Jump to content

арамейцы

Страница полузащищена

Арамейцы иврит или арамейцы ( древнеарамейский : 𐤀𐤓𐤌𐤉𐤀 , арамейя ,; , : אֲרַמִּים ; древнегреческий : Ἀραμαῖοι ; классический сирийский : ������̈�������� арамайе , , [1] Сирийское произношение : [ʔɑːrɑːˈmɑːje] ), были племенем [2] семитские люди [3] [4] на древнем Ближнем Востоке , впервые документировано в исторических источниках конца 12 века до нашей эры . Их родина, часто называемая землей Арама , изначально охватывала центральные районы современной Сирии . [5]

В начале 1-го тысячелетия до нашей эры ряд городов-государств возник на древнем Ближнем Востоке под управлением арамеев . Самым известным был Арам-Дамаск , расположенный на территории современной Сирии, который достиг своего расцвета во второй половине 9-го века до нашей эры во время правления царя Азаила .

Арамейцы никогда не были единой нацией или группой; скорее, Арам был регионом с местными центрами власти, разбросанными по всему Леванту. Это делает практически невозможным создание целостной этнической категории «арамейцев», основанной на экстралингвистических маркерах идентичности, таких как материальная культура, образ жизни или религия. [6] [7] В восьмом веке до нашей эры местные арамейские города-государства были постепенно завоеваны Неоассирийской империей . Политика перемещения и переселения населения, которая применялась во всех ассирийских владениях, также затронула арамейцев, многие из которых были переселены ассирийскими властями. Это привело к более широкому расселению арамейских общин по различным регионам Ближнего Востока, а также расширился ареал арамейского языка . Он приобрел значение и в конечном итоге стал общим языком общественной жизни и управления, особенно в периоды Нововавилонской империи (612–539 гг. До н.э.) и более поздней империи Ахеменидов (539–330 гг. до н.э.).

был разработан особый арамейский алфавит Для написания древнеарамейского языка . [8] [9] [10] В результате языковой арамизации во всех центральных районах Ближнего Востока образовался более широкий арамейскоязычный ареал, выходящий за пределы арамейских этнических общин. В течение более позднего эллинистического и римского периодов возникли небольшие государства, говорящие на арамейском языке, наиболее известным из которых был Осроен с центром в Эдессе , родине эдесского арамейского языка, который позже стал известен как классический сирийский язык . [11] [12] [13]

До принятия христианства арамейскоязычные общины подверглись значительной эллинизации и романизации на Ближнем Востоке . [14] Таким образом, их интеграция в грекоязычный мир началась задолго до утверждения христианства. [15] называли сирийцами Некоторые ученые предполагают, что арамеев, принявших христианство, греки . [16] За ранними мусульманскими завоеваниями в VII веке последовала исламизация и постепенная арабизация арамейскоязычных общин по всему Ближнему Востоку. В конечном итоге это привело к их фрагментации и аккультурации . [17] Сегодня их культурное и языковое наследие продолжает признаваться некоторыми сирийско-христианскими или неоарамейскими говорящими группами, такими как марониты и арамейские жители Маалюлы и Джуббадина недалеко от Дамаска в Сирии. [18] [19] [20] [21]

История

Надпись Син Зир Ибни
И звезды Габбор
Стелы Нейраба , пара арамейских надписей VII века до нашей эры , найденные в 1891 году в Аль-Найрабе недалеко от Алеппо , Сирия .

Происхождение

Топоним . А-ра-му появляется в надписи восточно-семитского царства Эбла, в которой перечислены географические названия, а термин Арми , эблаитский термин для обозначения соседнего Идлиба , часто встречается в табличках Эбла (ок. 2300 г. до н. э.) В одной из анналов Нарам-Сина из Аккада (ок. 2250 г. до н. э.) упоминается, что он захватил «Дубула, энси - А раме » ( Араме, по-видимому, является формой родительного падежа ), в ходе кампании против Симуррума в северные горы. [22] Другие ранние упоминания о месте или людях «Арама» появились в архивах Мари (ок. 1900 г. до н. э.) и Угарита (ок. 1300 г. до н. э.). Нет единого мнения о происхождении и значении слова «Арам», одно из наиболее распространенных предположений состоит в том, что оно происходит от семитского корня rwm , «быть высоким». В более новых предложениях это слово интерпретируется как ломаное множественное число, означающее «белые антилопы» или «белые быки». [23] Однако нет никаких исторических, археологических или лингвистических свидетельств того, что раннее использование терминов Араму , Арми или Араме на самом деле относилось к арамейцам; таким образом, считается, что изначально это был топоним без какого-либо этнического подтекста. [24] Самое раннее бесспорное историческое свидетельство об арамейцах как о народе появляется намного позже, в надписях Тиглатпаласара I (ок. 1100 г. до н. э.). [25] [26] [27]

Кочевые скотоводы уже давно играют заметную роль в истории и экономике Ближнего Востока , но их численность, похоже, варьируется в зависимости от климатических условий и силы соседних государств, стимулирующих постоянное заселение. Период позднего бронзового века , по-видимому, совпал с усилением засушливости, которая ослабила соседние государства и побудила скотоводов, занимающихся отгонным животноводством, проводить все больше и больше времени со своими стадами. Городские поселения (до сих пор в основном населенные амореями , ханааитами , хеттами и угаритами ) в Леванте уменьшались в размерах, пока в конечном итоге полностью кочевой скотоводческий образ жизни не стал доминировать на большей части региона. Высокомобильные, конкурентоспособные соплеменники своими внезапными набегами постоянно угрожали торговле на дальние расстояния и мешали сбору налогов и дани.

Народом, который долгое время был выдающимся населением на территории нынешней Сирии (называемой Землей Амурру во время их правления), были аморреи , северо-западный семитоязычный народ, появившийся в 25 веке до нашей эры и уничтоживший до сих пор доминирующую восточно-семитскую систему. -говорящее государство Эбла основало могущественное государство Мари в Леванте, а в 19 веке до нашей эры также Вавилонию в южной Месопотамии. Однако они, похоже, были вытеснены или полностью поглощены появлением народа Ахламу в 13 веке до нашей эры и исчезли из истории. Ахламу, по-видимому, является общим термином для семитских странников и кочевников различного происхождения , которые появились в 13 веке до нашей эры на древнем Ближнем Востоке , на Аравийском полуострове , в Малой Азии и Египте .

Арамейцы, по-видимому, являются частью более крупной родовой группы Ахламу, а не синонимом Ахламу. [28] Присутствие Ахламу засвидетельствовано во времена Среднеассирийской империи (1365–1020 гг. до н.э.), которая уже управляла многими землями, на которых возникли Ахламу, в вавилонском городе Ниппур и даже в Дилмуне (ныне Бахрейн ). Салманасар I (1274–1245 гг. до н. э.) записан как победитель Шаттуары , царя Митанни , и его наемников -хеттов и ахламу. В следующем столетии Ахламу перерезали дорогу из Вавилона в Хаттусас . Кроме того, Тукульти-Нинурта I (1244–1208 гг. до н.э.) завоевал Мари , Ханигальбат и Рапикум на Евфрате , а также «гору Ахламу», очевидно, регион Джебель-Бишри на севере Сирии.

Арамейские государства

Различные лувийские и арамейские (оранжевые оттенки) государства в VIII веке до нашей эры.

Появление арамейцев произошло во время распада бронзового века (1200–900 гг. до н. э.), который стал свидетелем великих потрясений и массовых перемещений народов по Ближнему Востоку , Малой Азии , Кавказу , Восточному Средиземноморью , Северной Африке , Древнему Ирану , Древней Греции. и на Балканах и привели к возникновению новых народов и государств в этих регионах.

Среднеассирийская империя (1365–1050 гг. до н. э.), которая доминировала на Ближнем Востоке и в Малой Азии с первой половины 14 века до н. э., начала быстро сокращаться после смерти Ашур-бел-кала , ее последнего великого правителя в 1056 году. до нашей эры. Уход ассирийцев позволил арамейцам и другим народам обрести независимость и взять под твердый контроль территорию, которая тогда называлась Эбер-Нари (ныне Сирия) в конце 11 века до нашей эры.

В число крупных городов-государств, говорящих на арамейском языке, входили Арам-Дамаск , [29] [30] Хамат , [31] [32] Бет-Адини , [33] [34] Бет-Багян , [35] Бит-Хадипе , Арам-Бет Рехоб , [36] Арам-Зоба , Бет-Замани , [37] Бет-Халупе , [38] и Арам-Маака , а также арамейские племенные государства Гамбулу , Литау и Пукуду . [39] Аккерманс и Шварц отмечали, что при оценке лувийских и арамейских государств в древней Сирии имеющиеся сведения об этническом составе региональных государств в древней Сирии касаются прежде всего правителей, поэтому этнолингвистическая ситуация большинства населения государств неясна. Более того, они означают, что в материальной культуре нет различий между государствами, в которых доминируют лувийцы или арамейцы. [40]

Более поздние библейские источники сообщают, что Саул , Давид и Соломон (конец 11-10 веков) воевали против небольших арамейских государств, расположенных вдоль северной границы Израиля: Арам-Сова в Бекаа , Арам-Бет-Рехов ( Рехов ) и Арам-Ма. аках вокруг горы Хермон , Гешура в Хауране и Арама-Дамаска. , датируемая по крайней мере двумя столетиями позже, Стела Тель-Дан была обнаружена на севере Израиля и известна тем, что, возможно, является самым ранним неизраильским внебиблейским историческим упоминанием израильской царской династии, Дома Давида . Согласно Библейской Книге Судей , в начале 11 века до нашей эры большая часть Израиля находилась под иностранным правлением в течение восьми лет, пока Отниил не победил силы, возглавляемые Кушан-Ришафаимом , который в Библии назван правителем Арам-Нахараима . [41]

Дальше на север арамейцы овладели постхеттским Хаматом на реке Оронт и вскоре стали достаточно сильными, чтобы отделиться от индоевропейскоязычных постхеттских государств .

Арамеи вместе с идумеянами и аммонитянами напали на Израиль в начале 11 века до нашей эры, но потерпели поражение. Тем временем арамейцы двинулись на восток от Евфрата и в Вавилонию, где арамейский узурпатор был коронован царем Вавилона под именем Адад-апал-иддин. [42]

В течение 11 и 10 веков до нашей эры арамейцы завоевали Самаль (современный Зенджирли), также известный как Яуди , регион от Арпада до Алеппо , и переименовали его в Бит-Агуши . [43] Они также завоевали Тил Барсип , который стал главным городом Бит-Адини , также известного как Бет Эдем. К северу от Самаля находилось арамейское государство Бит-Габбари , которое было зажато между постхеттскими государствами Кархемиш , Гургум , Хаттина , Унки и Грузинским государством. [ нужна ссылка ] штат Табал .

Одним из их первых полунезависимых царств в северной Месопотамии было Бит-Бахиани ( Телль-Халаф ).

Под неоассирийским правлением

Арамейский царь Азаил из Арам-Дамаска
Иллюстрация Гюстава Доре из Библии La Sainte 1866 года, изображающая победу израильтян над армией Бен-Адада , описанную в 3 Царств 20:26–34.

Народ «Арама» назывался «арамейцами» в ассирийских текстах и ​​в еврейской Библии , но «арамейцы» никогда не были самоназванием . «Арамейцы» — это всего лишь название географического термина «арам», данного жителям Сирии в первом тысячелетии до нашей эры. [24] [44] Первое определенное упоминание об арамейцах появляется в ассирийской надписи Тиглатпаласара I (1115–1077 до н.э.), в которой говорится о подчинении «ахламу-арамейцев» ( Ахламе Армайя ). Вскоре после этого Ахламу исчезают из ассирийских летописей и заменяются арамейцами ( Араму, Арими ). Это указывает на то, что арамейцы стали доминировать среди кочевников. Среди ученых отношения между ахламе и арамейцами остаются предметом предположений. [45] К концу XII века до нашей эры арамейцы прочно обосновались в Сирии ; однако они были завоеваны Среднеассирийской империей , как и до них амореи и Ахламу .

Ассирийские анналы конца Среднеассирийской империи ок. 1050 г. до н. э. и возникновение Неоассирийской империи в 911 г. до н. э. содержат многочисленные описания сражений между арамейцами и ассирийской армией. [39] Ассирийцы неоднократно совершали набеги на арамейские земли, в Вавилонию, Древний Иран, Элам, Малую Азию и даже в Средиземное море , чтобы сохранить открытыми торговые пути. Арамейские города-государства, как и большая часть Ближнего Востока и Малой Азии, были порабощены Неоассирийской империей (911–605 гг. до н.э.) во время правления Адад-нирари II в 911 г. до н.э., который очистил арамейцев и другие племенные народы от границы Ассирии и стали расширяться во всех направлениях (см. Ассирийское завоевание Арама ). Процесс продолжили Ашурнасирпал II и его сын Салманесар III , уничтожившие многие мелкие арамейские племена и отвоевавшие арамейские земли для ассирийцев. В 732 году до нашей эры Арам-Дамаск пал и был завоеван ассирийским царем Тиглатпаласаром III . Ассирийцы назвали свои арамейские колонии Эбер-Нари, но по-прежнему использовали термин «арамейцы» для описания многих своих народов. Ассирийцы провели насильственную депортацию сотен тысяч арамеев как в Ассирию, так и в Вавилонию, где уже существовало переселенческое население. [46] И наоборот, арамейский язык был принят в качестве лингва-франка Неоассирийской империи в 8 веке до нашей эры, и коренные ассирийцы и вавилоняне начали постепенно переходить к арамейскому языку как наиболее распространенному языку общественной жизни и управления.

Неоассирийская империя погрузилась в серию жестоких внутренних войн с 626 г. до н.э., которые значительно ее ослабили. Это позволило коалиции многих бывших подвластных ей народов ( вавилонян , халдеев , мидян , персов , парфян , скифов , сагартов и киммерийцев ) напасть на Ассирию в 616 г. до н. э., разграбить Ниневию в 612 г. до н. э. и, наконец, победить ее между 605 и 599 гг. до н. э. [47] Во время войны против Ассирии орды конных скифов и киммерийских грабителей опустошали Левант и вплоть до Египта.

В результате миграционных процессов различные арамейские группы расселились по всему Древнему Ближнему Востоку , и их присутствие зафиксировано в регионах Ассирии , [48] Вавилония , [49] Анатолия , [50] Финикия , [51] Палестина , [52] Египет [53] и Северная Аравия . [54]

Переселения населения , проводившиеся во времена Неоассирийской империи и сопровождавшиеся постепенной языковой арамизацией неарамейского населения, создали специфическую ситуацию в регионах собственно Ассирии среди древних ассирийцев , которые первоначально говорили на древнем ассирийском языке , диалекте аккадского, но позже принял арамейский язык. [55]

Нововавилонская империя

Эбер-Нари тогда управлялась последующей Нововавилонской империей (612–539 гг. До н. э.), которую первоначально возглавляла недолговечная халдейская династия. Арамейские регионы стали полем битвы между вавилонянами и 26-й династией Египта , , которую ассирийцы сделали вассалами после того, как они победили и изгнали предыдущую нубийцами управляемую 25-ю династию . Египтяне, вошедшие в этот регион в запоздалой попытке помочь своим бывшим ассирийским хозяевам, воевали в этом регионе с вавилонянами, первоначально с помощью остатков ассирийской армии, в течение десятилетий, прежде чем были окончательно побеждены.

Вавилоняне оставались хозяевами арамейских земель только до 539 г. до н.э., когда персидская империя Ахеменидов свергла Набонида , последнего царя Вавилона ассирийского происхождения, который сам сверг халдейскую династию в 556 г. до н.э.

Под властью Ахеменидов и эллинизма

Позже арамейцы были завоеваны империей Ахеменидов (539–332 гг. До н.э.). Однако мало что изменилось по сравнению с неоассирийскими и нововавилонскими временами, поскольку персы, считая себя преемниками предыдущих империй, сохраняли имперский арамейский язык в качестве основного языка общественной жизни и управления. [56] [57] название Эбер Нари Административные структуры провинций также остались прежними, и к региону по-прежнему относилось .

Завоевания Александра Македонского (336–323 гг. до н. э.) ознаменовали начало новой эры в истории всего Ближнего Востока, включая регионы, населенные арамейцами. К концу 4 века до н.э. два недавно созданных эллинистических государства стали основными претендентами на региональное господство: Империя Селевкидов (305–64 гг. До н.э.) и Империя Птолемеев (305–30 гг. до н.э.). С более ранних времен древние греки обычно использовали «сирийские» ярлыки для обозначения арамеев и земель-наследников, но именно в эллинистический (Селевкид-Птолемеевский) период термин «Сирия» был окончательно определен для обозначения регионов к западу от Евфрата . в отличие от термина « Ассирия », которым обозначались регионы дальше на восток. [58] [59]

В III веке до нашей эры различные повествования, связанные с историей более ранних арамейских государств, стали доступны более широкой аудитории после перевода еврейской Библии на греческий язык . Известный как Септуагинта , перевод был создан в Александрии , столице птолемеевского Египта , которая была важнейшим городом эллинистического мира и была одним из главных центров эллинизации . Под влиянием греческой терминологии, [60] переводчики решили перенять древнегреческий обычай использовать «сирийские» ярлыки для обозначения арамейцев и их земель и тем самым отказаться от эндонимических (родных) терминов, которые использовались в еврейской Библии. В греческом переводе ( Септуагинта ) регион Арама обычно назывался «Сирией», а арамейцы назывались «сирийцами». [61] Размышляя о традиционном влиянии греческой терминологии на английские переводы Септуагинты , американский востоковед Роберт В. Роджерс отметил в 1921 году, что, к сожалению, это изменение коснулось и более поздних английских версий. [62] В греческих источниках два писателя особенно ясно высказались об арамейцах. Посидоний , родившийся в Апамее , по словам Страбона , писал: «Те люди, которых мы, греки, называем сириоями, называют себя арамаеями». [63] Далее, Иосиф Флавий , родившийся в Иерусалиме , определил области «сыновей Арама» как Транхонит, Дамаск «на полпути между Палестиной и Келосирией», Армению, Бактрию и Месену вокруг Спасини Харакса. [63]

Наследие раннехристианского периода и арабского завоевания

Древние арамейцы жили в тесных отношениях с другими различными обществами региона. На протяжении большей части своей истории они находились под сильным влиянием клинописной культуры Месопотамии и прилегающих территорий. Двуязычные тексты на арамейском языке и ассирийском диалекте аккадского языка являются одними из самых ранних примеров арамейского письма. В западных регионах арамейские государства имели тесные контакты с Израилем, Финикией и северной Аравией . Финикийский бог Баалшамем даже был включен в арамейскую традицию. Выявление отдельных элементов арамейского наследия в более поздние времена является сложной задачей из-за разнообразия влияний на их культуру. Например, самые ранние сирийские юридические документы содержат юридические формулы, которые можно считать арамейскими, но их также можно интерпретировать как неоассирийские или нововавилонские . [64]

После установления римского правления в районе собственно Сирии (к западу от Евфрата ) в I веке до нашей эры арамейские земли стали пограничным регионом между двумя империями, Римской и Парфянской , а затем между их государствами-преемниками, Византийской и Сасанидской империями. В приграничных регионах также существовало несколько мелких государств, в первую очередь Осроенское королевство с центром в городе Эдесса , известном на арамейском языке как Урхай. [65] Однако ни в дохристианский, ни в христианский период нелегко проследить чисто арамейские элементы в эдесской культуре. [66]

В эпоху поздней античности и раннего средневековья древнегреческий обычай использовать сирийские ярлыки для арамейцев и их языка начал получать признание среди арамейскоязычной литературной и церковной элиты. Практика использования сирийских ярлыков для обозначения говорящих на арамейском языке и их языка была очень распространена среди древних греков, а под их влиянием эта практика стала распространена также среди римлян и византийцев. [67]

Процесс арабизации начался после арабского завоевания в VII веке. В религиозной сфере жизни христиане, говорящие на арамейском языке (например, мелькиты в Палестине), подверглись исламизации , что создало основу для постепенного принятия арабского языка не только как доминирующего языка исламской молитвы и богослужения, но и как общий язык. язык общественной и бытовой жизни. Принятие арабского языка стало основным сосудом постепенной арабизации арамейских общин на всем Ближнем Востоке и в конечном итоге привело к их фрагментации и аккультурации . Эти процессы затронули не только исламизированных арамейцев, говорящих на арамейском языке, но и некоторых из тех, кто остался христианами, что привело к созданию местных общин арабоязычных христиан сирийского христианского происхождения, которые говорили по-арабски в своей общественной и бытовой жизни, но продолжали принадлежать к церквям, которые использовали литургический Арамейский/сирийский язык. [68] [69]

В 10 веке Византийская империя постепенно отвоевала большую часть северной Сирии и верхней Месопотамии, включая города Мелитину (934 г.) и Антиохию (969 г.), и таким образом освободила местные арамейскоязычные христианские общины от мусульманского владычества. Византийцы отдавали предпочтение восточному православию, но руководству Антиохийского Восточно-православного патриархата удалось достичь соглашения с византийскими властями и таким образом обеспечить религиозную толерантность. [70] Византийцы распространили свое правление до Эдессы (1031 г.), но были вынуждены отступить из Сирии в течение 11 века и были оттеснены вновь прибывшими турками-сельджуками , захватившими Антиохию (1084 г.). Более позднее создание государств крестоносцев (1098 г.), Антиохийского княжества и графства Эдесса , создало новые проблемы для местных христиан, говорящих на арамейском языке, как восточно-православных, так и восточно-православных. [71]

Культура

Культура Сирии железного века представляет интерес для ученых, но ее никогда не называют просто «арамейской». Ученым трудно идентифицировать и выделить характерные арамейские элементы в культуре. Даже в Северной Сирии, где имеются более существенные доказательства, ученым по-прежнему трудно отличить подлинно арамейское от того, что заимствовано из других культур. несколько этнических групп, таких как лувийцы Широко распространенное мнение ученых до сих пор утверждает, что, поскольку в регионе взаимодействовало и арамейцы, возникла одна материальная культура со «смешанными» элементами. Материальная культура кажется настолько однородной, что «нет четких различий между государствами, в которых доминируют лувийцы или арамейцы». [72]

Язык

Древняя мозаика из Эдессы в Осроене (2 век нашей эры) с надписями на раннем эдесском арамейском языке.
Начальный ареал арамейского языка в I веке и его постепенный упадок.

Арамейцев в основном определяли по использованию ими западносемитского древнеарамейского языка (1100 г. до н.э. – 200 г. н.э.), который сначала был написан с использованием финикийского алфавита , но со временем модифицирован до специфически арамейского алфавита .Арамейский язык впервые появился в истории в первые века железного века , когда несколько недавно возникших вождеств решили использовать его в качестве письменного языка . Этот процесс совпал с переходом от слоговой клинописи к алфавитной культуре писцов и появлением нового стиля публичной эпиграфики , который ранее не встречался в Сирии и Палестине. Этот язык считается родственной ветвью идиомы, использовавшейся в бронзового века городе-государстве Угарите , с одной стороны, и ханаанском , который включает в себя языки, расположенные южнее по речевому ареалу, такие как иврит , финикийский и моавитянский , с другой стороны. другая рука. Все три ветви можно отнести к более общей рубрике северо-западных семитов и, таким образом, иметь общее происхождение. [73] Самые ранние прямые свидетельства арамейского языка, составленные между 10 и 8 веками до нашей эры, единогласно отнесены к термину « древнеарамейский ». Ранние сочинения демонстрируют разнообразие и предвосхищают огромное лингвистическое разнообразие внутри арамейской языковой группы. Несмотря на вариативность, их связывают общие литературные формы и шаблонные выражения. [74]

Еще в VIII веке до нашей эры арамейский язык конкурировал с восточно-семитским аккадским языком и письменностью в Ассирии и Вавилонии , а затем распространился по всему Ближнему Востоку в различных диалектах. Примерно к 800 году до нашей эры арамейский язык стал лингва-франка Неоассирийской империи , которая в период Ахеменидов продолжала существовать как имперский арамейский язык . он был маргинализирован греческим языком Хотя в эллинистический период , арамейский язык в его различных диалектах оставался неоспоримым в качестве общего языка всех семитских народов региона до завоевания арабами исламского Месопотамии в 7 веке нашей эры, когда этот язык постепенно вытеснялся арабский .

Народные диалекты восточно-старого арамейского языка, на которых говорили во времена неоассирийской , нововавилонской и персидской империй Ахеменидов, превратились в различные восточно-среднеарамейские диалекты. Среди них были арамейские диалекты древнего региона Осроэн , один из которых позже стал литургическим языком сирийского христианства . В первые века нашей эры христианская Библия была переведена на арамейский язык, а к IV веку местный арамейский диалект Эдессы ( сирийский : Urhay ) превратился в литературный язык, известный как эдесский арамейский (сирийский: Urhaya ). [75] [76] Поскольку эдесский арамейский ( урхая ) был основным литургическим языком арамейского христианства, [77] [78] [79] он также стал известен как эдесский сирийский язык , а позже был определен западными учеными как классический сирийский язык . Это заложило основу для термина сирийское христианство . [80] [81] [82] В восточно-православных патриархатах доминировали греческий епископат и греческие языковые и культурные традиции. Использование арамейского языка в литургической и литературной жизни среди мелькитов еврейского . происхождения сохранялось на протяжении всего Средневековья [17] до 14 века, [83] о чем свидетельствует использование определенного регионального диалекта, известного как христианский палестинский арамейский или палестинский сирийский в палестинском регионе , Трансиордании и на Синае . [84]

Потомки неоарамейских языков восточноарамейской ветви продолжают служить разговорными и письменными языками ассирийцев , мандеев и евреев -мизрахи . Эти языки в основном встречаются в Ираке , северо-западном Иране , юго-восточной Турции и северо-восточной Сирии и, в меньшей степени, в общинах мигрантов в Армении , Грузии, России , Ливане , Израиле , Иордании и Азербайджане , а также в общинах ассирийской диаспоры в Запад, особенно в США , Канаде , Великобритании , Швеции , Австралии и Германии .

На западном неоарамейском языке , единственной сохранившейся современной разновидности западной ветви, сейчас говорят мусульмане и христиане исключительно в Маалуле и Джуббадине в горах Каламун на юго-западе Сирии.

В период раннего Нового времени среди западных ученых началось изучение арамейского языка, как древнего, так и современного. Это привело к формированию арамейских исследований как более широкой междисциплинарной области, охватывающей изучение культурного и исторического наследия арамейского языка. Лингвистические и исторические аспекты изучения арамейского языка получили дальнейшее развитие с 19 века благодаря археологическим раскопкам древних памятников на Ближнем Востоке . [85] [86] [87]

Религия

Все, что известно о религии арамейских групп, получено из раскопанных предметов и храмов, а также из арамейских литературных источников, а также из названий, которые они имели. В их религии не было какого-либо конкретного божества, которое можно было бы назвать арамейским богом или богиней. [88] Из их надписей и названий следует, что арамеи поклонялись ханаанским и месопотамским богам, таким как Хадад , Син , Иштар (которую они называли Астартой ), Шамаш , Таммуз , Бел и Нергал , а также ханааитско - финекийским божествам, таким как бог бури, Эль , верховное божество Ханаана, помимо Анат (Атта) и других. [ нужна ссылка ]

Арамейцы, жившие за пределами своей родины, очевидно, следовали традициям стран, в которых они поселились. царь Дамаска Например, нанимал финикийских скульпторов и резчиков по слоновой кости. В Телль-Халаф-Гузане, дворец Капары , арамейского правителя (9 век до н.э.), был украшен ортостатами и статуями, отражающими смесь месопотамских , хеттских и хурритских влияний.

Наследие

Известняковый рельеф; стела. На этой необычной стеле изображен неопознанный арамейский царь, держащий в одной руке тюльпан, а в другой - посох или копье. 11 век до нашей эры. Из Телль-эс-Салихии, Дамаск

Наследие древних арамейцев вызвало особый интерес для ученых в период раннего Нового времени и привело к возникновению арамейских исследований как особой области, посвященной изучению арамейского языка. [85] К XIX веку был сформулирован арамейский вопрос и предложено несколько научных тезисов, касающихся развития языка и истории арамеев. [89]

В наше время арамейскую идентичность поддерживают в основном ряд сирийских христиан из юго-восточной Турции и некоторых частей Сирии , в диаспоре , особенно в Германии и Швеции . [90] [91] В 2014 году Израиль официально признал арамейцев особым меньшинством. [92] Вопросы, связанные с меньшинств в некоторых других странах, также были привлечены к международному вниманию. правами арамейских [93] [94]

См. также

Ссылки

  1. ^ Оксфордский словарь поздней античности . п. 234. ИСБН  9780192562463 .
  2. ^ Саргон II, царь Ассирии . п. 179. ИСБН  9780884142232 . Происхождение арамейских племенных групп в этой области до сих пор остается неясным, несмотря на несколько выдвинутых гипотез.? Арамейские племенные группы засвидетельствованы, по крайней мере, с одиннадцатого века как новые захватчики стратегических территорий в Джезире, северной Месопотамии и сирийской степи.
  3. ^ Древние ассирийцы . п. 13. ISBN  9781472848079 .
  4. ^ Древний Египет и Ближний Восток . п. 140. ИСБН  9780761499572 .
  5. ^ Исследования арамейских юридических папирусов из Элефантины . ISBN  9789004294233 . Распространение арамейского языка с его родины, Сирии, во многом произошло в результате миграции и экспансии арамейцев, чему способствовала неоассирийская политика депортации, действовавшая в период с 9 по 7 века. Эти факторы привели к так называемой арамаизации Ассирии и Вавилонии — процессу, который набрал силу в последние дни существования Ассирийской империи.
  6. ^ Доак 2020 , с. 51:Однако с самого начала мы должны прояснить: арамейцы фактически никогда не были единой нацией или группой; скорее, Арам был регионом с местными центрами власти, разбросанными по всей современной Сирии, Иордании и Ливану, в крупных городах, таких как Дамаск и Хамат.
  7. ^ Гзелла 2017 , с. 23: Тем не менее, сложно, если не невозможно, установить целостную этническую категорию «арамейцы» на основе экстралингвистических маркеров идентичности, таких как материальная культура, образ жизни (включая кухню) или религия и другие основные культурные традиции.
  8. ^ Липинский 2000 , стр. 25–54, 347–407.
  9. ^ Гзелла 2015 , с. 16–45, 53–103.
  10. ^ Младший 2016 , с. 109–220, 549–654.
  11. ^ Липинский 2000 , стр. 409-489.
  12. ^ Гзелла 2015 , с. 104-211.
  13. ^ Младший 2016 , с. 655-740.
  14. ^ Хили 2019 , с. 443.
  15. ^ Хили 2019 , с. 444.
  16. ^ Витаковски 1987 , с. 76: Со времени христианизации тех арамеев, которые приняли новую религию, называли сирийцами – именем греческого происхождения, которое они в конечном итоге приняли сами.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гриффит 1997 , с. 11–31.
  18. ^ Сирийская идентичность в греко-римском мире . п. 17. ISBN  9781107244566 . По мере того как греческое политическое движение стало подкатегорией для более широкой группы сирийцев, сеть греческих равных государств Сирии и, в более широком смысле, римско-имперский сирийский этнос сохраняли когнитивную и перформативную общность, даже если они не всегда пользовались политической солидарностью или участвовали в единая массовая акция. Внутри него как этнические греки, так и этнические сирийцы, говорящие по-гречески или по-арамейски, считали древних (ас)сирийцев/арамейцев одними из основателей своего этноса (если не этнических предков), но их исторические повествования часто основывались на греческих влияниях и категориях. В этом смысле сирийцы эпохи римской империи и даже ассирийцы или арамейцы за пределами границы постулировали связи с различными древнегреческими или сирийскими «основателями», независимо от этнического происхождения или без него.
  19. ^ Марониты в истории . п. 177. Ламменс утверждает, что аль-Баладури назвал этих маронитов аль-Анбат, чтобы указать на их арамейское (сирийское) происхождение.
  20. ^ Журнал трудов Института Виктории или Философского общества Великобритании . Институт Виктории. п. 51. Единственными оставшимися людьми, которых можно считать прямыми потомками арамейской расы, являются друзы и марониты .
  21. ^ Ашер Кауфман. Возрождение Финикии . Сегодня сирийцы, продолжил Зайдан, делятся по своему происхождению на две группы: мусульман и христиан. Большинство мусульман – арабы. Что касается христиан, то большинство из них являются потомками арамеев, арабов и греков. Арамеи были коренными жителями этой земли, затем пришли греки с запада, а затем арабы, гасани, пришедшие из Хаурана во внутренних районах. Короче говоря, сирийцы-христиане не являются арабами по генеалогии, даже если в их жилах течет немного арабской крови. Однако их считают арабами, потому что они говорят по-арабски, производят потомство на арабской земле и живут в соответствии с арабской моралью. Таким образом, после исламской оккупации Сирия стала арабской страной.
  22. ^ Липинский 2000 , стр. 26-40.
  23. ^ Садер 2010 , с. 277.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берледжунг 2014 , с. 339.
  25. ^ Липинский 2000 , стр. 25–27.
  26. ^ Гзелла 2015 , с. 56.
  27. ^ Младший 2016 , с. 35-108.
  28. ^ Марк Ван Де Миеруп (2009). Восточное Средиземноморье в эпоху Рамсеса II . Джон Уайли и сыновья. п. 63. ИСБН  9781444332209 .
  29. ^ Липинский 2000 , стр. 347.
  30. ^ Младший 2016 , с. 549-654.
  31. ^ Липинский 2000 , стр. 249.
  32. ^ Младший 2016 , с. 425-500.
  33. ^ Липинский 2000 , стр. 163.
  34. ^ Младший 2016 , с. 307-372.
  35. ^ Липинский 2000 , стр. 119.
  36. ^ Липинский 2000 , стр. 319.
  37. ^ Липинский 2000 , стр. 135.
  38. ^ Липинский 2000 , стр. 78.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Младший 2016 года .
  40. ^ Аккерман и Шварц 2003 , с. 367.
  41. ^ Биллингтон 2005 , с. 117–132.
  42. ^ «Арамейцы (народ)» . Британская энциклопедия.
  43. ^ Младший 2016 , с. 501-548.
  44. ^ Садер 2014 , с. 16.
  45. ^ «Ахламе» . Британская энциклопедия .
  46. ^ Желание 2013 , с. 247-260.
  47. ^ Саггс 1984 , с. 290: «Разрушение Ассирийской империи не уничтожило ее население. Они были преимущественно крестьянами-земледельцами, и поскольку Ассирия содержит одни из лучших пшеничных земель на Ближнем Востоке, потомки ассирийских крестьян, если позволяла возможность, строили новые деревни над старыми городами и продолжают земледельческую жизнь, помня традиции прежних городов. Через семь или восемь столетий и различные перипетии эти люди стали христианами».
  48. ^ Ниссинен 2014 , стр. 273-296.
  49. ^ Стрек 2014 , с. 297-318.
  50. ^ Лемэр 2014 , с. 319-328.
  51. ^ Ниер 2014b , с. 329-338.
  52. ^ Берледжунг 2014 , с. 339-365.
  53. ^ Ботта 2014 , с. 366-377.
  54. ^ Ниер 2014c , с. 378-390.
  55. ^ Миллард 1983 , с. 106-107.
  56. ^ Липинский 2000 .
  57. ^ Гзелла 2015 .
  58. ^ Фрай 1992 , с. 281–285.
  59. ^ Генрихс 1993 , с. 106-107.
  60. ^ Йоостен 2010 , с. 53–72.
  61. ^ Веверс 2001 , с. 237-251.
  62. ^ Роджерс 1921 , с. 139.
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Френшковский 2019 , с. 468.
  64. ^ Хили 2014 , с. 391-392.
  65. ^ Черви 1992 , с. 209–214.
  66. ^ Хили 2014 , с. 395.
  67. ^ Минов 2020 , с. 256-257.
  68. ^ Рубин 1998 , с. 149-162.
  69. ^ Bcheiry 2010 , с. 455-475.
  70. ^ Деби 2009 , с. 110-111.
  71. ^ Weltecke 2006 , с. 95-124.
  72. ^ Садер 2010 , с. 286-288.
  73. ^ Гзелла 2014 , с. 71.
  74. ^ Гзелла 2014 , с. 72.
  75. ^ Брок 1992a , с. 16.
  76. ^ Брок 1992b , с. 226.
  77. ^ Вертикальный 2001 , с. 149.
  78. ^ Квиспель 2008 , с. 80.
  79. ^ Хили 2019 , с. 433–446.
  80. ^ Гриффит 2002 , с. 5–20.
  81. ^ Хили 2007 , с. 115–127.
  82. ^ Хили 2014 , с. 391–402.
  83. ^ Брок 2011 , с. 96–97.
  84. ^ Гзелла 2015 , с. 317-326.
  85. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бернетт 2005 , с. 421-436.
  86. ^ Ниер 2014 , с. 1-9.
  87. ^ Гзелла 2015 , с. 3-16.
  88. ^ Доак 2020 , с. 57.
  89. ^ Нёльдеке 1871 , с. 113-131.
  90. ^ Возняк 2012 , стр. 73–83.
  91. ^ Возняк 2015 , стр. 483–496.
  92. ^ Эти Вайсблей (2017). «Арамейцы на Ближнем Востоке и в Израиле: историческая справка, современная национальная идентичность и государственная политика» (PDF) . Кнессет .
  93. ^ Теуле 2012 , с. 47-56.
  94. ^ Лето 2012 г. , стр. 157-170.

Источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b596608ed694ba141582ceac316cc811__1721561760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/11/b596608ed694ba141582ceac316cc811.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arameans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)