МВ Домала
История | |
---|---|
![]() | |
Имя |
|
Тезка | Домала , Пенджаб |
Владелец |
|
Оператор | 1941: Эндрю Вейр и компания |
Порт приписки | Глазго |
Маршрут | Лондон – Суэцкий канал – Калькутта |
Строитель | Барклай, Керл и Ко , Уайтинч |
Номер двора | 579 |
Запущен | 23 декабря 1920 г. |
Завершенный | 14 декабря 1921 г. |
Идентификация |
|
Судьба | потоплен торпедой, 1942 г. |
Общие характеристики | |
Тип |
|
Тоннаж | |
Длина |
|
Луч | 58,3 футов (17,8 м) |
Черновик |
|
Глубина | 32,9 футов (10,0 м) |
колоды | 2 |
Установленная мощность | |
Движение |
|
Скорость | 13,6 узлов (25,2 км/ч) |
Емкость |
|
Экипаж |
|
Датчики и системы обработки |
|
Примечания | родственный корабль : Думана |
MV Domala — британский грузовой лайнер , спущенный на воду в 1920 году как Magvana , но завершенный в 1921 году как Domala . Это было первое крупное океанское пассажирское судно , построенное в Великобритании как теплоход .
Британская индийская паронавигационная компания (BI) владела и эксплуатировала его до 1940 года, когда он был разбомблен немецким самолетом и сгорел. Он был перестроен для Министерства судоходства (MoS) в качестве грузового корабля Empire Attendant . Эндрю Вейр и компания управляли им для Министерства обороны США, а для его преемника - Министерства военного транспорта (MoWT), пока подводная лодка не потопила его со всеми руками в 1942 году.
Контекст
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны «М» . класса компания BI потеряла в боях противника четыре почти новых двухвинтовых грузовых лайнера [ 1 ] После войны компания заказала замену: три одинаковых размера у Barclay, Curle & Company в Уайтиче , Глазго , [ 2 ] и один, в целом на 20 футов (6 м) длиннее (зарегистрировано около 16 футов (5 м) длиннее), но в остальном похожий, от Суона, Хантера и Уигэма Ричардсона в Уоллсенде , Тайнсайд . [ 3 ]
Barclay, Curle спустила на воду верфь номер 577 в июле 1920 года под названием Mashobra и в октябре того же года укомплектовала ее парой двигателей тройного расширения, как и ее предшественники. [ 4 ] Верфь номер 580 была спущена на воду в октябре 1920 года под названием «Манела» и укомплектована в мае 1921 года двумя комплектами трехступенчатых Брауна-Кёртиса паровых турбин . [ 5 ] Верфь номер 579 была спущена на воду в декабре 1920 года под названием Megvana и завершена 14 декабря 1921 года. [ 6 ] Ее двигатели представляли собой пару одностороннего действия четырехтактных дизелей , построенных North British Diesel Engine Works . [ 7 ] Чтобы отличить его как теплоход, BI переименовал Мегвану в Домалу до того, как он был завершен; давая имя, начинающееся с буквы «D», чтобы отличить его от дизельного корабля. [ 3 ]
Свон, Хантер и Уигэм Ричардсон запустили Modasa 24 декабря 1920 года: в тот же день, что и Барклай, Керл запустил Megvana . Модаса была завершена в декабре 1921 года паровыми турбинами Метровик - Рато . [ 8 ]
двигатели Домалы Дизельные устранили необходимость в 40 кочегарах , [ 9 ] но ее дизельные инжекторные компрессоры постоянно давали сбои. [ 3 ] она не проводила Ходовые испытания до 24 ноября 1921 года. В декабре того же года ее доставили в BI. [ 9 ] BI заказала только один дизельный родственный корабль для Домалы . Барклай, Керл построил ее под номером верфи 593. Она была заложена как Melma и спущена на воду в ноябре 1921 года. BI переименовала ее в Dumana до того, как она была завершена, что произошло только в марте 1923 года. [ 10 ] Напротив, BI заказала еще пять турбинных пароходов класса «М» , все такой же увеличенной длины, что и «Модаса» , которые были поставлены в 1921 и 1922 годах. [ 11 ]
Описание
[ редактировать ]Домалы Длина составляла 464,0 фута (141,4 м) в целом и 450,0 фута (137,2 м) в регистре. Ее ширина составляла 58,3 фута (17,8 м), а глубина - 32,9 фута (10,0 м). У нее был прямой форштевень , контркорма , одна воронка и две мачты. Ее трюмы имели вместимость 516 000 кубических футов (14 611 м3). 3 ) груза, а все ее лебедки были электрическими. В состоянии постройки ее тоннаж составлял 8 551 GRT , 5 134 NRT и 10 400 DWT , а осадка - 27 футов 11 дюймов (8,51 м). Он вмещал 100 пассажиров первого класса и 50 пассажиров второго класса и перевозил экипаж из 140 человек. [ 3 ]
В заводском состоянии суммарная мощность дизельных двигателей Домалы двух составляла л.с. 963 [ 7 ] На ходовых испытаниях она развила скорость 13,6 узла (25,2 км/ч). [ 9 ] К 1927 году общая мощность ее двигателей была увеличена до 1085 л.с. [ 12 ] Крейсерская скорость составляла 13 узлов (24 км/ч). [ 9 ] Ее бункеры вмещали 702 тонны нефти , а потребляла она 20 тонн в день. [ 3 ]
в момент постройки Домалы » Навигационное оборудование « включало в себя систему сигнализации подводной лодки . [ 7 ] К 1927 году в него также входила беспроводная пеленгация . [ 12 ]
BI зарегистрировала Домалу в Глазго. Ее официальный номер в Соединенном Королевстве был 146266, а кодовые буквы — KLFG. [ 7 ] [ 13 ] К 1930 году ее беспроводного телеграфа позывной был GDMV. [ 14 ] К 1934 году это заменило ее кодовые буквы. [ 15 ]
Карьера мирного времени
[ редактировать ]Домала начала свое первое путешествие 30 декабря 1921 года и достигла Бомбея (ныне Мумбаи ), Индия. 27 января 1922 года Она вернулась через Карачи . [ 16 ] 23 мая 1922 года он направлялся вверх по Шельде в Антверпен, когда корабль «Паллада» протаранил ее корму. Паллада» Носовая часть ледокола врезалась в корпус Домалы « ниже ватерлинии. Домала достигла своего причала в Антверпене, но до конца года находилась в ремонте. [ 9 ]
Домалы Обычный маршрут пролегал между Лондоном и Калькуттой через Суэцкий канал . [ 17 ] Регулярными портами захода BI на этом маршруте были Гибралтар , Марсель , Порт-Саид , Суэц , Аден , Коломбо и Мадрас (ныне Ченнаи ). [ 18 ]
6 октября 1927 года Домала столкнулась с британским грузовым пароходом «Сагама Ривер» на реке Хамбер , серьезно повредив его. [ 19 ] К 1928 году помещения Домалы пассажирские были переоборудованы. Теперь это был одноклассный корабль со спальными местами для 111 пассажиров. К 1934 году его количество пассажиров было увеличено до 140, но оно осталось одноклассным кораблем. [ 9 ] 12 августа 1934 года она протаранила корму парусной баржи на Темзе « Шеннон » в Эрите , Кент . [ 20 ]
Воздушная атака
[ редактировать ]17 февраля 1940 года Домала была реквизирована в Линейную дивизию. Она отправилась в Антверпен, где погрузила на борт группу ласкаров , Германией освобожденных из интернирования , и уехала в Саутгемптон . [ 9 ]
2 марта 1940 года Heinkel He 111 H из Kampfgeschwader 26 , пилотируемый Мартином Харлингхаузеном , атаковал Домалу у мыса Сент-Кэтрин на острове Уайт . [ 21 ] Бомбардировщик сбросил две бомбы, поджег корабль. Когда экипаж и пассажиры покинули корабль, бомбардировщик обстрелял его из пулемета. Всего погибло 108 человек. [ 17 ] в том числе 81 ласкар. Это вызвало общественный гнев в Индии против Германии. [ 22 ]

Голландский пароход . Jong Willem спас 50 выживших [ 9 ] при поддержке эсминца HMS Viscount и самолетов Avro Anson из 48-й эскадрильи . [ 23 ] Загоревшуюся Домалу отбуксировали на Солент , где она была выброшена на берег между замком Херст и Нидлз 6 марта . Его сняли с мели 15 марта, а 19 марта отбуксировали в Саутгемптон. [ нужна ссылка ]
Хирург лейтенант Макдональд упоминался в донесениях за его рвение и преданность долгу, а также умение оказывать помощь раненым. [ 24 ] Домалы офицер Главный Королевской Уильям Браун и кадет Бернар Джон Дюваль были награждены благодарностью за храброе поведение . [ 25 ] [ 26 ] Лондонский Lloyd's наградил Дюваля Ллойда военной медалью за храбрость на море ; [ 27 ] [ 28 ] В цитате говорится: «Корабль был атакован в темноте вражеским самолетом, который сбросил бомбу, вывел из строя главные двигатели и поджег корабль. Он также нес несколько ласкаров, захваченных с различных судов вражеским рейдером. которых везли домой. Многие были ранены, а некоторые убиты. С большим риском для себя семнадцатилетний кадет Дюваль подал прекрасный пример храбрости, сделав все возможное, чтобы спасти жизнь своего второго офицера ». [ 29 ]
6 марта член парламента Мэнни Шинвелл спросил в Палате общин, почему Домала не использовала свое оружие DEMS для защиты. Первый лорд Адмиралтейства ответил Уинстон Черчилль , что самолет, атаковавший Домалу , сначала был ошибочно идентифицирован как самолет союзников, поэтому орудия не были укомплектованы, а эсминец Королевского флота также ошибочно опознал самолет. Затем Шинвелл спросил, почему артиллеристы не всегда находятся на вооружении. Черчилль ответил, что не уверен, что это физически возможно. [ 30 ]
Слуга Империи
[ редактировать ]Министерство судоходства (MoS) реквизировало «Домалу» , перестроило ее в грузовой корабль и переименовало в «Empire Attendant» . [ 17 ] В результате реконструкции водоизмещение сократилось до 7524 брт и 4529 нрт , а осадка - до 27 футов 5 + 3 ⁄ дюйма (8,38 м). Министерство финансов заключило контракт с Эндрю Вейром и компанией на управление ею. [ 31 ]
В 1940 году Empire Attendant отплыл на конвое HX 98, который покинул Галифакс , Новая Шотландия , 22 декабря и достиг Сиднея , Кейп-Бретон , 29 декабря. Ее груз был стальным. [ 32 ] В 1941 году он отплыл на Convoy HX 120, который покинул Галифакс 10 апреля и прибыл в Ливерпуль 29 апреля. [ 33 ] Ее груз состоял из стали и 350 тонн взрывчатки. Она направлялась в Ферт-оф-Клайд и Мидлсбро . [ 34 ] В мае 1941 года Министерство военного транспорта на смену Минобороны пришло .
В 1942 году Empire Attendant уехал из Ливерпуля в Карачи через Дурбан . Ее хозяином был капитан Томас Гранди. На ее борту находился экипаж из 49 человек и девять стрелков DEMS. Ее грузом были припасы, транспортные средства и взрывчатка. [ 35 ]
Она отплыла на Convoy OS 33, который покинул Ливерпуль 1 июля и должен был доставить ее до Фритауна , Сьерра-Леоне . [ 36 ] Однако она неоднократно ломалась. В 16:45 10 июля он сломался в седьмой раз, и шлюп HMS Pelican просигнализировал Адмиралтейству , что к закату Домала не находился в пределах 20 морских миль (37 км) от конвоя. [ 37 ]
в 03:30 по центральноевропейскому 15 июля времени «Empire Attendant» находился у побережья Рио-де-Оро , испанская Сахара , когда U-582 потопила его торпедой на позиции. 23 ° 48' с.ш. 21 ° 51' з.д. / 23,800 ° с.ш. 21,850 ° з.д. . [ 9 ] Выживших не было. [ 35 ]
Память о экипаже Empire Attendant увековечена на 38-й панели памятника Второй мировой войне в Мемориале Тауэр-Хилл . [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Легче 1987 , стр. 111–113.
- ^ Легче 1987 , стр. 135, 137.
- ^ Jump up to: а б с д и Хос 1987 , с. 138.
- ^ «Машобра (1920)» (PDF) . Информационный бюллетень о корабле . Наследие P&O. Март 2009 года . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Манела (1921)» (PDF) . Информационный бюллетень о корабле . Наследие P&O. Апрель 1921 года . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «1146266» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 19 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Регистр Ллойда 1922 г. , DOL –DOM.
- ^ «Модаса (1921)» (PDF) . Информационный бюллетень о корабле . Наследие P&O. Апрель 2009 года . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Домала» (PDF) . Информационный бюллетень о корабле . Наследие P&O. Апрель 2009 года . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Думана (1921)» (PDF) . Информационный бюллетень о корабле . Наследие P&O. Апрель 2009 года . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Легче 1987 , стр. 136–138.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда 1927 г. , ДОЛ – ДОН.
- ^ Регистр Ллойда 1934 , СОБАКА – ДОН.
- ^ «Мотор-лайнер 8000 тонн». Таймс . № 42958. Лондон. 17 февраля 1922 г. полковник С, с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Митчелл и Сойер 1990 , с. 384.
- ^ «British India Steam Navigation Co. — BI» Изображения морского расписания . Бьорн Ларссон . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Сообщения о пострадавших». Таймс . № 44706. Лондон. 7 октября 1927 г. полковник CD, с. 25.
- ^ «Сообщения о пострадавших». Таймс . № 46831. Лондон. 13 августа 1934 г. полковник Е, с. 19.
- ^ Хутон 1994 , с. 215, 223.
- ^ «Индейцы и взрыв Домалы». Таймс . № 48558. Лондон. 7 марта 1940 г. полковник Б, с. 7.
- ^ Томпсон 1953 , с. 24.
- ^ «Галантность на море». Таймс . № 48599. Лондон. 25 апреля 1940 г. полковник Ф, с. 8.
- ^ «Похвалы: —» . Лондонская газета (Приложение). № 34908. 26 июля 1940 г. с. 4657.
- ^ «Награды торговому флоту». Таймс . № 48679. Лондон. 27 июля 1940 г. полковник Г, с. 2.
- ^ "`". Список Ллойда и судоходный вестник . 18 марта 1941 года.
- ^ де Нейман, Бернар (19 января 2006 г.). «Военная медаль Ллойда за храбрость на море (Часть первая)» . Народная война Второй мировой войны . Би-би-си . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Лот 447 Дата аукциона: 18 мая 2011 г.» . Нунанс Мейфэр . Дикс Нунан Уэбб . Проверено 2 марта 2020 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Пароход «Домала» (Атака противника).». Палата общин . Том. 358. Хансард . 6 марта 1940 г., стр. 367–368 . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Регистр Ллойда 1941 , EMP.
- ^ Хейг, Арнольд. «Конвой HX.98» . Серия HX Convoy . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Хейг, Арнольд. «Конвой HX» . Серия HX Convoy . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Конвой HX 120» . Боевые моряки . Проверено 19 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Слуга Империи» . Корабли, пораженные подводными лодками . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Хейг, Арнольд. «Конвой ОС.33» . ОС/KMS Convoy Series . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Хейг, Арнольд. «Служитель Империи СС (так в оригинале)» . Конвой ОС.33 . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 19 января 2008 г.
- ^ МакГи, Билли. «Экипаж СС «Империя дежурного»» . Конвой ОС.33 . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 19 января 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гриффитс, Денис (июль 1997 г.). «Британская морская промышленность и дизельный двигатель» (PDF) . Северный моряк . VII (3). Канадское общество морских исследований.
- Хос, Дункан (1987). Британская Индия SN Co. Торговый флот. Том. 11. Берваш: Публикации Travel Creatours Ltd. ISBN 0-946378-07-Х .
- Хутон, Эдвард (1994). Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-181-9 .
- Регистр судоходства Ллойда . Том. II. – Пароходы и моторные суда. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1922 — через Интернет-архив .
- Регистр судоходства Ллойда . Том. II. – Пароходы и теплоходы. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1926 г. - из Интернет-архива.
- Регистр судоходства Ллойда . Том. II. – Пароходы и теплоходы. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1927 г. - из Интернет-архива.
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы валовой вместимостью 300 тонн и более. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1934 – через городской совет Саутгемптона .
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы валовой вместимостью 300 тонн и более. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1941 г. - через городской совет Саутгемптона.
- Список торгового флота . Лондон. 1923 - через проект индекса списка экипажа.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Список торгового флота . Лондон. 1930 - через проект Crew List Index.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Митчелл, Вашингтон; Сойер, Луизиана (1990). Корабли Империи . Лондон, Нью-Йорк, Гамбург, Гонконг: Lloyd's of London Press. ISBN 1-85044-275-4 .
- Томпсон, Х.Л. (1953). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Том. 1: Европейский театр, сентябрь 1939 г. - декабрь 1942 г. Веллингтон: Отделение военной истории - через Веллингтонский университет Виктории .
- корабли 1920 года
- 1940 пожары
- Грузовые лайнеры
- Имперские корабли
- Морские происшествия 1922 года
- Морские происшествия 1927 года
- Морские инциденты 1934 года
- Морские инциденты в марте 1940 г.
- Морские инциденты в июле 1942 г.
- Корабли Министерства военного транспорта
- Океанские лайнеры Великобритании
- Корабельные пожары
- Корабли Британско-индийской пароходной компании
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- Пассажирские корабли Великобритании времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане