Кораблекрушение Докоса
Кораблекрушение Докоса является старейшим обнаружением подводного кораблекрушения, известным археологам . [1] Затонувшее судно датируется вторым протоэлладическим периодом , 2700–2200 гг. до н.э. [2]
Остатки затонувшего корабля расположены примерно в 15–30 метрах (50–100 футов) под водой у побережья южной Греции недалеко от острова Докос (древнее название Аперопия) в Эгейском море . [3] Докос находится примерно в 100 километрах (60 миль) к востоку от Спарты , Пелопоннес . [4]
Самого корабля давно уже нет, так как все биоразлагаемое растворено морем. Единственное сохранившееся свидетельство кораблекрушения — это грузовая площадка с сотнями глиняных ваз и других керамических предметов, перевозившихся на борт корабля. [1] Эти останки возрастом четыре тысячи лет были обнаружены американским археологом Питером Трокмортоном 23 августа 1975 года. [5] [6]
Место крушения Докоса было тщательно раскопано в период с 1989 по 1992 год Греческим институтом морской археологии (HIMA). [7] Археолог доктор Джордж Папатанасопулос, президент HIMA, провел первые в Греции полномасштабные раскопки места крушения древнего корабля. Из-за неровностей морского дна для нанесения на карту и картографирования подводных находок была использована новая система — Sonic High Accuracy Ranging and Positioning System (SHARPS). Были проведены дополнительные исследования, и предположение о том, что останки датируются раннеэлладским периодом, подтвердилось. [8]
Доказательство
[ редактировать ]По данным HIMA, свидетельства кикладской керамики датируются примерно 2200 годом до нашей эры, что делает затонувший корабль Докос самым старым из известных подводных кораблекрушений, когда-либо обнаруженных. [9] Глиняные горшки , похоже, являются товаром древнего производственного предприятия в Арголиде . [4] Предполагается, что они предназначались для торговли с небольшими прибрежными деревнями вокруг Аргосского залива и Миртойского моря . На грузовой площадке находится одна из крупнейших известных коллекций керамики раннего элладского периода II. Эта элладская гончарная технология возникла еще до изобретения гончарного круга . [8]
Керамика состояла из сотен керамических предметов, включая чашки, кухонную утварь и урны. Было обнаружено более 500 глиняных ваз, относящихся к раннему элладскому периоду. Было множество соусников разных форм и размеров. Чаши и соусники раннего элладского периода были наиболее распространенными типами, встречавшимися в южной и центральной Греции. После дальнейшего осмотра соусников было высказано предположение, что эти типы напоминают лодки из Аскитарио в Аттике , а также сопоставимы с лодками из Лерны и с Киклад . Эти свидетельства показывают, что затонувший корабль мог находиться на морском торговом пути из Южной Эвбеи в заливы Саронический и Арголид. Было найдено множество амфор , а также тазов , широкогорлых кувшинов, жаровен , противней, аскоев, пифоев и обычной домашней утвари. [10]
Каменные якоря были также найдены в 40 метрах от места крушения. Якоря представляли собой два больших валуна с просверленными в них отверстиями, которые, вероятно, должны были быть сброшены до того, как корабль затонул. [4] Также были найдены свинцовые слитки, используемые для торговли. [4] На торговом корабле было большое разнообразие посуды, и предполагается, что оно торговало по всему региону. [11]
Во время раскопок ХИМА с 1989 по 1992 год на этом месте было обнаружено более 15 000 керамических черепков и артефактов . Они также нашли на этом месте множество жерновов , которые, как предполагается, были частью груза корабля или, возможно, использовались в качестве балласта . Эти артефакты и предметы были подняты со дна моря и перевезены в музей Спецес , где они будут изучены и помещены на консервацию. [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Анзовин, о.5396, л. 385: «Самое старое подводное кораблекрушение, известное археологам, — это затонувший корабль Докос, расположенный на глубине от 15 до 30 метров (от 49 до 98 футов) в Эгейском море у острова Докос, Греция».
- ↑ HomeboyMediaNews — «Попытка приобрести охраняемый остров Докос», 17 апреля 2007 г.
- ↑ Hydra News: «Попытки купить охраняемый остров Докос», 17 апреля 2007 г. Архивировано 8 сентября 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б с д Анастаси, с. 1-2.
- ↑ Раннее элладское кораблекрушение (1992). Архивировано 24 июля 2011 года в Wayback Machine .
- ^ Destination Dokos. Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Кораблекрушение Докоса. Архивировано 21 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Греческий институт морской археологии. Архивировано 21 января 2008 года в Wayback Machine.
- ↑ Греческий институт морской археологии (HIMA). Архивировано 7 марта 2016 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Сайт Докос Карго
- ^ Двигатели нашей изобретательности: Минойское крушение, Джон Х. Линхард
Источники
[ редактировать ]- Анастаси, П. «Дно Эгейского моря дает ключ к разгадке ранних греческих торговцев». «Нью-Йорк Таймс» , 2 января 1989 г.
- Анзовин, Стивен и др. Известные первые факты (международное издание) , HW Wilson Company , 2000 г., ISBN 0-8242-0958-3
- Enalia Annual 1990, Том 2 (опубликовано 1992 г.). ХИМА, Афины
- Ваксманн, Шелли. Морские корабли и мореплавание в Леванте бронзового века. Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M , 1998. Интернет.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Краткая история подводной археологии в Греции
- Хадсон, Кеннет и др. Книга кораблекрушений . Макмиллан, 1979 г., ISBN 0-333-22092-7