СС Махено
![]() Раскрашенная вручную открытка с изображением СС Махено
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СС Махено |
Владелец | Юнион Компани , Данидин |
Порт приписки | Веллингтон [ 1 ] |
Маршрут | Новая Зеландия — Австралия |
Строитель | Уильям Денни и братья , Дамбартон |
Номер двора | 746 [ 1 ] |
Запущен | 19 июня 1905 г. [ 1 ] |
В эксплуатации | ноябрь 1905 г. |
Не работает | 1935 |
Идентификация | Официальный номер : 117588. [ 1 ] |
Судьба | Разбит, июль 1935 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Океанский лайнер |
Тоннаж | |
Длина | 400 футов (120 м) [ 1 ] |
Луч | 50 футов (15 м) [ 1 ] |
Глубина | 31 фут (9,4 м) [ 1 ] |
Движение |
|
Скорость | 17,5 узлов (32,4 км/ч; 20,1 миль в час) [ 2 ] |
Емкость |
|
SS Maheno — океанский лайнер, принадлежавший Union Company of New Zealand, который работал в Тасмановом море , пересекая Новую Зеландию и Австралию с 1905 по 1935 год.
Он также использовался в качестве корабля ВМС Новой Зеландии во время Первой мировой войны; как новозеландский корабль-госпиталь Его Величества № 1. В 1935 году его выбросило на берег на острове Фрейзер циклоном, где разваливающиеся затонувшие корабли остаются популярной туристической достопримечательностью.
Строительство
[ редактировать ]Корабль со стальным корпусом водоизмещением 5000 тонн был построен компанией William Denny and Brothers из Дамбартона , Шотландия, и спущен на воду 19 июня 1905 года. [ 1 ] Имея длину 400 футов и ширину 50 футов, он приводился в движение тремя Парсонса турбинами , обеспечивая скорость 17,5 узлов. Он мог перевозить до 420 пассажиров: 240 в 1-м классе, 120 — во 2-м и 60 — в 3-м, а также имел рефрижераторный грузовой отсек. В размещение пассажиров первого класса входили столовая, курительная комната и музыкальный зал с Bechstein роялем . Корабль был освещен электричеством и оснащен всем новейшим оборудованием для обеспечения безопасности, в том числе сернистыми огнетушителями Clayton. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Корабль был назван в честь Махено , городка в Отаго. [ 3 ] Корабль вступил в строй 18 ноября 1905 года и использовался на маршрутах между Сиднеем и Мельбурном через порты Новой Зеландии и Хобарта , Тасмания. Она также совершала регулярные рейсы между Сиднеем и Ванкувером . [ 2 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Во время Первой мировой войны Махено был переоборудован в корабль-госпиталь на деньги, собранные по призыву графа Ливерпуля , генерал-губернатора . В ней было восемь палат и две операционные, а также медицинская бригада, состоящая из пяти врачей и 61 санитара из армейского медицинского корпуса , медсестры , тринадцати медсестер из недавно сформированной службы медсестер новозеландской армии и капелланов . [ 4 ] В соответствии со статьей 5 [ 5 ] Согласно Гаагской конвенции 1899 года, она была полностью перекрашена в белый цвет, с широкой зеленой полосой по бокам и большими красными крестами по бокам и воронками. [ 6 ]
HMNZHS Maheno прибыл в Мудрос , военно-морскую базу Галлиполийской кампании , 25 августа 1915 года, а на следующий день отправился в бухту АНЗАК , загружая раненых в битве за высоту 60 . В течение следующих трех месяцев она перевозила раненых из Галлиполи на Мальту. О них заботились сотрудники службы медсестер армии Новой Зеландии, в том числе Эвелин Брук . [ 7 ] Махено вернулся в Новую Зеландию 1 января 1916 года для ремонта, а затем вернулся в Египет в феврале, чтобы забрать пациентов для транспортировки обратно в Новую Зеландию. Затем она отплыла в Великобританию и прибыла в Саутгемптон 3 июля 1916 года, сразу после начала битвы на Сомме . До октября 1916 года она действовала в Ла-Манше , возвращая большое количество раненых и больных солдат с Западного фронта в Англию.
Махено отплыл обратно в Новую Зеландию в декабре 1916 года, а затем совершил еще шесть рейсов между Новой Зеландией и Британскими островами , привозя обратно пациентов. [ 4 ] Высказывалась критика в адрес « Махено», совершившего несколько рейсов в Новую Зеландию для переоборудования или перевозки домой раненых солдат, хотя большинство из них могло бы отправиться на военном корабле; а также то, что кораблем управляет губернатор (Ливерпуль) как «любимое патриотическое хобби его экса». Главным врачом был Уильям Коллинз в ее первом путешествии и Джеймс Эллиот во втором и третьем рейсах. В 1915 году Коллинз «вызвал раздражение, отказав медсестрам в офицерском статусе и обманув себя, что он может командовать командиром корабля, капитаном» (капитан Маклин). В 1917 году британский майор Греттон критиковал персонал и сказал, что Ливерпуль «сажает на корабль своих друзей, когда им нужна мягкая работа», и что корабль прозвали «Ливерпульской яхтой». Жалоба дошла до министра колоний; «Ливерпуль» заявил, что Граттон вел себя как хам. [ 8 ]
По окончании войны, в ноябре 1918 года, Махено была освобождена от военной службы и вернулась к своему владельцу бизнеса, чтобы возобновить коммерческую жизнь.
Высадился на мель на острове Фрейзер
[ редактировать ]По окончании своей коммерческой деятельности, 3 июля 1935 года, Махено покинул Сидней на буксире. [ 9 ] судном Oonah водоизмещением 1758 тонн , бывшим паромом Tasmanian Steamers Pty. Ltd. через пролив Басса , построенным в 1888 году, который вместе с Maheno был продан верфи Miyachi KKK в Осаке , Япония. [ 10 ] Корабли были связаны тросом длиной 900 футов (270 м) и длиной 6,75 дюйма (17,1 см). [ 9 ]
Во второй половине дня 7 июля [ 10 ] примерно в 50 милях от берега, [ 10 ] буксирный трос разорвался во время циклона . Попытки повторно прикрепить буксирный трос в сильном волнении не увенчались успехом, и « Махено» с небольшой командой из восьми человек на борту унесло и исчезло. [ 9 ] « Уна» с временно отключенным рулевым механизмом передала радиосообщение с просьбой о помощи Махено , чьи винты были сняты. [ 11 ] Впоследствии Махено был найден 10 июля самолетом, пилотируемым Китом Виртью , выброшенным на берег у побережья острова Фрейзер . [ 12 ] Экипаж разбил лагерь на берегу, ожидая прибытия «Уны» , что и произошло 12 июля. [ 13 ] Место крушения также было местом свадьбы Дадли Уэзерли и Беатрис Маклин (а не в Таунсвилле) по приглашению капитана Такаки под ноты корабельного фортепиано «Бехштейн». [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Застрявший корабль также использовался в качестве места проведения эксперимента с «ракетной почтой» в августе 1935 года. [ 17 ]
Впоследствии корабль был лишен оборудования. [ 18 ] но попытки снять ее с мели не увенчались успехом. Впоследствии затонувший корабль был выставлен на продажу, но покупателей на него найти не удалось. [ 19 ]
Крушение
[ редактировать ]С тех пор Махено остается на этом месте, медленно разрушаясь. В связи с опасным состоянием корабля доступ запрещен. [ 20 ] Министерство обороны Австралии называет место крушения местом заражения неразорвавшимися боеприпасами (НРБ). [ 21 ] [ 3 ]
На месте крушения проводятся ежегодные службы в честь Дня Анзака , и там находится копия корабельного колокола. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- СС Марама : родственный корабль; Корабль-госпиталь Его Величества Новой Зеландии № 2.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Аллан, Брюс (2012). «СС Махено» . База данных кораблей, построенная Клайдом . Архивировано из оригинала 19 декабря 2011 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и «МАХЕНО» . Аргус . Мельбурн. 7 ноября 1905 г. с. 6. Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 15 сентября 2013 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б «Крушение TSS Maheno - история АНЗАК» . Университет Мельбурна . 20 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2022 г. Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эллиотт, Дж. С. (1923). «Корабли-госпитали Новой Зеландии» . В Дрю, HTB (ред.). Военные усилия Новой Зеландии . Окленд: Whitcombe and Tombs Ltd. стр. 127–137. Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «Конвенция о применении к морской войне принципов Женевской конвенции 1864 года (статья 5)» . Юридическая библиотека Лилиан Гольдман . 29 июля 1899 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2011 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «Корабль-госпиталь Махено » . Министерство культуры и наследия . 30 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2012 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «Эвелин Брук» . nzhistory.govt.nz . НЖИстория. 17 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 11 июля 2017 г.
- ^ Маклин, Гэвин (2013). Белые корабли: корабли-госпитали Новой Зеландии времен Первой мировой войны . Веллингтон: Новозеландское общество кораблей и морского флота. стр. 78–80, 141. ISBN. 978-0-473-24977-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с «ДОСТАВКА В БОЛЬШОМ УДАРЕ: ТАЙНА МАХЕНО» . Кэрнс Пост . Кэрнс, Квинсленд. 10 июля 1935 г. с. 7. Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 21 ноября 2012 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б с «КОРОБЛИ В ОПАСНОСТИ: ДРЕЙФУ У ВОСТОЧНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ» . Западная почта . Перт. 11 июля 1935 г. с. 11. Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 21 ноября 2012 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «ДВА ПАРОХОДА ДВИГАЮТСЯ В ЦИКЛОНЕ» . Аделаидские хроники . 11 июля 1935 г. с. 28. Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 21 ноября 2012 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «МАХЕНО, РАСПОЛОЖЕННЫЙ НА ОСТРОВЕ ФРЕЙЗЕР» . Утренний бюллетень . Рокгемптон, Квинсленд. 11 июля 1935 г. с. 7 . Проверено 21 ноября 2012 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ «УЖАСАЮЩЕЕ ИСПЫТАНИЕ НА МАХЕНО» . Курьер-Почта . Брисбен. 12 июля 1935 г. с. 13. Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 21 ноября 2012 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Маклин, Гэвин (2013). Белые корабли: корабли-госпитали Новой Зеландии времен Первой мировой войны . Веллингтон: Новозеландское общество кораблей и морского флота. стр. 183–185. ISBN 978-0-473-24977-9 .
- ^ Свадебное фото, Townsville Daily Bulletin , 20 января 1936 г.
- ↑ Свадебные кадры, Венгерская кинохроника 632 , март 1936 г.
- ^ «РАКЕТНАЯ ПОЧТА» . Maryborough Chronicle, рекламодатель Wide Bay and Burnett (Qld.: 1860–1947) . 12 августа 1935 г. с. 4. Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «АРМАТУРА ИЗ СКРУЖЕННОГО МАХЕНО» . Синглтон Аргус . Новый Южный Уэльс. 19 июля 1935 г. с. 6. Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 21 ноября 2012 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ «НЕЖЕЛАННЫЙ КОРАБЛЬ» . Сидней Морнинг Геральд . 28 марта 1936 г. с. 17. Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 21 ноября 2012 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Доступ к Махено запрещен» (PDF) . Служба парков и дикой природы Квинсленда . 2010. Архивировано (PDF) из оригинала 22 декабря 2012 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «Список мест заражения неразорвавшимися боеприпасами в Квинсленде» . Министерство обороны . Июнь 2010 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ Уолтон, Стивен (18 февраля 2022 г.). «Увлекательная история корабля времен Первой мировой войны, который 86 лет простоял на берегу» . Вещи . Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Картина Корабль-госпиталь «Махено» (1915)» Уолтера Армигера Боуринга « в архивах Новой Зеландии.
25 ° 16'1,55 "ю.ш. 153 ° 14'18,75" в.д. / 25,2670972 ° ю.ш. 153,2385417 ° в.д.
- корабли 1905 года
- 1935 год в Австралии
- Вспомогательные корабли Королевского флота Новой Зеландии
- Корабли, построенные на реке Клайд
- К'гари
- Госпитальные корабли в Первой мировой войне
- Морские инциденты 1935 года
- Пассажирские суда Новой Зеландии
- Корабли Союзного пароходства
- Кораблекрушения Квинсленда
- Вспомогательные корабли Новой Зеландии времен Первой мировой войны
- Госпитальные корабли Новой Зеландии
- 1930-е годы в Квинсленде