СМС Тегеттофф (1912)
![]() СМС Тегеттофф на якоре
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Тегеттофф |
Тезка | Вильгельм фон Тегетгоф |
Заказал | 1909 |
Строитель | Триестинский технический завод , Триест |
Расходы | 60 600 000 крон |
Заложен | 24 сентября 1910 г. |
Запущен | 21 марта 1912 г. |
Введен в эксплуатацию | 14 июля 1913 г. |
В эксплуатации | 1913–1918 |
Не работает | 1918 |
Порт приписки | к |
Судьба | Передан Государству словенцев, хорватов и сербов 31 октября 1918 г. |
![]() | |
Имя | Тегеттофф |
Приобретенный | 31 октября 1918 г. |
Судьба | Передан союзным державам 10 ноября 1918 г. |
![]() | |
Имя | Тегеттофф |
Приобретенный | 9 ноября 1918 г. |
Судьба | Передан Италии по Сен-Жермен-ан-Ле в 1920 году, расформирован в Специи между 1924 и 1925 годами. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Тегетхофф класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 152 м (498 футов 8 дюймов) |
Луч | 27,90 м (91 фут 6 дюймов) |
Черновик | 8,70 м (28 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность | |
Движение | 4 вала; 4 паротурбинные установки |
Скорость | 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) [ а ] |
Диапазон | 4200 миль (7800 км; 4800 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 1,087 [ 1 ] |
Вооружение |
|
Броня |
|
СМС Тегеттофф ( Корабль Его Величества Тегеттофф ) [ б ] Был вторым из четырех «Тегеттофф», типа линкоров -дредноутов построенных для австро-венгерского флота . Тегеттофф был назван в честь австрийского адмирала XIX века Вильгельма фон Тегетгофа , наиболее известного победой над итальянской Регией-Мариной в битве при Лиссе в 1866 году. Корабль был вооружен главной батареей из двенадцати 30,5-см (12,0 дюймов) орудий в четырех тройных орудиях. башенки. Построенный незадолго до Первой мировой войны , он был построен на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте , где был заложен в сентябре 1910 года и спущен на воду в марте 1912 года.
Тегеттофф входил в состав 1-й дивизии линкоров австро-венгерского флота в начале войны вместе с другими кораблями своего класса и дислоцировался на австро-венгерской военно-морской базе в Поле . Впервые участвовал в боевых действиях во время бомбардировки Анконы после объявления Италией войны Австро-Венгрии в мае 1915 года, но до конца войны участвовал в малом количестве боевых действий из-за заграждения в Отранто , которое запрещало австро-венгерскому флоту покидать Адриатическое море. В июне 1918 года, пытаясь обеспечить более безопасный проход для немецких и австро-венгерских подводных лодок через пролив Отранто , австро-венгерский флот попытался прорвать заграждение, нанеся крупную атаку на пролив, но он был оставлен после Тегеттофа. и ее однотипный корабль « Сент-Иштван» подверглись нападению итальянских торпедных катеров утром 10 июня . Тегетхофф не пострадал во время атаки, но Сент Иштван был потоплен торпедами, выпущенными с МАС-15 .
После затопления Сент-Иштвана Тегеттофф и оставшиеся два корабля ее класса вернулись в порт Полы, где оставались до конца войны. Когда в октябре 1918 года Австро-Венгрия терпела поражение в войне, австрийское правительство решило передать большую часть своего флота недавно сформированному государству словенцев, хорватов и сербов, чтобы избежать необходимости передавать корабль союзникам . [ 2 ] Эта передача, однако, не была признана перемирием на Вилле Джусти , подписанным между Австро-Венгрией и союзниками в ноябре 1918 года. По условиям Сен-Жермен-ан-Ле Тегетгоф был передан Италии. Впоследствии она была перевезена в Венецию, а затем итальянцы показали ее в качестве военного трофея. В этот период она снялась в фильме Eroi di nostri mari («Герои наших морей»), в котором рассказывалось о затоплении Сент-Иштвана . После принятия Вашингтонского военно-морского договора в 1922 году он был разбит в Ла Специи между 1924 и 1925 годами.
Фон
[ редактировать ]До постройки «Тегетхоффа» и одноименного ему класса большинство предыдущих линкоров Австро-Венгрии предназначались для защиты береговой линии Империи. [ 3 ] В XIX веке морская мощь не была приоритетом внешней политики Австрии. В результате австро-венгерский флот не имел большого общественного интереса и поддержки. Однако назначение эрцгерцога Франца Фердинанда – наследника австро-венгерского престола и видного и влиятельного сторонника морской экспансии – в сентябре 1902 года на должность адмирала значительно повысило значение военно-морского флота в глазах как широкой общественности, так и общественности. парламенты Австрии и Венгрии. [ 4 ] [ 5 ] Интерес Франца Фердинанда к военно-морским делам во многом был мотивирован его убеждением в том, что для конкуренции с Италией, которую он считал величайшей региональной угрозой Австро-Венгрии, потребуется сильный военно-морской флот. [ 6 ]
В 1904 году австро-венгерский флот начал программу расширения, призванную сравняться с программами других великих держав Европы. Эта программа расширения военно-морского флота совпала с созданием Австрийской военно-морской лиги в сентябре 1904 года и назначением вице-адмирала Рудольфа Монтекукколи на должности главнокомандующего ВМФ (нем. Marinekommandant ) и начальника военно-морского отдела ВМФ. Военное министерство (нем. Chef der Marinesektion ) в октябре того же года. [ 7 ] [ 8 ] После назначения Монтекукколи адмирал продолжил усилия, отстаиваемые его предшественником, адмиралом Германом фон Спауном , и настаивал на значительном расширении и модернизации военно-морского флота. [ 9 ]
Истоки Тегеттофф и ее одноименного класса также можно найти в событиях первого десятилетия 20-го века, которые значительно увеличили важность морской мощи для Австро-Венгерской империи. Между 1906 и 1907 годами были построены железные дороги, связывающие Триест и побережье Далмации с внутренней частью Империи через австрийские альпийские перевалы . Кроме того, более низкие тарифы в порту Триест позволили быстро расширить город и аналогичный рост торгового флота Австро-Венгрии. Поскольку Австро-Венгрия стала более тесно связана с военно-морскими делами, чем в прошлые десятилетия, возникла необходимость в новой линейке линкоров, отвечающей растущим военно-морским интересам Империи. [ 3 ]
Впервые Тегеттофф был задуман в разгар ожесточенной гонки военно-морских вооружений между Австро-Венгрией и ее номинальным союзником Италией . [ 10 ] [ 11 ] После битвы при Лиссе в 1866 году итальянская Регия-Марина считалась самой важной военно-морской державой в регионе, с которым Австро-Венгрия боролась, часто неблагоприятно. Неравенство между австро-венгерским и итальянским флотами существовало со времени объединения Италии ; В конце 1880-х годов Италия имела третий по величине флот в мире после Французской Республики ВМС и Великобритании Королевского флота . [ 12 ] [ 13 ] Хотя неравенство между военно-морскими силами Италии и Австро-Венгрии было в некоторой степени уравновешено, когда Российский императорский флот и немецкая Kaiserliche Marine превзошли итальянский флот в 1893 и 1894 годах. [ 12 ] На рубеже веков Италия снова вернула себе инициативу. В 1903 году, за год до назначения Монтекукколи, в Италии находилось в эксплуатации или строилось 18 линкоров по сравнению с 6 австро-венгерскими линкорами. [ 13 ]
После постройки в 1903 году последних двух «Регина Елена» линкоров класса итальянский флот решил построить серию больших крейсеров, а не дополнительных линкоров. Кроме того, крупный скандал, связанный с контрактами на производство бронетехники сталелитейным заводом Терни , привел к правительственному расследованию, в результате которого несколько программ строительства военно-морских сил были отложены на три года. Эти задержки означали, что итальянский флот не начнет строительство еще одного линкора до 1909 года, и предоставили австро-венгерскому флоту попытку сгладить неравенство между двумя флотами. [ 5 ] Таким образом, строительство Тегеттоффа можно рассматривать в контексте военно-морского соперничества между Австро-Венгрией и Италией, при этом корабль играет роль в более масштабной попытке Австро-Венгрии конкурировать с военно-морской мощью Италии. [ 6 ]
Австро-итальянская гонка военно-морских вооружений
[ редактировать ]
Революция в военно-морских технологиях, вызванная спуском на воду британского HMS Dreadnought в 1906 году, и последовавшая за этим англо-германская гонка военно-морских вооружений оказали огромное влияние на разработку будущих линкоров по всему миру, включая «Тегеттофф» . «Дредноут» , вооруженный десятью крупнокалиберными орудиями, был первым линкором революционного нового стандарта «полностью крупноорудийных» линкоров, который сделал линкоры, существовавшие до дредноута, устаревшими. В результате после 1906 года стоимость старых линкоров быстро снизилась. Это событие дало Австро-Венгрии возможность компенсировать пренебрежение своим военно-морским флотом в прошлые годы. Более того, улучшение финансового положения Австро-Венгрии после Австро-Венгерского компромисса 1867 года начало отражаться в виде увеличения бюджетов, выделяемых вооруженным силам Империи. Также существовала политическая воля для строительства собственного линкора-дредноута Австро-Венгрии, поскольку и эрцгерцог Фердинанд, и адмирал Монтекукколи поддерживали строительство нового класса современных линкоров. В результате к 1908 году была подготовлена почва для создания Тегеттофф и ее одноименный класс. [ 14 ] [ 4 ]
Вскоре после вступления в должность главнокомандующего военно-морским флотом Монтекукколи весной 1905 года разработал свое первое предложение по созданию современного австрийского флота. Хотя эти планы были амбициозными и включали 12 линкоров, ни один из кораблей не приблизился к конечному размеру Тегеттоффа . [ 14 ] Дополнительные предложения поступали не из Военно-морского отдела военного министерства. Два предложения словенского политика Ивана Шустершича и Австрийской военно-морской лиги в 1905 и 1909 годах включали линкоры, размер которых приближался к Тегеттоффу . В то время как в плане Шустершича отсутствовали крупнокалиберные орудия, которые позже были найдены на Тегеттофе , в планах, представленных Австрийской военно-морской лигой, три дредноута водоизмещением 19 000 тонн (18 700 длинных тонн), что аналогично Тегетгофа возможному водоизмещению в 20 000 тонн (19 684 длинных тонны). ). Эти планы были оправданы Лигой, указав, что новые линкоры необходимы для защиты растущего торгового флота Австро-Венгрии и что расходы Италии на военно-морской флот вдвое превышают расходы Австро-Венгрии. [ 15 ]
После постройки последнего класса линкоров Австро-Венгрии до дредноута, Радецкого класса , [ 16 ] Монтекукколи представил предложение, которое будет включать в себя первый дизайн Тегеттоффа . [ 17 ] Поскольку угроза войны с Италией из-за боснийского кризиса 1908 года была свежа в сознании австро-венгерских военных, Монтекукколи в январе 1909 года передал императору Францу Иосифу I меморандум , в котором предлагалось расширить австро-венгерский флот, состоящий из 16 линкоров и 12 крейсеров. , 24 эсминца, 72 морских миноносца и 12 подводных лодок. Наиболее заметным изменением в этом меморандуме по сравнению с предыдущим проектом Монтеккуколи от 1905 года было включение четырех дополнительных линкоров-дредноутов водоизмещением 20 000 тонн (19 684 длинных тонны) под нагрузкой. Один из этих кораблей в конечном итоге стал Тегеттоффом . [ 18 ] [ 19 ]
Планы и бюджет
[ редактировать ]Меморандум Монтекукколи в конечном итоге просочился в итальянские газеты всего через три месяца после получения одобрения императора Франца Иосифа I. Итальянская реакция на австро-венгерские планы была быстрой, и в июне 1909 года итальянский линкор-дредноут « Данте Алигьери» был заложен на военно-морском флоте. Верфь в Кастелламмаре-ди-Стабия . [ 18 ]
Пока проект «Данте Алигьери» работал в Италии, собственные планы Австро-Венгрии относительно «Тегетгофа» и других кораблей ее класса оставались на бумаге. Финансирования, необходимого для начала строительства, также не было из-за краха Шандора Векерле правительства в Будапеште. В результате венгерский парламент остался без премьер-министра почти на год. Поскольку в Будапеште не было правительства, способного принять бюджет, деньги, необходимые для оплаты Тегетгофа, получить было невозможно. [ 20 ] В результате крупнейшие судостроительные предприятия Австро-Венгрии — металлургический завод Витковица и завод «Шкода» — предложили начать строительство «Тегеттофа» и двух других дредноутов на свой финансовый риск в обмен на заверения, что австро-венгерское правительство купит линкоры, как только появятся средства. После переговоров, в которых участвовали совместные австро-венгерские министерства иностранных дел, войны и финансов, Монтекукколи согласился с предложением, но количество дредноутов, построенных в соответствии с этим соглашением, было сокращено до только «Тегеттофф» и «Вирибус Юнитис» . [ 21 ] В своих мемуарах бывший австрийский фельдмаршал и начальник Генерального штаба Конрад фон Хетцендорф писал, что, поскольку он верил в вероятность войны с Италией в ближайшем будущем, строительство линкоров должно начаться как можно скорее. Он также работал над заключением соглашений о продаже как Tegetthoff , так и Viribus Unitis , по его словам, «надежному союзнику» (на которого могла претендовать только Германия), если бюджетный кризис в Будапеште не удастся быстро урегулировать. [ 22 ]
Контур
[ редактировать ]Хотя он и был меньше современных линкоров-дредноутов и супердредноутов немецкой Kaiserliche Marine и Британского Королевского флота, он был частью первого класса своего типа в Средиземном и Адриатическом морях . [ 23 ] Тегетхофф и ее однотипные корабли были описаны бывшим австро-венгерским военно-морским офицером Энтони Соколом в его книге « Императорский и Королевский австро-венгерский флот» как «превосходные корабли», и он был известен как один из самых мощных линкоров в регионе. Конструкция линкора также сигнализировала об изменении военно-морской политики Австро-Венгрии, поскольку он был способен на гораздо большее, чем просто береговую оборону или патрулирование Адриатического моря. [ 23 ] Действительно, «Тегеттофф» и его однотипные корабли были настолько хорошо приняты, что, когда пришло время планировать замену Австро-Венгрии «Монарх» класса старых кораблей береговой обороны , военно-морской флот решил просто взять планировку этого класса и расширить их, чтобы иметь немного больший тоннаж и более крупные основные орудия. [ 24 ]
Финансирование
[ редактировать ]Стоимость строительства «Тегеттофа» была огромной по меркам австро-венгерского флота. В то время как «Габсбург» линкоры типа , «Эржерцог Карл» и « Радецкий » обходятся военно-морскому флоту примерно в 18, 26 и 40 миллионов крон за корабль. [ 25 ] Тегеттофф будет стоить более 60 миллионов крон. Планировалось, что [ 26 ] По предыдущим бюджетам на 1907 и 1908 годы на флот было выделено около 63,4 и 73,4 миллиона крон, что в то время считалось завышенным бюджетом из-за строительства двух кораблей Радецкого . Монтекукколи беспокоился, что широкая общественность и законодательные органы Вены и Будапешта отвергнут необходимость в таком дорогом корабле, как «Тегеттофф» , особенно вскоре после политического кризиса в Будапеште. Резкое увеличение расходов означало, что в 1909 году военно-морской флот потратил около 100,4 миллиона крон, огромную сумму по тем временам. Это было сделано для того, чтобы ускорить завершение строительства линкоров класса «Радецкий» , хотя надвигающееся строительство трех других дредноутов в дополнение к «Тегеттоффу» означало, что австро-венгерскому флоту, вероятно, придется запросить у правительства годовой бюджет, намного превышающий 100 миллионов долларов. крона. [ 25 ] Чтобы гарантировать финансирование корабля от семьи Ротшильдов в Австрии , которая владела металлургическим заводом Витковиц, банком Creditanstalt и имела значительные активы как на заводе Škoda, так и на Stabilimento Tecnico Triestino, эрцгерцог Франц Фердинанд лично ухаживал за Альбертом Саломоном Ансельмом фон Ротшильдом. чтобы получить денежную поддержку своей семьи, пока правительство не купит линкор. [ 27 ] [ 28 ]
Столкнувшись с потенциальной негативной реакцией по поводу конституционных опасений, что строительство Тегетгофа обязывает Австро-Венгрию потратить примерно 60 миллионов крон без предварительного одобрения австрийского рейхсрата или сейма Венгрии, сделка осталась секретной. [ 29 ] На случай, если соглашение станет известно прессе до принятия нового военно-морского бюджета, Монтекукколи подготовил несколько объяснений, оправдывающих строительство линкора и необходимость держать его существование в секрете. В их число входила острая необходимость военно-морского флота противостоять наращиванию военно-морского флота Италии и желание договориться о более низкой цене со своими строителями. [ 25 ] К тому времени, когда соглашение было обнародовано в апреле 1910 года газетой Arbeiter-Zeitung австрийской социал-демократической партии , планы уже были завершены, и строительство Тегеттофа вот-вот должно было начаться. [ 10 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]
Спроектирован военно-морским архитектором Зигфридом Поппером . [ 30 ] [ 10 ] Тегеттофф имел общую длину 152 метра (498 футов 8 дюймов), ширину 27,90 метра (91 фут 6 дюймов) и осадку 8,70 метра (28 футов 7 дюймов) при глубокой нагрузке. Он был рассчитан на водоизмещение 20 000 тонн (19 684 длинных тонны; 22 046 коротких тонн) при нагрузке, но при полной боевой нагрузке его водоизмещение составляло 21 689 тонн (21 346 длинных тонн; 23 908 коротких тонн). [ 1 ] Тегеттоффа Корпус имел двойное дно глубиной 1,22 метра (4 фута 0 дюймов) и усиленное внутреннее днище, состоящее из двух слоев 25-миллиметровых (1 дюйм) плит. [ 1 ]
Конструкция корпуса была задумана Поппером для защиты линкора от морских мин , хотя в конечном итоге она подвела Тегетгофа корабли- близнецы , Szent István и Viribus Unitis , когда первый был потоплен торпедой в июне 1918 года, а второй — миной в ноябре. того же года. [ 31 ] Тегеттофф длиной 2,74 метра (9 футов 0 дюймов) Барра и Страуда также имел два поста оптического дальномера как по правому, так и по левому борту для вспомогательных орудий линкора. Эти дальномеры оснащались броневой башенкой. [ 1 ] Тегеттофф был оборудован торпедными сетями. [ 1 ] хотя они были удалены в июне 1917 года. [ 32 ]
Движение
[ редактировать ]
Тегеттофф имел четыре вала и четыре Парсонса паровые турбины , которые размещались в отдельном машинном отделении и приводились в движение двенадцатью котлами Babcock & Wilcox . Они были спроектированы так, чтобы производить в общей сложности 26 400 или 27 000 лошадиных сил на валу (19 686 или 20 134 кВт), чего теоретически было достаточно для достижения максимальной расчетной скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час). Сообщалось, что во время скоростных испытаний она достигла максимальной скорости 19,75 узлов (36,58 км/ч; 22,73 миль в час). [ 33 ] хотя ее фактическая максимальная скорость неизвестна, поскольку официальные данные ходовых испытаний и записи для всех кораблей класса Тегеттофф были утеряны после войны. [ 1 ] Тегеттофф также перевез 1844,5 тонны (1815,4 длинных тонны; 2033,2 коротких тонны) угля и еще 267,2 тонны (263,0 длинных тонны; 294,5 коротких тонны) мазута , который должен был распыляться на уголь для увеличения скорости его горения. [ 1 ] При полной мощности Tegetthoff мог пройти 4200 морских миль (7800 км; 4800 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 34 ]
Вооружение
[ редактировать ]Построенная на заводе «Шкода» в Пльзене , Богемия , Тегеттоффа состояла из двенадцати орудий главная батарея «Шкода К10» калибра 45 калибра и длиной 30,5 см (12 дюймов), установленных в четырех тройных башнях. корабля По две башни устанавливались в носовой и кормовой части главной надстройки суперстрелковой . парой Установка тройных башен на борту «Тегеттоффа» возникла по двум причинам: необходимость обеспечить более компактную конструкцию корабля и меньшее водоизмещение, чтобы соответствовать австро-венгерской военно-морской доктрине и бюджетным ограничениям, а также противодействовать внедрению тройных башен на корабле «Тегеттофф». Итальянец Данте Алигьери . [ 35 ]
Наличие трех орудий на каждой башне вместо двух позволяло обеспечить более тяжелый бортовой залп, чем у других дредноутов аналогичного размера, а также означало более короткую цитадель и лучшее распределение веса. Выбор установки тройных башен также способствовал скорости строительства Тегеттоффа . Шкода» уже работала над трехбашенной конструкцией по заказу Императорского флота России, когда Тегетгофа . Орудия для линкора были доступны в кратчайшие сроки, поскольку компания « поступил первоначальный заказ на вооружение [ 36 ]

Тегеттофф нес дополнительное вооружение, которое состояло из дюжины 15-сантиметровых (5,9 дюйма) орудий Škoda K10 калибра 50 калибра , установленных в казематах на миделе корабля . Кроме того, восемнадцать 7-сантиметровых (2,8 дюйма) орудий Škoda K10 калибра 50 калибра были установлены на открытых шкворневых установках на верхней палубе над казематами. Еще три 7-сантиметровые (2,8 дюйма) орудия Škoda K10 были установлены на верхних башнях для зенитных задач. Два дополнительных 8-миллиметровых (0,31 дюйма) зенитных пулемета Schwarzlose M.07/12 были установлены на бронированных башенках ее дальномеров. Тегеттофф также был оснащен двумя 7-сантиметровыми (2,8 дюйма) десантными орудиями Škoda G. L/18 и двумя 47-миллиметровыми (1,9 дюйма) орудиями Škoda SFK L/44 S для использования против небольших и быстрых судов, таких как торпедные катера и подводные лодки. Кроме того, он также был оснащен четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 533 мм (21,0 дюйма) , по одному в носовой, кормовой и каждом бортах. В дополнение к этим торпедным аппаратам Тегеттофф обычно нес двенадцать торпед. [ 1 ]
Броня
[ редактировать ]
Тегеттофф был защищен по ватерлинии бронепоясом толщиной 280 миллиметров (11 дюймов) в центральной цитадели, где располагались наиболее важные части корабля. Этот броневой пояс располагался между средними точками носового и кормового барбетов и утончался на 150 миллиметров (5,9 дюйма) дальше к носу и корме, но не доходил ни до них. К носовой части его продолжал небольшой участок брони толщиной 110–130 миллиметров (4–5 дюймов). Верхний броневой пояс имел максимальную толщину 180 миллиметров (7,1 дюйма), но от передней барбета до носовой части он утончился до 110 миллиметров (4,3 дюйма). Казематная броня также имела толщину 180 миллиметров (7,1 дюйма). [ 37 ]
Бока орудийных башен, барбетов и главной боевой рубки были защищены бронёй толщиной 280 миллиметров (11 дюймов), за исключением крыш башни и боевой рубки, толщина которых составляла от 60 до 150 миллиметров (от 2 до 6 дюймов). Толщина настилов составляла от 30 до 48 миллиметров (от 1 до 2 дюймов) в два слоя. Система подводной защиты состояла из продолжения двойного дна вверх до нижнего края броневого пояса по ватерлинии с тонкой 10-миллиметровой (0,4 дюйма) пластиной, выполнявшей роль внешней переборки. Его подпирала торпедная переборка , состоявшая из двух 25-миллиметровых плит. [ 37 ] Общая толщина этой системы составляла всего 1,60 метра (5 футов 3 дюйма), что делало Тегеттофф неспособным сдержать детонацию боеголовки торпеды или взрыв мины без разрушения. [ 38 ] Этот конструктивный недостаток в конечном итоге оказался фатальным для ее однотипных кораблей «Сент Иштван» и «Вирибус Юнитис» . [ 38 ]
Строительство
[ редактировать ]
Планы Монтекукколи по строительству Тегеттофа планы проектирования, строительства и финансирования Тегеттофа . и его однотипных кораблей получили одобрение императора Франца Иосифа I в январе 1909 года, и к апрелю были изложены [ 18 ] В течение целого года ВМС Австро-Венгрии пытались сохранить в государственной тайне надвигающееся строительство » и «Вирибуса Юнитиса» « Тегетхоффа . Это не помешало распространиться по Европе слухам о двух линкорах-дредноутах, строящихся в Австро-Венгрии. В 1910 году французский военно-морской атташе в Вене пожаловался Парижу на чрезмерную секретность внутри австро-венгерского флота, которая проявлялась по-разному. Среди них был запрет на фотографирование в Поле, будущем порту приписки Тегеттофа , и почти постоянное наблюдение со стороны австро-венгерской полиции. [ 39 ]
Британское Адмиралтейство считало слухи о строительстве Тегеттофа и Вирибуса Юнитиса «скрытым дополнением к немецкому флоту» и интерпретировало эти корабли как способ Австро-Венгрии отплатить Германии за ее дипломатическую поддержку во время аннексии Боснии в 1908 году. [ 40 ] Весной и летом 1909 года Соединенное Королевство было вовлечено в ожесточенную гонку военно-морских вооружений с Германией, что привело к тому, что Королевский флот стал рассматривать линкор как уловку немецкого гранд-адмирала Альфреда фон Тирпица с целью опередить британское военно-морское строительство, а не как уловку немецкого гранд-адмирала Альфреда фон Тирпица. последнее событие в гонке военно-морских вооружений Австро-Венгрии с Италией. Обеспокоенность Адмиралтейства относительно истинной цели Тегеттофа была настолько велика, что британский шпион был отправлен в Берлин, когда Монтекукколи послал офицера военно-морского отдела военного министерства, чтобы получить рекомендации от Тирпица относительно конструкции и компоновки линкора. [ 41 ] Эти опасения продолжали расти, и в апреле 1909 года британский посол Фэрфакс Лейтон Картрайт спросил министра иностранных дел Австро-Венгрии Алоиса Лекса фон Аэренталя о слухах о линкорах. Аэренталь отрицал строительство « Тегеттоффа» и «Вирибуса Юнитиса» , но признал, что планы постройки класса дредноутов рассматривались. Пытаясь заверить Картрайта, что Австро-Венгрия не строит никаких кораблей для немецкого флота, Аэренталь оправдал любое военно-морское расширение необходимостью обеспечения стратегических интересов Австро-Венгрии в Средиземноморье. В то время вероятность того, что Австро-Венгрия строила класс линкоров-дредноутов, широко рассматривалась британской прессой, общественностью и политиками как провокация со стороны Германии. [ 42 ] Однако ни подозрения Адмиралтейства, ни подозрения некоторых политиков не смогли убедить парламент в том, что правительство Германии пыталось использовать Тегеттофф и Вирибус Юнитис для эскалации и без того спорной гонки военно-морских вооружений Германии и Великобритании. Когда Уинстон Черчилль был назначен первым лордом Адмиралтейства в 1911 году, он отверг любой потенциальный австро-германский сговор относительно линкора. [ 43 ]
Примерно через год после того, как газета планы Тегеттофа были составлены, Австрийской социал-демократической партии Arbeiter-Zeitung сообщила широкой публике подробности о линкоре. [ 44 ] Христианско -социальная партия , поддерживающая строительство «Тегетгофа» и его однотипных кораблей и действующая по рекомендации военно-морского флота, опубликовала в своей газете «Рейхспост» информацию о том, что секретный проект постройки линкора и связанные с ним финансовые соглашения для его финансирования были истинный. Reichspost . лоббировала поддержку проекта, ссылаясь на озабоченность национальной безопасностью Австро-Венгрии, поскольку итальянский дредноут уже строится Когда эта история стала известна, эрцгерцог Фердинанд также работал над тем, чтобы заручиться общественной поддержкой строительства Тегеттофа , и Австрийская военно-морская лига сделала то же самое. [ 10 ] [ 45 ]
Сборка и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]
Tegetthoff , титульный корабль своего класса, был заложен в Триесте компанией Stabilimento Tecnico Triestino 24 сентября 1910 года, когда стало ясно, что Вена и Будапешт примут необходимый бюджет для финансирования строительства всего класса. итальянский флот заложил еще три линкора . Бюджеты были одобрены после двух заседаний австрийского рейхсрата и сейма Венгрии в октябре и ноябре 1910 года, однако возражение было отклонено, поскольку летом [ 46 ] [ 10 ]
Окончательный пакет бюджетного соглашения, по которому финансировался «Тегеттофф», включал положения, которые гарантировали, что, хотя броня и орудия линкора должны были быть построены в Австрии, электропроводка и оборудование на борту «Тегеттофф» должны были быть собраны в Венгрии. При этом половина всех боеприпасов и снарядов для орудий корабля должна была быть закуплена в Австрии, а другая половина — в Венгрии. [ 47 ] Если не считать кратковременной забастовки в Триесте в мае 1911 года, строительство Тегеттофа продолжалось быстрыми темпами. Менее чем через год после закладки «Тегетхофф» был спущен на воду 21 марта из-за задержки из-за плохой погоды в районе Триеста. [ 34 ] [ 48 ]
Первоначально называвшийся «Линкор V», дискуссия о том, как назвать линкор, началась, когда он строился в Триесте. Первоначально Морское отделение военного министерства предложило назвать линкор « Дон Жуан» . Газеты в Австрии во время строительства сообщали, что один из кораблей должен был называться «Кайзер Франц Иосиф I», но это было необоснованно, поскольку австро-венгерский флот не собирался переименовывать крейсер, который уже носил имя императора . Император Франц Иосиф I в конечном итоге определил названия всех четырех дредноутов, решив назвать первый корабль в честь своего личного девиза Viribus Unitis (лат. «Объединенными силами»), а второй корабль будет назван Тегетхофф в честь Вильгельма фон Тегеттофа. , австрийский военно-морской адмирал XIX века, известный своей победой над Италией в битве при Лиссе в 1866 году. [ 26 ] Тегеттофф был принят в состав австро-венгерского флота 14 июля 1913 года. [ 34 ] Во время артиллерийских испытаний выстрел одного из главных орудий корабля повредил каюты офицеров корабля. [ 33 ] [ 49 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Довоенный
[ редактировать ]
До Первой мировой войны «Тегеттофф» и его однотипный корабль «Вирибус Юнитис» служили гордостью австро-венгерского флота, выполнив несколько миссий через Адриатическое и Средиземное моря в составе Первой боевой дивизии под командованием вице-адмирала Максимилиана Негована . [ 50 ] Весной 1914 года оба корабля вместе с преддредноутным линкором «Зриньи» и кораблем береговой обороны «Монарх» путешествовали по восточному Средиземноморью и Леванту , зайдя в порты Смирны , Бейрута , Александрии и Мальты . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] Тем временем Тегетхофф и Вирибус Юнитис прибыли на Мальту 22 мая, а затем отправились в Полу 28 мая, ровно за месяц до убийства эрцгерцога Франца Фердинанда и за два месяца до начала войны. [ 54 ] [ 52 ]
Узнав об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софи 28 июня в Сараево , главнокомандующий ВМФ Антон Хаус отплыл на юг из Триеста с эскортным флотом, состоящим из Тегетгофа , крейсера «Адмирал Спаун» и нескольких торпедных катеров. . Через два дня после убийства тела Фердинанда и Софии были перевезены на борт «Вирибус Юнитис» , который стоял на якоре у берегов Боснии и ждал возвращения эрцгерцога. Затем Тегеттофф и другие корабли флота Хауса сопровождали Вирибус Юнитис обратно в Триест. [ 55 ] Во время плавания флот медленно двигался вдоль побережья Далмации и обычно в пределах видимости суши. Прибрежные города и деревни звонили в церковные колокола, когда корабли проходили мимо, а зрители наблюдали за флотом с берега. [ 52 ] Смерть эрцгерцога спровоцировала июльский кризис , кульминацией которого стало объявление Австро-Венгрией войны Королевству Сербия 28 июля 1914 года. [ 56 ] [ 50 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Начало войны
[ редактировать ]В последующие дни события развивались стремительно. 30 июля 1914 года Россия объявила полную мобилизацию в ответ на объявление Австро-Венгрией войны Сербии. На следующий день Австро-Венгрия объявила полную мобилизацию. 1 августа и Германия, и Франция приказали провести полную мобилизацию, а Германия объявила войну России в поддержку Австро-Венгрии. Хотя отношения между Австро-Венгрией и Италией значительно улучшились за два года после возобновления Тройственного союза в 1912 году , [ 57 ] Увеличение австро-венгерских военно-морских расходов, политические споры по поводу влияния в Албании и опасения Италии по поводу потенциальной аннексии земель в Черногории привели к ухудшению отношений между двумя союзниками за несколько месяцев до войны. [ 58 ] Декларация нейтралитета Италии в войне 1 августа разбила надежды Австро-Венгрии использовать Тегеттофф в крупных боевых операциях в Средиземном море, поскольку военно-морской флот полагался на уголь, хранившийся в итальянских портах, для работы совместно с Regia Marina . [ 59 ] К 4 августа Германия уже оккупировала Люксембург и вторглась в Бельгию после объявления войны Франции, а Соединенное Королевство объявило войну Германии в поддержку бельгийского нейтралитета. [ 60 ]
На помощь австро-венгерскому флоту обратилась немецкая Средиземноморская дивизия, состоявшая из линейного крейсера СМС «Гебен» и легкого крейсера СМС « Бреслау» . [ 61 ] Немецкие корабли пытались вырваться из Мессины , где до начала войны перевозили уголь. К первой неделе августа британские корабли начали собираться у Мессины, пытаясь заманить немцев в ловушку. Хотя Австро-Венгрия еще не полностью мобилизовала свой флот, для оказания помощи немецким кораблям были собраны силы. В его состав входили «Тегеттофф» , «Вирибус Юнитис » и «Принц Ойген» , а также три «Радецкого », броненосный крейсер «Санкт-Георг» , крейсер-разведчик «Адмирал Спаун» , шесть эсминцев и 13 торпедных катеров. [ 62 ] Верховное командование Австро-Венгрии, опасаясь разжигания войны с Великобританией, приказало флоту избегать британских кораблей и открыто поддерживать немцев только в то время, когда они находились в австро-венгерских водах. 7 августа, когда немцы прорвались из Мессины , австро-венгерский флот начал движение в Бриндизи , чтобы соединиться с немцами и сопроводить их корабли в дружественный порт в Австро-Венгрии. Однако движение немцев к устью Адриатики было отвлекающим маневром, призванным отвлечь британцев и французов от преследования, и вместо этого немецкие корабли обогнули южную оконечность Греции и направились к Дарданеллам , где в конечном итоге были проданы. в Османскую империю . Вместо того чтобы следовать за немецкими кораблями в сторону Черного моря , австрийский флот вернулся в Полу. [ 63 ] [ 64 ]
1914–1915
[ редактировать ]
После объявления Францией и Великобританией войны Австро-Венгрии 11 и 12 августа соответственно, французский адмирал Огюстен Буэ де Лапейрер получил приказ перекрыть австро-венгерское судоходство у входа в Адриатическое море и вступить в бой с любыми австро-венгерскими кораблями. наткнулся на него англо-французский флот. Лапейрер решил атаковать австро-венгерские корабли, блокировавшие Черногорию. Последовавшая битва при Антивари положила конец блокаде Австро-Венгрии и фактически поставила вход в Адриатическое море в руки Великобритании и Франции. [ 65 ] [ 66 ]
После прорыва «Гебена» и «Бреслау» Тегеттофф практически не участвовала в боевых действиях, проводя большую часть времени в порту Полы. Недостаток времени, проведенного кораблем в море, был частью общего бездействия почти всех кораблей австро-венгерского флота. Частично это было вызвано боязнью мин в Адриатике. [ 67 ] хотя другие факторы способствовали отсутствию военно-морской деятельности. Хаус опасался, что прямая конфронтация с французским флотом, даже если она окажется успешной, ослабит австро-венгерский флот до такой степени, что Италия получит свободу действий в Адриатике. [ 68 ] Эта обеспокоенность была настолько велика для Хауса, что он написал в сентябре 1914 года: «Пока существует вероятность того, что Италия объявит нам войну, я считаю своим первым долгом сохранить наш флот в целости и сохранности». [ 69 ] Решение Хауса использовать австро-венгерский флот в качестве флота вызвало резкую критику со стороны австро-венгерской армии , ВМС Германии и министерства иностранных дел Австро-Венгрии. [ 70 ] но это также привело к тому, что гораздо большее количество военно-морских сил Антанты было направлено в Средиземное море и Отрантский пролив. Их можно было использовать где угодно, например, против Османской империи во время Галлиполийской кампании . [ 71 ]
Самым важным фактором, побудившим Тегетхофф проводить большую часть времени в порту, возможно, была нехватка угля. До войны Соединенное Королевство служило основным источником угля для Австро-Венгрии. За годы до войны все больший процент угля поступал из шахт Германии, Вирджинии и из внутренних источников, но 75% угля, закупаемого для австро-венгерского флота, поступал из Великобритании. Начало войны означало, что эти источники, а также источники из Вирджинии, больше не будут доступны. Однако до войны были накоплены значительные количества угля, что обеспечивало флоту возможность выйти из порта в случае необходимости. Несмотря на это, необходимость обеспечить Тегеттоффу уголь, необходимый ей в случае нападения Италии или Франции или крупной наступательной операции, привела к тому, что он и другие линкоры остались в порту, если только обстоятельства не потребовали их развертывания в море. [ 70 ] [ 67 ]
В начале 1915 года Германия предложила Тегеттоффу и другим линкорам австро-венгерского флота атаковать плотину Отранто , чтобы ослабить давление на Османскую империю в разгар Галлиполийской кампании. Хаус, все еще уставший от вывода линкоров Австро-Венгрии из порта, отклонил это предложение. Он возразил, что французы сняли блокаду с самой южной оконечности Адриатического моря и что ни один из англо-французских кораблей, назначенных для блокады пролива, не был направлен в Дарданеллы. [ 72 ]
Хаус также решительно выступал за сохранение своих линкоров, в частности всех четырех кораблей класса «Тегетгоф» , в резерве на случай вступления Италии в войну на стороне Антанты. Хаус считал, что Италия неизбежно разорвет свой союз с Австро-Венгрией и Германией и что, сохраняя в безопасности линкоры, такие как «Тегетгоф» , их можно будет быстро использовать против Италии. Эта стратегия позволила Австро-Венгрии вступить в бой с итальянцами вскоре после объявления Италией войны в мае 1915 года. [ 73 ]
Бомбардировка Анконы
[ редактировать ]После неудачных переговоров с Германией и Австро-Венгрией по поводу присоединения Италии к войне в качестве члена Центральных держав , итальянцы провели переговоры с Тройственной Антантой о возможном вступлении Италии в войну на их стороне по Лондонскому договору , подписанному 26 апреля 1915 года. . [ 74 ] 4 мая Италия официально отказалась от союза с Германией и Австро-Венгрией, заранее предупредив австро-венгров о том, что Италия готовится начать против них войну. Хаус готовил «Тегеттофф» и ее однотипные корабли к выходу в Адриатику для нанесения массированного удара по итальянцам в момент объявления войны. 23 мая 1915 года, между двумя и четырьмя часами после того, как Италия объявила войну, достигла главной австро-венгерской военно-морской базы в Поле. [ с ] австро-венгерский флот, включая Тегетгофа , отправился бомбардировать итальянское побережье. [ 67 ] [ 75 ]
В то время как несколько кораблей бомбардировали второстепенные цели, а другие были переброшены на юг, чтобы прикрыть итальянские корабли, которые могли двигаться на север из Таранто , ядро австро-венгерского флота во главе с «Тегетхоффом» и ее родственными кораблями направилось к Анконе . Бомбардировка провинции Анкона стала крупным успехом австро-венгерского флота. В порту Анконы был уничтожен итальянский пароход и повреждены еще три. Серьезный ущерб был нанесен инфраструктуре порта Анкона и близлежащих городов. Железнодорожные станции и портовые сооружения в городе были повреждены или разрушены, а защищавшие их местные береговые батареи были выведены из строя. В результате бомбардировки были подожжены многочисленные причалы, склады, нефтяные резервуары, радиостанции, склады угля и нефти, а в городе были отключены электричество, газ и телефонные линии. В самом городе были повреждены штаб-квартира полиции Анконы, армейские казармы, военный госпиталь, сахарный завод и офисы Банка Италии. В результате нападения 30 итальянских солдат и 38 мирных жителей были убиты, а еще 150 получили ранения. [ 76 ] [ 77 ]
Позже австро-венгерский флот без сопротивления перешел к бомбардировке побережья Черногории; к тому времени, когда на место происшествия прибыли итальянские корабли, австро-венгры благополучно вернулись в Полу. [ 78 ] Целью бомбардировки Анконы было задержать итальянскую армию от развертывания своих сил вдоль границы с Австро-Венгрией путем разрушения важнейших транспортных систем. [ 75 ] Внезапное нападение на Анкону позволило задержать итальянское развертывание в Альпах на две недели. Эта задержка дала Австро-Венгрии ценное время для укрепления своей итальянской границы и передислокации части своих войск с Восточного и Балканского фронтов. [ 79 ] Бомбардировка также нанесла серьезный удар по моральному духу итальянской армии и общества. [ 80 ]
1916–1917
[ редактировать ]
Будучи практически неспособным участвовать в крупных наступательных боевых операциях после бомбардировки Анконы из-за заграждения в Отранто, Тегеттофф в основном был вынужден защищать береговую линию Австро-Венгрии протяженностью 1130 морских миль (2090 км; 1300 миль) и 2172,4 морских миль (4023,3 км; 2500,0 миль). ) побережья острова на ближайшие три года. [ 81 ] Отсутствие боевых действий или даже случаев, когда «Тегетхофф» покидал порт, иллюстрируется карьерой ее однотипного корабля «Сент Иштван» . Корабль не смог присоединиться к своим сестрам в бомбардировке Анконы и редко покидал безопасный порт, за исключением артиллерийских тренировок в близлежащем проливе Фажана. Из 937 дней службы она провела в море всего 54 дня и совершила только один двухдневный рейс на остров Паг. Всего в море провела лишь 5,7% своей жизни; а все остальное время он стоял на якоре в гавани Пола. [ 82 ]
Несмотря на смерть Хауса от пневмонии 8 февраля 1917 г., [ 83 ] его стратегия удержания в порту австро-венгерского флота и особенно дредноутов, таких как «Тегетгоф» , продолжалась. Сохранив «Тегеттофф» и ее родственные корабли в составе флота, австро-венгерский флот сможет продолжать защищать свою протяженную береговую линию от морских бомбардировок или вторжения с моря. Основные порты Триест и Фиуме также останутся под защитой. Более того, итальянские корабли, дислоцированные в Венеции, оказались в ловушке из-за расположения австро-венгерского флота, не позволяя им плыть на юг и присоединиться к основной части сил Антанты у заграждения Отранто. [ 84 ]
Максимилиан Негован был произведен в адмиралы и назначен главнокомандующим ВМФ вместо Хауса. После назначения на более высокую должность Негована командование Первой боевой дивизией, в которую входил «Тегетгоф» и ее однотипные корабли, перешло к вице-адмиралу Антону Вилленику. Ранее Негован выражал разочарование, наблюдая, как дредноуты, которыми он командовал под командованием Хауса, простаивают в порту, и после принятия командования в его распоряжении было около 400 000 тонн угля. Однако он решил продолжить стратегию своего предшественника, гарантируя, что Тегеттофф и дальше практически не будет участвовать в боях. [ 85 ]
Поскольку в течение последних двух лет Тегеттофф почти никогда не выходил в порт, кроме как для проведения артиллерийских тренировок, наиболее важными моментами, которые Тегеттофф пережил, стоя на якоре в Поле, были инспекции высокопоставленных лиц. Первый такой визит совершил император Карл I 15 декабря 1916 года. Во время этого краткого визита император проинспектировал военно-морские учреждения Полы и Сент-Иштван , но не поднялся на борт Тегетгофа . [ 86 ] Карл I вернулся в Полу в июне 1917 года во время первого с 1902 года официального имперского смотра австро-венгерского флота. [ 87 ] Третий высокопоставленный визит произошел во время инспекции кайзером Вильгельмом II немецкой базы подводных лодок Пола 12 декабря 1917 года. Помимо этих визитов, единственными действиями, которым подвергался порт Пола и Тегетгоф между бомбардировкой Анконы и летом 1918 года, были более восьмидесяти воздушных налетов, проведенных недавно сформированными итальянскими ВВС . [ 88 ]
1918
[ редактировать ]После мятежа в Каттаро в феврале 1918 года адмирал Негован был уволен с поста главнокомандующего ВМФ. [ 5 ] Миклош Хорти де Надьбанья , командир « Тегетгофа корабля-близнеца Принц Ойген» , был произведен в контр-адмиралы и назначен главнокомандующим флотом. Хорти использовал свое назначение, чтобы регулярно выводить австро-венгерский флот из порта для маневров и артиллерийских тренировок. Размер этих операций был самым крупным, который Тегетгоф видел с начала войны. [ 89 ]
Эти артиллерийские и маневренные тренировки проводились не только для восстановления порядка после нескольких неудавшихся мятежей, но и для подготовки флота к крупной наступательной операции. Стратегическое мышление Хорти отличалось от двух его предшественников, и вскоре после принятия на себя командования военно-морским флотом он решил предпринять крупные действия флота, чтобы решить проблему низкого морального духа и скуки, а также облегчить прорыв австро-венгерских и немецких подводных лодок. Адриатики в Средиземное море. После нескольких месяцев практики Хорти пришел к выводу, что флот готов к крупному наступлению в начале июня 1918 года. [ 90 ]
Отранто Рейд
[ редактировать ]
Хорти был полон решимости использовать флот для атаки на заграждение в Отранто. Планируя повторить свой успешный рейд на блокаду в мае 1917 года , [ 91 ] Хорти предполагал массированную атаку на силы союзников, при этом «Тегеттофф» и три ее однотипных корабля будут обеспечивать самый крупный компонент атаки. Их должны были сопровождать три корабля « Эржерцог Карл» дредноутов типа «Новара» , три крейсера типа , крейсер «Адмирал Спаун» , четыре «Татра» эсминца типа и четыре торпедных катера. В операции по выслеживанию кораблей противника на флангах флота также будут задействованы подводные лодки и авиация. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ]
8 июня 1918 года Хорти повел свой флагман «Вирибус Юнитис» и «Принц Ойген» на юг с передовыми частями своего флота. [ 91 ] Вечером 9 июня Сент-Иштван и Тегеттофф последовали за ними вместе со своими кораблями сопровождения. План Хорти предусматривал, что Новара и Гельголанд вступят в бой с Заграждением при поддержке эсминцев класса «Татра» . Тем временем адмирал Спаун и Саида будут сопровождаться четырьмя торпедными катерами флота в Отранто для бомбардировки итальянских воздушных и военно-морских станций. Немецкие и австро-венгерские подводные лодки будут отправлены в Валону и Бриндизи, чтобы устроить засаду на итальянские, французские, британские и американские военные корабли, вышедшие в бой с австро-венгерским флотом, а гидросамолеты из Каттаро будут обеспечивать поддержку с воздуха и прикрывать продвижение кораблей. . Линкоры, и в частности дредноуты, такие как «Тегеттофф» , будут использовать свою огневую мощь, чтобы уничтожить Заграждение и вступить в бой с любыми военными кораблями союзников, с которыми они столкнутся. Хорти надеялся, что включение этих кораблей окажется решающим в обеспечении решающей победы. [ 93 ]
По пути в гавань Ислана , к северу от Рагузы , для встречи с Вирибусом Юнитисом и Принцем Ойгеном для скоординированной атаки на заграждение в Отранто, Сент Иштван и Тегеттофф попытались развить максимальную скорость, чтобы догнать остальной флот. При этом турбины Сент-Иштвана начали перегреваться, и скорость двух кораблей пришлось снизить. Когда была предпринята попытка поднять больше пара, чтобы увеличить скорость, Сент Иштван выпустил избыток дыма. Около 3:15 утра 10 июня [ д ] два итальянских катера MAS , MAS 15 и MAS 21 , заметили дым от австрийских кораблей, возвращаясь после без происшествий патрулирования у побережья Далмации. Взводом MAS командовал капитан корвета Луиджи Риццо . [ 95 ] Отдельными лодками командовали Capo timoniere Армандо Гори и Guardiamarina di Completo Джузеппе Аонзо соответственно. Обе лодки успешно преодолели заслон сопровождения и разделились, чтобы поразить каждый из дредноутов. MAS 21 атаковала Тегеттофф , но ее торпеды не смогли поразить корабль. [ 95 ] MAS 15 успешно выпустила две торпеды в 3:25 утра по Сент-Иштвану . Обе лодки уклонились от преследования, хотя MAS 15 пришлось отпугнуть австро-венгерский миноносец Tb 76 T, сбросив глубинные бомбы за ним . Тегеттофф , думая, что торпеды были выпущены подводными лодками , вышел из строя и начал зигзагообразное движение , чтобы отразить дальнейшие атаки. Она неоднократно стреляла по перископам предполагаемой подводной лодки . [ 96 ] Тем временем Сент-Иштван был поражен двумя 45-сантиметровыми (18-дюймовыми) торпедами рядом с ее котельными. Попытки заткнуть дыры в корабле не увенчались успехом. [ 96 ] [ 93 ] Вернувшись в строй в 4:45 утра, Тегеттофф попытался взять на буксир Сента Иштвана , но это не удалось. [ 97 ] После того, как стало ясно, что «Сент Иштван» затонет, команда «Тегетгофа» вышла на палубу, чтобы отдать честь тонущему кораблю. В 6:12 утра из-за несоответствия насосов Сент-Иштван перевернулся у Премуды . [ 96 ] [ 93 ]
Кинопленка и фотографии Сент-Иштвана были последних получаса сняты Линиеншиффслейтенантом Мейсбургером из Тегеттофа на его собственную камеру и официальной съемочной группой. Эти фильмы позже были объединены и после войны показаны в Соединенных Штатах, где доходы в конечном итоге были использованы для кормления детей в Австрии после окончания войны. [ 95 ] Опасаясь дальнейших атак торпедных катеров или эсминцев итальянского флота, а также возможного реагирования на место происшествия дредноутов союзников, Хорти посчитал, что элемент внезапности утерян, и отменил атаку. Тегетхофф и остальная часть флота вернулись на базу в Поле, где и оставались до конца войны. [ 98 ] [ 99 ]
Конец войны
[ редактировать ]
17 июля 1918 года Пола подверглась крупнейшему рейду по оказанию помощи, который город когда-либо видел во время войны. 66 самолетов союзников сбросили более 200 бомб, однако Тегетгоф в результате атаки не пострадал. [ 100 ]
К октябрю 1918 года стало ясно, что Австро-Венгрия терпит поражение в войне. Поскольку различные попытки подавить националистические настроения потерпели неудачу, император Карл I решил разорвать союз Австро-Венгрии с Германией и обратиться к союзным державам в попытке сохранить империю от полного краха. 26 октября Австро-Венгрия сообщила Германии, что их союз расторгнут. В Поле австро-венгерский флот находился в процессе раскола по этническим и националистическим мотивам. Утром 28 октября Хорти был проинформирован о неизбежности перемирия, и он использовал эту новость для поддержания порядка и предотвращения мятежа среди флота. Хотя мятеж удалось избежать, напряженность оставалась высокой, а моральный дух находился на рекордно низком уровне. [ 101 ]
29 октября Национальный совет в Загребе объявил, что династические связи Хорватии с Венгрией официально завершились. Это новое временное правительство, хотя и свергло венгерское правление, еще не провозгласило независимость от Австро-Венгрии. Таким образом, правительство императора Карла I в Вене обратилось к недавно сформированному государству словенцев, хорватов и сербов за помощью в поддержании флота, дислоцированного в Поле, и поддержании порядка среди военно-морского флота. [ 102 ] Император Карл I, пытаясь спасти Империю от краха, согласился передать все корабли Австро-Венгрии Национальному совету при условии, что другие «нации», составлявшие Австро-Венгрию, смогут претендовать на свою справедливую долю стоимости. флота в более позднее время. [ 103 ]
Таким образом, австро-венгерское правительство решило без единого выстрела передать большую часть своего флота государству словенцев, хорватов и сербов. Это считалось более предпочтительным, чем передача флота союзникам, поскольку новое государство заявило о своем нейтралитете. Более того, новообразованное государство также еще не свергло публично императора Карла I, сохраняя возможность реформирования Империи в тройную монархию . Передача государству словенцев, хорватов и сербов началась утром 31 октября, когда Хорти встретился с представителями южнославянских национальностей на борту своего флагманского корабля « Вирибус Юнитис» . После «коротких и прохладных» переговоров договоренности были согласованы, и передача завершилась в тот же день. Австро-венгерский военно-морской флаг был сбит с корабля «Вирибус Юнитис» , за ним последовали остальные корабли в гавани. Главой недавно созданного военно-морского флота Государства словенцев, хорватов и сербов стал капитан Янко Вукович , который был повышен до звания адмирала и взял на себя старые обязанности Хорти в качестве главнокомандующего флотом. Он выбрал United Тегеттоффа Однотипный корабль Forces в качестве их флагмана. [ 104 ] [ 105 ]
1 ноября 1918 года «Вирибус Юнитис» был уничтожен, когда двое мужчин с «Региа Марина» , Раффаэле Паолуччи и Раффаэле Россетти , направили примитивную пилотируемую торпеду (по прозвищу «Мигнатта» или «пиявка») на военно-морскую базу в Поле и атаковали ее, используя маневренные мины . Когда в 6:44 взорвалась мина, линкор затонул за 15 минут; Вместе с ней затонули Вукович и 300–400 членов экипажа. Тегетхофф не пострадал в результате нападения. [ 106 ] [ 2 ]
Пост-был
[ редактировать ]
Перемирие на Вилле Джусти , подписанное между Италией и Австро-Венгрией 3 ноября 1918 года, отказывалось признавать передачу военных кораблей Австро-Венгрии Государству словенцев, хорватов и сербов. В результате 4 ноября 1918 года итальянские корабли зашли в порты Триест, Пола и Фиуме. 5 ноября итальянские войска заняли военно-морские объекты в Поле. [ 107 ] Хотя государство словенцев, хорватов и сербов пыталось удержать свои корабли, им не хватало для этого солдат и офицеров, поскольку большинство моряков, не являвшихся южными славянами, уже ушли домой. Национальный совет не приказывал никому оказывать сопротивление итальянцам, но также осудил действия Италии как нелегитимные. 9 ноября на всех оставшихся в гавани Пола кораблях был поднят итальянский флаг. На конференции на Корфу союзные державы согласились, что передача военно-морского флота Австро-Венгрии государству словенцев, хорватов и сербов не может быть принята, несмотря на симпатию Соединенного Королевства. [ 108 ]
Столкнувшись с перспективой предъявления ультиматума о капитуляции бывших австро-венгерских военных кораблей, Национальный совет согласился передать корабли начиная с 10 ноября 1918 года. [ 109 ] В марте 1919 года Тегеттофф и Эржерцог Франц Фердинанд , оба под итальянским флагом, были сопровождены в Венецию, где итальянцы показали их в качестве военных трофеев. Лишь в 1920 году окончательное распределение кораблей было урегулировано между союзными державами в соответствии с условиями Сен-Жермен-ан-Леского договора , при этом Тегетгоф был официально передан Италии. В этот период она снялась в фильме Eroi di nostri mari («Герои наших морей»), в котором рассказывалось о затоплении Сент-Иштвана . После принятия Вашингтонского военно-морского договора в 1922 году он был разбит в Ла Специи между 1924 и 1925 годами. [ 34 ] После того, как « Тегеттофф» был разобран, один из его якорей был выставлен на обозрение у Памятника итальянским морякам в Бриндизи, где его можно найти до сих пор. [ 110 ]
После к нацистской Германии присоединения Австрии посредством аншлюса в марте 1938 года Адольф Гитлер использовал военно-морскую историю Австро-Венгрии, чтобы обратиться к австрийской общественности и заручиться ее поддержкой. Гитлер жил в Вене во время строительства большей части австро-венгерского военно-морского флота и поэтому принял решение о «австрийском» названии для немецкого крейсера, строившегося в Киле в 1938 году. [ 111 ] Первоначально крейсер должен был быть назван Тегеттофф Кригсмарине в честь Вильгельма фон Тегеттофа . Однако опасения по поводу возможного оскорбления Италии и Бенито Муссолини , назвав крейсер в честь австрийского победителя в битве при Лиссе, побудили Гитлера принять принца Ойгена в качестве тезки корабля в честь австрийского генерала принца Евгения Савойского . [ 112 ] [ 113 ] «Принц Ойген» был спущен на воду 22 августа 1938 года. [ 114 ] на церемонии присутствовали Гитлер и губернатор (нем. Reichsstatthalter ) Остмарка Артур Зейсс-Инкварт , который произнес речь при крещении. На спуске также присутствовал регент Венгрии адмирал Миклош Хорти. Хорти ранее командовал Тегеттофа « однотипным кораблем Принц Ойген» с 24 ноября 1917 года по 1 марта 1918 года и командовал австро-венгерским флотом в последние месяцы Первой мировой войны. жена Хорти, Магдольна Пургли . Крещение провела [ 115 ] В соответствии с первоначально запланированным названием и в знак уважения к австро-венгерскому флоту, колокол из Тегетгофа был подарен немецкому крейсеру Prinz Eugen 22 ноября 1942 года компанией Regia Marina . [ 116 ] После Второй мировой войны колокол из Тегетгофа был выставлен на обозрение в Граце , Австрия , где его можно увидеть до сих пор. [ 117 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ По оценкам, основанным на силовой установке Тегеттофа , можно было достичь скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час), а в марте 1913 года сообщалось, что ее скоростные испытания показали максимальную скорость 19,75 узлов (36,58 км / ч). ч; 22,73 миль в час). Официальные рекорды скоростных испытаний всех четырех кораблей класса «Тегеттофф» были утеряны в конце войны.
- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке.
- ↑ Ведутся споры о том, когда флот покинул Полу. Хальперн утверждает, что флот отплыл через четыре часа, в то время как Сокол утверждает, что флот покинул Полу через два часа после того, как заявление дошло до адмирала Хауса.
- ↑ Ведутся споры о том, в какое именно время произошло нападение. произошел в 3:15 утра, Сиехе утверждает, что удар Сент-Иштвана а Сокол утверждает, что это было 3:30 утра.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сиче 1991 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 68–69.
- ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с Сондхаус 1994 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Вего 1996 , с. 43.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 170.
- ^ Вего 1996 , с. 38.
- ^ Вего 1996 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с д и Сондхаус 1994 , с. 194.
- ^ Сокол 1968 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Вего 1996 , с. 39.
- ^ Вего 1996 , с. 56.
- ^ Сокол 1968 , с. 150–151.
- ^ Вего 1996 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Сондхаус 1994 , с. 183.
- ^ Вего 1996 , стр. 62, 69.
- ^ Гебхард 1968 , с. 252.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 191–192.
- ^ Конрад 1925 , с. 360.
- ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 69.
- ^ Грегер 1976 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б с Сондхаус 1994 , с. 192.
- ^ Jump up to: а б Сиче 1991 , с. 116.
- ^ Вего 1996 , с. 62.
- ^ Гебхард 1968 , стр. 203–204.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 192–193.
- ^ Вего 1996 , с. 70.
- ^ Сиехе 1991 , стр. 133–137.
- ^ Сиехе 1991 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Эрл 1913 , с. 1322.
- ^ Jump up to: а б с д Сиче 1985 , с. 334 .
- ^ Ноппен 2012 , с. 22.
- ^ Престон 2002 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Сиехе 1991 , стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б Сиче 1991 , с. 135.
- ^ Халперн 1971 , с. 160.
- ^ Мост 2002 , с. 330.
- ^ Куделка 1987 , стр. 116–118.
- ^ Вего 1996 , стр. 57–58.
- ^ Халперн 1971 , с. 41.
- ^ Вего 1996 , стр. 61–62.
- ^ Халперн 1971 , стр. 156, 160.
- ^ Сиехе 1991 , с. 115.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 195–196.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 198.
- ^ Гилл 1914 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 245.
- ^ Гилл 1914 , с. 828.
- ^ Jump up to: а б с Сондхаус 1994 , с. 244.
- ^ Ноппен 2012 , с. 23.
- ^ Халперн 1971 , стр. 223–224.
- ^ Мортон 1989 , с. 238.
- ^ Стивенсон 1996 , с. 12.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 232–234.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 245–246.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 247.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 246.
- ^ Халперн 1995 , с. 53.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 248–249.
- ^ Халперн 1995 , с. 54.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 249, 258–259.
- ^ Кобургер 2001 , стр. 33, 35.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б с Халперн 1995 , с. 144.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 260.
- ^ Халперн 1987 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 261.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 380–381.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 266–267.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 269–270.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 107.
- ^ Сокол 1968 , с. 107–108.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 274–275.
- ^ Это, Линкоры , с. 180.
- ^ Сокол 1968 , с. 109.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 276.
- ^ Сокол 1968 , с. 71.
- ^ Сиехе 1991 , стр. , 123, 133.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 294.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 294–295.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 304.
- ^ Сиехе 1991 , с. 122.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 309.
- ^ Сиехе 1991 , стр. 120, 122–123.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 330, 333.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 334.
- ^ Jump up to: а б Кобургер 2001 , с. 104.
- ^ Халперн 1987 , с. 501.
- ^ Jump up to: а б с д Сондхаус 1994 , с. 335.
- ^ Сокол 1968 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с Сокол 1968 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б с Сиехе 1991 , стр. 127, 131.
- ^ Ноппен 2012 , с. 42.
- ^ Сокол 1968 , с. 134–135.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 336.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 337.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 350–351.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 351–352.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 352.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 353–354.
- ^ Сокол 1968 , с. 136–137, 139.
- ^ Халперн 1987 , с. 567.
- ^ Sieche, Zeittafel , стр. 137.
- ^ Sieche, Zeittafel , стр. 138–140.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 357–359.
- ^ «Памятники – Памятник итальянскому моряку («Большой руль»)» . brindisiweb.it . Бриндизивеб . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 363.
- ^ Шмаленбах 1979 , стр. 121–122.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 363–364.
- ^ Грёнер 1990 , с. 67.
- ^ Куп и Шмолке 1992 , с. 146.
- ^ Куп и Шмолке 1992 , стр. 182–183.
- ^ Куп и Шмолке 1992 , с. 160.
Ссылки
[ редактировать ]- Бридж, Франция (2002) [1972]. От Садовой до Сараево: внешняя политика Австро-Венгрии, 1866–1914 гг . Лондон, Великобритания: ISBN Routledge & Kegan Paul Ltd. 0-415-27370-6 .
- Конрад-Хетцендорф, Франц (1921–1925). Из времени моей службы 1906-1918 гг. (на немецком языке). Вена: Рикола Верлаг.
- Эрл, Ральф (март 1913 г.). «Профессиональные заметки» . Труды Военно-морского института США . 39 (1) . Проверено 2 июля 2018 г.
- Гебхард, Луи (1968). «Эскадра дредноутов Австро-Венгрии: военно-морские затраты 1911 года». Ежегодник истории Австрии . 4 : 245–258. дои : 10.1017/S0067237800013230 . S2CID 145130091 .
- Гилл, CC (январь – февраль 1914 г.). «Профессиональные заметки» . Труды Военно-морского института США . 40 (1) . Проверено 28 мая 2018 г.
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-7110-0623-7 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 . OCLC 57447525 .
- Халперн, Пол Г. (1987). Морская война в Средиземноморье 1914-1918 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0870214489 .
- Халперн, Пол Г. (1971). Положение военно-морского флота в Средиземноморье, 1908-1914 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674564626 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры . Лондон: Лорена Букс. ISBN 978-0-7548-1407-8 . OCLC 56458155 .
- Кобургер, Чарльз В. (2001). Центральные державы на Адриатике, 1914–1918 гг.: Война в Узком море . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 978-0-275-97071-0 .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (1992). «Адмирал Хиппер» ( Тяжелые крейсеры типа на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5896-8 .
- Куделка, Альфред фон (1987). Баумгартнер, Лотар (ред.). Потому что Австрия когда-то была у моря: жизнь адмирала Альфреда фон Куделки (на немецком языке) (1-е изд.). Грац: Х. Вейсхаупт Верлаг. ISBN 3900310343 .
- Мортон, Фредерик (1989). Гром в сумерках: Вена 1913–1914 (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-81021-3 .
- Ноппен, Райан (2012). Австро-венгерские линкоры 1914-18 гг . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84908-688-2 .
- Престон, Энтони (2002). Худшие военные корабли мира . Лондон: Морская пресса Конвея. ISBN 978-0-85177-754-2 .
- Шмаленбах, Пол (1979). Немецкие рейдеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 0-85059-351-4 .
- Сиехе, Эрвин (1985). «Австро-Венгрия». В Гардинере, Роберт; Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-907-8 . OCLC 12119866 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1991). «SMS Сент-Иштван: единственный и злополучный дредноут Венгрии». Военный корабль Интернешнл . ХXVII (2). Толедо, Огайо: Международная организация по исследованию военных кораблей: 112–146. ISSN 0043-0374 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1985). «Хронология событий, связанных с роспуском и передачей Императорского и Королевского флота 1918–1923 гг.». Морской пехотинец – вчера, сегодня (на немецком языке). 12 (1). Журнал австрийской рабочей группы по морской истории: 129–141.
- Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис: Военно-морской институт США. OCLC 462208412 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867-1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 1-55753-034-3 .
- Стивенсон, Дэвид (1996). Вооружения и приближение войны: Европа, 1904-1914 гг . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. ISBN 0-19-820208-3 .
- Вего, Милан Н. (1996). Австро-Венгерская военно-морская политика: 1904-14 гг . Лондон, Великобритания: Рутледж. ISBN 978-0714642093 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кишлинг, Рудольф (1953). Эрцгерцог Франц Фердинанд Австрийский-Эсте: Жизнь, планы и деятельность на роковом пути Дунайской монархии (на немецком языке). Грац: преемник Германа Болау.
- Айхельбург, Владимир (1981). Класс «Тегетхофф»: крупнейшие линкоры Австро-Венгрии (на немецком языке). Мюнхен: Бернард и Грефе. ISBN 978-3-7637-5259-1 .