Древние методы судостроения
Древние методы строительства лодок можно разделить на следующие: шкуры, бревна, шитье, плетеные доски, клинкер (и обратный клинкер), сначала оболочка и каркас. доминирует метод «сначала рама» Хотя в современной судостроительной отрасли , древние люди полагались в первую очередь на другие методы при строительстве своих плавсредств. Во многих случаях эти методы были очень трудоемкими и/или неэффективными с точки зрения использования сырья. Несмотря на различия в технике судостроения, суда древнего мира, особенно те, что бороздили воды Средиземного моря и островов Юго-Восточной Азии , были мореходными судами, способными позволить людям заниматься крупной морской торговлей . [1]
История
[ редактировать ]Самые ранние археологические свидетельства происходят из долбленых каноэ, найденных в торфяных болотах в Пессе, Нидерланды, и датируются примерно 8000 лет назад. [2] Мореплавание распространено по всему миру, [3] и многие из этих методов используются до сих пор. [4]
Лодки в рамке
[ редактировать ]Скин лодки
[ редактировать ]Кожаные лодки доминировали в мореплавании в местах, где мало древесины, в том числе в Арктике и Субарктике. Их изготавливали путем натягивания кожи или кожи на каркасы из дерева или кости. К ним относятся каяки и умиаки , лодки и курраки .
Каноэ из коры
[ редактировать ]Каноэ из коры делались путем натягивания коры на деревянные рамы и использовались коренными американцами в Северной Америке. [5]
Ранние деревянные лодки
[ редактировать ]Плоты
[ редактировать ]Плоты делались там, где была древесина, но недостаточно большая, чтобы можно было вырезать землянки, и их также можно было сделать из тростника. Самые ранние египетские лодки представляли собой плоты из папируса; деревянные лодки не заменяли плоты до периода Герзеан/Накада II . [6]
Лодки-землянки
[ редактировать ]Лодки-землянки строились везде, где деревья росли достаточно большими, чтобы поддерживать их, в том числе в голоценовой Европе, на северо-востоке Нигерии. [7] [2] Западное побережье Америки, [8] и полинезийские мореплаватели. Землянки считаются вырезанными из цельного куска дерева, они могли быть искусно украшены и вполне пригодны для плавания.
Shell-first
[ редактировать ]Техника «сначала оболочка» предполагает сначала строительство «оболочки» лодки, а затем укладку каркаса.
Сшитая и плетеная доска
[ редактировать ]Вместо гвоздей доски лодки можно «сшить» веревкой. Доказательства использования пришитых застежек в дощатых лодках были найдены по всему миру. Было продемонстрировано, что крепления этого типа хорошо работают в прибрежных регионах, поскольку они способны выдерживать суровые условия сильного прибоя, а также воздействие выхода на берег . [9] Технику плетеной планки также можно найти во всем мире. [10]
Клинкер и обратный клинкер
[ редактировать ]Технология строительства клинкера и обратного клинкера предполагает скрепление между собой слоя досок внахлест прямыми гвоздями (клинкер) или крючковатыми гвоздями (обратный клинкер). Традиция изготовления клинкера зародилась в Северной Европе. [11] в то время как техника обратного клинкера, хотя и очень редко встречается во всем мире, оказалась очень распространенной среди некоторых общин Южной Азии , таких как Орисса в Индии . [4]
Шипо-пазовое соединение
[ редактировать ]
Эта строительная техника во многом опиралась на структурную поддержку, обеспечиваемую столярными изделиями с шипами и пазами через корпус лодки. Этот метод постройки кораблей, по-видимому, зародился у мореплавателей Средиземноморья, хотя свидетельства использования столярных изделий с пазами и шипами позже появляются в Юго-Восточной Азии. [10]
Сначала кадр
[ редактировать ]Конструкция «сначала каркас» предполагает укладку каркаса судна перед прикреплением досок к лодке. Обычно это делается путем установки «основной рамы» в центре киля и определения формы других рам с помощью изогнутого куска дерева, натянутого между рамой и концевыми стойками, или с помощью геометрической кривой. Затонувший корабль Ясиада , датируемый 7 веком нашей эры, долгое время считался самым ранним свидетельством использования метода строительства с каркасом, но два затонувших корабля в лагуне Дор (Танура) в Израиле, датированные примерно 500 годом нашей эры, были построены первыми с каркасом. [12] Эта техника была более редкой в остальном мире до наступления современной эпохи. [10] [3]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Манген 1993 .
- ^ Jump up to: а б Беднарик 1997 .
- ^ Jump up to: а б МакГрэйл 2004 .
- ^ Jump up to: а б МакГрэйл 2003 .
- ^ Адни, Эдвин Таппан; Шапель, Говард Ирвинг (2007). Барк-каноэ и кожаные лодки Северной Америки . Скайхорс Паблишинг, Инк.
- ^ Стив, Винсон (1994). Египетские лодки и корабли . Издательство Оспри. п. 12.
- ^ «Руководство археологическими раскопками» . Смитсоновский институт . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ «Землянка-каноэ» . Кандидатская энциклопедия . Проверено 13 мая 2015 г.
- ^ МакГрэйл 2004 , с. 71, 77.
- ^ Jump up to: а б с Беллвуд и Кэмерон 2007 .
- ^ МакГрэйл 2004 , с. 244.
- ^ Кацамби, Алексис; Форд, Бен; Гамильтон, Донни (2011). Оксфордский справочник по морской археологии .
Ссылки
[ редактировать ]- Басс, Джордж Ф.; ван Дорнинк, Фредерик Х. младший (1982). Ясси Ада 1: Византийское кораблекрушение седьмого века . Колледж-Стейшн.
- Беднарик, Роберт (1997). «Самые ранние свидетельства океанской навигации». Международный журнал морской археологии . 26 (3): 183–191. дои : 10.1111/j.1095-9270.1997.tb01331.x .
- Беллвуд, П.; Кэмерон, Дж. (2007). «Древние лодки, лодочные брусья и замковые шипо-пазовые соединения из Северного Вьетнама бронзового / железного века». Международный журнал морской археологии . 36 : 2–20. дои : 10.1111/j.1095-9270.2006.00128.x . S2CID 162593190 .
- Манген, ПЮ (1993). «Торговые корабли Южно-Китайского моря». Журнал экономической и социальной истории Востока . 36 (3): 253–280. дои : 10.1163/156852093x00056 .
- МакГрэйл, С. (2003). Лодки Южной Азии . Рутледж Керзон.
- МакГрэйл, С. (2004). Лодки мира . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета.
- Рурда, Эрик (2020). Читатель океана: история, культура, политика . Издательство Университета Дьюка.