Эзра
Эзра | |
---|---|
Пророк и священник | |
Заслуженный в | Костел Восточная Православная Церковь |
Праздник | 13 июля (римско-католический) Неделя Святых праотцев (православная) |
Эзра ( эт. 480–440 до н. э.) [ а ] [ б ] был важным еврейским писцом ( софером ) и священником ( коэном ) в начале периода Второго Храма . В греческой Септуагинте имя переводится как Эсдра ( Ἔσδρας ), от чего происходит латинское имя Есдра . Его имя, вероятно, является сокращенным арамейским переводом еврейского имени. Азарьяу . Ях , что означает « помогает »
В еврейской Библии , или христианском Ветхом Завете , Ездра является важной фигурой в книгах Ездры и Неемии , которые, как говорят, он написал и отредактировал соответственно. По традиции, Ездра был также автором « Книги Паралипоменон» и «Книги Малахии» . [ 4 ] [ 5 ] Ездра сыграл важную роль в восстановлении еврейских писаний и религии для людей после возвращения из вавилонского плена и является весьма уважаемой фигурой в иудаизме . [ 6 ] Он считается святым в Римско-католической церкви , которая устанавливает его праздник 13 июля, так же, как и праздник его современника Неемии . [ 7 ] Он также почитается как святой в Восточной Православной Церкви , которая устанавливает его праздник в воскресенье Святых Праотцев . [ 8 ]
Жизнь
[ редактировать ]В еврейской Библии
[ редактировать ]Каноническая Книга Ездры и Книга Неемии являются древнейшими источниками деятельности Ездры. [ 9 ] тогда как многие другие книги, приписываемые Ездре (Первая Ездра, 3–6 Ездры), являются более поздними литературными произведениями, зависящими от канонических книг Ездры и Неемии. Книга Ездры-Неемии всегда была написана в виде одного свитка. [ 10 ] В христианских библиях позднего средневековья одна книга была разделена на две части: Первую и Вторую Ездру; и это разделение стало еврейской практикой в первых печатных еврейских библиях. [ 11 ] Современные еврейские Библии называют две книги Ездрой и Неемией, как и другие современные переводы Библии. Некоторые части Книги Ездры (от 4:8 до 6:18 и 7:12–26) были написаны на арамейском языке , а большая часть — на иврите , причем сам Ездра хорошо владел обоими языками. [ 12 ]
Согласно еврейской Библии, он был потомком Серайи . [ 13 ] последний Первосвященник, служивший в Храме Соломона , [ 14 ] и близкий родственник Иисуса Навина, первого Первосвященника Второго Храма . [ 15 ] Он вернулся из вавилонского плена и вновь представил Тору в Иерусалиме. [ 16 ] Согласно 1 Ездре , греческому переводу Книги Ездры, который до сих пор используется в Восточной Православной Церкви , он также был Первосвященником. Раввинистическая традиция поддерживает позицию, согласно которой Ездра был обычным членом священства. [ 17 ] и что он на самом деле служил Коэном Гадолем . [ 18 ] Ездра жил в Вавилоне , когда на седьмом году правления Артаксеркса I , императора Ахеменидов ( ок. 457 г. до н. э. ), император послал его в Иерусалим, чтобы обучать законам Божьим всех, кто их не знал. В Книге Ездры описывается, как он привел группу иудейских изгнанников, живших в Вавилоне , в их родной город Иерусалим. [ 19 ] где, как говорят, он принуждал к соблюдению Торы.
Когда Ездра обнаружил, что еврейские мужчины женились на иностранках -язычницах , он в отчаянии разорвал на себе одежды и исповедал грехи Израиля перед Богом, а затем выдержал сопротивление некоторых своих соотечественников, стремящихся очистить общину, принудив к расторжению греховных браков. Он был описан как призывающий израильский народ обязательно следовать Закону Торы, чтобы не вступать в браки с людьми иностранной крови - набором заповедей, описанных в Торе. [ 20 ] [ 9 ] Несколько лет спустя Артаксеркс послал Неемию, состоявшего у него на службе еврейского дворянина, губернатором Иерусалима с задачей восстановить городские стены. Как только эта задача была выполнена, Неемия приказал Эзре прочитать Тору собравшимся израильтянам , и народ и священники заключили завет соблюдать закон и отделиться от всех других народов. [ 21 ]
Место захоронения
[ редактировать ]Над местом его захоронения сложилось несколько традиций. Одна традиция гласит, что он похоронен в гробнице Эзры недалеко от Басры в Ираке, тогда как другая традиция утверждает, что он похоронен в Тадефе недалеко от Алеппо на севере Сирии . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
По словам Иосифа Флавия , Ездра умер и был похоронен «великолепно в Иерусалиме». [ 26 ] Если традиция, которую Эзра писал под псевдонимом Малахия, верна, то он, вероятно, был похоронен в Гробнице Пророков , традиционном месте упокоения Малахии , вместе с двумя другими пророками при жизни Ездры, Аггеем и Захарией .
В литературе более позднего периода Второго Храма
[ редактировать ]1 Эзра
[ редактировать ]1 Ездра , вероятно, датируемая концом 2-го – началом 1-го веков до н. э., сохраняет греческий текст Ездры и часть Неемии, явно отличающийся от текста Ездры-Неемии – в частности, он исключает Неемию из истории и передает некоторые из его деяний Ездре. , а также рассказывать события в другом порядке. Ученые расходятся во мнениях относительно того, основано ли оно на рассказах Ездры-Неемии или отражает более раннюю литературную стадию, предшествовавшую объединению рассказов Ездры и Неемии.
Иосиф Флавий
[ редактировать ]Еврейский историк первого века Иосиф Флавий имеет дело с Ездрой в своих «Иудейских древностях» . Он использует имя Ксеркс для Артаксеркса I, оставляя имя Артаксеркс для более позднего Артаксеркса II, которого он идентифицирует как Артаксеркса Эстер, таким образом помещая Ездру перед событиями книги Эстер. Рассказ Иосифа Флавия о деяниях Ездры полностью основан на 1 Ездре , которую он цитирует как «Книгу Ездры» при нумерации еврейской Библии. Напротив, Иосиф Флавий, похоже, не признает Ездру-Неемию библейской книгой, не цитирует ее и полностью полагается на другие традиции в своем описании деяний Неемии .
Апокалиптические традиции Ездры
[ редактировать ]Апокалиптическая четвертая книга Ездры (также иногда называемая «второй книгой Ездры» или «третьей книгой Ездры») была написана ок. 100 г. н. э., вероятно, на иудео-арамейском языке , но сейчас сохранился на латыни, славянском и эфиопском языках. В этой книге Ездра имеет пророческое откровение из семи частей, беседует с ангелом трижды Божьим и имеет четыре видения. Ездра, спустя тридцать лет вавилонского изгнания (4 Ездры 3:1 / 2 Ездры 1:1), рассказывает об осаде Иерусалима и разрушении Храма Соломона . [ 20 ] Центральными богословскими темами являются «вопрос теодицеи, Божьей справедливости перед триумфом язычников над благочестивыми, ход мировой истории с точки зрения учения о четырех царствах, [ 27 ] функция закона, эсхатологический суд, появление на Земле небесного Иерусалима, Мессианский Период , в конце которого Мессия , умрет [ 28 ] конец этого мира и наступление следующего и Страшный суд ». [ 20 ] Ездра восстанавливает закон, который был разрушен при сожжении Храма в Иерусалиме . Он диктует 24 книги для публики (т.е. Еврейскую Библию) и еще 70 только для мудрых (70 безымянных откровений). [ 29 ] В конце он возносится на небеса, как Енох и Илия . [ 20 ] В этой книге Ездра рассматривается как новый Моисей. [ 20 ]
Существует также еще одно произведение, предположительно находящееся под влиянием этого произведения, известное как « Греческий Апокалипсис Ездры» .
В раввинской литературе
[ редактировать ]Традиционно иудаизм приписывает Ездре создание Великого собрания ученых и пророков, предшественника Синедриона , как органа власти в вопросах религиозного права. Великому Собранию приписывают установление многочисленных черт современного традиционного иудаизма в чем-то похожем на их нынешнюю форму, включая чтение Торы , Амида и празднование праздника Пурим . [ 17 ]
В раввинистических традициях Эзру метафорически называют «цветами, появляющимися на земле», что означает весну в национальной истории иудаизма . [ 17 ] Ученик Баруха бен Нерии , он предпочитал изучение Закона реконструкции Храма. [ 30 ] и поэтому из-за своих исследований он не присоединился к первой группе, вернувшейся в Иерусалим во время правления Кира . По другому мнению, он не присоединился к первой партии, чтобы не конкурировать, даже невольно, с Иисусом Навином бен Иозадаком за должность Первосвященника Израиля . [ 17 ]
Согласно еврейской традиции, Ездра был автором Книги Паралипоменон . [ 17 ] [ 31 ] и это тот же пророк, известный также как Малахия. [ 32 ] В раввинских источниках существует небольшое противоречие относительно того, служил ли Ездра Первосвященником Израиля . [ 33 ]
Согласно Вавилонскому Талмуду , писец Эзра издал десять постоянных законов и приказов: [ 34 ] которые заключаются в следующем:
- Публика собирается вместе для чтения Сефер Торы в субботу во время дневного жертвоприношения ( Минха ) из-за тех странствующих торговцев, которые слоняются в закрытых магазинах на углах улиц и которые, возможно, пропустили библейские лекции, которые были читайте в будние дни. [ 35 ]
- Открытие судов во всех еврейских поселках по понедельникам и четвергам.
- Что женщины не будут ждать после четверга, чтобы постирать свою одежду, из-за почести, причитающейся субботнему дню.
- Мужчины приучались есть [вареный] чеснок накануне субботы (считалось, что он усиливает любовь между мужчиной и его женой).
- Что женщины вставали рано утром в пятницу, чтобы испечь хлеб, чтобы кусок хлеба был доступен бедным.
- Чтобы еврейские женщины везде из скромности подпоясывались широким поясом (поясом), спереди или сзади.
- Еврейские женщины во время менструации моют и расчесывают волосы за три дня до очищения в ритуальной ванне.
- Что странствующие торговцы совершают регулярные обходы еврейских деревень и поселков из-за чести, оказанной дочерям Израиля ( а именно , чтобы дочери Израиля могли покупать драгоценности). [ 36 ]
- Еврейским женщинам и/или девушкам в качестве меры предосторожности следует приучиться разговаривать друг с другом, пока кто-то из их группы выходит справить нужду в уборную.
- Мужчины, у которых могло произойти семяизвержение (особенно после сопровождения своих жен), должны быть обязаны погрузиться в микву, прежде чем им будет разрешено читать свиток Закона.
В сирийской деревне Тедеф синагога, которая, как говорят, была местом, где остановился Эзра, почиталась евреями на протяжении веков. Другая традиция указывает на то, что его могила находится недалеко от Басры, Ирак.
В христианских традициях
[ редактировать ]В христианской традиции Ездра считается автором книги Ездры и 1 и 2 Паралипоменон. Из-за большого сходства между книгами Малахии и Ездры некоторые христианские традиции принимают еврейскую точку зрения, что Ездра был Малахией; Иероним был одним из выдающихся христиан, придерживавшихся этой точки зрения. [ 37 ]
Раннехристианские писатели иногда цитировали Ездру как автора приписываемых ему апокалиптических книг. Климент Александрийский в своих «Строматах» назвал Ездру примером пророческого вдохновения, цитируя отрывок из 2 Ездры . Когда раннехристианские писатели ссылаются на «Книгу Ездры», всегда текст Первой Ездры . цитируется [ 38 ]
В исламе
[ редактировать ]В исламе он известен как Узаир ( арабский : عزير , латинизированный : Узайр ). Он упоминается в Коране . Хотя он не упоминался как один из пророков ислама ученые считают его одним из них , некоторые мусульманские , основываясь на исламских традициях. [ 39 ] [ 40 ] Его могила в Аль-Узере на берегу Тигра недалеко от Басры в Ираке является местом паломничества местных болотных арабов . [ 41 ] [ 42 ] Многие исламские ученые и современные западные ученые не считают Узера «Эзрой»; например, профессор Гордон Дарнелл Ньюби связывает Узера с Енохом и Метатроном .
Академический взгляд
[ редактировать ]Хронология
[ редактировать ]Ученые расходятся во мнениях относительно хронологической последовательности действий Ездры и Неемии. Ездра пришел в Иерусалим «в седьмой год царя Артаксеркса». [ 43 ] В тексте не уточняется, относится ли царь в этом отрывке к Артаксерксу I (465–424 гг. До н. э.) или к Артаксерксу II (404–359 гг. до н. э.). [ 44 ] [ 45 ] Большинство ученых считают, что Ездра жил во время правления Артаксеркса I, хотя у некоторых возникают трудности с этим предположением: [ 9 ] Неемия и Ездра «кажется, ничего не знают друг о друге; их миссии не пересекаются», однако в Неемии 12 оба возглавляют процессии на стене в рамках церемонии посвящения стены. Таким образом, они явно были современниками, работавшими вместе в Иерусалиме в то время, когда стена и город Иерусалим были восстановлены, в отличие от ранее изложенной точки зрения.;». [ 46 ] Эти трудности заставили многих ученых предположить, что Ездра прибыл на седьмой год правления Артаксеркса II, то есть примерно через 50 лет после Неемии. Это предположение означало бы, что библейское повествование не является хронологическим. Последняя группа ученых считает «седьмой год» ошибкой переписчика и считает, что эти двое были современниками. [ 9 ] [ 47 ]
Историчность
[ редактировать ]Мэри Джоан Винн Лейт в «Оксфордской истории библейского мира» считает, что Ездра был исторической фигурой, чья жизнь была улучшена в Священных Писаниях и получила богословское обоснование. [ 48 ] Госта В. Альстром утверждает, что противоречий библейской традиции недостаточно, чтобы сказать, что Ездра, занимающий центральное положение «отца иудаизма» в еврейской традиции, был более поздним литературным изобретением. [ 49 ] Те, кто выступает против историчности Ездры, утверждают, что стиль изложения Ездры как лидера и законодателя напоминает стиль Моисея. Есть также сходство между Ездрой, священником-писцом (но не первосвященником ), и Неемией, светским правителем, с одной стороны, и Иисусом Навином и Зоровавелем , с другой стороны. Еврейский писатель начала II века до нашей эры Бен Сира восхваляет Неемию, но не упоминает Ездру. [ 48 ]
Ричард Фридман утверждает в своей книге « Кто написал Библию?» что Эзра — это тот, кто отредактировал Тору и фактически создал первую Тору. [ 50 ] Утверждалось, что даже если не принимать документальную гипотезу , Ездра сыграл важную роль в начале процесса объединения Торы. [ 51 ]
Одним из конкретных аспектов истории Ездры, который исторически считается сомнительным, является рассказ Ездры 7 о его поручении. Согласно ему, Ездра получил от царя поистине высокий статус: он, казалось бы, был поставлен во главе всей западной половины Персидской империи , что явно превышало даже уровень сатрапов ( региональных правителей). Ездре дали огромные сокровища, которые он мог взять с собой в Иерусалим, а также письмо, в котором царь, по-видимому, признает суверенитет Бога Израиля. Тем не менее, его действия в этой истории не похожи на действия человека, обладающего почти неограниченной государственной властью, а предполагаемое письмо персидского царя написано с использованием гебраизмов и еврейской идиомы. [ 52 ]
Библеист Това Ганзель недавно заявил, что статус Ездры как священника и писца хорошо вписывается в исторический контекст пятого века до нашей эры в свете параллелей с писцами вавилонского храма нововавилонского и персидского периодов . [ 53 ]
См. также
[ редактировать ]- Ездра – о классификации книг, приписываемых Ездре.
- Эзра (имя)
- Книга Ездры и Книга Неемии – нераввинская традиция
- Ездра-Неемия – сочетание двух вышеупомянутых книг.
- 1 Ездра и 2 Ездры – греческая версия текстов (Меир)
Примечания
[ редактировать ]- ^ / ˈ ɛ z r ə / ; Иврит : עזרא , ʿЕзра' [ 1 ]
- ^ Также известный как Есдрас , [ 2 ] Ездра священник и Ездра писец ( ʿEzrāh hasSofēr ) в хазалической литературе [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «[Бог] помогает» - Эмиль Г. Хирш , Исаак Бройде , « Книжник Эзра », Еврейская энциклопедия (онлайн)
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Ездра (Эзра)» . www.newadvent.org . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Эдвард Кесслер , Нил Венборн, Словарь еврейско-христианских отношений , издательство Кембриджского университета , стр. 398
- ^ «Книга Ездры Грега Херрика — Bible.org» .
- ^ «Книжник Эзра», автор: Мендель Адельман, Chabad.org .
- ^ Новая энциклопедия иудаизма , «Ездра».
- ^ «Святой Эзра. Радоваться в Господе — ваша сила», Тереза Дойл-Нельсон — Национальный католический реестр» . 13 июля 2020 г.
- ^ «Алфавитный список Святых и событий» .
- ^ Jump up to: а б с д «Эзра». энциклопедия Британская 2007. Британская энциклопедия Интернет.
- ^ Хью Г.М. Уильямсон , Эзра, Неемия , Word Biblical Commentary Vol. 16 (Даллас: Word, 1985), стр. XXI–LII.
- ^ Богерт, Пьер-Морис (2000). «Книги Ездры и их нумерация в истории латинского библейского канона». Бенедиктинский обзор . 110 (1–2): 5–26. дои : 10.1484/J.RB.5.100750 .
- ^ Джеймс Х. Чарльзворт - «Объявление о фрагменте Неемии из свитков Мертвого моря» - Институт иудаизма и христианского происхождения - Проверено 20 августа 2011 г.
- ^ Ездра 7:1
- ^ 4 Царств 25:18
- ^ Ездра 3:2
- ^ Ездра 7–10 и Нех 8
- ^ Jump up to: а б с д и Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Эзра Писец». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Кляйн, Реувен Хаим (2013). «Был ли Ездра первосвященником?» (PDF) . Еврейская Библия Ежеквартально . 41 (3): 181–187. дои : 10.17613/M6BJ95 .
- ^ Эзра 8.2–14
- ^ Jump up to: а б с д и Ливак, Рюдигер; Швемер, Анна Мария. «Эзра». Новый Поли Брилла.
- ^ Неем 8 и Ездра 10.10–11.
- ^ Хаим Тавиль; Бернард Шнайдер (1 января 2010 г.). Корона Алеппо: Тайна древнейшего еврейского библейского кодекса . Еврейское издательское общество. п. 63. ИСБН 978-0-8276-0957-0 . OCLC 1002339598 .
- ^ Ланиадо, Давид, Ли-Кедошим ашер ба-ареш , Иерусалим 1980, стр. 26 (иврит)
- ^ Френкель, Мириам, статья: Atare pulhan yehudiyyim be-halab bi-yme ha-benayim ha-tikhoniyyim , опубликовано в: Harel ( הראל ), Ярон, Ассис, Йом Тов и Френкель, Мириам (ред.), Эреш у-млоах: презираемый бе-толедот кехилат арам Шова ( Халаб ) ве-тарбутах , том. I, Институт Бен-Цви: Иерусалим, 2009 г., стр. 174–75 (иврит)
- ^ Хатиб, Мухаммад Зухайр, Рабт ас-Сабаба аль-Ямани .
- ^ Иудейские древности , книга XI, глава 5, параграф 5.
- ^ Даниил 2:1 , Даниил 7:1 , Даниил 8:1
- ^ «4 Ездры ИЛИ 2 Ездры, из Священной Библии, версия короля Иакова (апокрифы)» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 15 марта 2010 г.
- ^ Говард Х. Кокс, Пятикнижие: история или история? , с. 101
- ^ «Шир Хаширим Раба 5:5, Сефария Мидраш» .
- ^ Вавилонский Талмуд ( Баба Батра 15а)
- ^ Введение в арамейский Таргум Йонатана бен Уззиэля о пророке Малахии (Малые пророки); Иеошуа б. Карха ( Мегилла 15а).
- ^ Ха-Котон, Реб Хаим «Был ли Эзра первосвященником», также напечатано в «Jewish Bible Quarterly » (июль 2013 г.); см. также [1] Архивировано 13 августа 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Вавилонский Талмуд ( Баба Кама 82а); Иерусалимский Талмуд ( Мегила 29а-б)
- ^ Маймонид , Мишне Тора ( Хилхот Тфилла 12:1)
- ^ Вавилонский Талмуд ( Баба Батра 22а)
- ^ «Иероним, Пролог к Двенадцати пророкам» .
- ^ Апокрифический Апокалипсис: прием второй книги Эздраса Аластера Гамильтона - 1999 стр. 22 «которые были частью канона.13 Хотя Климент Александрийский, писавший в конце второго и начале третьего века, проявлял больший интерес к 1 Ездре, он цитировал 2 Ездры в своих Строматах, ссылаясь на Ездру как на пример пророческого вдохновение..."
- ^ Но Коран 9:30 цитирует евреев, говорящих, что он «сын Божий». Ашраф, Шахид (2005). «Пророки Узаир, Закария и Яхья». Энциклопедия Святого Пророка и сподвижников . Дарьягандж , Нью-Дели : Anmol Publications Pvt. ООО, стр. 199–200. ISBN 978-81-261-1940-0 .
- ^ Ибн Касир . « Узаир (Эзра)» . Истории Корана . Али Ас-Саид Аль-Халавани (пер.). Исламбасикс.com . Проверено 21 ноября 2007 г.
- ^ «МЕМРИ» . МЕМРИ .
- ^ «Могила Эзры» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2010 года . Проверено 15 марта 2010 г.
- ^ Ездра 7:7
- ^ Портер, младший (2000). Иллюстрированный путеводитель по Библии . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books. стр. 115–16. ISBN 978-0-7607-2278-7 .
- ^ Даты соответствующих миссий Неемии и Ездры, а также их хронологическое отношение друг к другу неясны, поскольку каждая миссия датируется исключительно годом правления ахеменидского царя Артаксеркса; и в любом случае мы не знаем наверняка, Артаксеркс является ли рассматриваемый Артаксерксом I (465–424 гг. до н.э.) или Артаксерксом II (404–359 гг. до н.э.). Таким образом, мы не знаем, был ли датой миссии Эзры 458 г. до н. э. или 397 г. до н. э.». Арнольд Дж. Тойнби , Исследование истории , т. 2, с. 12 (1961) Oxford University Press , 1964, стр. 484–85, № 2.
- ^ Уинн Лейт, Мэри Джоан (2001) [1998]. «Израиль среди народов: персидский период». В Майкле Дэвиде Кугане (ред.). Оксфордская история библейского мира . Оксфорд ; Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . п. 281. ИСБН 978-0-19-513937-2 . LCCN 98016042 . OCLC 44650958 .
- ^ Эдвардс, IES; Гэдд, CJ; Хаммонд, ШФЛУ; Бордман, Джон; Льюис, Дэвид М.; Уолбанк, ФРВ; Астин, А.Е.; Крук, Дж.А.; Линтотт, AW; Роусон, Элизабет; Боуман, Алан К.; Чамплин, Эдвард; Гарнси, Питер; Рэтбоун, Доминик; Кэмерон, Аверил; Уорд-Перкинс, Брайан; Уитби, Майкл; Соллбергер, Эдмонд; Издательство Кембриджского университета (2002). Кембриджская древняя история . Кембридж [Англия]. п. 272. ИСБН 0-521-85073-8 . OCLC 121060 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Уинн Лейт, Мэри Джоан (2001) [1998]. «Израиль среди народов: персидский период». В Майкле Дэвиде Кугане (ред.). Оксфордская история библейского мира . Оксфорд ; Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . п. 306. ИСБН 978-0-19-513937-2 . LCCN 98016042 . OCLC 44650958 .
- ^ Альстрем, Гёста В. (1993). Викандер Эдельман, Диана (ред.). История древней Палестины . Миннеаполис: Фортресс Пресс. п. 888. ИСБН 0-8006-2770-9 . ОСЛК 27684165 .
- ^ Ричард Эллиот Фридман (1987). Кто написал Библию? . Многолетняя библиотека. стр. 232, 242. ISBN. 978-0-06-097214-1 .
- ^ Фанталкин, Александр; Таль, Орен (2012). «Канонизация Пятикнижия: когда и почему? (Часть I)» (PDF) . Журнал исследований Ветхого Завета . 124 (1). Walter de Gruyter GmbH: 4. doi : 10.1515/zaw-2012-0001 . ISSN 1613-0103 . S2CID 55036539 .
- ^ Граббе, Лестер Л. (2004). История евреев и иудаизма в период Второго Храма: Йехуд: История персидской провинции Иудея . Библиотека исследований Второго Храма 47. Том. 1. Т&Т Кларк. стр. 324–327. ISBN 0-5670-8998-3 .
- ^ Ганзель, Това (2023). «Эзра-писец-священник на фоне служителей вавилонского храма» . Журнал Древнего Ближневосточного общества . 36 (1): 90–103. ISSN 0010-2016 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боссман, Д. (1979). «Реформа брака Эзры: новое определение Израиля». Бюллетень библейского богословия . 9 : 32–38. дои : 10.1177/014610797900900105 . S2CID 170816144 .
- Брайт, Джон (1981). История Израиля (3-е изд.). Филадельфия: Вестминстер Пресс. ISBN 978-0-664-21381-7 .
- Феншам, Ф. Чарльз (1983). Книги Ездры и Неемии . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательская компания WB Eerdmans. ISBN 978-0-8028-2362-5 .
- ЛаСор, Уильям Сэнфорд; Хаббард, Дэвид Аллан; Буш, Фредерик Уильям (1982). Обзор Ветхого Завета . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3556-7 .
- Уильямсон, HGM (1987). Ездра и Неемия . Шеффилд: JSOT Общества изучения Ветхого Завета. ISBN 978-1-85075-045-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская энциклопедия: Эзра-писец
- Католическая энциклопедия: Есдра
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911 год .