Королевство Хана
Королевство Хана или Королевство Хана (конец 18 века до н. э. — середина 17 века до н. э.) — сирийское королевство из Земли Хана в районе среднего Евфрата к северу от Мари , включавшее древний город Терка . [1] Царство возникло во время упадка Первой Вавилонской династии . Более новая точка зрения состоит в том, что в то время жили только первые шесть правителей и что после междуцарствия Хана вновь возникла в период Среднего Вавилона под властью последних шести царей. [2] Схема датирования Ханы по низкой хронологии получила большую поддержку. [3] Царство располагалось в среднем Евфрате, недалеко от слияния реки Хабур . Ее столицей был город Терка .
Расположение
[ редактировать ]Королевство Хана располагалось на территориях, ранее принадлежавших правителям Мари. Правители Мари носили титул «Король Мари , Туттула и земли Хана». [4] [1] Поскольку Мари был заброшен после его разрушения Хаммурапи в ок. 1759 г. до н. э. ( среднее летоисчисление ) и Туттул определенно не входил в состав территорий нового государства, местонахождение Ханы отождествляется с территориями вокруг Мари. Ее столица Терка располагалась в 45 км к северу от Мари, ниже слияния реки Хабур, примерно на месте современного сирийского города Ашара .
История
[ редактировать ]Независимое королевство под руководством Мари, оно перешло в руки Старой Вавилонской империи , когда Хаммурапи уничтожил Мари. [5]
Во время правления вавилонского царя Авиешу (ок. 1711-1684 до н.э.) Вавилония потеряла свои территории на среднем Евфрате, где образовалось Ханское царство. Ее столица Терка была бывшим главным уездным городом времен последнего правителя Мари Зимрилима (1775-1761 гг. до н.э.). Никаких прямых свидетельств о взаимоотношениях нового государства и его царей с последними вавилонскими правителями Первой династии не имеется. Королевство, вероятно, было завоевано примерно в середине 15 века до нашей эры хурритским царством Митанни .
Ханейцы
[ редактировать ]Ханейцы были кочевой племенной конфедерацией, базирующейся вокруг среднего Евфрата на сирийско-иракской границе. [6] Ханейцы вели полукочевой образ жизни, характеризующийся сезонным перемещением стад овец, никогда не удалявшихся слишком далеко от рек и водопоев и возвращавшихся в свои поселения на сезон сбора урожая. Согласно ономастическим данным, они были связаны с другими западно-семитскими народами, известными как амореи , такими как вениаминиты, раввины и хабиру , первоначально пришедшие из пустынь Сирии. Контакт с оседлым населением приводит к постепенной трансформации населения в более оседлые сельские общины. [4]
История Ханейцев тесно связана с Марийским царством. Они были сильно представлены в долинах Евфрата и Хабура. Записи показывают, что в случае необходимости в районе Терки может собираться несколько тысяч человек. [4] Ханейцы широко использовались в качестве солдат правителями Мари после их покорения царем Яхдунлимом . В вооруженных силах Марии они были сгруппированы по кланам, которых известно около десяти. [4]
Касситское господство
[ редактировать ]Есть некоторые свидетельства связи между царством Хана и касситами , которые стали доминировать в Вавилонии в последующие столетия. Из сохранившегося списка правителей Ханы имя одного царя Хаштилиаша явно указывает на касситское происхождение. [4] Касситский элемент присутствует и в названии канала, вырытого одним из других правителей. [4]
Одна дарственная надпись, сохранившаяся в более поздних копиях, сообщает о возвращении статуи Мардука из Ханы Агумом II (Агум-Какриме), более поздним касситским царем, скорее всего, первым, кто правил большей частью Вавилонии (около 1570 г. до н. э.). Часть надписи, в которой упоминается Хана, гласит:
- Я послал в далекую страну, в страну Ханеев, и они привели Мардука и Сарпаниту обратно ко мне. Я вернул Мардука и Сарпаниту, тех, кто любит мое правление, Эсагилу и Вавилону. Я вернул их в храм, что Шамаш подтвердил мне в ходе моего расследования. [7]
Даже если текст не передает ясно отношения между касситом Агумом II и «ханеями» на тот момент, он, тем не менее, связывает Хану с разграблением Вавилонии хеттским царем Мурсилием I в 1595 г. Касситская династия в Вавилонии. Вполне возможно, что после первых столкновений с вавилонской Самсуилуной касситы, родом из гор Загрос, отошли на север, оккупировав и установив контроль над средним Евфратом, включая земли Ханы. [8] Также разумно предположить некое сотрудничество между хеттами и Ханой, поскольку вторгшиеся армии Муршилиша I должны были пройти через ее территории. Такой союз, возможно, способствовал захвату власти в Вавилоне касситами через несколько лет после отступления хеттов. [9] [10]
Эта более поздняя неоассирийская копия надписи, которая якобы подробно описывает возвращение из Ханы культовых статуй города Вавилона, утраченных при падении этого города, обычно считается подделкой. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Подани, Аманда. Х (2002). Земля Хана . Университетское издательство Мэриленда. ISBN 978-1883053482 .
- ^ Аманда Х. Подани, Средневавилонская дата царства Хана, Журнал клинописных исследований, том. 43/45, стр. 53–62, (1991–1993 гг.)
- ^ Подани, Аманда Х. «Хана и низкая хронология». Журнал ближневосточных исследований, том. 73, нет. 1, 2014, стр. 49–71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Соллбергер (1973). Э. Сольбергер; КЭС Эдвардс; Си Джей Гэдд; NGL Hammond (ред.). История Ближнего Востока и Эгейского региона, ок. 1800–1380 до н.э. (3-е изд.). Лондон: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521082303 .
- ^ Джорджио Буччеллати, Королевство и период Ханы, Бюллетень американских школ восточных исследований, вып. 270, Древняя Сирия, стр. 43–61, (май 1988 г.)
- ^ Космин, Павел. Дж (2014). Земля королей слонов . Издательство Гарвардского университета. п. 108. ИСБН 978-0674728820 . Космин цитирует Джорджио Буччеллати (1988), «Царство и период Ханы».
- ^ Лонгман, Тремпер. Вымышленная аккадская автобиография: общее и сравнительное исследование, 1991, с. 222.
- ^ Койпер, Кэтлин. Месопотамия: самая ранняя цивилизация в мире, 2011.
- ^ Ниссен Х.Дж., Гейне П. От Месопотамии до Ирака: краткая история, 2009.
- ^ Саггс, HWF вавилоняне, 2000.
- ^ Сюзанна Паулюс, «Мошенничество, подделка и художественная литература: есть ли еще надежда на Агум-Какриме?», Журнал клинописных исследований, том. 70, стр. 115–66, 2018 г.