Jump to content

Морской таран

Баран на носу Олимпиады , современная реконструкция древней афинской триеры.
Боковой вид
Вид спереди
Карфагенский морской таран времен битвы при Эгатах (Первая Пуническая война, 241 г. до н.э.), обнаруженный в 2010 году на глубине 80 метров. Повреждения, возникшие в результате столкновения с римскими кораблями (таран против тарана), можно увидеть на виде спереди. На нем имеется 35-значная пуническая надпись, предлагаемая в качествемольба богу Ваалу

Морской таран — это оружие, использовавшееся на различных типах кораблей, возникшее еще в древности. Оружие представляло собой подводное продолжение носовой части корабля, образующее бронированный клюв, обычно длиной от 2 до 4 метров (6–12 футов). Его можно было бы вбить в корпус вражеского корабля, чтобы пробить, потопить или вывести его из строя.

Античность

[ редактировать ]

Возможно, он был разработан в Египте позднего бронзового века, но широко использовался только на средиземноморских галерах позднего железного века. [1] Таран был морским оружием в греко - римской древности и использовался в таких морских сражениях, как Саламис. [2] и Акциум . В морской войне в Средиземноморье редко использовались паруса, а для использования таранов требовались именно гребцы, а не паруса, чтобы маневрировать точно и быстро, и в частности, чтобы повернуть вспять движение таранящего корабля, чтобы высвободить его из тонущей жертвы, чтобы он не был поврежден. снесли, когда его жертва затонула. Афиняне были особенно известны своей дикплоусной и опасной тактикой, которая выводила вражеские корабли из строя с помощью скорости и тарана. [3]

Впервые использование баранов было зафиксировано в битве при Алалии в 535 году до нашей эры. [4] Есть данные, позволяющие предположить, что он существовал гораздо раньше, вероятно, даже до 8 века до нашей эры. Впервые они появляются на стилизованных изображениях, встречающихся на греческой керамике и ювелирных изделиях, а также на ассирийских рельефах и картинах. [5] Таран, скорее всего, произошел от водорезов, конструкций, предназначенных для поддержки соединения киля и форштевня и обеспечения большей скорости и динамизма в воде. [6]

Не позднее VII века нашей эры в Средиземноморье уже не использовались тараны и знания об устройстве древних триер были забыты. Вместо этого у средневековых галер в носовой части имелся выступ, или «шпора», который предназначался для того, чтобы ломать весла и служить абордажной платформой для штурма вражеских кораблей. Единственными оставшимися примерами таранной тактики были мимолетные упоминания о попытках столкновения с кораблями с целью их дестабилизации или опрокидывания. [7]

Вид спереди
Вид сзади

Баран Атлит, найденный в 1980 году у берегов Израиля недалеко от Атлита , является примером древнего барана. Датирование остатков древесины по углероду 14 датирует их периодом между 530 и 270 годами до нашей эры. [8]

Считается, что тараны были одним из основных орудий военных галер примерно VI или V веков до нашей эры, а конструкция тарана Атлит предполагает использование передовых технологий, которые разрабатывались в течение длительного периода времени. Тяжелым бревнам придали форму и прикрепили к корпусу, а затем был создан бронзовый таран, который облегал бревна для придания дополнительной прочности. Доказательством этого служат остатки бревен, найденные внутри тарана Атлит, когда он был обнаружен. Тупой край тарана и узорчатый выступ предназначались для разрыва швов корабля-мишени и в то же время рассеивания силы удара по атакующему кораблю, чтобы предотвратить выкручивание тарана и повреждение атакующего корабля. Также у него было меньше шансов застрять в корпусе цели. [9]

Баран Атлит состоит из цельной бронзовой отливки весом 465 кг (1025 фунтов). [8] Его длина 226 сантиметров (89 дюймов), максимальная ширина 76 сантиметров (30 дюймов) и максимальная высота 96 сантиметров (38 дюймов). Бронза, из которой состоит панцирь, представляет собой высококачественный сплав, содержащий 9,78% олова со следами свинца и других элементов. Оболочка была отлита как единое целое, чтобы соответствовать древесине, которую она защищала. [10] Отливка объекта такого размера, как таран Атлит, в то время была сложной операцией и потребовала бы значительных затрат при строительстве военной галеры.

Наиболее вероятным методом литья была техника литья по выплавляемым моделям , которая в этот период обычно использовалась для статуй и других крупных отливок. [11] Дефекты в задней части отливки указывают на то, что она была отлита «головой вниз», поэтому металл лучшего качества находился в самой передней части плунжера. Пустоты, пузыри и недостаточное заполнение первоначальной отливки устранялись как с помощью «пробок», которые забивали в отверстия, так и с помощью «отливки», когда вокруг дефектов строилась новая глиняная форма и заливался дополнительный расплавленный металл.

Поршень можно разделить примерно на три части: приводной центр, нижнюю пластину и капот. Ведущий центр имеет длину 30 сантиметров (12 дюймов) и ширину 76 сантиметров (30 дюймов). [11] Это область тарана, контактирующая с кораблями противника в бою. Передняя стенка головы барана имеет самый толстый слой литья - 6,8 сантиметра (2,7 дюйма) для дополнительной защиты во время боя. Поверхность барана была украшена несколькими символами. [12] С обеих сторон изображены голова орла, молния и шлем, увенчанный восьмиконечной звездой. Символы орла схожи по размеру, но содержат много несоответствий друг с другом, тогда как шлем и молния во многом идентичны, что позволяет предположить, что они были дубликатами, сделанными из первичной формы, прежде чем стать частью окончательного воскового мастера. [11] Баран был прикреплен с помощью пазов и шипов и укреплен дубовыми колышками диаметром 15 миллиметров (0,6 дюйма). Уэльс . и трамбовочная древесина сконструированы таким образом, чтобы сцепляться друг с другом для обеспечения дополнительной прочности В нижней части плунжера имеется паз, вырезанный в трамбовочной древесине, чтобы соответствовать самому переднему концу киля, который был сформирован в виде шипа толщиной 4 сантиметра (1,6 дюйма) и длиной 10 сантиметров (3,9 дюйма). [12]

Ранние современные бараны

[ редактировать ]

В 1727 году, во время англо-испанской войны , испанский инженер Хуан де Очоа предложил королю Филиппу V свой проект barcaza-espín («баржа-дикобраз»). Эти суда фактически представляли собой плавучие батареи, перемещаемые рядами и оснащенные несколькими корабельными таранами: основным в носовой части и восемью меньшими по корпусу, что и послужило причиной их названия. Однако проект так и не был реализован. [13]

Паровые тараны

[ редактировать ]
Военный корабль США «Дженерал Прайс» , таран и канонерская лодка Союза, недалеко от Батон-Руж, Луизиана , 18 января 1864 года.
Нетипичный паровой таран Конфедерации CSS Манассас

С развитием паровой тяги скорость, мощность и маневренность, которые она позволяла, снова позволили использовать корпус корабля, который можно было обшить железом, в качестве наступательного оружия. Еще в 1840 году французский адмирал Николя Ипполит Лабрусс предложил построить таранный пароход, а к 1860 году Дюпюи де Лом спроектировал броненосец с тараном. [14] Быстрый успех [15] Таранная CSS Virginia атака на военный корабль США «Камберленд» в битве при Хэмптон-Роудс в 1862 году привлекла большое внимание и заставила многие военно-морские силы переосмыслить таран. Первый прибрежный линкор, французский «Тауро» , был построен в 1863 году для атаки военных кораблей, стоящих на якоре или в узких проливах, и имел таранное вооружение. [16] Многие броненосные корабли были созданы специально для тарана противника; на кораблях этого типа броневой пояс был выдвинут вперед, чтобы укрепить обе стороны тарана и повысить структурную целостность. Несколько деревянных пароходов были специально построены как тараны или переоборудованы из существующих коммерческих судов, таких как General Price . [ нужна ссылка ]

Спуск французского броненосца Hoche в 1886 году с выступающей таранной носовой частью.

Теория возрождения оружия основана на том факте, что в период c. В 1860 году броня имела превосходство над корабельными пушками . Считалось, что бронированный военный корабль не мог быть серьезно поврежден существующей в то время морской артиллерией даже с близкого расстояния. Поэтому считалось, что для достижения решающего результата в морском сражении необходимы альтернативные методы действий. Поскольку из того же убеждения следовало, что корабль, вооруженный тараном, не может быть серьезно поврежден огнем предполагаемой жертвы, таран на короткое время стал основным вооружением многих линкоров. Было замечено, что орудия, установленные на « Тауро», находились там «с единственной функцией — подготавливать путь для тарана». [17]

был Таранный флот США создан Чарльзом Эллетом-младшим из девяти переоборудованных коммерческих пароходов.

Во время Гражданской войны в США силы Союза и Конфедерации использовали таранные корабли. В 1862 году Чарльз Эллет-младший был направлен непосредственно военным министром Эдвином М. Стэнтоном для создания Таранного флота США , флота таранных кораблей для противодействия Флоту речной обороны Конфедерации , контролирующему реку Миссисипи. Эллет приобрел девять паровых весельных лодок и переоборудовал их для использования в качестве таранных кораблей. Таранные корабли сыграли важную роль в победе Союза во время Первой битвы при Мемфисе и помогли силам Союза вырвать контроль над рекой Миссисипи у сил Конфедерации. [18]

Карикатура 1876 года из журнала Punch , высмеивающая баранов.

Частое использование тарана в качестве тактики в битве при Лиссе и, в меньшей степени, в битве при Икике также привело к тому, что многие военно-морские конструкторы конца XIX века оснастили свои военные корабли таранными луками. Это только усугубило ряд случаев, когда корабли были потоплены товарищами по эскадрилье в результате случайных столкновений, поскольку таран больше никогда не использовался в качестве жизнеспособной боевой тактики. Зацикленность на таранах также могла препятствовать развитию артиллерийского искусства.

К концу XIX века казнозарядная пушка могла эффективно поражать корабли противника на расстоянии нескольких тысяч ярдов, и неэффективность в бою тарана стала очевидна; корабли ими больше не оснащались. Вместо этого линкоры и крейсеры имели перевернутую носовую часть , внешне напоминавшую тараны. Однако они не были усилены и были установлены для повышения скорости корабля за счет увеличения длины ватерлинии . Они также способствовали уменьшению длины бака , подвергавшегося воздействию дульных вспышек при стрельбе прямо вперед.

Ни один другой броненосец никогда не был потоплен в результате тарана вражеского корабля во время войны, хотя в течение примерно 30 лет все основные военно-морские силы считали таран основным вооружением линкора. Однако ряд кораблей в мирное время были протаранены кораблями их собственного флота. Самым серьезным из этих столкновений одного и того же флота с точки зрения человеческих жертв стало столкновение HMS Victoria и HMS Camperdown , произошедшее в Средиземном море в 1893 году. Всего в результате инцидента погибло 358 моряков. [19] Однако это число погибших затмевается 562 погибшими (плюс двое спасателей) в результате затопления пассажирского лайнера SS Utopia , который случайно столкнулся с таранной носовой частью стоявшего на якоре HMS Anson в 1891 году. [20]

Двадцатый век

[ редактировать ]
Повреждения эсминца HMS Hesperus после тарана подводной лодки U-357 ; потребовалось три месяца ремонта

В ходе обеих мировых войн было несколько случаев, когда надводные корабли таранили и топили надводные корабли. В случае успеха такая атака может разрезать подводную лодку на две части, как это произошло в 1914 году с потоплением U-15 авианосцем HMS Birmingham . Единственная победа линкора над подводной лодкой в ​​истории произошла во время Первой мировой войны , когда линкор HMS Dreadnought протаранил и потопил подводную лодку U-29 . Подводные лодки были прочно построены, чтобы противостоять давлению воды на глубине, поэтому таранящий корабль мог быть серьезно поврежден в результате атаки. Это случилось с HMS Fairy , который затонул в 1918 году после потопления подводной лодки UC-75 . В марте 1943 года эсминец HMS Harvester был сильно поврежден после тарана немецкой подводной лодки U-444 . На следующий день она была потоплена другой подводной лодкой, поскольку сидела беспомощно, без работающих двигателей. [21]

Атаки с таранами во время Второй мировой войны включали таран U405 военным кораблем USS Borie . Подводная лодка не получила серьезных повреждений, и между судами последовала перестрелка из стрелкового оружия, поскольку они были сцеплены вместе, а подводная лодка была слишком близко, чтобы Бори мог направить свои основные орудия. Подводная лодка в конце концов затонула, но «Бори» была слишком сильно повреждена тараном, чтобы ее можно было спасти, поэтому союзные войска бросили ее и намеренно потопили.

Среди других подводных лодок, потопленных тараном, были U-100 , U-224 , U-655 , [22] Итальянские подводные лодки также [23] и Кобальт , [24] японская подводная лодка И-1 [25] и подводные лодки Королевского флота HMS Oswald и HMS Cachalot . 5 ноября 1942 года финская подводная лодка «Ветехинен» протаранила и потопила советскую подводную лодку ШЧ-305 .

Поскольку таран был единственным оружием, доступным невооруженным торговым судам, были случаи, когда они пытались таранить подводные лодки. Британское Адмиралтейство во время Первой мировой войны ожидало, что некоторые капитаны торговых судов могут попытаться протаранить подводные лодки, в два раза превышающие размер их собственного судна и способные развивать гораздо большую скорость, если ситуация благоприятствует такой тактике. [26] В 1915 году эсэсовцы « Брюссель» попытались, но безуспешно, протаранить U-33 . Ее капитан Чарльз Фрайет год спустя попал в плен к немцам. Он предстал перед военным трибуналом и казнён, поскольку считали его поступок поступком франтирера . Французский пароход «Мольер» потопил подводную лодку UC-36 в 1917 году. [27] Старый британский колесный « пароход Королева Моны» протаранил и потопил подводную лодку в феврале 1917 года. [28] В мае 1918 года UC-78 был потоплен пароходом «Королева Александра» . [29] и RMS Olympic протаранили и потопили U-103 . [30]

Во время Второй мировой войны U-46 была сбита британским танкером SS Ensis . Подводная лодка пережила таран, но была вынуждена вернуться в порт для ремонта. [31] Итальянское торговое судно «Антониетта Коста» протаранило и потопило подводную лодку HMS Rainbow, следовавшую из Бари в Дураццо . [32] Случайный таран также может произойти во время войны, например, в октябре 1942 года, когда во время службы по сопровождению легкий крейсер HMS Curacoa был случайно разрезан пополам и потоплен значительно более тяжелым (15x) океанским лайнером RMS Queen Mary с потерей 337 человек. .

2 августа 1943 года Императорского флота Японии эсминец «Амагири» протаранил и потопил меньший, более быстрый и маневренный корабль. [33] ВМС США ПТ-катер под командованием Джона Ф. Кеннеди . [34] Моторные лодки со взрывчаткой, которые обычно взрывались после тарана цели, использовались итальянским и японским флотом во время Второй мировой войны. типа Итальянские катера MTM протаранили и повредили британский крейсер HMS York и норвежский танкер в заливе Суда в 1941 году, а моторные лодки-смертники Shinyo потопили несколько американских десантных кораблей на Тихоокеанском театре военных действий в 1945 году.

В конце века таран крупными военными кораблями стал тактикой выбора во время конфликта «Войны трески» между береговой охраной Исландии и Королевским флотом. [35] В период с 1975 по 1976 год в результате тарана были повреждены по меньшей мере 15 британских фрегатов, пять исландских патрульных катеров и один британский корабль снабжения. [36]

Буксировочные испытания военных кораблей показали, что подводный таран снижает сопротивление воды, что привело к созданию неармированной выпуклой носовой части там, где раньше устанавливались тараны. [37]

Торпедные тараны

[ редактировать ]
HMS Polyphemus Таран

Торпедный таран представляет собой гибридный торпедный катер, сочетающий таран с торпедными аппаратами. Включив в себя элементы конструкции крейсера и монитора , он был призван создать небольшую и недорогую систему вооружения для береговой обороны и других прибрежных боевых действий.

Как и мониторы, торпедные тараны действовали с очень небольшим надводным бортом , иногда корпус возвышался над водой всего на несколько дюймов, открывая для прямого огня противника только свои трубы и башни. Они были оснащены торпедами и орудиями в башнях. Ранние конструкции включали лонжеронную торпеду , которую можно было выдвинуть из носовой части и взорвать при таране цели. В более поздних конструкциях использовались самоходные торпеды с трубчатым запуском , но сохранялась концепция тарана, в результате чего были созданы такие конструкции, как HMS Polyphemus , который имел пять торпедных аппаратов, по два на каждый левый и правый борт и один, установленный в центре ее усиленной таранной носовой части.

Гражданское использование

[ редактировать ]
Первоначально пожарный катер « Дивамиш » в Сиэтле был построен с таранной носовой частью.

Тараны также использовались на гражданских судах. Пожарный катер в Сиэтле «Дувамиш» , построенный в 1909 году, был предназначен для тарана горящих деревянных судов в крайнем случае. [38]

Экспериментальная археология

[ редактировать ]

С 2021 по 2023 год группа морских археологов из Техасского университета A&M успешно отлила древний морской таран размером с трирему , используя древние методы. Проект состоял из трех основных этапов воспроизведения процесса строительства: изготовление ложного лука, создание модели из пчелиного воска и литье по выплавляемым моделям . Целью экспериментальной реконструкции было лучшее понимание времени, рабочей силы и материалов, необходимых для создания военно-морских таранов, что помогло понять экономические, социальные и политические аппараты древних военно-морских сил. Реконструированный военно-морской таран, названный «Таран ДеКазиена» в честь его строителя Стивена ДеКазиена , в настоящее время находится в Центре морской археологии и консервации (CMAC) Техасского университета A&M. [39]

См. также

[ редактировать ]
  • Дельфин (оружие) - якорь в виде оружия в Древней Греции.
  • Перевернутый лук - лук, самая дальняя передняя точка которого не находится вверху.
  • Морская археология - археологическое исследование взаимодействия человека с морем
  • Таран # Naval warfare - боевая техника намеренного наезда собственного тела, транспортного средства или корабля на цель.
  • Ростра – древнеримская платформа для ораторов.
  • Ростральный столбец - тип столбца морских побед.
  1. ^ «Британника: Рам» .
  2. ^ Лазенби, Дж. Ф. Защита Греции 490–479 до н.э. Арис и Филлипс Лтд., 1993 г. ( ISBN   0-85668-591-7 ); стр. 34-37.
  3. ^ Коутс, Дж., Дж. Моррисон и Н. Ранков. Афинская трирема: история и реконструкция древнегреческого военного корабля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000.
  4. ^ Моррисон, Коутс и Ранков (2000), стр. 27-30.
  5. ^ Кассон, Л. «Древние мореплаватели: мореплаватели и морские бойцы Средиземноморья в древние времена». Принстон: Издательство Принстонского университета, 1991; стр. 76-77.
  6. ^ Марк, Сэмюэл. «Самый ранний военно-морской таран». Международный журнал морской археологии 37: 253-272, март 2008 г.
  7. ^ Хокер, Фредерик М. «Позднеримские, византийские и исламские галеры и флоты». Моррисон, Джон С.; Гардинер, Роберт, ред. (1995). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-554-3; стр. 98–99.
  8. ^ Jump up to: а б Авшалом Земер. «Атлитский баран» . Хайфские музеи. Архивировано из оригинала 18 декабря 2012 года . Проверено 18 октября 2011 г.
  9. ^ Марк, Сэмюэл. «Самый ранний военно-морской таран». Международный журнал морской археологии 37: 253-272, март 2008 г.
  10. ^ Марк, С. 2008. «Самый ранний военно-морской таран», Международный журнал морской археологии 35: 261-4.
  11. ^ Jump up to: а б с Орон, А. 2001. «Атлит Баран: классическая и эллинистическая технология литья из бронзы». МА. Диссертация, Техасский университет A&M
  12. ^ Jump up to: а б Кассон Л., Дж. Стеффи, Э. Линдер. 1991. Атлит Рам. Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M.
  13. ^ Фернандес Дуро, Чесарео (1876). Морские исследования, том 1 . Мичиганский университет.
  14. ^ Ропп, Теодор и Стивен С. Робертс. Развитие современного военно-морского флота: военно-морская политика Франции, 1871-1904 гг . Издательство Военно-морского института, 1987; п. 12.
  15. Камберленд затонул так быстро, что чуть не обрушил Вирджинию . и
  16. ^ Ропп и Робертс, с. 13; Хор, Питер: Броненосцы , стр. 38. Anness Publishing Ltd, 2006. ISBN   978-1-84476-299-6 .
  17. ^ Ропп, Теодор и Стивен С. Робертс. Развитие современного военно-морского флота: военно-морская политика Франции, 1871-1904 гг . Издательство Военно-морского института, 1987; п. 13.
  18. ^ Лейдиг, Скотт. «Боевые эллеты: изобретательность, смелость, кумовство и коррупция?» . www.ehistory.osu.edu . Проверено 16 августа 2020 г. .
  19. ^ Хаф, Ричард (1959). Адмиралы в столкновении . Лондон: Хэмиш Гамильтон. стр. 98, 105–06.
  20. ^ «Мертвые Утопии» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 20 марта 1891 года.
  21. ^ Хельгасон, Гудмундур. «HMS Harvester (H 19)» . uboat.net .
  22. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Ю-655» . uboat.net .
  23. ^ Хельгасон, Гудмундур. «HMS Гермиона (74)» . uboat.net .
  24. ^ Хельгасон, Гудмундур. «HMS Pathfinder (G 10)» . uboat.net .
  25. ^ Уотерс, Сидней Дэвид (1956) Королевский флот Новой Зеландии , страницы 307-309 , Отделение исторических публикаций, Веллингтон.
  26. ^ Коркилл, Адриан (2013). Враждебное море . Адриан Коркилл. п. 16. ISBN  9780954011529 .
  27. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: UC 36» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net .
  28. ^ Корабли Steam Packet Company острова Мэн (Фред Генри) стр.66
  29. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: UC 78» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 23 февраля 2009 г.
  30. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: U 103» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net .
  31. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Ю-46» . uboat.net .
  32. ^ Фонтенуа, Пол Э. (2007). Подводные лодки: иллюстрированная история их воздействия . АВС-КЛИО. п. 282. ИСБН  9781851095636 .
  33. ^ Тарантола, Эндрю. «Катера PT: единственное быстроходное боевое судно, подходящее для президента» . Гизмодо . Проверено 19 ноября 2018 г.
  34. ^ «Джон Ф. Кеннеди и PT 109 | Библиотека Джона Кеннеди» . www.jfklibrary.org . Проверено 19 ноября 2018 г.
  35. ^ Эванс, Эндрю (2008). Исландия: Путеводитель по Брэдту . Брэдт Путеводители. стр. 25 . ISBN  9781841622156 .
  36. ^ Джонс, Роберт (2009) Защита нации: история современного Королевского флота . Издательство Сифорт, с. 119. ISBN   1848320434
  37. ^ Бертрам, Волкер; Шнеклут, Х. (15 октября 1998 г.). Проектирование кораблей для эффективности и экономии . Эльзевир. ISBN  9780080517100 .
  38. ^ Джеймс Дельгадо (1988). «Пожарный корабль Дувамиш: исследование национального исторического памятника» . Служба национальных парков . Архивировано из оригинала 5 мая 2009 г.
  39. ^ «Как аспирант построил свое крутое древнее военно-морское оружие» . Популярная механика . 31 января 2023 г. Проверено 3 февраля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fea8343a5e0f34b368582754ceb7a3b0__1721816820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/b0/fea8343a5e0f34b368582754ceb7a3b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Naval ram - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)