Это просто Одоллам
Khirbat esh-Sheikh Madkur / ʿAīd el Mâ | |
![]() Поросший соснами холм Адуллам, вид с северо-запада. | |
Альтернативное название | 'Ид эль-Миа (Х. 'Ид эль-Минья) |
---|---|
Расположение | ![]() |
Область | Шфела |
Координаты | 31 ° 39'0 ″ с.ш. 35 ° 0'9 ″ в.д. / 31,65000 ° с.ш. 35,00250 ° в.д. |
Положение сетки | 150/118 PAL |
История | |
Основан | Ханаанский период и последующие периоды |
Заброшенный | неизвестный |
Периоды | Энеолит , ранняя и поздняя бронза , периоды железного века до османского периода. |
Культуры | Ханаанский, еврейский, греко-римский, византийский, раннеисламский, османский. |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 2015 |
Археологи | Опрошены Ю. Даган, Б. Зиссу, И. Радашковский и Э. Лираз. |
Состояние | Руины |
Право собственности | Еврейский национальный фонд |
Публичный доступ | да |

Адуллам ( иврит : עֻלָּם , романизированный : ʿəḏulā , ΟδοδοΔοδ — старые « Иисуса Навина руины, причисленные к тридцати шести городам царя » (Иисус Навин 12:7–24 ) [ 1 ] После этого он перешел в удел колену Иуды и был включен в северное подразделение Шефелы « низменных» городов земли Иуды (Иисус Навин 15:35) . [ 2 ]
Связь между Иудой и Одолламом и его окрестностями фактически установилась уже в патриархальный период, когда Иуда «сошёл от братьев своих и обратился к некоему Одолламитянину, которому имя было Хира» (Бытие 38:1) . [ 2 ] В начале царского периода, во времена царя Саула , эта местность была близка к земле филистимлян , и поэтому Давид , спасаясь от Саула, искал убежища в пещере Одоллама и сделал ее местом разведки и организации. как для него, так и для его людей (1 Царств 22:1–2) . [ 2 ] [ 3 ] Здесь также имел место эпизод, когда трое героев Давида принесли ему воду из колодца Вифлеемского, и он не осмелился пить ее, а «вылил Господу» (2 Царств 23:13–17) . [ 4 ] Из битвы Давида и Голиафа , которая произошла в долине Ила , непосредственно примыкающей к северной стороне развалин, а также из набега филистимлян на Кеилу к непосредственному югу от Одоллама, также известно, что Одоллам в тот период был приграничным городом. [ 2 ]
Нынешнее место ранее было известно под арабским названием Хурбет эш-Шейх Мадкур, в 15 милях. (15 км.) к северо-востоку от Байт-Джибрина , [ 4 ] и был построен на вершине холма с видом на долину Эла, между Зеленой линией между Израилем и Западным берегом , а прямо под ним лежали руины пригорода, левантийского арабского языка : عيد الميا , латинизированного: Эйд эль-Мийе . [ 5 ] К концу 19 века поселение, бывшее городом, лежало в руинах. [ 6 ] Руины на вершине холма названы в честь Мадкура, одного из сыновей султана Бедера , для которого построен храм ( вели ) и ранее его жители называли Вели Мадкур . [ 7 ] Вершина холма в основном плоская, с цистернами высеченными в скале . Остатки каменных построек, стоявших здесь когда-то, до сих пор можно увидеть. Осадочные слои руин старой ханаанской и израильской эпох, в основном глиняные черепки , заметны повсюду, хотя сейчас на вершине этого холма растут оливковые рощи, окруженные каменными стенами. деревни Адерет , Авиезер и Хирбет аль-Дейр Рядом расположены . Руины находятся примерно в 3 км (1,9 мили) к югу от мошава Неве-Майкл .
Основные археологические памятники; идентификация
[ редактировать ]Х. Эш-Шейх Мадкур ( палестинская сетка : 1503/1175) расположен на высоте 434 метра (1424 фута) над уровнем моря и считается современными историческими географами «верхним Адулламом», исходя из его близости к Х. «Ид эль-Минья. Исторические географы полагают, что название этого последнего места является искажением слова «Адоллам». [ 8 ] Идентификация верхнего участка с библейским Одолламом до сих пор неубедительна, поскольку археологические свидетельства, подтверждающие его древнеханаанское название, еще не найдены. В конце 19 века руины на вершине холма и прилегающие к ним руины были исследованы французским исследователем Виктором Гереном , который писал:
[Покинув руины на вершине холма, Хирбет эль-Шейх Мадкур ], в 11:20 [AM] мы спускаемся на восток в долину. В 11:25 [AM] я осматриваю другие руины, называемые Хирбет Аид эль-Миа . Шестьдесят разрушенных домов в вади образовали деревню, существовавшую еще в мусульманский период, о чем [доказывают] остатки мечети , обнаруженные там. В древности руины, покрывающие плато холма Шейх-Мадкур и простирающиеся в долине, вероятно, представляли собой один и тот же город, разделенный на две части: верхнюю и нижнюю. [ 9 ]
Хотя Герен конкретно не говорит, что речь идет о древнем Адулламе, он считает, что Х. эш-Шейх Мадкур и Х. «Ид эль-Минья следует признать одним и тем же городом; верхний и нижний. Это место поддерживается Еврейским национальным фондом в Израиле, были проведены археологические исследования и частичные раскопки. На этом месте есть древние пещеры , цистерны, высеченные в скале, и мусульманская святыня, известная как Вели Шейх Мадкур .
Х. Ид эль-Минья , также известный как Ид аль-Миах (Палестинская координатная система: 1504/1181), является местом, признанным собственно Адулламом. [ 10 ] Сейчас это телл на южной оконечности Вади-эс-Сура , продолжения долины Эла . как библейский Адуллам Это место было впервые признано французским археологом Клермон-Ганно в 1871 году на основании его местоположения, близкого приближения к названию и обнаруженных на нем керамических находок. [ 11 ] [ 12 ] Руины находятся на высоте 351 метр (1152 фута) над уровнем моря. Развалины заросли растительностью и деревьями на северных склонах горы, на которой лежит Х. эш-Шейх Мадкур . разрушенные каменные конструкции, каменный корыто с водой и ствол каменной колонны Здесь до сих пор можно увидеть Фонда исследования Палестины . Геодезист Ч.Р. Кондер упоминает, что видел в Аид-эль-Мийе древний колодец, окруженный каменными желобами. [ 13 ]
Более ранние попытки идентификации привели к тому, что некоторые стали называть другие пещерные системы именем «Пещера Адуллам». Ранние рисунки, изображающие так называемую « пещеру Адуллам », предварительно отождествлялись с пещерой Умм эль-Тувеймин и пещерой в Хурейтуне (названной в честь Харитона Подвижника ), [ 14 ] хотя современные археологи и исторические географы отвергли эти ранние гипотезы как пещеру Одоллам, [ 15 ] и признали, что Аид эль-Мийе — это Одоллам древности. [ 16 ] [ 17 ] [ 2 ] [ 18 ]
Отмечалось, что Х. Эш-Шейх Мадкур , если это действительно библейский Одоллам, находится всего в 7 километрах (4,3 мили) к юго-западу от Тимны , места, упомянутого в Бытии , гл. 38, как его посетил Иуда, когда он пришел из Одоллама стричь своих овец. [ 19 ]
История
[ редактировать ]Поздний бронзовый век, железный век и еврейская Библия
[ редактировать ]
Считается, что «Адуллам», упомянутый в еврейской Библии, идентичен Телль-Шейху Мадхуру . [ 8 ] [ 20 ] [ 2 ] [ 21 ] Так называемый «библейский период» для справки о времени историки и археологи называют поздним бронзовым веком и железным веком , то есть позднеханаанским и израильским периодами соответственно. [ 22 ] А. Ф. Рейни признал Адуллам ( Х. эш-Шейх Мадкур ) памятником позднего бронзового века. [ 23 ]
К железному веку , [ 24 ] Одоллам упоминается В еврейской Библии как один из царских городов хананеев. [ 25 ] и указан вместе с городами Джармут и Сочо как занимающие место в регионе, географически известном как Шефела , [ 26 ] или что является местом перехода между горной местностью и прибрежной равниной.
Именно сюда пришел Иуда, сын Иакова (Израиль), когда оставил своего отца и братьев в Мигдаль-Эдере . Иуда подружился с неким Хиром, Одолламитянином. [ 2 ] [ 27 ] В Одолламе Иуда встретил свою первую жену (безымянную в Книге Бытия ), дочь Шуаха .
В период завоевания израильтянами земли Ханаанской Одоллам был одним из многих городов-государств с независимыми и суверенными царями. [ 28 ] Согласно тому же библейскому источнику, царь Одоллама был убит Иисусом Навином и израильтянами во время завоевания этой земли. [ 29 ] Непосредственные земли были, что считалось «божественным актом» жеребьевки, переданы в наследство племени потомкам Иуды. [ 30 ]
Более 400 лет спустя сцена победы Давида над Голиафом в долине Эла находилась недалеко от Одоллама, в то время приграничной деревни. [ 2 ] [ 31 ] Хотя Давид был возвышен и ему разрешили сидеть в присутствии царя Саула, вскоре он приобрел дурную репутацию у царя и был вынужден бежать.

изгнал его из города Гат Давид искал убежища в Одолламе после того, как царь Анхус . В Книге Самуила упоминается пещера Одоллам, где он нашел защиту, будучи беженцем от царя Саула. некоторые пещеры, гроты и гробницы На вершине холма, а также на его северных и восточных склонах до сих пор можно увидеть . Именно там «собирались все, кто был в беде, и все, кто был в долгу, и все, кто был недовольен». [ 32 ] Там Давид жаждал воды родного Вифлеема, занятого тогда филистимским гарнизоном. Отряд доблестных воинов Давида пошел и принес ему воды из того места, но, когда они вернулись, Давид отказался ее пить. [ 33 ]
В 10 веке до нашей эры считалось, что Одоллам имеет стратегическое значение, что побудило внука царя Давида, Ровоама (ок. 931–913 до н.э.), укрепить город, среди прочего, против Древнего Египта . [ 2 ] [ 3 ] [ 34 ] [ 35 ] По мнению израильского историка Н. Наамана , это не была крепость в реальном смысле, а лишь город, населенный мирным населением, хотя и выполнявший функции административно-военного центра, в котором размещался гарнизон и хранились продовольствие и вооружение. [ 36 ]
Ассирийские и халдейские завоевания
[ редактировать ]В конце 8-го века до нашей эры в Книге Михея вспоминались города низменностей Иудеи во время ассирийского вторжения в страну: [ 37 ] [ 38 ] «Я еще приведу к тебе, житель Мареши , того, кто будет владеть тобой; он придет даже в Одоллам, о слава Израиля». [ 39 ]
Сеннахирим во время своего третьего военного похода разграбил многие города, принадлежавшие Иудее. [ 40 ] За ассирийским периодом последовал подъем Нововавилонской империи , время, отмеченное всеобщими беспорядками и возможной депортацией жителей Иуды нововавилонской армией в шестом веке до нашей эры. [ 41 ] Адуллам, как и другие города региона, не остался бы незатронутым.
Персидский период
[ редактировать ]Единственное упоминание об Одолламе для этого периода времени (ок. 539–331 гг. до н. э.) взято из еврейских канонических книг , в частности, из рассказа о Неемии , который вернулся с еврейскими изгнанниками из вавилонского плена во время правления I. Артаксеркса [ 3 ] По словам Эзры , известного автора книги, [ 42 ] некоторые из этих репатриантов поселились в Адулламе. [ 2 ] [ 43 ] [ 4 ] По словам Неемии, постэксильская община, переселившаяся в Одоллам, ведет свое происхождение от колена Иуды.
Политическое образование, возникшее в то время в Иудее, представляло собой вассальное государство, поскольку Иудея стала провинцией Персидской империи , управляемой сатрапом . [ 44 ]
Эллинистический, римский и византийский периоды
[ редактировать ]В классический период на этом месте имеется мало записей. В 163 г. до н. э. именно в Одолламе Иуда Маккавей , главный лидер восстания Маккавеев во время иностранного владычества в стране, удалился со своими воинами после возвращения с войны против идумеев и Селевкидов полководца Горгия . [ 2 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 4 ] Одоллам стоял возле шоссе, которое позже стало римской дорогой в долине Эла, которая вела из Иерусалима в Бейт-Губрин .
описал Адуллам Еще в начале IV века нашей эры Евсевий как «очень большую деревню примерно в десяти [римских] милях к востоку от Элевтерополиса ». [ 48 ]

Османский период
[ редактировать ]Адуллам был обитаемой деревней в конце 16 века. Османской империи В налоговой книге за 1596 год упоминается Айн аль-Майя [ так в оригинале ] ( араб . عين الميا ) в Нахия- Халиле (подрайон Хеврона), и где отмечается, что в нем было тридцать шесть глав семей-мусульман. [ 49 ] Переписчик той же налоговой книги ошибочно принял арабское слово « дал» в документе за монахиню , и это имя с тех пор было исправлено историческими географами Йоэлем Элицуром и Толедано на «А'ид эль-Миах» ( араб . عيد الميا ), основываясь на от номера финансовой единицы записи в дафтаре и ее соответствующего места на карте Хюттерота. [ 50 ] [ 51 ] Местные жители выращивали пшеницу и ячмень, а также выращивали оливки. Общий доход, полученный деревней за этот год, составил 5160 акче . [ 52 ]

По словам Кондера , древняя дорога, ведущая из Бейт-Сура в Исдуд, когда-то проходила через Айд-эль-Ма (Адуллам) и до сих пор была частично видна. [ 53 ]
Французский востоковед и археолог Шарль Клермон-Ганно посетил это место в 1874 году и написал: «Это место абсолютно необитаемо, за исключением сезона дождей, когда пастухи укрываются там на ночь». [ 54 ]
Арабы Бейт-Наттифа в 19 веке, когда их спросили о значении названия близлежащих руин Аид эль-Миах , рассказали свою собственную легенду о происхождении названия. По их версии, имя Аид эль-Миах = букв. «Праздник сотни» вращается вокруг события, произошедшего там много лет назад. По их словам, в праздник разгорелась крупная драка, в которой были убиты сто человек и разрушено поселение. В память об этом событии руины поселения были названы Аид эль-Миах , что означает «Праздник Сотни». [ 2 ] Ученые объясняют это случаем «популярной этимологии», когда в палестинских топонимах первоначальное значение названия города часто «переинтерпретируется» его местным населением. [ 55 ]
Современный период
[ редактировать ]В 1957 году началось создание региона Адуллам ( иврит : חבל עדולם ), территории поселений площадью более 100 000 дунамов (25 000 акров). [ 56 ] и носящий название библейского города. [ 57 ] Рядом с курганом, к северу от него, мошав Адерет в 1958 году был основан .
Обследования на этом месте проводились в 1992 и 1999 годах. Еще в 2003 году археологические раскопки Адуллама, как Верхнего, так и Нижнего, не проводились. [ 58 ] но к сентябрю 2015 года на поверхности Верхних руин были проведены раскопки на глубину 0,2 м в шести квадратах одинакового размера в надежде определить по относительному распределению масштабы поселения на этом месте в различные периоды. гончарного дела. [ 12 ] Собранные черепки керамики, найденные на месте, датируются периодом от раннего бронзового века до османского периода. [ 59 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клермон-Ганно 1875 , с. 170
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Амит и.д. , стр. 332–333.
- ^ Jump up to: а б с Клермон-Ганно 1875 , с. 171
- ^ Jump up to: а б с д Еврейская энциклопедия 1971 , с. 311 (Св. Одоллам)
- ^ Обзор Израиля, Карта 15-11 «Зуриф», 1962 г. [: Файл: 15-11-Zurif-1962.jpg]
- ^ Кондер и Китченер 1883 , с. 311 ; На карте Фонда исследования Палестины: Хеврон (Лист XXI) руины Хурбет-Айд-эль-Мас [ sic ] видны прямо к северу от Хурбет-эш-Шейх-Мадхкура , в долине внизу. Древние руины отличаются множеством разрушенных построек, лежащих на поле размером с футбольное поле, перемежающемся терпентинами, прямо рядом с небольшой мощеной дорогой, идущей параллельно главной дороге Роглит - Адерет : см. «Обзор Западной Палестины» , 1878 г., карта. , Карта 21: IAA , Wikimedia commons , снятая и нарисованная под руководством лейтенанта. Ч. Р. Кондер и Х. Х. Китченер, май 1878 года. Виктор Герен считал, что когда-то существовали Верхний Адуллам и Нижний Адуллам.
- ^ Кондер и Китченер 1883 , стр. 361–367 .
- ^ Jump up to: а б Ахарони 1979 , с. 429
- ^ Герен 1869 , с. 338 – 339]
- ^ Conder 1879 , стр. 156–158 , со ссылкой на М. Клермон-Ганно .
- ^ Клермон-Ганно 1875 , с. 168
- ^ Jump up to: а б Радашковский и Лираз 2017 , с. 1
- ^ Кондер и Китченер 1882 , с. 441
- ^ Фонда исследования Палестины Ежеквартальный отчет за 1875 год, стр. 173–174.
- ^ CR Conder, Фонда исследования Палестины Ежеквартальный отчет за 1875 год, стр. 145.
- ^ Цафрир, Ди Сеньи и Грин 1994 , стр. 197
- ^ Абель 1933 , с. 239
- ^ Ави-Йона 1976 , с. 111
- ^ Эмертон 1975 , стр. 343–344.
- ^ Шоу 1993 , с. 45
- ^ Кондер 1879 , с. 156 , который писал: «Термин Шефела используется в Талмуде для обозначения невысоких холмов из мягкого известняка, которые, как уже объяснялось, образуют отдельный район между равниной и водораздельными горами. Имя Сифла , или Шефела , существует до сих пор. в четырех или пяти местах в окрестностях Бейт-Джибрина, и поэтому мы не можем сомневаться в положении того района, в котором следует искать Адуллам. Клермон Ганно был тем удачливым исследователем, который первым восстановил это название. Я был рад обнаружить, что капрал Брофи также получил его от полдюжины разных людей, не зная, что этому придавалось какое-то особое значение. Получив таким образом титул, не задав ни одного наводящего вопроса, я приступил к изучению. место, положение которого почти точно соответствует расстоянию, указанному Иеронимом , между Елевтерополем и Одолламом — десять римских миль».
- ^ Рейни 1983 , с. 1
- ^ Рейни 1983 , с. 3
- ^ ДиВиетро 2022 , с. 133 (примечания 49)
- ^ Иисус Навин 12:15
- ^ Иисус Навин 15: 33–35.
- ^ Бытие 38:1
- ^ Бен-Йосеф без даты , с. 31
- ^ Иисус Навин 12: 7–15.
- ^ Иисус Навин 14: 1–2 ; Иисус Навин 15: 1–35;
- ^ 1 Царств 17:2
- ^ 1 Царств 22:2
- ^ 2 Царств 23: 13–17.
- ^ Бейер 1931 , стр. 115, 129–134.
- ^ 2 Паралипоменон 11:7.
- ^ Нааман 1986 , с. 6
- ^ Май 1995 г. , стр. 101–100. 213–215, особенно. п. 214 (примечание 19)
- ^ Рейни 1983 , стр. 15–16.
- ^ Михей 1:15 , согласно интерпретации стиха Раши .
- ^ Лакенбилл, Д.Д. (1924). Джеймс Генри Брестед (ред.). Анналы Сеннахирима . Том. 2. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 32–33. OCLC 610530695 .
Что же касается Езекии, иудея, который не подчинился моему игу, то сорок шесть его сильных, обнесенных стенами городов, а также малые города по соседству с ними, которым не было числа... Я осадил и взял. Двести тысяч сто пятьдесят человек, больших и малых, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупного рогатого скота и овец, без числа, я отнял у них и посчитал в добычу. Самого, как птицу в клетке, я запер в Иерусалиме, царский город его... Города его, которые я разграбил, я отсек от земли его и Митинти, царя Ашдода, [и] Пади, царя Ашдода, Экрону, [и] Силли-белу, царю Газы, я дал. И (таким образом) я уменьшил его землю.
- ^ Фауст 2012 , стр. 140–143.
- ^ Среди 24 книг еврейского канона Книга Ездры и Книга Неемии причисляются к одной книге, и которая, согласно Вавилонскому Талмуду ( Баба Батра 15а), была составлена Эзрой Книжником .
- ^ Неемия 11: 25–30.
- ^ Ben-Yosef n.d. , pp. 36–37 (s.v. обзор исторических поселений &lrm, )
- ^ 2 Маккавеев 12:32–38; Иосиф Флавий ( Древности 6.12.3.; 8.10.1.)
- ^ Клермон-Ганно 1875 , стр. 171–172.
- ^ Рейни 1983 , с. 18
- ^ Нотли и Сафрай 2005 , стр. 27 (§77), 82 (§414). Что касается слова «восток», то его не следует понимать непосредственно восток по отношению к Бейт-Губрину (Элевтерополису), как это доказывают другие описания библейских топонимов в сочинениях Евсевия, но может означать и «северо-восток», как в этом корпус, или «юго-восток».
- ^ Хюттерот и Абдульфаттах 1977 , с. 122
- ^ Элицур 2004 , с. 137; (Номер фискальной единицы в дафтаре , соответствующий карте, — «P-17»).
- ^ Толедано 1984 , стр. 279–ff.
- ^ Хюттерот и Абдульфаттах 1977 , с. 122
- ^ Кондер и Китченер 1883 , с. 318
- ^ Клермон-Ганно 1896 , с. 459
- ^ Садок 1995–1997 , с. 98
- ^ Еврейская энциклопедия 1971 , с. 311 (регион Сент-Адуллам)
- ^ Официальный путеводитель Хартии по Израилю и полный справочник всех мест Святой Земли. (3-е издание, 1993 г.) Иерусалим, Хартия вольностей, с. 71, ISBN 965-220-186-3
- ^ Чепманн III и Тейлор 2003 , с. 105
- ^ Радашковский и Лираз 2017 , с. 2
Библиография
[ редактировать ]- Абель, FM. (1924). «Со мной все будет в порядке». Revue Biblique (на французском языке). Париж: 206.
- Абель, FM (1933). География Палестины . Библеистика (на французском языке). Полет. 1–2. Париж: Габальда. (том 2, 1938 г.)
- Ахарони, Ю. (1979). Земля Библии: историческая география (2-е изд.). Филадельфия: Вестминстер Пресс. ISBN 0-664-24266-9 . ОСЛК 6250553 . (оригинальное издание на иврите: «Земля Израиля в библейские времена - историческая география», Институт Бялика , Иерусалим (1962))
- Амит, Дэвид [на иврите] (nd). «Тель Адуллам». В Бен-Йосефе, Сефи (ред.). Путеводитель по Израилю - Иудея (Полезная энциклопедия для познания страны) (на иврите). Том. 9. Иерусалим: Издательство «Кетер» при Министерстве обороны Израиля. OCLC 745203905 .
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - Ави-Йона, М. (1976). «Географический справочник Римской Палестины». Кедем . 5 . Институт археологии Еврейского университета в Иерусалиме; Карта: 3–112. JSTOR 43587090 .
- Бен-Йосеф, Сефи [на иврите] , изд. (без даты). Путеводитель по Израилю - Иудея (Полезная энциклопедия для познания страны) (на иврите). Том. 9. Иерусалим: Издательство «Кетер» при Министерстве обороны Израиля. OCLC 745203905 .
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - Бейер, Густав (1931). «Вклад в территориальную историю юго-западной Палестины в древности (крепостная система Ровоама)». Журнал Немецкой палестинской ассоциации (ZDPV) (на немецком языке). 54 (3). Немецкая ассоциация по изучению Палестины. JSTOR 27929938 .
- Чепманн III, RL; Тейлор, Дж. Э. , ред. (2003). Палестина в четвертом веке нашей эры: Ономастикон Евсевия Кесарийского . Перевод GSP Фриман-Гренвилл. Иерусалим: Хартия. ISBN 965-220-500-1 . OCLC 937002750 .
- Клермон-Ганно, К. (1875 г.). «Место города Одоллам» (PDF) . Ежеквартальный отчет Фонда исследований Палестины . 7 (3 (июль)): 168–177. дои : 10.1179/peq.1875.016 .
- Клермон-Ганно, К. (1896). Археологические исследования в Палестине в 1873–1874 годах . Том. 2. Лондон:Комитет Фонда исследования Палестины. ОСЛК 3297101 .
- Кондер, ЧР (1879 г.). Палаточные работы в Палестине. Запись открытий и приключений . Том. 2. Лондон: Richard Bentley & Son (издано для Комитета PEF ) . OCLC 23589738 .
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1882 г.). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 2. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1883). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 3. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- ДиВиетро, Эрик Кирк (2022). Дозаимские черты израильского пророческого материала в Книге Царств . Линчберг, Вирджиния: Университет Либерти. (Диссертационная работа, представляемая на соискание ученой степени доктора философии)
- Элицур, Йоэль [на иврите] (2004). Древние топонимы на Святой Земле – Сохранение и история . Айзенбрауны. ISBN 1-57506-071-Х .
- Эмертон, Дж. А. (1975). «Некоторые проблемы в Бытие 38». Ветхий Завет 25 (2): 338–361. дои : 10.2307/1516950 . JSTOR 1516950 .
- Энциклопедия иудаики . Том. 2 (А–А НГ ). Иерусалим: Издательство Кетер. 1971.
- Фауст, А. (2012). Иуда в нововавилонский период: археология запустения . Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-641-9 .
- Герен, Виктор (1869). Историко-археологическое географическое описание Палестины (на французском языке). Полет. 1: Иудея, ч. 3. Париж: L’Imprimerie Nationale.
- Хюттерот, В.-Д. [на немецком] ; Абдулфаттах, Камаль (1977). Историческая география Палестины, Трансиордании и Южной Сирии в конце XVI века . Географические труды Эрлангера, специальный том 5. Эрланген, Германия: Правление Франконского географического общества. ISBN 3-920405-41-2 .
- Лато, Антти (1995). «Ассирийская пропаганда и фальсификация истории в царских надписях Сеннахирима» Ветус Заветум 45 (2). Брилл: 198–226. дои : 10.1163/1568533952581324 . JSTOR 1535132 .
- Нааман, Надав (1986). «Города-крепости Езекии и марки «ЛМЛК». Бюллетень американских школ восточных исследований . 261 (261): 5–21. дои : 10.2307/1357061 . JSTOR 1357061 . S2CID 222435471 .
- Нотли, RS; Сафрай З. , ред. (2005). Евсевий, Ономастикон: Топонимы Божественного Писания . Бостон / Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 0-391-04217-3 . OCLC 927381934 .
- Радашковский, Игаль; Лираз, Элад (2017). «Хирбат эш-Шейх Мадкур (запад)» . Хадашот Археологийот: Раскопки и исследования в Израиле / Новости археологии: Раскопки и исследования в Израиле . 129 (129). Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле. JSTOR 26693784 .
- Рейни, А.Ф. (1983). «Библейская Шефела Иуды». Бюллетень американских школ восточных исследований . 251 (251). Издательство Чикагского университета от имени Американских школ восточных исследований : 1–22. дои : 10.2307/1356823 . JSTOR 1356823 . S2CID 163604987 .
- Шоу, Чарльз С. (1993). Речи Михея: риторико-исторический анализ . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-21443-0 .
- Sion, Ofer (2008-05-29). "Khirbat esh-Sheikh Madkur" . Hadashot Arkheologiyot – Excavations and Surveys in Israel (120).
- Толедано, Э. (1984). «Санджак Иерусалима в шестнадцатом веке: аспекты топографии и населения» . Архив Османской империи . 9 : 279–319.
- Цафрир, Ю. ; Сеньи, Лия; Грин, Джудит (1994). (TIR): Римская имперская таблица. Иудея, Палестина: Эрец Исраэль в эллинистический, римский и византийский периоды; Карты и географический справочник Иерусалим: Израильская академия наук и гуманитарных наук . ISBN 965-208-107-8 .
- Садок, Ран [на иврите] (1995–1997). «Предварительный анализ древних остатков современной палестинской топонимики». Обзор средиземноморского языка . 9 . Харрасовиц Верлаг: 93–171. JSTOR 10.13173/medilangrevi.9.1997.0093 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олбрайт, ВФ (1924). Бюллетень американских школ восточных исследований , 15. стр. 3 – и далее.
- Далман, Густав (1913). Ежегодник Палестины , 9 стр. 33–ff. (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Одолламом, на Викискладе?
- Обзор Западной Палестины, карта 21: IAA , Wikimedia commons
- `Древний город Одоллам, Израиль , Британская энциклопедия
- Археологические памятники в Израиле
- Природные заповедники Израиля
- Ханаанские города
- Библейская география
- Древний Израиль и Иудея
- Бывшие населенные пункты Израиля
- Древние места в Израиле
- Древние еврейские поселения Иудеи
- Региональный совет Мате-Иегуда
- Еврейские библейские города
- Рассказывает (археология)
- Иудейское царство
- Долина Эла