MV Dumana
История | |
---|---|
![]() | |
Имя |
|
Владелец | Британская Индия SN Co |
Порт приписки | Глазго |
Маршрут |
|
Строитель | Барклай, Керл и Ко , Уайтинч |
Номер двора | 593 |
Запущен | 21 ноября 1921 г. |
Завершенный | 16 марта 1923 г. |
Ремонт | 1939 |
Идентификация |
|
Судьба | потоплен торпедой, 1943 г. |
Общие характеристики | |
Тип |
|
Тоннаж | 8 427 брт , 5 122 нрт , 10 400 дедвейт |
Длина |
|
Луч | 58,3 футов (17,8 м) |
Черновик | 27 футов 11 дюймов (8,51 м) |
Глубина | 32,9 футов (10,0 м) |
колоды | 2 |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 13,6 узлов (25,2 км/ч) |
Емкость |
|
Войска | во Второй мировой войне : 500 |
Дополнение | во Второй мировой войне: 139 членов экипажа + 21 военнослужащий Королевских ВВС + 9 DEMS. артиллеристов |
Датчики и системы обработки | к 1927 году: беспроводная пеленгация |
Вооружение |
|
Примечания | родственный корабль : местный |
MV Dumana — британский грузовой лайнер , заложенный как Melma , но спущенный на воду в 1921 году как Dumana . Британская индийская компания Steam Navigation Company (BI) владела им и эксплуатировала его на маршрутах между Лондоном и Индией .
В 1939 году он был зафрахтован и переоборудован в плавучую базу . До 1940 года она служила в ВВС флота , а затем в Королевских ВВС . С 1942 года являлся тендером летающих лодок . Подводная лодка потопила его в 1943 году, унеся жизни 39 человек.
Здание
[ редактировать ]В 1920 году компания Barclay, Curle & Co из Уайтича , Глазго , спустила на воду первый крупный океанский пассажирский корабль , построенный в Соединенном Королевстве как теплоход . Он был построен под номером 579, спущен на воду как Магвана , но переименован в Домалу прежде чем был завершен, класса «М», . Ее конструкция была похожа на пароходы которые Барклай и Керл строили для BI с 1913 года, но с дизельными двигателями вместо паровых и электрическими лебедками вместо паровых. BI сначала дала ему имя, начинающееся с «М», чтобы отнести его к классу «М», но изменила его на имя, начинающееся с «D», чтобы отличать его как корабль с дизельным двигателем. [ 1 ]
Домала была завершена 14 декабря 1921 года, почти через год после спуска на воду. За три недели до этого, 21 ноября, «Барклай, Керл» спустил на воду свой однотипный корабль . Судно № 593 было заложено как «Мельма» , но спущено на воду как «Думана» . И снова BI изменила ее имя на букву «D», чтобы отличить ее дизельный двигатель. [ 2 ]
Размеры «Думаны » были такими же, как у «Домалы» и более ранних пароходов класса «М». Ее длина составляла 464,0 футов (141,4 м) в целом и 450,0 футов (137,2 м) зарегистрированная, ширина - 58,3 футов (17,8 м), глубина - 32,9 футов (10,0 м), а осадка - 27 футов 11 дюймов (8,51 м). . [ 3 ] Ее тоннаж составлял 8 427 GRT , 5 122 NRT и 10 400 DWT . [ 2 ]
«Думана» имела прямой форштевень , контркорму , одну воронку и две мачты. [ 4 ] В момент постройки на нем имелись помещения для пассажиров первого и второго класса. Есть некоторая неопределенность в цифрах: у нее было спальных мест либо на 60 в первом классе и 77 во втором классе, либо на 83 в первом классе и 47 во втором классе. [ 2 ]
Как и ее сестра, Думана имела пару одностороннего действия четырехтактных дизельных двигателей , построенных North British Diesel Engine Works . В заводском состоянии суммарная мощность двух двигателей составляла л.с. 963 [ 5 ] На ходовых испытаниях она развила скорость 13,6 узла (25,2 км/ч). [ 2 ] К 1927 году общая мощность ее двигателей была увеличена до 1110 л.с. [ 6 ]
В отличие от своей сестры, у Думаны на палубе были паровые лебедки. котлом, обогреваемым выхлопными газами . Пар подавался [ 4 ] К 1927 году ее навигационное оборудование включало беспроводную пеленгацию . [ 6 ]
BI зарегистрировала Думану в Глазго. Ее официальный номер в Соединенном Королевстве был 146327, а кодовые буквы - KNQW. [ 5 ] [ 7 ] К 1930 году ее позывной был GDNF. [ 8 ] К 1934 году это заменило ее кодовые буквы. [ 9 ]
Гражданская служба
[ редактировать ]BI поставила Думану на рейсы между Лондоном и Бомбеем (ныне Мумбаи , Индия ), через Суэцкий канал и Карачи . [ 4 ] К 1929 году обычными портами захода BI на этом маршруте были Плимут , Порт-Саид , Суэц и Аден . [ 10 ]
В 1928 году «Думана» была переоборудована в одноклассный корабль со спальными местами на 111 пассажиров. В 1933 году BI перевела ее на свою службу между Лондоном и Калькуттой . [ 2 ] Регулярными портами захода BI на этом маршруте были Гибралтар , Марсель , Порт-Саид , Суэц , Аден , Коломбо и Мадрас (ныне Ченнаи ). [ 10 ] В 1934 году его пассажировместимость была увеличена до 140 пассажиров, по-прежнему все в одном классе. [ 2 ] К 1937 году портами захода BI между Лондоном и Калькуттой были Танжер , Марсель, Валетта , Порт-Саид, Суэц, Аден, Коломбо и Мадрас. [ 10 ]
25 января 1935 года, когда «Думана» вспыхнул пожар с грузом джута находилась в порту Марселя, в трюме номер 4 . Пожар удалось локализовать путем затопления трюма. [ 2 ]
У Думаны были ограниченные холодильные мощности. Первоначально он составлял 1000 кубических футов (28 кубических метров). [ 11 ] К 1936 году этот объем был увеличен до 7110 кубических футов (201 кубический метр). [ 12 ]
Военная служба
[ редактировать ]24 апреля 1939 года «Думана» была зафрахтована как плавбаза . Источники расходятся во мнениях относительно того, зафрахтовало ли ее сначала Адмиралтейство для Королевского флота . [ 2 ] Министерство судоходства (позже Министерство военного транспорта ) зафрахтовало ее для Министерства авиации , [ 13 ] или напрямую зафрахтовано Министерством авиации. На нем были оборудованы мастерские по ремонту самолетов, десантная палуба на 500 человек, а также камбуз, пекарня и комната отдыха для их обслуживания. [ 2 ]
Она была направлена в Средиземноморское воздушное командование . 5 мая 1939 года в Лондоне на ее борту переформировали штаб 86-го (Общего разведывательного) крыла Королевских ВВС . авиации флота К ней приступили и подразделения . 10 мая 1939 года она покинула Лондон. 19 мая она зашла в Гранд-Харбор , Валетта , где высадились подразделения ФАУ. 2 июня она достигла Александрии , Египет . 10 октября штаб 86-го крыла высадился в Абукире . 12 октября 1939 года штаб 86-го авиаполка снова погрузился на борт 802-й морской авиационной эскадрильи . 2 декабря она достигла Марсашлокка , Мальта, где высадилась 802-я эскадрилья. Она достигла Гранд-Харбора 4 декабря и 14 декабря отправилась в Гибралтар. [ 14 ]
В 1941 году Думана эвакуировал личный состав Королевских ВВС с Крита после вторжения немецких войск на остров . В 1942 году он был переоборудован в базовый корабль для Short Sunderland летающих лодок и дислоцирован в Батерсте (ныне Банжул ), Гамбия , в составе двух эскадрилий британских ВВС. Позже ее перевели в Порт-Этьен (ныне Нуадибу ), Мавритания . [ 13 ]
Потеря
[ редактировать ]В конце 1943 года Домана покинул Порт-Этьен с 300 тоннами запасов Королевских ВВС для доставки в порты между ним и Такоради , Голд-Кост , включая заход в Маршалл, Либерия . Ее хозяином был капитан Отто Уэст. На борту корабля находились экипаж из 36 европейцев, 103 ласкара , 21 обслуживающий персонал Королевских ВВС и девять стрелков DEMS . К тому времени ее вооружение составляло одну четырехдюймовую пушку , одну 12-фунтовую пушку , четыре 20-мм пушки Oerlikon и четыре пулемета . [ 13 ]
Во Фритауне , Сьерра-Леоне , Домана присоединился к конвою STL 8, который направлялся в Лагос , Нигерия . [ 15 ] Однако она и два эскорта, военно-морские траулеры HMS Arran и Southern Pride , потеряли связь с остальной частью конвоя. [ 13 ]
В ночь на 24 декабря 1943 года трио плыло у берегов Кот-д'Ивуара . 8 + 1 / 2 узла (16 км/ч), когда U-515 их атаковала . Несмотря на предупреждения о подводных лодках в этом районе, корабли не следовали курсом уклонения, а Домана не развернула свои торпедные сети . В 21:18 подводная лодка выпустила торпеду G7es по одному из траулеров. Он промахнулся, и экипаж траулера его не заметил. В 21:37 U-515 выпустила три торпеды, две из которых попали в в борт Доманы правый ее трюмы номер 2 и 3. Взрывы разрушили правое крыло мостика , две спасательные шлюпки по правому борту и множество деревянных лестниц в жилых помещениях. Ее двигатели уцелели, но генераторы вскоре вышли из строя, в результате чего было отключено все освещение и связь. Корабль начал крениться в порт . [ 13 ]
Доманы Экипаж спустил на воду спасательные шлюпки номер 2, 6 и 8 по левому борту. Они также спустили на воду спасательную шлюпку номер 5 по правому борту, но обломки в воде опрокинули ее. Увеличивающийся крен корабля привел к тому, что временные деревянные надстройки на его тенистой палубе оторвались и соскользнули за борт, задев несколько находящихся рядом спасательных шлюпок и убив некоторых из их пассажиров. Через семь минут Домана затонула носом на позиции. 04 ° 27' с.ш., 06 ° 58' з.д. / 4,450 ° с.ш., 6,967 ° з.д. . [ 13 ]
Когда она затонула, Домана утащила под воду несколько своих спасательных шлюпок. Только ее моторная лодка плавала свободно. В него забрались 40 выживших. Арран спас капитана Уэста и около 60 других выживших, поскольку Южный Прайд обеспечил защитную защиту. Выживших, находившихся в лодках или цеплявшихся за обломки, оставили до следующего дня. [ 13 ] В Рождество, когда спасательные работы возобновились с рассветом, около 06:30. [ 16 ] Оба траулера обследовали район до 11:30, а затем отправились в Такоради. [ 13 ] золотая Сасандра [ 16 ] (счета различаются). Погибли 13 европейских членов экипажа, 17 ласкаров, семь военнослужащих Королевских ВВС и два артиллериста DEMS. [ 13 ]
Памятники
[ редактировать ]Шесть неопознанных тел были выброшены волнами на пляж в Сассандре в Кот-д'Ивуаре и похоронены на участке Имперской комиссии по военным захоронениям на муниципальном кладбище Сассандры, отмеченном стандартным надгробием IWGC с надписью торгового флота . [ 17 ] Через год после затопления « Свободная Франция» установила памятник погибшим в Сассандре. [ 16 ] Губернатор Андре Латриль открыл его 29 декабря 1944 года. [ нужна ссылка ]
членах экипажа Доманы Память о 13 погибших из Европы увековечена на панели 36 памятника Второй мировой войне в Мемориале Тауэр-Хилл . 17 ласкаров увековечены на почетной доске, один экземпляр которой хранится на военном кладбище Читтагонг в Бангладеш , а другой - в Доме индийских моряков в Мумбаи в Индии . [ 18 ] Семь членов Королевских ВВС увековечены на Мемориале ВВС в Энглфилд-Грин , Англия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Домала» (PDF) . Информационный бюллетень о корабле . Наследие P&O. Апрель 2009 года . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Думана (1921)» (PDF) . Информационный бюллетень о корабле . Наследие P&O. Апрель 2009 года . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Регистр Ллойда 1924 , DUK – DUN.
- ^ Jump up to: а б с Хос 1987 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда 1923 г. , DUI – DUN.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда 1927 г. , ДУК – ДАН.
- ^ Регистр Ллойда 1934 , DUL-DUN.
- ^ Jump up to: а б с «British India Steam Navigation Co. — BI» Изображения морского расписания . Бьорн Ларссон . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Регистр Ллойда 1930 , Список судов, оснащенных холодильным оборудованием.
- ^ Регистр Ллойда , 1936 г. , Список судов, оснащенных холодильным оборудованием.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хельгасон, Гудмундур. «Думана» . Корабли, пораженные подводными лодками . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Стертивант и Хэмлин, 2007 г. [ нужна страница ]
- ^ Хейг, Арнольд. «Конвой СТЛ.8» . Серия STL Convoy . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Хос 1987 , с. 139.
- ^ «Сассандровское кладбище» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ «Военные мемориалы Бомбей / Читтагонг 1939–1945 годов» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 14 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хос, Дункан (1987). Британская Индия SN Co. Торговый флот. Том. 11. Берваш: Публикации Travel Creatours Ltd. ISBN 0-946378-07-Х .
- Регистр судоходства Ллойда . Том. II. – Пароходы и моторные суда. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1923 — через Интернет-архив .
- Регистр судоходства Ллойда . Том. II. – Пароходы и теплоходы. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1924 г. - из Интернет-архива.
- Регистр судоходства Ллойда . Том. II. – Пароходы и теплоходы. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1927 г. - из Интернет-архива.
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. I. – Пароходы и теплоходы водоизмещением до 300 тонн. Траулеры, буксиры, земснаряды и т.д. Парусные суда, судовладельцы и т.д. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1930 – через городской совет Саутгемптона .
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы валовой вместимостью 300 тонн и более. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1934 г. - через городской совет Саутгемптона.
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. I. – Пароходы и теплоходы водоизмещением до 300 тонн. Траулеры, буксиры, земснаряды и т.д. Парусные суда, судовладельцы и т.д. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1936 г. - через городской совет Саутгемптона.
- Список торгового флота . Лондон. 1924 - через проект индекса списка экипажа.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Список торгового флота . Лондон. 1930 - через проект Crew List Index.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Маллиган, Тимоти П. (1993). Одинокий волк: Жизнь и смерть аса подводной лодки Вернера Хенке . Издательская группа Гринвуд . ISBN 978-0275936778 .
- Стертивант, Рэй ; Хэмлин, Джон (2007). Подразделения летной подготовки и поддержки Королевских ВВС с 1912 года . Тонбридж: Эйр-Британия. ISBN 978-0851303659 .
Внешняя ссылка
[ редактировать ]- корабли 1921 года
- 1935 пожары
- Грузовые лайнеры
- Морские инциденты в декабре 1943 г.
- Торговые суда Соединенного Королевства
- Океанские лайнеры Великобритании
- Пассажирские суда Соединенного Королевства
- Корабельные пожары
- Корабли Британско-индийской пароходной компании
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Корабли Королевских ВВС
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Вспомогательные корабли Великобритании времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане