением ночью торпедами [ 12 ] затем тем утром панамская водоизмещением 8329 GRT Thalia с торпедами и артиллерийским обстрелом. [ 13 ] В тот же день она серьезно повредила американский 9002 GRT Sun единственной торпедой. Экипаж сначала покинул корабль, но позже снова поднялся на борт и сумел доставить его на Арубу для ремонта. [ 14 ] Подводная лодка вернулась в Лорьян 16 марта после 57 дней в море. [ 3 ]
Четвертый патруль
[ редактировать ]Ее четвертый и последний патруль был для нее самым продуктивным. Отправившись из Лорьяна 22 апреля 1942 года, он возобновил свои хищничества в Карибском море . [ 15 ]
Ее первый успех пришел 11 мая к северо-востоку от Виргинских островов британский грузовой корабль водоизмещением 4963 брт « Мыс Доброй Надежды » без сопровождения. , где она потопила торпедами и артиллерийским огнем [ 16 ]
несопровождаемое и нейтральное бразильское торговое судно водоизмещением 4996 брт Gonçalves Dias она по ошибке потопила двумя торпедами примерно в 100 милях к югу от Сьюдад-Трухильо 24 мая . Корабль был идентифицирован как бразильский только после нападения, когда были допрошены выжившие. [ 17 ] 28 мая, примерно в 150 милях к югу от пролива Мона , он потопил без сопровождения американский водоизмещением 6759 брт типа C1 корабль Alcoa Pilgrim , перевозивший груз бокситовой руды. [ 18 ] а 3 июня, примерно в 150 милях к северо-западу от Тринидада , она торпедировала несопровождаемый американский танкер водоизмещением 6940 тонн MF Elliott . Попадая ниже ватерлинии, корабль затонул в течение шести минут. [ 19 ]
U-502 атаковала конвой ТО-5, следовавший из Тринидада на Кюрасао , 9 июня примерно в 35 милях к северо-востоку от мыса Бланко, Венесуэла, потопив бельгийское торговое судно водоизмещением 5085 брт Bruxelles . [ 20 ] и повредил американский танкер водоизмещением 6589 брт « Франклин К. Лейн» до такой степени, что он был брошен и позже потоплен артиллерийским огнем с корабля HMS Churchill . [ 21 ]
15 июня U-502 нанесла еще один удар и за один день потопила три корабля. Первым, в 01:00, было несопровождаемое американское торговое судно водоизмещением 8001 GRT Scottsburg , пораженное двумя торпедами примерно в 90 милях к западу от Гренады . [ 22 ] В 04:10, примерно в 100 милях к северо-западу от Тринидада , он потопил без сопровождения панамский корабль водоизмещением 5010 GRT Hog Islander Cold Harbour , на борту которого находились танки, самолеты и боеприпасы, а также две торпеды. Первая торпеда попала в правый борт, в результате чего взорвались боеприпасы в трюме №2. Примерно через 30 минут вторая торпеда попала в левый борт, и через 15 минут корабль затонул. [ 23 ] Наконец, в 20:15 примерно в 30 милях к западу от Гренады она потопила несопровождаемый американский корабль водоизмещением 5702 брт West Hardaway , выпустив три торпеды. Двое промахнулись, пройдя вперед и назад, а третий попал в носовую часть правого борта. корабля Вооруженная охрана ВМФ открыла ответный огонь (корабль был вооружен 4-дюймовой (100-мм) пушкой, четырьмя 20-мм пушками и двумя пулеметами калибра .30 ), но корабль был поражен еще одной торпедой и через час затонул. . Все покинули корабль и выжили. [ 24 ]
Тонущий
[ редактировать ]Затем U-502 направилась к своей базе, но в 04:45 6 июля в Бискайском заливе, к западу от Ла-Рошели , на позиции 46 ° 10' с.ш., 06 ° 40' з.д. / 46,167 ° с.ш., 6,667 ° з.д. , он был потоплен глубинными бомбами, сброшенными Ли с легким вооружением бомбардировщиком Веллингтон из 172-й эскадрильи Королевских ВВС . Все 52 руки были проиграны. Это было первое подтвержденное убийство с использованием фонаря Ли. [ 2 ] Пилот самолета P/O Уайли Б. Хауэлл, американский доброволец, служащий в ВВС Великобритании, впоследствии был награжден DFC . [ 25 ] Позже Хауэлл вернулся на службу в ВМС США, командуя авианосцем «Беннингтон» в 1965–66. [ 26 ]
Волчьи стаи
[ редактировать ]Ю-502 принимала участие в одной волчьей стае , а именно:
- Райсвольф (21-30 октября 1941 г.)
Краткое изложение истории рейдов
[ редактировать ]Дата | Название корабля | Национальность | Тоннаж ( GRT ) |
Судьба [ 27 ] |
---|---|---|---|---|
7 октября 1941 г. | Свенд Фойн | ![]() |
14,795 | Поврежденный |
16 февраля 1942 г. | Монагас | ![]() |
2,650 | затонул |
16 февраля 1942 г. | Сан Николас | ![]() |
2,391 | затонул |
16 февраля 1942 г. | тетя Хуана | ![]() |
2,395 | затонул |
22 февраля 1942 г. | JNPew | ![]() |
9,033 | затонул |
23 февраля 1942 г. | Солнце | ![]() |
9,002 | Поврежденный |
23 февраля 1942 г. | Талия | ![]() |
8,329 | затонул |
11 мая 1942 г. | Мыс Доброй Надежды | ![]() |
4,963 | затонул |
24 мая 1942 г. | Гонсалвеш Диас | ![]() |
4,996 | затонул |
28 мая 1942 г. | Алкоа Пилигрим | ![]() |
6,759 | затонул |
3 июня 1942 г. | М.Ф. Эллиот | ![]() |
6,940 | затонул |
9 июня 1942 г. | Брюссель | ![]() |
5,085 | затонул |
9 июня 1942 г. | Франклин К. Лейн | ![]() |
6,589 | затонул |
15 июня 1942 г. | Колд-Харбор | ![]() |
5,010 | затонул |
15 июня 1942 г. | Скоттсбург | ![]() |
8,001 | затонул |
15 июня 1942 г. | Вест Хардуэй | ![]() |
5,702 | затонул |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кемп 1999 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXC U-502» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хельгасон, Гудмундур. «Военные патрули немецкой подводной лодки U-502» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гренер 1991 , с. 68.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль подводной лодки U-502 с 29 сентября 1941 г. по 9 ноября 1941 г.» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Свенд Фойн (Корабль-китовый завод)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль подводной лодки U-502 с 18 декабря 1941 по 22 декабря 1941 года» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 24 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль подводной лодки U-502 с 19 января 1942 г. по 16 марта 1942 г.» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 24 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Тиа Хуана (Паровой танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Монагас (Паровой танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Сан-Николас (Паровой танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Дж. Н. Пью (Паровой танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Талия (Автоцистерна)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Солнце (Автоцистерна)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль подводной лодки U-502 с 22 апреля 1942 г. по 6 июля 1942 г.» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Мыс Доброй Надежды (Автоторговец)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Гонсалвеш Диаш (Торговец Steam)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Алкоа Пилигрим (Торговец Steam)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «МФ Эллиотт (Паровой танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Брюссель (Паровой торговец)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Франклин К. Лейн (Паровой танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Скоттсбург (Торговец Steam)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Колд-Харбор (Паровой торговец)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Вест Хардуэй (торговец Steam)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Хофманн, Маркус. « У 502 » . Deutsche U-Boote 1935-1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ «Командир — капитан Уайли Б. Хауэлл — военный корабль США Беннингтон» . www.uss-bennington.org . Проверено 24 января 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, пораженные U-502 » . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 28 января 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN 1-55750-186-6 .
- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). с сентября 1939 по май 1945 года Потери немецких подводных лодок . Подводная война (на немецком языке). Том IV Гамбург, Берлин, Бонн: Миттлер. ISBN 3-8132-0514-2 .
- Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и корабли противоминной обороны . Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Кемп, Пол (1999). Уничтоженные подводные лодки: потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXC U-502» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 7 декабря 2014 г.
- Хофманн, Маркус. « У502 » . Deutsche U-Boote 1935-1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 7 декабря 2014 г.
- Немецкие подводные лодки Тип IX
- Подводные лодки введены в строй в 1941 году.
- Подводные лодки затонули в 1942 году.
- Подводные лодки, потопленные глубинными бомбами
- Подводные лодки, потопленные британской авиацией
- Подводные лодки Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения в Бискайском заливе
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- корабли 1941 года
- Корабли постройки в Гамбурге
- Подводные лодки потеряны со всеми руками
- Морские инциденты в июле 1942 г.