Иеровоам
Иеровоам ירבעםИеровоам | |
---|---|
Король Северного Израиля | |
Царствование | 931/22 – 910/901 до н.э. (ориентировочно) |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Надав |
Рожденный | неизвестный Соединенное Королевство Израиля |
Умер | 910/901 г. до н.э. (ориентировочно) Фирца , Северное Королевство Израиля |
Супруг | Ано (назван только в Септуагинте ) |
Проблема | Авия Надав |
Дом | Новый дом, колено Ефремово |
Отец | Растения |
Мать | небеса |
Иеровоам I ( / ˌ dʒ ɛr ə ˈ b oʊ . əm / ; иврит : יָרָבְעָם Яроем ; Греческий : Ἱεροβοάμ , латинизированный : Hieroboam ) был, согласно еврейской Библии , первым царем северного Израильского царства после восстания десяти колен против Ровоама , положившего конец Объединенной монархии .
Уильям Ф. Олбрайт датирует свое правление 922–901 гг. до н.э., а Эдвин Р. Тиле предлагает даты 931–910 гг. до н.э. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Яродам Обычно считается, что слово יָרָבְעָם произошло от слова rīḇ. Ребро и ам עַם , что означает «народ борется» или «он защищает дело народа». Альтернативно это слово переводится как «его людей много» или «он увеличивает народ» (от רבב rbb , что означает «увеличивать») или даже «тот, кто противостоит народу». В Септуагинте он назван Иеровоамом (Ἱεροβοάμ). [ 2 ]
Библейский фон
[ редактировать ]Иеровоам был сыном Навата , ефремлянина из Зереды . Его мать, [ а ] по имени Церуа (צרוע «прокаженный») была вдовой. [ 3 ] У него было как минимум два сына, Авия. [ 4 ] и Надав ; Надав сменил Иеровоама на престоле.
Царь Соломон поручил юному Иеровоаму руководить своими соплеменниками при строительстве крепости Милло в Иерусалиме и других общественных работах, и он, естественно, стал осведомлен о широко распространенном недовольстве, вызванном расточительством, которым было отмечено правление Соломона. [ 5 ]
Под влиянием слов пророка Ахии , [ 6 ] он начал составлять заговоры с целью стать царем десяти северных племен; но они были обнаружены, и он бежал в Египет , где оставался под защитой фараона Сисака до смерти Соломона. После этого события он вернулся и участвовал в составе делегации, посланной просить нового царя Ровоама снизить налоги. [ 7 ] После того, как Ровоам отклонил их прошение, десять колен отказались от верности дому Давида и провозгласили Иеровоама своим царем, образовав северное царство Израиля (Самарию). Первоначально только колена Иуды и Вениамина остались, чтобы сформировать оставшееся Иудейское царство, лояльное Ровоаму. [ 7 ]
Храмы
[ редактировать ]Иеровоам перестроил и укрепил Сихем как столицу северного царства и, опасаясь, что паломничество в храм в Иерусалиме предписанное Законом может дать возможность его народу вернуться к своей прежней верности, он построил два государственных храма. [ 8 ] с золотыми тельцами , один в Вефиле , а другой в Дане . [ 5 ] Хотя библейский текст критикует Иеровоама за его культовую деятельность в 3 Царств, [ 9 ] Поклонение теленку не было чем-то новым в израильском ритуале, а представляло собой возрождение более раннего ритуала. Вефиль и Дан уже были культовыми местами. [ нужна ссылка ] . Иеровоам далее отклонился от нормативного закона Торы , перенеся праздник Суккот на восьмой месяц вместо седьмого (возможно, добавив високосный месяц в Элул ). [ 10 ]
Согласно раввинистической литературе , у Гиезия был магнит, с помощью которого он поднял идола, сделанного Иеровоамом, так, что он оказался между небом и землей; на нем было выгравировано «Яхве», и в результате идол (телец) произнес первые два слова Декалога (ib.). [ 11 ]
Согласно 3 Царств, [ 12 ] В то время как Иеровоам занимался воскурением фимиама в Вефиле , «человек Божий» предупредил его, что «в доме Давида родится сын по имени Иосия», который разрушит жертвенник (имеется в виду иудейский царь Иосия , который будет править примерно триста лет спустя). Когда Иеровоам попытался арестовать пророка за его смелые слова неповиновения, рука царя «высохла», и жертвенник, перед которым он стоял, был разорван на части. По просьбе человека Божия рука ему снова была возвращена, но чудо не произвело на него неизгладимого впечатления. [ 13 ] Иеровоам предложил гостеприимство человеку Божьему, но оно было отклонено не из презрения, а из повиновения повелению Бога. [ 14 ] Пророчество исполняется в 2 Царств. [ 15 ]
Идентичность связанных фигур
[ редактировать ]Иосиф Флавий и Иероним идентифицируют «человека Божьего», который предупредил Иеровоама, как провидца по имени Иддо . [ 16 ]
Жена Иеровоама — персонаж еврейской Библии . Хотя в масоретском тексте она не названа , в Септуагинте она появляется как египетская принцесса по имени Ано:
- И дал Сусаким Иеровоаму Ано, старшую сестру Фекемины , жену свою, ему в жену; она была великой среди дочерей короля... [ 17 ]
В 1 Царств, [ 18 ] Сын Иеровоама Авия заболевает, и Иеровоам отправляет свою жену к пророку Ахии. Однако послание Ахии состоит в том, что Авия умрет, что он и делает. Согласно «Еврейской энциклопедии» , добро, которое сделал Авия, за которое его положили в могилу («Раввинская литература: отрывок, 3 Царств, 14. 13, в котором есть упоминание о «какой-то доброй вещи [найденной в нем ] к Господу Богу Израиля») интерпретируется (М. Х. 28б) как намек на мужественный и благочестивый поступок Авии, устранивший часовых, поставленных его отцом на границе между Израилем и Иудой, чтобы предотвратить паломничество в Иерусалим. Некоторые утверждают, что что Авия сам совершил паломничество». [ 19 ]
Война с Иудой
[ редактировать ]Согласно еврейской Библии, Иеровоам находился в «постоянной войне с домом Иуды». [ 20 ] Хотя южное королевство не предприняло серьезных военных усилий для восстановления власти над севером, существовал длительный пограничный спор, борьба за который продолжалась во время правления нескольких королей с обеих сторон, прежде чем была окончательно урегулирована.
На восемнадцатом году правления Иеровоама царем Иудеи стал Авия (также известный как Авиям), сын Ровоама. [ 21 ] За время своего короткого трехлетнего правления Авия приложил немало усилий, чтобы вернуть Израильское царство под свой контроль. Он провел крупную битву против Иеровоама в горах Ефремовых . Согласно Книге Паралипоменон, у Авии было 400 000 человек, а у Иеровоама — 800 000. [ 22 ] В библейских источниках упоминается, что Авия обратился к армиям Израиля, призывая их подчиниться и позволить Царству Израиля снова стать целостным: [ 23 ] но его мольба осталась без внимания. Затем Авия сплотил свои войска фразой, которая с тех пор стала знаменитой: «Бог с нами как наш вождь». В библейском повествовании говорится, что его элитные воины отразили движение клешней, чтобы разгромить войска Иеровоама, убив 500 000 из них. [ 24 ]
Иеровоам был искалечен этим тяжелым поражением от Авии и не представлял особой угрозы для Иудейского царства до конца своего правления. [ 25 ] Он также потерял города Вефиль, Иешана и Ефрон с окрестными деревнями. [ 26 ] Иеровоама Вефиль был важным центром культа Золотого Тельца (священниками которого были нелевиты). [ 27 ] расположен на южной границе Израиля, который был передан колену Вениамина Иисусом Навином , как и Ефрон, который, как полагают, является Офрой , которая была передана колену Вениамина Иисусом Навином. [ 28 ]
Иеровоам умер вскоре после Авияма.
Комментарий к источникам
[ редактировать ]Рассказ о жизни Иеровоама, как и всех его преемников, заканчивается формулой «А остальные деяния Иеровоама, как он воевал и как царствовал, вот, записаны в книге летописей царей». Израиля». [ 29 ]
« Хроники царей Израиля », вероятно, составленные писцами этих царей или полученные от них, вероятно, являются источником основных фактов жизни и правления Иеровоама, хотя составители дошедшей до нас Книги Царств ясно выборочное его использование и добавление враждебных комментариев. Его семья в конечном итоге была уничтожена.
Пророчества о гибели как дома Иеровоама , так и северного царства в целом («Ибо Господь поразит Израиль... и искоренит Израиль из этой доброй земли, которую Он дал отцам их». и рассею их за реку». [ 30 ] могло быть составлено задним числом, уже после того, как описанные события уже произошли. Альтернативно, пророчество могло быть логическим выводом. Иудея только что была завоевана и превращена в вассала Египта, в то время как Израиль стоял между Египетской и Месопотамской империями.
Вполне вероятно, что история о золотом тельце в пустыне [ 31 ] был составлен как полемика против восстановления культа Иеровоама, утверждая, что его происхождение несовместимо с поклонением ЯХВЕ. [ 7 ]
Томас Ремер утверждал, что Иеровоама I, возможно, не существовало и что редакторы девтерономизма передали данные времен правления Иеровоама II Иеровоаму I, [ 32 ] хотя Лестер Л. Граббе считает эту теорию маловероятной. [ 33 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Иеровоама изображает Николас Грейс в «Соломоне и Савском» (1995) и Ричард Диллейн в «Соломоне» (1997). Оба эти фильма телевизионные.
В пределах стандартных размеров бутылок для спиртных напитков Jeroboam (также называемый Double Magnum) содержит 3 литра (101,4 жидких унции). Ровоам содержит 4,5 литра (152,2 жидких унции). [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Альтернативная интерпретация английского текста утверждает, что Церуа была бабушкой Иеровоама и матерью Навата . Но это не подтверждается еврейским источником. Кроме того, в « Книгах царей» принято перечислять имена матерей царей по случаю начала их правления.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тиле 1983 .
- ^ «Учебный словарь: Иеровоам» . Среда обучения NeXtBible. Архивировано из оригинала 15 марта 2007 г. Источник транслитерации и объяснение значения.
- ↑ Библия 1 Царств 11:26.
- ↑ Библия 1 Царств 14:1.
- ^ Jump up to: а б Дрисколл 1910 г.
- ↑ Библия 1 Царств 11:29–39.
- ^ Jump up to: а б с Одед и Сперлинг 2006 , с. 142.
- ^ Коллинз, Джон Дж., Краткое введение в еврейскую Библию , Fortress Press (2007), стр. 47
- ↑ Библия 1 Царств 12:25–33.
- ^ Кляйн, Реувен Хаим (2018). «Високосный месяц, созданный Иеровоамом» (PDF) . Еврейская Библия Ежеквартально . 46 (1): 13–18. дои : 10.17613/M6P843V9D .
- ^ Гиезий в Еврейской энциклопедии
- ^ Библия 1 Царств 13: 1–6.
- ↑ Библия 1 Царств 13:33.
- ↑ Гилл, Дж., Изложение всей Библии Гилла на 3 Царств 13 , по состоянию на 19 октября 2017 г.
- ^ Библия 2 Царств 23: 15–16.
- ^ «TO IT — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com .
- ^ 3 Царств 12:24д , Новый английский перевод Септуагинты
- ^ Библия 1 Царств 14
- ^ Еврейская энциклопедия - «Отрывок из 3 Царств, XIV, 13, в котором есть ссылка на« что-то хорошее [найденное в нем] по отношению к Господу Богу Израиля », интерпретируется (М. Х. 28b) как намек на мужественный и благочестивый поступок Авии, устранившего часовых, поставленных его отцом на границе между Израилем и Иудеей, чтобы предотвратить паломничество в Иерусалим. Некоторые утверждают, что он сам совершил паломничество».
- ↑ Библейский словарь Смита: Иеровоам , по состоянию на 2 августа 2017 г.
- ↑ Библия 2 Паралипоменон 13:1.
- ↑ Библия 2 Паралипоменон 13:3.
- ^ Библия 2 Паралипоменон 13: 4–12.
- ↑ Библия 2 Паралипоменон 13:17.
- ^ Библия 2 Паралипоменон 13:20.
- ↑ Библия 2 Паралипоменон 13:19.
- ↑ Библия 1 Царств 12:25–33.
- ^ Библия Иисуса Навина 18: 20–28 , особенно. 23
- ^ Библия 1 Царств 14 , 19.
- ↑ Библия 1 Царств 14:15.
- ^ (ср. 3 Царств 12:28 с Исходом 32:4).
- ^ Ремер, Томас. «Как Иеровоам II стал Иеровоамом I», HeBAI 6/3, 2017, 372–382. «Второзаконные редакторы Книги Царств почти ничего не говорят о правлении Иеровоама II. Это можно объяснить тем, что они перенесли основание святилищ Дана и Вефиля ко времени Иеровоама I».
- ^ Граббе, Лестер Л. (2017). «Иеровоам I? Иеровоам II? Или Иеровоам 0? Иеровоам в истории и традициях». В Липшиц, О.; Гадот, Ю.; Адамс, MJ (ред.). Переосмысление Израиля: исследования по истории и археологии древнего Израиля в честь Израиля Финкельштейна . Айзенбрауны. стр. 115–123. ISBN 978-1-57506-787-2 .
- ^ «Размеры бутылок для спиртных напитков: полное руководство | TricorBraun» . www.tricorbraun.com . Проверено 18 августа 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Дрисколл, Джеймс Ф. (1910). Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Одед, Бустанай; Сперлинг, С. Дэвид (2006). Энциклопедия иудаики . Том. 11 (2-е изд.).
- Тиле, Эдвин (1983) [1951]. Загадочные числа еврейских царей (3-е изд.). Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель. ISBN 0-8254-3825-Х . , ISBN 978-0-82543825-7