Королевство Израиль (Самария)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Королевство Израиль 𐤉𐤔𐤓𐤀𐤋 [1] | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 930 г. до н.э. – ок. 720 г. до н.э. | |||||||
Статус | Королевство | ||||||
Капитал | |||||||
Общие языки | Библейский иврит , израильский иврит | ||||||
Религия | |||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Король | |||||||
• 931–910 гг. до н. э. | Иеровоам I (первый) | ||||||
• 732– ок. 720 г. до н.э. | Осия (последний) | ||||||
Историческая эпоха | Железный век | ||||||
• Учредил | в. 930 г. до н.э. | ||||||
в. 720 г. до н.э. | |||||||
| |||||||
Сегодня часть |
Царство Израиль ( библейский иврит : מַמְלֶכֶת יִשְׂרָאֵל , латинизированный: Mamleḵeṯ Yīśrāʾēl ), или Королевство Самария , было израильским царством в Южном Леванте во время железного века , начало которого можно отнести к первой половине 10-го века до нашей эры. [2] Королевство контролировало территории Самарии , Галилеи и части Трансиордании. В 10 веке до нашей эры регионы Самария и Галилея пережили период большого количества поселений. [3] со столицей в Сихеме , а затем в Фирце . Королевством правила династия Омридов в 9 веке до нашей эры, политическим центром которой был город Самария .
Еврейская Библия изображает Израильское царство, также известное как Королевство Самария, как одно из двух государств-преемников Соединенного Королевства Израиля, которым управляли царь Давид и его сын Соломон , а другое — Иудейское царство на юге. Однако многие историки и археологи отвергают историчность Соединенного Королевства, изображенную в Библии. [Примечания 1]
Королевство Израиль было завоевано Неоассирийской империей около 720 г. до н.э. [4] Записи Саргона II Ассирийского . показывают, что он депортировал 27 290 израильтян – около одной пятой населения Израильского царства [5] – в Месопотамию; [6] эта депортация стала основой еврейской идеи десяти потерянных колен Израиля . Некоторые израильтяне переселились в южное царство Иуды. [7] в то время как те израильтяне, которые остались в Самарии, сосредоточились в основном вокруг горы Гаризим , стали известны как самаритяне . [8] [9] Иностранные группы также были расселены ассирийцами на территориях завоеванного царства. [9]
История [ править ]
По словам Исраэля Финкельштейна , кампания Шошенка I во второй половине X века до н.э. разрушила раннее государство Гаваона в центральном нагорье и сделала возможным начало Северного царства со столицей в Сихеме . [10] [11] около 931 г. до н.э. Израиль консолидировался как царство в первой половине 9 века до н.э. [12] со столицей сначала в Фирце , [13] и следующий в городе Самария с 880 г. до н.э. Существование этого израильского государства на севере задокументировано в надписях 9 века до нашей эры . [14] Самое раннее упоминание находится на Курхской стеле ок. 853 г. до н. э., когда Салманасар III упоминает «Ахава Израильтянина» плюс наименование «земля» и его десять тысяч войск. [15] Это царство включало бы части низменностей ( Шфела ), Изреельскую равнину, нижнюю Галилею и часть Трансиордании. [15]
Силы Ахава были частью антиассирийской коалиции, а это означало, что городская элита управляла царством, обладала царским и государственным культом с большими городскими храмами, а также имела писцов, наемников и административный аппарат. [15] Во всем этом оно было похоже на другие недавно основанные царства того времени, такие как Аммон и Моав . [15] Самария — один из наиболее общепризнанных археологических памятников библейского периода. [16] Примерно в 840 году до нашей эры стела Меша фиксирует победу Моава (на территории современной Иордании ) при царе Меше над Израилем, царем Омри и его сыном Ахавом . [17]
Археологические находки, древние ближневосточные тексты и библейские свидетельства свидетельствуют о том, что во времена Омридов Израиль правил в горной Галилее , в Асоре в верхней части долины реки Иордан , на большей части Трансиордании между Вади-Муджибом и Ярмуком и на прибрежной равнине Шарон . [18]
В ассирийских надписях Израильское царство упоминается как «Дом Омри ». [15] Черный обелиск Салманасара III упоминает Ииуя , сына Омри. [15] Неоассирийский император Адад-Нирари III совершил экспедицию в Левант около 803 г. до н. э., упомянутую в плите Нимруда, в которой говорится, что он отправился в «земли Хатти и Амурру, Тир, Сидон, циновку Ху-ум-ри (землю Омри), Эдом, Филистия и Арам (не Иуда)». [15] Рима Стела от того же царя вводит третий способ говорить о царстве, как о Самарии, во фразе « Иоас Самарийский ». [19] Использование имени Омри для обозначения царства все еще сохранилось и использовалось Саргоном II во фразе «весь дом Омри» при описании его завоевания города Самарии в 722 году до нашей эры. [20] Примечательно, что ассирийцы никогда не упоминали Иудейское царство до конца VIII века, когда оно было вассалом Ассирии: возможно, они никогда не имели с ним контактов, а возможно, считали его вассалом Израиля/Самарии или Арама. или, возможно, Южное королевство в этот период не существовало. [21]
В Библии [ править ]
Одним из традиционных источников по истории Израильского царства была еврейская Библия, особенно «Книги царей» и «Хроники» . Эти книги были написаны авторами в Иерусалиме , столице Иудейского царства. Будучи написанными в конкурирующем королевстве, они были вдохновлены идеологическими и теологическими точками зрения, которые влияют на повествование. [18] Анахронизмы, легенды и литературные формы также влияют на историю. Считается, что некоторые из записанных событий произошли спустя много времени после разрушения Израильского царства. Библейская археология как подтвердила, так и опровергла отдельные части библейского повествования. [18] Согласно еврейской Библии, существовало Соединенное Королевство Израиля ( Объединенная монархия ), которым правили из и его Иерусалима Давид сын Соломон , после смерти которых Израиль и Иуда разделились на два царства.
Первое упоминание имени Израиль встречается в египетской надписи на стеле Мернептаха , датируемой эпохой поздней бронзы (ок. 1208 г. до н.э.); это дает мало достоверной информации, но указывает на то, что название более позднего королевства было заимствовано, а не произошло от самого королевства. [22]
Отношения между царствами Израиля и Иуды [ править ]
Согласно еврейской Библии, в течение первых шестидесяти лет после раскола цари Иудеи пытались восстановить свою власть над северным царством, и между ними шла постоянная война. В течение следующих восьмидесяти лет между ними не было открытой войны, поскольку по большей части Иудея заключила военный союз с Арамом-Дамаском , открыв северный фронт против Израиля. [23] Конфликт между Израилем и Иудеей был временно урегулирован, когда Иосафат , царь Иудеи, заключил союз с царствующим домом Израиля Ахавом посредством брака. Позже сын и преемник Иософата, Иорам Иудейский , женился на дочери Ахава Гофолии , укрепив союз. [23] Однако сыновья Ахава были убиты Ииуем после его государственного переворота около 840 г. до н.э. [24]
От Азаила до Иеровоама II [ править ]
После поражения от Азаила Израиль начал период постепенного восстановления после походов Адад-Нирари III против Арама-Дамаска . [25] В конечном итоге это привело к периоду крупной территориальной экспансии при Иеровоаме II , который расширил владения королевства по всей Северной Трансиордании. После смерти Иеровоама II Королевство пережило период упадка в результате межпартийного соперничества и борьбы за трон. [26]
Разрушение Королевства, 732–720 гг . н.э. до
В ц. В 732 г. до н.э. царь Факей израильский в союзе с Рецином , царем Арамейским , угрожал Иерусалиму . Ахаз , царь Иудеи , обратился за помощью к Тиглатпаласару III , царю Ассирии . После того как Ахаз отдал должное Тиглатпаласару, [27] Тиглатпаласар разграбил Дамаск и Израиль, аннексировав Арам. [28] и территории колен Рувима , Гада и Манассии в Галааде, включая пустынные аванпосты Иетура , Нафиша и Нодава . Люди из этих племен, в том числе и вождь Рувимитян, были взяты в плен и переселены в район системы реки Хабур , в Халу , Хабор, Хару и Гозан ( 1 Паралипоменон 5:26 ). Тиглат-Пиласар также захватил территорию Неффалима и город Ианоах в Ефреме , а над областью Неффалима был поставлен ассирийский наместник. Согласно 4 Царств 16:9 и 2 Царств 15:29 , население Арама и присоединенной части Израиля было депортировано в Ассирию. [29]
Оставшаяся часть северного царства Израиля продолжала существовать на уменьшенной территории как независимое царство примерно до 720 г. до н.э., когда оно снова было захвачено Ассирией, а остальная часть населения была депортирована. Во время трехлетней осады Самарии на территории Ефрема ассирийцами Салманасар V умер, и ему наследовал Саргон II , который сам описывает взятие этого города так: «Самарию я посмотрел, я захватил; 27 280 человек, которые жили в нем я унес» в Ассирию. Таким образом, около 720 г. до н. э., спустя два столетия, царство десяти колен пришло к концу. Часть израильтянских пленников была переселена в область Хабура, а остальные — в землю Мидян , основав таким образом еврейские общины в Экбатане и Рагесе . В «Книге Товита» дополнительно записано, что Саргон увел других пленников из северного царства в ассирийскую столицу Ниневию , в частности Товита из города Фисба в Неффалиме. [ нужна ссылка ]
Еврейская Библия повествует, что население Израильского царства было изгнано и стало известно как Десять потерянных колен . На юге, на юге , остались колено Иуды , колено Симеона (которое было «поглощено» Иудой), колено Вениамина и народ колена Левия , живший среди них из первоначальной израильской нации. Иудейское царство. Иудейское царство продолжало существовать как независимое государство до 586 г. до н. э., когда оно было завоевано Нововавилонской империей .
Самаритянская версия [ править ]
Самаритянская традиция утверждает, что большая часть населения Израильского царства осталась на месте после ассирийского плена , включая колена Неффалима, Манассии, Вениамина и Левия – прародителей современных самаритян. В своей книге «Раскопанная Библия » израильские авторы Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман подсчитали, что только пятая часть (около 40 000) населения Израильского царства была фактически переселена из этой территории во время двух периодов депортации при Тиглатпаласаре III и Саргон II . [5] : 221 Многие члены этих северных племен также бежали на юг, в Иудейское царство. Иерусалим, по-видимому, увеличился в размерах в пять раз за этот период, что потребовало строительства новой стены и нового источника воды Силоам, который должен был быть предоставлен царем Езекией . [7]
Записанная история [ править ]
В своей книге «Раскопанная Библия » израильские авторы Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман подсчитали, что только пятая часть (около 40 000) населения северного царства Израиля была фактически переселена из этого региона во время двух периодов депортации при Тиглатпаласаре III. и Саргон II . [5] Не существует никаких известных небиблейских записей о том, что ассирийцы изгнали людей из четырех колен Израилевых: Дана , Ашера , Иссахара и Завулона . Описания депортации людей из Рувима , Гада , Манассии , Ефрема и Неффалима указывают на то, что только часть этих колен была депортирована, а места, куда они были депортированы, являются известными местами, указанными в отчетах. Депортированные общины упоминаются как еще существовавшие на момент составления « Книг царей» и «Хроник» и не исчезнувшие в результате ассимиляции. Во 2 Паралипоменон 30:1–18 прямо упоминаются северные израильтяне, которых пощадили ассирийцы, в частности народ Ефрема, Манассии, Ашера, Иссахара и Завулона, и как члены последних троих вернулись для поклонения в Храм в Иерусалиме во время царствование Езекии . [33]
Религия [ править ]
Израильского Религиозный климат Королевства, судя по всему, развивался по двум основным тенденциям. Первым было поклонение Яхве ; Религию древнего Израиля современные ученые иногда называют яхвизмом . [34] Однако в еврейской Библии говорится, что некоторые северные израильтяне также поклонялись Ваалу (см. 3 Царств 16:31 и цикл Ваала , обнаруженный в Угарите ). [34] Ссылка в Осии 10 на «разделённое сердце» Израиля. [35] может относиться к этим двум культовым обрядам, хотя, в качестве альтернативы, это может относиться к колебаниям между обращением за поддержкой к Ассирии и Египту. [36]
Еврейская Библия также утверждает, что Ахав позволил культовому поклонению Ваалу стать приемлемым для царства. Его жена Иезавель была дочерью финикийского царя Тира и поклонялась Ваалу ( 3 Царств 16:31 ). [37]
Королевские дома [ править ]
История Палестины |
---|
История Израиля |
---|
Израильский портал |
Согласно Библии, в Северном Королевстве за 208 лет существования было 19 королей из 9 различных династий.
ассирийских отсылок к Израильскому Королевству ( Список предлагаемых Самария )
В таблице ниже перечислены все исторические ссылки на Израильское Царство (Самария) в ассирийских записях. [38] Имя короля Омри имеет ассирийскую форму «Хумри», его королевство или династия - это Бит-Хумри или подобное - «Дом Хумри / Омри».
Ассирийский царь | Надпись | Год | Транслитерация | Перевод |
---|---|---|---|---|
Салманасар III | Курхские монолиты | 853 г. до н.э. | КУР сэр-'и-ла-аа | "Израиль" |
Салманасар III | Черный обелиск , Фрагмент Калаха, Камень Курбаила, Камень Ашура | 841 г. до н.э. | из Ху-ум-ри-и | "Омри" |
Адад-нирари III | Скажи аль-Риме Стелу | 803 г. до н.э. | КУР Са-ме-ри-на-аа | «земля Самарии» |
Адад-нирари III | Нимрудская плита | 803 г. до н.э. | КУР <Бит>-Ху-ум-ри-и | «Земля [Дома] Омри» |
Тиглатпаласар III | Лейярд 45б+ III Р 9,1 | 740 г. до н. э. | [КУР са-ме-ри-и-на-аа] | ["земля Самарии"] |
Тиглатпаласар III | Иранская стела | 739–738 гг. до н. э. | КУР са-м[э]-ри-и-на-а-[а] | «земля Самарии» |
Тиглатпаласар III | Лейярд 50а+50б+67а | 738–737 гг. до н.э. | УРУ са-ме-ри-на-аа | «город Самария» |
Тиглатпаласар III | Лейард 66 | 732–731 гг. до н.э. | УРУ Са-ме-ри-на | «город Самария» |
Тиглатпаласар III | III р 10,2 | 731 г. до н.э. | КУР Э Ху-ум-ри-а | «земля Дома Омри» |
Тиглатпаласар III | НД 4301 + 4305 | 730 г. до н.э. | КУР Э Ху-ум-ри-а | «земля Дома Омри» |
Shalmaneser V | Вавилонские хроники ABC1 | 725 г. до н.э. | УРУ Са-ма/ба-ра-'-ин | «город Самария» |
Саргон II | Призма Нимруда, Большая сводная надпись | 720 г. до н.э. | УРУ Са-ме-ри-на | «город Самария» |
Саргон II | Дворцовая дверь, Маленькая сводная надпись, Надпись на цилиндре, Надпись быка | 720 г. до н.э. | КУР Бит-Ху-ум-ри-а | «земля Омри» |
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Дебаты описаны в Амихае Мазаре (2010), «Археология и библейское повествование: случай объединенной монархии» , стр. 29-30, сн. 2: «Что касается консервативных подходов, определяющих Объединенную монархию как государство «от Дана до Беэр-Шевы», включая «завоеванные царства» (Аммон, Моав, Эдом) и «сферы влияния» в Гешуре и Хамате, ср., например, Альстрем (1993), 455–542; Лемэр (1999); Мастерс (2003); Рейни (2006); Миллард (1997; 2008). историчность Объединенной монархии ср., например, Дэвис (1992), 67–68; другие предлагали «вождство», включающее небольшой регион вокруг Иерусалима, ср. Кнауф (1997), 81–85, 252–299; и Финкельштейн (1999). О «срединном» подходе, предполагающем объединенную монархию большего территориального масштаба, хотя и меньшего, чем библейское описание, см., например, Miller (1997), 229–262; , 92–101. Последний недавно предложил создать государство, включающее территории Иуды и Ефрема во времена Давида, которое впоследствии было расширено за счет включения территорий северной Самарии и территорий влияния в Галилее и Трансиордании. Нааман (1992; 1996) однажды признал основную биографию Давида достоверной, а затем отверг Объединенную монархию как государство, ср. идентификатор. (2007), 401–402».
Цитаты [ править ]
- ^
- Роллстон, Крис А. (2010). Письменность и грамотность в мире древнего Израиля: эпиграфические свидетельства железного века . Общество библейской литературы. стр. 52–54. ISBN 978-1-58983-107-0 .
- Компстон, Герберт Ф.Б. (1919). Надпись на стеле Меша .
- ^ Арье, Эран (2023). «Хананеи в меняющемся мире: Изреельская долина во время первого железного века» . У Коха — Идо; Липшиц, Одед; Серджи, Омер (ред.). От кочевничества к монархии?: Возвращаясь к Южному Леванту раннего железного века . Пенн Стейт Пресс. п. 120. ИСБН 978-1-64602-270-0 .
[Т] растущая протоизраильская власть в центральной горной стране, из которой возникло Северное царство Израиля, [это] следует датировать первой половиной 10-го века до нашей эры.
- ^ Киллебрю, Энн Э., (2014). «Израиль в период II железного века» , в: Археология Леванта, Oxford University Press, стр. 733: «В Нижней Галилее [...] во время Железного IIA более ранние поселения Железного I были заброшены и, по-видимому, были заменены новыми крупными укрепленными объектами [и] знаковое обследование северной Самарии, проведенное Церталем [...] демонстрирует удвоение количества стоянок от Железо I до II [...] Исследование Финкельштейном и Ледерманом территории Ефрема выявило [] пики плотности поселений в более поздний период Железо II, при этом было выявлено более 200 поселений [...] "
- ^ Хасегава, Левин и Раднер 2018 , стр. 55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2002) Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов , Саймон и Шустер, ISBN 978-0-684-86912-4
- ^ Младший, К. Лоусон (1998). «Депортация израильтян» . Журнал библейской литературы . 117 (2): 201–227. дои : 10.2307/3266980 . ISSN 0021-9231 . JSTOR 3266980 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Финкельштейн, Израиль (28 июня 2015 г.). «Переселение израильтян в Иудею после 720 г. до н.э.: ответ и обновленная информация» . Журнал науки Ветхого Завета . 127 (2): 188–206. дои : 10.1515/zaw-2015-0011 . ISSN 1613-0103 . S2CID 171178702 .
- ^ Шен и др. 2004 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Финкельштейн, Израиль (2013). Забытое царство: археология и история Северного Израиля . Общество библейской литературы. п. 158. ИСБН 978-1-58983-910-6 . OCLC 949151323 .
- ^ Финкельштейн, Израиль (2022). «Влияние кампании Шешок I на территориальную историю Леванта: обновленная информация» , «[...] Кампания Шешок I [...] привела к краху [...] раннего израильского государства в центральной части нагорье и прилегающих областях [и заменило его] Северным царством в Самарийском нагорье и Изреельской долине» (Резюме).
- ^ Финкельштейн, Израиль, (2022 г.): «...В центральной части страны [кампания Шошенка I] привела к упадку раннего израильского образования [государства Гаваона], вероятно, того, которое записано в Библии как Дом Саула и возвышение Северного царства, которое было сосредоточено вокруг Сихема и расширилось под эгидой фараонов до Изрееля – долины Беф-Сан...» (Краткое содержание).
- ^ Финкельштейн, Израиль, (2020). «Обновление Саула и нагорья Вениамина: роль Иерусалима» , в книге Иоахима Дж. Краузе, Омера Серги и Кристин Вейнгарт (ред.), Саул, Вениамин и возникновение монархии в Израиле: библейские и археологические перспективы , SBL Press , Атланта, Джорджия, с. 48, сноска 57: «...Они стали территориальными царствами позже: Израиль в первой половине девятого века до н.э., а Иуда во второй его половине...»
- ^ Серги 2023 , с. 77: «...почти через сто лет после разрушения Сихема... в этом регионе возник новый городской центр, сначала и только на короткое время в Телль-эль-Фарахе (Север), идентифицируемом как библейский Тирца. (Олбрайт, 1925)...»
- ^ Девер 2017 , с. 338.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Дэвис 2015 , с. 72.
- ^ См. Йоханан Ахарони и др. (1993) Библейский атлас Макмиллана , с. стр. 94, издательство Macmillan: Нью-Йорк; и Амихай Мазар (1992) Археология страны Библии: 10 000 – 586 гг. до н. э. , стр. 404, Нью-Йорк: Doubleday, см. стр. 406-410, где обсуждается археологическое значение Шомрона ( Самария ) при династии Омриде.
- ^ 2 короля 3
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Финкельштейн, Израиль (2013). Забытое царство: археология и история Северного Израиля . п. 74. ИСБН 978-1-58983-910-6 . OCLC 949151323 .
- ^ Дэвис 2015 , с. 72-73.
- ^ Дэвис 2015 , с. 73.
- ^ Дэвис 2015 , с. 3.
- ^ Дэвис 2015 , с. 71-72.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робертс 2016 , с. 203.
- ^ Робертс 2016 , с. 204.
- ^ Робертс 2016 , с. 206.
- ^ Робертс 2016 , с. 207.
- ^ 2 Царств 16: 7–9.
- ^ Лестер Л. Граббе (2007). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . Нью-Йорк: T&T Кларк. п. 134 . ISBN 978-05-67-11012-1 .
- ^ 2 Царств 16:9 и 15:29.
- ^ Куан, Джеффри Ка-Джин (2016). Неоассирийские исторические надписи и Сирия-Палестина: израильские/иудейско-тирско-дамасские политические и торговые отношения в девятом-восьмом веках до нашей эры . Wipf и Stock Publishers. стр. 64–66. ISBN 978-1-4982-8143-0 .
- ^ Коэн, Ада; Кангас, Стивен Э. (2010). Ассирийские рельефы из дворца Ашурнасирпала II: культурная биография . УПНЕ. п. 127. ИСБН 978-1-58465-817-7 .
- ^ Делич, Фридрих; МакКормак, Джозеф; Каррут, Уильям Герберт; Робинсон, Лидия Джиллингем (1906). Вавилон и Библия; . Чикаго, издательство «Открытый суд». п. 78.
- ^ 2 Паралипоменон 30: 1–18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миллер, Патрик Д. (2000). Религия древнего Израиля . Лондон: СПКК. ISBN 978-0-664-22145-4 . OCLC 44174114 .
- ^ Осия 10:2 в Новой пересмотренной стандартной версии , но некоторые переводчики предпочитают слово «лживый», как в Новой международной версии .
- ^ Иерусалимская Библия (1966), сноска б к Осии 10:2.
- ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хирш, Эмиль Г.; Прайс, Ира Морис (1901–1906). «ИЕЗЕВЕЛЬ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Келле, Брэд, (2002). «Что в имени? Неоассирийские обозначения Северного царства и их значение для истории Израиля и библейской интерпретации» , Журнал библейской литературы, 121 (4), стр. 639–666 (см. таблицу на стр. 640).
Источники [ править ]
- Дэвис, Филип (2015). История Древнего Израиля . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-65582-0 .
- Девер, Уильям (2017). За пределами текстов: археологический портрет Древнего Израиля и Иуды . СБЛ Пресс. ISBN 978-0-88414-217-1 .
- Хасэгава, Шуичи; Левин, Кристоф; Рэднер, Карен, ред. (2018). Последние дни Израильского царства . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-056660-4 .
- Мазар, Амихай (2010). «Археология и библейское повествование: случай объединенной монархии» . В Краце, Рейнхард Г.; Шпикерманн, Герман (ред.). Один Бог – Один Культ – Одна Нация: археологические и библейские перспективы . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-022358-3 .
- Робертс, JJM (2016). «Расколотая монархия» . В Нидиче, Сьюзен (ред.). Уайли Блэквелл, спутник древнего Израиля . Джон Уайли и сыновья. стр. 197–212. ISBN 978-0-470-65677-8 .
- Серджи, Омер (2023). Два дома Израиля: формирование государства и истоки панизраильской идентичности . СБЛ Пресс. ISBN 978-1-62837-345-5 .
- Шен, Пейдун; Лави, Таль; Кивисилд, Тоомас; Чоу, Вивиан; Сенгун, Дениз; Гефель, Дов; Шпирер, Иссак; Вульф, Эйлон; Гилель, Йосси; Фельдман, Маркус В.; Офнер, Питер Дж. (2004). «Реконструкция отцовских и матрилиний самаритян и других израильских популяций на основе вариаций Y-хромосомы и последовательности митохондриальной ДНК» . Человеческая мутация . 24 (3): 248–260. дои : 10.1002/humu.20077 . ISSN 1059-7794 . ПМИД 15300852 . S2CID 1571356 .
Внешние ссылки [ править ]
- Об Израиле - Информационный центр Об Израиле
- Проект Ресурсного центра еврейской истории Центра исследований еврейской истории Динур Еврейского университета в Иерусалиме
- Полная библейская генеалогия. Синхронизированная таблица царей Израиля и Иудеи.
- Королевство Израиль (Самария)
- Древний Израиль и Иудея
- Заведения X века до нашей эры
- Разрушения 8-го века до н.э.
- Книги королей
- Бывшие монархии Азии
- Еврейская политика
- Политические образования в Земле Израиля
- Государства и территории, основанные в 10 веке до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в 8 веке до нашей эры.