Дэн (древний город)
תל דןТель Дан | |
Альтернативное название | Таль Аль-Кади |
---|---|
Расположение | Израиль |
Координаты | 33 ° 14'56 "N 35 ° 39'07" E / 33,249 ° N 35,652 ° E |
Тип | сохранившиеся руины |
История | |
Основан | в. 4500 г. до н.э. |
Заброшенный | в. 733 г. до н.э. |
Периоды | Неолит , бронзовый век , железный век |
Культуры | Неолит , ханаанцы , израильтяне |
Примечания к сайту | |
Публичный доступ | да |
Веб-сайт | Природный заповедник Тель-Дан |
Дан ( иврит : דן ) — древний город, упомянутый в еврейской Библии , описываемый как самый северный город Израильского царства . [1] и принадлежавший к колену Дана , своего тезки. Позже на этом месте было построено царское святилище Иеровоамом . [2]
Город отождествляется с теллем , расположенным в Верхней Галилее на севере Израиля , известным как Тель-Дан ( תל דן ; «Курган Дана») на иврите и Телль эль-Кади («Курган Судьи») на арабском языке , популярный перевод древнееврейского названия. [3] Это место было постоянно заселено, начиная с раннего бронзового века и заканчивая железным веком II, во времена Израильского царства. Хотя данные свидетельствуют о периоде запустения в персидскую эпоху , позже он был перестроен в эллинистический город с примечательной святыней. [3]
Идентификация и имена
[ редактировать ]В еврейской Библии говорится, что до завоевания коленом Дана это место было известно как Лаиш с различными вариантами написания в Книгах Иисуса Навина , Судей и Исайи . [4] В Иисусе Навине 19:47 оно называется Лешем , что означает «драгоценность». [5] В Исаии 10:30 есть альтернативное имя Лаиша в ряде переводов «Львица» . [6]
Раввинистические произведения , [7] и такие писатели, как Филосторгий , Теодорит , Вениамин Туделинский и Самуил бен Самсон , все неправильно отождествляли Дана или Лаиша с Баниасом (Панеасом). [8] [9] [10] Евсевий Кесарийский более точно помещает Дана/Лаиша в окрестностях Панея, на четвертой миле пути в Тир . [10]
Арабское название археологического объекта Телль-эль-Кади , что означает «рассказ судьи», обыгрывает различие между арабским «дин» и еврейским «дан», предлагая популярный перевод древнееврейского имени. [3] Швейцарский путешественник XIX века Иоганн Людвиг Буркхардт определил источник реки Иордан, носивший название «Дхан» ( арабский : ضان ), в своем путеводителе, опубликованном посмертно в 1822 году. [11] Американский военно-морской офицер Уильям Ф. Линч был первым, кто в 1849 году определил Телль-эль-Кади как место расположения древнего города Дан. [12] Три года спустя Эдвард Робинсон сделал то же самое заявление: [13] и эта идентификация теперь надежно принята. [2]
Тель Дан — современное израильское название этого места, основанное на оригинальном библейском названии. [5]
География
[ редактировать ]Дан расположен в местности, известной как Галилея Панхандл , которая является частью Верхней Галилеи. На западе находится южная часть горы Ливан ; к востоку и северу — горы Хермон . Тающий снег с гор Хермон обеспечивает большую часть воды реки Иордан и проходит через Дан, что делает близлежащую территорию очень плодородной. Из-за пышной растительности территория вокруг Дэна кажется несколько неуместной в засушливом регионе вокруг него. Благодаря своему расположению недалеко от границы с Сирией и Ливаном на крайнем севере территории, которая подпадала под британский мандат в Палестине , это место имеет долгую и часто ожесточённо оспариваемую современную историю, последний раз во время Шестидневной войны 1967 года .
Библейское повествование
[ редактировать ]Лаиш/Лешем
[ редактировать ]Согласно Книге Судей , до того, как колено Дана заняло эту землю, город был известен как Лаиш ( Судьи 18:7, 14, 27–29 ), что означает лев или, скорее, львица. [14] [15] Книга Иисуса Навина 19:47 , хотя и рассказывает ту же историю, что и Книга Судей 18, называет город Лешем, что заставляет исследователей считать его тем же самым местом. [14]
Лаиш был в союзе с сидонцами . Это могло указывать на то, что они были финикийцами (сидонийцы были финикийцами из города Сидон ), которые могли быть, а могли и не быть ханаанцами . Альянс принес мало практической пользы из-за удаленности Лаиша от Сидона и находящихся между ними Ливанских гор. Город также был изолирован от ассирийцев и Арама горами Хермон; Септуагинта упоминает , что город не мог заключить союз с арамейцами. [ нужна ссылка ] В масоретском тексте арамейцы не упоминаются, а вместо этого утверждается, что город не имел никаких отношений ни с одним человеком — исследователи текста считают, что это ошибка переписчика , поскольку адхам ( человек ) является ошибкой для Арама . [16]
Израильский город Дан
[ редактировать ]Согласно истории об идоле Михея в Книге Судей , колено Даново в тот момент не имело никакой территории под своим именем ( Судьи 18:1 ), и поэтому, разведав землю, в конце концов решило напасть на Лаис, поскольку земля вокруг него была плодородной, а город был демилитаризован. В Библии описывается племя Дана с 600 мужчинами, жестоко разгромившими народ Лаиша и сожгшими его дотла, а затем построившими на том же месте свой город. В повествовании говорится, что Лаиш стал известен как Дан в честь племени. Затем они воздвигли святилище, в котором хранился идол, украденный у Михея, которому служил священник, внук Моисея. Позднее святилище получило одного из двух золотых тельцов Иеровоама и оставалось в использовании до «времени пленения земли» и до того времени, пока «дом Божий» перестал находиться в Силоме . Ученые полагают, что первое относится к ассирийскому завоеванию Израильского царства Тиглатпаласаром III в 733/732 году, а второе относится ко времени Езекии. российская религиозная реформа; [17] альтернативная возможность, однако, поддерживаемая меньшинством ученых, заключается в том, что «время пленения земли» является ошибкой переписчика и должно читаться как «время пленения Ковчега», имея в виду битву при Эбен-Эзере , и Захват Ковчега филистимлянами и прекращение существования «дома Божия» в Силоме также относится к этому. [17]
Поклонение золотому тельцу
[ редактировать ]Согласно 4 Царств 10:29 и 2 Паралипоменон 13:8 , Иеровоам поставил двух золотых тельцов богами в Вефиле и Дане. Исследователи текстов полагают, что именно отсюда берет свое начало элогистская история о золотом тельце Аарона из-за противодействия в некоторых слоях израильского общества, включая элохистов, кажущемуся идолопоклонству Иеровоама. [18] Однако некоторые исследователи Библии полагают, что Иеровоам пытался превзойти Храм в Иерусалиме , создав престол Бога, который охватывал все Израильское Царство, а не только небольшое пространство над Ковчегом Завета в Иерусалиме. Святая Святых в иерусалимском храме Иуды была представлена херувимами с обеих сторон, поэтому Иеровоам мог использовать тельцов для обозначения сторон своего святилища, подразумевая, что все его царство было равно по святости Ковчегу. [19]
Археология
[ редактировать ]Согласно археологическим раскопкам на этом месте, город первоначально был заселен в период позднего неолита (около 4500 г. до н.э.), а где-то в четвертом тысячелетии до н.э. он был заброшен почти на 1000 лет. [20]
Бронзовый век
[ редактировать ]Лаиш был укрепленным поселением в эпоху ранней бронзы . [21] Египтяне проклинали Лаиша в текстах проклятий, написанных во времена Среднего царства (21–17 вв. до н. э.), но повторение в таких текстах формул из более старых, датируемых Старым царством (27–22 вв. до н. э.), по-видимому, указывает на то, что они отражали историческая реальность раннего бронзового века, а не Среднего бронзового века . [22]
Экскаваторы Тель-Дана обнаружили городские ворота, сделанные из сырцового кирпича на вершине мегалитических базальтовых блоков, называемых ортостатами . [23] По оценкам, он был построен в эпоху средней бронзы, около 1750 г. до н.э. [24] По состоянию на 2009 год три составляющие его «настоящие» арки были старейшими в мире законченными и отдельно стоящими монументальными арками из сырцового кирпича. [24] Его популярное название — Ворота Авраама, в связи с библейской историей о том, как Авраам отправился в Дан, чтобы спасти своего племянника Лота ( Бытие 14:14 :). Ворота были отреставрированы в конце 2000-х годов и стали популярной туристической достопримечательностью. [25]
В 15 веке до нашей эры Тутмос III завоевал Дана (называемого Лайшей ) вместе с другими (египетские иероглифы не различали L и R). [26] [27]
Железный век
[ редактировать ]Во время железного века I уход египтян из Ханаана привел к тому, что Дан, возможно, стал независимым образованием до 10 века до нашей эры, когда он был аннексирован Израилем или одним из арамейских царств. [28]
Израильская городская стена и ворота
[ редактировать ]Израильские ворота были построены в другом месте, чем Ханаанские ворота.
В 1992 году, чтобы привести территорию в порядок и представить ее посетителям, была вывезена куча мусора. [ где? ] который датируется временем разрушения города ассирийцами Тиглатпаласаром III в 733/2 г. до н.э. Неизвестные ранее ворота [ где? ] в городе был обнаружен. Входной комплекс вел во двор, мощеный камнем, с невысокой каменной площадкой. [ нужны разъяснения ] . В 9 веке до нашей эры подиум [ нужны разъяснения ] был расширен, построены крупные укрепления — городская стена с контрфорсами и сложные ворота. Подиум [ нужны разъяснения ] был расширен еще в 8 веке до нашей эры Иеровоамом II , а затем разрушен Тиглатпаласаром III. [29] [ не удалось пройти проверку ]
Место короля или судьи
[ редактировать ]У израильских ворот находится приподнятая квадратная платформа, на которую ведут две ступеньки. Украшенные каменные гнезда в углах, возможно, предназначались для крепления шестов навеса. Возможно, это было основание царского трона, на котором он судил. [30]
Тел и Стела
[ редактировать ]Внутри остатков городской стены, недалеко от входа во внешние ворота, были найдены части стелы. [31] На базальтовом камне имеется арамейская надпись, относящаяся к одному из царей Дамаска ; археологи полагают, что царь, о котором идет речь, - Азаил (ок. 840 г. до н.э.), [32] хотя меньшинство утверждает, что вместо этого речь идет о Бен-Хададе (ок. 802 г. до н.э.). [33] Осталась небольшая часть надписи с текстом, содержащим буквы «ביתדוד» ( BYTDWD ), которые, по мнению большинства археологов, относятся к «Дому Давида» ( Бет Давид на иврите) . [34] [35] ) В строке выше текст читается как «MLK YSR'L», то есть «Царь Израиля». В еврейском письме той эпохи нет гласных , что делает надпись первым случаем, когда имя Давид было найдено на археологических раскопках, датируемых ранее 500 г. до н.э.
Дан пострадал в эпоху экспансии арамеев , так как был ближайшим к ним городом в Израильском царстве. Несколько вторжений, упомянутых в Книге Царств, позволяют предположить, что Дан по крайней мере четыре раза переходил из рук в руки между Израильским царством и арамейцами примерно в то время, когда Израилем правил Ахав , а арамейцами - Бен Хадад I и их преемники. Примерно в это же время стела Тель-Дан арамейцами была создана , в один из периодов их контроля над Даном.
Когда Ассирийская империя расширилась на юг, Израильское царство первоначально стало вассальным государством, но после восстания ассирийцы вторглись, и город пал под властью Тиглатпаласара III в 733/732 году до нашей эры.
Раскопки в культовой зоне Дана выявили религиозный комплекс с большим центральным алтарем с четырьмя рогами и разнообразной культовой атрибутикой. [36]
Более поздние периоды
[ редактировать ]Останки указывают на то, что в персидский, эллинистический и римский периоды культовая деятельность продолжалась вокруг подиума (также известного как «Высокое место»). [29]
Природный заповедник Тель-Дан
[ редактировать ]Природный заповедник Тель-Дан был впервые объявлен на 39 гектарах вокруг тел в 1974 году. 9 гектаров были добавлены к заповеднику в 1989 году. [37] Река Дан — один из трех водных источников реки Иордан , которые встречаются в северной части долины Хула . [38] Известные достопримечательности включают Парадайз-Спрингс, Ворота Авраама или Ханаанские и Израильские ворота. [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ См. стихи, перечисленные в книге « От Дана до Вирсавии».
- ^ Jump up to: а б Лемче, Нильс Петер (2004). Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 100. ИСБН 978-0-8108-4848-1 .
- ^ Jump up to: а б с Лемче, Нильс Петер (2004). Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 100. ИСБН 978-0-8108-4848-1 .
- ^ Прован, Иэн Уильям ; Лонг, В. Филипс ; Лонгман, Тремпер (2003). Библейская история Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 181–183. ISBN 0-664-22090-8 .
- ^ Jump up to: а б Н. П. Лемче (2003). « Дом Давида, надпись (и) Тель-Дана». В Т. Л. Томпсоне (ред.). Иерусалим в древней истории и традиции . Т&Т Кларк Интернэшнл. п. 47 .
- ^ например ASV , NIV и NRSV
- ^ Ястроу, М. , 1903. Словарь Таргумим, Талмуд Бавли и Йерушалми, а также мидрашская литература , стр. 1185 и 1189 или веб-страница .
- ^ Уилсон (2004) , с. 150
- ^ Прован, Лонг, Лонгман, 2003, стр 181–183 . .
- ^ Jump up to: а б Солси, 1854, стр. 537 -538
- ^ Буркхардт, Джон Льюис (1822). Путешествие по Сирии и Святой Земле . Дж. Мюррей. ISBN 978-1-4142-8338-8 .
Исток Иордана, или, как его здесь называют, Дхан (ضان), находится в часе с четвертью к северо-востоку от Баниаса.
- ^ Линч, В. Ф. (1849 г.). Рассказ об экспедиции Соединенных Штатов к реке Иордан и Мертвому морю . Лондон: Ричард Бентли. п. 472 .
- ^ Робинсон, Э .; Смит, Э. (1856). Поздние библейские исследования в Палестине и прилегающих регионах - Журнал путешествий 1852 года . Бостон: Крокер и Брюстер . , с. 392
- ^ Jump up to: а б abarim-publications, Лаиш «Лаиш» и «Лайша» в Abarim Publications. Повторный доступ 20 июля 2022 г.
- ^ Лаиш в Bible Gateway . По состоянию на 20 июля 2022 г.
- ^ Пик, AS ; Блэк, М .; Роули, Х.Х. (2001). Комментарий Пика к Библии . Рутледж. ISBN 978-0-415-26355-9 . Проверено 7 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Миха» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Фридман, Ричард Эллиот (1989). Кто написал Библию? . Многолетняя библиотека. п. 109. ИСБН 978-0-06-097214-1 . Проверено 7 сентября 2010 г.
- ^ Фридман 1989 , с. 47.
- ^ Бар-Йосеф О. , Гофер А. и Надель Д. (1987). « Уровни керамики неолита в Тель-Дане». Митекуфат Хавен, Журнал Израильского доисторического общества 20:91–113.
- ^ Бен-Тор (2006) , стр. 81.
- ^ Бен-Тор (2006) , стр. 67, 81.
- ^ Финкельштейн, Израиль ; Мазар, Амихай (2007). Брайан Б. Шмидт (ред.). В поисках исторического Израиля: обсуждение археологии и истории раннего Израиля . Общество библейской литературы. стр. 177–. ISBN 978-1-58983-277-0 .
- ^ Jump up to: а б Фрэнсис, Роза: Трехарочные ворота среднего бронзового века в Тель-Дане — структурное исследование необычного археологического памятника , получено 9 апреля 2020 года.
- ^ Илани, Офри; Ашкенази, Эли (18 марта 2009 г.). «4000-летние «Ворота Авраама» вновь открылись для публики после кропотливых реставрационных работ» . Англоязычное издание «Гаарец».
- ^ Мюллер, Вильгельм Макс ; Лутц, Генри Фредерик. «Географический список Тутмоса III. Карнак». Египтологические исследования: Итоги путешествия 1904 года . стр. 80ф. второй ряд, №31. Египетские иероглифы, такие как современные линейное письмо А и линейное письмо Б , не различали буквы L и R.
- ^ «Дэн» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ Илан, Дэвид (2020). ДАН IV - Поселение I железного века: раскопки Авраама Бирана (1966-1999) . ООО "ИСД". стр. 634–635. ISBN 978-0-87820-183-9 .
- ^ Jump up to: а б Негев, Авраам ; Гибсон, Шимон (июль 2005 г.). Археологическая энциклопедия Святой Земли . Международная издательская группа «Континуум» . стр. 131–132. ISBN 978-0-8264-8571-7 . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Когда царь Давид сидел «у ворот», что это значило , Гаарец
- ^ Биран, Авраам; Наве, Джозеф (1993). «Фрагмент арамейской стелы из Тель-Дана». Израильский журнал исследований . 43 (2–3). Израильское исследовательское общество: 81–98. JSTOR 27926300 .
- ^ Суриано, Мэтью Дж. (2007). «Апология Азаила: литературный и исторический анализ надписи Тель-Дан». Журнал ближневосточных исследований . 66 (3): 163–176. дои : 10.1086/521754 . S2CID 162347286 .
- ^ Джордж Атас (2003). Надпись Тель-Дан: переоценка и новая интерпретация . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-04043-5 . Проверено 15 сентября 2010 г.
- ^ Рейни, Энсон Ф. (ноябрь – декабрь 1994 г.). «Дом Давида и Дом деконструктивистов». Библейский археологический обзор . 20 (6).
- ^ Шанкс, Гершель (сентябрь – октябрь 1999 г.). «Биран в девяносто» . Обзор библейской археологии . 25 (3). Архивировано из оригинала 06 марта 2016 г. Проверено 15 сентября 2010 г.
- ^ Грир, Джонатан С. (2013). Ужин в Дане: библейские и археологические свидетельства священных праздников железного века II Тель-Дан и их значение . БРИЛЛ. п. 98. ИСБН 978-90-04-26062-7 .
- ^ «Список национальных парков и заповедников» (PDF) (на иврите). Управление природы и парков Израиля . Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2009 г. Проверено 27 сентября 2010 г.
- ↑ Журнал Eretz. Архивировано 12 марта 2012 г., в Wayback Machine.
- ↑ Управление природы и парков Израиля, природный заповедник Тель-Дан , по состоянию на 12 октября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бен-Тор, Амнон (2006), Яира Амит; Надав Нааман (ред.), «Отражают ли тексты проклятий точную картину современной карты поселений Палестины?» , Очерки древнего Израиля в его ближневосточном контексте: дань уважения Надаву Нааману , Eisenbrauns, стр. 63–87, ISBN 978-1-57506-128-3 Повторный доступ 20 июля 2022 г.
- Уилсон, Джон Фрэнсис (2004). Кесария Филипповая: Баниас, затерянный город Пана И. Б. Таврида. ISBN 1-85043-440-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Раскопки Тель-Дана - официальный сайт Школы библейской археологии Нельсона Глюка
- Тел и надпись
- Сайт Управления охраны природы и природных парков Израиля
- Израильская карта Тель-Дана и окрестностей 1961 года. [1]
- Мегалитические памятники на Ближнем Востоке
- Природные заповедники Израиля
- Доисторические места в Израиле
- Древние места в Израиле
- Бывшие населенные пункты Юго-Западной Азии.
- Земля Израиля
- Памятники бронзового века в Израиле
- Места железного века в Израиле
- Ханаанские города
- Охраняемые территории Северного округа (Израиль)
- Здания и сооружения Северного округа (Израиль)
- Рассказывает (археология)
- Исторические еврейские общины
- Заведения V тысячелетия до нашей эры
- Разрушения 4-го тысячелетия до нашей эры
- Населенные пункты, основанные в V тысячелетии до нашей эры.
- Населенные пункты, ликвидированные в IV тысячелетии до н.э.
- Населенные пункты, ликвидированные в VIII веке до нашей эры.
- Долина Хула
- Племя Дана
- Предварительный список всемирного наследия
- Золотой телец
- Поздний неолит