СМС Лисса
Лисса где-то до 1875 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Предшественник | эрцгерцога Фердинанда Макса Класс |
Преемник | СМС Кустоза |
История | |
Австро-Венгрия | |
Имя | Лисса |
Тезка | Битва при Лиссе |
Заложен | 27 июня 1867 г. |
Запущен | 25 февраля 1869 г. |
Введен в эксплуатацию | Май 1871 г. |
пораженный | 13 ноября 1892 г. |
Судьба | Списано, 1893–1895 гг. |
Общие характеристики | |
Тип | Казематный корабль |
Смещение | 7086 длинных тонн (7200 т ) |
Длина | 89,38 м (293 футов 3 дюйма) над землей |
Луч | 17,32 м (56 футов 10 дюймов) |
Черновик | 8,5 м (27 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность | 3619 Указанная мощность лошадиных сил (2699 кВт) |
Движение | |
Скорость | 12,83 узла (23,76 км/ч; 14,76 миль в час) |
Экипаж | 620 |
Вооружение |
|
Броня |
SMS Lissa , названный в честь битвы при Лиссе , был уникальным броненосным военным кораблем, построенным для австро-венгерского флота в 1860-х и 1870-х годах, единственным представителем своего класса . Это был первый казематный корабль , построенный для Австро-Венгрии. Он был вооружен главной батареей из двенадцати 9-дюймовых (229-мм) орудий в центральном бронированном каземате , в отличие от более ранних бортовых броненосцев . Строительство корабля длилось с июня 1867 г. по май 1871 г. и было отложено из-за нехватки бюджета; Отсутствие финансирования также преследовало корабль во время его карьеры, не позволяя ему играть активную роль во флоте. Большую часть времени она провела на стоянке в Поле , за исключением длительной реконструкции в 1880–1881 годах. В конечном итоге «Лисса» была исключена из состава флота в 1892 году и, разобрана начиная со следующего года, на металлолом.
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики и оборудование
[ редактировать ]Лисса имела длину 86,76 метра (284 фута 8 дюймов) по ватерлинии 89,38 м (293 фута 3 дюйма) и общую длину . У нее была ширина 17,32 м (56 футов 10 дюймов) и средняя осадка 8,5 м (27 футов 11 дюймов). [ 1 ] Ее осадка была довольно глубокой по сравнению с другими австро-венгерскими броненосцами того времени. [ 2 ] Его водоизмещение 7086 длинных тонн (7200 т). Ее корпус и большая часть верхних конструкций, включая каземат , были деревянными с прикрепленной железной обшивкой, хотя борта на обоих концах каземата были железными. [ 1 ] Корабль был оснащен таранным носом . [ 3 ] У нее был экипаж из 620 офицеров и рядовых. [ 1 ]
Ее двигательная установка состояла из одной горизонтальной двухцилиндровой паровой машины одинарного расширения , приводившей в движение одновинтовой гребной винт диаметром 6,62 м (21,7 фута). Пар давали семь котлов с тридцатью топками; Котлы были объединены в единую трубу, расположенную на миделе корабля . Ее двигатель развивал максимальную скорость 12,83 узла (23,76 км/ч; 14,76 миль в час) при указанной мощности 3619 лошадиных сил (2699 кВт), хотя на скоростных испытаниях, проведенных 9 мая 1871 года, корабль достиг скорости 13,29 узла (24,61 км/ч). 15,29 миль в час) от 3663 л.с. (2731 кВт). На максимальной скорости корабль имел радиус плавания 1420 морских миль (2630 км; 1630 миль). В дополнение к паровому двигателю «Лисса» изначально была оснащена полным корабельным оборудованием площадью 3112 квадратных метров (33 500 квадратных футов). В 1886 году ее такелаж был значительно урезан до 1404 м. 2 (15 110 кв. футов). [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]«Лисса» представляла собой казематный корабль и была вооружена главной батареей из двенадцати 9-дюймовых (229-мм) казнозарядных орудий производства крупповского завода в Эссене. Десять из них были установлены в центральной бронетанковой батарее, которая стреляла только бортовым залпом , с орудийными портами на высоте 1,96 м (6 футов 5 дюймов) над ватерлинией . Два других орудия были размещены в редуте меньшего размера , установленном непосредственно над главным казематом, который нависал над нижним казематом и позволял вести ограниченный огонь с торца из некоторых орудий. [ 1 ] [ 3 ] Эти орудия могли пробить железную броню толщиной до 264 мм (10,4 дюйма). [ 4 ] Она также имела несколько орудий меньшего размера, в том числе четыре 8-фунтовые дульнозарядные нарезные пушки (MLR) и две 3-фунтовые пушки MLR. корабля Броневой пояс состоял из пластин из кованого железа толщиной 152 мм (6 дюймов), подкрепленных деревом толщиной 770 мм (30,3 дюйма). [ 1 ] Пояс простирался на 1,74 м (5 футов 9 дюймов) ниже ватерлинии. [ 4 ] Каземат главной батареи имел 127 мм (5 дюймов) железной обшивки, подкрепленный 724 мм (28,5 дюйма) деревом. Поперечные переборки на обоих концах каземата имели толщину 114 мм (4,5 дюйма). [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]«Лисса» была заложена 27 июня 1867 года на верфи Stabilimento Tecnico Triestino (STT) в Сан-Марко . Он был спущен на воду 25 февраля 1869 года и начал достройку . В следующем месяце кайзер Франц Иосиф I посетил верфь, где «Лисса» строилась . Завершение строительства корабля было отложено из-за ограниченного бюджета ВМФ и значительных затрат на импорт броневой плиты корабля из Великобритании, а строительство Лиссы было завершено только в мае 1871 года. [ 1 ] [ 5 ] Возражения против военно-морских расходов со стороны венгерской половины Двойной монархии не только задержали строительство Лиссы , но и ограничили общий военно-морской бюджет, что не позволило флоту действовать в мирное время. [ 6 ] Смерть командующего флотом Вильгельма фон Тегетгофа в 1871 году усугубила бюджетные проблемы, поскольку его преемнику Фридриху фон Пёку не хватило престижа, чтобы убедить правительство увеличить финансирование. Броненосный флот, включая «Лиссу» , в основном находился в недействии в Поле и стоял в резерве; единственными судами, совершившими значительную службу в 1870-х годах, были несколько паровых фрегатов, отправленных за границу. [ 7 ]
Тем не менее, «Лисса» была направлена в действующую эскадру в ноябре 1871 года, сменив броненосец «Габсбург» в качестве флагмана подразделения, которым командовал контр-адмирал (контр-адмирал) Алоис фон Покорный . Лисса и остальная часть подразделения, в которое также входили винтовые корветы «Зрини» и «Дандоло» и канонерская лодка «Хум» , провели остаток года, проводя тактическую подготовку в Адриатическом море . «Лисса» оставалась флагманом действующей эскадры в 1872 году, которая была усилена винтовым фрегатом «Новара» . 15 января 1872 года вся эскадра отправилась из Полы на далматинские острова для тактических учений. Эскадра, за вычетом «Зрини» была отправлена в Левант в восточном Средиземноморье, тогда входившем в состав Османской империи , в конце февраля . Лисса прибыла в Смирну в Османской империи 1 марта, где к ней в конце концов присоединилась Новара . К 26 марта Зрини присоединился к эскадре, а Лисса возглавила Зрини и Хум в патрулировании греческих и османских островов в восточном Средиземноморье. Действующая эскадрилья покинула этот район к середине июля для проведения тактических тренировок у острова Корфу , Греция, начало 16 июля. Затем корабли отправились в Мессину на Сицилии посетили Палермо с 21 по 29 июля, а затем 3 августа , Италия. Лисса и остальная часть эскадрильи оставались там до 12 августа для ремонта Лиссы двигателей . В тот же день корабли снова отправились в путь, направляясь в Голетту в Тунисе. Там экипажи праздновали день рождения кайзера Франца Иосифа . [ 8 ]
Лисса и остальная часть эскадры покинули Тунис 23 августа и отплыли обратно на Корфу, прибыв туда 28 августа. Оттуда Лисса и Новара отплыли дальше в Смирну, где оказали помощь перевернувшейся итальянской бригантине «Провиденса» . [ 9 ] В этот период «Лисса» попала в серьезную аварию в ночь с 3 на 4 сентября 1872 года. Когда она стояла на якоре у Корфу, на борту корабля возле магазина с топливом вспыхнул крупный пожар , хотя экипаж смог потушить его до того, как он успел добраться до взрывоопасные метательные заряды. [ 10 ] Экипаж боролся с огнем около двух часов, но корабль в результате инцидента серьезно не пострадал. Корабли эскадры воссоединились 10 сентября для похода по восточному Средиземноморью. 19 сентября корабли остановились в Ларнаке на Кипре ; к 27 сентября они переехали в Агрию , а через два дня вернулись в Смирну. В начале октября Лисса получила приказ вернуть эскадру в Полу. К началу декабря они прибыли в пролив Фасана , где корабли были поставлены в резерв . [ 11 ]
Лисса служила флагманом действующей эскадры австро-венгерского флота в 1873 году; в том же году в его состав вошли винтовые корветы «Зриний» и «Фасана» и канонерская лодка «Велебич» . В начале сентября Лисса находилась в Смирне в Османской империи, Зрини находился в греческих водах, а Фасана направлялась на соединение с Велебичем у берегов Испании. 24 сентября она отплыла в Порт-Саид в Османском Египте , где пополнила запасы угля и провела стрельбу. После этого она вернулась в Смирну, где оставалась до 3 ноября. Затем она совершила круиз у берегов Османской Сирии, а затем направилась в залив Суда на Крите за углем. Там она встретила небольшую османскую эскадру, состоящую из броненосного башенного корабля , двух винтовых корветов и колесного парохода. Оттуда она направилась в Пирей , Греция, где 18 ноября ее посетили король и королева Греции. Затем корабль вернулся в Сирию, а затем вернулся в Смирну 21 ноября. Лисса Два дня спустя покинула Смирну и направилась на Мальту. , где она отметила 25-летие правления Франца Иосифа в компании с русским броненосцем князем Пожарским . После этого Лисса отплыла на север, на Корфу, Греция, а затем домой в Полу, прибыв туда 11 декабря. После практических артиллерийских выстрелов она отплыла в Триест на следующий день . Корабль провел там стрельбу 15 декабря, а через пять дней вернулся в Полу. Там ее вывели из состава действующей эскадрильи и разоружили. [ 12 ]
В 1875 году корабль получил новые котлы, а в следующем году его такелаж был модифицирован. [ 10 ] К 1880 году корпус корабля сильно прогнил, и поэтому «Лиссу» отправили в сухой док Пола-арсенала, где рабочие верфи сняли большую часть броневой плиты судна, чтобы заменить испорченную древесину новой древесиной. В следующем году работы были завершены, что позволило кораблю вернуться в строй. [ 13 ] В сухом доке было доработано и вооружение корабля; первоначальные двенадцать 9-дюймовых орудий были сохранены, но легкая батарея была полностью переработана. Старые РСЗО были заменены четырьмя 9-см (3,5 дюйма) орудиями 24-го калибра и парой 7-см (2,8 дюйма) орудиями 15-го калибра. орудия, а также три 47-мм (1,9 дюйма) орудия Гочкиса и пара 25-мм (0,98 дюйма) автоматических пушек . были добавлены [ 1 ]
После завершения капитального ремонта она вернулась на свое место в действующую эскадрилью. [ 4 ] Лисса приняла участие в учениях флота, состоявшихся в июне 1885 года, где она служила флагманом броненосной эскадры. Маневры вращались вокруг имитации атаки торпедных катеров на броненосную эскадру у острова Лисса . [ 14 ] Она оставалась на действительной службе до 1888 года, когда ее перевели во II резерв. В этот период он получил дальнейшие модификации: в 1885 году были добавлены торпедные аппараты и установлены новые скорострельные версии орудий главного калибра. ее посетил Рудольф, наследный принц Австрии . 27 марта 1885 года [ 15 ] Корабль оставался в австро-венгерском инвентаре и практически не проявлял активности, прежде чем был исключен из военно-морского реестра 13 ноября 1892 года. «Лисса» была разобрана на металлолом. В период с 1893 по 1895 год [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Зиехе и Билцер , с. 269.
- ^ Jump up to: а б Scheltema de Heere , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Очень , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д Павлик , стр. 43.
- ^ Сондхаус , стр. 22, 25.
- ^ Sieche & Bilzer , с. 267.
- ^ Сондхаус , стр. 37, 40–41.
- ^ Бенко 1873 , стр. 15–17.
- ^ Бенко 1873 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Павлик , с. 43–44.
- ^ Бенко 1874 , стр. 15–16.
- ^ Движения , стр. 15–16.
- ^ Сондхаус , с. 78.
- ^ Брасси , с. 145.
- ^ Павлик , с. 43–44, 47.
Ссылки
[ редактировать ]- Бенко, Йеролим Фрейхерн, изд. «Движения боевых кораблей СМ с сентября 1871 по сентябрь 1872 года». Ежегодник набережных. Король Кригсмарине [ Ежегодник Императорского и Королевского флота ]. Вена: сын Карла Герольда: 15–43.
- Бенко, Йеролим Фрейхерн, изд. «Движения боевых кораблей СМ с 1 сентября 1872 г. по 31 августа 1873 г.» [Движения боевых кораблей СМ с 1 сентября 1872 г. по 31 августа 1873 г.]. Ежегодник набережных. Король Кригсмарине [ Ежегодник Императорского и Королевского флота ]. Вена: сын Карла Герольда: 15–58.
- «Движения боевых кораблей СМ с 1 сентября 1873 г. по 31 августа 1874 г.» [Движения боевых кораблей СМ с 1 сентября 1873 г. по 31 августа 1874 г.]. Ежегодник набережных. Король Кригсмарине [ Ежегодник Императорского и Королевского флота ]. Пола: Verlag der Editorial: 15–26. 1874.
- Брасси, Томас, изд. (1886). «Учения австрийского флота. 1885 год». Военно-морской ежегодник . Портсмут: J. Griffin & Co. OCLC 896741963 .
- Павлик, Георг (2003). Плавучие крепости кайзера: казематные корабли - Венгрии Австро . Вена: Новое научное издательство. ISBN 978-3-7083-0045-0 .
- Шельтема де Хере, РФ (1973). Фишер, Эдвард К. (ред.). «Австро-венгерские линкоры». Военный корабль Интернешнл . Х (1). Толедо: Клуб военно-морских рекордов, Inc.: 11–97. ISSN 0043-0374 .
- Сиехе, Эрвин и Билцер, Фердинанд (1979). «Австро-Венгрия». В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 266–283. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918 гг . Вест-Лафайет: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 .
- Очень, Эдвард В. (1880). Военно-морские силы мира . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. ОСЛК 20400836 .