Французский броненосец Хош
![]() Хош вскоре после поступления на службу, ок. 1891 г.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Предшественник | адмирала Бодена Класс |
Преемник | Марсо Класс |
История | |
![]() | |
Имя | Кивок |
Тезка | Лазар Хош |
Заказал | 3 августа 1880 г. |
Строитель | Лорьян |
Запущен | 29 сентября 1886 г. |
Завершенный | 1890 |
Выведен из эксплуатации | Апрель 1908 г. |
Судьба | Затоплен как цель в 1913 году. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Корабль Барбетта |
Смещение | 10 820 длинных тонн (10 990 т ) |
Длина | 102,85 м (337 футов 5 дюймов) длина |
Луч | 20,22 м (66 футов 4 дюйма) |
Черновик | 8,31 м (27 футов 3 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час) |
Дополнить | 611 |
Вооружение | |
Броня |
|
Общие характеристики (ремонт 1898 г.) | |
Смещение | Полная загрузка : 10 580 длинных тонн (10 750 т ) |
Установленная мощность | 16 × Бельвиля водотрубные котлы |
Движение | 2 × паровые машины тройного расширения |
Вооружение |
|
Hoche — броненосный линкор, построенный как гибрид барбета и башенного корабля для ВМС Франции в 1880-х годах. Первоначально спроектированный в ответ на очень большие итальянские броненосцы по образцу французского Amiral Baudin класса , к моменту начала работ над Hoche изменения во французской философии проектирования привели к радикальному изменению конструкции, которое послужило основой для целого поколения французских крупных кораблей. . Ее вооружение было уменьшено в размерах по сравнению с Amiral Baudin и имело ромбовидную форму, которая использовалась на большинстве французских крупных кораблей в 1890-х годах. Хош страдала от серьезных проблем с устойчивостью, возникших из-за ее большой надстройки и низкого надводного борта , для исправления которых потребовалась обширная работа на более поздних этапах ее карьеры. На корабле использованы новые технологии для ВМС Франции, в том числе артиллерийские башни для некоторых орудий главного калибра и комбинированная броня .
Хош первоначально служил в Северной эскадре после поступления на службу в 1890 году, но был отправлен в Средиземноморскую эскадру в следующем году . Она оставалась там в течение следующих четырех лет, за это время случайно протаранила и потопила торговое судно недалеко от Марселя . В 1895 году ее перевели обратно в Северную эскадру, и в том же году она посетила Германию для открытия канала кайзера Вильгельма . Корабль оставался в составе до 1898 года, когда его списали для капитальной реконструкции. Работы были завершены в 1901 году, и в том же году она некоторое время служила в Северной эскадре, а затем была переведена в резервную дивизию Средиземноморской эскадры в 1902 году. Следующие несколько лет она провела в штате с сокращенным экипажем, будучи задействованным для участия в тренировках. учения с остальным флотом. Она оставалась в резервной дивизии до 1908 года, но больше не служила; в конечном итоге она была потоплена как корабль-мишень в 1913 году.
Дизайн
[ редактировать ]
После франко-прусской войны 1870–1871 годов французский флот приступил к реализации программы строительства по усилению флота в 1872 году. К тому времени итальянский Regia Marina (Королевский флот) начал свою собственную программу расширения под руководством Бенедетто Брина , который включал строительство нескольких очень больших броненосных военных кораблей классов «Дуилио» и Италия» « , вооруженных 450-мм (17,7 дюйма) 100-тонные орудия. Первоначально французы считали эти корабли не заслуживающими беспокойства, однако к 1877 году общественное давление по поводу новых итальянских судов побудило Военно-морской совет по строительству (Conseil des Travaux ) разработать ответ, начиная с барбетового корабля Amiral Duperré и заканчивая шестью. суда, несущие 100-тонные орудия французской разработки. Первыми из них были два «Амирал Боден» броненосца типа , которые несли свои орудия в открытых барбетах , все на центральной линии , одно носовое и два кормовых. [ 1 ]
Проблемы на других судах с новыми 76-тонными орудиями побудили военно-морское командование отказаться от еще не испытанного 100-тонного орудия. Была разработана модифицированная версия 76-тонной пушки с более длинным стволом, адаптированная для использования новых метательных зарядов; Эти изменения дали ему более высокую начальную скорость , что позволило его снарядам проникнуть так же, как и ожидалось от 100-тонной пушки. « Амиралы Бодены » были слишком продвинуты в своей конструкции, чтобы их можно было пересмотреть, но остальные четыре корабля программы, которыми стали «Гош» и три «Марсо» броненосца класса , еще не приступили к постройке. Их конструкция, подготовленная военно-морским инженером Шарлем Эрнестом Юином , была радикально изменена с конструкции Амирала Бодена на то, что станет стандартом для будущих французских крупных кораблей на следующие два десятилетия. Количество орудий большого калибра было увеличено до четырех: одно в носовой части, одно в кормовой части, а также по крыльевым установкам с обеих сторон в миделе корабля, чтобы максимизировать огонь с борта (что подчеркивали те, кто выступал за таранные атаки). [ 2 ] [ 3 ]
К тому времени, когда в начале 1880 года проект этих новых кораблей был завершен, очень большие орудия вышли из моды во французском флоте, поэтому их заменили новыми 52-тонными орудиями. Военно-морской флот намеревался построить все четыре корабля по одной и той же конструкции, но после того, как в июне 1880 года начались работы над Хошем , на верфи поняли, что конструкция Хуина неработоспособна; предложенные размеры корпуса были недостаточны для веса перевозимого вооружения. Инженеры верфи предложили расширить балку и увеличить водоизмещение , чтобы исправить проблему, но Hoche был слишком далеко продвинулся в конструкции, чтобы внести необходимые изменения, не разрушая существующую конструкцию корпуса. Остальные три корабля, ставшие « Марсо », не были заложены и могли быть модифицированы, и они сохранили барбеты более ранних кораблей. считалась непомерно дорогостоящей Поскольку переделка корпуса Hoche . , пришлось внести и другие изменения Ее пересмотренный проект был утвержден 31 января 1881 года с немного более длинным корпусом и измененным вооружением. На смену крыльевым барбетам пришли более легкие 28-тонные орудия. Позже, 17 августа 1882 года, ВМФ запросил полностью бронированный вариант. орудийные башни для ее центральных орудий будут использоваться ; это сделало Hoche первым французским крупным кораблем, использовавшим бронированные башни. Хуин принял это изменение, но дополнительный вес башен вынудил опустить корпус на палубу, чтобы сохранить достаточную устойчивость. [ 3 ] [ 4 ]
Характеристики
[ редактировать ]
Hoche имел длину 102,59 м (336 футов 7 дюймов) по ватерлинии , ширину 20,22 м (66 футов 4 дюйма) и осадку 8,31 м (27 футов 3 дюйма). Водоизмещение ее составило 10 820 длинных тонн (10 990 т). Корабль имел низкий надводный борт и очень большую надстройку , что делало его очень тяжелым и, как следствие, нестабильным. [ 5 ] Ее надстройка была настолько большой, что ее прозвали « Гранд Отель ». [ 3 ] Проблема усугублялась тем фактом, что на момент завершения у нее был избыточный вес, что еще больше уменьшало ее надводный борт. [ 6 ] Ее носовая и кормовая боевые рубки включали мостики , консольно нависавшие над башнями главного калибра. Корпус имел ярко выраженный таранный нос. Он был оснащен парой тяжелых военных мачт с боевыми верхушками , на которых были установлены некоторые из ее легких орудий, а также использовались для прицеливания орудий ее главной батареи . Рулевое управление осуществлялось одним большим рулем направления . Экипаж состоял из 611 офицеров и рядовых. [ 5 ] [ 7 ]
Ее двигательная установка состояла из двух вертикальных составных паровых машин , каждая из которых приводила в движение один винт . Пар для двигателей обеспечивался восемью угольными жаротрубными котлами , которые были объединены в единую широкую воронку , расположенную непосредственно за боевой рубкой. Ее двигатели были рассчитаны на мощность 12 000 лошадиных сил (8 900 кВт ) при максимальной скорости 16,5 узлов (30,6 км / ч; 19,0 миль в час). Запасы угля составляли от 590 до 740 длинных тонн (от 600 до 750 т). [ 5 ] [ 8 ] Ее радиус плавания составлял 610 морских миль (1130 км; 700 миль), хотя скорость, обеспечивающая этот диапазон, неизвестна. [ 6 ]
Ее основное вооружение состояло из двух 340-мм (13 дюймов) орудий Model 1881 и 274-мм (10,8 дюйма) орудий Model 1881 , оба орудия 28-го калибра . Все они были установлены в отдельных барбетовых установках: 340-мм орудия располагались по центральной линии, в носовой и кормовой части, а 274-мм орудия - в крыльевых установках на миделе корабля. [ 5 ] 340-мм орудия стреляли осколочно-фугасными снарядами массой 350 кг (770 фунтов), снаряженными мелинитом , с начальной скоростью 555 м/с (1820 футов/с). 274-мм орудия выпустили снаряды массой 216 кг (476 фунтов) со скоростью 600 м/с (2000 футов/с). [ 9 ]
Эти орудия поддерживались вторичной батареей из восемнадцати 138-мм (5,4 дюйма) орудий, установленных на отдельных шарнирных установках. Четырнадцать орудий размещались в артиллерийской батарее в корпусе, по семь орудий на борт , а остальные четыре располагались по четырем углам надстройки. Для защиты от торпедных катеров он нес десять 47-мм (1,9 дюйма) 3-фунтовых орудий и десять 37-мм (1,5 дюйма) 1-фунтовых револьверов Гочкиса, все в отдельных креплениях. Они размещались в различных местах, в том числе в боевых топах, в небольшой батарее непосредственно над барбетами крыла и в других местах надстройки. Ее вооружение дополнялось пятью 380-мм (15 дюймов) торпедными аппаратами в надводных установках. По два размещались на каждом борте, а последний находился в корме. [ 5 ] [ 7 ]
Гош был защищен составной броней ; он был первым французским крупным кораблем, использовавшим новый тип брони. [ 3 ] Ее броневой пояс покрывал всю длину корпуса, а центральная часть, защищавшая жизненно важные органы - машинные отделения и магазины для боеприпасов , - имела толщину 457 мм (18 дюймов). Центральная часть находилась на высоте 0,61 м (2 фута) над ватерлинией и на 1,7 м (5,5 футов) ниже, хотя у нижнего края она сужалась до 356 мм (14 дюймов). [ 5 ] Но из-за ее перегруженности пояс почти полностью погрузился в воду, что значительно снизило его эффективность. [ 6 ] Носовая часть корпуса имела толщину 254 мм (10 дюймов), а кормовая часть корпуса - 305 мм (12 дюймов). Над ремнем была полоса шириной 81 мм (3,2 дюйма). У нее была броневая палуба , состоящая из 79 мм (3,1 дюйма) кованого железа на слое 20 мм (0,8 дюйма) мягкой стали ; Броневая палуба соединялась с броней основного пояса чуть ниже верхней кромки. Башни и барбеты главной батареи имели толщину 406 мм (16 дюймов), а опорные трубы, соединявшие их с магазинами, состояли из кованого железа толщиной 240 мм (9 дюймов). Боевая рубка имела борта 64 мм (2,5 дюйма). [ 5 ]
Модификации
[ редактировать ]
За время своей карьеры корабль несколько раз модифицировали, чтобы исправить недостатки устойчивости. К 1895 году с него сняли шесть 138-мм орудий, чтобы облегчить надстройку. [ 5 ] [ 10 ] В 1898 году «Хош» подвергся более тщательной реконструкции, чтобы исправить ее нестабильность и модернизировать вооружение и двигательную установку. Ее надстройка была значительно уменьшена, чтобы понизить центр масс . Старые составные двигатели были заменены вертикальными паровыми двигателями тройного расширения шестнадцать угольных водотрубных котлов Бельвилля , а вместо первоначальных жаротрубных котлов были установлены . Ее первоначальные 138-мм орудия были сняты и двенадцать 138-мм орудий Modele 1893 добавлены . Восемь из них размещались в батарее, по четыре на каждый борт, а остальные четыре размещались в креплениях верхней палубы над барбетами крыла. В дополнение к противоторпедной обороне катера были добавлены четыре 9-фунтовые пушки. Два ее торпедных аппарата также были сняты. Эти изменения уменьшили ее водоизмещение до 10 580 длинных тонн (10 750 т) при полной загрузке . [ 5 ] Уменьшение веса восстановило запланированную ватерлинию и сохранило бортовую броню над водой. Ее запас хода был увеличен до 1292 морских миль (2393 км; 1487 миль). [ 6 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство – 1901 г.
[ редактировать ]
Заказ Hoche был заказан 3 августа 1880 года, а его киль был заложен в августе 1881 года в Лорьяне . Спущен на воду 29 сентября 1886 года. Дооснащение было завершено к середине 1889 года; установка ее двигателей длилась с 15 сентября 1888 г. по 8 июля 1889 г. 15 июля она была передана в ограниченную комиссию для ходовых испытаний ее перевели в Брест , хотя ее испытательный экипаж был полностью собран только 4 февраля 1890 г. Через три дня , но начало ее обследования было отложено до июля. Ее первоначальный осмотр и период подготовки длились до января 1891 года, и 12 числа она была введена в полную эксплуатацию. [ 11 ] Во время длительного периода испытаний ее направили в Северную эскадру, базировавшуюся в Ла-Манше . Он служил флагманом подразделения , которым в то время командовал адмирал Альфред Жерве . [ 12 ] 21 февраля 1891 года Она отправилась в Тулон . [ 11 ] где она присоединилась к Средиземноморской эскадре , где проводила ходовые испытания . [ 13 ] Во время маневров флота 1891 года, которые начались 23 июня, Хош был приписан к 2-й дивизии 1-й эскадрильи вместе с броненосцами Redoutable и Amiral Baudin . Маневры продолжались до 11 июля. [ 14 ] 7 июля 1892 года Хош случайно столкнулся с почтовым пароходом SS Maréchal Canrobert , когда два судна проходили через рейд недалеко от Марселя , ударив его тараном в миделе корабля и почти разрезав пароход пополам. Капитан последнего привязал Маршала Канробера к Хошу, чтобы позволить его пассажирам и команде подняться на борт Хоша . После того, как они были успешно эвакуированы, он перерезал линию, соединяющую корабли, и Маршал Канробер быстро затонул. [ 15 ]
В 1892 году корабль оставался на вооружении Средиземноморской эскадры, к которой к тому времени присоединились три броненосца класса «Марсо» . [ 16 ] Она участвовала в маневрах 1893 года, снова в составе 2-й дивизии в компании с броненосцами Амиралем Дюперре и Амиралем Боденом ; в том же году он служил флагманом контр-адмирала Ле Буржуа. Маневры включали первоначальный период учений с 1 по 10 июля, а затем более масштабные маневры с 17 по 28 июля. [ 17 ] Хош был переведен обратно в Северную эскадру в 1895 году, к этому времени броненосцы береговой обороны Бувин , Амирал-Треуар , Жеммапес и Вальми вместе с броненосным крейсером Дюпюи де Лом . [ 18 ] В том же году она и Дюпюи де Лом отправились в Киль , Германия, чтобы представлять Францию на церемонии открытия канала кайзера Вильгельма 20 июня. [ 19 ] В течение следующего года она оставалась в Северной эскадрилье. [ 20 ] Во время маневров, проводившихся в 1896 году, «Ош» служил флагманом вице-адмирала Роньо де Премениля . Учения проходили с 6 по 26 июля, начиная с тренировок экипажей и заканчивая имитацией боя между эскадрой под командованием Гоша и подразделением «врага», которое должно было совершить набег на французское побережье и уйти, что ему и удалось сделать. [ 21 ]
Гош вновь участвовал в масштабных маневрах 1897 года, состоявшихся в июле. Хошу и основной части эскадрильи было поручено перехватить «Бувин» , который должен был пройти из Шербура в Брест в период с 15 по 16 июля. Как и в случае с маневрами прошлого года, обороняющаяся эскадра не смогла перехватить «Бувин» до того, как она достигла Бреста. Затем эскадрилья двинулась в залив Киберон для еще одного раунда маневров с 18 по 21 июля. В этом сценарии защищенные крейсеры «Сфакс» и «Таге» имитировали вражеский флот, выходящий из Средиземного моря для атаки на атлантическое побережье Франции. В отличие от предыдущих учений, Хош и остальные члены Северной эскадры успешно перехватили крейсеры и «разгромили» их. [ 22 ] В начале 1898 года «Хош» наткнулся на неизведанную скалу в заливе Киберон, что привело к серьезным повреждениям ее корпуса. Из-за значительных ремонтных работ военно-морской флот решил вывести корабль в резерв и модернизировать его котлы, что уже было предусмотрено в бюджете 1898 года, но еще не было запланировано. [ 23 ] В результате ее место в эскадре занял новый додредноутный линкор «Массена» , вступивший в строй в июне 1898 года. [ 24 ] [ 25 ] Ремонт был завершен в Бресте к августу, после чего Хош переехала в Шербур, чтобы установить новые котлы и другие модификации. [ 26 ] Работы были завершены к августу 1901 года, когда Хош провел ходовые испытания перед возвращением в строй. [ 6 ]
1901–1913
[ редактировать ]
Вернувшись на действительную военную службу в 1901 году, Хош снова присоединился к Северной эскадре. К тому времени в состав эскадры входили также «Массена» , додредноут «Карно » и броненосцы «Амирал Боден» , «Грозный» и «Курбе» . [ 27 ] [ 28 ] Во время маневров флота в том году Северная эскадра направилась на юг для совместных маневров со Средиземноморской эскадрой. Корабли Северной эскадры входили в состав вражеских сил и, входя в Средиземное море из Атлантики, представляли собой немецкую эскадру, пытающуюся встретиться со своими итальянскими союзниками. Учения начались 3 июля и завершились 28 июля. В августе и сентябре Северная эскадра провела морские учения. 28 августа они сопровождали группу военных кораблей из Бреста в Ла-Рошель . Корабли провели имитацию бомбардировки порта, нейтрализовали береговую оборону и высадили на берег около 6000 человек. [ 29 ] В следующем году Хош , Карно и Амирал Боден были переведены в резервную дивизию Средиземноморской эскадры. [ 30 ] Корабли Резервной дивизии содержались в состоянии готовности с сокращенным экипажем, который мог быть укомплектован военно-морскими резервистами для ежегодных учений флота (или в случае войны). [ 31 ] Хош и остальные члены резервной дивизии участвовали в маневрах флота 1902 года, которые проходили в три этапа. Первый длился с 7 по 10 июля, второй — с 15 по 24 июля, третий — с 28 июля по 4 августа. [ 32 ]
Она оставалась в отряде до 1903 года, в который к тому времени входили Карно и предшествующие дредноутам Бреннус и Чарльз Мартель . [ 33 ] С появлением нескольких новых линкоров в 1903 и 1904 годах, в 1904 году Хош был переведен в резерв 2-й категории. [ 31 ] [ 34 ] Она вернулась в резервную дивизию в 1905 году. [ 35 ] и оставался там до следующего года. [ 36 ] В том же году она приняла участие в маневрах флота, которые начались 6 июля с сосредоточения Северной и Средиземноморской эскадр в Алжире . Маневры проводились в западном Средиземноморье, попеременно между портами французской Северной Африки , Тулоном и Марселем, Франция, и завершились 4 августа. [ 37 ] Она присутствовала на крупном военно-морском смотре, состоявшемся у Марселя 16 сентября, в котором участвовали британские, испанские и итальянские суда. [ 38 ] После этого корабль был переведен в резерв 2-й категории. [ 39 ] Позже в том же году он был возобновлен для службы в резервной дивизии, приняв участие в маневрах флота в июле. [ 40 ] Она осталась в отряде в 1908 году вместе с четырьмя дредноутами. [ 41 ] В конечном итоге Hoche был использован как корабль-мишень , и, когда его буксировал на скорости 6 узлов крейсер «Жюль Мишле» , он был потоплен 2 декабря 1913 года к югу от Тулона учебным огнем с дредноута «Жорегиберри» и крейсера «Потуау» , оба оборудованы экспериментальным огнем. -системы управления, разработанные Ивом Ле Приером . [ 5 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ропп , стр. 92–96.
- ^ Ропп , стр. 99–101.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джордан и Каресс , с. 18.
- ^ Ропп , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кэмпбелл , с. 292.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лейланд 1901а , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Джордан и Каресс , с. 17.
- ^ Джордан и Каресс , с. 16.
- ^ Фридман , стр. 206–207, 216.
- ^ Брасси 1896b , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Робертс , с. 57.
- ^ Брасси 1890 , стр. 64–65.
- ^ Вейль 1892 , стр. 12.
- ^ Терсфилд 1892 , стр. 61–67.
- ↑ Хроника событий 1892 года , с. 42.
- ^ Брасси 1893 , с. 70.
- ^ Терсфилд 1894 , стр. 71–77, 79–80.
- ^ Брасси 1895 , с. 52.
- ^ Брасси 1896b , с. 136.
- ^ Брасси 1896a , с. 64.
- ^ Терсфилд 1897 , стр. 167–168, 173–174.
- ^ Терсфилд 1898 , стр. 140–143.
- ^ Вейль 1898 , стр. 28–30.
- ^ Кэмпбелл , стр. 292, 294.
- ^ Лейланд 1901b , стр. 71–72.
- ^ Джордан и Каресс , с. 218.
- ^ Лейланд 1902 , стр. 119–125.
- ^ Брасси 1902 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Джордан и Каресс , с. 223.
- ^ Лейланд 1903 , стр. 139–152.
- ^ Брасси 1903 , с. 47.
- ^ Брасси 1904 , стр. 87–89.
- ^ Брасси 1905 , стр. 42–44.
- ^ Брасси 1906 , с. 39.
- ^ Лейланд 1907 , стр. 102–106.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 223–224.
- ^ Брасси 1907 , стр. 41–43.
- ^ Лейланд 1908 , с. 68.
- ^ Брасси 1908 , с. 48.
- ^ Гранье 1991 , с. 242.
- ^ Ле Приер 1956 , с. 44.
- ^ Джончерай 1984 , с. 208.
- ^ Фридман 2013 , с. 248.
Ссылки
[ редактировать ]- Брасси, Томас, изд. (1890). «Глава V: Зарубежные станции». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 64–68. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1893). «Глава IV: Относительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 66–73. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1895). «Глава III: Относительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 49–59. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1896). «Глава III: Относительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 61–72. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1896). «Глава VII: Морской сбор в Киле». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 132–140. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1902). «Глава III: Относительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 47–55. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1903). «Глава III: Относительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 57–68. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1904). «Глава IV: Относительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 86–107. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1905). «Глава III: Относительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 40–57. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1906). «Глава III: Относительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 38–52. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1907). «Глава III: Относительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 39–49. OCLC 496786828 .
- Брасси, Томас А. (1908). «Глава III: Относительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 48–57. OCLC 496786828 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Франция". В Гардинере, Роберт (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 283–333. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Фридман, Норман (2013). Огневая мощь военно-морского флота: орудия и артиллерийские орудия линкоров в эпоху дредноутов . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-185-4 .
- Гранье, Юбер (1991). Моряки Франции: 1900-2000 (на французском языке). Морские и зарубежные издания. ISBN 9782737306280 .
- Жоншере, Жан Пьер (1984). «Кораблекрушения в Провансе, или Книга затонувших кораблей». Блокнот по подводной археологии (на французском языке). буклет 4. Фрежюс.
- Джордан, Джон и Каресс, Филипп (2017). Французские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-639-1 .
- Ле Приер, Ив (1956). Первый дайвер (на французском языке). Французская империя. п. 44. ИСБН 978-2-402-24871-6 .
- Лейланд, Джон (1901). «Глава III: Прогресс иностранных военно-морских сил». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 33–70. OCLC 496786828 .
- Лейланд, Джон (1901). «Глава IV: Сравнительная сила». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 71–79. OCLC 496786828 .
- Лейланд, Джон (1902). Брасси, Томас А. (ред.). «Глава VI: Иностранные военно-морские маневры». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 119–129. OCLC 496786828 .
- Лейланд, Джон (1903). Брасси, Томас А. (ред.). «Глава VII: Иностранные маневры». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 139–164. OCLC 496786828 .
- Лейланд, Джон (1907). Брасси, Томас А. (ред.). «Глава IV: Французские и итальянские маневры». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 102–111. OCLC 496786828 .
- Лейланд, Джон (1908). Брасси, Томас А. (ред.). «Глава IV: Иностранные военно-морские маневры». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 64–82. OCLC 496786828 .
- «Военно-морские записки» . Журнал Королевского объединенного института обслуживания . XLII (245). Лондон: JJ Keliher & Co.: 844–862, июль 1898 г. OCLC 1077860366 .
- «Военно-морские записки» . Журнал Королевского объединенного института обслуживания . XLII (246). Лондон: JJ Keliher & Co.: 967–984, август 1898 г. OCLC 1077860366 .
- Робертс, Стивен (2021). Французские военные корабли в эпоху пара 1859–1914 гг . Барнсли: Сифорт. ISBN 978-1-5267-4533-0 .
- Ропп, Теодор (1987). Робертс, Стивен С. (ред.). Развитие современного военно-морского флота: военно-морская политика Франции, 1871–1904 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-141-6 .
- Терсфилд, младший (1892). Брасси, Томас А. (ред.). «Иностранные военно-морские маневры». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 61–88. OCLC 496786828 .
- Терсфилд, младший (1894). Брасси, Томас А. (ред.). «Иностранные маневры: Я — Франция». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 71–102. OCLC 496786828 .
- Терсфилд, младший (1897). Брасси, Томас А. (ред.). «Морские маневры 1896 года». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 140–188. OCLC 496786828 .
- Терсфилд, младший (1898). Брасси, Томас А. (ред.). «II: Французские военно-морские маневры». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 138–143. OCLC 496786828 .
- Вейль, Э. (1892). Брасси, Томас А. (ред.). «Глава II: Прогресс иностранных военно-морских сил». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 8–35. OCLC 496786828 .
- Вейль, Э. (1898). Брасси, Томас А. (ред.). «Глава II: Прогресс иностранных военно-морских сил». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 19–55. OCLC 496786828 .
- «Часть II: Хроника событий 1892 года». Ежегодный реестр: обзор общественных событий в стране и за рубежом за 1892 год . Лондон: Лонгманс, Грин и Ко: 1–79. OCLC 874176616 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]