Jump to content

Документальная гипотеза

Схема документальной гипотезы XX века:

( Документальная гипотеза ДГ ) — одна из моделей, используемых учеными-библеистами для объяснения происхождения и состава Торы (или Пятикнижия , первых пяти книг Библии: Бытие , Исход , Левит , Числа и Второзаконие ). [4] Версия документальной гипотезы, часто отождествляемая с именем немецкого ученого Юлиуса Велльхаузена , была почти повсеместно принята на протяжении большей части 20-го века. [5] В нем утверждалось, что Пятикнижие представляет собой компиляцию четырех изначально независимых документов: яхвистских (J), элохистских (E), девтерономистских (D) и священнических (P) источников. [Примечание 1] Первый из них, J, был датирован Соломоновым периодом (ок. 950 г. до н.э.). [1] E было датировано несколько позже, 9 веком до нашей эры, а D датировано незадолго до правления царя Иосии , 7 или 8 веком до нашей эры. Наконец, P обычно датируется временем Ездры в V веке до нашей эры. [3] [2] В разные моменты времени к источникам присоединялись несколько редакторов или «редакторов». [6]

Консенсус вокруг классической документальной гипотезы сейчас рухнул. [5] Во многом это было вызвано влиятельными публикациями Джона Ван Сетерса , Ганса Генриха Шмида и Рольфа Рендторфа в середине 1970-х годов. [7] который утверждал, что J следует датировать не ранее времени вавилонского плена (597–539 гг. До н. Э.), [8] и отверг существование существенного источника E. [9] Они также поставили под сомнение характер и масштабы трех других источников. Ван Сетерс, Шмид и Рендторф во многом разделяли критику документальной гипотезы, но не пришли к полному согласию относительно того, какая парадигма должна ее заменить. [7] В результате возродился интерес к «фрагментарным» и « дополнительным » моделям, зачастую в сочетании друг с другом и с документальной моделью, что затрудняет классификацию современных теорий как строго тех или иных. [10] Современные ученые также отказались от классической веллхаузовской датировки источников и обычно рассматривают завершенную Тору как продукт времен Персидской империи Ахеменидов (вероятно, 450–350 гг. до н.э.), хотя некоторые относят ее создание еще к эллинистическому периоду. период (333–164 гг. до н. э.), после завоеваний Александра Македонского . [11]

История документальной гипотезы

[ редактировать ]
XI века н.э. Рукопись еврейской Библии

Тора , Пятикнижие) — это первые пять книг Библии: Бытие , Исход Числа Левит , ( или и Второзаконие . [12] По преданию, они были продиктованы Богом Моисею. [13] но когда современные критические исследования начали применять к Библии, было обнаружено, что Пятикнижие не является единым текстом, которого можно было бы ожидать от одного автора. [14] В результате авторство Торы, принадлежащее Моисею , а многие современные учёные рассматривают её как продукт длительного эволюционного процесса. к 17 веку ведущие учёные в значительной степени отвергли [15] [16] [Примечание 2]

В середине 18 века некоторые ученые начали критическое исследование дублетов (параллельных описаний одних и тех же событий), несоответствий и изменений в стиле и словарном запасе Торы. [15] В 1780 году Иоганн Эйххорн , опираясь на работу французского врача и экзегета Жана Астрюка «Предположения» и других, сформулировал «старую документальную гипотезу»: идею о том, что Бытие было составлено путем объединения двух идентифицируемых источников, иеговистского (« Иеговиста »). J"; также называемый Яхвистом) и Элохистом ("Е"). [17] Впоследствии было обнаружено, что эти источники проходят через первые четыре книги Торы, а позже их число было увеличено до трех, когда Вильгельм де Ветте определил Второзаконие как дополнительный источник, встречающийся только во Второзаконии («D»). [18] Еще позже Элохист был разделен на Элохистский и Священнический («П») источники, в результате чего их число увеличилось до четырех. [19]

Эти документальные подходы конкурировали с двумя другими моделями: фрагментарной и дополнительной . [20] Фрагментарная гипотеза утверждала, что за Торой лежат фрагменты разной длины, а не сплошные документы; этот подход учитывал разнообразие Торы, но не мог объяснить ее структурную последовательность, особенно в отношении хронологии. [21] Дополнительная гипотеза могла лучше объяснить это единство: она утверждала, что Тора состояла из центрального основного документа, Элохиста, дополненного фрагментами, взятыми из многих источников. [21] Дополнительный подход доминировал в начале 1860-х годов, но ему бросил вызов важная книга, опубликованная Германом Хупфельдом в 1853 году, который утверждал, что Пятикнижие состояло из четырех документальных источников: Священнического, Яхвистского и Элохистского, переплетенных в Бытие-Исход. -Левит-Числа и отдельный источник Второзакония. [22] Примерно в тот же период Карл Генрих Граф утверждал, что Яхвисты и Элохисты были самыми ранними источниками, а Священнические источники - самыми поздними, в то время как Вильгельм Ватке связал эти четыре с эволюционной структурой: Яхвисты и Элохисты - со временем примитивной природы и культов плодородия. , Второзаконие - этической религии еврейских пророков, и Жреческий источник - форме религии, в которой доминируют ритуал, жертвоприношение и закон. [23]

Вельхаузен и новая документальная гипотеза

[ редактировать ]
Юлиус Велльхаузен

В 1878 году Юлиус Веллхаузен опубликовал Geschichte Israels, Bd 1 («История Израиля, Том 1»). [24] Второе издание было напечатано как Prolegomen zur Geschichte Israels («Пролегомены к истории Израиля») в 1883 году. [25] и произведение более известно под этим названием. [26] (Второй том, синтетическая история, озаглавленная Israelitische und Jewish Geschichte («Израильская и еврейская история»), [27] не появлялся до 1894 года и остается непереведенным.) Важно отметить, что этот исторический портрет был основан на двух более ранних работах его технического анализа: «Die Composition des Hexateuchs» («Составление Шестикнижия») 1876–1877 годов и разделах, посвященных «исторические книги» (Судьи-короли) в его издании 1878 года Фридриха Блика » « Einleitung in das Alte Завет («Введение в Ветхий Завет»).

Документальная гипотеза Веллхаузена мало чем обязана самому Веллхаузену, а в основном является работой Хупфельда, Эдуарда Эжена Ройсса , Графа и других, которые, в свою очередь, основывались на более ранних исследованиях. [28] Он принял четыре источника Хупфельда и, по согласованию с Графом, поставил работу Пристли на последнее место. [19] J был самым ранним документом, созданным в 10 веке до нашей эры и при дворе Соломона ; E возник в 9 веке до нашей эры в северном Израильском царстве и был объединен редактором (редактором) с J, чтобы сформировать документ JE; D, третий источник, был продуктом 7-го века до н. э., 620 г. до н. э., во время правления царя Иосии ; P (то, что Веллхаузен впервые назвал «Q») был продуктом мира, в котором доминировали священники и храмы в VI веке до нашей эры; и окончательная редакция, когда P объединился с JED, чтобы создать Тору в том виде, в котором мы ее знаем сейчас. [29] [30]

Объяснение Вельхаузеном формирования Торы было также объяснением религиозной истории Израиля. [30] Яхвисты и Элохисты описывали примитивный, спонтанный и личный мир, соответствующий самому раннему этапу истории Израиля; во Второзаконии он увидел влияние пророков и развитие этического мировоззрения, которое, по его мнению, представляло собой вершину еврейской религии; и священнический источник отражал жесткий, ритуальный мир периода после изгнания, в котором доминировали священники. [31] Его работа, известная своей подробной и обширной исследовательской работой и тщательной аргументацией, закрепила «новую документальную гипотезу» как доминирующее объяснение происхождения Пятикнижия с конца 19 до конца 20 веков. [19] [Примечание 3]

Критическая переоценка

[ редактировать ]
Распределение источников Торы, предложенное Р.Э. Фридманом (1997).

В середине-конце 20 века сформировалась новая критика документальной гипотезы. [5] Три основные публикации 1970-х годов заставили ученых переоценить положения документальной гипотезы: «Авраам в истории и традициях » Джона Ван Сетерса , «Так называемый Яхвист » Ганса Генриха Шмида и «Das überlieferungsgeschichtliche Проблема Пятикнижия». («Традиционно-историческая проблема Пятикнижия») Рольфа Рендторфа . Эти три автора во многом разделяли критику документальной гипотезы, но не пришли к единому мнению относительно того, какая парадигма должна ее заменить. [7]

Ван Сетерс и Шмид решительно утверждали, что яхвистский источник не может быть датирован периодом Соломоновых Островов (ок. 950 г. до н. э.), как это предполагает документальная гипотеза. Вместо этого они датировали J периодом вавилонского плена (597–539 гг. до н. э.) или, самое раннее, периодом поздней монархии. [8] Ван Сетерс также резко раскритиковал идею существенного элохистского источника, утверждая, что Е распространяется не более чем на два коротких отрывка из Книги Бытия. [32]

Некоторые ученые, вслед за Рендторфом, пришли к поддержке фрагментарной гипотезы, согласно которой Пятикнижие рассматривается как компиляция коротких независимых повествований, которые постепенно были объединены в более крупные единицы на двух редакционных этапах: девтерономическом и священническом. [33] [34] [35] Напротив, такие ученые, как Джон Ван Сетерс, выступают за дополнительную гипотезу , которая утверждает, что Тора является результатом двух основных дополнений — Яхвиста и Пристли — к существующему корпусу работ. [36]

Некоторые ученые используют эти новые гипотезы в сочетании друг с другом и с документальной моделью, что затрудняет классификацию современных теорий как строго ту или иную. [10] Большинство ученых сегодня продолжают признавать Второзаконие источником, источником которого является свод законов, составленный при дворе Иосии , как описано Де Ветте, которому впоследствии были даны рамки во время изгнания (речи и описания на лицевой и оборотной сторонах кода), чтобы идентифицировать его как слова Моисея. [37] Большинство ученых также согласны с тем, что существовала некая форма священнического источника, хотя его масштабы, особенно конечная точка, неясны. [38] Остальное в совокупности называется несвященническим, и эта группа включает в себя как досвященнический, так и постсвященнический материал. [39]

Общая тенденция в недавних исследованиях заключается в признании окончательной формы Торы как литературного и идеологического единства, основанного на более ранних источниках, вероятно, завершенных в персидский период (539–333 гг. До н.э.). [40] [41] Однако меньшинство ученых поместило его окончательную компиляцию несколько позже, в эллинистический период (333–164 гг. До н. Э.). [42]

Пересмотренная неодокументальная гипотеза до сих пор имеет приверженцев, особенно в Северной Америке и Израиле. [43] Это различает источники по сюжету и преемственности, а не по стилистическим и лингвистическим соображениям, и не привязывает их к этапам эволюции религиозной истории Израиля. [43] Возрождение источника E, вероятно, является элементом, который чаще всего критикуется другими учеными, поскольку его редко можно отличить от классического источника J, а европейские ученые в значительной степени отвергли его как фрагментарный или несуществующий. [44]

Тора и история религии Израиля

[ редактировать ]

Вельхаузен использовал источники Торы как свидетельство изменений в истории израильской религии по мере ее перехода (по его мнению) от свободной, простой и естественной к фиксированной, формальной и институциональной. [45] Современные исследователи религии Израиля стали гораздо более осмотрительными в использовании Ветхого Завета, не в последнюю очередь потому, что многие пришли к выводу, что еврейская Библия не является надежным свидетельством религии древнего Израиля и Иуды. [46] Вместо этого они представляют верования лишь небольшой части древней израильской общины, сосредоточенной в Иерусалиме и поклоняющейся исключительно богу Яхве . [47] [48]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ отсюда и альтернативное название JEDP для документальной гипотезы.
  2. ^ Более подробно причины отклонения изложены в статье об авторстве Мозаики .
  3. ^ Гипотеза Эйххорна о двух источниках была «старой» документальной гипотезой, а гипотеза о четырех источниках, принятая Веллхаузеном, была «более новой».
  1. ^ Jump up to: а б с Вивиано 1999 , с. 40.
  2. ^ Jump up to: а б с Гмиркин 2006 , с. 4.
  3. ^ Jump up to: а б Вивиано 1999 , с. 41.
  4. ^ Патция и Петротта 2010 , с. 37.
  5. ^ Jump up to: а б с Карр 2014 , с. 434.
  6. ^ Ван Сетерс 2015 , с. viii.
  7. ^ Jump up to: а б с Ван Сетерс 2015 , с. 41.
  8. ^ Jump up to: а б Ван Сетерс, 2015 , стр. 41–43.
  9. ^ Карр 2014 , с. 436.
  10. ^ Jump up to: а б Ван Сетерс 2015 , с. 12.
  11. ^ Грайфенхаген 2003 , стр. 206–207, 224 сн.49.
  12. ^ Макдермотт 2002 , с. 1.
  13. ^ Пуля 2008 , с. 6.
  14. ^ Кэмпбелл и О'Брайен 1993 , с. 1.
  15. ^ Jump up to: а б Берлин 1994 , с. 113.
  16. ^ Баден 2012 , с. 13.
  17. ^ Раддик 1990 , с. 246.
  18. ^ Патрик 2013 , с. 31.
  19. ^ Jump up to: а б с Бартон и Маддиман 2010 , с. 19.
  20. ^ Вивиано 1999 , стр. 38–39.
  21. ^ Jump up to: а б Вивиано 1999 , с. 38.
  22. ^ Бартон и Маддиман 2010 , с. 18–19.
  23. ^ Фридман 1997 , с. 24–25.
  24. ^ Веллхаузен 1878 .
  25. ^ Веллхаузен 1883 .
  26. ^ Пуля 2008 , с. 41.
  27. ^ Веллхаузен 1894 .
  28. ^ Бартон и Маддиман 2010 , с. 20.
  29. ^ Вивиано 1999 , с. 40–41.
  30. ^ Jump up to: а б Гейнс 2015 , с. 260.
  31. ^ Вивиано 1999 , с. 51.
  32. ^ Ван Сетерс 2015 , с. 42.
  33. ^ Вивиано 1999 , с. 49.
  34. ^ Томпсон 2000 , стр. 8.
  35. ^ Ска 2014 , стр. 133–135.
  36. ^ Ван Сетерс 2015 , с. 77.
  37. ^ Отто 2014 , с. 605.
  38. ^ Карр 2014 , с. 457.
  39. ^ Отто 2014 , с. 609.
  40. ^ Грайфенхаген 2003 , стр. 206–207.
  41. ^ Whisenant 2010 , с. 679: «Вместо компиляции отдельных источников, собранных и объединенных окончательным редактором, Пятикнижие рассматривается как сложное переписное сочинение, в котором разнообразные ранние традиции были сформированы в связное повествование, представляющее историю происхождения от сотворения до дикой природы. субъект «Израиль».
  42. ^ Грайфенхаген 2003 , стр. 206–207, 224 с. 49.
  43. ^ Jump up to: а б Гейнс 2015 , с. 271.
  44. ^ Гейнс 2015 , с. 272.
  45. ^ Миллер 2000 , с. 182.
  46. ^ Лупович, Ховард Н. (2010). «Мир еврейской Библии» . Евреи и иудаизм в мировой истории . Абингдон : Рутледж . стр. 5–10. ISBN  978-0-203-86197-4 .
  47. ^ Стакерт 2014 , с. 24.
  48. ^ Райт 2002 , с. 52.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e21df8a7127b287f7d512fb111a55a47__1718031600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/47/e21df8a7127b287f7d512fb111a55a47.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Documentary hypothesis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)