Jump to content

Королевство Израиль (Самария)

Королевство Израиль
𐤉𐤔𐤓𐤀𐤋 [1]
в. 930 г. до н.э. ок. 720 г. до н.э.
Карта южного Леванта 9 века до нашей эры, Израиль отмечен синим цветом.
Карта южного Леванта 9 века до нашей эры, Израиль отмечен синим цветом.
Статус Королевство
Капитал
Общие языки Библейский иврит , израильский иврит
Религия
Правительство Монархия
Король  
• 931–910 гг. до н. э.
Иеровоам I (первый)
• 732– ок. 720 г. до н.э.
Осия (последний)
Историческая эпоха Железный век
• Учредил
в. 930 г. до н.э.
в. 720 г. до н.э.
Преемник
Самерина
Сегодня часть

Царство Израиль ( библейский иврит : מַמְלֶכֶת יִשְׂרָאֵל ‎, латинизированный: Mamleḵeṯ Yīśrāʾēl ), или Королевство Самария , было израильским царством в Южном Леванте во время железного века , начало которого можно отнести к первой половине 10-го века до нашей эры. [2] Королевство контролировало территории Самарии , Галилеи и части Трансиордании. В 10 веке до нашей эры регионы Самария и Галилея пережили период большого количества поселений. [3] со столицей в Сихеме , а затем в Фирце . Королевством правила династия Омридов в 9 веке до нашей эры, политическим центром которой был город Самария .

Еврейская Библия изображает Израильское царство, также известное как Королевство Самария, как одно из двух государств-преемников Соединенного Королевства Израиля, которым управляли царь Давид и его сын Соломон , а другое — Иудейское царство на юге. Однако многие историки и археологи отвергают историчность Соединенного Королевства, изображенную в Библии. [Примечания 1]

Королевство Израиль было завоевано Неоассирийской империей около 720 г. до н.э. [4] Записи Саргона II Ассирийского . показывают, что он депортировал 27 290 израильтян – около одной пятой населения Израильского царства [5] – в Месопотамию; [6] эта депортация стала основой еврейской идеи десяти потерянных колен Израиля . Некоторые израильтяне переселились в южное царство Иуды. [7] в то время как те израильтяне, которые остались в Самарии, сосредоточились в основном вокруг горы Гаризим , стали известны как самаритяне . [8] [9] Иностранные группы также были расселены ассирийцами на территориях завоеванного царства. [9]

История [ править ]

Руины дворца Омриде в Самарии , столице Израильского королевства.

По словам Исраэля Финкельштейна , кампания Шошенка I во второй половине X века до н.э. разрушила раннее государство Гаваона в центральном нагорье и сделала возможным начало Северного царства со столицей в Сихеме . [10] [11] около 931 г. до н.э. Израиль консолидировался как царство в первой половине 9 века до н.э. [12] со столицей сначала в Фирце , [13] и следующий в городе Самария с 880 г. до н.э. Существование этого израильского государства на севере задокументировано в надписях 9 века до нашей эры . [14] Самое раннее упоминание находится на Курхской стеле ок. 853 г. до н. э., когда Салманасар III упоминает «Ахава Израильтянина» плюс наименование «земля» и его десять тысяч войск. [15] Это царство включало бы части низменностей ( Шфела ), Изреельскую равнину, нижнюю Галилею и часть Трансиордании. [15]

Силы Ахава были частью антиассирийской коалиции, а это означало, что городская элита управляла царством, обладала царским и государственным культом с большими городскими храмами, а также имела писцов, наемников и административный аппарат. [15] Во всем этом оно было похоже на другие недавно основанные царства того времени, такие как Аммон и Моав . [15] Самария — один из наиболее общепризнанных археологических памятников библейского периода. [16] Примерно в 840 году до нашей эры стела Меша фиксирует победу Моава (на территории современной Иордании ) при царе Меше над Израилем, царем Омри и его сыном Ахавом . [17]

Археологические находки, древние ближневосточные тексты и библейские свидетельства свидетельствуют о том, что во времена Омридов Израиль правил в горной Галилее , в Асоре в верхней части долины реки Иордан , на большей части Трансиордании между Вади-Муджибом и Ярмуком и на прибрежной равнине Шарон . [18]

В ассирийских надписях Израильское царство упоминается как «Дом Омри ». [15] Черный обелиск Салманасара III упоминает Ииуя , сына Омри. [15] Неоассирийский император Адад-Нирари III совершил экспедицию в Левант около 803 г. до н. э., упомянутую в плите Нимруда, в которой говорится, что он отправился в «земли Хатти и Амурру, Тир, Сидон, циновку Ху-ум-ри (землю Омри), Эдом, Филистия и Арам (не Иуда)». [15] Рима Стела от того же царя вводит третий способ говорить о царстве, как о Самарии, во фразе « Иоас Самарийский ». [19] Использование имени Омри для обозначения царства все еще сохранилось и использовалось Саргоном II во фразе «весь дом Омри» при описании его завоевания города Самарии в 722 году до нашей эры. [20] Примечательно, что ассирийцы никогда не упоминали Иудейское царство до конца VIII века, когда оно было вассалом Ассирии: возможно, они никогда не имели с ним контактов, а возможно, считали его вассалом Израиля/Самарии или Арама. или, возможно, Южное королевство в этот период не существовало. [21]

В Библии [ править ]

Северное царство в наибольшей степени, при Иеровоаме II , согласно 4 Царств 14.

Одним из традиционных источников по истории Израильского царства была еврейская Библия, особенно «Книги царей» и «Хроники» . Эти книги были написаны авторами в Иерусалиме , столице Иудейского царства. Будучи написанными в конкурирующем королевстве, они были вдохновлены идеологическими и теологическими точками зрения, которые влияют на повествование. [18] Анахронизмы, легенды и литературные формы также влияют на историю. Считается, что некоторые из записанных событий произошли спустя много времени после разрушения Израильского царства. Библейская археология как подтвердила, так и опровергла отдельные части библейского повествования. [18] Согласно еврейской Библии, существовало Соединенное Королевство Израиля ( Объединенная монархия ), которым правили из и его Иерусалима Давид сын Соломон , после смерти которых Израиль и Иуда разделились на два царства.

Первое упоминание имени Израиль встречается в египетской надписи на стеле Мернептаха , датируемой эпохой поздней бронзы (ок. 1208 г. до н.э.); это дает мало достоверной информации, но указывает на то, что название более позднего королевства было заимствовано, а не произошло от самого королевства. [22]

Отношения между царствами Израиля и Иуды [ править ]

Согласно еврейской Библии, в течение первых шестидесяти лет после раскола цари Иудеи пытались восстановить свою власть над северным царством, и между ними шла постоянная война. В течение следующих восьмидесяти лет между ними не было открытой войны, поскольку по большей части Иудея заключила военный союз с Арамом-Дамаском , открыв северный фронт против Израиля. [23] Конфликт между Израилем и Иудеей был временно урегулирован, когда Иосафат , царь Иудеи, заключил союз с царствующим домом Израиля Ахавом посредством брака. Позже сын и преемник Иософата, Иорам Иудейский , женился на дочери Ахава Гофолии , укрепив союз. [23] Однако сыновья Ахава были убиты Ииуем после его государственного переворота около 840 г. до н.э. [24]

От Азаила до Иеровоама II [ править ]

После поражения от Азаила Израиль начал период постепенного восстановления после походов Адад-Нирари III против Арама-Дамаска . [25] В конечном итоге это привело к периоду крупной территориальной экспансии при Иеровоаме II , который расширил владения королевства по всей Северной Трансиордании. После смерти Иеровоама II Королевство пережило период упадка в результате межпартийного соперничества и борьбы за трон. [26]

Разрушение Королевства, 732–720 гг . н.э. до

Салманасару Делегация Ииуя к III , Черный обелиск , 841–840 гг. до н. э.

В ц. В 732 г. до н.э. царь Факей израильский в союзе с Рецином , царем Арамейским , угрожал Иерусалиму . Ахаз , царь Иудеи , обратился за помощью к Тиглатпаласару III , царю Ассирии . После того как Ахаз отдал должное Тиглатпаласару, [27] Тиглатпаласар разграбил Дамаск и Израиль, аннексировав Арам. [28] и территории колен Рувима , Гада и Манассии в Галааде, включая пустынные аванпосты Иетура , Нафиша и Нодава . Люди из этих племен, в том числе и вождь Рувимитян, были взяты в плен и переселены в район системы реки Хабур , в Халу , Хабор, Хару и Гозан ( 1 Паралипоменон 5:26 ). Тиглат-Пиласар также захватил территорию Неффалима и город Ианоах в Ефреме , а над областью Неффалима был поставлен ассирийский наместник. Согласно 4 Царств 16:9 и 2 Царств 15:29 , население Арама и присоединенной части Израиля было депортировано в Ассирию. [29]

Дань царю Северного царства « Ииую народа земли Омри » ( аккадский : 𒅀𒌑𒀀 𒈥 𒄷𒌝𒊑𒄿 ), изображенная на Черном обелиске Салманасара III , 841–840 гг. до н.э. [30] Это «единственное изображение израильского или иудейского монарха, которое мы имеем в древнем ближневосточном искусстве». [31]

Оставшаяся часть северного царства Израиля продолжала существовать на уменьшенной территории как независимое царство примерно до 720 г. до н.э., когда оно снова было захвачено Ассирией, а остальная часть населения была депортирована. Во время трехлетней осады Самарии на территории Ефрема ассирийцами Салманасар V умер, и ему наследовал Саргон II , который сам описывает взятие этого города так: «Самарию я посмотрел, я захватил; 27 280 человек, которые жили в нем я унес» в Ассирию. Таким образом, около 720 г. до н. э., спустя два столетия, царство десяти колен пришло к концу. Часть израильтянских пленников была переселена в область Хабура, а остальные — в землю Мидян , основав таким образом еврейские общины в Экбатане и Рагесе . В «Книге Товита» дополнительно записано, что Саргон увел других пленников из северного царства в ассирийскую столицу Ниневию , в частности Товита из города Фисба в Неффалиме. [ нужна ссылка ]

Еврейская Библия повествует, что население Израильского царства было изгнано и стало известно как Десять потерянных колен . На юге, на юге , остались колено Иуды , колено Симеона (которое было «поглощено» Иудой), колено Вениамина и народ колена Левия , живший среди них из первоначальной израильской нации. Иудейское царство. Иудейское царство продолжало существовать как независимое государство до 586 г. до н. э., когда оно было завоевано Нововавилонской империей .

Самаритянская версия [ править ]

Самаритянская традиция утверждает, что большая часть населения Израильского царства осталась на месте после ассирийского плена , включая колена Неффалима, Манассии, Вениамина и Левия – прародителей современных самаритян. В своей книге «Раскопанная Библия » израильские авторы Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман подсчитали, что только пятая часть (около 40 000) населения Израильского царства была фактически переселена из этой территории во время двух периодов депортации при Тиглатпаласаре III и Саргон II . [5] : 221  Многие члены этих северных племен также бежали на юг, в Иудейское царство. Иерусалим, по-видимому, увеличился в размерах в пять раз за этот период, что потребовало строительства новой стены и нового источника воды Силоам, который должен был быть предоставлен царем Езекией . [7]

Записанная история [ править ]

Часть израильской делегации царя Ииуя с дарами, Черный обелиск , 841–840 гг. до н.э. [32]

В своей книге «Раскопанная Библия » израильские авторы Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман подсчитали, что только пятая часть (около 40 000) населения северного царства Израиля была фактически переселена из этого региона во время двух периодов депортации при Тиглатпаласаре III. и Саргон II . [5] Не существует никаких известных небиблейских записей о том, что ассирийцы изгнали людей из четырех колен Израилевых: Дана , Ашера , Иссахара и Завулона . Описания депортации людей из Рувима , Гада , Манассии , Ефрема и Неффалима указывают на то, что только часть этих колен была депортирована, а места, куда они были депортированы, являются известными местами, указанными в отчетах. Депортированные общины упоминаются как еще существовавшие на момент составления « Книг царей» и «Хроник» и не исчезнувшие в результате ассимиляции. Во 2 Паралипоменон 30:1–18 прямо упоминаются северные израильтяне, которых пощадили ассирийцы, в частности народ Ефрема, Манассии, Ашера, Иссахара и Завулона, и как члены последних троих вернулись для поклонения в Храм в Иерусалиме во время царствование Езекии . [33]

Депортация Северного царства Ассирийской империей

Религия [ править ]

Израильского Религиозный климат Королевства, судя по всему, развивался по двум основным тенденциям. Первым было поклонение Яхве ; Религию древнего Израиля современные ученые иногда называют яхвизмом . [34] Однако в еврейской Библии говорится, что некоторые северные израильтяне также поклонялись Ваалу (см. 3 Царств 16:31 и цикл Ваала , обнаруженный в Угарите ). [34] Ссылка в Осии 10 на «разделённое сердце» Израиля. [35] может относиться к этим двум культовым обрядам, хотя, в качестве альтернативы, это может относиться к колебаниям между обращением за поддержкой к Ассирии и Египту. [36]

Еврейская Библия также утверждает, что Ахав позволил культовому поклонению Ваалу стать приемлемым для царства. Его жена Иезавель была дочерью финикийского царя Тира и поклонялась Ваалу ( 3 Царств 16:31 ). [37]

Королевские дома [ править ]

Согласно Библии, в Северном Королевстве за 208 лет существования было 19 королей из 9 различных династий.

Генеалогия царей Соединенного Королевства Израиля и Иудеи, Царства Израиля и царей Иудейского царства. Большинство историков следуют либо более старым хронологиям, установленным Уильямом Ф. Олбрайтом или Эдвином Р. Тиле , либо более новым хронологиям Гершона Галила и Кеннета Китчена , все из которых показаны ниже. Все даты указаны до н.э. / до н.э.

ассирийских отсылок к Израильскому Королевству ( Список предлагаемых Самария )

В таблице ниже перечислены все исторические ссылки на Израильское Царство (Самария) в ассирийских записях. [38] Имя короля Омри имеет ассирийскую форму «Хумри», его королевство или династия - это Бит-Хумри или подобное - «Дом Хумри / Омри».

Ассирийский царь Надпись Год Транслитерация Перевод
Салманасар III Курхские монолиты 853 г. до н.э. КУР сэр-'и-ла-аа "Израиль"
Салманасар III Черный обелиск , Фрагмент Калаха, Камень Курбаила, Камень Ашура 841 г. до н.э. из Ху-ум-ри-и "Омри"
Адад-нирари III Скажи аль-Риме Стелу 803 г. до н.э. КУР Са-ме-ри-на-аа «земля Самарии»
Адад-нирари III Нимрудская плита 803 г. до н.э. КУР <Бит>-Ху-ум-ри-и «Земля [Дома] Омри»
Тиглатпаласар III Лейярд 45б+ III Р 9,1 740 г. до н. э. [КУР са-ме-ри-и-на-аа] ["земля Самарии"]
Тиглатпаласар III Иранская стела 739–738 гг. до н. э. КУР са-м[э]-ри-и-на-а-[а] «земля Самарии»
Тиглатпаласар III Лейярд 50а+50б+67а 738–737 гг. до н.э. УРУ са-ме-ри-на-аа «город Самария»
Тиглатпаласар III Лейард 66 732–731 гг. до н.э. УРУ Са-ме-ри-на «город Самария»
Тиглатпаласар III III р 10,2 731 г. до н.э. КУР Э Ху-ум-ри-а «земля Дома Омри»
Тиглатпаласар III НД 4301 + 4305 730 г. до н.э. КУР Э Ху-ум-ри-а «земля Дома Омри»
Shalmaneser V Вавилонские хроники ABC1 725 г. до н.э. УРУ Са-ма/ба-ра-'-ин «город Самария»
Саргон II Призма Нимруда, Большая сводная надпись 720 г. до н.э. УРУ Са-ме-ри-на «город Самария»
Саргон II Дворцовая дверь, Маленькая сводная надпись, Надпись на цилиндре, Надпись быка 720 г. до н.э. КУР Бит-Ху-ум-ри-а «земля Омри»

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Дебаты описаны в Амихае Мазаре (2010), «Археология и библейское повествование: случай объединенной монархии» , стр. 29-30, сн. 2: «Что касается консервативных подходов, определяющих Объединенную монархию как государство «от Дана до Беэр-Шевы», включая «завоеванные царства» (Аммон, Моав, Эдом) и «сферы влияния» в Гешуре и Хамате, ср., например, Альстрем (1993), 455–542; Лемэр (1999); Мастерс (2003); Рейни (2006); Миллард (1997; 2008). историчность Объединенной монархии ср., например, Дэвис (1992), 67–68; другие предлагали «вождство», включающее небольшой регион вокруг Иерусалима, ср. Кнауф (1997), 81–85, 252–299; и Финкельштейн (1999). О «срединном» подходе, предполагающем объединенную монархию большего территориального масштаба, хотя и меньшего, чем библейское описание, см., например, Miller (1997), 229–262; , 92–101. Последний недавно предложил создать государство, включающее территории Иуды и Ефрема во времена Давида, которое впоследствии было расширено за счет включения территорий северной Самарии и территорий влияния в Галилее и Трансиордании. Нааман (1992; 1996) однажды признал основную биографию Давида достоверной, а затем отверг Объединенную монархию как государство, ср. идентификатор. (2007), 401–402».

Цитаты [ править ]

  1. ^
    • Роллстон, Крис А. (2010). Письменность и грамотность в мире древнего Израиля: эпиграфические свидетельства железного века . Общество библейской литературы. стр. 52–54. ISBN  978-1-58983-107-0 .
    • Компстон, Герберт Ф.Б. (1919). Надпись на стеле Меша .
  2. ^ Арье, Эран (2023). «Хананеи в меняющемся мире: Изреельская долина во время первого железного века» . У Коха — Идо; Липшиц, Одед; Серджи, Омер (ред.). От кочевничества к монархии?: Возвращаясь к Южному Леванту раннего железного века . Пенн Стейт Пресс. п. 120. ИСБН  978-1-64602-270-0 . [Т] растущая протоизраильская власть в центральной горной стране, из которой возникло Северное царство Израиля, [это] следует датировать первой половиной 10-го века до нашей эры.
  3. ^ Киллебрю, Энн Э., (2014). «Израиль в период II железного века» , в: Археология Леванта, Oxford University Press, стр. 733: «В Нижней Галилее [...] во время Железного IIA более ранние поселения Железного I были заброшены и, по-видимому, были заменены новыми крупными укрепленными объектами [и] знаковое обследование северной Самарии, проведенное Церталем [...] демонстрирует удвоение количества стоянок от Железо I до II [...] Исследование Финкельштейном и Ледерманом территории Ефрема выявило [] пики плотности поселений в более поздний период Железо II, при этом было выявлено более 200 поселений [...] "
  4. ^ Хасегава, Левин и Раднер 2018 , стр. 55.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2002) Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов , Саймон и Шустер, ISBN   978-0-684-86912-4
  6. ^ Младший, К. Лоусон (1998). «Депортация израильтян» . Журнал библейской литературы . 117 (2): 201–227. дои : 10.2307/3266980 . ISSN   0021-9231 . JSTOR   3266980 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Финкельштейн, Израиль (28 июня 2015 г.). «Переселение израильтян в Иудею после 720 г. до н.э.: ответ и обновленная информация» . Журнал науки Ветхого Завета . 127 (2): 188–206. дои : 10.1515/zaw-2015-0011 . ISSN   1613-0103 . S2CID   171178702 .
  8. ^ Шен и др. 2004 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Финкельштейн, Израиль (2013). Забытое царство: археология и история Северного Израиля . Общество библейской литературы. п. 158. ИСБН  978-1-58983-910-6 . OCLC   949151323 .
  10. ^ Финкельштейн, Израиль (2022). «Влияние кампании Шешок I на территориальную историю Леванта: обновленная информация» , «[...] Кампания Шешок I [...] привела к краху [...] раннего израильского государства в центральной части нагорье и прилегающих областях [и заменило его] Северным царством в Самарийском нагорье и Изреельской долине» (Резюме).
  11. ^ Финкельштейн, Израиль, (2022 г.): «...В центральной части страны [кампания Шошенка I] привела к упадку раннего израильского образования [государства Гаваона], вероятно, того, которое записано в Библии как Дом Саула и возвышение Северного царства, которое было сосредоточено вокруг Сихема и расширилось под эгидой фараонов до Изрееля – долины Беф-Сан...» (Краткое содержание).
  12. ^ Финкельштейн, Израиль, (2020). «Обновление Саула и нагорья Вениамина: роль Иерусалима» , в книге Иоахима Дж. Краузе, Омера Серги и Кристин Вейнгарт (ред.), Саул, Вениамин и возникновение монархии в Израиле: библейские и археологические перспективы , SBL Press , Атланта, Джорджия, с. 48, сноска 57: «...Они стали территориальными царствами позже: Израиль в первой половине девятого века до н.э., а Иуда во второй его половине...»
  13. ^ Серги 2023 , с. 77: «...почти через сто лет после разрушения Сихема... в этом регионе возник новый городской центр, сначала и только на короткое время в Телль-эль-Фарахе (Север), идентифицируемом как библейский Тирца. (Олбрайт, 1925)...»
  14. ^ Девер 2017 , с. 338.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Дэвис 2015 , с. 72.
  16. ^ См. Йоханан Ахарони и др. (1993) Библейский атлас Макмиллана , с. стр. 94, издательство Macmillan: Нью-Йорк; и Амихай Мазар (1992) Археология страны Библии: 10 000 – 586 гг. до н. э. , стр. 404, Нью-Йорк: Doubleday, см. стр. 406-410, где обсуждается археологическое значение Шомрона ( Самария ) при династии Омриде.
  17. ^ 2 короля 3
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Финкельштейн, Израиль (2013). Забытое царство: археология и история Северного Израиля . п. 74. ИСБН  978-1-58983-910-6 . OCLC   949151323 .
  19. ^ Дэвис 2015 , с. 72-73.
  20. ^ Дэвис 2015 , с. 73.
  21. ^ Дэвис 2015 , с. 3.
  22. ^ Дэвис 2015 , с. 71-72.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робертс 2016 , с. 203.
  24. ^ Робертс 2016 , с. 204.
  25. ^ Робертс 2016 , с. 206.
  26. ^ Робертс 2016 , с. 207.
  27. ^ 2 Царств 16: 7–9.
  28. ^ Лестер Л. Граббе (2007). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . Нью-Йорк: T&T Кларк. п. 134 . ISBN  978-05-67-11012-1 .
  29. ^ 2 Царств 16:9 и 15:29.
  30. ^ Куан, Джеффри Ка-Джин (2016). Неоассирийские исторические надписи и Сирия-Палестина: израильские/иудейско-тирско-дамасские политические и торговые отношения в девятом-восьмом веках до нашей эры . Wipf и Stock Publishers. стр. 64–66. ISBN  978-1-4982-8143-0 .
  31. ^ Коэн, Ада; Кангас, Стивен Э. (2010). Ассирийские рельефы из дворца Ашурнасирпала II: культурная биография . УПНЕ. п. 127. ИСБН  978-1-58465-817-7 .
  32. ^ Делич, Фридрих; МакКормак, Джозеф; Каррут, Уильям Герберт; Робинсон, Лидия Джиллингем (1906). Вавилон и Библия; . Чикаго, издательство «Открытый суд». п. 78.
  33. ^ 2 Паралипоменон 30: 1–18.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миллер, Патрик Д. (2000). Религия древнего Израиля . Лондон: СПКК. ISBN  978-0-664-22145-4 . OCLC   44174114 .
  35. ^ Осия 10:2 в Новой пересмотренной стандартной версии , но некоторые переводчики предпочитают слово «лживый», как в Новой международной версии .
  36. ^ Иерусалимская Библия (1966), сноска б к Осии 10:2.
  37. ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хирш, Эмиль Г.; Прайс, Ира Морис (1901–1906). «ИЕЗЕВЕЛЬ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  38. ^ Келле, Брэд, (2002). «Что в имени? Неоассирийские обозначения Северного царства и их значение для истории Израиля и библейской интерпретации» , Журнал библейской литературы, 121 (4), стр. 639–666 (см. таблицу на стр. 640).

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92b0fdb9902a3b2213f9b53d90c3c599__1718204040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/99/92b0fdb9902a3b2213f9b53d90c3c599.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kingdom of Israel (Samaria) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)