Каноэ-долбленка
Каноэ -долбленка или просто землянка — это лодка, сделанная из выдолбленного дерева. Другие названия этого типа лодок — логбот и моноксилон . Моноксилон ( μονόξυλον ) (мн.ч. monoxyla ) по-гречески — моно- (одиночный) + ξύλον ксилон (дерево) — и в основном используется в классических греческих текстах. По -немецки их называют Einbaum («одно дерево» по-английски). Некоторые, но не все, пироги также строятся таким же образом.
Землянки — это самые старые лодки типа лодок , найденные археологами, датируемые примерно 8000 лет назад, в эпоху неолита и каменного века . [1] Вероятно, это связано с тем, что они сделаны из массивных кусков дерева, которые, как правило, сохраняются лучше, чем другие, например каноэ из коры .
Строительство
[ редактировать ]Строительство землянки начинается с выбора бревна подходящих размеров. Необходимо удалить достаточное количество древесины, чтобы сделать судно относительно легким и плавучим, но при этом достаточно прочным, чтобы выдержать экипаж и груз. Часто предпочтение отдавалось определенным породам древесины из-за их прочности, долговечности и плотности. Затем форма лодки была изменена так, чтобы минимизировать сопротивление, с острыми концами на носу и корме.
Сначала кору удаляют снаружи. До появления металлических инструментов землянки выдалбливали с помощью управляемого огня. Затем обгоревшую древесину удалили с помощью тесла . Другой метод с использованием инструментов — вырубить параллельные надрезы по внутренней части древесины, затем расколоть и удалить древесину из между надрезами. После выдалбливания внутреннюю часть обрабатывали и разглаживали ножом или теслом.
Более примитивные конструкции сохраняют первоначальные размеры дерева с круглым дном. Однако можно тщательно пропарить боковые стороны полого бревна, пока они не станут гибкими, а затем согнуть, чтобы создать более плоскодонную форму «лодочки» с более широкой балкой в центре.
Для путешествий по бурным водам океана землянки могут быть оснащены выносными опорами. Одно или два бревна меньшего размера крепятся параллельно основному корпусу на длинных шестах. В случае двух аутригеров по одному монтируется с каждой стороны корпуса.
Африка
[ редактировать ]Каноэ Дуфуна из Нигерии — это 8000-летняя землянка, старейшая лодка, обнаруженная в Африке, и, по разным оценкам, второй или третий старейший корабль в мире.Хорошо орошаемые тропические леса и лесные районы Африки к югу от Сахары обеспечивают как водные пути, так и деревья для каноэ, которые являются обычным явлением от бассейна реки Лимпопо на юге через Восточную и Центральную Африку и до Западной Африки . Африканский тик — это древесина, которую предпочитают для их строительства, хотя он включает в себя множество различных пород и в некоторых регионах его не хватает. Землянки переплывают через глубокие озера и реки или пробивают каналы в болотах (см. макоро или мтумбви ) или на мелководье и используются для транспорта, рыбалки и охоты, включая, в прошлом, очень опасную охоту на гиппопотамов . Землянки называются пирогами во франкоязычных районах Африки.
Скульптура Нок изображает двух человек вместе со своим имуществом в каноэ-долблене. [2] Обе антропоморфные фигуры плавсредстве гребут . в [3] Терракотовое изображение долбленого каноэ в Ноке может указывать на то, что люди Нок использовали долбленые каноэ для перевозки грузов вдоль притоков (например, Гурара реки ) реки Нигер и обменивали их в региональной торговой сети. [3] Терракотовое изображение фигуры с ракушкой на голове в Ноке может указывать на то, что протяженность этих речных торговых путей могла простираться до Атлантического побережья. [3] В морской истории Африки ; есть более раннее каноэ Дуфуна , построенное примерно 8000 лет назад в северном регионе Нигерии Как вторая самая ранняя форма сосуда для воды, известная в Африке к югу от Сахары , терракотовое изображение каноэ-долблены Нок было создано в центральном регионе Нигерии в первом тысячелетии до нашей эры. [3]
Техника и методология (например, культурные оценки, использование железных инструментов), используемые при строительстве каноэ-долбленок в Западной Африке (например, закругленная корма и заостренная носовая часть с углом 15–50 ° над поверхностью воды, повышенная устойчивость за счет частично закругленной или плоское основание, V-образный корпус, мелкая осадка для плавания на глубине менее одного фута, а иногда и более ста футов в длину) способствовали способности каноэ сохранять устойчивость и перемещаться по взаимосвязанной речной системе, соединяющей реки Бенуэ , реки Гамбия , реки Нигер и реки Сенегал , а также озеро Чад ; эта речная система соединяла различные источники воды (например, озера, реки, моря, ручьи) и экологические зоны (например, Сахара , Сахель , Саванна ) и позволяла перевозить людей, информацию и экономические товары по речным торговым сетям, которые соединить различные места (например, Бамако , Дженне , Гао , Мопти , Сегу , Тимбукту ) по всей Западной и Северной Африке . [4] Знания и понимание (например, гидрографии , морской географии , того, как навигация на каноэ зависит от глубины воды, приливов и отливов в океане, течений и ветров) каноистов Западной Африки способствовали умелому плаванию по различным руслам региональной речной системы. , одновременно занимаясь такой деятельностью, как торговля и рыболовство. [4] Схема конструкции западноафриканских долбленых каноэ также использовалась среди каноэ в Америке, построенных африканской диаспорой . [4] Священность изготовления каноэ выражена в пословице из Сенегамбии : «Кровь королей и слезы изготовителя каноэ — священные вещи, которые не должны касаться земли». [4] Помимо экономической ценности, западноафриканские долбленые каноэ также обладали социокультурной и психодуховной ценностью. [4]
В 1735 году Джон Аткинс заметил: «Каноо — это то, что использовалось по всему побережью для перевозки людей и товаров». [4] Европейские гребные лодки , которые часто переворачивались, могли уступать по маневренности и скорости западноафриканским каноэ. [4] Барбот заявил, что касается западноафриканских каноэ и западноафриканских долбленых каноэ, «скорость, с которой эти люди обычно заставляют эти лодки двигаться, невероятна». [4] Алвизе да Кадамосто также заметил, как «без особых усилий» португальские каравеллы уступали гамбийским каноэ. [4] Умение каноистов Кру ориентироваться в сложных морских условиях также наблюдал Чарльз Томас. [4]
В 1590-х годах нашей эры Коменда и Такоради в Гане служили производственными площадками для изготовления каноэ, изготовленных народом Аханта . [4] К 1679 году Барбот заметил, что Такоради стал «крупным центром производства каноэ, производящим долбленые лодки грузоподъемностью до восьми тонн». [4] Между 17 и 18 веками нашей эры производственная зона и/или рынок каноэ находились в Шаме , который позже стал только рынком на острове Супоме. [4] В 1660-х годах нашей эры, помимо других местных каноэ, производивших долбленые каноэ, Мюллер заметил, что народ Фету покупал долбленые каноэ, изготовленные народом Аханта. [4]
Жители Западной Африки (например, Гана , Кот-д'Ивуар , Либерия , Сенегал ) и западные жители Центральной Африки (например, Камерун ) независимо друг от друга развили навык серфинга . [5] В 1640-х годах Майкл Хеммерсам представил отчет о серфинге на Золотом Берегу : «родители «привязывают своих детей к доскам и бросают их в воду». [5] В 1679 году Барбот представил отчет о серфинге среди детей Эльмины в Гане: «Дети в Эльмине учились «плавать на кусках досок или небольших связках тростника, привязанных под животом, что является хорошим развлечением для зрителей». [5] Джеймс Александер рассказал о серфинге в Аккре , Гана, в 1834 году нашей эры: «Тем временем с пляжа можно было увидеть мальчиков, плывущих в море с легкими досками под животами. Они ждали прибоя; и накатился на него, как облако. Но мне сказали, что акулы иногда забегают за камни и «кусают» их». [5] Томас Хатчинсон представил отчет о серфинге на юге Камеруна в 1861 году: «Рыбаки катались на небольших землянках «не более шести футов в длину, от четырнадцати до шестнадцати дюймов в ширину и от четырех до шести дюймов в глубину». [5]
Азия
[ редактировать ]8000-летняя каноэ-долблена была найдена археологами в Куахуцяо , провинция Чжэцзян , на востоке Китая. [6] Это самое раннее каноэ, найденное в Азии.
Мокены, этническая группа, которая живет на архипелаге Мергуи в Мьянме и на севере Таиланда как морские кочевники, до сих пор строит и использует каноэ. [7] Согласно рассказам мокенов о происхождении их народа, мифическая царица наказала запретную любовь их предка к невестке, сослав его и его потомков на жизнь в море в каноэ-долбленах с углублениями на носу и на корме («рот который ест, и зад, который испражняется»), символизируя бесконечный цикл приема пищи, пищеварения и эвакуации. [8]
Недостроенная многовековая лодка-землянка, большая банка (пять тонн, размеры 12 метров (39 футов) на 2 метра (6,6 футов) на 1,5 метра (4,9 фута)) была случайно обнаружена в ноябре 2010 года мэром Рикардо Ревита в Барангае. Казаниколасан, Росалес, Пангасинан , Филиппины , на реке Лагасит, недалеко от реки Агно . [9] Сейчас он выставлен перед городской ратушей.
Каноэ-долблки — одно из наиболее часто используемых традиционных рыболовных судов в Индии. Департамент леса на озере Коллеру провел различные соревнования на каноэ среди местных рыбацких сообществ. В эпоху, когда традиционное каноэ находится на грани исчезновения, в гонках на лодках приняли участие 22 человека. Они также отметили, что в течение двух десятилетий для ловли рыбы на озере использовалось более 1000 каноэ. Сейчас их количество сократилось до менее ста. [10]
Европа
[ редактировать ]В древней Европе многие землянки делались из липы по нескольким причинам. Во-первых, липы были в изобилии в палеолите после таяния вейкзельского оледенения и были легко доступны. Во-вторых, липа стала одним из самых высоких деревьев в лесах того времени, что облегчило строительство более длинных лодок. Древесина липы также хорошо поддается резьбе, не раскалывается и не трескается. Он также легче, чем большинство других пород деревьев в европейских старовозрастных лесах , и по этой причине лодки из липы имеют лучшую грузоподъемность и их легче переносить.
Каноэ Пессе , найденное в Нидерландах , представляет собой землянку, которая считается самой старой лодкой в мире, углеродная датировка которой датируется периодом между 8040 и 7510 годами до нашей эры. Другие землянки, обнаруженные в Нидерландах, включают две в провинции Северная Голландия : в 2003 году, недалеко от Уитгеста , датированные 617-600 годами до нашей эры; [11] и в 2007 году возле Ден-Увера , датированная 3300-3000 гг. до н. э. [12]
Землянки были также найдены в Германии . По -немецки это ремесло известно как Einbaum (одно дерево). В старом ганзейском городе Штральзунд в 2002 году были раскопаны три бревенчатые лодки. Двум лодкам было около 7000 лет, и они являются старейшими лодками, найденными в Балтийском регионе. Третья лодка (6000 лет) имела длину 12 метров (39 футов) и является рекордсменом по длине землянки в регионе. Находки частично испортились из-за плохих условий хранения. [13] [14]
В 1991 году останки бревенчатой лодки из липового дерева длиной почти 6 метров (20 футов) были найдены в Мэннедорф -Штрандбаде в Швейцарии, на Цюрихском озере . Возраст лодки оценивается в 6500 лет. [15]
В 1902 году дубовая лодка длиной более 15 метров (49 футов) и шириной 1 метр (3,3 фута) была найдена на болоте Аддергул , Лурган , графство Голуэй , Ирландия, и доставлена в Национальный музей Ирландии . Радиоуглеродная дата лодки Лургана составила 3940 +/- 25 лет назад. На лодке есть отверстия, позволяющие предположить, что она имела выносную опору или была соединена с другой лодкой.
В 2012 году в парке Глиндур , Монмут , Монмутшир, Уэльс, Великобритания, в ходе раскопок, проведенных Археологическим обществом Монмута, были обнаружены три рва, свидетельствующие о том, что неолитический тримаран-землянка такой же длины, как и бревенчатая лодка Лургана, радиоуглерод датирован 3700 +/-35 лет назад. [16]
В De Administando Imperio подробно рассказывается, как славяне построили моноксилу, которую продали Руси в Киеве . [17] Эти лодки затем использовались против Византийской империи во время русско-византийских войн IX и X веков. Они использовали блиндажи, чтобы атаковать Константинополь и отступить на свои земли с ошеломляющей скоростью и мобильностью. Отсюда и название Δρομίται («люди в бегах») применительно к Руси в некоторых византийских источниках. Моноксилу часто сопровождали более крупные галеры, служившие центрами управления и контроля. Каждая славянская землянка могла вместить от 40 до 70 воинов.
Казаки Днепра Войска Запорожского славились также умелым использованием землянок, выходивших из для набегов на берега Черного моря в XVI и XVII веках. Используя небольшие, мелкосидящие и высокоманевренные галеры, известные как «чайки» , они быстро передвигались по Черному морю. По собственным данным казаков, эти суда с командой из 50–70 человек могли достичь берегов Анатолии от устья Днепра за сорок часов.
найдено более 40 доисторических бревенчатых лодок В Чехии . — бревенчатая лодка длиной 10 метров (33 фута) Последнее открытие было сделано в 1999 году в Могелнице . Он был вырезан из цельного дубового бревна и имеет ширину 1,05 метра (3,4 фута). Лодка датируется примерно 1000 годом до нашей эры и хранится в Музее Могелнице (Музее национальной истории). Географически чешские стоянки и останки бревенчатых лодок сгруппированы вдоль рек Эльба и Морава . [18]
Польша известна так называемыми левинского бревенчатыми лодками типа, найденными в Левине-Бжеском , Козле и Рошовицком Ласе соответственно и связанными с пшеворской культурой первых веков нашей эры. Лодочные лодки Lewin характеризуются квадратным или трапециевидным поперечным сечением, прямоугольными бортами и небольшой высотой бортов по отношению к длине судна. Кроме того, почти все лодки типа «Льюин» имеют одну пробоину в носовой части и две в кормовой. Небольшая высота обусловлена тем, что исходное бревно разделили пополам по длине, чтобы получить из одного ствола два одинаковых бревна. Преимущество заключается в том, что в результате получаются идентичные сдвоенные корпуса, которые затем соединяются, образуя двухкорпусный плот. Парные корпуса соединялись поперечными шестами, которые не проходили через отверстия в законцовках платформы, а крепились к верхним стенкам или в специальных пазах на торцах корпуса. Эти суда обычно имели длину от 7 до 12 метров (39 футов), а самые большие из них могли перевозить до 1,5 тонны груза из-за особой конструкции. [19] [20]
было найдено множество доисторических лодок-долбленок В Скандинавии . Эти лодки использовались для перевозки по спокойным водоемам, рыбалки и, возможно, иногда для китобойного промысла и тюленя. Землянки не требуют металлических деталей и были распространены среди людей каменного века в Северной Европе, пока большие деревья, подходящие для изготовления плавсредств этого типа, не стали редкими. Длина была ограничена размером деревьев в старовозрастных лесах - до 12 метров (39 футов) в длину. В Дании было обнаружено несколько долбленых каноэ из липового дерева в 2001 году, а за несколько лет до этого, в ходе крупномасштабных археологических раскопок в Эгадале, к северу от Орхуса , . Они были датированы радиоуглеродом 5210-4910 годами до нашей эры и являются старейшими известными лодками в Северной Европе . [21] [22] В Скандинавии более поздние модели увеличивали надводный борт (и мореходные качества) за счет крепления дополнительных бортов к бортам землянки. В конце концов, часть землянки была уменьшена до цельного киля , а скрепленные борта по бокам превратились в корпус с натяжкой . [23]
В Соединенном Королевстве две бревенчатые лодки были обнаружены в Ньюпорте, Шропшир , и сейчас выставлены в Университете Харпера Адамса в Ньюпорте. железного века Известно, что жители Великобритании использовали баркасы для рыбалки и основной торговли. , был обнаружен лесоход В 1964 году в гавани Пул , графство Дорсет . Лодка Пула, датированная 300 г. до н.э., была достаточно большой, чтобы вместить 18 человек, и была построена из гигантского дуба . В настоящее время он находится в Музее Пула . Еще более старая лодка ( бревенчатая лодка Хэнсона ) была раскопана в 1998 году в Шардлоу к югу от Дерби . Он был датирован бронзовым веком около 1500 г. до н.э. и сейчас выставлен в музее и художественной галерее Дерби . В том же месте находилась еще одна доисторическая лодка, но она была похоронена на месте .
В Северной Европе традиция изготовления долбленых каноэ сохранилась до 20-го и 21-го веков в Эстонии , где сезонные наводнения в Соомаа местности площадью 390 квадратных километров (150 квадратных миль) , дикой , делают невозможным использование обычных средств передвижения. В последние десятилетия новый всплеск интереса к изготовлению землянок ( эстонских хаабьяс ) возродил древнюю традицию. [24] В декабре 2021 года культура лодок-землянок эстонского региона Соомаа была добавлена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. [25]
Америка
[ редактировать ]Каноэ-долблены строились коренными народами по всей Америке, где были доступны подходящие бревна.
Коренные американцы Тихоокеанского Северо-Запада были и остаются очень искусными в обработке дерева. Наиболее известны своими тотемными столбами высотой до 24 метров (80 футов), они также строят каноэ длиной более 18 метров (60 футов) для повседневного использования и церемониальных целей. [26] В штате Вашингтон каноэ-долбленки традиционно изготавливаются из огромных бревен кедра (например, тихоокеанского красного кедра ) для океанских путешественников, в то время как туземцы, живущие на небольших реках, используют еловые бревна. Бревна кедра обладают гораздо большей устойчивостью к соленой воде, чем ель.
В 1978 году Джорди Точер и двое его товарищей отправились на каноэ-долблене ( Оренда II ), основанном на конструкции Хайда (но с парусами), из Ванкувера, Британская Колумбия , Канада, на Гавайи . Землянка имела длину 40 футов (12 м), была сделана из пихты Дугласа и весила 3,5 коротких тонны (3,2 т). Миссия была запущена, чтобы повысить достоверность историй о том, что хайда путешествовали на Гавайи в древние времена. В общей сложности группа прошла около 7242 километров (4500 миль) за два месяца в море. [27] [28]
Океания
[ редактировать ]Тихоокеанские острова
[ редактировать ]Тихий океан был рассадником множества различных форм парусных судов. Они различаются по плану парусности (т. е. крабовый или полукрабовый, латинский или треугольный), форматам корпуса (одинарный, двойной, катамаран или проа), отсутствию или наличию бимса (мостик для двухместного корпус). Формы корпуса и торцевые формы сильно различаются. Мачты могут «быть прямыми или состоять из двойных лонжеронов». Корпуса можно построить, собирая доски или выкапывая стволы деревьев. В дизайне отражено назначение (рыбка, война, морское путешествие) и географические особенности (пляж, лагуна, рифы). Важно отметить, что существует важная разделительная линия: некоторые суда используют лавировочное снаряжение ; другие «шунтируют», то есть меняют галс, «переворачивая парус с одного конца корпуса на другой». Лавовые установки аналогичны тем, которые можно увидеть в большинстве частей мира, но маневровые установки меняют галс, меняя направление паруса от одного конца корпуса к другому и плывя в противоположном направлении (« Пушми-пуллю » в парусном мире). . [29]
На островах Тихого океана каноэ-долбленки очень большие, сделанные из цельных зрелых деревьев и снабженные выносными опорами для повышения устойчивости в океане, и когда-то использовались для путешествий на дальние расстояния. [30]
Новая Зеландия
[ редактировать ]Очень большие вака используются народом маори , пришедшим в Новую Зеландию , вероятно, из Восточной Полинезии примерно в 1280 году. Такие суда перевозили от 40 до 80 воинов в спокойных защищенных прибрежных водах или реках. Считается, что трансокеанские путешествия совершались на полинезийских катамаранах, а один корпус, датированный радиоуглеродом примерно 1400 годом, был найден в Новой Зеландии в 2011 году. [30] В Новой Зеландии вака меньшего размера делалась из цельного бревна, часто тотара , из-за его легкости, прочности и устойчивости к гниению. Большие вака делались примерно из семи частей, связанных между собой льняной веревкой. Для всех вака характерен очень низкий надводный борт. На Гавайях ( каноэ ваа ) традиционно изготавливают из ствола дерева коа . Обычно на них находится команда из шести человек: один рулевой и пять гребцов.
Австралазия
[ редактировать ]Австралийские аборигены начали использовать каноэ примерно с 1640 года в прибрежных районах северной Австралии. Их привезли бугинские ловцы морских огурцов , известные как трепангеры , из Макассара в Южном Сулавеси . [31] В Арнемленде , используют долбленые каноэ. местные жители йолнгу , называемые липалипа [32] или липпа-липпа . [31]
Жители островов Торресова пролива использовали двойные аутригеры , уникальные для их региона и, вероятно, завезенные из папуасских общин, а затем модифицированные. Его длина составляла около 14 метров (46 футов), с двумя бамбуковыми мачтами и парусами из циновки из пандануса . Они могли плыть на расстояние до 80 километров (50 миль) и перевозить до 12 человек. [33]
Соломоновы Островитяне
[ редактировать ]Жители Соломоновых Островов использовали и продолжают использовать каноэ для путешествий между островами. Во Второй мировой войне они использовались во время японской оккупации - благодаря своим небольшим визуальным и шумовым признакам они были одними из самых маленьких лодок, использовавшихся союзными войсками во Второй мировой войне. После затопления ПТ-109 Биуку Гаса добрался по землянке до потерпевшего кораблекрушение Джона Кеннеди .
См. также
[ редактировать ]- Бревенчатое каноэ
- Традиционная рыбацкая лодка
- Томол , дощатая лодка Чумаш
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 1000 изобретений и открытий Роджера Бриджмена
- ^ Франке, Габриэле; и др. (2020). «Ямы, горшки и растения в Пангвари — расшифровка природы объекта культуры Нок» . Азания: Археологические исследования в Африке . 55 (2): 129–188. дои : 10.1080/0067270X.2020.1757902 . S2CID 219470059 .
- ^ Jump up to: а б с д Мяннель, Таня М.; Бройниг, Питер (12 января 2016 г.). «Терракотовые скульптуры Нок в Пангвари» . Журнал африканской археологии . 14 (3): 313–329.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Доусон, Кевин (20 марта 2018 г.). «Африканские производители каноэ: создание плавучих культур» . Подводные течения водной культуры в африканской диаспоре . Издательство Пенсильванского университета. стр. 99–103, 108. ISBN. 9780812249897 . OCLC 994296486 . S2CID 202315785 .
- ^ Jump up to: а б с д и Доусон, Кевин (20 марта 2018 г.). «Культурное значение рекреационного плавания и серфинга» . Подводные течения водной культуры в африканской диаспоре . Издательство Пенсильванского университета. стр. 28–30. ISBN 9780812249897 . OCLC 994296486 . S2CID 202315785 .
- ^ Лепин Цзян и Ли Лю, Обнаружение 8000-летнего каноэ в Куахуцяо в нижнем течении реки Янцзы, Китай. 2005 antiquity.ac.uk
- ^ «Архипелаг Мергуи» . Катание на лодках по Бирме: отдых под парусом, чартер яхт и частные круизы в Мьянме и за ее пределами .
- ^ «Архипелаг Мергуи и Мокен» . Катание на лодках по Бирме: отдых под парусом, чартер яхт и частные круизы в Мьянме и за ее пределами . 8 октября 2013 г.
- ^ «Вековая деревянная лодка найдена в Пангасинане» . philstar.com .
- ^ Репортер, сотрудники (3 февраля 2018 г.). «Гонки на лодках навевают воспоминания о жизни в Коллеру» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Кано» . Хьюс ван Хильде (на голландском языке) . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ «Кано» . Хьюс ван Хильде (на голландском языке) . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Стефани Клоосс (январь 2009 г.). «Бревенчатые лодки эпохи конечного мезолита и раннего неолита Штральзунд-Мишвассерспайхер (Hansestadt Stralsund, Fpl. 225). Свидетельства раннего водного транспорта на немецком южном побережье Балтийского моря» .
- ^ Кауте, П., Г. Шиндлер и Х. Лобке. 2004. «Местоположение конца мезолита / раннего неолита Штральзунд-Мишвассершпайхер - свидетельства ранней технологии строительства лодок на побережье Балтийского моря в Мекленбург-Передней Померании. Сохранение археологических памятников в Мекленбург-Передней Померании» (52: 221-41) ( на немецком)
- ^ «Каноэ-долблены из вод Цюриха - Ульмский музей» (PDF) . 2002. Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2012 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ Кларк С., Археологическое общество Монмута. Свидетельства доисторического строительства лодок на Затерянном озере, 2013 г. ( ISBN 978-0-9558242-2-7 )
- ^ «У печенегов и сколько преимуществ» .
- ^ Джейсон Роджерс (2009). «Логботы из Богемии и Моравии, Чехия» . Международный журнал морской археологии .
- ^ Джейсон Роджерс. «Чешские лодок: ранние суда внутреннего плавания из Богемии и Моравии» .
- ^ «Радиоуглеродное и дендрохронологическое датирование лодок из Польши» Radiocarbon, Vol 43, Nr 2A, 2001, стр. 403–415 (Материалы 17-й Международной конференции 14C).
- ^ «Археология под шоссе» .
- ^ « В Норвегии найдена землянка эпохи викингов» . 10 сентября 2003 г.
- ^ «Корабль викингов» .
- ^ Айвар Руукель. «Хаабьяс — эстонское каноэ-долбленка» .
- ^ Серебряный Тамбур (15 декабря 2021 г.). «Эстонский мир» .
- ^ «Элементарная школа Медоу-Лейкс / Обзор» . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Проверено 29 августа 2006 г.
- ^ Столл, Роберт (5 марта 1979 г.). «Человек, дерево и океан, который нужно пересечь». Маклина : 4–6.
- ^ Питер Сп Спек, Питер (22 ноября 1978 г.). «Оренда вспомнила». Новости Северного берега . стр. 2 и 12.
- ^ Луи, Жан. «Тихоокеанские острова на каноэ» . вебринг.com . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Джонс Д.А., Ирвин Г.Дж. и Сунг Ю.К. (2014) «Раннее сложное восточно-полинезийское туристическое каноэ, обнаруженное на побережье Новой Зеландии» Proceedings of the National Academy of Sciences , 111 (41): 14728–14733. дои : 10.1073/pnas.1408491111
- ^ Jump up to: а б Кларк, Маршалл; Мэй, Салли К., ред. (2013). История и наследие Макасана: путешествия, встречи и влияния (PDF) . АНУ Пресс. ISBN 9781922144966 . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ «Джалу Гуррувиви» (PDF) . Центр Буку-Ларрнгай Мулка. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2020 года . Проверено 19 января 2020 г. - через Hollow Logs Didgeridoos.
- ^ Корфф, Йенс (5 ноября 2019 г.). «Культура жителей островов Торресова пролива» . Творческие духи . Проверено 20 января 2020 г.