Lifta
Lifta
Лафта Лефта | |
---|---|
![]() Опустевшие дома села Лифта | |
Etymology: Lifta, personal name [ 1 ] | |
Серия исторических карт местности вокруг Лифты (нажимайте кнопки) | |
Расположение в Подмандатной Палестине | |
Координаты: 31 ° 47'43 "N 35 ° 11'47" E / 31,79528 ° N 35,19639 ° E | |
Палестинская сетка | 168/133 |
Геополитическая сущность | Подмандатная Палестина |
Подрайон | Иерусалим |
Дата депопуляции | Январь 1948 г. [ 2 ] |
Повторно заполненные даты | 1948–2017 евреи |
Область | |
• Общий | 8743 дунама (8743 км 2 или 3,376 квадратных миль) |
Население (1948 [ 3 ] ) | |
• Общий | 2,958 |
Причины депопуляции | Военное нападение сионистских военизированных формирований |
Текущие местоположения | Западный пригород Иерусалима |


Лифта ( араб . لفتا ; иврит : ליפתא ) — палестинская деревня на окраине Иерусалима . жители деревни Палестинские арабские были изгнаны сионистскими военизированными формированиями во время палестинской войны 1948 года .
Было зарегистрировано, что в период Османской империи в деревне проживало 400 арабов, все из которых были мусульманскими семьями. В 1834 году в деревне произошло сражение во время палестинского крестьянского восстания . Британская перепись 1922 года зарегистрировала население Лифты в 1451 человек, все мусульмане. [ 4 ]
До 1948 года в деревне были фруктовые сады, несколько прессов для оливок, давильня, а также современная клиника, две кофейни, две столярные мастерские, парикмахерские, мясная лавка и мечеть. [ 5 ] [ 6 ] По статистике 1945 года население Лифты составляло 2250 человек; 2230 мусульман и 20 христиан. [ 7 ] Кроме того, в деревне проживало небольшое количество евреев, и одна бывшая еврейская жительница описала отношения ее семьи и большинства палестинских арабов как «превосходные». [ 6 ]
Во время войны в Палестине 1948 года 28 декабря 1947 года произошла резня, когда еврейская милиция обстреляла кафе в Лифе из пулемета и гранат. Дом мухтара также был сожжен сионистскими силами, а 20 зданий были взорваны , когда деревня находилась в осаде. [ 8 ] Палестинские арабские жители деревни были изгнаны, а позже заброшенная деревня была заселена еврейскими иммигрантами до 1970-х годов. В июле 2017 года Израиль объявил Лифту (называемую Мей Нефтоах ) национальным природным заповедником. [ 9 ] Его называли «Палестинскими Помпеями ». [ 10 ]
История
Античность
Считается, что на месте, где впервые возникла деревня, находится многолетний источник, расположенный в верхней части канала. артефакты, в том числе погребальная пещера и черепки керамики периодов средней бронзы II и II железного века . В окрестностях этого источника были обнаружены [ 11 ]
В деревне были найдены археологические находки, датируемые еще II железным веком. [ 5 ] [ 12 ] [ 13 ]
Библейская идентификация
Некоторые считают, что это место идентично библейскому ивриту : מי נפתוח Мэй Нефтоах . Он был заселен с древних времен; «Нефтоах» (ивр. נפתח, букв. источник коридора) упоминается в еврейской Библии как граница между израильскими племенами Иуды и Вениамина . [ 14 ] и был самой северной демаркационной точкой территории колена Иуды . [ 15 ] [ 5 ] Другие ученые считают эту идентификацию правдоподобной, но ни в коем случае не достоверной. [ 16 ] Китченер и Кондер сочли отождествление с Нефтоахом неудовлетворительным и предпочли отождествить Лифту с Элефом Вениаминовым (Иисус Навин 18:28). [ 17 ]
Римский и византийский периоды
Римляне . и византийцы называли его Нефто , а называли его Клепстой крестоносцы [ 18 ]
Период крестоносцев
В центре деревни сохранились остатки дворового дома периода крестоносцев. [ 19 ]
Османская эпоха
В 1596 году Лифта была деревней в Османской империи , нахия (подрайон) Иерусалима в составе ливы (района) Иерусалима , и в ней проживало 72 мусульманских дома, примерно 396 человек. Он платил налоги за пшеницу , ячмень , оливки , фруктовые сады и виноградники; итого 4800 акче . Все доходы шли в вакф . [ 20 ]
В 1834 году здесь произошло сражение, во время восстания того же года . Египтянин Ибрагим-паша и его армия сражались и победили местных повстанцев во главе с шейхом Касимом аль-Ахмадом , известным местным правителем. Тем не менее, семья Касима аль-Ахмада оставалась могущественной и управляла регионом к юго-западу от Наблуса из своих укрепленных деревень Дейр-Истия и Байт-Вазан примерно в 40 километрах (25 миль) к северу от Лифты. [ 21 ] В 1838 году Эдвард Робинсон отметил Лифту как мусульманскую деревню, расположенную в районе Бени-Малик , к западу от Иерусалима. [ 22 ] [ 23 ] Робинсон нанял погонщиков мулов из Лифты, отметив, что в Лифте «каждый крестьянин держит своего мула и обычно сопровождает его». [ 24 ]
В 1863 году Виктор Герен описал Лифту как окруженную садами лимонных деревьев, апельсинов, инжира, гранатов, милостыни и абрикосов. [ 25 ] В списке османских деревень, насчитывающем около 1870 года, указано 117 домов и население 395 человек, хотя в подсчет населения входили только мужчины. [ 26 ] [ 27 ]
В обзоре в PEF Западной Палестины, проведенном 1883 году, она описывалась как деревня на склоне крутого холма с источником и высеченными в скалах гробницами на юге. [ 28 ]
В 1896 году население Лифты оценивалось примерно в 966 человек. [ 29 ]
В 1907 году немецкий историк Густав Ротштейн был приглашен в Лифту своим учителем арабского языка Элиасом Насраллой Хаддадом. Ротштейн написал 20-страничную статью, описывающую свадебные торжества и религиозные праздники в Лифте. [ 30 ]
Эпоха Британского мандата

В 1917 году Лифта сдалась британским войскам с белыми флагами и, в качестве символического жеста, ключами от деревни. [ 31 ]
По данным переписи населения Палестины 1922 года , в Лифте проживало 1451 человек, все мусульмане. [ 4 ] увеличение по переписи 1931 г. (когда Лифта учитывалась с « Кварталом Шнеллера »), до 1893; 1844 мусульманина, 35 евреев и 14 христиан, всего в 410 домах. [ 32 ]
Во время палестинских беспорядков 1929 года , по данным одного израильского источника, некоторые жители деревни Лифта входили в число банд, которые участвовали в ряде грабежей и нападений на близлежащие еврейские общины. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
По статистике 1945 года население Лифты составляло 2250 человек; 2230 мусульман и 20 христиан, [ 7 ] а общая площадь земли составила 8743 дунама , согласно официальному обследованию земель и населения. [ 36 ] 3248 дунамов пришлось на крупы, [ 37 ] а 324 дунама составляли застроенные (городские) земли. [ 38 ]



До 1948 года в селе с населением около 2500 человек были фруктовые сады, несколько оливковых прессов, винный пресс, а также современная клиника, две кофейни, две столярные мастерские, парикмахерские, мясная лавка и мечеть. [ 5 ] [ 6 ] В деревне проживало небольшое количество евреев, и одна бывшая еврейская жительница описала отношения ее семьи и палестинского большинства как «превосходные». [ 6 ]
Во время гражданской войны 1947–1948 годов в Подмандатной Палестине Лифта, Ромема и Шейх Бадр , которые стратегически располагались на дороге, ведущей из Иерусалима в Тель-Авив , были оперативным приоритетом для еврейских сил. Некоторые семьи уже покинули деревню после того, как несколько ранее, 4 декабря, было принято решение эвакуировать ее женщин и детей для размещения военной роты, а 4 декабря 1947 года некоторые арабские семьи уехали. [ 39 ] К середине декабря нерегулярные арабские ополченцы заняли позиции в Лифте для защиты этого места. Патрули Хаганы вели перестрелки с деревенскими ополченцами, в то время как Иргун и Лехи действовали еще более агрессивно. 28 декабря 1947 года деревня пострадала от того, что выжившие назвали «резней в Лифте», когда еврейская милиция обстреляла кафе Салах Эйса из пулемета и гранат. Чтобы предупредить жителей о необходимости эвакуации, во время блокады села был сожжен дом мухтара и взорвано 20 зданий. [ 8 ] [ а ] В результате нападения семь человек погибли, еще больше женщин и детей покинули деревню. В начале января село страдало от нехватки продовольствия. Впоследствии некоторые жители деревни вернулись домой, и Бенни Моррис сообщил, что «некоторые или большинство» сделали это. Впоследствии Абд аль-Кадир аль-Хусайни во время посещения деревни приказал женщинам, детям и старикам эвакуироваться, а мужчинам оставаться на месте. 29 января в результате рейда «Лехи» в селе были взорваны 3 дома. К началу февраля село было оставлено нерегулярной милицией. Бенни Моррис называет причиной обезлюдения деревни военное нападение на поселение. [ 2 ]
По словам одного жителя, опрошенного в 2021 году, насчитывается около 40 000 потомков первоначального населения беженцев, рассредоточенных по Восточному Иерусалиму, Западному берегу, Иордании и палестинской диаспоре . [ 8 ] Несколько семей до сих пор сохраняют документы на собственность османского периода, подтверждающие их право собственности на части Лифты. [ 8 ]
Государство Израиль
После изгнания палестинских жителей из 410 домов Лифты осталось 60 каменных домов высотой около трех этажей, а также мечеть, пресс для оливок и выложенная плиткой дорожка к источнику. [ 8 ] Она внесена в список ЮНЕСКО как потенциальный объект всемирного наследия , а в 2018 году Фонд всемирного наследия включил деревню в список из 24 объектов наследия, находящихся под угрозой исчезновения. [ 8 ]
Лифта использовалась для проживания еврейских беженцев во время войны, а после войны Еврейское агентство и государство Израиль поселили еврейских иммигрантов из Йемена и Курдистана в деревне , всего 300 семей. Однако право собственности на дома не было зарегистрировано на их имя. Условия жизни в Лифте были тяжелыми, здания находились в плохом состоянии, дороги и транспорт были плохими, не было электричества, воды и канализации. [ 12 ] [ 5 ] [ 40 ] [ 41 ] В 1969-71 годах большинство еврейских жителей Лифты решили уехать в рамках компенсационной программы Амидара . В крышах эвакуированных зданий были просверлены дыры, чтобы сделать их менее пригодными для проживания и не селить скваттеров. 13 семей, проживавших в части села рядом с шоссе №1 и не страдавших от транспортных проблем, решили остаться. [ 42 ]
В 1980-х годах Лифта была объявлена муниципальным природным заповедником под эгидой Управления природы и парков Израиля . [ 43 ] [ 44 ]
В 1984 году одно из заброшенных зданий в деревне было занято «бандой Лифта», еврейской группировкой, готовившей взорвать мечети на Храмовой горе . гранаты и другое вооружение. [ 45 ] [ 46 ]

После отъезда еврейских жителей часть зданий в селе использовалась под реабилитационный центр для подростков-наркоманов «Лифта», который был закрыт в 2014 году. [ 47 ] а с 1971 года - в средней школе Лифта, школе открытого образования, которая в 2001 году переехала в немецкую колонию Иерусалим . [ 48 ]

В 2011 году было объявлено о планах снести деревню и построить элитный комплекс, состоящий из 212 элитных жилых домов и гостиницы. [ 49 ] Бывшие жители подали судебную петицию с просьбой сохранить деревню как историческое место. [ 50 ] Лифта была последней оставшейся арабской деревней, которая была обезлюдена и не была ни полностью разрушена, ни вновь заселена. [ 49 ] В 2012 году планы по восстановлению деревни как престижного района были отклонены Окружным судом Иерусалима. [ 51 ] [ 6 ]
К 2011 году были опубликованы три книги об истории палестинских деревень. [ 52 ]
В июне 2017 года последние еврейские жители покинули деревню после соглашения с правительством, которое признало, что они не были скваттерами, а были переселены в Лифту соответствующими властями. [ 53 ] В июле 2017 года Мей Нефтоач был объявлен национальным природным заповедником. [ 9 ] 55 из 450 каменных домов, построенных до 1948 года, все еще стоят. [ 54 ] [ 5 ]
В 2021 году Земельное управление Израиля , не проинформировав заранее власти Иерусалимского муниципалитета, объявило в День Иерусалима , что, как сообщается, готовит тендер на строительство роскошного квартала на руинах деревни, который, по прогнозам, будет состоять из 259 вилл и отеля. и торговый центр. [ 6 ] 11 августа 2022 года план сноса Лифты и строительства элитного жилья был отложен, поскольку новый Иерусалима мэр Моше Лион стремился сохранить деревню Лифта и превратить ее в ЮНЕСКО объект Всемирного наследия . Предыдущий мэр Иерусалима , израильский бизнесмен и политик Нир Баркат , первоначально одобрил план сноса Лифты, но передумал, выступив против планов застройки после посещения этого места. В настоящее время Лифта все еще находится в списке ЮНЕСКО объектов Всемирного наследия . [ 55 ]
Археология
В 2010 году Мордехай Хейман провел археологические исследования в Лифте от имени Управления древностей Израиля (IAA). [ 56 ]
Арабское традиционное платье
Лифта была одной из самых богатых общин в районе Иерусалима, а женщины были известны своей прекрасной вышивкой. [ 57 ] [ когда? ] Свадебные платья Тоб Габани были сшиты в Лифте. Они были сделаны из габани , натурального хлопка, покрытого шелковой цветочной вышивкой золотого цвета, произведенного в Алеппо , и были уже, чем другие платья. Рукава также были более зауженными. Бока, рукава и грудь платья были украшены шелковыми вставками. Платья заказывали невесты в Вифлееме . [ 58 ] Замужние женщины Лифты носили характерный головной убор- шатве конической формы , который также носили в Вифлееме , Айн-Кариме , Бейт-Джале и Бейт-Сахуре . [ 59 ] [ когда? ]
Известные люди
См. также
Ссылки
- ^ Палмер, 1881, стр. 322.
- ^ Jump up to: а б Моррис, 2004, с. хх , деревня №363
- ↑ Центральное статистическое бюро Палестины. Архивировано 12 февраля 2012 года в Wayback Machine. Также указана площадь деревни.
- ^ Jump up to: а б Бэррон, 1923 г., Таблица VII, Подрайон Иерусалима, с. 14
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лифта и режим забывания: работа с памятью и ее сохранение , Дафна Голан, Звика Орр, Сами Эршид, Иерусалим Ежеквартально, 2013, Vol. 54, стр. 69-81
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стефани Глински, «Мы вернемся»: битва за спасение древней палестинской деревни от сноса», The Guardian, 29 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Правительство Палестины, Департамент статистики, 1945, стр. 25
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гидеон Леви , Алекс Левак , «Самая грустная деревня в Израиле», «Гаарец», 23 июля 2021 г.: «Каждый этаж зданий, построенных из камня и украшенных арками, рассказывает историю разного периода и разного стиля строительства. Лифта — редкая архитектурная жемчужина, памятник тому, что когда-то было здесь, в этой стране, немое свидетельство образа жизни, который был внезапно прерван. Мечеть, прессы для оливок и мельница, остатки живописных балконов, выложенная плиткой дорожка, ведущая к источнику, который был одним из пульсирующих сердец деревни и чьи воды теперь используются студентами ешивы и «молодежью с вершин холмов» в «между раз» каникулы, которые следуют за Тиша бе-Ав .'
- ^ Jump up to: а б По закону природы: четыре новых заповедника в Израиле , Исраэль Хайом, 4 июля 2017 г.
- ^ Палестинские «Помпеи» в Иерусалиме могут быть снесены
- ^ Даган, Иегуда; Барда, Летисия (2010). «Иерусалим, Лифта, Обзор: Итоговый отчет» . Хадашот Археологийот: Раскопки и исследования в Израиле / Новости археологии: Раскопки и исследования в Израиле . 122 . ISSN 1565-043X .
- ^ Jump up to: а б Документация Lifta и первоначальное обследование (на иврите) , 2013 г., Управление древностей Израиля]
- ^ Лифта, Археологическое приложение к плану развития , 2003 г., Управление древностей Израиля.
- ^ Мейслер, Бенджамин (1932). «Записка Национального комитета правительству Земли Израиля о методе написания транслитерированных географических и личных имен, а также два списка географических названий». Lĕšonénu: Журнал по изучению иврита и родственных ему предметов (на иврите). 4 (3): 51. JSTOR 24384308 .
- ^ Нефтоя Библейский словарь
- ^ Финкельштейн, Израиль ; Гадот, Юваль (2015). «Моца, Нефтоах и царские поместья на Иерусалимском нагорье». Семитика и классика . 8 : 227–234. дои : 10.1484/J.SEM.5.109198 .
- ^ Кондер и Китченер, 1881, SWP III, стр. 18 , 47
- ^ Сохранение наследия в Израиле: Лифта
- ^ Прингл, 1997, с. 66
- ^ Хюттерот и Абдульфаттах, 1977, с. 115. Цитируется по Халиди, 1992, с. 301
- ^ Халиди, 1992, с. 301
- ^ Робинсон и Смит, 1841, том 3, Приложение 2, с. 123
- ^ Робинсон и Смит, 1841, том 2, с. 140
- ^ Робинсон и Смит, 1841, том 2, с. 321
- ^ Герен, 1868, с. 252 – 256
- ^ Социн, 1879, с. 157
- ^ Хартманн, 1883, с. 118 , также отмечено 117 домов
- ^ Кондер и Китченер, 1883, III:18 . Цитируется по Халиди, 1992, с. 301
- ^ Шик, 1896, с. 126
- ^ , 1914, стр. 102–123 . Ротштейн
- ^ Гилберт, 1936, стр. 157-68.
- ^ Миллс, 1932, с. 41
- ^ Халамиш, Авива (1994). Иерусалим (на иврите сквозь века ) Открытый университет Израиля . п. 83.
Арабы из окрестных деревень - Лифта, Дир-Ясин, Эйн-Карем, Малха, Бейт-Цафа, Цур-Бахар и Сильван - и бедуины из Иудейской пустыни напали на еврейские кварталы Иерусалима с применением огнестрельного оружия [арабы из окрестных деревень - Лифта, Дир Ясин, Эйн-Карем, Макча, Бейт-Цфафа, Цур-Бахер и Сильван - и бедуины из пустыни Иегуда напали с оружием на еврейские кварталы Иерусалима]
- ^ Элиав, Биньямин , изд. (1976). национального дома ( Поселение во времена на иврите) Издательство Кетер . п. 38.
После обсуждения с полицией группе арабов из Кфар-Липты было разрешено вернуться в свою деревню через улицу Яффо. Прибыв на улицу, Лифта сразу же начала грабить магазины и нападать на евреев [После обсуждения с полицией группе арабов из Лифты разрешили вернуться в свою деревню через улицу Яффа. Оказавшись там, они сразу же начали грабить магазины и нападать на евреев]
- ^ Динур, Бен Цион , изд. (1964). Книга (на иврите Хагана ) Том. 2 часть 1. Маарахот. п. 316.
А одна группа под командованием Мухтара Лифты забралась на крышу и обстреляла улицу Яффа [и одна группа под командованием Мухтара Лифты обстреляла улицу Яффа]
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Статистика деревни, апрель 1945 года . Цитируется по Хадави, 1970, с. 57
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Статистика деревни, апрель 1945 года . Цитируется по Хадави, 1970, с. 103
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Статистика деревни, апрель 1945 года . Цитируется по Хадави, 1970, с. 153
- ^ Моррис, 2004, стр 119–120 . .
- ↑ Иерусалимский «скваттер» обнаруживает, что его дом по праву принадлежит ему , «Гаарец», 10 февраля 2012 г.
- ↑ Кенессет обсуждает выселение жителей Лифты: «иммигрантов из арабских стран называли сквоттерами, а кибутниками — поселенцами» (на иврите) , TheMarker, 25 января 2016 г.
- ^ от поселенцев к скваттерам - классификация жителей отсутствующей собственности как скваттеров несправедлива, Лифта в качестве примера (на иврите) , Black Labor, Йони Йоханан, 11 сентября 2016 г.
- ↑ INPA повышает безопасность Lifta, чтобы предотвратить кражу ив , «Джерузалем Пост», 19 сентября 2011 г.
- ^ Мей Нефтоах (Лифта) (на иврите. Архивировано 28 января 2018 г. в Wayback Machine , Mapa, запись в энциклопедии).
- ^ Дискурс и Палестина: власть, текст и контекст , Аннелис Мурс, стр. 133
- ↑ Ground Zero: Иерусалим, священная война и коллективное безумие , Джерри Крот, стр. 131
- ↑ Несмотря на улучшение ситуации в экономике, центр реабилитации наркозависимых подростков в Лифте закроется (на иврите) , Гаарец, 22 мая 2014 г.
- ^ Средняя школа Лифта: История. Архивировано 10 июля 2017 года в Wayback Machine , Средняя школа Лифта.
- ^ Jump up to: а б «Израиль стремится превратить заброшенную палестинскую деревню в проект роскошного жилья» , Haaretz.com, 21 января 2011 г.
- ^ Нелл, Иоланда (30 мая 2011 г.). «Юридическая битва за заброшенную палестинскую деревню» . Би-би-си . Проверено 30 мая 2011 г.
- ^ Суд постановил запретить снос пустующих домов в Лифте.
- ^ Дэвис, 2011, стр.30 30.
- ↑ Побежденные в суде последние семьи Лифты покинули свои дома в районе Иерусалима , Гаарец, 22 июня 2017 г.
- ^ Эстер Зандберг, Неофициальный памятник решающему моменту в истории , Haaretz.com, 25 ноября 2004 г.; по состоянию на 2 сентября 2015 г.
- ^ Серкс, Сью. «План по превращению исторической арабской деревни у въезда в Иерусалим в роскошное жилье отложен» . Таймс Израиля . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Управление древностей Израиля , разрешение на экскаваторы и раскопки на 2010 год , разрешение на обследование № A-5974.
- ^ Тканое наследие, тканный язык. Архивировано 19 февраля 2007 года в Wayback Machine , Saudi Aramco World , Том 42, номер 1.
- ^ Стиллман, 1979, стр. 42, 44 (ил.)
- ^ Стиллман, 1979, с. 37
- ^ Некоторые источники помещают кафе в Лифту (Моррис 2004) (Леви21), а некоторые в Ромему (Кристалл 1999), которые примыкают друг к другу.
Библиография
- Авнер, Рина (18 января 2008 г.). «Иерусалим, итоговый отчет лифта» (120). Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Барклай, Джеймс Тернер (1858). Город Великого Короля; или Иерусалим, каким он был . Филадельфия: Дж. Челлен и сыновья [и др.] (стр. 544 )
- Бэррон, Дж. Б., изд. (1923). Палестина: Отчет и общие итоги переписи 1922 года . Правительство Палестины.
- Берхем, ван, М. (1927). МИФАО 44 Материалы для Corpus Inscriptionum Arabarum Часть 2 Южная Сирия T.2 Иерусалим Харам . Каир: Печать. из Французского института восточной археологии. (№ 293, стр. 436-437 )
- Берхем, ван, М. (1920). MIFAO 45.1 Материалы для Corpus Inscriptionum Arabarum Часть 2 Южная Сирия T.3 Общий указатель Иерусалима . Каир: Печать. из Французского института восточной археологии. (табличка LVIII )
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1883). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 3. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Даган, Иуда; Барда, Летиция (26 декабря 2010 г.). «Иерусалим, итоговый отчет исследования Лифты» (122). Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Дофин, К. (1998). Византийская Палестина, заселение и население . BAR International Series 726 (на французском языке). Полет. III: Каталог. Оксфорд: Археопресс. ISBN 0-860549-05-4 . (стр. 900)
- Гилберт, майор Вивиан (1936): Романтика последнего крестового похода , Лондон, Великобритания
- Правительство Палестины, Департамент статистики (1945 г.). Статистика деревни, апрель 1945 года .
- Герен, В. (1868). Историко-археологическое географическое описание Палестины (на французском языке). Полет. 1: Иудея, ч. 1. Париж: L’Imprimerie Nationale.
- Хадави, С. (1970). Деревенская статистика 1945 года: Классификация собственности на землю и территории в Палестине . Исследовательский центр Организации освобождения Палестины.
- Хайман, Мордехай (19 сентября 2011 г.). «Иерусалим, итоговый отчет лифта» (123). Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Хартманн, М. (1883). «Список местностей Ливы Иерусалима в турецком государственном календаре для Сирии на 1288 год бегства (1871)» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 6 : 102–149 .
- Хюттерот, Вольф-Дитер; Абдулфаттах, Камаль (1977). Историческая география Палестины, Трансиордании и Южной Сирии в конце XVI века . Географические труды Эрлангера, специальный том 5. Эрланген, Германия: Правление Франконского географического общества. ISBN 3-920405-41-2 .
- Халиди, В. (1992). Все, что осталось: палестинские деревни, оккупированные и опустошенные Израилем в 1948 году . Вашингтон, округ Колумбия : Институт палестинских исследований . ISBN 0-88728-224-5 .
- Миллс, Э., изд. (1932). Перепись Палестины 1931 года. Население деревень, городов и административных районов . Иерусалим: Правительство Палестины.
- Моррис, Б. (2004). Возобновление возникновения проблемы палестинских беженцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00967-6 .
- Палмер, Э.Х. (1881). Исследование Западной Палестины: списки имен на арабском и английском языках, собранные во время исследования лейтенантами Кондером и Китченером, RE Транслитерировано и объяснено Э. Х. Палмером . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Прингл, Д. (1997). Светские постройки в Иерусалимском королевстве крестоносцев: археологический справочник . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521460107 .
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 2. Бостон: Крокер и Брюстер .
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 3. Бостон: Крокер и Брюстер .
- Ротштейн, Густав (1914). «Мусульманские свадебные обычаи в Лифте близ Иерусалима» . Палестинский журнал (на немецком и арабском языках). VI : 102–123 , 124–135 .
- Шик, К. (1896). «О населении Иерусалимского округа» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 19 : 120–127 .
- Шёльх, Александр (1993). Палестина в трансформации, 1856-1882: Исследования социального, экономического и политического развития . Институт палестинских исследований . ISBN 978-0-88728-234-8 .
- Социн, А. (1879). «Алфавитный список мест Пасхалика Иерусалима» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 2 : 135–163 .
- Стиллман, Йедида Кальфон (1979). Палестинский костюм и украшения . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико . ISBN 0-8263-0490-7 . (Каталог MOIFA ( Музей международного народного искусства в Санта-Фе ).) коллекции палестинской одежды и украшений
- Тоблер, Т. (1854). Доктор Две книги Тита Тоблера Топография Иерусалима и его окрестностей (на немецком языке). Том 2. Берлин: Г. Реймер. (стр. 758-60 ; цитируется по Pringle, 1997, стр. 66 )
- Зелингер, Йехиэль (18 сентября 2011 г.). «Иерусалим, Лифт, Итоговый отчет» (123). Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Внешние ссылки

- Добро пожаловать на сайт Lifta , palestineremembered.com; по состоянию на 2 сентября 2015 г.
- Лифта , Зохрот
- [1] , Руины Лифты (2016)
- Управление древностей Израиля , Иерусалим, Лифта, обследование (2010 г.)
- Обзор Западной Палестины, карта 17: IAA , Wikimedia commons
- Лифта в античных археологических раскопках Израиля
- FAST-Lifta Preservation Совместный проект по реконструкции памяти и сохранению Lifta , archive.org, 14 мая 2006 г.
- Фотографии Lifta сделаны доктором Мослихом Канаане , jalili48.com; по состоянию на 2 сентября 2015 г.
- Лифта , Рами Нашашиби (1996), Центр исследований и документации палестинского общества.
- Lifta , zochrot.org
- Возвращение в Лифту , 13 мая 2006 г., zochrot.org
- Lifta Society website , liftasociety.org
- Lifta website , schulen.eduhi.at
- 3D-модели разных домов в Лифте , Sketchfab.com; по состоянию на 2 сентября 2015 г.