Jump to content

Битва при Лиссе (1866 г.)

Координаты : 43°10′35″ с.ш. 16°3′12″ в.д. / 43,17639° с.ш. 16,05333° в.д. / 43,17639; 16.05333
Битва при Лиссе
Часть Третьей итальянской войны за независимость.

Морское сражение при Лиссе , Карл Фредерик Соренсен
Дата 20 июля 1866 г.
Расположение 43°10′35″ с.ш. 16°3′12″ в.д. / 43,17639° с.ш. 16,05333° в.д. / 43,17639; 16.05333
Результат Австрийская победа
Воюющие стороны
Австрия Италия
Командиры и лидеры
Вильгельм фон Тегетгоф Карло ди Персано
Сила
26 кораблей:
4 броненосца
3 броненосных фрегата
1 линейный корабль
5 винтовых фрегатов
1 винтовой корвет
2 винтовые канонерские лодки
6 канонерских лодок
1 винтовой тендер
3 парохода
32 корабля:
9 броненосцев
1 броненосный фрегат
2 бронекорвета
7 винтовых фрегатов
1 винтовой корвет
2 гребных корвета
1 шлюп
3 канонерские лодки
2 уведомления
4 торговых судна
Жертвы и потери
176 убитых и раненых [ 1 ] 660 убитых и раненых [ 1 ]
2 броненосца потоплены
Битва при Лиссе (1866 г.) находится в Хорватии.
Битва при Лиссе (1866 г.)
Расположение в Хорватии

Битва при Лиссе (или битва при Висе ) ( хорватский : Bitka kod Visa ) произошла 20 июля 1866 года в Адриатическом море недалеко от далматинского острова Вис ( итальянский : Лисса ) и стала значительной победой сил Австрийской империи над численно превосходящие итальянские силы. Это было первое крупное морское сражение между броненосцами и одно из последних, в которых применялся преднамеренный таран . Итальянский флот произвел около 1450 выстрелов во время боя, но не смог потопить ни один австрийский корабль и потерял два броненосца.

Одной из главных причин таких плохих результатов было внутреннее соперничество между командующими итальянским флотом: например, итальянский вице-адмирал Альбини со своими кораблями не вступил в бой с противником. [ 2 ] Бой состоял из нескольких небольших сражений: главный бой произошел между семью австрийскими и двенадцатью итальянскими броненосцами и показал способность австрийского адмирала Вильгельма фон Тегетгофа разделить своих более многочисленных противников, а затем уничтожить изолированные броненосцы.

Битва произошла в рамках Третьей войны за независимость Италии , в которой Италия объединилась с Пруссией в ходе ее конфликта против Австрии . Основной целью Италии было захватить Венецию и хотя бы часть ее окрестностей у Австрии. Флоты состояли из небронированных парусных кораблей с паровыми двигателями и броненосных броненосцев , также сочетающих в себе паруса и паровые машины. Итальянский флот из 12 броненосцев и 17 небронированных кораблей превосходил австрийский флот из 7 и 11 соответственно. Австрийцы также сильно проигрывали по нарезным орудиям (276 против 121) и общему весу металла (53 236 тонн против 23 538 тонн). [ 3 ] единственный башенный корабль В действии принимал участие — итальянский «Аффондаторе» . Итальянским флотом командовал пьемонтский граф Карло ди Персано , а австрийским — контрадмирал Вильгельм фон Тегетгоф . Форт на острове Лисса находился под командованием полковника Давида Урса де Марджина, этнического румына из Трансильвании. Итальянский флот под командованием Персано был разделен на три дивизии: Персано командовал основной боевой силой из 9 броненосцев; его заместитель Альбини командовал дивизией «обеспечения» (занимавшейся преимущественно высадкой десантов); а адмирал Джованни Вакка командовал третьей «резервной» дивизией с небольшими деревянными кораблями. Атакующий австрийский флот также был разделен на три дивизии. 1-я дивизия состояла из броненосных кораблей, а 2-я — из мощного, но устаревшего небронированного деревянного линейного корабля «Кайзер» и 5 фрегатов. 3-я дивизия состояла из небольших винтовых канонерских лодок и вооруженных торговых судов. Вооруженный торговый крейсер «Стадион» шел впереди флота, выполняя роль разведчика.

Три австрийские дивизии были сформированы в три последовательных соединения со стрелами или буквой «V»; 1-я бронетанковая дивизия под командованием Тегеттофа находилась в авангарде, более слабые канонерские лодки и колесные пароходы 3-й дивизии - в тылу, а мощные, но небронированные суда 2-й дивизии коммодора Петца - в центре. План австрийцев, из-за их более слабой огневой мощи, заключался в том, чтобы быстро вступить в рукопашную схватку и использовать огонь с близкого расстояния и таран, чтобы потопить небольшую часть итальянского флота, тем самым сломив волю итальянцев к борьбе. Итальянцы, несмотря на свое численное превосходство, не были готовы к бою. Они были заняты подготовкой к высадке на острове Вис (Лисса), когда до них дошло известие о том, что австрийский флот находится в море и ищет сражения. Персано отменил высадку, приказал флоту выстроиться в ряд, но, подумав, отменил этот приказ (вызвав замешательство среди итальянских командиров) и приказал флоту разделить три дивизии в шеренгу впереди, в таком же порядке, как в сражениях в эпоху плыть. В состав 1-й дивизии авангарда входили Принсипе ди Кариньяно , Кастельфидардо и Анкона под командованием адмирала Вакки, капитана 1-го класса Фаа ди Бруно . 2-я дивизия Фаа ди Бруно в центре состояла из Красной Италии , Палестро и Сан-Мартино , а 3-я дивизия в тылу имела Ре ди Портогалло , Регина. Мария Пиа и, в крайнем тылу, Варезе под командованием капитана Аугусто Риботи. Всего итальянцы имели 11 броненосцев в боевой линии . Остальные (деревянные) корабли были рассредоточены по линии боя. Исключением был Аффондаторе , который находился на дальней стороне 2-й эскадрильи и вне линии боя. Персано, возможно, намеревался сделать это незадействованным резервом. Перед битвой Персано вызвал еще большее замешательство, решив передать свой флаг «Аффондаторе» , а 2-я и 3-я дивизии замедлили ход, чтобы позволить «Ре д'Италия » спустить свои лодки. Однако сигнал о замедлении так и не дошел до 1-й дивизии, и они продолжали двигаться вперед, создавая брешь в итальянской боевой линии. К тому же, Персано так и не подал сигнал о смене флага, и на протяжении всего боя итальянцы продолжали смотреть на старый флагман. Re d' Italia для заказов, а не Affondator .

Исходная ситуация боя. Австрийские корабли отмечены красным, а итальянские корабли - синим.

В австрийском флоте был энтузиазм, но и страх, потому что итальянский флот был больше: 12 броненосцев и 19 деревянных кораблей с 641 орудием, тогда как у австрийцев было всего 7 броненосцев и 20 деревянных кораблей с 532 орудиями... Когда началось сражение итальянская дивизия под командованием Вакки находилась на длинном обходе к северу от Лиссы и поэтому сначала находилась вдали от боя. И любопытно, что корабли Альбини со своими 398 орудиями, хотя и приказал Персано сделать это, за весь бой не произвели ни одного выстрела. [ 4 ]

Проигнорировав предупреждения своих пикетов о появлении подозрительных кораблей, Персано фактически позволил австрийцам устроить засаду на свои силы, пока они еще формировались. Тегеттофф, видя образовавшуюся брешь между 1-й и 2-й дивизиями, втянул в нее свой флот и сосредоточился на разграблении итальянцев и таранах. Это означало, что он позволил пересечь свою Т. букву Пока австрийцы приближались, 1-я итальянская дивизия Вакки обрушила на них сильный огонь. Австрийцы могли ответить только своими преследующими орудиями . Поскольку Персано находился в процессе передачи своего флага, общего приказа не было. 2-я и 3-я дивизии не присоединились к ним, и австрийцы пересекли зону поражения, получив серьезные повреждения, но ни один корабль не был потерян. Драхе на крайнем правом (правом борту) крыле 1-й австрийской дивизии получила 17 попаданий тяжелых снарядов, в результате чего она потеряла грот-мачту и временно потеряла ходовую часть. Ее капитан Генрих фон Молль. [ 5 ] был обезглавлен тяжелым снарядом, но его подчиненный Карл Вейпрехт вернул корабль в бой. К 10:43 австрийцы привели итальянский авангард в ближний бой. Габсбург , Саламандра и Кайзер Макс на левом фланге Австрии вступили в бой с 1-й итальянской дивизией, а правый фланг Дон Хуана д'Австрии , Драхе и Принц Ойген вступил в бой со 2-й итальянской дивизией. Персано, находившийся теперь на самом мощном военном корабле обоих флотов, «Аффондаторе» , избегал боя. [ 6 ]

Из-за замешательства в итальянском авангарде коммодор фон Петц воспользовался возможностью, чтобы вывести свою 2-ю дивизию в тыл Италии и напасть на их 3-ю дивизию. Небронированные деревянные корабли 2-й австрийской дивизии столкнулись с современными броненосцами, вооруженными тяжелыми орудиями, но, несмотря на шквальный огонь, они держались вместе. Винтовой фрегат «Новара» получил 47 попаданий, а его капитан Эрик аф Клинт погиб. «Эржерцог Фридрих» был ранен тяжелым снарядом ниже ватерлинии, но все же остался на плаву, а «Шварценберг» был выведен из строя сильным итальянским огнем и брошен на произвол судьбы. Видя, что дела идут плохо, Персано решил таранить небронированный винтовой линкор «Кайзер», а не один из броненосных кораблей, сражавшихся со 2-й итальянской дивизией, находившейся гораздо ближе к нему. Однако Кайзеру удалось увернуться от Аффондаторе . Воодушевленный своим адмиралом, капитан Ре ди Портогалло шквальный огонь открыл по Кайзеру из своих нарезных орудий. В последний момент фон Петц повернул на таран, проведя контртаран. Удар оторвался Форштевень и бушприт «Кайзера » остались позади носовой части корабля «Ре ди Портогалло» . Итальянец воспользовался возможностью обстрелять «Кайзера» огнем, опустив его грот-мачту и воронку в море. Дым был настолько сильным, что, отступив на очередной таран, они потеряли друг друга из виду и поединок завершился. Примерно в это же время Тегетгоф бросил свой флагманский корабль «Эржерцог Фердинанд Макс» (командовал Максимилиан Даублебский фон Штернек ) сначала на бывший итальянский флагман « Ре д’Италия» , а затем на Палестро . В обоих случаях он нанес лишь скользящие удары, но они нанесли серьезный ущерб, особенно Палестро , который был обезглавлен и подожжен.

Тегетгоф (в центре) в битве при Лиссе, картина Антона Ромако .

Палестро Капитан Каппеллини вывел свой корабль из строя. Его команда отказалась покинуть своего капитана, и Палестро , наконец, взорвался и затонул в 14.30, оставив в живых только 19 из 230 человек. Тем временем Эрцгерцог Фердинанд Макс кружил над Фаа ди Бруно Red d'Italia , заливая огонь, прежде чем броситься вперед. и добилась хорошего удара тараном, чему способствовала итальянка, развернувшаяся в плохо продуманной попытке не пересечь лук австрийца в решающий момент. В результате образовалась пробоина на 18 футов (5,5 м) ниже ватерлинии Red d'Italia , и через две минуты она затонула. По легенде, ее капитан застрелился после того, как отдал приказ поднять знамя. [ 7 ] Когда Эржерцог Фердинанд Макс, хромая, ушел, поврежденный после трех таранных атак, Анкона приблизилась к ее попытке протаранить. Итальянские артиллеристы получили полный залп в упор, но, вспомнив о порохе, в волнении забыли зарядить выстрел. После столкновения с Ре ди Портогалло в начале боя и пробивания пути от Марии Пиа , коммодора фон Петца «Кайзер» оказался на близком расстоянии от Аффондаторе .

был идеальной мишенью для тарана, Несмотря на то, что Кайзер он выжил, когда Персано приказал Аффондаторе отвернуться. [ 8 ] Победу Тегетгофа приветствовали его моряки – в основном хорваты и венецианцы из Венеции , Истрии и Далмации – традиционным венецианским победным кличем: «Вива Сан Марко!» («Ура святому Марку!»). [ 9 ] К 15:00 Тегетгоф повел свой флот в гавань Лиссы, куда уже прибыл поврежденный «Кайзер» , не потревоженный итальянскими кораблями; несмотря на приказ Персано вступить в бой с австрийскими судами, и Альбини, и Вакка проигнорировали этот приказ, как последний откровенно свидетельствовал на суде над Персано. [ 10 ] Когда на его кораблях закончилось топливо и боеприпасы, а экипажи были израсходованы, Персано повел свой флот обратно к своему порту приписки Анкона. Кайзера Встреча с Аффондаторе стала последним крупным событием битвы. Когда два броненосных корабля были потоплены, итальянцы отступили, хотя в течение нескольких часов будет вестись перестрелка с дальней дистанции.

Последствия

[ редактировать ]
Лисса (Вис) находится в Хорватии.
Лисса (Вис)
Лисса (Вис)
Расположение острова Вис (Лисса) на карте Хорватии .

В Италии Персано объявил о победе, что вызвало большое празднование, пока не стал известен реальный исход битвы. Возмущение по поводу потери двух броненосцев было огромным, и Персано после битвы был осужден итальянским сенатом , осужден за некомпетентность и лишен звания, но адмирал Альбини был просто отстранен от командования, а адмирал Вакка вскоре был вынужден уйти в отставку по возрасту. пределы. [ 11 ] [ 12 ] Тегетгоф вернулся домой героем, получил звание вице-адмирала и считается одним из величайших флотоводцев в истории Австрии. Поражение Италии было омрачено сокрушительной победой Пруссии над австрийской армией при Кениггреце . Австрия, униженная Пруссией и запуганная французским Наполеоном III , согласилась уступить Венецию Италии, несмотря на общий провал итальянских военных усилий. Усилия Тегетгофа сыграли важную роль в предотвращении аннексии итальянцами некоторых далматинских островов, которые когда-то были частью Венецианской республики .

Важность тарана в бою привела к тому, что военно-морские конструкторы в течение следующих 50 лет оснащали будущие военные корабли (особенно линкоры и крейсеры) таранными носами. Это усугубило ряд случаев, когда корабли были потоплены товарищами по эскадрилье в результате случайных столкновений. Таран больше никогда не использовался в качестве жизнеспособной боевой тактики. Зацикленность на таранах также могла препятствовать развитию артиллерийского искусства. Современные комментаторы теперь придерживаются мнения, что Лисса произошла в период развития оружия, когда броня была значительно прочнее, чем доступные орудия для ее поражения. Это усугублялось с итальянской стороны плохой артиллерией, а с австрийской стороны тем фактом, что ряд их кораблей (включая «Фердинанд Макс» ) были вынуждены пойти в бой без полного вооружения из-за прусского эмбарго. Кайзер , что примечательно, заявила, что готова к действию на следующее утро после битвы. Ее подвиг - небронированный деревянный корабль, охотно атаковавший четыре броненосца с близкого расстояния, кажется беспрецедентным и никогда не повторялся.

Боевой порядок

[ редактировать ]

Суда ранжируются по боевой мощи (самый мощный первым).

Австрийская империя

[ редактировать ]

1-й дивизион – Броненосные корабли

[ редактировать ]
  • Эржерцог Фердинанд Макс (флаг флота, бронефрегат 2-го класса, спущен на воду в 1865 г., 5130 т, 16 × 48-фунтовых СБ, 4 × 8-фунтовых СБ, 2 × 3-фунтовых СБ. 123-мм железный пояс над батареей, 12,5 кн)
  • Габсбург (запущен в 1865 году, как эрцгерцог Фердинанд Макс )
  • Kaiser Max (броненосный фрегат 3-го класса, спущен на воду в 1862 г., 3588 т, 16 × 48-фунтовых СБ, 1 × 12-фунтовых СБ, 1 × 6-фунтовых СБ, 15 × 24-фунтовых винтовок МЛ. 110-мм железная лента, 11,4 кН )
  • Дон Хуан д'Австрия (спущен на воду в 1862 году, как кайзер Макс )
  • Принц Ойген (спущен на воду в 1862 году, как Кайзер Макс )
  • Drache (бронекорвет, спущен на воду в 1861 г., 2750 т, 10 × 48-фунтовых СБ, 18 × 24-фунтовых РСЗО, 1 × 8-фунтовых СБ, 1 × 4-фунтовых десантных орудия СБ, 115-мм железная лента, 11 узлов)
  • Саламандра (запущена в 1861 году, как Дракон )

2-й дивизион – Деревянные паровые боевые корабли.

[ редактировать ]
СМС Кайзер в Лиссе после боя, на ремонте
  • Кайзер (флаг эскадры, 2-х палубный линейный винтовой корабль, спущен на воду в 1858 г., [ 13 ] 5811 т, 2 × 24-фунтовые винтовки МЛ, 16 × 40-фунтовые СБ, 74 × 30-фунтовые СБ, деревянные и небронированные, 11,5 уз)
  • Новара (винтовой фрегат, спущен на воду 1850 г., 2615 т, 4 × 60-фунтовых снаряда, 28 × 30-фунтовых СБ, 2 × 24-фунтовые винтовки БЛ, 1 × 12-фунтовая десантная пушка, 1 × 6-фунтовая десантная пушка, 12 знаю)
  • Шварценберг (винтовой фрегат, спущен на воду в 1853 г., 2614 т, 6 × 60-фунтовых артиллерийских орудий Paixhans, 26 × 30-фунтовых Тип 2 ML, 14 × 30-фунтовых Тип 4 ML, 4 × 24-фунтовых винтовки BL, 11 узлов)
  • Радецкий (винтовой фрегат, спущен на воду в 1854 г., 2234 т, 6 × 60-фунтовых артиллерийских орудий Paixhans, 40 × 24-фунтовых СБ, 4 × 24-фунтовых винтовки БЛ, 9 узлов)
  • Донау (спущен на воду в 1856 г., 2165 т, иначе как Радецкий )
  • Адрия (спущена на воду в 1856 г., 2165 т, иначе как Радецкий )
  • Эржерцог Фридрих (винтовой корвет, спущен на воду в 1857 г., 1697 т, 4 × 60-фунтовые артиллерийские орудия Paixhans, 16 × 30-фунтовые СБ, 2 × 24-фунтовые винтовки БЛ, 9 узлов)

3-й дивизион – Мелкое ремесло

[ редактировать ]
  • Нарента (винтовая канонерская лодка, 2 × 48-фунтовые винтовки СБ, 2 × 24-фунтовые винтовки БЛ)
  • Керка (как Нарента )
  • Хум (канонерская лодка 2-го класса, 2 × 48-фунтовые СБ, 2 × 24-фунтовые винтовки БЛ, 11?уз)
  • Веллебич (как Хум )
  • Далматинец (также Хум )
  • Seehund (канонерская лодка 2-го класса, 2 × 48-фунтовые СБ, 2 × 24-фунтовые винтовки БЛ, 11 узлов)
  • Кит (как тюлень )
  • Боец (как тюлень )
  • Река (как печать )
  • Андреас Хофер (винтовой тендер, 3 × 30-фунтовые СБ)
  • Кайзерин Элизабет (боковой пароход ( радависо ), спущен на воду в 1854 году, 4×12-фунтовых СБ)
  • Грейф (боковой пароход, 2 × 12-фунтовых СБ)
  • Стадион (невооруженный торговый пароход. Работал разведчиком и был в авангарде)

Королевство Италия

[ редактировать ]
Итальянский флот в Анконе после битвы при Лиссе

Бронированные корабли

[ редактировать ]
  • Аффондаторе (флаг флота, бронебашенный таран, спущен на воду в 1865 г., 4006 т, 2 × 9 в 300-фунтовом Armstrong SB (2x1), 5 в железе на поясе и башнях, 12 узлов)
  • Re d'Italia (флаг эскадры, бронефрегат 2-го класса {бортовой броненосец}, спущен на воду в 1863 г., 5610 т, 6 × 72-фунтовых снаряда СБ, 32 × 164-мм казнозарядные винтовки, 4,5 в железном поясе, 10,5 узлов)
  • Король Португалии (создан в 1863 году как король Италии )
  • Регина Мария Пиа (броненосный фрегат 2-го класса {бортовой броненосец}, спущен на воду в 1863 г., 4201 т, 4 × 72-фунтовых снаряда СБ, 22 × 164-мм казнозарядные винтовки, 4,3 в железном поясе, 12 узлов)
  • Сан-Мартино (спущен на воду в 1863 году, как Регина Мария Пиа )
  • Кастельфидардо (спущен на воду в 1863 году, как Регина Мария Пиа )
  • Анкона (запущена в 1864 году, как Регина Мария Пиа )
  • Principe di Carignano (броненосный фрегат 3-го класса {бортовой броненосец}, спущен на воду в 1865 г., 3446 т, 10 × 72-фунтовые 8 в снаряде СБ, 12 × 164-мм казнозарядные винтовки, 4,75 в железной ленте, 10 узлов)
  • Formidabile (броненосец, спущен на воду в 1861 г., 2682 т, 4 72-фунтовых снаряда СБ, 16 164-мм (5,5 дюйма) казнозарядных винтовок, железный пояс 4,3 дюйма, 10 узлов (19 км/ч))
  • Грозный (запущен в 1861 году, как Грозный )
  • Палестро (бронекорвет {броненосец береговой обороны}, спущен на воду в 1865 г., 2165 т, 4 × 200-мм дульнозарядные винтовки, 1 × 165-мм дульнозарядные винтовки, 4,5 в железной ленте, 8 узлов)
  • Варезе (запущен в 1865 году, как Палестро )

Деревянные паровые военные корабли

[ редактировать ]
  • Гаэта (бывший неаполитанский винтовой фрегат, спущен на воду в 1861 г., 3917 т, 8 × 160-мм винтовок МЛ, 12 × 108-фунтовых снарядов, 34 × 72-фунтовых снаряда)
  • Мария Аделаида (бывший сардинский винтовой фрегат, спущен на воду в 1859 г., 3429 т, 10 × 160-мм винтовок МЛ, 22 × 108-фунтовый снаряд, 19 стрелковых орудий) (Флаг эскадры)
  • Duca di Genova (бывший сардинский винтовой фрегат, спущен на воду в 1860 г., 3459 т, 8 × 160-мм винтовок МЛ, 10 × 108-фунтовый снаряд, 32 × 72-фунтовый снаряд)
  • Гарибальди (бывший неаполитанский винтовой фрегат Borbone , спущен на воду в 1860 г., 3390 т, 8 × 160-мм винтовок МЛ, 12 × 108-фунтовый снаряд, 34 × 72-фунтовый снаряд)
  • Principe Umberto (бывший сардинский винтовой фрегат, спущен на воду в 1861 г., 3446 т, 8 × 160-мм винтовок ML, 10 × 108-фунтовых снарядов, 32 × 72-фунтовых снаряда, 4 небольших орудия)
  • Карло Альберто (бывший сардинский винтовой фрегат, спущен на воду в 1853 г., 3231 т, 8 × 160-мм винтовок ML, 10 × 108-фунтовых снарядов, 32 × 72-фунтовых артиллерийских орудия, 7 стрелковых орудий)
  • Витторио Эмануэле (бывший сардинский винтовой фрегат, спущен на воду в 1856 г., 3201 т, 8 × 160-мм винтовок ML, 10-108 и 32 × 72-фунтовых артиллерийских орудия, 7 небольших орудий)
  • Сан-Джованни (бывший сардинский винтовой корвет, спущен на воду в 1861 г., 1752 т, 8 × 160-мм винтовок МЛ, 14-72-фунтовый снаряд, 12 стрелковых орудий)
  • Governolo (бывший сардинский гребной корвет с боковым колесом, спущен на воду в 1849 г., 2243 т, 10 × 108-фунтовый снаряд, 2 стрелковых орудия)
  • Guiscardo (бывший неаполитанский гребной корвет с боковым колесом, спущен на воду в 1843 г., 1343 т, 2 × 160-мм винтовки МЛ, 4 × 72-фунтовых снаряда)

Незначительные корабли

[ редактировать ]
  • Джильо (бывший тосканский шлюп, спущен на воду в 1846 г., 246 т, 2 СБ неизвестного типа)
  • Христофор Колумб (канонерская лодка, 4 × 30-фунтовые СБ)
  • Готтемоло (как Христофор Колумб )
  • Неизвестен (как Христофор Колумб )
  • Esploratore (бортовое транспортное судно, спущено на воду в 1863 г., 981 т, 2 × 30-фунтовых СБ, 17 уз.)
  • Messenger (запущен в 1863 году, как Explorer )
  • Независимость (безоружное торговое судно)
  • Пьемонте (безоружное торговое судно)
  • Флавио Джоя (безоружный торговец)
  • Стелла д'Италия ( ) безоружное торговое судно

SMS Lissa , австро-венгерский бортовой броненосец, был спущен на воду в 1869 году и назван в честь битвы при Лиссе. Она была списана между 1893 и 1895 годами.

Альфредо Каппеллини из Палестро был тезкой итальянской бронеканонерской лодки, спущенной на воду в 1868 году, и итальянского монитора Альфредо Каппеллини, спущенного на воду в 1915 году.

Фаа ди Бруно из Re d'Italia был тезкой итальянской бронеканонерской лодки, спущенной на воду в 1868 году, и монитора, спущенного на воду в 1916 году . Во время Второй мировой войны итальянская подводная лодка с его именем была затоплена в 1940 году недалеко от Шотландии.

Аугусто Риботи из Варезе был тезкой лидера итальянского эсминца, спущенного на воду в 1916 году (который пережил обе мировые войны и, наконец, был списан в 1951 году).

Визеадмирал фон Тегеттофф был тезкой австро-венгерского броненосца центральной батареи, спущенного на воду в 1878 году , класса линкоров-дредноутов и головного корабля этого класса , спущенного на воду в 1912 году. По иронии судьбы, в конце Первой мировой войны последний корабль был передан в Итальянский королевский флот , который в 1924–25 годах сдал на слом корабль, носивший имя человека, победившего его в первом бою.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Стивенс (1942) , стр. 261–62.
  2. ^ «Итальянские «ошибки» в Лиссском сражении (на итальянском языке)» . Lastoriamilitare.splinder.com . Проверено 18 июня 2017 г.
  3. ^ Стивенс (1942) , с. 257
  4. ^ Скотти, Джакомо. Лисса 1866. Великая битва за Адриатику Первая глава: "В австрийском флоте не было недостатка в энтузиазме, но были и опасения, итальянский флот был более многочисленным: 12 линейных кораблей и 19 деревянных единиц с 641 орудием. У австрийцев было всего лишь 7 броненосных кораблей и 20 деревянных частей с 532 пушками... Тем временем дивизия Вакка, находившаяся уже далеко, делала очень широкий поворот на север, что вывело ее из боя, хотя и по настоянию Персано, корабли Альбини с С другой стороны, было 398 пушек, они не вмешались».
  5. ^ «BLKÖ:Moll, Генрих Фрайгерр фон – Wikisource» . de.wikisource.org . Проверено 18 июня 2017 г.
  6. Указывались на противоречивые факты о том, что « Аффондаторе» был наиболее сильно пострадавшим итальянским кораблем и что даже в австрийском боевом отчете признавалось, что Персано подвергался вражескому огню (Storia Militare № 215, Парма, 2011, стр. 56–). 65)
  7. Некоторые очевидцы рассказали, что капитан прыгнул за борт; однако он утонул, не умея плавать. Storia Militare N. 215, стр. 64–65.
  8. Участник боя объяснил это тем, что в башне Аффондаторе плохо расположены обзорные окна, из - за чего Персано и ее капитан отдавали запутанные приказы. Storia Militare n. 215, с. 61.
  9. ^ «Битва при Лиссе». Войны . Май 2011.
  10. ^ Военная история № 215, с. 62
  11. ^ Военная история № 215, стр. 63–65
  12. ^ Бертольди, Сильвио. Кровь на море . (Мондадори, 2006 г.)
  13. ^ «История Ульяника» . Ульяник д.д. Проверено 2 сентября 2010 г.

Современный отчет доступен в журнале «Инженер» от 15 мая 1885 года. http://www.gracesguide.co.uk/images/d/d4/Er18850515.pdf.

Библиография

[ редактировать ]
  • Стивенс, Уильям Оливер и Аллан Уэсткотт (1942). История морской мощи . Даблдэй.
  • Сакки, Мартино. Корабли и пушки: ВМС Италии от Лиссы до наших дней , Джунти, Флоренция, 2000 г.
  • Сэндлер, Стэнли. «Появление современного капитального корабля». Associated University Presss, Лексингтон, Кентукки, 1979.
  • Скотти, Джакомо. Лисса 1866. Великая битва за Адриатику , LINT Editoriale, Триест, 2004. ISBN   88-8190-211-7
  • Мартино, Эрманно. Лисса 1866: Почему? , в «Военной истории» , № 214 и № 215 , Парма, 2011 г. ISSN   1122-5289
  • Джорджирини, Джорджио. Итальянская война на море , Оскар Мондадори , Милан, 2002. ISBN   978-8804501503
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 536970aad842afda628fc0d2bd3803de__1715735100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/de/536970aad842afda628fc0d2bd3803de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Lissa (1866) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)