Jump to content

Дэн (древний город)

Координаты : 33 ° 14'56 "N 35 ° 39'07" E  /  33,249 ° N 35,652 ° E  / 33,249; 35 652
Тель Дан
תל דןТель Дан
Восстановленные ворота бронзового века в Тель-Дане
Дан (древний город) находится в Израиле.
Дэн (древний город)
Показано в Израиле
Альтернативное название Таль Аль-Кади
Расположение  Израиль
Координаты 33 ° 14'56 "N 35 ° 39'07" E  /  33,249 ° N 35,652 ° E  / 33,249; 35 652
Тип сохранившиеся руины
История
Основан в. 4500 г. до н.э.
Заброшенный в. 733 г. до н.э.
Периоды Неолит , бронзовый век , железный век
Культуры Неолит , ханаанцы , израильтяне
Примечания к сайту
Публичный доступ да
Веб-сайт Природный заповедник Тель-Дан

Дан ( иврит : דן ) — древний город, упомянутый в еврейской Библии , описываемый как самый северный город Израильского царства . [1] и принадлежавший к колену Дана , своего тезки. Позже на этом месте было построено царское святилище Иеровоамом . [2]

Город отождествляется с теллем , расположенным в Верхней Галилее на севере Израиля , известным как Тель-Дан ( תל דן ‎; «Курган Дана») на иврите и Телль эль-Кади («Курган Судьи») на арабском языке , популярный перевод древнееврейского названия. [3] Это место было постоянно заселено, начиная с раннего бронзового века и заканчивая железным веком II, во времена Израильского царства. Хотя данные свидетельствуют о периоде запустения в персидскую эпоху , позже он был перестроен в эллинистический город с примечательной святыней. [3]

Идентификация и имена

[ редактировать ]

В еврейской Библии говорится, что до завоевания коленом Дана это место было известно как Лаиш с различными вариантами написания в Книгах Иисуса Навина , Судей и Исайи . [4] В Иисусе Навине 19:47 оно называется Лешем , что означает «драгоценность». [5] В Исаии 10:30 есть альтернативное имя Лаиша в ряде переводов «Львица» . [6]

Раввинистические произведения , [7] и такие писатели, как Филосторгий , Теодорит , Вениамин Туделинский и Самуил бен Самсон , все неправильно отождествляли Дана или Лаиша с Баниасом (Панеасом). [8] [9] [10] Евсевий Кесарийский более точно помещает Дана/Лаиша в окрестностях Панея, на четвертой миле пути в Тир . [10]

Арабское название археологического объекта Телль-эль-Кади , что означает «рассказ судьи», обыгрывает различие между арабским «дин» и еврейским «дан», предлагая популярный перевод древнееврейского имени. [3] Швейцарский путешественник XIX века Иоганн Людвиг Буркхардт определил источник реки Иордан, носивший название «Дхан» ( арабский : ضان ), в своем путеводителе, опубликованном посмертно в 1822 году. [11] Американский военно-морской офицер Уильям Ф. Линч был первым, кто в 1849 году определил Телль-эль-Кади как место расположения древнего города Дан. [12] Три года спустя Эдвард Робинсон сделал то же самое заявление: [13] и эта идентификация теперь надежно принята. [2]

Тель Дан — современное израильское название этого места, основанное на оригинальном библейском названии. [5]

География

[ редактировать ]

Дан расположен в местности, известной как Галилея Панхандл , которая является частью Верхней Галилеи. На западе находится южная часть горы Ливан ; к востоку и северу — горы Хермон . Тающий снег с гор Хермон обеспечивает большую часть воды реки Иордан и проходит через Дан, что делает близлежащую территорию очень плодородной. Из-за пышной растительности территория вокруг Дэна кажется несколько неуместной в засушливом регионе вокруг него. Благодаря своему расположению недалеко от границы с Сирией и Ливаном на крайнем севере территории, которая подпадала под британский мандат в Палестине , это место имеет долгую и часто ожесточённо оспариваемую современную историю, последний раз во время Шестидневной войны 1967 года .

Библейское повествование

[ редактировать ]

Лаиш/Лешем

[ редактировать ]

Согласно Книге Судей , до того, как колено Дана заняло эту землю, город был известен как Лаиш ( Судьи 18:7, 14, 27–29 ), что означает лев или, скорее, львица. [14] [15] Книга Иисуса Навина 19:47 , хотя и рассказывает ту же историю, что и Книга Судей 18, называет город Лешем, что заставляет исследователей считать его тем же самым местом. [14]

Лаиш был в союзе с сидонцами . Это могло указывать на то, что они были финикийцами (сидонийцы были финикийцами из города Сидон ), которые могли быть, а могли и не быть ханаанцами . Альянс принес мало практической пользы из-за удаленности Лаиша от Сидона и находящихся между ними Ливанских гор. Город также был изолирован от ассирийцев и Арама горами Хермон; Септуагинта упоминает , что город не мог заключить союз с арамейцами. [ нужна ссылка ] В масоретском тексте арамейцы не упоминаются, а вместо этого утверждается, что город не имел никаких отношений ни с одним человеком исследователи текста считают, что это ошибка переписчика , поскольку адхам ( человек ) является ошибкой для Арама . [16]

Израильский город Дан

[ редактировать ]
израильского периода В Дане обнаружено культовое помещение

Согласно истории об идоле Михея в Книге Судей , колено Даново в тот момент не имело никакой территории под своим именем ( Судьи 18:1 ), и поэтому, разведав землю, в конце концов решило напасть на Лаис, поскольку земля вокруг него была плодородной, а город был демилитаризован. В Библии описывается племя Дана с 600 мужчинами, жестоко разгромившими народ Лаиша и сожгшими его дотла, а затем построившими на том же месте свой город. В повествовании говорится, что Лаиш стал известен как Дан в честь племени. Затем они воздвигли святилище, в котором хранился идол, украденный у Михея, которому служил священник, внук Моисея. Позднее святилище получило одного из двух золотых тельцов Иеровоама и оставалось в использовании до «времени пленения земли» и до того времени, пока «дом Божий» перестал находиться в Силоме . Ученые полагают, что первое относится к ассирийскому завоеванию Израильского царства Тиглатпаласаром III в 733/732 году, а второе относится ко времени Езекии. российская религиозная реформа; [17] альтернативная возможность, однако, поддерживаемая меньшинством ученых, заключается в том, что «время пленения земли» является ошибкой переписчика и должно читаться как «время пленения Ковчега», имея в виду битву при Эбен-Эзере , и Захват Ковчега филистимлянами и прекращение существования «дома Божия» в Силоме также относится к этому. [17]

Поклонение золотому тельцу

[ редактировать ]

Согласно 4 Царств 10:29 и 2 Паралипоменон 13:8 , Иеровоам поставил двух золотых тельцов богами в Вефиле и Дане. Исследователи текстов полагают, что именно отсюда берет свое начало элогистская история о золотом тельце Аарона из-за противодействия в некоторых слоях израильского общества, включая элохистов, кажущемуся идолопоклонству Иеровоама. [18] Однако некоторые исследователи Библии полагают, что Иеровоам пытался превзойти Храм в Иерусалиме , создав престол Бога, который охватывал все Израильское Царство, а не только небольшое пространство над Ковчегом Завета в Иерусалиме. Святая Святых в иерусалимском храме Иуды была представлена ​​херувимами с обеих сторон, поэтому Иеровоам мог использовать тельцов для обозначения сторон своего святилища, подразумевая, что все его царство было равно по святости Ковчегу. [19]

Археология

[ редактировать ]

Согласно археологическим раскопкам на этом месте, город первоначально был заселен в период позднего неолита (около 4500 г. до н.э.), а где-то в четвертом тысячелетии до н.э. он был заброшен почти на 1000 лет. [20]

Бронзовый век

[ редактировать ]

Лаиш был укрепленным поселением в эпоху ранней бронзы . [21] Египтяне проклинали Лаиша в текстах проклятий, написанных во времена Среднего царства (21–17 вв. до н. э.), но повторение в таких текстах формул из более старых, датируемых Старым царством (27–22 вв. до н. э.), по-видимому, указывает на то, что они отражали историческая реальность раннего бронзового века, а не Среднего бронзового века . [22]

Экскаваторы Тель-Дана обнаружили городские ворота, сделанные из сырцового кирпича на вершине мегалитических базальтовых блоков, называемых ортостатами . [23] По оценкам, он был построен в эпоху средней бронзы, около 1750 г. до н.э. [24] По состоянию на 2009 год три составляющие его «настоящие» арки были старейшими в мире законченными и отдельно стоящими монументальными арками из сырцового кирпича. [24] Его популярное название — Ворота Авраама, в связи с библейской историей о том, как Авраам отправился в Дан, чтобы спасти своего племянника Лота ( Бытие 14:14 :). Ворота были отреставрированы в конце 2000-х годов и стали популярной туристической достопримечательностью. [25]

В 15 веке до нашей эры Тутмос III завоевал Дана (называемого Лайшей ) вместе с другими (египетские иероглифы не различали L и R). [26] [27]

Железный век

[ редактировать ]
Израильские внешние ворота
Стела Тель-Дан . Еврейские буквы «BYTDWD», означающие «Дом Давида», выделены.

Во время железного века I уход египтян из Ханаана привел к тому, что Дан, возможно, стал независимым образованием до 10 века до нашей эры, когда он был аннексирован Израилем или одним из арамейских царств. [28]

Израильская городская стена и ворота

[ редактировать ]

Израильские ворота были построены в другом месте, чем Ханаанские ворота.

В 1992 году, чтобы привести территорию в порядок и представить ее посетителям, была вывезена куча мусора. [ где? ] который датируется временем разрушения города ассирийцами Тиглатпаласаром III в 733/2 г. до н.э. Неизвестные ранее ворота [ где? ] в городе был обнаружен. Входной комплекс вел во двор, мощеный камнем, с невысокой каменной площадкой. [ нужны разъяснения ] . В 9 веке до нашей эры подиум [ нужны разъяснения ] был расширен, построены крупные укрепления — городская стена с контрфорсами и сложные ворота. Подиум [ нужны разъяснения ] был расширен еще в 8 веке до нашей эры Иеровоамом II , а затем разрушен Тиглатпаласаром III. [29] [ не удалось пройти проверку ]

Тель Дан в 1969 году

Место короля или судьи

[ редактировать ]

У израильских ворот находится приподнятая квадратная платформа, на которую ведут две ступеньки. Украшенные каменные гнезда в углах, возможно, предназначались для крепления шестов навеса. Возможно, это было основание царского трона, на котором он судил. [30]

Тел и Стела

[ редактировать ]

Внутри остатков городской стены, недалеко от входа во внешние ворота, были найдены части стелы. [31] На базальтовом камне имеется арамейская надпись, относящаяся к одному из царей Дамаска ; археологи полагают, что царь, о котором идет речь, - Азаил (ок. 840 г. до н.э.), [32] хотя меньшинство утверждает, что вместо этого речь идет о Бен-Хададе (ок. 802 г. до н.э.). [33] Осталась небольшая часть надписи с текстом, содержащим буквы «ביתדוד» ( BYTDWD ), которые, по мнению большинства археологов, относятся к «Дому Давида» ( Бет Давид на иврите) . [34] [35] ) В строке выше текст читается как «MLK YSR'L», то есть «Царь Израиля». В еврейском письме той эпохи нет гласных , что делает надпись первым случаем, когда имя Давид было найдено на археологических раскопках, датируемых ранее 500 г. до н.э.

Дан пострадал в эпоху экспансии арамеев , так как был ближайшим к ним городом в Израильском царстве. Несколько вторжений, упомянутых в Книге Царств, позволяют предположить, что Дан по крайней мере четыре раза переходил из рук в руки между Израильским царством и арамейцами примерно в то время, когда Израилем правил Ахав , а арамейцами - Бен Хадад I и их преемники. Примерно в это же время стела Тель-Дан арамейцами была создана , в один из периодов их контроля над Даном.

Когда Ассирийская империя расширилась на юг, Израильское царство первоначально стало вассальным государством, но после восстания ассирийцы вторглись, и город пал под властью Тиглатпаласара III в 733/732 году до нашей эры.

Раскопки в культовой зоне Дана выявили религиозный комплекс с большим центральным алтарем с четырьмя рогами и разнообразной культовой атрибутикой. [36]

Более поздние периоды

[ редактировать ]

Останки указывают на то, что в персидский, эллинистический и римский периоды культовая деятельность продолжалась вокруг подиума (также известного как «Высокое место»). [29]

Природный заповедник Тель-Дан

[ редактировать ]

Природный заповедник Тель-Дан был впервые объявлен на 39 гектарах вокруг тел в 1974 году. 9 гектаров были добавлены к заповеднику в 1989 году. [37] Река Дан — один из трех водных источников реки Иордан , которые встречаются в северной части долины Хула . [38] Известные достопримечательности включают Парадайз-Спрингс, Ворота Авраама или Ханаанские и Израильские ворота. [39]

  1. См. стихи, перечисленные в книге « От Дана до Вирсавии».
  2. ^ Jump up to: а б Лемче, Нильс Петер (2004). Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 100. ИСБН  978-0-8108-4848-1 .
  3. ^ Jump up to: а б с Лемче, Нильс Петер (2004). Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 100. ИСБН  978-0-8108-4848-1 .
  4. ^ Прован, Иэн Уильям ; Лонг, В. Филипс ; Лонгман, Тремпер (2003). Библейская история Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 181–183. ISBN  0-664-22090-8 .
  5. ^ Jump up to: а б Н. П. Лемче (2003). « Дом Давида, надпись (и) Тель-Дана». В Т. Л. Томпсоне (ред.). Иерусалим в древней истории и традиции . Т&Т Кларк Интернэшнл. п. 47 .
  6. ^ например ASV , NIV и NRSV
  7. ^ Ястроу, М. , 1903. Словарь Таргумим, Талмуд Бавли и Йерушалми, а также мидрашская литература , стр. 1185 и 1189 или веб-страница .
  8. ^ Уилсон (2004) , с. 150
  9. ^ Прован, Лонг, Лонгман, 2003, стр 181–183 . .
  10. ^ Jump up to: а б Солси, 1854, стр. 537 -538
  11. ^ Буркхардт, Джон Льюис (1822). Путешествие по Сирии и Святой Земле . Дж. Мюррей. ISBN  978-1-4142-8338-8 . Исток Иордана, или, как его здесь называют, Дхан (ضان), находится в часе с четвертью к северо-востоку от Баниаса.
  12. ^ Линч, В. Ф. (1849 г.). Рассказ об экспедиции Соединенных Штатов к реке Иордан и Мертвому морю . Лондон: Ричард Бентли. п. 472 .
  13. ^ Робинсон, Э .; Смит, Э. (1856). Поздние библейские исследования в Палестине и прилегающих регионах - Журнал путешествий 1852 года . Бостон: Крокер и Брюстер . , с. 392
  14. ^ Jump up to: а б abarim-publications, Лаиш «Лаиш» и «Лайша» в Abarim Publications. Повторный доступ 20 июля 2022 г.
  15. ^ Лаиш в Bible Gateway . По состоянию на 20 июля 2022 г.
  16. ^ Пик, AS ; Блэк, М .; Роули, Х.Х. (2001). Комментарий Пика к Библии . Рутледж. ISBN  978-0-415-26355-9 . Проверено 7 сентября 2010 г.
  17. ^ Jump up to: а б В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Миха» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  18. ^ Фридман, Ричард Эллиот (1989). Кто написал Библию? . Многолетняя библиотека. п. 109. ИСБН  978-0-06-097214-1 . Проверено 7 сентября 2010 г.
  19. ^ Фридман 1989 , с. 47.
  20. ^ Бар-Йосеф О. , Гофер А. и Надель Д. (1987). « Уровни керамики неолита в Тель-Дане». Митекуфат Хавен, Журнал Израильского доисторического общества 20:91–113.
  21. ^ Бен-Тор (2006) , стр. 81.
  22. ^ Бен-Тор (2006) , стр. 67, 81.
  23. ^ Финкельштейн, Израиль ; Мазар, Амихай (2007). Брайан Б. Шмидт (ред.). В поисках исторического Израиля: обсуждение археологии и истории раннего Израиля . Общество библейской литературы. стр. 177–. ISBN  978-1-58983-277-0 .
  24. ^ Jump up to: а б Фрэнсис, Роза: Трехарочные ворота среднего бронзового века в Тель-Дане — структурное исследование необычного археологического памятника , получено 9 апреля 2020 года.
  25. ^ Илани, Офри; Ашкенази, Эли (18 марта 2009 г.). «4000-летние «Ворота Авраама» вновь открылись для публики после кропотливых реставрационных работ» . Англоязычное издание «Гаарец».
  26. ^ Мюллер, Вильгельм Макс ; Лутц, Генри Фредерик. «Географический список Тутмоса III. Карнак». Египтологические исследования: Итоги путешествия 1904 года . стр. 80ф. второй ряд, №31. Египетские иероглифы, такие как современные линейное письмо А и линейное письмо Б , не различали буквы L и R.
  27. ^ «Дэн» . www.jewishvirtuallibrary.org .
  28. ^ Илан, Дэвид (2020). ДАН IV - Поселение I железного века: раскопки Авраама Бирана (1966-1999) . ООО "ИСД". стр. 634–635. ISBN  978-0-87820-183-9 .
  29. ^ Jump up to: а б Негев, Авраам ; Гибсон, Шимон (июль 2005 г.). Археологическая энциклопедия Святой Земли . Международная издательская группа «Континуум» . стр. 131–132. ISBN  978-0-8264-8571-7 . Проверено 16 сентября 2010 г.
  30. ^ Когда царь Давид сидел «у ворот», что это значило , Гаарец
  31. ^ Биран, Авраам; Наве, Джозеф (1993). «Фрагмент арамейской стелы из Тель-Дана». Израильский журнал исследований . 43 (2–3). Израильское исследовательское общество: 81–98. JSTOR   27926300 .
  32. ^ Суриано, Мэтью Дж. (2007). «Апология Азаила: литературный и исторический анализ надписи Тель-Дан». Журнал ближневосточных исследований . 66 (3): 163–176. дои : 10.1086/521754 . S2CID   162347286 .
  33. ^ Джордж Атас (2003). Надпись Тель-Дан: переоценка и новая интерпретация . Международная издательская группа «Континуум». ISBN  978-0-567-04043-5 . Проверено 15 сентября 2010 г.
  34. ^ Рейни, Энсон Ф. (ноябрь – декабрь 1994 г.). «Дом Давида и Дом деконструктивистов». Библейский археологический обзор . 20 (6).
  35. ^ Шанкс, Гершель (сентябрь – октябрь 1999 г.). «Биран в девяносто» . Обзор библейской археологии . 25 (3). Архивировано из оригинала 06 марта 2016 г. Проверено 15 сентября 2010 г.
  36. ^ Грир, Джонатан С. (2013). Ужин в Дане: библейские и археологические свидетельства священных праздников железного века II Тель-Дан и их значение . БРИЛЛ. п. 98. ИСБН  978-90-04-26062-7 .
  37. ^ «Список национальных парков и заповедников» (PDF) (на иврите). Управление природы и парков Израиля . Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2009 г. Проверено 27 сентября 2010 г.
  38. Журнал Eretz. Архивировано 12 марта 2012 г., в Wayback Machine.
  39. Управление природы и парков Израиля, природный заповедник Тель-Дан , по состоянию на 12 октября 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a481ba5d4773af5a31dff938edcdb6e__1722282540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/6e/4a481ba5d4773af5a31dff938edcdb6e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dan (ancient city) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)