Азаил
Азаил | |
---|---|
( Эль /Бог увидел) | |
![]() Инкрустация из слоновой кости, возможно, изображающая Азаила из Дамаска. | |
Царь Арама Дамаска | |
Царствование | 842–796 гг. до н.э. |
Предшественник | поздравление |
Преемник | Бен-Хадад III |
Занятие | Судебный чиновник |
Азаил ( / ˈ h eɪ z i əl / ; библейский иврит : חֲזאֵל или חֲזאָל , латинизированный: Ḥăzāʾēl [1] ) был царем Арам-Дамаска, упомянутым в Библии . [2] [3] Под его правлением Арам-Дамаск стал империей, которая управляла значительной частью современной Сирии и Израиля-Самарии . [4] Хотя он, вероятно, родился в современном регионе Дамаска , его точное место рождения до сих пор остается спорным: как Васану , так и долине Бекаа . разные историки отдают предпочтение [5] [6] [7]
В Библии
[ редактировать ]арамейцы |
---|
Сиро-хеттские государства |
Арамейские цари |
Арамейские города |
Источники |
Азаил впервые упоминается по имени в 3 Царств 19:15 . велит Илии пророку Бог помазать Азаила в царя Сирии. Спустя годы после этого сирийский царь Бен-Хадад II, вероятно, идентичный Хадазеру, упомянутому на стеле Тель-Дан , заболел и отправил своего придворного чиновника Азаила с подарками к преемнику Илии, Елисею . Елисей велел Азаилу сказать Адазеру, что он выздоровеет, и открыл Азаилу, что царь выздоровеет, но умрет по-другому. Он также предсказал, что Азаил совершит злодеяния против израильтян. Азаил отрицает, что способен на подобные поступки. Елисей предсказывает, что Азаил будет царем Сирии; на следующий день он возвращается в Дамаск и говорит Хадазеру, что выздоровеет, но душит Хадазера и сам захватывает власть.
Во время его правления (ок. 842–800 до н. э.) [4] Царь Азаил возглавил арамейцев в битве против союзных войск Иорама Израильского и Охозии Иудейского . Разгромив их при Рамофе-Галааде , Азаил отразил две атаки ассирийцев , захватил израильскую территорию к востоку от реки Иордан и филистимский город Гат . Несмотря на неудачу, он также пытался захватить Иерусалим ( 4 Царств 12:17–18 ). Смерть Азаила упоминается во 4 Царств 13:24 .
Тел и Стела
[ редактировать ]Монументальная надпись на арамейском языке, обнаруженная в Тель-Дане, по мнению большинства ученых, была создана Азаилом после того, как он победил царей Израиля и Иудеи. [8] [9] Недавние раскопки в Телль-эс-Сафи / Гате выявили впечатляющие свидетельства осады и последующего завоевания Гата Азаилом. Археомагнитное исследование показало, что городища Телль-Зейта , Тель-Рехов и Хорват-Тевет были разрушены во время кампании Азаила. [10]
Предметы, принадлежащие Азаилу
[ редактировать ]Бронзовые пластины
[ редактировать ]Украшенные бронзовые пластинки из конской упряжи колесницы, взятые у Азаила, идентифицированные по надписям, были найдены в качестве повторно подаренных вотивных предметов в двух греческих памятниках: Герайоне Самосском и в храме Аполлона в Эретрии на Эвбее . Надписи гласят: «То, что Хадад дал нашему господину Азаилу из Умка в тот год, когда наш господин пересек реку». [11] Река, должно быть, Оронт . На треугольных передних частях изображен « Хозяин животных ». [12] сжимающие в обеих руках перевернутых сфинксов или львов, а также с богинями, стоящими на львиных головах. Когда Тиглатпаласар III взял Дамаск в 733/2 г., эти семейные реликвии были частью добычи, которая в конечном итоге попала в руки греков, вероятно, эвбейцев . [13]
Арслан Таш слоновая кость
[ редактировать ]Набор украшений для кроватей из слоновой кости был найден в 1928 году в Арслан-Таше на севере Сирии (древний Хадату) группой французских археологов. [14] Среди них – надпись Арслан-Таш на слоновой кости на старом арамейском языке , носящая имя «Азаил»; эта кровать, по-видимому, принадлежала царю Азаилу Арам-Дамаскину. Надпись известна как КАИ 232. [15]
Кроме того, некоторые фрагменты слоновой кости с упоминанием Азаила были найдены в Нимруде , Ирак. [16]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ 3 Царств 19:15, 4 Царств 8:8 и т. д.
- ^ Гастингс, Джеймс; Водитель, Сэмюэл Роллес (1899). Библейский словарь: работа с его языком, литературой и содержанием, включая библейское богословие . Том. 3. Т. и Т. Кларк. п. 832.
- ^ Арнольд, Билл Т.; Уильямсон, Хью Годфри Мэтьюрин (2006). Словарь Ветхого Завета: Исторические книги (Иллюстрированное изд.). Межвузовская пресса. п. 46. ИСБН 978-0-8308-1782-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Ноэль Фридман; Аллен К. Майерс (31 декабря 2000 г.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Амстердамского университета. п. 84. ИСБН 978-90-5356-503-2 .
- ^ Сигурдур Хафторссон (2006). Преходящая сила: исследование источников по истории Арама-Дамаска во второй половине девятого века до нашей эры Almqvist & Wiksell International. п. 61. ИСБН 978-91-22-02143-8 .
- ^ Д. Мэтью Стит (2008). Перевороты Азаила и Ииуя: построение исторического повествования . Горгиас Пресс. п. 55. ИСБН 978-1-59333-833-6 .
- ^ Хади Гантус (14 октября 2014 г.). Парадигма Елисея-Азаила и Палестинское царство: политика Бога в древней Сирии-Палестине . Рутледж. п. 71. ИСБН 978-1-317-54435-7 .
- ^ «Библейская археология 4: Моавитский камень (он же Стела Меша)» . 15 июля 2011 г.
- ^ «Надпись Тель-Дана: первое историческое свидетельство о царе Давиде из Библии» . 11 июня 2021 г.
- ^ Вакнин, Йоав; Шаар, Рон; Липшиц, Одед; Мазар, Амихай; Маейр, Арен М.; Гарфинкель, Йосеф; Фрейд, Лиора; Фауст, Авраам; Таппи, Рон Э.; Креймерман, Игорь; Ганор, Саар; Ковелло-Паран, Карен; Серджи, Омер; Херцог, Зеев; Арав, Рами; Ледерман, Цви; Мюнгер, Стефан; Фанталкин, Александр; Гитин, Сеймур; Бен-Йосеф, Эрез (24 октября 2022 г.). «Реконструкция библейских военных кампаний с использованием данных геомагнитного поля» . Труды Национальной академии наук . 119 (44): e2209117119. Бибкод : 2022PNAS..11909117V . дои : 10.1073/pnas.2209117119 . ПМЦ 9636932 . ПМИД 36279453 .
- ^ И. Эфал и Дж. Наве, «Надписи о добыче Азаила», Israel Exploration Journal 39 (1989: 192-200).
- ^ Сравните Эгейскую « Хозяйку животных ».
- ^ Робин Лейн Фокс, Путешествующие герои в эпическую эпоху Гомера , 2008:109-11.
- ^ Арслан-Таш. в. 1 с.135: "Три фрагмента полоски из слоновой кости со строкой текста арамейскими буквами. Эти фрагменты были найдены в непосредственной близости от описанных выше рамок, стр. 89 и след."
- ^ Мускарелла, Оскар Уайт (29 января 1980 г.). Каталог слоновой кости из Хасанлу, Иран: Специальные исследования Хасанлу, Том II . Археологический музей Университета Пенсильвании. стр. 218–. ISBN 978-0-934718-33-2 .
- ^ А. Р. Миллард, Алфавитные надписи на слоновой кости из Нимруда. Ирак, Том. 24, № 1 (весна 1962 г.), стр. 41–51 (13 страниц). https://doi.org/10.2307/4199711
Ссылки
[ редактировать ]- Биран А. и Наве Дж. 1995. Надпись Тель-Дан: новый фрагмент. Журнал исследований Израиля 45 (1): 1–18.
- Эфал И. и Наве Дж. 1989. Надписи на добыче Азаила. Журнал исследований Израиля 39 (3–4): 192–200.
- Лемэр, А. 1991. Азаэль из Дамаска, царь Арама. Стр. 91–108 в книге «Купцы, дипломаты и императоры», «Исследования месопотамской цивилизации», предложенные П. Гарелли . Париж: Издания Исследования цивилизаций.
- Маейр, А. 2004. Историческая справка и датировка Амоса VI 2: археологический взгляд на Телль-эс-Сафи/Гат. Vetus Testumum 54 (3): 319–34.
- Галил Г., «Давид и Азаил: война, мир, камни и память», Palestine Exploration Quarterly , 139,2 (2007), 79–84.
- Маейр А.М. и Гур-Арие С. 2011. Сравнительные аспекты арамейской осадной системы в Телль-эс-Сафи/Гате. Стр. 227–44 в книге «Огненные сигналы Лахиша: исследования по археологии и истории Израиля в эпоху поздней бронзы, железного века и персидского периода в честь Давида Усышкина» , ред. И. Финкельштейн и Н. Нааман. Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]