СМС Принц Ойген (1912)
![]() Принц Ойген в процессе
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Принц Евгений |
Тезка | Принц Евгений Савойский |
Строитель | Триестинский технический завод , Триест |
Расходы | 60 600 000 крон |
Заложен | 16 января 1912 г. |
Запущен | 30 ноября 1912 г. |
Введен в эксплуатацию | 8 июля 1914 г. |
В эксплуатации | 1914–1918 |
Не работает | 1918 |
Порт приписки | к |
Судьба | Передан Государству словенцев, хорватов и сербов 31 октября 1918 г. |
![]() | |
Имя | Принц Евгений |
Приобретенный | 31 октября 1918 г. |
Судьба | Передан союзным державам 10 ноября 1918 г. |
![]() | |
Имя | Принц Евгений |
Приобретенный | 25 августа 1920 г. |
Судьба | Передан Франции по Сен-Жермен-ан-Ле в 1920 году, затоплен как корабль-мишень 28 июня 1922 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Тегетхофф класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 152 м (498 футов 8 дюймов) |
Луч | 27,90 м (91 фут 6 дюймов) |
Черновик | 8,70 м (28 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность | |
Движение | 4 вала; 4 паротурбинные установки |
Скорость | 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) [ а ] |
Диапазон | 4200 миль (7800 км; 4800 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 1,087 [ 1 ] |
Вооружение |
|
Броня |
|
СМС Принц Ойген ( Корабль Его Величества Принц Ойген ) [ б ] Был третьим из четырех Тегеттофф», « типа линкоров-дредноутов построенных для австро-венгерского флота . Принц Ойген был назван в честь принца Евгения Савойского , генерала Габсбургов и государственного деятеля 17-18 веков, наиболее известного победой над Османской империей в битве при Зенте в 1697 году. Корабль был вооружен главной батареей из двенадцати 30,5-см (12,0 см) в) орудия в четырех трехместных башнях. Построенный незадолго до Первой мировой войны , он был построен на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте , где был заложен в январе 1912 года и спущен на воду в ноябре того же года.
Введенный в состав австро-венгерского флота всего через 10 дней после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда , «Принц Ойген» в начале войны вместе с другими кораблями своего класса входил в состав 1-й дивизии линкоров австро-венгерского флота. дислоцировался на базе австро-венгерской военно-морской базы Пола . Впервые она участвовала в боевых действиях во время бомбардировки Анконы после объявления Италией войны Австро-Венгрии в мае 1915 года, но до конца войны участвовала в боевых действиях мало из-за заграждения в Отранто , которое помешало австро-венгерскому флоту покинуть Адриатическое море. . В июне 1918 года, стремясь обеспечить более безопасный проход для немецких и австро-венгерских подводных лодок через пролив Отранто , австро-венгерский флот попытался прорвать заграждение, нанеся крупную атаку на пролив, но он был оставлен после того, как Принц Ойгена Однотипный корабль , «Сент Иштван» , был потоплен торпедами, выпущенными с итальянского миноносца MAS-15 10 июня.
После затопления «Сент Иштвана » «Принц Ойген» и оставшиеся два корабля ее класса, «Вирибус Юнитис» и «Тегеттофф» , вернулись в порт в Поле, где оставались до конца войны. Столкнувшись с поражением в войне в октябре 1918 года, австро-венгерское правительство решило передать большую часть своего военно-морского флота недавно сформированному государству словенцев, хорватов и сербов, чтобы избежать необходимости передавать корабль союзникам . [ 2 ] Эта передача, однако, не была признана перемирием на Вилле Джусти , подписанным между Австро-Венгрией и союзниками в ноябре 1918 года. По условиям Сен-Жермен-ан-Леского договора Принц Ойген был передан Франции. Впоследствии ВМС Франции сняли основное вооружение « Принца Ойгена» для проверки, прежде чем использовать линкор в качестве корабля-мишени. Впервые использованный для испытания воздушных бомбардировок, «Принц Ойген» был потоплен линкорами «Париж» , «Жан Барт » и «Франция» у Тулона 28 июня 1922 года, ровно через восемь лет после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда.
Фон
[ редактировать ]До постройки «Принца Ойгена» и трех других кораблей класса «Тегетхофф» большинство предыдущих линкоров Австро-Венгрии предназначались для защиты береговой линии Империи. [ 3 ] В XIX веке морская мощь не была приоритетом внешней политики Австрии. В результате относительно небольшой австро-венгерский флот не имел большого общественного интереса и поддержки. Однако назначение эрцгерцога Франца Фердинанда – наследника австро-венгерского престола и видного и влиятельного сторонника морской экспансии – в сентябре 1902 года на должность адмирала значительно повысило значение военно-морского флота в глазах как широкой общественности, так и общественности. парламенты Австрии и Венгрии. [ 4 ] [ 5 ] Интерес Франца Фердинанда к военно-морским делам во многом был мотивирован его верой в то, что для конкуренции с Италией, которую он считал величайшей региональной угрозой Австро-Венгрии, потребуется сильный военно-морской флот. [ 6 ]
В 1904 году австро-венгерский флот начал программу расширения, призванную сравняться с программами других великих держав Европы. Эта программа расширения военно-морского флота совпала с созданием Австрийской военно-морской лиги в сентябре 1904 года и назначением вице-адмирала Рудольфа Монтекукколи на должности главнокомандующего ВМФ (нем. Marinekommandant ) и начальника военно-морского отдела ВМФ. Военное министерство (нем. Chef der Marinesektion ) в октябре того же года. [ 7 ] [ 8 ] После назначения Монтекукколи адмирал продолжил усилия, отстаиваемые его предшественником, адмиралом Германом фон Спауном , и настаивал на значительном расширении и модернизации военно-морского флота. [ 9 ]
Истоки кораблей класса «Принц Ойген» и «Тегеттофф» также можно найти в событиях первого десятилетия 20-го века, которые значительно увеличили важность морской мощи в военно-морской политике Австро-Венгрии. Между 1906 и 1907 годами были построены железные дороги, связывающие Триест и побережье Далмации с внутренней частью Империи через австрийские альпийские перевалы . Кроме того, более низкие тарифы в порту Триест позволили быстро расширить город и аналогичный рост торгового флота Австро-Венгрии. Поскольку Австро-Венгрия стала более тесно связана с военно-морскими делами, чем в прошлые десятилетия, возникла необходимость в новой линейке линкоров, отвечающей растущим военно-морским интересам Империи. [ 3 ]
«Принц Ойген» и его однотипные корабли впервые были задуманы в разгар ожесточенной гонки военно-морских вооружений между Австро-Венгрией и ее номинальным союзником Италией . [ 10 ] [ 11 ] После битвы при Лиссе в 1866 году итальянская Регия-Марина считалась самой важной военно-морской державой в регионе, с которым Австро-Венгрия боролась, часто неблагоприятно. Неравенство между австро-венгерским и итальянским флотами существовало со времени объединения Италии ; В конце 1880-х годов Италия имела третий по величине флот в мире после Французской Республики ВМС и Великобритании Королевского флота . [ 12 ] [ 13 ] Хотя неравенство между военно-морскими силами Италии и Австро-Венгрии было в некоторой степени уравновешено, когда Российский императорский флот и немецкая Kaiserliche Marine превзошли итальянский флот в 1893 и 1894 годах. [ 12 ] На рубеже веков Италия снова вернула себе инициативу. В 1903 году, за год до назначения Монтекукколи, в Италии находилось в эксплуатации или строилось 18 линкоров по сравнению с 6 австро-венгерскими линкорами. [ 13 ]
После постройки в 1903 году последних двух «Регина Елена» линкоров класса итальянский флот решил построить серию больших крейсеров, а не дополнительных линкоров. Кроме того, крупный скандал, связанный с контрактами на производство бронетехники сталелитейным заводом Терни , привел к правительственному расследованию, в результате которого несколько программ строительства военно-морских сил были отложены на три года. Эти задержки означали, что итальянский флот не начнет строительство еще одного линкора до 1909 года, и предоставили австро-венгерскому флоту попытку сгладить неравенство между двумя флотами. [ 5 ] Таким образом, строительство Prinz Eugen и класса Tegetthoff в целом можно рассматривать в контексте военно-морского соперничества между Австро-Венгрией и Италией, при этом корабль играет роль в более масштабной попытке Австро-Венгрии конкурировать с военно-морской мощью Италии. . [ 6 ]
Австро-итальянская гонка военно-морских вооружений
[ редактировать ]
Революция в военно-морских технологиях, вызванная спуском на воду британского HMS Dreadnought в 1906 году, и последовавшая за этим англо-германская гонка военно-морских вооружений оказали огромное влияние на разработку будущих линкоров по всему миру, включая Prinz Eugen . Дредноут , вооруженный десятью крупнокалиберными орудиями, был первым линкором революционного нового стандарта «полностью крупноорудийных» линкоров, который сделал линкоры, существовавшие до дредноута, устаревшими. В результате после 1906 года стоимость старых линкоров быстро снизилась. Это событие дало Австро-Венгрии возможность компенсировать пренебрежение своим военно-морским флотом в прошлые годы. Более того, улучшение финансового положения Австро-Венгрии после Австро-Венгерского компромисса 1867 года начало отражаться в виде увеличения бюджетов, выделяемых вооруженным силам Империи. Также существовала политическая воля для строительства собственного линкора-дредноута Австро-Венгрии, поскольку и эрцгерцог Фердинанд, и адмирал Монтекукколи поддерживали строительство нового класса современных линкоров. В результате к 1908 году была подготовлена почва для создания Принц Ойген и класс Тегетгофа . [ 14 ] [ 4 ]
Вскоре после вступления в должность командующего военно-морским флотом Монтекукколи весной 1905 года разработал свое первое предложение по созданию современного австрийского флота. Хотя эти планы были амбициозными и включали 12 линкоров, ни один из кораблей не приблизился к конечному размеру «Принца Ойгена» . [ 14 ] Дополнительные предложения поступали не из Военно-морского отдела военного министерства. Два предложения словенского политика Ивана Шустершича и Австрийской военно-морской лиги в 1905 и 1909 годах включали линкоры, размер которых был близок к Принцу Ойгену . В то время как в плане Шустершича отсутствовали крупнокалиберные орудия, которые позже были обнаружены на «Принце Ойгене» , в планах, представленных Австрийской военно-морской лигой, три дредноута водоизмещением 19 000 тонн (18 700 длинных тонн), что аналогично возможному водоизмещению «Принца Ойгена » в 20 000 тонн (19 684 тонны). длинные тонны). Эти планы были оправданы Лигой, указав, что новые линкоры необходимы для защиты растущего торгового флота Австро-Венгрии и что расходы Италии на военно-морские силы вдвое превышают расходы Австро-Венгрии. [ 15 ]
После постройки последнего класса линкоров Австро-Венгрии до дредноута, Радецкого класса , [ 16 ] Монтекукколи представил предложение, которое будет включать в себя первый дизайн Принца Ойгена . [ 17 ] Поскольку угроза войны с Италией из-за боснийского кризиса 1908 года была свежа в сознании австро-венгерских военных, Монтекукколи в январе 1909 года передал императору Францу Иосифу I меморандум , в котором предлагалось расширить австро-венгерский флот, состоящий из 16 линкоров и 12 крейсеров. , 24 эсминца, 72 морских миноносца и 12 подводных лодок. Самым заметным изменением в этом меморандуме по сравнению с предыдущим проектом Монтеккуколи от 1905 года было включение четырех дополнительных линкоров-дредноутов водоизмещением 20 000 тонн (19 684 длинных тонны) под нагрузкой. Один из этих кораблей в конечном итоге стал Prinz Eugen . [ 18 ] [ 19 ]
Планы и бюджет
[ редактировать ]Меморандум Монтекукколи в конечном итоге просочился в итальянские газеты всего через три месяца после получения одобрения императора Франца Иосифа I. Итальянская реакция на австро-венгерские планы была быстрой, и в июне 1909 года итальянский линкор-дредноут « Данте Алигьери» был заложен на военно-морском флоте. Верфь в Кастелламмаре-ди-Стабия . [ 18 ]
Пока проект «Данте Алигьери» работал в Италии, собственные планы Австро-Венгрии относительно «Принца Ойгена» и других кораблей ее класса оставались на бумаге. Финансирования, необходимого для начала строительства, также не было из-за краха Шандора Векерле правительства в Будапеште. В результате венгерский парламент остался без премьер-министра почти на год. Поскольку в Будапеште не было правительства, которое могло бы принять бюджет, деньги, необходимые для оплаты кораблей, получить было невозможно. [ 20 ] В результате крупнейшие судостроительные предприятия Австро-Венгрии — металлургический завод Витковица и завод «Шкода» — предложили начать строительство первых трёх кораблей класса «Тегеттофф» , «Вирибус Юнитис» , «Тегеттофф» и «Принц Ойген» , на свой финансовый риск, в вернуться за заверениями, что австро-венгерское правительство купит линкоры, как только появятся средства. После переговоров, в которых участвовали совместные австро-венгерские министерства иностранных дел, войны и финансов, Монтекукколи согласился с предложением, но количество дредноутов, построенных в соответствии с этим соглашением, было сокращено до только «Тегеттофф» и «Вирибус Юнитис» . [ 21 ] В своих мемуарах бывший австрийский фельдмаршал и начальник Генерального штаба Конрад фон Хетцендорф писал, что, поскольку он верил в вероятность войны с Италией в ближайшем будущем, строительство линкоров должно начаться как можно скорее. Он также работал над заключением соглашений о продаже как Tegetthoff , так и Viribus Unitis , по его словам, «надежному союзнику» (на которого могла претендовать только Германия), если бюджетный кризис в Будапеште не удастся быстро урегулировать. [ 22 ]
Контур
[ редактировать ]был меньше современных линкоров-дредноутов и супердредноутов немецкой Kaiserliche Marine и Британского Королевского флота , Хотя Prinz Eugen он был частью первого класса своего типа в Средиземном и Адриатическом морях . [ 23 ] «Принц Ойген» и ее однотипные корабли были описаны бывшим австро-венгерским военно-морским офицером Энтони Соколом в его книге «Императорский и Королевский австро-венгерский флот» как «превосходные корабли», и он был известен как один из самых мощных линкоров в регионе. Конструкция линкора также сигнализировала об изменении военно-морской политики Австро-Венгрии, поскольку он был способен на гораздо большее, чем просто береговую оборону или патрулирование Адриатического моря. [ 23 ] Действительно, «Принц Ойген» и его однотипные корабли были так хорошо приняты, что, когда пришло время планировать замену Австро-Венгрии «Монарх» класса старых кораблей береговой обороны , военно-морской флот решил просто взять планировку этого класса и расширить их, чтобы иметь немного больший тоннаж и более крупные орудия. [ 24 ]
Финансирование
[ редактировать ]Стоимость строительства «Принца Ойгена» была огромной по меркам австро-венгерского флота. В то время как «Габсбург» линкоры класса , «Эржерцог Карл» и « Радецкий » обходятся военно-морскому флоту примерно в 18, 26 и 40 миллионов крон за корабль. [ 25 ] «Принц Ойген» будет стоить более 60 миллионов крон. Предполагалось, что [ 26 ] По предыдущим бюджетам на 1907 и 1908 годы на флот было выделено около 63,4 и 73,4 миллиона крон, что в то время считалось завышенным бюджетом из-за строительства двух кораблей Радецкого . Монтекукколи беспокоился, что широкая общественность и законодательные органы Вены и Будапешта отвергнут необходимость в таком дорогом корабле, как «Принц Ойген» , особенно вскоре после политического кризиса в Будапеште. Резкое увеличение расходов означало, что в 1909 году военно-морской флот потратил около 100,4 миллиона крон, огромную сумму по тем временам. Это было сделано для того, чтобы ускорить завершение строительства линкоров класса «Радецкий» , хотя надвигающееся строительство трех других дредноутов в дополнение к «Принцу Ойгену» означало, что австро-венгерскому флоту, вероятно, придется запросить у правительства годовой бюджет, намного превышающий 100 кораблей. миллион крон. [ 25 ] Секретное соглашение о финансировании строительства Viribus Unitis и Tegetthoff , Prinz Eugen , кораблей-близнецов было заключено с семьей Ротшильдов в Австрии , которая владела металлургическим заводом Witkowitz , банком Creditanstalt и имела значительные активы как на заводах Škoda, так и на Stabilimento. Технико Триестино. Эрцгерцог Франц Фердинанд лично ухаживал за Альбертом Саломоном Ансельмом фон Ротшильдом, чтобы получить денежную поддержку его семьи до тех пор, пока правительство не купит два старших корабля-близнеца Принца Ойгена . [ 27 ] [ 28 ]
Столкнувшись с потенциальной негативной реакцией по поводу конституционных опасений, что строительство двух линкоров класса «Тегеттофф» обязывает Австро-Венгрию потратить примерно 120 миллионов крон без предварительного одобрения австрийского рейхсрата или сейма Венгрии, сделка осталась секретной. [ 29 ] В конечном итоге соглашение было обнародовано в апреле 1910 года газетой Arbeiter-Zeitung австрийской социал-демократической партии . Однако к тому времени, когда Arbeiter-Zeitung опубликовала эту историю, планы по линкору класса «Тегеттофф» уже были завершены , и строительство двух однотипных кораблей «Принца Ойгена » вот-вот должно было начаться. [ 10 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]
Спроектирован военно-морским архитектором Зигфридом Поппером . [ 30 ] [ 10 ] Prinz Eugen имел общую длину 152 метра (498 футов 8 дюймов), ширину 27,90 метра (91 фут 6 дюймов) и осадку 8,70 метра (28 футов 7 дюймов) при глубокой нагрузке. Он был рассчитан на водоизмещение 20 000 тонн (19 684 длинных тонны; 22 046 коротких тонн) при нагрузке, но при полной боевой нагрузке его водоизмещение составляло 21 689 тонн (21 346 длинных тонн; 23 908 коротких тонн). [ 1 ] Корпус Prinz Eugen имел двойное дно глубиной 1,22 метра (4 фута 0 дюймов) и усиленное внутреннее днище, состоящее из двух слоев 25-миллиметровых (1 дюйм) плит.
Конструкция корпуса была задумана Поппером для защиты линкора от морских мин , хотя в конечном итоге она подвела Принца Ойгена , корабли-близнецы «Сент Иштван» и «Вирибус Юнитис» , когда первый был потоплен торпедой в июне 1918 года, а второй — на мине в июне 1918 года. Ноябрь того же года. [ 31 ] Принц Ойген длиной 2,74 метра (9 футов 0 дюймов) Барра и Страуда также имел два поста оптического дальномера как по правому, так и по левому борту для вспомогательных орудий линкора. Эти дальномеры были оснащены броневой башенкой, в которой размещался 8-миллиметровый (0,31 дюйма) Schwarzlose M.07/12 . зенитный пулемет [ 1 ] Принц Ойген был оснащен торпедными сетями, [ 1 ] хотя они были удалены в июне 1917 года. [ 32 ]
Движение
[ редактировать ]«Принц Ойген» имел четыре вала и четыре «Парсонс» паровые турбины , которые размещались в отдельном машинном отделении и приводились в движение двенадцатью котлами Babcock & Wilcox . Они были спроектированы так, чтобы производить в общей сложности 26 400 или 27 000 лошадиных сил на валу (19 686 или 20 134 кВт), чего теоретически было достаточно для достижения максимальной расчетной скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час). Сообщалось, что во время скоростных испытаний она достигла максимальной скорости 19,75 узлов (36,58 км/ч; 22,73 миль в час). [ 33 ] хотя ее фактическая максимальная скорость неизвестна, поскольку официальные данные ходовых испытаний и записи для всех кораблей класса Prinz Eugen были утеряны после войны. [ 1 ] Prinz Eugen также перевез 1844,5 тонны (1815,4 длинных тонны; 2033,2 коротких тонны) угля и еще 267,2 тонны (263,0 длинных тонны; 294,5 коротких тонны) мазута , который должен был распыляться на уголь для увеличения скорости его горения. [ 1 ] При полной мощности Prinz Eugen мог проехать 4200 морских миль (7800 км; 4800 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 34 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Построенная на заводе «Шкода» в Пльзене , Богемия , «Принца Ойгена » главная батарея состояла из двенадцати орудий «Шкода К10» калибра 45 калибра и длиной 30,5 см (12 дюймов), установленных в четырех тройных башнях. корабля По две башни устанавливались в носовой и кормовой части главной надстройки суперстрелковой . парой Внедрение тройных башен на борту «Принца Ойгена» произошло по двум причинам: необходимость обеспечить более компактную конструкцию корабля и меньшее водоизмещение, чтобы соответствовать австро-венгерской военно-морской доктрине и бюджетным ограничениям, а также противодействовать внедрению тройных башен на борту «Принца Ойгена». итальянец Данте Алигьери . [ 35 ] Наличие трех орудий на каждой башне вместо двух позволяло обеспечить более тяжелый бортовой залп, чем у других дредноутов аналогичного размера, а также означало более короткую цитадель и лучшее распределение веса. [ 36 ]
Prinz Eugen нес дополнительное вооружение, которое состояло из дюжины 15-сантиметровых (5,9 дюйма) орудий Škoda K10 калибра 50 калибра , установленных в казематах на миделе корабля . Кроме того, восемнадцать 7-сантиметровых (2,8 дюйма) орудий Škoda K10 калибра 50 калибра были установлены на открытых шкворневых установках на верхней палубе над казематами. Еще три 7-сантиметровые (2,8 дюйма) орудия Škoda K10 были установлены на верхних башнях для зенитных задач. Два дополнительных 8-миллиметровых (0,31 дюйма) зенитных пулемета Schwarzlose M.07/12 были установлены на бронированных башенках ее дальномеров. Prinz Eugen также был оснащен двумя 7-сантиметровыми (2,8 дюйма) десантными орудиями Škoda G. L/18 и двумя 47-миллиметровыми (1,9 дюйма) орудиями Škoda SFK L/44 S для использования против небольших и быстрых судов, таких как торпедные катера. и подводные лодки. Кроме того, он также был оснащен четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 533 мм (21,0 дюйма) , по одному в носовой, кормовой и каждом бортах. В дополнение к этим торпедным аппаратам «Принц Ойген» обычно нес двенадцать торпед. [ 1 ]
Броня
[ редактировать ]
«Принц Ойген» был защищен по ватерлинии бронепоясом толщиной 280 миллиметров (11 дюймов) в центральной цитадели, где располагались наиболее важные части корабля. Этот броневой пояс располагался между средними точками носового и кормового барбетов и утончался на 150 миллиметров (5,9 дюйма) дальше к носу и корме, но не доходил ни до них. К носовой части его продолжал небольшой участок брони толщиной 110–130 миллиметров (4–5 дюймов). Верхний броневой пояс имел максимальную толщину 180 миллиметров (7,1 дюйма), но от передней барбета до носовой части он утончился до 110 миллиметров (4,3 дюйма). Казематная броня также имела толщину 180 миллиметров (7,1 дюйма). [ 37 ]
Бока орудийных башен, барбетов и главной боевой рубки были защищены бронёй толщиной 280 миллиметров (11 дюймов), за исключением крыш башни и боевой рубки, толщина которых составляла от 60 до 150 миллиметров (от 2 до 6 дюймов). Толщина настилов составляла от 30 до 48 миллиметров (от 1 до 2 дюймов) в два слоя. Система подводной защиты состояла из продолжения двойного дна вверх до нижнего края броневого пояса по ватерлинии с тонкой 10-миллиметровой (0,4 дюйма) пластиной, выполнявшей роль внешней переборки. Его подпирала торпедная переборка , состоявшая из двух 25-миллиметровых плит. [ 37 ] Общая толщина этой системы составляла всего 1,60 метра (5 футов 3 дюйма), что делало Prinz Eugen неспособным сдержать детонацию боеголовки торпеды или взрыв мины без разрушения. [ 38 ] Этот конструктивный недостаток в конечном итоге оказался фатальным для ее родственных кораблей «Сент Иштван» и «Вирибус Юнитис» . [ 38 ]
Строительство
[ редактировать ]
Планы Монтекукколи по строительству « Принца Ойгена» и его однотипных кораблей получили одобрение императора Франца Иосифа I в январе 1909 года, и к апрелю планы проектирования и строительства корабля были изложены. [ 18 ] Примерно через год после того, как Принца Ойгена , были составлены планы газета Австрийской социал-демократической партии Arbeiter-Zeitung сообщила широкой публике подробности о линкоре. [ 39 ] Христианско -социальная партия , поддерживающая строительство «Принца Ойгена» и его однотипных кораблей и действующая по рекомендации военно-морского флота, опубликовала в своей газете «Рейхспост » информацию о секретном проекте постройки кораблей и связанных с ним финансовых соглашениях для финансирования первые два были правдой. Reichspost . лоббировала поддержку проекта, ссылаясь на озабоченность национальной безопасностью Австро-Венгрии, поскольку итальянский дредноут уже строится также работал над обеспечением общественной поддержки строительства «Принца Ойгена» и его однотипных кораблей. Когда эта история стала известна, эрцгерцог Фердинанд , как и Австрийская военно-морская лига, [ 10 ] [ 40 ]
Сборка и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Prinz Eugen , третий корабль своего класса, был заложен в Триесте компанией Stabilimento Tecnico Triestino 16 января 1912 года. [ 34 ] [ 41 ] Бюджетное соглашение, по которому финансировался «Принц Ойген», предусматривало, что, хотя броня и орудия линкора должны были быть построены в Австрии, электропроводка и оборудование на борту линкора должны были быть собраны в Венгрии. При этом половина всех боеприпасов и снарядов для орудий корабля должна была быть закуплена в Австрии, а другая половина — в Венгрии. [ 42 ] Несмотря на две забастовки машинистов в августе 1912 и марте 1913 года, которые задержали строительство двигателей «Принца Ойгена » , линкор строился очень быстрыми темпами. [ 43 ] Всего после 11 месяцев постройки он был спущен на воду 30 ноября 1912 года в Триесте. [ 34 ] [ 44 ]
Первоначально называвшийся «Линкор VI», дискуссия о том, как назвать линкор, началась, когда он строился в Триесте. Хотя в Военно-морском отделе военного министерства было распространено несколько предложений, все предложенные названия для четырех кораблей класса «Тегеттофф» включали «Принц Ойген» в качестве названия корабля. Газеты в Австрии во время строительства сообщали, что один из кораблей должен был называться «Кайзер Франц Иосиф I», но это было необоснованно, поскольку австро-венгерский флот не собирался переименовывать крейсер, который уже носил имя императора . Император Франц Иосиф I в конечном итоге определил названия всех четырех дредноутов, решив назвать первый корабль в честь своего личного девиза Viribus Unitis (лат. «Объединенными силами»), а второй корабль будет назван Тегетхофф в честь Вильгельма фон Тегеттофа. , австрийский военно-морской адмирал XIX века, известный своей победой над Италией в битве при Лиссе в 1866 году. [ 26 ] Третий корабль этого класса должен был быть назван Prinz Eugen в честь принца Евгения Савойского . [ 26 ] Австрийский генерал и государственный деятель 17-18 веков, провозглашенный в Австрии героем за победу в битве при Зенте в 1697 году. [ 45 ] [ 46 ] Prinz Eugen проводил ходовые испытания в течение марта и апреля 1914 года. [ 47 ] Результаты этих испытаний были охарактеризованы как «удовлетворительные». [ 41 ] Хотя ВМС Австро-Венгрии опубликовали заявление о том, что испытания корабля завершились успешными артиллерийскими испытаниями, никакой другой информации к публикации не было разрешено. [ 41 ] Он был принят в состав австро-венгерского флота 8 июля 1914 года, всего через десять дней после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда. [ 34 ] [ 16 ]
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]Начало войны
[ редактировать ]
В последующие дни события развивались стремительно. Австро-Венгрия объявила войну Сербии 28 июля, через месяц после убийства Франца Фердинанда. [ 48 ] [ 49 ] 30 июля 1914 года Россия объявила полную мобилизацию в ответ на объявление Австро-Венгрией войны Сербии. [ 50 ] На следующий день Австро-Венгрия объявила полную мобилизацию. 1 августа и Германия, и Франция приказали провести полную мобилизацию, а Германия объявила войну России в поддержку Австро-Венгрии. [ 51 ] [ 52 ] Хотя отношения между Австро-Венгрией и Италией значительно улучшились за два года после возобновления Тройственного союза в 1912 году , [ 53 ] Увеличение австро-венгерских военно-морских расходов, политические споры по поводу влияния в Албании и опасения Италии по поводу потенциальной аннексии земель в Черногории привели к ухудшению отношений между двумя союзниками за несколько месяцев до войны. [ 54 ] Декларация нейтралитета Италии в войне 1 августа разбила надежды Австро-Венгрии на использование Prinz Eugen в крупных боевых операциях в Средиземном море, поскольку военно-морской флот полагался на уголь, хранящийся в итальянских портах, для работы совместно с Regia Marina. [ 55 ] К 4 августа Германия выполняла план Шлиффена и уже оккупировала Люксембург и вторглась в Бельгию после объявления войны Франции. В тот же день Великобритания объявила войну Германии в поддержку нейтралитета Бельгии. [ 48 ]
На помощь австро-венгерскому флоту обратилась немецкая Средиземноморская дивизия, состоявшая из линейного крейсера СМС «Гебен» и легкого крейсера СМС « Бреслау» . [ 56 ] Немецкие корабли пытались вырваться из Мессины , где до начала войны перевозили уголь. К первой неделе августа британские корабли начали собираться у Мессины, пытаясь поймать немцев в ловушку. Хотя Австро-Венгрия еще не полностью мобилизовала свой флот, для оказания помощи немецким кораблям были собраны силы. В его состав входили «Тегеттофф» , «Вирибус Юнитис » и «Принц Ойген» , а также три «Радецкого », броненосный крейсер «Санкт-Георг» , крейсер-разведчик «Адмирал Спаун» , шесть эсминцев и 13 торпедных катеров. [ 57 ] Верховное командование Австро-Венгрии, опасаясь разжигания войны с Великобританией, приказало флоту избегать британских кораблей и открыто поддерживать немцев только в то время, когда они находились в австро-венгерских водах. 7 августа, когда немцы прорвались из Мессины , австро-венгерский флот начал движение в Бриндизи , чтобы соединиться с немцами и сопроводить их корабли в дружественный порт в Австро-Венгрии. Однако движение немцев к устью Адриатики было отвлекающим маневром, призванным отвлечь британцев и французов от преследования, и вместо этого немецкие корабли обогнули южную оконечность Греции и направились к Дарданеллам , где их в конечном итоге продали. в Османскую империю . Вместо того, чтобы следовать за немецкими кораблями в сторону Черного моря , австрийский флот вернулся в Полу. [ 58 ] [ 59 ]
1914–1915
[ редактировать ]
После объявления Францией и Великобританией войны Австро-Венгрии 11 и 12 августа соответственно, французский адмирал Огюстен Буэ де Лапейрер получил приказ перекрыть австро-венгерское судоходство у входа в Адриатическое море и вступить в бой с любыми австро-венгерскими кораблями. наткнулся на него англо-французский флот. Лапейрер решил атаковать австро-венгерские корабли, блокировавшие Черногорию. Последовавшая битва при Антивари положила конец блокаде Австро-Венгрии и фактически поставила вход в Адриатическое море в руки Великобритании и Франции. [ 60 ] [ 61 ]
После прорыва «Гебена» и «Бреслау» « Принц Ойген» практически не участвовала в боевых действиях, проводя большую часть времени в порту Полы. Недостаток времени, проведенного кораблем в море, был частью общего бездействия почти всех кораблей австро-венгерского флота. Частично это было вызвано боязнью мин в Адриатике. [ 62 ] хотя другие факторы способствовали отсутствию военно-морской деятельности. Хаус опасался, что прямая конфронтация с французским флотом, даже если она окажется успешной, ослабит австро-венгерский флот до такой степени, что Италия получит свободу действий в Адриатике. [ 63 ] Эта обеспокоенность была настолько велика для Хауса, что он написал в сентябре 1914 года: «Пока существует вероятность того, что Италия объявит нам войну, я считаю своим первым долгом сохранить наш флот в целости и сохранности». [ 64 ] Решение Хауса использовать австро-венгерский флот в качестве флота вызвало резкую критику со стороны австро-венгерской армии , ВМС Германии и министерства иностранных дел Австро-Венгрии. [ 65 ] но это также привело к тому, что гораздо большее количество военно-морских сил Антанты было направлено в Средиземное море и Отрантский пролив. Их можно было использовать где угодно, например, против Османской империи во время Галлиполийской кампании . [ 66 ]
Самым важным фактором, побудившим Принц Ойген проводить большую часть времени в порту, возможно, была нехватка угля. До войны Соединенное Королевство служило основным источником угля для Австро-Венгрии. За годы до войны все больший процент угля поступал из шахт Германии, Вирджинии и из внутренних источников, но 75% угля, закупаемого для австро-венгерского флота, поступал из Великобритании. Начало войны означало, что эти источники, а также источники из Вирджинии, больше не будут доступны. Однако до войны были накоплены значительные количества угля, что обеспечивало флоту возможность выйти из порта в случае необходимости. Несмотря на это, необходимость обеспечить « Принц Ойген» углем, необходимым ей в случае нападения Италии или Франции или крупной наступательной операции, привела к тому, что ее и другие линкоры остались в порту, если только обстоятельства не потребовали их развертывания в море. [ 65 ] [ 62 ]
В начале 1915 года Германия предложила «Принцу Ойгену» и другим линкорам австро-венгерского флота атаковать плотину Отранто , чтобы ослабить давление на Османскую империю в разгар Галлиполийской кампании. Хаус, все еще опасавшийся вывода линкоров Австро-Венгрии из порта, отклонил это предложение. Он возразил, что французы сняли блокаду с самой южной оконечности Адриатического моря и что ни один из англо-французских кораблей, назначенных для блокады пролива, не был направлен в Дарданеллы. [ 67 ]
Хаус также решительно выступал за сохранение своих линкоров, в частности всех четырех кораблей класса «Тегетгоф» , в резерве на случай вступления Италии в войну на стороне Антанты. Хаус считал, что Италия неизбежно разорвет свой союз с Австро-Венгрией и Германией и что, сохраняя в безопасности линкоры, такие как «Принц Ойген» , их можно будет быстро использовать против Италии. Эта стратегия позволила Австро-Венгрии вступить в бой с итальянцами вскоре после объявления Италией войны в мае 1915 года. [ 68 ]
Бомбардировка Анконы
[ редактировать ]
После неудачных переговоров с Германией и Австро-Венгрией по поводу присоединения Италии к войне в качестве члена Центральных держав , итальянцы провели переговоры с Тройственной Антантой о возможном вступлении Италии в войну на их стороне по Лондонскому договору , подписанному 26 апреля 1915 года. . [ 69 ] 4 мая Италия официально отказалась от союза с Германией и Австро-Венгрией, заранее предупредив австро-венгров о том, что Италия готовится начать против них войну. Хаус готовил «Принц Ойген» и ее однотипные корабли к выходу в Адриатику для нанесения массированного удара по итальянцам в момент объявления войны. 23 мая 1915 года, между двумя и четырьмя часами после того, как Италия объявила войну, достигла главной австро-венгерской военно-морской базы в Поле. [ с ] австро-венгерский флот, в том числе «Принц Ойген» , отправился бомбардировать итальянское побережье. [ 62 ] [ 70 ]
В то время как несколько кораблей бомбардировали второстепенные цели, а другие были переброшены на юг, чтобы прикрыть итальянские корабли, которые могли двигаться на север из Таранто , ядро австро-венгерского флота во главе с «Принцем Ойгеном» и его родственными кораблями направилось к Анконе . Бомбардировка провинции Анкона стала крупным успехом австро-венгерского флота. В порту Анконы был уничтожен итальянский пароход и повреждены еще три. Серьезный ущерб был нанесен инфраструктуре порта Анкона и близлежащих городов. Железнодорожные станции и портовые сооружения в городе были повреждены или разрушены, а защищавшие их местные береговые батареи были выведены из строя. В результате бомбардировки были подожжены многочисленные причалы, склады, нефтяные резервуары, радиостанции, склады угля и нефти, а в городе были отключены электричество, газ и телефонные линии. В самом городе были повреждены штаб-квартира полиции Анконы, армейские казармы, военный госпиталь, сахарный завод и офисы Банка Италии. В результате нападения 30 итальянских солдат и 38 мирных жителей были убиты, а еще 150 получили ранения. [ 71 ] [ 72 ]
Позже австро-венгерский флот без сопротивления перешел к бомбардировке побережья Черногории; к тому времени, когда на место происшествия прибыли итальянские корабли, австро-венгры благополучно вернулись в Полу. [ 73 ] Целью бомбардировки Анконы было задержать итальянскую армию от развертывания своих сил вдоль границы с Австро-Венгрией путем разрушения важнейших транспортных систем. [ 70 ] Внезапное нападение на Анкону позволило задержать итальянское развертывание в Альпах на две недели. Эта задержка дала Австро-Венгрии ценное время для укрепления своей итальянской границы и передислокации части своих войск с Восточного и Балканского фронтов. [ 74 ] Бомбардировка также нанесла серьезный удар по моральному духу итальянской армии и общества. [ 75 ]
1916–1917
[ редактировать ]
Будучи практически неспособным участвовать в крупных наступательных боевых действиях после бомбардировки Анконы из-за заграждения в Отранто, Принц Ойген в основном был вынужден защищать 1130 морских миль (2090 км; 1300 миль) береговой линии Австро-Венгрии и 2172,4 морских мили (4023,3 км; 2500,0 миль). ) побережья острова для следующего три года. [ 76 ] Отсутствие боевых действий или даже случаев, когда «Принц Ойген» покидал порт, иллюстрируется карьерой ее однотипного корабля «Сент Иштван» . Корабль не смог присоединиться к своим сестрам в бомбардировке Анконы и редко покидал безопасный порт, за исключением артиллерийских тренировок в близлежащем проливе Фажана. Из 937 дней службы она провела в море всего 54 дня и совершила только один двухдневный рейс на остров Паг. Всего в море провела лишь 5,7% своей жизни; а все остальное время он стоял на якоре в гавани Пола. [ 77 ]
Несмотря на смерть Хауса от пневмонии 8 февраля 1917 г., [ 78 ] его стратегия удержания в порту австро-венгерского флота и особенно дредноутов, таких как «Принц Ойген» , продолжалась. Сохранив «Принц Ойген» и его родственные корабли в качестве флота, австро-венгерский флот сможет продолжать защищать свою протяженную береговую линию от морских бомбардировок или вторжения с моря. Основные порты Триест и Фиуме также останутся под защитой. Более того, итальянские корабли, дислоцированные в Венеции, оказались в ловушке из-за расположения австро-венгерского флота, не позволяя им плыть на юг и присоединиться к основной части сил Антанты у заграждения Отранто. [ 79 ]
Максимилиан Негован был произведен в адмиралы и назначен главнокомандующим ВМФ вместо Хауса. После назначения Негована на более высокий пост командование Первой боевой дивизией, в которую входил « Принц Ойген» и ее однотипные корабли, перешло к вице-адмиралу Антону Вилленику. Ранее Негован выражал разочарование, наблюдая, как дредноуты, которыми он командовал под командованием Хауса, простаивают в порту, и после принятия командования в его распоряжении было около 400 000 тонн угля. Однако он решил продолжить стратегию своего предшественника, гарантируя, что Принц Ойген и дальше практически не будет участвовать в боях. [ 80 ]
Поскольку в течение последних двух лет Принц Ойген почти никогда не выходил в порт, кроме как для проведения артиллерийских тренировок, наиболее важными моментами, которые Принц Ойген пережил, стоя на якоре в Поле, были инспекции высокопоставленных лиц. Первый такой визит был совершен императором Карлом I 15 декабря 1916 года. Во время этого краткого визита император проинспектировал военно-морские учреждения Полы и Сент-Иштван , но не поднялся на борт «Принца Ойгена» . [ 81 ] Карл I вернулся в Полу в июне 1917 года во время первого с 1902 года официального имперского смотра австро-венгерского флота. [ 82 ] Третий высокопоставленный визит состоялся во время инспекции кайзером Вильгельмом II немецкой базы подводных лодок Пола 12 декабря 1917 года. Помимо этих визитов, единственными действиями, которым подвергался порт Пола и Принц Ойген между бомбардировкой Анконы и летом 1918 года, были более восьмидесяти воздушных налетов, проведенных вновь сформированными ВВС Италии . [ 83 ]
1918
[ редактировать ]После мятежа в Каттаро в феврале 1918 года адмирал Негован был уволен с поста главнокомандующего ВМФ. [ 5 ] Миклош Хорти де Надьбанья , командующий «Принц Ойген» , был произведен в контр-адмиралы и назначен главнокомандующим флотом. Хорти использовал свое назначение, чтобы регулярно выводить австро-венгерский флот из порта для маневров и артиллерийских тренировок. Размер этих операций был самым крупным, который Принц Ойген видел с начала войны. [ 84 ]
Эти артиллерийские и маневренные тренировки проводились не только для восстановления порядка после нескольких неудавшихся мятежей, но и для подготовки флота к крупной наступательной операции. Стратегическое мышление Хорти отличалось от двух его предшественников, и вскоре после принятия на себя командования военно-морским флотом он решил предпринять крупные действия флота, чтобы решить проблему низкого морального духа и скуки, а также облегчить прорыв австро-венгерских и немецких подводных лодок. Адриатики в Средиземное море. После нескольких месяцев практики Хорти пришел к выводу, что флот готов к крупному наступлению в начале июня 1918 года. [ 85 ]
Отранто Рейд
[ редактировать ]
Хорти был полон решимости использовать флот для атаки на плотину в Отранто . Планируя повторить свой успешный рейд на блокаду в мае 1917 года , [ 86 ] Хорти предполагал массированную атаку на силы союзников, при этом «Принц Ойген» и три ее однотипных корабля будут обеспечивать самый крупный компонент атаки. Их должны были сопровождать три корабля « Эржерцог Карл» дредноутов типа «Новара» , три крейсера типа , крейсер «Адмирал Спаун» , четыре «Татра» эсминца типа и четыре торпедных катера. В операции по выслеживанию кораблей противника на флангах флота также будут задействованы подводные лодки и авиация. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]
8 июня 1918 года Хорти повел свой флагман «Вирибус Юнитис» и «Принц Ойген» на юг с передовыми частями своего флота. [ 86 ] Вечером 9 июня Сент-Иштван и Тегеттофф последовали за ними вместе со своими кораблями сопровождения. План Хорти предусматривал, что Новара и Гельголанд вступят в бой с Заграждением при поддержке эсминцев класса «Татра» . Тем временем адмирал Спаун и Саида будут сопровождаться четырьмя торпедными катерами флота в Отранто для бомбардировки итальянских воздушных и военно-морских станций. Немецкие и австро-венгерские подводные лодки будут отправлены в Валону и Бриндизи, чтобы устроить засаду на итальянские, французские, британские и американские военные корабли, вышедшие в бой с австро-венгерским флотом, а гидросамолеты из Каттаро будут обеспечивать поддержку с воздуха и прикрывать продвижение кораблей. . Линкоры, и в частности дредноуты, такие как «Принц Ойген» , будут использовать свою огневую мощь, чтобы разрушить заграждение и вступить в бой с любыми военными кораблями союзников, с которыми они столкнутся. Хорти надеялся, что включение этих кораблей окажется решающим в обеспечении решающей победы. [ 88 ]
По пути в гавань Ислана , к северу от Рагузы , для встречи с Вирибусом Юнитисом и Принцем Ойгеном для скоординированной атаки на плотину Отранто , Сент Иштван и Тегетхофф попытались развить максимальную скорость, чтобы догнать остальной флот. При этом турбины Сент-Иштвана начали перегреваться, и скорость двух кораблей пришлось снизить. Когда была предпринята попытка поднять больше пара, чтобы увеличить скорость, Сент Иштван выпустил избыток дыма. Около 3:15 утра 10 июня [ д ] два итальянских катера MAS , MAS 15 и MAS 21 , заметили дым от австрийских кораблей, возвращаясь после без происшествий патрулирования у побережья Далмации. Обе лодки успешно преодолели заслон сопровождения и разделились, чтобы поразить каждый из дредноутов. MAS 15 успешно выпустила две торпеды в 3:25 утра по Сент-Иштвану . [ 90 ] Линкор был поражен двумя 45-сантиметровыми (18 дюймов) торпедами рядом с котельными. Попытки заткнуть дыры в корабле не увенчались успехом. [ 90 ] [ 88 ] Тегетхофф попытался взять Сент-Иштвана на буксир, но линкор набирал слишком много воды. [ 91 ] В 6:12 утра из-за несоответствия насосов Сент-Иштван перевернулся у Премуды . [ 90 ] [ 88 ] Опасаясь дальнейших атак торпедных катеров или эсминцев с итальянской Региа-Марины, а также возможного реагирования на место происшествия дредноутов союзников, Хорти посчитал, что элемент внезапности утерян, и отменил атаку. Принц Ойген и остальная часть флота вернулись на базу в Поле, где и оставались до конца войны. [ 92 ] [ 93 ]
Конец войны
[ редактировать ]
17 июля 1918 года Пола подверглась крупнейшему авианалету, который город видел за всю войну. 66 самолетов союзников сбросили более 200 бомб, хотя Принц Ойген в результате атаки не пострадал. [ 94 ]
К октябрю 1918 года стало ясно, что Австро-Венгрия терпит поражение в войне. Поскольку различные попытки подавить националистические настроения потерпели неудачу, император Карл I решил разорвать союз Австро-Венгрии с Германией и обратиться к союзным державам в попытке сохранить империю от полного краха. 26 октября Австро-Венгрия сообщила Германии, что их союз расторгнут. В Поле австро-венгерский флот находился в процессе раскола по этническим и националистическим мотивам. Утром 28 октября Хорти был проинформирован о неизбежности перемирия, и он использовал эту новость для поддержания порядка и предотвращения мятежа среди флота. Хотя мятеж удалось избежать, напряженность оставалась высокой, а моральный дух находился на рекордно низком уровне. Ситуация была настолько напряженной, что капитан «Принца Ойгена » Александр Милошевич покончил жизнь самоубийством в своей каюте на борту линкора. [ 95 ]
29 октября Национальный совет в Загребе объявил, что династические связи Хорватии с Венгрией официально завершились. Это новое временное правительство, хотя и свергло венгерское правление, еще не провозгласило независимость от Австро-Венгрии. Таким образом, правительство императора Карла I в Вене обратилось к недавно сформированному государству словенцев, хорватов и сербов за помощью в поддержании флота, дислоцированного в Поле, и поддержании порядка среди военно-морского флота. [ 96 ] Император Карл I, пытаясь спасти Империю от краха, согласился передать все корабли Австро-Венгрии Национальному совету при условии, что другие «нации», составлявшие Австро-Венгрию, смогут претендовать на свою справедливую долю стоимости. флота в более позднее время. [ 97 ]
Таким образом, австро-венгерское правительство решило без единого выстрела передать большую часть своего флота государству словенцев, хорватов и сербов. Это считалось более предпочтительным, чем передача флота союзникам, поскольку новое государство заявило о своем нейтралитете. Более того, новообразованное государство также еще не свергло публично императора Карла I, сохраняя возможность реформирования Империи в тройную монархию . Передача государству словенцев, хорватов и сербов началась утром 31 октября, когда Хорти встретился с представителями южнославянских национальностей на борту своего флагманского корабля « Вирибус Юнитис» . После «коротких и прохладных» переговоров договоренности были согласованы, и передача завершилась в тот же день. Австро-венгерский военно-морской флаг был сбит с корабля «Вирибус Юнитис» , за ним последовали остальные корабли в гавани. Главой недавно созданного военно-морского флота Государства словенцев, хорватов и сербов стал капитан Янко Вукович , который был повышен до звания адмирала и взял на себя старые обязанности Хорти в качестве главнокомандующего флотом. Он выбрал Принца Ойгена United Корабль-близнец Forces в качестве их флагмана. [ 98 ] [ 99 ]
1 ноября 1918 года «Вирибус Юнитис» был уничтожен, когда двое мужчин с «Региа Марина», Раффаэле Паолуччи и Раффаэле Россетти , направили примитивную пилотируемую торпеду (по прозвищу «Мигнатта» или «пиявка») на военно-морскую базу в Поле и атаковали ее, используя маневренные мины . Когда в 6:44 взорвалась мина, линкор затонул за 15 минут; Вместе с ней затонули Вукович и 300–400 членов экипажа. Принц Ойген в результате нападения не пострадал. [ 100 ] [ 2 ]
Пост-был
[ редактировать ]
Перемирие на Вилле Джусти , подписанное между Италией и Австро-Венгрией 3 ноября 1918 года, отказывалось признавать передачу военных кораблей Австро-Венгрии Государству словенцев, хорватов и сербов. В результате 4 ноября 1918 года итальянские корабли зашли в порты Триест, Пола и Фиуме. 5 ноября итальянские войска заняли военно-морские объекты в Поле. [ 101 ] Хотя государство словенцев, хорватов и сербов пыталось удержать свои корабли, им не хватало для этого солдат и офицеров, поскольку большинство моряков, не являвшихся южными славянами, уже ушли домой. Национальный совет не приказывал никому сопротивляться итальянцам, но также осудил действия Италии как незаконные. 9 ноября на всех оставшихся в гавани Пола кораблях был поднят итальянский флаг. На конференции на Корфу союзные державы согласились, что передача военно-морского флота Австро-Венгрии государству словенцев, хорватов и сербов не может быть принята, несмотря на симпатию Соединенного Королевства. [ 102 ]
Столкнувшись с перспективой предъявления ультиматума о капитуляции бывших австро-венгерских военных кораблей, Национальный совет согласился передать корабли начиная с 10 ноября 1918 года. [ 103 ] Лишь в 1920 году окончательное распределение кораблей было урегулировано между союзными державами в соответствии с условиями Сен-Жерменского договора . Из двух оставшихся Принц Тегеттоффов Ойген был формально передан Франции. [ 34 ] ВМС Франции сняли для проверки основное вооружение « Принца Ойгена» , а затем использовали дредноут в качестве корабля-мишени. Сначала он подвергся испытательным воздушным бомбардировкам, а затем был потоплен французскими линкорами «Париж» , «Жан Барт» и «Франция» у Тулона 28 июня 1922 года, ровно через восемь лет после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда. [ 104 ] [ 34 ]
Наследие
[ редактировать ]После к нацистской Германии присоединения Австрии посредством аншлюса в марте 1938 года Адольф Гитлер использовал военно-морскую историю Австро-Венгрии, чтобы обратиться к австрийской общественности и заручиться ее поддержкой. Гитлер жил в Вене во время строительства большей части австро-венгерского военно-морского флота и поэтому принял решение о «австрийском» названии для немецкого крейсера, строившегося в Киле в 1938 году. [ 105 ] Первоначально крейсер должен был быть назван «Тегеттофф» Кригсмарине в честь Вильгельма фон Тегеттофа. Однако опасения по поводу возможного оскорбления Италии и Бенито Муссолини , назвав крейсер в честь австрийского победителя в битве при Лиссе, побудили Гитлера принять Принца Ойгена в качестве тезки корабля. [ 106 ] [ 107 ] «Принц Ойген» был спущен на воду 22 августа 1938 года. [ 108 ] на церемонии присутствовали Гитлер и губернатор (нем. Reichsstatthalter ) Остмарка Артур Зейсс-Инкварт , который произнес речь при крещении. На спуске также присутствовал регент Венгрии адмирал Миклош Хорти, который ранее командовал Принцем Ойгеном с 24 ноября 1917 года по 1 марта 1918 года, прежде чем был назначен главнокомандующим флотом Австро-Венгрии в последние месяцы мировой войны. жена И. Хорти, Магдольна Пургли . Крестины совершила [ 109 ] После разгрома нацистской Германии в мае 1945 года немецкий крейсер был сдан Британскому королевскому флоту, а затем передан ВМС США в качестве военного трофея. [ 110 ] После осмотра корабля в США ВМС США направили крейсер на ядерные испытания операции «Перекресток» на атолле Бикини . [ 111 ] Пережив атомные взрывы, крейсер был отбуксирован на атолл Кваджалейн , где в конечном итоге перевернулся и затонул в декабре 1946 года. [ 112 ]
Бывший капитан «Принца Ойгена » Миклош Хорти вернулся в Венгрию после войны. В 1919 году, после серии революций и внешних интервенций в Венгрию со стороны Румынии , Чехословакии и Югославии , Хорти вернулся в Будапешт с Национальной армией и впоследствии был приглашен парламентом стать регентом королевства. Хорти продолжал править Венгрией на протяжении всей Второй мировой войны . Правительство Хорти в конечном итоге пало после того, как Германия вторглась и взяла под свой контроль страну в марте 1944 года в ходе операции «Маргарет» . В октябре 1944 года Хорти объявил, что Венгрия объявила союзникам о перемирии и вышла из состава держав оси . Он был вынужден уйти в отставку, взят под арест немцами и вывезен в Баварию . В конце концов он пережил войну и позже выступил в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе по делу о военных преступлениях в 1948 году. После войны Хорти поселился и дожил оставшиеся годы в изгнании в Португалии , умерев в 1957 году. [ 113 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ По оценкам, исходя из силовой установки «Принца Ойгена» , можно было достичь скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час), а в марте 1913 года сообщалось, что скоростные испытания «Принца Ойгена» « родственного корабля Тегеттофф» привели к максимальная скорость 19,75 узлов (36,58 км/ч; 22,73 миль в час). Официальные рекорды скоростных испытаний всех четырех кораблей класса «Тегетхофф» были утеряны в конце войны.
- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке.
- ↑ Ведутся споры о том, когда флот покинул Полу. Хальперн утверждает, что флот отплыл через четыре часа, в то время как Сокол утверждает, что флот покинул Полу через два часа после того, как заявление дошло до адмирала Хауса.
- ↑ Ведутся споры о том, в какое именно время произошло нападение. произошел в 3:15 утра, Сиехе утверждает, что удар Сент-Иштвана а Сокол утверждает, что это было 3:30 утра.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сиче 1991 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Сокол 1968 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Сокол 1968 , с. 68–69.
- ^ Перейти обратно: а б Сокол 1968 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с Сондхаус 1994 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Вего 1996 , с. 43.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 170.
- ^ Вего 1996 , с. 38.
- ^ Вего 1996 , стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сондхаус 1994 , с. 194.
- ^ Сокол 1968 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Сондхаус 1994 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Сондхаус 1994 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Вего 1996 , с. 39.
- ^ Вего 1996 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Сокол 1968 , с. 150–151.
- ^ Вего 1996 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с Сондхаус 1994 , с. 183.
- ^ Вего 1996 , стр. 62, 69.
- ^ Гебхард 1968 , с. 252.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 191–192.
- ^ Конрад 1925 , с. 360.
- ^ Перейти обратно: а б Сокол 1968 , с. 69.
- ^ Грегер 1976 , стр. 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б Сондхаус 1994 , с. 192.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиче 1991 , с. 116.
- ^ Вего 1996 , с. 62.
- ^ Гебхард 1968 , стр. 203–204.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 192–193.
- ^ Вего 1996 , с. 70.
- ^ Сиехе 1991 , стр. 133–137.
- ^ Сиехе 1991 , с. 113.
- ^ Эрл 1913 , с. 1322.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сиче 1985 , с. 334 .
- ^ Ноппен 2012 , с. 22.
- ^ Престон 2002 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Сиехе 1991 , стр. 132–133.
- ^ Перейти обратно: а б Сиче 1991 , с. 135.
- ^ Вего 1996 , стр. 61–62.
- ^ Халперн 1971 , стр. 156, 160.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 195–196.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 231.
- ^ Гилл 1914 , с. 189.
- ^ Маккей 1977 , стр. 46, 246–247.
- ^ Хендерсон 1966 , стр. 50–51.
- ^ Гилл 1914 , с. 1176.
- ^ Перейти обратно: а б Сондхаус 1994 , стр. 246.
- ^ Фишер 1967 , с. 73.
- ^ Фромкин 2004 , с. 230.
- ^ Фишер 1967 , с. 86.
- ^ Фромкин 2004 , с. 240.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 232–234.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 245–246.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 247.
- ^ Халперн 1995 , с. 53.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 248–249.
- ^ Халперн 1995 , с. 54.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 249, 258–259.
- ^ Кобургер 2001 , стр. 33, 35.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 251.
- ^ Перейти обратно: а б с Халперн 1995 , с. 144.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 260.
- ^ Халперн 1987 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Сондхаус 1994 , с. 261.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 380–381.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 266–267.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 269–270.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 272.
- ^ Перейти обратно: а б Сокол 1968 , с. 107.
- ^ Сокол 1968 , с. 107–108.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 274–275.
- ^ Хор 2006 , с. 180.
- ^ Сокол 1968 , с. 109.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 276.
- ^ Сокол 1968 , с. 71.
- ^ Сиехе 1991 , стр. , 123, 133.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 294.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 294–295.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 304.
- ^ Сиехе 1991 , с. 122.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 309.
- ^ Сиехе 1991 , стр. 120, 122–123.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 330, 333.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 334.
- ^ Перейти обратно: а б Кобургер 2001 , с. 104.
- ^ Халперн 1987 , с. 501.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сондхаус 1994 , с. 335.
- ^ Сокол 1968 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиехе 1991 , стр. 127, 131.
- ^ Ноппен 2012 , с. 42.
- ^ Сокол 1968 , с. 134–135.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 336.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 337.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 350–351.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 351–352.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 352.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 353–354.
- ^ Сокол 1968 , с. 136–137, 139.
- ^ Халперн 1987 , с. 567.
- ^ Sieche, Zeittafel , стр. 137.
- ^ Sieche, Zeittafel , стр. 138–140.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 357–359.
- ^ Ноппен 2012 , с. 45.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 363.
- ^ Шмаленбах 1979 , стр. 121–122.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 363–364.
- ^ Грёнер 1990 , с. 67.
- ^ Куп и Шмолке 1992 , с. 146.
- ^ Шмаленбах 1979 , с. 143.
- ^ Куп и Шмолке 1992 , с. 159.
- ^ Гардинер и Шено 1980 , с. 229.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 365–366.
Библиография
[ редактировать ]- Конрад-Хетцендорф, Франц (1921–1925). Из времени моей службы 1906–1918 гг. (на немецком языке). Вена: Рикола Верлаг.
- Эрл, Ральф (март 1913 г.). «Профессиональные заметки» . Труды Военно-морского института США . 39 (1) . Проверено 2 июля 2018 г.
- Фишер, Фриц (1967). Цели Германии в Первой мировой войне . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-09798-6 .
- Фромкин, Дэвид (2004). Последнее лето Европы: почему мир вступил в войну в 1914 году . Уильяма Хайнемана Лтд. ISBN 978-0-434-00858-2 .
- Гардинер, Роберт; Шено, Роджер, ред. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-913-9 . OCLC 18121784 .
- Гебхард, Луи (1968). «Эскадра дредноутов Австро-Венгрии: военно-морские затраты 1911 года». Ежегодник истории Австрии . 4 : 245–258. дои : 10.1017/S0067237800013230 . S2CID 145130091 .
- Гилл, CC (январь – февраль 1914 г.). «Профессиональные заметки» . Труды Военно-морского института США . 40 (1) . Проверено 28 мая 2018 г.
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-7110-0623-7 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Халперн, Пол Г. (1987). Морская война в Средиземноморье 1914-1918 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0870214489 .
- Халперн, Пол Г. (1971). Положение военно-морского флота в Средиземноморье, 1908-1914 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674564626 .
- Хендерсон, Николас (1966). Принц Евгений Савойский . Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-1-84212-597-7 . OCLC 50018284 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры . Лондон: Лорена Букс. ISBN 978-0-7548-1407-8 . OCLC 56458155 .
- Кобургер, Чарльз В. (2001). Центральные державы на Адриатике, 1914–1918 гг.: Война в Узком море . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 978-0-275-97071-0 .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (1992). «Адмирал Хиппер» ( Тяжелые крейсеры типа на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5896-8 .
- «Военно-морские записки». Королевский институт объединенных служб. Журнал . 59 (437): 273–286. 1914. дои : 10.1080/03071841409421863 .
- Маккей, Дерек (1977). Принц Евгений Савойский . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-85177-252-3 .
- Ноппен, Райан (2012). Австро-венгерские линкоры 1914-18 гг . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84908-688-2 .
- Престон, Энтони (2002). Худшие военные корабли мира . Лондон: Морская пресса Конвея. ISBN 978-0-85177-754-2 .
- Шмаленбах, Пол (1979). Немецкие рейдеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 0-85059-351-4 .
- Сиехе, Эрвин (1985). «Австро-Венгрия». В Гардинере, Роберт; Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-907-8 . OCLC 12119866 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1991). «SMS Сент-Иштван: единственный и злополучный дредноут Венгрии». Военный корабль Интернешнл . ХXVII (2). Толедо, Огайо: Международная организация по исследованию военных кораблей: 112–146. ISSN 0043-0374 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1985). «Хронология событий, связанных с роспуском и передачей Императорского и Королевского флота 1918–1923 гг.». Морской пехотинец – вчера, сегодня (на немецком языке). 12 (1). Журнал австрийской рабочей группы по морской истории: 129–141.
- Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис: Военно-морской институт США. OCLC 462208412 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867-1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 1-55753-034-3 .
- Вего, Милан Н. (1996). Австро-Венгерская военно-морская политика: 1904-14 гг . Лондон, Великобритания: Routledge. ISBN 978-0714642093 .
- Уиллмотт, HP (2009). Последний век морской мощи . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253352149 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дредноуты класса Тегеттофф - основной онлайн-источник по этой теме с 1998 года.
- Австро-Венгерский флот