Древняя морская история
Древняя история |
---|
Предшественник предыстории |
|
Морская история насчитывает тысячи лет. В древней морской истории [1] Свидетельства морской торговли между цивилизациями датируются как минимум двумя тысячелетиями. [2] Предполагается, что первыми доисторическими лодками были долбленые каноэ , которые были созданы независимо различными народами каменного века. В древней истории для прибрежного рыболовства и путешествий использовались различные суда. [3] [ устаревший источник ] верфь . мезолитическая найдена На острове Уайт в Великобритании [4]
Первые настоящие океанские лодки были изобретены австронезийскими народами с использованием таких технологий, как многокорпусные конструкции , выносные опоры , паруса с крабовыми когтями и паруса танджа . Это сделало возможным быстрое распространение австронезийцев на острова Индийского и Тихого океанов , известное как австронезийская экспансия . Примерно к 1000–600 гг. до н.э. они заложили основу для морских торговых путей в Южную Азию и Аравийское море , которые позже стали Морским Шелковым путем . [5] [6] [7] [8]
Египтяне имели торговые пути через Красное море , импортируя специи из « Земли Пунт » и из Аравии. [9] [10] Ко времени Юлия Цезаря несколько хорошо налаженных комбинированных сухопутно-морских торговых путей зависели от водного транспорта через море вокруг пересеченной внутренней местности к северу. Навигация была известна в Шумере между 4 и 3 тысячелетиями до нашей эры. [11] Поиски источника специй на этих морских торговых путях позже привели к эпохе географических открытий .
Древнее мореплавание
[ редактировать ]Морская предыстория
[ редактировать ]Есть признаки каменных орудий и следов, оставленных на скелете носорога , которые позволяют предположить, что ранние гоминиды пересекли море и колонизировали филиппинский остров Лусон примерно в период от 777 000 до 631 000 лет назад. [12]
Понижение уровня моря в плейстоцене сделало некоторые современные острова доступными Сундаленда по сухопутным мостам. Однако распространение анатомически современных людей через линию Уоллеса в Сахул потребовало пересечения водоемов. Остатки каменных орудий и морских раковин в Лян Сарру, остров Салибабу , Северный Сулавеси, датированные 32 000–35 000 лет назад, являются возможным свидетельством самого длительного морского путешествия палеолитических людей, когда-либо зарегистрированных. Ранее остров был необитаем людьми или гомининами , и добраться до него можно только с Минданао или с островов Сангихе , пересекая водное пространство шириной не менее 100 км (62 мили), даже во время низкого уровня моря в плейстоцене. Другим свидетельством раннего морского транспорта является появление обсидиановых орудий того же источника на соседних островах. К ним относятся филиппинская обсидиановая сеть ( Миндоро и Палаван , ок. 33 000-28 000 лет назад ) и обсидиановая сеть Уоллеса ( Тимор , Атауро , Кисар , Алор , ок. 22 000 лет назад ). Однако метод скрещивания остается неизвестным и мог варьироваться от простого плоты и каноэ к концу плейстоцена. [13] [14] [15]
Морской переход людей на сушу Сахул (современные Австралия и Новая Гвинея ) с полуострова Сундаленд произошел примерно 53 000–65 000 лет назад. Даже при более низком уровне моря в то время этот переход потребовал бы перемещения вне поля зрения суши — общие расстояния в возможных точках пересечения составляют более 55 миль. Вероятно, использовались большие бамбуковые плоты, возможно, с каким-то парусом. Вплоть до 58 000 лет назад ветры во время сезона дождей в Северной Австралии были особенно благоприятны для этого перехода. Уменьшение попутных ветров после этой даты хорошо согласуется с единственной фазой колонизации Австралии в доисторический период. [16] : 26–29 [17] [18]
Считается, что в истории китобойного промысла люди начали китобойный промысел в Корее по крайней мере в 6000 году до нашей эры. [19] Самый старый известный метод ловли китов — просто выгнать их на берег, разместив несколько небольших лодок между китом и открытым морем и попытавшись напугать их шумом, активностью и, возможно, небольшим несмертельным оружием, например стрелами. [20]
Австронезийская экспансия
[ редактировать ]
Австронезийцы использовали отличительные технологии парусного спорта, а именно катамаран , корабль с выносными опорами , парус Танья и парус с крабовыми когтями . Это позволило им колонизировать большую часть Индо-Тихоокеанского региона во время австронезийской экспансии, начавшейся примерно с 3000 по 1500 год до нашей эры и закончившейся колонизацией острова Пасхи и Новой Зеландии в 10-13 веках нашей эры. [6] [7] До колониальной эпохи 16-го века австронезийцы были самой распространенной этнолингвистической группой, охватывающей половину планеты от острова Пасхи в восточной части Тихого океана до Мадагаскара в западной части Индийского океана . [21] [22] Они также создали обширные морские торговые сети, среди которых есть неолитический предшественник того, что впоследствии стало Морским Шелковым путем . [8]

- Хокулеа , полинезийский плавающий катамаран с парусами из крабовых когтей.
- Филиппинский параплан с двумя выносными опорами ( тримаран ) и парусом с крабовыми когтями.
- Меланезийский . с одной выносной опорой тепукей и установленным вперед парусом из крабовых клешней с Соломоновых островов
- Нур аль-Мареге , индонезийская копия падеваканга с парусами танджа.
- Вака , узкие маори военные каноэ , приводимые в движение гребком.
Приобретение технологии катамаранов и лодок с выносными опорами неавстронезийскими народами Шри-Ланки и южной Индии является результатом очень ранних контактов австронезийцев с регионом, включая Мальдивы и Лаккадивские острова . По оценкам, это произошло примерно в период с 1000 по 600 год до нашей эры и позже и привело к развитию собственных морских торговых сетей Индии и Шри-Ланки. Возможно, это включало ограниченную колонизацию, которая с тех пор была ассимилирована. Это все еще очевидно в языках Шри-Ланки и Южной Индии. Например, тамильские paṭavu , телугу paḍava и каннада paḍahu , все означающие «корабль», все произошли от протогесперонезийского *padaw , «парусник», с австронезийскими родственными словами, такими как яванский perahu , Kadazan Padau , Maranao Padaw , Cebuano paráw , самоанский. фолау , гавайский халау и маори варау . [7]
с большими морскими кораблями Точно так же первая встреча китайцев произошла в результате торговли с австронезийскими кораблями Юго-Восточной Азии (вероятно, яванскими или суматранскими ) во время династии Хань (220 г. до н.э. – 200 г. н.э.), как записано китайским историком Ван Ченом (萬震). в своей книге III века нашей эры «Странные дела Юга» (Nánzhōu Yìwùzhì — 南州異物志). Это привело к развитию собственных морских технологий в Китае позже, во времена династии Сун в 10-13 веках нашей эры. [23] [24] : 38–42
На самом дальнем этапе австронезийской экспансии колонисты с Борнео пересекли Индийский океан поселились на Мадагаскаре и Коморских островах . на запад и примерно к 500 году нашей эры [25] [26]
На востоке первым настоящим океанским путешествием стала колонизация Северных островов Микронезии Марианских с Филиппин . За этим последовали новые миграции на юг и восток, к острову Меланезия и к островам за пределами зоны видимости между островами, таким как Тонга и Самоа . Этот регион был заселен австронезийской культурой лапита . После перерыва примерно в две тысячи лет первые полинезийцы продолжали распространяться на восток, на острова Кука , Французскую Полинезию , Гавайи , остров Пасхи и Аотеароа в Новой Зеландии примерно с 700 по 1200 год нашей эры. [22] [27] [28]
Австронезийские народы использовали передовую систему навигации: ориентация на море осуществляется с использованием множества различных природных знаков и с использованием очень своеобразной астрономической техники, называемой « навигация по звездному пути ». В основном штурманы определяют носовую часть корабля к опознанным островам, используя положение восхода и захода тех или иных звезд над горизонтом. [29] : 10
Говорят, что народ маори Новой Зеландии прошел по зодиакальному созвездию Скорпиона между Весами и Стрельцом на южном небе, расположенном примерно в 16 часах 30 минутах прямого восхождения и 30 ° южного склонения, чтобы найти Аотеароа, «Землю долгого пути». , Белое, Облако».
Древние маршруты и локации
[ редактировать ]Древние морские маршруты обычно начинались на Дальнем Востоке или вниз по реке от Мадхья-Прадеша с перевалкой через исторический Бхарух (Бхаракучча), проходили мимо негостеприимного побережья сегодняшнего Ирана , а затем разделялись вокруг Хадрамаута на два потока на север, в Аденский залив , а оттуда в Левант. или на юг в Александрию через порты Красного моря , такие как Аксум . Каждый основной маршрут включал перегрузку в караван с вьючными животными, путешествие по пустынной местности и риск бандитов и грабительских сборов со стороны местных властителей. [30]


Морская торговля началась с более безопасной прибрежной торговли и развивалась с использованием муссонных ветров, что вскоре привело к тому, что торговля пересекала такие границы, как Аравийское море и Бенгальский залив . [31] Южная Азия имела несколько морских торговых путей, которые соединяли ее с Юго-Восточной Азией , что затрудняло контроль над одним маршрутом, что приводило к затруднению морской монополии. [31] Связи Индии с различными государствами Юго-Восточной Азии защищали ее от блокировок на других маршрутах. [31] Благодаря использованию морских торговых путей оптовая торговля товарами . стала возможной для римлян во II веке до нашей эры [32] Римское торговое судно могло пересечь Средиземное море за месяц за одну шестидесятую стоимость сухопутного пути . [33]
Египет
[ редактировать ]

Древние египтяне знали, как строить паруса . [34]
Первые военные корабли Древнего Египта были построены во времена раннего Среднего царства , а возможно — и в конце Древнего царства , но первое упоминание и подробное описание достаточно крупного и тяжеловооружённого корабля датируется 16 веком до нашей эры.«И я приказал построить двенадцать боевых кораблей с таранами, посвященными Амону или Себеку , или Маату и Сехмету , образ которых был увенчан лучшими бронзовыми носами. сбоку, но и сверху, и на борту было восемнадцать весел в два ряда, наверху сидели по два гребца, а на нижнем – один, а на корме работало двенадцать гребцов на трех рулевых веслах. заперли корабль Нашего Величества внутри трёх перегородок ( переборок ), чтобы не утопить его тараном нечестивцев, а матросы успели заделать пробоину, а для лучников Наше Величество устроило четыре башни — две сзади, две на носу и одну. над остальными небольшие – на мачте с узкими бойницами они прикрыты. бронза на пятом пальце (3,2мм), а также навес крыши и его гребцы. и они имели (носили) на носу три штурмовые тяжелые арбалетные стрелы, так они зажигали смолу или масло с солью Сета (вероятно, селитрой) разрывали специальную смесь и пробивали (?) свинцовый шарик с множеством дырочек (?), и один такой же на корме. а длина корабля семьдесят пять локтей (41м), а ширина шестнадцать, и в бою может идти три четверти итеру в час (около 6,5 узлов)...» Текст гробницы Аменхотепа I ( КВ39 ). При Тутмосе III добились водоизмещения боевых кораблей до 360 тонн и несли до десяти новых тяжелых и семнадцати легких катапульт на базе бронзовых пружин, называемых «осадными арбалетами» – точнее, осадными луками. Еще появлялись гигантские катамараны, тяжелые боевые корабли времен Рамсеса III, использовавшиеся еще при династии Птолемеев. [35]

По словам греческого историка Геродота , Нехо II отправил экспедицию финикийцев , которая, по общему мнению, в какой-то момент между 610 и ранее 594 годами до нашей эры за три года проплыла от Красного моря вокруг Африки до устья Нила . Некоторые египтологи оспаривают, что египетский фараон санкционировал такую экспедицию. [36] кроме как по причине торговли на древних морских путях.
Вера в рассказ Геродота, переданная ему устной традицией , [37] Прежде всего потому, что он с недоверием заявил, что финикийцы, « когда они плыли на запад вокруг южной оконечности Ливии (Африки), солнце было у них справа – к северу от них » ( История 4.42) – у Геродота В то время еще не было широко известно, что Африка окружена океаном (считалось, что южная часть Африки связана с Азией). [38] ). Настолько фантастическое утверждение является типичным примером истории некоторых мореплавателей, и поэтому Геродот, возможно, вообще никогда не упомянул бы о нем, если бы оно не было основано на фактах и сделано с соответствующей настойчивостью. [39]
Однако это раннее описание экспедиции Нехо в целом вызывает споры; рекомендуется сохранять непредвзятость по этому вопросу; [40] но Страбон , Полибий и Птолемей усомнились в этом описании. Египтолог А. Б. Ллойд предполагает, что греки в то время понимали, что любой, кто пойдет достаточно далеко на юг, а затем повернет на запад, будет иметь Солнце справа от себя, но считал невероятным, что Африка простиралась так далеко на юг. Он предполагает, что «крайне маловероятно, чтобы египетский царь действовал или мог действовать так, как изображен Нехо», и что эта история могла быть вызвана неудачей попытки Сатаспеса обогнуть Африку при Ксерксе Великом . [41] Тем не менее, в это верили Геродот и Плиний . [42]
Намного раньше « народы моря » представляли собой конфедерацию мореплавателей-налетчиков, которые плавали к восточным берегам Средиземного моря , вызывали политические волнения и пытались проникнуть на территорию Египта или контролировать ее в конце 19-й династии , и особенно в течение 8-го года Рамсеса III правления . 20-я династия . [43] Египетский фараон Мернептах прямо называет их термином «чужие страны (или «народы»). [44] ) моря» [45] [46] в его «Великой Карнакской надписи» . [47] Хотя некоторые учёные полагают, что они «вторглись» на Кипр и в Левант , эта гипотеза оспаривается.
Королевство Пунт
[ редактировать ]В древние времена Королевство Пунт , которое, по мнению некоторых египтологов, располагалось на территории современного Сомали , имело устойчивые торговые связи с древними египтянами и экспортировало драгоценные природные ресурсы, такие как мирра , ладан и камедь . Эта торговая сеть продолжалась вплоть до классической эпохи . Города-государства Моссилон , Опоне , Малао , Мундус и Табае в Сомали участвовали в прибыльной торговой сети, связывавшей сомалийских купцов с Финикией , Птолемеевским Египтом , Грецией , Парфянской Персией , Сабой , Набатеей и Римской империей . Сомалийские моряки использовали древнее сомалийское морское судно, известное как « беден», для перевозки своего груза.
Средиземноморье
[ редактировать ]Минойские торговцы с Крита действовали в восточном Средиземноморье во 2-м тысячелетии до нашей эры. Финикийцы сосредоточенной были древней цивилизацией, на севере древнего Ханаана , с центром вдоль побережья современного Ливана , Западной Сирии и северного Израиля . Финикийская цивилизация представляла собой предприимчивую морскую торговую культуру , которая распространилась по Средиземноморью в первом тысячелетии до нашей эры, между 1200 и 900 годами до нашей эры. Хотя древние границы таких городских культур менялись, город Тир , похоже, был самым южным. Сарепта между Сидоном и Тиром — наиболее тщательно раскопанный город финикийской родины. Финикийцы часто торговали с помощью галеры — парусного судна с приводом от человека. Они были первой цивилизацией, создавшей бирему . До сих пор ведутся споры о том, были ли хананеи и финикийцы разными народами или нет.
Средиземное море было источником судна, галеры , построенного до 1000 г. до н.э., а развитие морских технологий способствовало распространению средиземноморской культуры. Греческая была самым распространенным триера кораблем древнего Средиземноморья, использовавшим двигательную силу гребцов . Народы Средиземноморья разработали технологию маяков и построили большие огненные маяки, в первую очередь Александрийский маяк , построенный в 3 веке до нашей эры (между 285 и 247 годами до нашей эры) на острове Фарос в Александрии, Египет.
Многие в древних западных обществах, таких как Древняя Греция , трепетали перед морями и обожествляли их, полагая, что человек больше не принадлежит самому себе, когда однажды он отправился в морское путешествие. Они верили, что его в любой момент можно было принести в жертву гневу великого Морского Бога . До греков карийцы были одним из первых средиземноморских мореплавателей, которые путешествовали далеко. Ранние авторы не дают хорошего представления ни о прогрессе мореплавания, ни о мореплавании человека. Одной из первых историй о мореплавании была история Одиссея .
В греческой мифологии аргонавты — группа героев, которые за годы до Троянской войны сопровождали Ясона в Колхиду в его поисках Золотого руна . Их имя происходит от их корабля « Арго» , который, в свою очередь, был назван в честь своего строителя Аргуса . Таким образом, «Аргонавты» буквально означает «моряки Арго». Путешествие греческого мореплавателя Пифея Массалийского является примером очень раннего путешествия. Компетентный астроном и географ, Пифей отправился из Греции в Западную Европу и на Британские острова. [48]
Перипл представлял собой рукописный документ , , буквально «плавающий круг», в древнем мореплавании финикийцев , греков и римлян в котором в порядке перечисления порты и прибрежные ориентиры с приблизительными расстояниями между ними мог ожидать капитан судна. найти вдоль берега. несколько экземпляров периплоев Сохранилось .
Пиратство , представляющее собой грабеж, совершаемый на море или иногда на берегу, восходит к классической античности и, по всей вероятности, гораздо дальше. Тирренцы , иллирийцы [49] и фракийцы [ нужна ссылка ] были известны как пираты в древние времена . Остров Лемнос долгое время сопротивлялся греческому влиянию и оставался пристанищем фракийских пиратов. существовали пиратские государства К I веку до нашей эры вдоль побережья Анатолии , угрожавшие торговле Римской империи .
Самая ранняя мореходная культура в Средиземноморье связана с керамикой Cardium . Их самые ранние памятники с отпечатками посуды, датируемые 6400–6200 гг. До н. э., находятся в Эпире и на Корфу . Затем поселения появляются в Албании и Далмации на восточном побережье Адриатического моря и датируются периодом между 6100 и 5900 годами до нашей эры. [50] Самая ранняя дата в Италии происходит из Коппа Невигата на Адриатическом побережье южной Италии, возможно, уже в 6000 году до нашей эры. Также во время культуры Су Карроппу на Сардинии, уже на ранних стадиях (низкие слои в пещере Су Колору, ок. 6000 до нашей эры). появляются ранние образцы кардиевой керамики. [51] На севере и западе все надежные радиоуглеродные даты идентичны датам для Иберии c. 5500 кал. до н.э., что указывает на быстрое распространение кардиума и родственных ему культур: 2000 км от Генуэзского залива до устья Мондего, вероятно, не более чем за 100–200 лет. Это предполагает расширение мореплавания за счет создания колоний вдоль побережья. [52]
Персидские войны
[ редактировать ]
В Ионии (современное Эгейское побережье Турции ) греческие города, включавшие такие крупные центры, как Милет и Галикарнас , не смогли сохранить свою независимость и попали под власть Персидской империи в середине VI века до нашей эры . В 499 году до нашей эры греки подняли Ионическое восстание , и Афины и некоторые другие греческие города пришли им на помощь. В 490 г. до н. э. великий персидский царь Дарий I , подавляя ионические города, послал флот, чтобы наказать греков. Персы высадились в Аттике , но были разбиты в битве при Марафоне греческой армией под предводительством афинского полководца Мильтиада . Курган погибших афинян до сих пор можно увидеть в Марафоне. Десять лет спустя преемник Дария, Ксеркс I , послал по суше гораздо более мощные войска. После задержки спартанского царя Леонида I в Фермопилах Ксеркс двинулся в Аттику, где захватил и сжег Афины. Но афиняне эвакуировали город морем и под предводительством Фемистокла разгромили персидский флот в битве при Саламине. . Год спустя греки под командованием спартанца Павсания разгромили персидскую армию при Платеях . Затем афинский флот приступил к изгнанию персов из Эгейского моря и в 478 г. до н. э. они захватили Византию . При этом Афины включили все островные государства и некоторых союзников на материке в союз, названный Делосской лигой, потому что ее казначейство хранилось на священном острове Делос . Спартанцы , хотя и принимали участие в войне, после нее оказались в изоляции, что позволило Афинам установить неоспоримую военно-морскую и торговую мощь.

Пунические войны
[ редактировать ]Пунические войны — серия из трех войн между Римом и Карфагеном . Основной причиной Пунических войн стало столкновение интересов существующей Карфагенской империи и расширяющейся сферы влияния Рима. Первоначально римляне были заинтересованы в экспансии через Сицилию , часть которой находилась под контролем Карфагена. В начале первой Пунической войны Карфаген был доминирующей державой Средиземноморья с обширной морской империей, в то время как Рим был быстро растущей державой в Италии . К концу третьей войны, после гибели многих сотен тысяч солдат с обеих сторон, Рим завоевал империю Карфагена и разрушил город, став при этом самым могущественным государством Западного Средиземноморья. С окончанием македонских войн , которые шли одновременно с Пуническими войнами, и поражением селевкидского императора Антиоха III Великого в римско-сирийской войне ( Апамейский договор , 188 г. до н.э.) в восточном море Рим стал доминирующая средиземноморская держава и самый могущественный город классического мира. Это был поворотный момент, который означал, что цивилизация древней Средиземноморье перейдет в современный мир через Европу, а не через Африку.
Доримская Британия
[ редактировать ]
Коракл , небольшой плавучий корабль размером с одного пассажира, использовался в Британии еще до первого римского вторжения, как отметили захватчики. Коракулы имеют круглую или овальную форму, состоят из деревянного каркаса, на который натянута шкура, которую затем просмоливают для обеспечения водонепроницаемости. Благодаря небольшому весу оператор может нести легкое судно на плече. Благодаря безкилевому корпусу они способны плавать на глубине всего несколько дюймов. Первые жители Уэльса использовали эти лодки для рыбалки и легких путешествий, а обновленные модели до сих пор используются на реках Шотландии и Уэльса .
Ранние британцы также использовали каноэ-землянку . Примеры этих каноэ были найдены закопанными в болотах и илистых берегах рек длиной более восьми футов. [53]
была обнаружена выдающаяся археологическая находка, названная « Лодка бронзового века Дувра В 1992 году на территории современного Дувра в Англии » . Лодка бронзового века длиной около 9,5 метра и шириной 2,3 метра, как полагают, была морским судном. Радиоуглеродное датирование показывает, что судно, датируемое примерно 1600 годом до нашей эры, возможно, является самой старой известной морской лодкой. Корпус был сделан из полудубовых бревен , а боковые панели также из дуба были прошиты тисовыми ремнями. Как прямоволокнистые дубовые, так и тисовые переплеты в настоящее время вымерли как метод судостроения в Англии . Реконструкция, проведенная в 1996 году, доказала, что экипаж от четырех до шестнадцати гребцов мог легко вести лодку при ветре силой 4 и выше четырех узлов, но с максимальной скоростью 5 узлов (9 км/ч). Лодка могла легко перевозить значительное количество груза и с сильным экипажем могла преодолевать за день около тридцати морских миль. [54]
Северная Европа
[ редактировать ]Скандинавы , , или «люди с Севера», были людьми из южной и центральной Скандинавии которые основали государства и поселения в Северной Европе с конца 8-го века по 11-й век. Викинги были общим термином для скандинавов в период раннего средневековья , особенно в связи с набегами и грабежами монастырей, совершаемыми скандинавами в Великобритании и Ирландии.
Лейф Эриксон был исландским исследователем, известным как первый европеец , высадившийся в Северной Америке (предположительно в Ньюфаундленде , Канада ). Во время пребывания в Норвегии Лейф Эрикссон принял христианство , как и многие норвежцы того времени. чтобы служить королю Норвегии Он также отправился в Норвегию , Олафу Трюггвасону . Вернувшись в Гренландию , он купил лодку Бьярни Херьольфссона и отправился исследовать землю, которую нашел Бьярни (расположенную к западу от Гренландии), которой на самом деле был Ньюфаундленд в Канаде. В « Саге о гренландцах» рассказывается, что около 1000 года Лейф отправился следовать по маршруту Бьярни с 15 членами экипажа, но направляясь на север. [55]
Морская Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]
Австронезийцы в Приморье Юго-Восточной Азии создали очень ранние морские торговые сети в эпоху неолита . Первая из них — Морская Нефритовая дорога . Это продолжалось около 3000 лет, с 2000 г. до н.э. по 1000 г. н.э. Первоначально он был основан коренными народами Тайваня и Филиппин . Необработанный нефрит добывался из месторождений Тайваня и использовался для изготовления украшений на Филиппинах (самыми известными и многочисленными из которых являются двуглавые подвески, известные как линглинг-о ). Позднее в эту сеть вошли части Вьетнама , Малайзии , Индонезии , Таиланда и других регионов Юго-Восточной Азии, где происходил обмен этими нефритовыми украшениями, наряду с другими товарами (также известная как Сфера взаимодействия Са Хуинь - Каланай ). [56] [57] [58] [59] Широкое распространение по всей территории Юго-Восточной Азии церемониальных бронзовых барабанов ( ок. 600 г. до н. э. — 400 г. н. э. ), происходящих из культуры Донг Сон северного Вьетнама, также является свидетельством древности и плотности этой доисторической морской сети Юго-Восточной Азии. [60]
Австронезийцы также установили очень ранние связи (часть первых сетей торговли специями ) с дравидоязычными регионами Шри-Ланки и Южной Индии примерно в 1500–600 годах до нашей эры. [61] [62] [63] [7] [64] Эти ранние контакты привели к проникновению австронезийских культур и материальной культуры в Южную Азию. [62] включая жевание орехов бетеля , кокосов , сандалового дерева , домашних бананов , [62] [61] сахарный тростник , [65] гвоздика и мускатный орех . [66] Он также представил австронезийские парусные технологии, такие как лодки с выносными опорами , которые до сих пор используются в Шри-Ланке и на юге Индии. [7] [62] В этот период распространение австронезийских торговых товаров, таких как капур барус и гвоздика, также распространилось за пределы Южной Азии в Древний Египет и Римскую империю . [67] [68] : 1 Существуют также косвенные свидетельства очень ранних контактов австронезийцев с Африкой , основанные на присутствии и распространении австронезийских домашних животных, таких как бананы, таро , куры и фиолетовый батат , в Африке в первом тысячелетии до нашей эры. [62]
Примерно ко II веку до нашей эры доисторические австронезийские торговые сети нефрита и специй в Юго-Восточной Азии полностью соединились с морскими торговыми путями Южной Азии , Ближнего Востока , Восточной Африки и Средиземноморья , став тем, что сейчас известно как Морской Шелковый путь. . До X века восточная часть маршрута в основном использовалась австронезийскими торговцами из Юго-Восточной Азии, использовавшими характерные с прошитыми досками и проушинами корабли , хотя персидские и тамильские торговцы также ходили по западным частям маршрутов. [60] [69] Это позволило обмениваться товарами из Восточной и Юго-Восточной Азии с одной стороны, вплоть до Европы и Восточной Африки — с другой. [70] [69]
Австронезийские талассократии контролировали потоки торговли в восточных регионах Морского Шелкового пути, особенно в вокруг Малаккского и пролива Бангки государствах , Малайского полуострова и дельты Меконга ; через который проходили основные пути австронезийских торговых судов в Зяо Чо (в Тонкинском заливе ) и Гуанчжоу (южный Китай ), конечные пункты. [60] Второстепенные маршруты также проходили через береговую линию Сиамского залива ; [70] [71] а также через Яванское море , море Целебес , море Банда и море Сулу , вновь соединяясь с основным маршрутом через северные Филиппины и Тайвань. Второстепенные маршруты также продолжаются дальше к Восточно-Китайскому и Желтому морям . на ограниченной территории [70]

Основной маршрут западных районов Морского Шелкового пути напрямую пересекает Индийский океан от северной оконечности Суматры (или через Зондский пролив ) до Шри-Ланки , юга Индии и Бангладеш , Мальдивских о-вов . Отсюда он разветвляется на маршруты через Аравийское море, входящие в Оманский залив (в Персидский залив ) и Аденский залив (в Красное море ). Второстепенные маршруты проходят также через береговую линию Бенгальского залива , Аравийского моря и на юг вдоль побережья Восточной Африки до Занзибара , Коморских островов , Мадагаскара и Сейшельских островов . [70] [72] Мальдивы имели особое значение как крупный центр для австронезийских моряков, отправлявшихся по западным маршрутам. [70] Австронезийцы также достигли Мадагаскара в начале I тысячелетия нашей эры и колонизировали его. [73] [74] [75] [76]
Китайские записи династий Хань и Тан также указывают на то, что первые китайские буддийские паломники в Южную Азию заказывали проезд на австронезийских кораблях (которые они называли « кунь-лунь по» ), которые торговали в китайском портовом городе Гуанчжоу . Книги, написанные китайскими монахами, такими как Ван Чен и Хуэй-Линь, содержат подробные отчеты о крупных торговых судах из Юго-Восточной Азии, датируемых как минимум III веком нашей эры. [77] [78] : 347 [79] : 262
Шривиджая , индуистско - буддийское австронезийское государство, основанное в Палембанге проливов в 682 году нашей эры, стало доминировать в торговле в регионе вокруг Малаккского и Зондского Южно-Китайского моря и торгового центра , контролируя торговлю роскошными ароматическими веществами и буддийскими артефактами из Западной Азии в процветающий рынок Тан. [60] : 12 Он возник в результате завоевания и подчинения соседних талассократий. В их число входили Мелаю , среди прочего , , Кедах , Таруманагара и Матарам . Эти государства контролировали морские пути в Юго-Восточной Азии и эксплуатировали торговлю пряностями на Островах специй , а также морские торговые пути между Индией и Китаем . [80]
Захоронения лодок Бутуан на Филиппинах , в которых представлены одиннадцать лодок остатков с проушинами австронезийских традиций судостроения (индивидуально датированные 689–988 годами нашей эры), были обнаружены вместе с большим количеством торговых товаров из Китая , Камбоджи , Таиланда ( Харипунджая) . и Сатингпра ), Вьетнама и вплоть до Персии , что указывает на то, что они торговали вплоть до Ближнего Востока . [81] [82] [83]
Эти морские пути сохранялись (с возрастающим участием других морских культур) в средневековую эпоху , прежде чем пришли в упадок и были заменены европейскими торговыми путями в колониальную эпоху в 15 веке. [60] [84] [85]
Индийский субконтинент
[ редактировать ]В морской истории Индии первый в мире приливный док был построен на втором этапе Лотала. [86] [87] во времена Хараппской цивилизации недалеко от современной гавани Мангрол на побережье Гуджарата . Другие порты, вероятно, находились в Балакоте и Дварке . Однако вполне вероятно, что для Хараппской морской торговли использовались многие мелкие, а не крупные порты. [88] Корабли из гавани этих древних портовых городов наладили торговлю с Месопотамией . [89] где долина Инда была известна как Мелухха .
императора Чандрагупты Маурьи Каутильи премьер-министра посвящает » «Артхашастра целую главу государственному департаменту водных путей под руководством навадхьякши ( санскритское слово « суперинтендант кораблей»). [1] . термины нава двипантарагаманам ( санскритское обозначение плавания в другие земли на кораблях) и самудрасамьянам В работе появляются (морское путешествие).
Морская история Калинга Морского (ныне Одиша ) является важным моментом традиций индийской морской истории, поскольку она оказала влияние на установление торговых связей с Юго-Восточной Азией вдоль Шелкового пути . Народы этого региона восточной Индии вдоль побережья Бенгальского залива плавали вверх и вниз по индийскому побережью , путешествовали по Индо-Китаю и по всей Приморской Юго-Восточной Азии , знакомя с элементами своей культуры людей, с которыми они торговали . VI века В Манджушримулакальпе упоминается Бенгальский залив как «Калингодра», а исторически Бенгальский залив назывался «Калинга Сагара» (оба Калингадра и Калинга Сагара означают Калинга-море), что указывает на важность Калинга в морской торговле . [90]
Япония
[ редактировать ]Япония имела военно-морской флот, по крайней мере, к VI веку, с их вторжениями и участием в политических союзах во времена Трех Королевств Кореи . Совместный союз корейского королевства Силла и китайской династии Тан (618–907 гг. Н.э.) нанес серьезное поражение японцам и их корейским союзникам из Пэкче в битве при Пэкгане 27–28 августа 663 года нашей эры. Эта решающая победа изгнала японские войска из Кореи и позволила Тан и Силла завоевать Когурё .
См. также
[ редактировать ]- История мореплавания
- Морской график
- Наумахия
- Теории доколумбовых трансокеанских контактов
- Доколумбовые плоты
- Корабли Древнего Рима
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уолтер Макартур . Морские торговые пути: очерк морской истории в древние и средневековые времена с четырьмя картами. Стратфордская компания, 1925 год.
- ^ Дания, Джон (2000). История мировой системы: социальная наука долгосрочных изменений . Рутледж. п. 107. ИСБН 0-415-23276-7 .
- ^ Огастес Гамильтон . Рыбалка и морепродукты древних маори. Дж. Маккей, правительство. принтер, 1908 г.
- ^ Ширмайер, Квирин (26 февраля 2015 г.). «Древняя ДНК показывает, как пшеница попала в доисторическую Британию» . Природа . дои : 10.1038/nature.2015.17010 . S2CID 87800214 . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Мичем, Стив (11 декабря 2008 г.). «Австронезийцы первыми плавали по морям» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доран, Эдвин младший (1974). «Эпоха аутригеров» . Журнал Полинезийского общества . 83 (2): 130–140.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Махди, Варуно (1999). «Распространение австронезийских лодочных форм в Индийском океане». В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Археология и язык III: Языки и тексты артефактов . Единая мировая археология. Том. 34. Рутледж. стр. 144–179. ISBN 978-0-415-10054-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беллина, Беренис (2014). «Юго-Восточная Азия и ранний морской Шелковый путь» . В Гай, Джон (ред.). Затерянные королевства ранней Юго-Восточной Азии: индуистско-буддийская скульптура V-VIII веков . Издательство Йельского университета. стр. 22–25. ISBN 978-1-58839-524-5 .
- ^ Роулинсон 2001: 11–12.
- ^ см . Trade_route of Maritime_trade.
- ^ Дания 2000: 208.
- ^ Ингико, Т.; ван ден Берг, Грузия; Джаго-он, К.; Бахейн, Ж.-Ж.; Чакон, Миннесота; Амано, Н.; Форестье, Х.; Кинг, К.; Манало, К. (май 2018 г.). «Самая ранняя известная деятельность гоминидов на Филиппинах произошла 709 тысяч лет назад» . Природа . 557 (7704): 233–237. Бибкод : 2018Natur.557..233I . дои : 10.1038/s41586-018-0072-8 . ISSN 0028-0836 . ПМИД 29720661 . S2CID 13742336 .
- ^ Беллвуд, Питер С. (2017). Первые островитяне: предыстория и миграция людей на островах Юго-Восточной Азии (Первое изд.). Хобокен: Уайли Блэквелл. ISBN 978-1-119-25155-2 .
- ^ О'Коннор, Сью; Кили, Симона; Рипмейер, Кристиан; Сампер Карро, София К.; Шиптон, Кери (15 марта 2022 г.). «Появление сетей морского взаимодействия через Уоллесию в терминальном плейстоцене». Мировая археология . 54 (2): 244–263. дои : 10.1080/00438243.2023.2172072 .
- ^ О'Коннор, Сью (2015). «Пересечение линии Уоллеса. Морские навыки первых колонистов Уоллесского архипелага». В Кайфу, Юске (ред.). Возникновение и разнообразие поведения современного человека в палеолитической Азии (Первое изд.). Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-62349-277-9 .
- ^ О'Коннор, Сью; Хискок, Питер (2018). Кокрейн, Итан Э; Хант, Терри Л. (ред.). Оксфордский справочник по доисторической Океании . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 978-0-19-992507-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джетт, Стивен С. (2017). Древние переходы через океан: новый взгляд на контакты с доколумбовой Америкой . Издательство Университета Алабамы. стр. 168–171. ISBN 978-0-8173-1939-7 .
- ^ Кларксон, Крис; Джейкобс, Зенобия; Марвик, Бен; Фуллагар, Ричард; Уоллис, Линли; Смит, Майк; Робертс, Ричард Г.; Хейс, Элспет; Лоу, Келси; Кара, Ксавьер; Флорин, С. Анна; Макнил, Джессика; Кокс, Делит; Арнольд, Ли Дж.; Хуа, Цюань; Хантли, Джиллиан; Брэнд, Хелен Э.А.; Манне, Тиина; Фэйрберн, Эндрю; Шульмейстер, Джеймс; Лайл, Линдси; Салинас, Макия; Пейдж, Мара; Коннелл, Кейт; Пак, Гаёнг; Норман, Касих; Мерфи, Тесса; Пардо, Колин (20 июля 2017 г.). «Человеческая оккупация северной Австралии 65 000 лет назад». Природа . 547 (7663): 306–310. Бибкод : 2017Natur.547..306C . дои : 10.1038/nature22968 . hdl : 2440/107043 . ПМИД 28726833 . S2CID 205257212 .
- ^ «Наскальные рисунки намекают на происхождение китобойного промысла» . Новости Би-би-си . 20 апреля 2004 года . Проверено 25 ноября 2014 г.
- ^ Гримбл, Артур. (2012). Узор островов . Лондон: Издательство Eland Publishing. ISBN 978-1-78060-026-0 . OCLC 836405865 .
- ^ Беллвуд, Питер; Фокс, Джеймс Дж.; Трайон, Даррелл (2006). Австронезийцы: исторические и сравнительные перспективы . Издательство Австралийского национального университета. ISBN 978-1-920942-85-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беллвуд, Питер (2014). Глобальная предыстория миграции людей . п. 213.
- ^ Кристи, Энтони (1957). «Неясный отрывок из «Перипла: ΚΟΛΑΝΔΙΟΦΩΝΤΑ ΤΑ ΜΕΓΙΣΤΑ» ». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 19 : 345–353. дои : 10.1017/S0041977X00133105 . S2CID 162840685 – через JSTOR.
- ^ Дик-Рид, Роберт (2005). Призрачные путешественники: свидетельства поселения индонезийцев в Африке в древние времена . Терлтон.
- ^ Берни, Дэвид А.; Берни, Лида Пиготт; Годфри, Лори Р.; Юнгерс, Уильям Л.; Гудман, Стивен М.; Райт, Генри Т.; Джулл, Эй Джей Тимоти (август 2004 г.). «Хронология позднего доисторического Мадагаскара». Журнал эволюции человека . 47 (1–2): 25–63. дои : 10.1016/j.jhevol.2004.05.005 . ПМИД 15288523 .
- ^ Поли, А. (2002). «Австронезийское расселение: языки, технологии и люди». В Беллвуде, Питер С.; Ренфрю, Колин (ред.). Исследование гипотезы расселения сельского хозяйства/языка . Институт археологических исследований Макдональда Кембриджского университета. стр. 251–273. ISBN 978-1-902937-20-5 .
- ^ Карсон, Майк Т.; Хун, Сяо-чунь; Саммерхейс, Гленн; Беллвуд, Питер (январь 2013 г.). «Гончарная тропа из Юго-Восточной Азии в отдаленную Океанию». Журнал островной и прибрежной археологии . 8 (1): 17–36. дои : 10.1080/15564894.2012.726941 . hdl : 1885/72437 . S2CID 128641903 .
- ^ Гуденаф, Уорд Хант (1996). Доисторическое поселение Тихого океана, Том 86, Часть 5 . Американское философское общество. стр. 127–128.
- ^ Либнер, Хорст Х. (2005), «Традиционные индонезийские лодки: обзор судоходства и судоходства» , в Эди, Седьявати (ред.), Исследование морских культурных ресурсов , Джакарта: Исследовательский центр морских районов и небиологических ресурсов, Исследовательское агентство по морским делам и рыболовству; Центр социальных и культурных исследований Индонезийского университета, стр. 53–124
- ^ См.: Торговые маршруты Аравийского моря .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дания 2000: 107.
- ^ Тутэн 1979: 243.
- ^ Скарр 1995.
- ↑ Хатшепсут курировала подготовку и финансирование экспедиции из пяти кораблей, каждый длиной семьдесят футов и с несколькими парусами . Существуют и другие.
- ^ Нельсон Гарольд Хайден, Аллен Томас Джордж и доктор Рэймонд О. Фолкнер .«Тутмос III. Первый император в истории человечества. Его королевские спутникии великие помощники» Oxford UNV Publishing, 1921 г. стр.127.
- ^ Например, египтолог Алан Ллойд писал: «Учитывая контекст египетской мысли , экономической жизни и военных интересов, невозможно представить, какой стимул мог мотивировать Нехо в такой схеме, и если мы не можем указать причину, которая является звучит в египетской терминологии, то у нас есть веские основания сомневаться в историчности всего эпизода». Ллойд, Алан Б. (1977). «Нехо и Красное море: некоторые соображения». Журнал египетской археологии . 63 : 149. дои : 10.2307/3856314 . JSTOR 3856314 .
- ^ MJ Кэри. Древние исследователи. Книги Пингвинов, 1963. Страница 114.
- ^ Кругосветное плавание по Азии и Европе на «Веге». Том 2. Адольф Эрик Норденшельд. стр. 148
- ↑ Хайнц Гартманн : В противном случае мир остановился бы на месте. Великая борьба за новое. Экон , Дюссельдорф, 1957 г.
- ^ Кембриджская история Британской империи. Архив CUP, 1963. стр. 56.
- ^ Ллойд, Алан Б. (1977). «Нехо и Красное море: некоторые соображения». Журнал египетской археологии . 63 : 142–155. дои : 10.2307/3856314 . JSTOR 3856314 .
- ^ Географическая система Геродота Джеймса Реннеля. р348 +
- ^ Удобная таблица морских народов в иероглифах , транслитерации и английском языке приведена в диссертации Вудхейзена, 2006, разработавшего ее на основе цитируемых там работ Китчена.
- ^ Как отметил Гардинер В.1 стр.196, в других текстах есть «иностранные народы»; оба термина также могут относиться к понятию «иностранцы». Зангер во внешней ссылке ниже выражает широко распространенное мнение, что «морские народы» не переводят это и другие выражения, а являются академическим нововведением. В диссертации Вудхейзена и статье Морриса Гастон Масперо был первым, кто использовал термин «народы мер» в 1881 году.
- ^ Gardiner V.1 p.196.
- ^ В Мане стр.55.
- ↑ Строка 52. Надпись показана в Манасса стр.55, табл. 12.
- ^ Банбери, Эдвард Герберт ; Бизли, Чарльз Рэймонд (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 703–704.
- ^ Уилкс, Дж. Дж. Иллирийцы, 1992, ISBN 0-631-19807-5 , стр. 185
- ^ Барри Канлифф, Европа между океанами (2008), стр. 115–6; Стасо Форенбахер и Престон Чудо, Распространение земледелия в Восточной Адриатике, Античность , вып. 79, нет. 305 (сентябрь 2005 г.), дополнительные таблицы .
- ^ Витрина 3 в Археологическом музее Г.А. Санны в Сассари.
- ^ Зильян (2001). «Радиоуглеродные доказательства морской пионерской колонизации у истоков земледелия в западно-средиземноморской Европе» . ПНАС . 98 (24): 14180–14185. Бибкод : 2001PNAS...9814180Z . дои : 10.1073/pnas.241522898 . ПМК 61188 . ПМИД 11707599 .
- ^ 57.—Древние британские каноэ. (500x225)
- ↑ Кентерберийский археологический фонд: англосаксонское кладбище Бакленд. Архивировано 9 мая 2008 г., в Wayback Machine.
- ↑ Другая сага, «Сага об Эрике Рыжем» , повествует, что Лейф открыл материковую часть Америки, возвращаясь из Норвегии в Гренландию в 1000 году (или, возможно, в 1001 году), но не упоминает о каких-либо попытках поселиться там. Однако « Сага о гренландцах» обычно считается более достоверной из двух.
- ^ Цанг, Ченг-хва (2000). «Последние достижения в археологии Тайваня железного века». Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 20 : 153–158. doi : 10.7152/bippa.v20i0.11751 (неактивен 12 апреля 2024 г.). ISSN 1835-1794 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - ^ Тертон, М. (17 мая 2021 г.). «Записки из центрального Тайваня: Наш южный брат» . Тайбэй Таймс . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ Эверингтон, К. (6 сентября 2017 г.). «Место рождения австронезийцев — Тайвань, столица — Тайдун: учёный» . Новости Тайваня . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ Беллвуд, Питер; Хунг, Х.; Лидзука, Ёсиюки (2011). «Тайваньский нефрит на Филиппинах: 3000 лет торговли и взаимодействия на расстоянии». В Бенитес-Йоханнот, П. (ред.). Пути истоков: австронезийское наследие в коллекциях Национального музея Филиппин, Национального музея Индонезии и Рейксмузеума Нидерландов voor Volkenkunde . АртПостАзия. ISBN 978-971-94292-0-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Гуан, Ква Чонг (2016). «Морской Шелковый путь: история идеи» (PDF) . Рабочий документ НСК (23): 1–30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зумбройх, Томас Дж. (2007–2008). «Происхождение и распространение жевания бетеля: синтез данных из Южной Азии, Юго-Восточной Азии и за ее пределами» . Электронный журнал индийской медицины . 1 : 87–140. Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фуллер, Дориан К.; Бойвен, Николь; Кастильо, Кристина Кобо; Хугерворст, Том; Аллаби, Робин Г. (2015). «Археобиология перемещений в Индийском океане: современные очертания культурных обменов между протоисторическими мореплавателями». В Трипати, Сила (ред.). Морские контакты прошлого: расшифровка связей между сообществами . Дели: Кавери Букс. стр. 1–23. ISBN 9788192624433 .
- ^ Беллина, Беренис (2014). «Юго-Восточная Азия и ранний морской Шелковый путь». В Гай, Джон (ред.). Затерянные королевства ранней Юго-Восточной Азии: индуистско-буддийская скульптура V-VIII веков . Издательство Йельского университета. стр. 22–25. ISBN 9781588395245 .
- ^ Гловер, Ян К.; Беллина, Беренис (2011). «Пан Дон Та Пхет и Кхао Сэм Каео: повторная оценка самых ранних индийских контактов». В Мангене — Пьер-Ив; Мани, А.; Уэйд, Джефф (ред.). Ранние взаимодействия между Южной и Юго-Восточной Азией: размышления о межкультурном обмене . ISEAS – Институт Юсофа Исхака. стр. 17–46. ISBN 9789814311175 .
- ^ Дэниелс, Кристиан; Мензис, Николас К. (1996). Нидхэм, Джозеф (ред.). Наука и цивилизация в Китае: Том 6, Биология и биологические технологии, Часть 3, Агропромышленность и лесное хозяйство . Издательство Кембриджского университета. стр. 177–185. ISBN 9780521419994 .
- ^ Оливера, Бальдомеро; Холл, Зак; Гранберг, Бертран (31 марта 2024 г.). «Реконструкция истории Филиппин до 1521 года: полумесяц Калага Путуан и австронезийская морская торговая сеть». SciEnggJ . 17 (1): 71–85. дои : 10.54645/2024171ЗАК-61 .
- ^ Махди, Варуно (2003). «Лингвистические и филологические данные к хронологии австронезийской деятельности в Индии и Шри-Ланке». В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Археология и язык IV: Изменение языка и культурная трансформация . Рутледж. стр. 160–240. ISBN 978-1-134-81624-8 .
- ^ Нугрохо, Ираван Джоко (2011). Морская цивилизация Маджапахит . Преданность топливного архипелага. ISBN 978-602-9346-00-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Саксе, Ариана (2022). «Сети и культурное картирование морской торговли Южной Азии». В Билле, Франк; Мехендейл, Санджот; Лэнктон, Джеймс (ред.). Морской Шелковый путь: глобальные связи, региональные узлы, населенные пункты (PDF) . Азиатское пограничье. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 129–148. ISBN 978 90 4855 242 9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Манген, Пьер-Ив (2016). «Австронезийское судоходство в Индийском океане: от лодок с выносными опорами до торговых судов» . В Кэмпбелле, Гвин (ред.). Ранний обмен между Африкой и большим миром Индийского океана . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 51–76. ISBN 978-3-319-33822-4 .
- ^ Ли, Тана (2011). «Цзяочжи (Джао Чо) в период Хань в заливе Тункин». В Куке, Нола; Ли, Тана; Андерсон, Джеймс А. (ред.). Залив Тункин в истории . Издательство Пенсильванского университета. стр. 39–44. ISBN 9780812205022 .
- ^ Чирикуре, Шадрек (2022). «Южная Африка и мир Индийского океана». В Билле, Франк; Мехендейл, Санджот; Лэнктон, Джеймс (ред.). Морской Шелковый путь: глобальные связи, региональные узлы, населенные пункты (PDF) . Азиатское пограничье. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 149–176. ISBN 978 90 4855 242 9 .
- ^ Дьюар, Роберт Э.; Райт, Генри Т. (1993). «История культуры Мадагаскара». Журнал мировой предыстории . 7 (4): 417–466. дои : 10.1007/bf00997802 . hdl : 2027.42/45256 . S2CID 21753825 .
- ^ Эррера, Майкл Б.; Томсон, Вики А.; Уодли, Джессика Дж.; Пайпер, Филип Дж.; Суландари, Шри; Дхармаянти, Аник Будхи; Крайцек, Спиридула; Гонгора, Хайме; Остин, Джереми Дж. (март 2017 г.). «Восточноафриканское происхождение мадагаскарских кур, о чем свидетельствует митохондриальная ДНК». Королевское общество открытой науки . 4 (3): 160787. дои : 10.1098/rsos.160787 . hdl : 2440/104470 .
- ^ Тофанелли, С.; Бертончини, С.; Кастри, Л.; Луизелли, Д.; Калафель, Ф.; Донати, Г.; Паоли, Г. (1 сентября 2009 г.). «О происхождении и примеси малагасийского языка: новые данные анализа отцовских и материнских линий с высоким разрешением». Молекулярная биология и эволюция . 26 (9): 2109–2124. дои : 10.1093/molbev/msp120 .
- ^ Аделаар, Александр (июнь 2012 г.). «Малагасийская фонологическая история и влияние банту». Океаническая лингвистика . 51 (1): 123–159. дои : 10.1353/ол.2012.0003 . hdl : 11343/121829 .
- ^ МакГрэйл, Шон (2001). Лодки мира: от каменного века до средневековья . Издательство Оксфордского университета. стр. 289–293. ISBN 9780199271863 .
- ^ Кристи, Энтони (1957). «Неясный отрывок из «Перипла: ΚΟΛΑΝΔΙΟΦΩΝΤΑ ΤΑ ΜΕΓΙΣΤΑ» ». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 19 : 345–353. дои : 10.1017/S0041977X00133105 . S2CID 162840685 – через JSTOR.
- ^ Манген, Пьер-Ив (1993). «Торговые суда Южно-Китайского моря. Техника судостроения и их роль в истории развития азиатских торговых сетей». Журнал экономической и социальной истории Востока : 253–280.
- ^ Сулистионо, Синггих Три; Масруро, Нур Наэлил; Рохвуланингсих, Йети (2018). «Соревнование за морской пейзаж: местные талассократии и расширение китайско-индийской торговли в морской Юго-Восточной Азии в ранний домодернистский период» . Журнал морских и островных культур . 7 (2). дои : 10.21463/jmic.2018.07.2.05 .
- ^ «Археологические памятники Бутуана» . ЮНЕСКО . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Кларк, Пол; Грин, Джереми; Сантьяго, Рей; Восмер, Том (1993). «Лодка Бутуан-2, известная как балангай, в Национальном музее, Манила, Филиппины». Международный журнал морской археологии . 22 (2): 143–159. дои : 10.1111/j.1095-9270.1993.tb00403.x .
- ^ Лачина, Лигая (2014). Новый взгляд на лодки Бутуан: доколониальные филиппинские плавсредства . Национальный музей Филиппин.
- ^ Манген, Пьер-Ив (1993). «Исчезающий Джонг: островные флоты Юго-Восточной Азии в торговле и войне (пятнадцатый-семнадцатый века)». В Риде, Энтони (ред.). Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени . Издательство Корнельского университета. стр. 197–213. ISBN 978-0-8014-8093-5 . JSTOR 10.7591/j.ctv2n7gng.15 .
- ^ Манген, Пьер-Ив (сентябрь 1980 г.). «Корабль Юго-Восточной Азии: исторический подход». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 11 (2): 266–276. дои : 10.1017/S002246340000446X .
- ^ Наука и технологии в Древней Индии. Виджнан Бхарати, 2002. Страница 18.
- ^ Шикарипур Ранганатха Рао. Лотал, портовый город Хараппы (1955–62). 1979. Страница 44.
- ^ Поссель, Грегори . Мелухха. в: Дж. Рид (ред.) Индийский океан в древности. Лондон: Международный аэропорт Кеган Пол. 1996, 133–208.
- ^ (например, Лал 1997: 182–188)
- ^ Журнал истории Орисса, тома 13–15 . Конгресс истории Ориссы. 1995. с. 54.
Ссылки
[ редактировать ]- Хаттендорф, Джон Б. (2007). Оксфордская энциклопедия морской истории .
- Дания, Роберт Аллен; эль аль. (2000). История мировой системы: социальная наука долгосрочных изменений. Рутледж. ISBN 0-415-23276-7 .
- Холл, Джон Уитни (1991). Кембриджская история Японии , Том 4. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22355-5 .