арамейцы
Арамейцы иврит или арамейцы ( древнеарамейский : 𐤀𐤓𐤌𐤉𐤀 , арамейя ,; , : אֲרַמִּים ; древнегреческий : Ἀραμαῖοι ; классический сирийский : ������̈�������� арамайе , , [1] Сирийское произношение : [ʔɑːrɑːˈmɑːje] ), были племенем [2] семитские люди [3] [4] на древнем Ближнем Востоке , впервые документировано в исторических источниках конца 12 века до нашей эры . Их родина, часто называемая землей Арама , изначально охватывала центральные районы современной Сирии . [5]
В начале 1-го тысячелетия до нашей эры ряд городов-государств возник на древнем Ближнем Востоке под управлением арамеев . Самым известным был Арам-Дамаск , расположенный на территории современной Сирии, который достиг своего расцвета во второй половине 9-го века до нашей эры во время правления царя Азаила .
Арамейцы никогда не были единой нацией или группой; скорее, Арам был регионом с местными центрами власти, разбросанными по всему Леванту. Это делает практически невозможным создание целостной этнической категории «арамейцев», основанной на экстралингвистических маркерах идентичности, таких как материальная культура, образ жизни или религия. [6] [7] В восьмом веке до нашей эры местные арамейские города-государства были постепенно завоеваны Неоассирийской империей . Политика перемещения и переселения населения, которая применялась во всех ассирийских владениях, также затронула арамейцев, многие из которых были переселены ассирийскими властями. Это привело к более широкому расселению арамейских общин по различным регионам Ближнего Востока, а также расширился ареал арамейского языка . Он приобрел значение и в конечном итоге стал общим языком общественной жизни и управления, особенно в периоды Нововавилонской империи (612–539 гг. До н.э.) и более поздней империи Ахеменидов (539–330 гг. до н.э.).
был разработан особый арамейский алфавит Для написания древнеарамейского языка . [8] [9] [10] В результате языковой арамизации во всех центральных районах Ближнего Востока образовался более широкий арамейскоязычный ареал, выходящий за пределы арамейских этнических общин. В течение более позднего эллинистического и римского периодов возникли небольшие государства, говорящие на арамейском языке, наиболее известным из которых был Осроен с центром в Эдессе , родине эдесского арамейского языка, который позже стал известен как классический сирийский язык . [11] [12] [13]
До принятия христианства арамейскоязычные общины подверглись значительной эллинизации и романизации на Ближнем Востоке . [14] Таким образом, их интеграция в грекоязычный мир началась задолго до утверждения христианства. [15] называли сирийцами Некоторые ученые предполагают, что арамеев, принявших христианство, греки . [16] За ранними мусульманскими завоеваниями в VII веке последовала исламизация и постепенная арабизация арамейскоязычных общин по всему Ближнему Востоку. В конечном итоге это привело к их фрагментации и аккультурации . [17] Сегодня их культурное и языковое наследие продолжает признаваться некоторыми сирийско-христианскими или неоарамейскими говорящими группами, такими как марониты и арамейские жители Маалюлы и Джуббадина недалеко от Дамаска в Сирии. [18] [19] [20] [21]
История
Происхождение
Топоним . А-ра-му появляется в надписи восточно-семитского царства Эбла, в которой перечислены географические названия, а термин Арми , эблаитский термин для обозначения соседнего Идлиба , часто встречается в табличках Эбла (ок. 2300 г. до н. э.) В одной из анналов Нарам-Сина из Аккада (ок. 2250 г. до н. э.) упоминается, что он захватил «Дубула, энси - А раме » ( Араме, по-видимому, является формой родительного падежа ), в ходе кампании против Симуррума в северные горы. [22] Другие ранние упоминания о месте или людях «Арама» появились в архивах Мари (ок. 1900 г. до н. э.) и Угарита (ок. 1300 г. до н. э.). Нет единого мнения о происхождении и значении слова «Арам», одно из наиболее распространенных предположений состоит в том, что оно происходит от семитского корня rwm , «быть высоким». В более новых предложениях это слово интерпретируется как ломаное множественное число, означающее «белые антилопы» или «белые быки». [23] Однако нет никаких исторических, археологических или лингвистических свидетельств того, что раннее использование терминов Араму , Арми или Араме на самом деле относилось к арамейцам; таким образом, считается, что изначально это был топоним без какого-либо этнического подтекста. [24] Самое раннее бесспорное историческое свидетельство об арамейцах как о народе появляется намного позже, в надписях Тиглатпаласара I (ок. 1100 г. до н. э.). [25] [26] [27]
Кочевые скотоводы уже давно играют заметную роль в истории и экономике Ближнего Востока , но их численность, похоже, варьируется в зависимости от климатических условий и силы соседних государств, стимулирующих постоянное заселение. Период позднего бронзового века , по-видимому, совпал с усилением засушливости, которая ослабила соседние государства и побудила скотоводов, занимающихся отгонным животноводством, проводить все больше и больше времени со своими стадами. Городские поселения (до сих пор в основном населенные амореями , ханааитами , хеттами и угаритами ) в Леванте уменьшались в размерах, пока в конечном итоге полностью кочевой скотоводческий образ жизни не стал доминировать на большей части региона. Высокомобильные, конкурентоспособные соплеменники своими внезапными набегами постоянно угрожали торговле на дальние расстояния и мешали сбору налогов и дани.
Народом, который долгое время был выдающимся населением на территории нынешней Сирии (называемой Землей Амурру во время их правления), были аморреи , северо-западный семитоязычный народ, появившийся в 25 веке до нашей эры и уничтоживший до сих пор доминирующую восточно-семитскую систему. -говорящее государство Эбла основало могущественное государство Мари в Леванте, а в 19 веке до нашей эры также Вавилонию в южной Месопотамии. Однако они, похоже, были вытеснены или полностью поглощены появлением народа Ахламу в 13 веке до нашей эры и исчезли из истории. Ахламу, по-видимому, является общим термином для семитских странников и кочевников различного происхождения , которые появились в 13 веке до нашей эры на древнем Ближнем Востоке , на Аравийском полуострове , в Малой Азии и Египте .
Арамейцы, по-видимому, являются частью более крупной родовой группы Ахламу, а не синонимом Ахламу. [28] Присутствие Ахламу засвидетельствовано во времена Среднеассирийской империи (1365–1020 гг. до н.э.), которая уже управляла многими землями, на которых возникли Ахламу, в вавилонском городе Ниппур и даже в Дилмуне (ныне Бахрейн ). Салманасар I (1274–1245 гг. до н. э.) записан как победитель Шаттуары , царя Митанни , и его наемников -хеттов и ахламу. В следующем столетии Ахламу перерезали дорогу из Вавилона в Хаттусас . Кроме того, Тукульти-Нинурта I (1244–1208 гг. до н.э.) завоевал Мари , Ханигальбат и Рапикум на Евфрате , а также «гору Ахламу», очевидно, регион Джебель-Бишри на севере Сирии.
Арамейские государства
Появление арамейцев произошло во время распада бронзового века (1200–900 гг. до н. э.), который стал свидетелем великих потрясений и массовых перемещений народов по Ближнему Востоку , Малой Азии , Кавказу , Восточному Средиземноморью , Северной Африке , Древнему Ирану , Древней Греции. и на Балканах и привели к возникновению новых народов и государств в этих регионах.
Среднеассирийская империя (1365–1050 гг. до н. э.), которая доминировала на Ближнем Востоке и в Малой Азии с первой половины 14 века до н. э., начала быстро сокращаться после смерти Ашур-бел-кала , ее последнего великого правителя в 1056 году. до нашей эры. Уход ассирийцев позволил арамейцам и другим народам обрести независимость и взять под твердый контроль территорию, которая тогда называлась Эбер-Нари (ныне Сирия) в конце 11 века до нашей эры.
В число крупных городов-государств, говорящих на арамейском языке, входили Арам-Дамаск , [29] [30] Хамат , [31] [32] Бет-Адини , [33] [34] Бет-Багян , [35] Бит-Хадипе , Арам-Бет Рехоб , [36] Арам-Зоба , Бет-Замани , [37] Бет-Халупе , [38] и Арам-Маака , а также арамейские племенные государства Гамбулу , Литау и Пукуду . [39] Аккерманс и Шварц отмечали, что при оценке лувийских и арамейских государств в древней Сирии имеющиеся сведения об этническом составе региональных государств в древней Сирии касаются прежде всего правителей, поэтому этнолингвистическая ситуация большинства населения государств неясна. Более того, они означают, что в материальной культуре нет различий между государствами, в которых доминируют лувийцы или арамейцы. [40]
Более поздние библейские источники сообщают, что Саул , Давид и Соломон (конец 11-10 веков) воевали против небольших арамейских государств, расположенных вдоль северной границы Израиля: Арам-Сова в Бекаа , Арам-Бет-Рехов ( Рехов ) и Арам-Ма. аках вокруг горы Хермон , Гешура в Хауране и Арама-Дамаска. , датируемая по крайней мере двумя столетиями позже, Стела Тель-Дан была обнаружена на севере Израиля и известна тем, что, возможно, является самым ранним неизраильским внебиблейским историческим упоминанием израильской царской династии, Дома Давида . Согласно Библейской Книге Судей , в начале 11 века до нашей эры большая часть Израиля находилась под иностранным правлением в течение восьми лет, пока Отниил не победил силы, возглавляемые Кушан-Ришафаимом , который в Библии назван правителем Арам-Нахараима . [41]
Дальше на север арамейцы овладели постхеттским Хаматом на реке Оронт и вскоре стали достаточно сильными, чтобы отделиться от индоевропейскоязычных постхеттских государств .
Арамеи вместе с идумеянами и аммонитянами напали на Израиль в начале 11 века до нашей эры, но потерпели поражение. Тем временем арамейцы двинулись на восток от Евфрата и в Вавилонию, где арамейский узурпатор был коронован царем Вавилона под именем Адад-апал-иддин. [42]
В течение 11 и 10 веков до нашей эры арамейцы завоевали Самаль (современный Зенджирли), также известный как Яуди , регион от Арпада до Алеппо , и переименовали его в Бит-Агуши . [43] Они также завоевали Тил Барсип , который стал главным городом Бит-Адини , также известного как Бет Эдем. К северу от Самаля находилось арамейское государство Бит-Габбари , которое было зажато между постхеттскими государствами Кархемиш , Гургум , Хаттина , Унки и Грузинским государством. [ нужна ссылка ] штат Табал .
Одним из их первых полунезависимых царств в северной Месопотамии было Бит-Бахиани ( Телль-Халаф ).
Под неоассирийским правлением
Народ «Арама» назывался «арамейцами» в ассирийских текстах и в еврейской Библии , но «арамейцы» никогда не были самоназванием . «Арамейцы» — это всего лишь название географического термина «арам», данного жителям Сирии в первом тысячелетии до нашей эры. [24] [44] Первое определенное упоминание об арамейцах появляется в ассирийской надписи Тиглатпаласара I (1115–1077 до н.э.), в которой говорится о подчинении «ахламу-арамейцев» ( Ахламе Армайя ). Вскоре после этого Ахламу исчезают из ассирийских летописей и заменяются арамейцами ( Араму, Арими ). Это указывает на то, что арамейцы стали доминировать среди кочевников. Среди ученых отношения между ахламе и арамейцами остаются предметом предположений. [45] К концу XII века до нашей эры арамейцы прочно обосновались в Сирии ; однако они были завоеваны Среднеассирийской империей , как и до них амореи и Ахламу .
Ассирийские анналы конца Среднеассирийской империи ок. 1050 г. до н. э. и возникновение Неоассирийской империи в 911 г. до н. э. содержат многочисленные описания сражений между арамейцами и ассирийской армией. [39] Ассирийцы неоднократно совершали набеги на арамейские земли, в Вавилонию, Древний Иран, Элам, Малую Азию и даже в Средиземное море , чтобы сохранить открытыми торговые пути. Арамейские города-государства, как и большая часть Ближнего Востока и Малой Азии, были порабощены Неоассирийской империей (911–605 гг. до н.э.) во время правления Адад-нирари II в 911 г. до н.э., который очистил арамейцев и другие племенные народы от границы Ассирии и стали расширяться во всех направлениях (см. Ассирийское завоевание Арама ). Процесс продолжили Ашурнасирпал II и его сын Салманесар III , уничтожившие многие мелкие арамейские племена и отвоевавшие арамейские земли для ассирийцев. В 732 году до нашей эры Арам-Дамаск пал и был завоеван ассирийским царем Тиглатпаласаром III . Ассирийцы назвали свои арамейские колонии Эбер-Нари, но по-прежнему использовали термин «арамейцы» для описания многих своих народов. Ассирийцы провели насильственную депортацию сотен тысяч арамеев как в Ассирию, так и в Вавилонию, где уже существовало переселенческое население. [46] И наоборот, арамейский язык был принят в качестве лингва-франка Неоассирийской империи в 8 веке до нашей эры, и коренные ассирийцы и вавилоняне начали постепенно переходить к арамейскому языку как наиболее распространенному языку общественной жизни и управления.
Неоассирийская империя погрузилась в серию жестоких внутренних войн с 626 г. до н.э., которые значительно ее ослабили. Это позволило коалиции многих бывших подвластных ей народов ( вавилонян , халдеев , мидян , персов , парфян , скифов , сагартов и киммерийцев ) напасть на Ассирию в 616 г. до н. э., разграбить Ниневию в 612 г. до н. э. и, наконец, победить ее между 605 и 599 гг. до н. э. [47] Во время войны против Ассирии орды конных скифов и киммерийских грабителей опустошали Левант и вплоть до Египта.
В результате миграционных процессов различные арамейские группы расселились по всему Древнему Ближнему Востоку , и их присутствие зафиксировано в регионах Ассирии , [48] Вавилония , [49] Анатолия , [50] Финикия , [51] Палестина , [52] Египет [53] и Северная Аравия . [54]
Переселения населения , проводившиеся во времена Неоассирийской империи и сопровождавшиеся постепенной языковой арамизацией неарамейского населения, создали специфическую ситуацию в регионах собственно Ассирии среди древних ассирийцев , которые первоначально говорили на древнем ассирийском языке , диалекте аккадского, но позже принял арамейский язык. [55]
Нововавилонская империя
Эбер-Нари тогда управлялась последующей Нововавилонской империей (612–539 гг. До н. э.), которую первоначально возглавляла недолговечная халдейская династия. Арамейские регионы стали полем битвы между вавилонянами и 26-й династией Египта , , которую ассирийцы сделали вассалами после того, как они победили и изгнали предыдущую нубийцами управляемую 25-ю династию . Египтяне, вошедшие в этот регион в запоздалой попытке помочь своим бывшим ассирийским хозяевам, воевали в этом регионе с вавилонянами, первоначально с помощью остатков ассирийской армии, в течение десятилетий, прежде чем были окончательно побеждены.
Вавилоняне оставались хозяевами арамейских земель только до 539 г. до н.э., когда персидская империя Ахеменидов свергла Набонида , последнего царя Вавилона ассирийского происхождения, который сам сверг халдейскую династию в 556 г. до н.э.
Под властью Ахеменидов и эллинизма
Позже арамейцы были завоеваны империей Ахеменидов (539–332 гг. До н.э.). Однако мало что изменилось по сравнению с неоассирийскими и нововавилонскими временами, поскольку персы, считая себя преемниками предыдущих империй, сохраняли имперский арамейский язык в качестве основного языка общественной жизни и управления. [56] [57] название Эбер Нари Административные структуры провинций также остались прежними, и к региону по-прежнему относилось .
Завоевания Александра Македонского (336–323 гг. до н. э.) ознаменовали начало новой эры в истории всего Ближнего Востока, включая регионы, населенные арамейцами. К концу 4 века до н.э. два недавно созданных эллинистических государства стали основными претендентами на региональное господство: Империя Селевкидов (305–64 гг. До н.э.) и Империя Птолемеев (305–30 гг. до н.э.). С более ранних времен древние греки обычно использовали «сирийские» ярлыки для обозначения арамеев и земель-наследников, но именно в эллинистический (Селевкид-Птолемеевский) период термин «Сирия» был окончательно определен для обозначения регионов к западу от Евфрата . в отличие от термина « Ассирия », которым обозначались регионы дальше на восток. [58] [59]
В III веке до нашей эры различные повествования, связанные с историей более ранних арамейских государств, стали доступны более широкой аудитории после перевода еврейской Библии на греческий язык . Известный как Септуагинта , перевод был создан в Александрии , столице птолемеевского Египта , которая была важнейшим городом эллинистического мира и была одним из главных центров эллинизации . Под влиянием греческой терминологии, [60] переводчики решили перенять древнегреческий обычай использовать «сирийские» ярлыки для обозначения арамейцев и их земель и тем самым отказаться от эндонимических (родных) терминов, которые использовались в еврейской Библии. В греческом переводе ( Септуагинта ) регион Арама обычно назывался «Сирией», а арамейцы назывались «сирийцами». [61] Размышляя о традиционном влиянии греческой терминологии на английские переводы Септуагинты , американский востоковед Роберт В. Роджерс отметил в 1921 году, что, к сожалению, это изменение коснулось и более поздних английских версий. [62] В греческих источниках два писателя особенно ясно высказались об арамейцах. Посидоний , родившийся в Апамее , по словам Страбона , писал: «Те люди, которых мы, греки, называем сириоями, называют себя арамаеями». [63] Далее, Иосиф Флавий , родившийся в Иерусалиме , определил области «сыновей Арама» как Транхонит, Дамаск «на полпути между Палестиной и Келосирией», Армению, Бактрию и Месену вокруг Спасини Харакса. [63]
Наследие раннехристианского периода и арабского завоевания
Древние арамейцы жили в тесных отношениях с другими различными обществами региона. На протяжении большей части своей истории они находились под сильным влиянием клинописной культуры Месопотамии и прилегающих территорий. Двуязычные тексты на арамейском языке и ассирийском диалекте аккадского языка являются одними из самых ранних примеров арамейского письма. В западных регионах арамейские государства имели тесные контакты с Израилем, Финикией и северной Аравией . Финикийский бог Баалшамем даже был включен в арамейскую традицию. Выявление отдельных элементов арамейского наследия в более поздние времена является сложной задачей из-за разнообразия влияний на их культуру. Например, самые ранние сирийские юридические документы содержат юридические формулы, которые можно считать арамейскими, но их также можно интерпретировать как неоассирийские или нововавилонские . [64]
После установления римского правления в районе собственно Сирии (к западу от Евфрата ) в I веке до нашей эры арамейские земли стали пограничным регионом между двумя империями, Римской и Парфянской , а затем между их государствами-преемниками, Византийской и Сасанидской империями. В приграничных регионах также существовало несколько мелких государств, в первую очередь Осроенское королевство с центром в городе Эдесса , известном на арамейском языке как Урхай. [65] Однако ни в дохристианский, ни в христианский период нелегко проследить чисто арамейские элементы в эдесской культуре. [66]
В эпоху поздней античности и раннего средневековья древнегреческий обычай использовать сирийские ярлыки для арамейцев и их языка начал получать признание среди арамейскоязычной литературной и церковной элиты. Практика использования сирийских ярлыков для обозначения говорящих на арамейском языке и их языка была очень распространена среди древних греков, а под их влиянием эта практика стала распространена также среди римлян и византийцев. [67]
Процесс арабизации начался после арабского завоевания в VII веке. В религиозной сфере жизни христиане, говорящие на арамейском языке (например, мелькиты в Палестине), подверглись исламизации , что создало основу для постепенного принятия арабского языка не только как доминирующего языка исламской молитвы и богослужения, но и как общий язык. язык общественной и бытовой жизни. Принятие арабского языка стало основным сосудом постепенной арабизации арамейских общин на всем Ближнем Востоке и в конечном итоге привело к их фрагментации и аккультурации . Эти процессы затронули не только исламизированных арамейцев, говорящих на арамейском языке, но и некоторых из тех, кто остался христианами, что привело к созданию местных общин арабоязычных христиан сирийского христианского происхождения, которые говорили по-арабски в своей общественной и бытовой жизни, но продолжали принадлежать к церквям, которые использовали литургический Арамейский/сирийский язык. [68] [69]
В 10 веке Византийская империя постепенно отвоевала большую часть северной Сирии и верхней Месопотамии, включая города Мелитину (934 г.) и Антиохию (969 г.), и таким образом освободила местные арамейскоязычные христианские общины от мусульманского владычества. Византийцы отдавали предпочтение восточному православию, но руководству Антиохийского Восточно-православного патриархата удалось достичь соглашения с византийскими властями и таким образом обеспечить религиозную толерантность. [70] Византийцы распространили свое правление до Эдессы (1031 г.), но были вынуждены отступить из Сирии в течение 11 века и были оттеснены вновь прибывшими турками-сельджуками , захватившими Антиохию (1084 г.). Более позднее создание государств крестоносцев (1098 г.), Антиохийского княжества и графства Эдесса , создало новые проблемы для местных христиан, говорящих на арамейском языке, как восточно-православных, так и восточно-православных. [71]
Культура
Культура Сирии железного века представляет интерес для ученых, но ее никогда не называют просто «арамейской». Ученым трудно идентифицировать и выделить характерные арамейские элементы в культуре. Даже в Северной Сирии, где имеются более существенные доказательства, ученым по-прежнему трудно отличить подлинно арамейское от того, что заимствовано из других культур. несколько этнических групп, таких как лувийцы Широко распространенное мнение ученых до сих пор утверждает, что, поскольку в регионе взаимодействовало и арамейцы, возникла одна материальная культура со «смешанными» элементами. Материальная культура кажется настолько однородной, что «нет четких различий между государствами, в которых доминируют лувийцы или арамейцы». [72]
Язык
Арамейцев в основном определяли по использованию ими западносемитского древнеарамейского языка (1100 г. до н.э. – 200 г. н.э.), который сначала был написан с использованием финикийского алфавита , но со временем модифицирован до специфически арамейского алфавита .Арамейский язык впервые появился в истории в первые века железного века , когда несколько недавно возникших вождеств решили использовать его в качестве письменного языка . Этот процесс совпал с переходом от слоговой клинописи к алфавитной культуре писцов и появлением нового стиля публичной эпиграфики , который ранее не встречался в Сирии и Палестине. Этот язык считается родственной ветвью идиомы, использовавшейся в бронзового века городе-государстве Угарите , с одной стороны, и ханаанском , который включает в себя языки, расположенные южнее по речевому ареалу, такие как иврит , финикийский и моавитянский , с другой стороны. другая рука. Все три ветви можно отнести к более общей рубрике северо-западных семитов и, таким образом, иметь общее происхождение. [73] Самые ранние прямые свидетельства арамейского языка, составленные между 10 и 8 веками до нашей эры, единогласно отнесены к термину « древнеарамейский ». Ранние сочинения демонстрируют разнообразие и предвосхищают огромное лингвистическое разнообразие внутри арамейской языковой группы. Несмотря на вариативность, их связывают общие литературные формы и шаблонные выражения. [74]
Еще в VIII веке до нашей эры арамейский язык конкурировал с восточно-семитским аккадским языком и письменностью в Ассирии и Вавилонии , а затем распространился по всему Ближнему Востоку в различных диалектах. Примерно к 800 году до нашей эры арамейский язык стал лингва-франка Неоассирийской империи , которая в период Ахеменидов продолжала существовать как имперский арамейский язык . он был маргинализирован греческим языком Хотя в эллинистический период , арамейский язык в его различных диалектах оставался неоспоримым в качестве общего языка всех семитских народов региона до завоевания арабами исламского Месопотамии в 7 веке нашей эры, когда этот язык постепенно вытеснялся арабский .
Народные диалекты восточно-старого арамейского языка, на которых говорили во времена неоассирийской , нововавилонской и персидской империй Ахеменидов, превратились в различные восточно-среднеарамейские диалекты. Среди них были арамейские диалекты древнего региона Осроэн , один из которых позже стал литургическим языком сирийского христианства . В первые века нашей эры христианская Библия была переведена на арамейский язык, а к IV веку местный арамейский диалект Эдессы ( сирийский : Urhay ) превратился в литературный язык, известный как эдесский арамейский (сирийский: Urhaya ). [75] [76] Поскольку эдесский арамейский ( урхая ) был основным литургическим языком арамейского христианства, [77] [78] [79] он также стал известен как эдесский сирийский язык , а позже был определен западными учеными как классический сирийский язык . Это заложило основу для термина сирийское христианство . [80] [81] [82] В восточно-православных патриархатах доминировали греческий епископат и греческие языковые и культурные традиции. Использование арамейского языка в литургической и литературной жизни среди мелькитов еврейского . происхождения сохранялось на протяжении всего Средневековья [17] до 14 века, [83] о чем свидетельствует использование определенного регионального диалекта, известного как христианский палестинский арамейский или палестинский сирийский в палестинском регионе , Трансиордании и на Синае . [84]
Потомки неоарамейских языков восточноарамейской ветви продолжают служить разговорными и письменными языками ассирийцев , мандеев и евреев -мизрахи . Эти языки в основном встречаются в Ираке , северо-западном Иране , юго-восточной Турции и северо-восточной Сирии и, в меньшей степени, в общинах мигрантов в Армении , Грузии, России , Ливане , Израиле , Иордании и Азербайджане , а также в общинах ассирийской диаспоры в Запад, особенно в США , Канаде , Великобритании , Швеции , Австралии и Германии .
На западном неоарамейском языке , единственной сохранившейся современной разновидности западной ветви, сейчас говорят мусульмане и христиане исключительно в Маалуле и Джуббадине в горах Каламун на юго-западе Сирии.
В период раннего Нового времени среди западных ученых началось изучение арамейского языка, как древнего, так и современного. Это привело к формированию арамейских исследований как более широкой междисциплинарной области, охватывающей изучение культурного и исторического наследия арамейского языка. Лингвистические и исторические аспекты изучения арамейского языка получили дальнейшее развитие с 19 века благодаря археологическим раскопкам древних памятников на Ближнем Востоке . [85] [86] [87]
Религия
Все, что известно о религии арамейских групп, получено из раскопанных предметов и храмов, а также из арамейских литературных источников, а также из названий, которые они имели. В их религии не было какого-либо конкретного божества, которое можно было бы назвать арамейским богом или богиней. [88] Из их надписей и названий следует, что арамеи поклонялись ханаанским и месопотамским богам, таким как Хадад , Син , Иштар (которую они называли Астартой ), Шамаш , Таммуз , Бел и Нергал , а также ханааитско - финекийским божествам, таким как бог бури, Эль , верховное божество Ханаана, помимо Анат (Атта) и других. [ нужна ссылка ]
Арамейцы, жившие за пределами своей родины, очевидно, следовали традициям стран, в которых они поселились. царь Дамаска Например, нанимал финикийских скульпторов и резчиков по слоновой кости. В Телль-Халаф-Гузане, дворец Капары , арамейского правителя (9 век до н.э.), был украшен ортостатами и статуями, отражающими смесь месопотамских , хеттских и хурритских влияний.
Наследие
Наследие древних арамейцев вызвало особый интерес для ученых в период раннего Нового времени и привело к возникновению арамейских исследований как особой области, посвященной изучению арамейского языка. [85] К XIX веку был сформулирован арамейский вопрос и предложено несколько научных тезисов, касающихся развития языка и истории арамеев. [89]
В наше время арамейскую идентичность поддерживают в основном ряд сирийских христиан из юго-восточной Турции и некоторых частей Сирии , в диаспоре , особенно в Германии и Швеции . [90] [91] В 2014 году Израиль официально признал арамейцев особым меньшинством. [92] Вопросы, связанные с меньшинств в некоторых других странах, также были привлечены к международному вниманию. правами арамейских [93] [94]
См. также
- Арамейские цари
- Арамеи в Израиле
- Израильско-арамейская война
- Лувийско-арамейские государства
- марониты
- Маллами
- Арам жаба
Ссылки
- ^ Оксфордский словарь поздней античности . п. 234. ИСБН 9780192562463 .
- ^ Саргон II, царь Ассирии . п. 179. ИСБН 9780884142232 .
Происхождение арамейских племенных групп в этой области до сих пор остается неясным, несмотря на несколько выдвинутых гипотез.? Арамейские племенные группы засвидетельствованы, по крайней мере, с одиннадцатого века как новые захватчики стратегических территорий в Джезире, северной Месопотамии и сирийской степи.
- ^ Древние ассирийцы . п. 13. ISBN 9781472848079 .
- ^ Древний Египет и Ближний Восток . п. 140. ИСБН 9780761499572 .
- ^ Исследования арамейских юридических папирусов из Элефантины . ISBN 9789004294233 .
Распространение арамейского языка с его родины, Сирии, во многом произошло в результате миграции и экспансии арамейцев, чему способствовала неоассирийская политика депортации, действовавшая в период с 9 по 7 века. Эти факторы привели к так называемой арамаизации Ассирии и Вавилонии — процессу, который набрал силу в последние дни существования Ассирийской империи.
- ^ Доак 2020 , с. 51:Однако с самого начала мы должны прояснить: арамейцы фактически никогда не были единой нацией или группой; скорее, Арам был регионом с местными центрами власти, разбросанными по всей современной Сирии, Иордании и Ливану, в крупных городах, таких как Дамаск и Хамат.
- ^ Гзелла 2017 , с. 23: Тем не менее, сложно, если не невозможно, установить целостную этническую категорию «арамейцы» на основе экстралингвистических маркеров идентичности, таких как материальная культура, образ жизни (включая кухню) или религия и другие основные культурные традиции.
- ^ Липинский 2000 , стр. 25–54, 347–407.
- ^ Гзелла 2015 , с. 16–45, 53–103.
- ^ Младший 2016 , с. 109–220, 549–654.
- ^ Липинский 2000 , стр. 409-489.
- ^ Гзелла 2015 , с. 104-211.
- ^ Младший 2016 , с. 655-740.
- ^ Хили 2019 , с. 443.
- ^ Хили 2019 , с. 444.
- ^ Витаковски 1987 , с. 76: Со времени христианизации тех арамеев, которые приняли новую религию, называли сирийцами – именем греческого происхождения, которое они в конечном итоге приняли сами.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гриффит 1997 , с. 11–31.
- ^ Сирийская идентичность в греко-римском мире . п. 17. ISBN 9781107244566 .
По мере того как греческое политическое движение стало подкатегорией для более широкой группы сирийцев, сеть греческих равных государств Сирии и, в более широком смысле, римско-имперский сирийский этнос сохраняли когнитивную и перформативную общность, даже если они не всегда пользовались политической солидарностью или участвовали в единая массовая акция. Внутри него как этнические греки, так и этнические сирийцы, говорящие по-гречески или по-арамейски, считали древних (ас)сирийцев/арамейцев одними из основателей своего этноса (если не этнических предков), но их исторические повествования часто основывались на греческих влияниях и категориях. В этом смысле сирийцы эпохи римской империи и даже ассирийцы или арамейцы за пределами границы постулировали связи с различными древнегреческими или сирийскими «основателями», независимо от этнического происхождения или без него.
- ^ Марониты в истории . п. 177.
Ламменс утверждает, что аль-Баладури назвал этих маронитов аль-Анбат, чтобы указать на их арамейское (сирийское) происхождение.
- ^ Журнал трудов Института Виктории или Философского общества Великобритании . Институт Виктории. п. 51.
Единственными оставшимися людьми, которых можно считать прямыми потомками арамейской расы, являются друзы и марониты .
- ^ Ашер Кауфман. Возрождение Финикии .
Сегодня сирийцы, продолжил Зайдан, делятся по своему происхождению на две группы: мусульман и христиан. Большинство мусульман – арабы. Что касается христиан, то большинство из них являются потомками арамеев, арабов и греков. Арамеи были коренными жителями этой земли, затем пришли греки с запада, а затем арабы, гасани, пришедшие из Хаурана во внутренних районах. Короче говоря, сирийцы-христиане не являются арабами по генеалогии, даже если в их жилах течет немного арабской крови. Однако их считают арабами, потому что они говорят по-арабски, производят потомство на арабской земле и живут в соответствии с арабской моралью. Таким образом, после исламской оккупации Сирия стала арабской страной.
- ^ Липинский 2000 , стр. 26-40.
- ^ Садер 2010 , с. 277.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берледжунг 2014 , с. 339.
- ^ Липинский 2000 , стр. 25–27.
- ^ Гзелла 2015 , с. 56.
- ^ Младший 2016 , с. 35-108.
- ^ Марк Ван Де Миеруп (2009). Восточное Средиземноморье в эпоху Рамсеса II . Джон Уайли и сыновья. п. 63. ИСБН 9781444332209 .
- ^ Липинский 2000 , стр. 347.
- ^ Младший 2016 , с. 549-654.
- ^ Липинский 2000 , стр. 249.
- ^ Младший 2016 , с. 425-500.
- ^ Липинский 2000 , стр. 163.
- ^ Младший 2016 , с. 307-372.
- ^ Липинский 2000 , стр. 119.
- ^ Липинский 2000 , стр. 319.
- ^ Липинский 2000 , стр. 135.
- ^ Липинский 2000 , стр. 78.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Младший 2016 года .
- ^ Аккерман и Шварц 2003 , с. 367.
- ^ Биллингтон 2005 , с. 117–132.
- ^ «Арамейцы (народ)» . Британская энциклопедия.
- ^ Младший 2016 , с. 501-548.
- ^ Садер 2014 , с. 16.
- ^ «Ахламе» . Британская энциклопедия .
- ^ Желание 2013 , с. 247-260.
- ^ Саггс 1984 , с. 290: «Разрушение Ассирийской империи не уничтожило ее население. Они были преимущественно крестьянами-земледельцами, и поскольку Ассирия содержит одни из лучших пшеничных земель на Ближнем Востоке, потомки ассирийских крестьян, если позволяла возможность, строили новые деревни над старыми городами и продолжают земледельческую жизнь, помня традиции прежних городов. Через семь или восемь столетий и различные перипетии эти люди стали христианами».
- ^ Ниссинен 2014 , стр. 273-296.
- ^ Стрек 2014 , с. 297-318.
- ^ Лемэр 2014 , с. 319-328.
- ^ Ниер 2014b , с. 329-338.
- ^ Берледжунг 2014 , с. 339-365.
- ^ Ботта 2014 , с. 366-377.
- ^ Ниер 2014c , с. 378-390.
- ^ Миллард 1983 , с. 106-107.
- ^ Липинский 2000 .
- ^ Гзелла 2015 .
- ^ Фрай 1992 , с. 281–285.
- ^ Генрихс 1993 , с. 106-107.
- ^ Йоостен 2010 , с. 53–72.
- ^ Веверс 2001 , с. 237-251.
- ^ Роджерс 1921 , с. 139.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Френшковский 2019 , с. 468.
- ^ Хили 2014 , с. 391-392.
- ^ Черви 1992 , с. 209–214.
- ^ Хили 2014 , с. 395.
- ^ Минов 2020 , с. 256-257.
- ^ Рубин 1998 , с. 149-162.
- ^ Bcheiry 2010 , с. 455-475.
- ^ Деби 2009 , с. 110-111.
- ^ Weltecke 2006 , с. 95-124.
- ^ Садер 2010 , с. 286-288.
- ^ Гзелла 2014 , с. 71.
- ^ Гзелла 2014 , с. 72.
- ^ Брок 1992a , с. 16.
- ^ Брок 1992b , с. 226.
- ^ Вертикальный 2001 , с. 149.
- ^ Квиспель 2008 , с. 80.
- ^ Хили 2019 , с. 433–446.
- ^ Гриффит 2002 , с. 5–20.
- ^ Хили 2007 , с. 115–127.
- ^ Хили 2014 , с. 391–402.
- ^ Брок 2011 , с. 96–97.
- ^ Гзелла 2015 , с. 317-326.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бернетт 2005 , с. 421-436.
- ^ Ниер 2014 , с. 1-9.
- ^ Гзелла 2015 , с. 3-16.
- ^ Доак 2020 , с. 57.
- ^ Нёльдеке 1871 , с. 113-131.
- ^ Возняк 2012 , стр. 73–83.
- ^ Возняк 2015 , стр. 483–496.
- ^ Эти Вайсблей (2017). «Арамейцы на Ближнем Востоке и в Израиле: историческая справка, современная национальная идентичность и государственная политика» (PDF) . Кнессет .
- ^ Теуле 2012 , с. 47-56.
- ^ Лето 2012 г. , стр. 157-170.
Источники
- Аккерман и Шварц (2003). Археология Сирии: от сложных охотников-собирателей до ранних городских обществ (ок. 16 000–300 до н. э.) (Кембриджская мировая археология) . Издательство Кембриджского университета; Иллюстрированное издание (9 февраля 2004 г.). ISBN 9780521796668 .
- Акопян, Арман (2017). Введение в арамейские и сирийские исследования: Учебное пособие . Пискатауэй, Нью-Джерси: Справочники Горгия. ISBN 9781463238933 .
- Арав, Рами (2013). «Гешур: самое юго-западное арамейское царство» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 1–29. ISBN 9783447065443 .
- Арнольд, Билл Т. (2011). «Арамейское происхождение: свидетельства из Вавилонии» . Архив для ориентирования . 52 : 179–185.
- Ауфрехт, Уолтер Э. (2001). «Наследие Сирии: арамейский язык» . Бюллетень Канадского общества исследований Месопотамии . 36 : 145–155.
- Бчейри, Искандар (2010). «Процесс арабизации в Верхней Месопотамии в восьмом веке нашей эры: случай мосули в хрониках Зукнина» . Пароль де л'Ориент . 35 : 455–475.
- Болье, Поль-Ален (2013). «Арамейцы, халдеи и арабы в клинописных источниках поздневавилонского периода» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 31–55.
- Берледжунг, Анжелика (2014). «Палестина» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 339–365. ISBN 9789004229433 .
- Беттани, Джордж Т. (1888). Обитатели мира . Лондон-Нью-Йорк: Ward, Lock & Co.
- Бейер, Клаус (1986). Арамейский язык: его распространение и подразделения . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 9783525535738 .
- Биллингтон, Клайд Э. (2005). «Гофониил, Кушан-Ришафаим и дата исхода» . За Иорданом: исследования в честь В. Гарольда Маре . Евгений: Wipf и Stock Publishers. стр. 117–132. ISBN 9781597520690 .
- Бонац, Доминик (2014). "Искусство" . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 205–253. ISBN 9789004229433 .
- Ботта, Алехандро Ф. (2014). «Египет» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 366–377. ISBN 9789004229433 .
- Боуман, Раймонд А. (1948). «Арамейцы, арамейский язык и Библия» . Журнал ближневосточных исследований . 7 (2): 65–90. дои : 10.1086/370861 . JSTOR 542672 . S2CID 162226854 .
- Бринкман, Джон А. (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158–722 гг. До н.э. Рим: Pontificium Institutum Biblicum. ISBN 978-88-7653-243-6 .
- Бринкман, Джон А. (1977). «Заметки об арамейцах и халдеях в Южной Вавилонии в начале седьмого века до нашей эры» Orientalia . 46 (2): 304–325. JSTOR 43074768 .
- Брок, Себастьян П. (1989). «Три тысячи лет арамейской литературы» . Периодическое издание АРАМ . 1 (1): 11–23.
- Брок, Себастьян П. (1992a) [1985]. Светоносное око: Духовное мировоззрение святителя Ефрема (2-е исправленное изд.). Каламазу: цистерцианские публикации. ISBN 9780879075248 .
- Брок, Себастьян П. (1992b). «Евсевий и сирийское христианство» . Евсевий, христианство и иудаизм . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 212–234. ISBN 0814323618 .
- Брок, Себастьян П. (1999). «Святой Ефрем глазами позднейшей сирийской литургической традиции» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 2 (1): 5–25. дои : 10.31826/hug-2010-020103 . S2CID 212688898 .
- Брок, Себастьян П. (2011). «Христианский палестинский арамейский» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 96–97.
- Бернетт, Стивен Г. (2005). «Христианский арамейизм: рождение и рост арамейской науки в шестнадцатом веке» (PDF) . В поисках мудрости древних . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. стр. 421–436. Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2021 г. Проверено 23 мая 2021 г.
- Койн, Джон Дж. А. (1914). «Эллинизм и арамейский народ» . Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 3 (10): 64–91. JSTOR 30092466 .
- Куртуа, Себастьян де (2004). Забытый геноцид: восточные христиане, последние арамейцы . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 9781593330774 .
- Д'Агостино, Анаклето (2009). «Ассирийско-арамейское взаимодействие в верхнем Хабуре: археологические свидетельства из слоев железного века Телль-Барри» . Сирия . 86 (86): 17–41. дои : 10.4000/syria.507 . JSTOR 20723917 .
- Доук, Брайан Р. (2020). «Арамейцы». Соседи Древнего Израиля . Издательство Оксфордского университета. стр. 51–73. ISBN 9780190690632 .
- Деби, Мюриэль (2009). «Сирийская историография и формирование идентичности» . Церковная история и религиозная культура . 89 (1–3): 93–114. дои : 10.1163/187124109X408014 .
- Дрейверс, Хендрик Дж.В. (1980). Культы и верования в Эдессе . Лейден: Брилл. ISBN 9004060502 .
- Фалес, Фредерик М. (2011). «Перемещение по Вавилону: об арамейском и халдейском присутствии в Южной Месопотамии» . Вавилон: Wissenskultur in Orient und Okzident . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 91–112.
- Фалес, Фредерик М. (2017). «Этническая принадлежность в Ассирийской империи: взгляд из Нисбе (III): арамейцы и родственные им племена» . На заре истории: древние исследования Ближнего Востока в честь Дж. Н. Постгейта . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. стр. 133–178. ISBN 9781575064710 .
- Фрейм, Грант (2013). «Политическая история и историческая география арамейских, халдейских и арабских племен в Вавилонии в неоассирийский период» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 87–121.
- Френчковски, Марко (2019). «Являются ли сирийцы арамейцами? Некоторые предварительные замечания о сирийской этнической идентичности в поздней античности» . Исследование Израиля и Арама: автономия, независимость и связанные с этим проблемы . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 457–484. ISBN 9783161577192 .
- Фрай, Ричард Н. (1992). «Ассирия и Сирия: Синонимы» . Журнал ближневосточных исследований . 51 (4): 281–285. дои : 10.1086/373570 . JSTOR 545826 . S2CID 161323237 .
- Гринфилд, Джонас К. (1976). «Арамейский бог Рамман/Риммон» . Израильский журнал исследований . 26 (4): 195–198. JSTOR 27925588 .
- Гриффит, Сидни Х. (1997). «От арамейского к арабскому: языки монастырей Палестины в византийский и раннеисламский периоды» . Документы Думбартон-Окса . 51 : 11–31. дои : 10.2307/1291760 . JSTOR 1291760 .
- Гриффит, Сидни Х. (2002). «Христианство в Эдессе и сирийскоязычном мире: Мани, Бар Дайсан и Ефрем, борьба за верность на арамейской границе» . Журнал Канадского общества сирийских исследований . 2 :5–20. doi : 10.31826/jcsss-2009-020104 . S2CID 212688584 . Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 г.
- Гриффит, Сидни Х. (2006). «Св. Ефрем, Бар Дайсан и битва при Мадраше в Араме: Чтения в гимнах св. Ефрема против Хаереса» . Арфа: обзор сирийских и востоковедных исследований . 21 : 447–472. дои : 10.31826/9781463233105-026 .
- Гриффит, Сидни Х. (2007). «Христианские знания и арабский Коран: спутники пещеры в Сурат аль-Кахф и в сирийской христианской традиции» . Коран в его историческом контексте . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 109–137. ISBN 9781134109456 .
- Гзелла, Хольгер (2014). «Язык и письменность» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 71–107. ISBN 9789004229433 .
- Гзелла, Хольгер (2015). Культурная история арамейского языка: от истоков до появления ислама . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004285101 .
- Гзелла, Хольгер (2017). «Новый взгляд на языковое разнообразие в доахеменидском арамейском языке: странствующие арамейцы или распространение языка?» . Странствующие арамейцы: арамейцы за пределами Сирии: текстовые и археологические перспективы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 19–38.
- Харрак, Амир (1992). «Древнее название Эдессы» (PDF) . Журнал ближневосточных исследований . 51 (3): 209–214. дои : 10.1086/373553 . S2CID 162190342 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г.
- Харрак, Амир (1998). «Арабизмы в части IV сирийской хроники Зукнина» . Симпозиум Сириякум VII . Рома: Pontificio Istituto Orientale. стр. 469–498. ISBN 9788872103197 .
- Харрак, Амир, изд. (1999). Хроники Зукнина, части III и IV: 488–775 гг. н.э. Торонто: Папский институт средневековых исследований. ISBN 9780888442864 .
- Хасэгава, Шуичи (2012). Арам и Израиль во времена династии Иеуитов . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110283488 .
- Хаузер, Стефан Р. (2019). «Церковь Востока до восьмого века» . Оксфордский справочник по раннехристианской археологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 431–450. ISBN 978-0-19-936904-1 .
- Хаусляйтер, Арнульф (2016). «Средний Евфрат, Ирак: ассирийско-вавилонские взаимодействия на арамейской территории в начале I тысячелетия до нашей эры» . Parcours d'Orient: Сбор текстов от Кристины Кепински . Оксфорд: Издательство Archaeopress. стр. 107–120.
- Хили, Джон Ф. (2007). «Эдесская среда и рождение сирийского языка» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 10 (2): 115–127.
- Хили, Джон Ф. (2014). «Арамейское наследие» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 391–402. ISBN 9789004229433 .
- Хили, Джон Ф. (2019). «Арамейцы и арамейский язык в переходный период – западное влияние и корни арамейского христианства» . Исследование Израиля и Арама: автономия, независимость и связанные с этим проблемы . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 433–446. ISBN 9783161577192 .
- Генрихс, Вольфхарт (1993). «Современные ассирийцы – имя и нация» . Семитика: Serta philologica Константино Церетели dicata . Турин: Саморани. стр. 99–114. ISBN 9788871580241 .
- Жарджур, Тала (2016). «Пение как выражение христианской арамейской духовности» . Оксфордский справочник по музыке и мировым христианствам . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 187–207. ISBN 9780199859993 .
- Йоостен, Ян (2010). «Арамейское происхождение семидесяти: язык, культура и история» . Бюллетень Международной организации по изучению Септуагинты и родственных слов . 43 : 53–72.
- Джозеф, Джон Б. (1997). «Ассирия и Сирия: синонимы?» (PDF) . Журнал ассирийских академических исследований . 11 (2): 37–43. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2020 г.
- Кюн, Дагмар (2014). «Общество, институты, право и экономика» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 37–70. ISBN 9789004229433 .
- Левин, Игаль (2017). «Мой отец был странствующим арамейцем: библейские взгляды на родственные связи между Израилем и Арамом» . Странствующие арамейцы: арамейцы за пределами Сирии: текстовые и археологические перспективы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 39–52.
- Лемэр, Андре (2014). «Анатолия» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 319–328. ISBN 9789004229433 .
- Липинский, Эдвард (2000). Арамейцы: их древняя история, культура, религия . Левен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908598 .
- Липинский, Эдвард (2013). «Арамейцы на Западе (XIII–VIII вв.)» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 123–147. ISBN 9783447065443 .
- Мазар, Бенджамин (1962). «Арамейская империя и ее отношения с Израилем» . Библейский археолог . 25 (4): 97–120. дои : 10.2307/3210938 . JSTOR 3210938 . S2CID 165844359 .
- Мерло, Паоло (2014). «Литература» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 109–125. ISBN 9789004229433 .
- Миллард, Алан Р. (1980). «Странствующий арамеец» . Журнал ближневосточных исследований . 39 (2): 153–155. дои : 10.1086/372792 . JSTOR 545123 . S2CID 161083532 .
- Миллард, Алан Р. (1983). «Ассирийцы и арамейцы» . Ирак: Британский институт изучения Ирака . 45 (1): 101–108. дои : 10.2307/4200184 . JSTOR 4200184 . S2CID 192959948 .
- Минов, Сергей (2020). Память и идентичность в сирийской пещере сокровищ: переписывание Библии в Сасанидском Иране . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004445512 .
- Мутлу-Нумансен, София; Оссеварде, Маринус (2019). «Борьба за признание Геноцида: как арамейская, ассирийская и халдейская диаспоры связывают прошлое и настоящее» (PDF) . Исследования Холокоста и геноцида . 33 (3): 412–428. дои : 10.1093/hgs/dcz045 .
- Нир, Герберт (2014). "Введение" . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 1–9. ISBN 9789004229433 .
- Ниер, Герберт (2014a). «Религия» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 127–203. ISBN 9789004229433 .
- Ниер, Герберт (2014b). «Финикия» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 329–338. ISBN 9789004229433 .
- Нир, Герберт (2014c). «Северная Аравия» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 378–390. ISBN 9789004229433 .
- Ниссинен, Мартти (2014). «Ассирия» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. п.п. 273–296. ISBN 9789004229433 .
- Нёльдеке, Теодор (1871). «Названия арамейского народа и языка» . Журнал Немецкого восточного общества . 25 (1–2): 113–131. JSTOR 43366019 .
- Новак, Мирко (2014). «Архитектура» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 255–271. ISBN 9789004229433 .
- Озтемиз ден Баттер, Мутай (2017). «Культурные границы и родина у арамеев (сирийцев)». Пароль де л'Ориент . 43 : 303–314.
- Палмер, Эндрю Н. (2003). «Возвращенный рай» . Ориенс Христианус . 87 : 1–46.
- Киспель, Жиль (2008). Гностика, иудаика, католика: Сборник сочинений Жиля Киспеля . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789047441823 .
- Пауэр, Эдмонд (1919). «Национальная проблема Сирии и Месопотамии» . Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 8 (29): 77–94. JSTOR 30092955 .
- Роджерс, Роберт В. (1921). Книга уроков Ветхого Завета для публичного чтения в церквях . Нью-Йорк: Абингдон Пресс.
- Роллер, Дуэйн В. , изд. (2014). География Страбона: английский перевод с введением и примечаниями . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139952491 .
- Ромпей, Лукас ван (1999). «Иаков Эдесский и ранняя история Эдессы» . После Бардайсана: исследования преемственности и изменений в сирийском христианстве . Лувен: Издательство Peeters. стр. 269–285. ISBN 9789042907355 .
- Ромпей, Лукас ван (2000). «Прошлое и настоящее восприятие сирийской литературной традиции» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 3 (1): 71–103. дои : 10.31826/hug-2010-030105 . S2CID 212688244 .
- Ромпей, Лукас ван (2004). «Мальпана дилан Сурьяя Ефрем в произведениях Филоксена из Маббога: уважение и дистанция» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 7 (1): 83–105. дои : 10.31826/hug-2011-070107 . S2CID 212688667 .
- Рубин, Милка (1998). «Арабизация против исламизации в палестинской общине мелькитов в раннемусульманский период» . Разделение священного: религиозные контакты и конфликты на Святой Земле: первый-пятнадцатый века нашей эры . Иерусалим: Яд Ицхак Бен Цви. стр. 149–162.
- Садер, Элен (1992). «XII век до нашей эры в Сирии: проблема возвышения арамейцев» . Кризисные годы: XII век до нашей эры от Задуная до Тигра . Дубьюк: Кендалл-Хант. стр. 157–164.
- Садер, Элен (2000). «Арамейские царства Сирии: возникновение и процессы формирования» . Очерки Сирии в железном веке . Лувен: Питерс Пресс. стр. 61–76. ISBN 9789042908789 .
- Садер, Элен (2010). «Арамейцы Сирии: некоторые соображения об их происхождении и материальной культуре» . Книги королей: источники, состав, историография и рецепция . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 273–300. ISBN 978-9004177291 .
- Садер, Элен (2014). «История» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 11–36. ISBN 9789004229433 .
- Садер, Элен (2016). «Формирование и упадок арамейских государств в Сирии железного века» . Формирование и упадок государств на Ближнем и Среднем Востоке . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 61–76. ISBN 9783447105651 .
- Саггс, Генри ВФ (1984). Могущество, которым была Ассирия . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN 9780312035112 .
- Салвесен, Элисон (2009). «Хранить это в семье? Иаков и его арамейское наследие согласно еврейским и христианским источникам» . Экзегетическая встреча между евреями и христианами в поздней античности . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 205–220. ISBN 978-9004177277 .
- Сато, Норико (2018). «Память о Сайфо и ее связь с идентичностью современных ассирийских/арамейских христиан в Сирии» . Сайфо 1915: Антология очерков о геноциде ассирийцев/арамейцев во время Первой мировой войны . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 305–326. ISBN 9781463207304 .
- Серджи, Омер (2017). «Битва при Рамоф-Галааадском и возвышение арамейской гегемонии в Южном Леванте во второй половине IX века до нашей эры» . Странствующие арамейцы: арамейцы за пределами Сирии: текстовые и археологические перспективы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 81–98.
- Соколофф, Михаил, изд. (1983). Арамейцы, арамейский язык и арамейская литературная традиция . Тель-Авив: Издательство Университета Бар-Илан.
- Сольди, Себастьяно (2009). «Арамейцы и ассирийцы на северо-западе Сирии: вещественные доказательства из Телль-Афиса» . Сирия: археология, искусство и история . 86 : 97–118.
- Соммер, Рената (2012). «Роль религиозной свободы в контексте переговоров о вступлении между Европейским Союзом и Турцией – пример арамеев» . Медленное исчезновение сирийцев из Турции и территории монастыря Мор Габриэль . Мюнстер: LIT Verlag. стр. 157–170. ISBN 9783643902689 .
- Шпикерманн, Герман (1999). «Арамейцы» . Энциклопедия христианства . Том. 1. Гранд-Рапидс: Эрдманс. стр. 114–115.
- Стрек, Майкл П. (2014). «Вавилония» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 297–318. ISBN 9789004229433 .
- Теуле, Герман ГБ (2012). «Кто такие сирийцы?» . Медленное исчезновение сирийцев из Турции и территории монастыря Мор Габриэль . Мюнстер: LIT Verlag. стр. 47–56. ISBN 9783643902689 .
- Ван-Леннеп, Генри Дж. (1875). Библейские страны: их современные обычаи и манеры, иллюстрирующие Священное Писание . Нью-Йорк: Харпер и братья.
- Виттманн, Гюнтер (2017). «Арамеи в Египте» . Странствующие арамейцы: арамейцы за пределами Сирии: текстовые и археологические перспективы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 229–280.
- Уэллс, Герберт Г. (1920). Новый и пересмотренный очерк истории . Том. 1. Нью-Йорк: Макмиллан.
- Вельтеке, Доротея (2006). «О сирийских православных в Антиохийском княжестве в период крестоносцев» (PDF) . Восток и Запад в средневековом Восточном Средиземноморье I: Антиохия от византийского завоевания до конца княжества крестоносцев . Левен: Издательство Peeters. стр. 95–124.
- Вельтеке, Доротея (2009). «Михаил Сирийский и сирийская православная идентичность» (PDF) . Церковная история и религиозная культура . 89 (1–3): 115–125. дои : 10.1163/187124109X408023 .
- Веверс, Джон В. (2001). «Арам и арамеянин в Септуагинте» . Мир арамейцев . Том. 1. Шеффилд: Шеффилд Академик Пресс. стр. 237–251. ISBN 9781841271583 .
- Витаковский, Витольд, изд. (1987). Сирийская хроника Псевдо-Дионисия Тель-Магре: исследование по истории историографии . Уппсала-Стокгольм: Уппсальский университет. ISBN 9789155419677 .
- Возняк, Марта (2012). «Вдали от Арам-Нарина: опыт диаспоры Сурёе» . Приграничные территории: мировые диаспоры в 21 веке . Оксфорд: Междисциплинарная пресса Соединенного Королевства. стр. 73–83. ISBN 9781848881174 .
- Возняк, Марта (2015). «Современные арамейцы: в поисках национальной идентичности». Пароль де л'Ориент . 40 : 483–496.
- Вунш, Корнелия (2013). «Взгляд на жизнь депортированных в сельской Вавилонии». . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 247–260.
- Младший, Кеннет Лоусон (2007). «Переход от позднего бронзового века к железному веку и происхождение арамеев» . Угарит на Семьдесят Пятом . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. стр. 131–174. ISBN 9781575061436 .
- Младший, Кеннет Лоусон (2014). «Война и мир в истоках арамеев» . Война и мир на Древнем Ближнем Востоке . Мюнстер: Угарит Верлаг. стр. 861–874.
- Младший, Кеннет Лоусон (2016). Политическая история арамейцев: от их истоков до конца их политики . Атланта: SBL Press. ISBN 9781628370843 .
- Младший, Кеннет Лоусон (2017). «Тиглатпаласар I и начальные конфликты ассирийцев с арамейцами» . Странствующие арамейцы: арамейцы за пределами Сирии: текстовые и археологические перспективы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 195–228.
- Младший, Кеннет Лоусон (2020). «Размышления о империи Азаила в свете недавних исследований библейских и древних ближневосточных текстов» . Написание и переписывание истории в древнем Израиле и культурах Ближнего Востока . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 79–102. ISBN 9783447113632 .
- Садок, Ран (2013). «Ономастика халдейских, арамейских и арабских племен в Вавилонии в первом тысячелетии» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 261–336. ISBN 9783447065443 .
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с арамейцами, на Викискладе?