Документальная гипотеза

- J: Яхвист (10–9 века до н.э.) [1] [2]
- E: Элохист (9 век до н.э.) [1]
- Dtr1: ранний (7 век до н.э.) девтерономист . историк-
- Dtr2: позже (6 век до н.э.) девтерономист . историк-
- P *: Священник (VI–V века до н.э.). [3] [2]
- D †: Девтерономист
- А: редактор
- ДХ: Девтерономическая история (книги Иисуса Навина , Судей , Самуила , Царств )
( Документальная гипотеза ДГ ) — одна из моделей, используемых учеными-библеистами для объяснения происхождения и состава Торы (или Пятикнижия , первых пяти книг Библии: Бытие , Исход , Левит , Числа и Второзаконие ). [4] Версия документальной гипотезы, часто отождествляемая с именем немецкого ученого Юлиуса Велльхаузена , была почти повсеместно принята на протяжении большей части 20-го века. [5] В нем утверждалось, что Пятикнижие представляет собой компиляцию четырех изначально независимых документов: яхвистских (J), элохистских (E), девтерономистских (D) и священнических (P) источников. [Примечание 1] Первый из них, J, был датирован Соломоновым периодом (ок. 950 г. до н.э.). [1] E было датировано несколько позже, 9 веком до нашей эры, а D датировано незадолго до правления царя Иосии , 7 или 8 веком до нашей эры. Наконец, P обычно датируется временем Ездры в V веке до нашей эры. [3] [2] В разные моменты времени к источникам присоединялись несколько редакторов или «редакторов». [6]
Консенсус вокруг классической документальной гипотезы сейчас рухнул. [5] Во многом это было вызвано влиятельными публикациями Джона Ван Сетерса , Ганса Генриха Шмида и Рольфа Рендторфа в середине 1970-х годов. [7] который утверждал, что J следует датировать не ранее времени вавилонского плена (597–539 гг. До н. Э.), [8] и отверг существование существенного источника E. [9] Они также поставили под сомнение характер и масштабы трех других источников. Ван Сетерс, Шмид и Рендторф во многом разделяли критику документальной гипотезы, но не пришли к полному согласию относительно того, какая парадигма должна ее заменить. [7] В результате возродился интерес к «фрагментарным» и « дополнительным » моделям, зачастую в сочетании друг с другом и с документальной моделью, что затрудняет классификацию современных теорий как строго тех или иных. [10] Современные ученые также отказались от классической веллхаузовской датировки источников и обычно рассматривают завершенную Тору как продукт времен Персидской империи Ахеменидов (вероятно, 450–350 гг. до н.э.), хотя некоторые относят ее создание еще к эллинистическому периоду. период (333–164 гг. до н. э.), после завоеваний Александра Македонского . [11]
История документальной гипотезы
[ редактировать ]
Тора , Пятикнижие) — это первые пять книг Библии: Бытие , Исход Числа Левит , ( или и Второзаконие . [12] По преданию, они были продиктованы Богом Моисею. [13] но когда современные критические исследования начали применять к Библии, было обнаружено, что Пятикнижие не является единым текстом, которого можно было бы ожидать от одного автора. [14] В результате авторство Торы, принадлежащее Моисею , а многие современные учёные рассматривают её как продукт длительного эволюционного процесса. к 17 веку ведущие учёные в значительной степени отвергли [15] [16] [Примечание 2]
В середине 18 века некоторые ученые начали критическое исследование дублетов (параллельных описаний одних и тех же событий), несоответствий и изменений в стиле и словарном запасе Торы. [15] В 1780 году Иоганн Эйххорн , опираясь на работу французского врача и экзегета Жана Астрюка «Предположения» и других, сформулировал «старую документальную гипотезу»: идею о том, что Бытие было составлено путем объединения двух идентифицируемых источников, иеговистского (« Иеговиста »). J"; также называемый Яхвистом) и Элохистом ("Е"). [17] Впоследствии было обнаружено, что эти источники проходят через первые четыре книги Торы, а позже их число было увеличено до трех, когда Вильгельм де Ветте определил Второзаконие как дополнительный источник, встречающийся только во Второзаконии («D»). [18] Еще позже Элохист был разделен на Элохистский и Священнический («П») источники, в результате чего их число увеличилось до четырех. [19]
Эти документальные подходы конкурировали с двумя другими моделями: фрагментарной и дополнительной . [20] Фрагментарная гипотеза утверждала, что за Торой лежат фрагменты разной длины, а не сплошные документы; этот подход учитывал разнообразие Торы, но не мог объяснить ее структурную последовательность, особенно в отношении хронологии. [21] Дополнительная гипотеза могла лучше объяснить это единство: она утверждала, что Тора состояла из центрального основного документа, Элохиста, дополненного фрагментами, взятыми из многих источников. [21] Дополнительный подход доминировал в начале 1860-х годов, но ему бросил вызов важная книга, опубликованная Германом Хупфельдом в 1853 году, который утверждал, что Пятикнижие состояло из четырех документальных источников: Священнического, Яхвистского и Элохистского, переплетенных в Бытие-Исход. -Левит-Числа и отдельный источник Второзакония. [22] Примерно в тот же период Карл Генрих Граф утверждал, что Яхвисты и Элохисты были самыми ранними источниками, а Священнические источники - самыми поздними, в то время как Вильгельм Ватке связал эти четыре с эволюционной структурой: Яхвисты и Элохисты - со временем примитивной природы и культов плодородия. , Второзаконие - этической религии еврейских пророков, и Жреческий источник - форме религии, в которой доминируют ритуал, жертвоприношение и закон. [23]
Вельхаузен и новая документальная гипотеза
[ редактировать ]
В 1878 году Юлиус Веллхаузен опубликовал Geschichte Israels, Bd 1 («История Израиля, Том 1»). [24] Второе издание было напечатано как Prolegomen zur Geschichte Israels («Пролегомены к истории Израиля») в 1883 году. [25] и произведение более известно под этим названием. [26] (Второй том, синтетическая история, озаглавленная Israelitische und Jewish Geschichte («Израильская и еврейская история»), [27] не появлялся до 1894 года и остается непереведенным.) Важно отметить, что этот исторический портрет был основан на двух более ранних работах его технического анализа: «Die Composition des Hexateuchs» («Составление Шестикнижия») 1876–1877 годов и разделах, посвященных «исторические книги» (Судьи-короли) в его издании 1878 года Фридриха Блика » « Einleitung in das Alte Завет («Введение в Ветхий Завет»).
Документальная гипотеза Веллхаузена мало чем обязана самому Веллхаузену, а в основном является работой Хупфельда, Эдуарда Эжена Ройсса , Графа и других, которые, в свою очередь, основывались на более ранних исследованиях. [28] Он принял четыре источника Хупфельда и, по согласованию с Графом, поставил работу Пристли на последнее место. [19] J был самым ранним документом, созданным в 10 веке до нашей эры и при дворе Соломона ; E возник в 9 веке до нашей эры в северном Израильском царстве и был объединен редактором (редактором) с J, чтобы сформировать документ JE; D, третий источник, был продуктом 7-го века до н. э., 620 г. до н. э., во время правления царя Иосии ; P (то, что Веллхаузен впервые назвал «Q») был продуктом мира, в котором доминировали священники и храмы в VI веке до нашей эры; и окончательная редакция, когда P объединился с JED, чтобы создать Тору в том виде, в котором мы ее знаем сейчас. [29] [30]
Объяснение Вельхаузеном формирования Торы было также объяснением религиозной истории Израиля. [30] Яхвисты и Элохисты описывали примитивный, спонтанный и личный мир, соответствующий самому раннему этапу истории Израиля; во Второзаконии он увидел влияние пророков и развитие этического мировоззрения, которое, по его мнению, представляло собой вершину еврейской религии; и священнический источник отражал жесткий, ритуальный мир периода после изгнания, в котором доминировали священники. [31] Его работа, известная своей подробной и обширной исследовательской работой и тщательной аргументацией, закрепила «новую документальную гипотезу» как доминирующее объяснение происхождения Пятикнижия с конца 19 до конца 20 веков. [19] [Примечание 3]
Критическая переоценка
[ редактировать ]
В середине-конце 20 века сформировалась новая критика документальной гипотезы. [5] Три основные публикации 1970-х годов заставили ученых переоценить положения документальной гипотезы: «Авраам в истории и традициях » Джона Ван Сетерса , «Так называемый Яхвист » Ганса Генриха Шмида и «Das überlieferungsgeschichtliche Проблема Пятикнижия». («Традиционно-историческая проблема Пятикнижия») Рольфа Рендторфа . Эти три автора во многом разделяли критику документальной гипотезы, но не пришли к единому мнению относительно того, какая парадигма должна ее заменить. [7]
Ван Сетерс и Шмид решительно утверждали, что яхвистский источник не может быть датирован периодом Соломоновых Островов (ок. 950 г. до н. э.), как это предполагает документальная гипотеза. Вместо этого они датировали J периодом вавилонского плена (597–539 гг. до н. э.) или, самое раннее, периодом поздней монархии. [8] Ван Сетерс также резко раскритиковал идею существенного элохистского источника, утверждая, что Е распространяется не более чем на два коротких отрывка из Книги Бытия. [32]
Некоторые ученые, вслед за Рендторфом, пришли к поддержке фрагментарной гипотезы, согласно которой Пятикнижие рассматривается как компиляция коротких независимых повествований, которые постепенно были объединены в более крупные единицы на двух редакционных этапах: девтерономическом и священническом. [33] [34] [35] Напротив, такие ученые, как Джон Ван Сетерс, выступают за дополнительную гипотезу , которая утверждает, что Тора является результатом двух основных дополнений — Яхвиста и Пристли — к существующему корпусу работ. [36]
Некоторые ученые используют эти новые гипотезы в сочетании друг с другом и с документальной моделью, что затрудняет классификацию современных теорий как строго ту или иную. [10] Большинство ученых сегодня продолжают признавать Второзаконие источником, источником которого является свод законов, составленный при дворе Иосии , как описано Де Ветте, которому впоследствии были даны рамки во время изгнания (речи и описания на лицевой и оборотной сторонах кода), чтобы идентифицировать его как слова Моисея. [37] Большинство ученых также согласны с тем, что существовала некая форма священнического источника, хотя его масштабы, особенно конечная точка, неясны. [38] Остальное в совокупности называется несвященническим, и эта группа включает в себя как досвященнический, так и постсвященнический материал. [39]
Общая тенденция в недавних исследованиях заключается в признании окончательной формы Торы как литературного и идеологического единства, основанного на более ранних источниках, вероятно, завершенных в персидский период (539–333 гг. До н.э.). [40] [41] Однако меньшинство ученых поместило его окончательную компиляцию несколько позже, в эллинистический период (333–164 гг. До н. Э.). [42]
Пересмотренная неодокументальная гипотеза до сих пор имеет приверженцев, особенно в Северной Америке и Израиле. [43] Это различает источники по сюжету и преемственности, а не по стилистическим и лингвистическим соображениям, и не привязывает их к этапам эволюции религиозной истории Израиля. [43] Возрождение источника E, вероятно, является элементом, который чаще всего критикуется другими учеными, поскольку его редко можно отличить от классического источника J, а европейские ученые в значительной степени отвергли его как фрагментарный или несуществующий. [44]
Тора и история религии Израиля
[ редактировать ]Вельхаузен использовал источники Торы как свидетельство изменений в истории израильской религии по мере ее перехода (по его мнению) от свободной, простой и естественной к фиксированной, формальной и институциональной. [45] Современные исследователи религии Израиля стали гораздо более осмотрительными в использовании Ветхого Завета, не в последнюю очередь потому, что многие пришли к выводу, что еврейская Библия не является надежным свидетельством религии древнего Израиля и Иуды. [46] Вместо этого они представляют верования лишь небольшой части древней израильской общины, сосредоточенной в Иерусалиме и поклоняющейся исключительно богу Яхве . [47] [48]
См. также
[ редактировать ]- Авторство Библии
- Библейская критика
- Книги Библии
- Знакомство с Библией
- Авторство мозаики
- Умберто Кассуто , еврейский учёный, критиковавший документальную гипотезу
- Q Source , аналогичная теория построения синоптических евангелий.
Примечания
[ редактировать ]- ^ отсюда и альтернативное название JEDP для документальной гипотезы.
- ^ Более подробно причины отклонения изложены в статье об авторстве Мозаики .
- ^ Гипотеза Эйххорна о двух источниках была «старой» документальной гипотезой, а гипотеза о четырех источниках, принятая Веллхаузеном, была «более новой».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вивиано 1999 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с Гмиркин 2006 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Вивиано 1999 , с. 41.
- ^ Патция и Петротта 2010 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Карр 2014 , с. 434.
- ^ Ван Сетерс 2015 , с. viii.
- ^ Jump up to: а б с Ван Сетерс 2015 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Ван Сетерс, 2015 , стр. 41–43.
- ^ Карр 2014 , с. 436.
- ^ Jump up to: а б Ван Сетерс 2015 , с. 12.
- ^ Грайфенхаген 2003 , стр. 206–207, 224 сн.49.
- ^ Макдермотт 2002 , с. 1.
- ^ Пуля 2008 , с. 6.
- ^ Кэмпбелл и О'Брайен 1993 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Берлин 1994 , с. 113.
- ^ Баден 2012 , с. 13.
- ^ Раддик 1990 , с. 246.
- ^ Патрик 2013 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с Бартон и Маддиман 2010 , с. 19.
- ^ Вивиано 1999 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б Вивиано 1999 , с. 38.
- ^ Бартон и Маддиман 2010 , с. 18–19.
- ^ Фридман 1997 , с. 24–25.
- ^ Веллхаузен 1878 .
- ^ Веллхаузен 1883 .
- ^ Пуля 2008 , с. 41.
- ^ Веллхаузен 1894 .
- ^ Бартон и Маддиман 2010 , с. 20.
- ^ Вивиано 1999 , с. 40–41.
- ^ Jump up to: а б Гейнс 2015 , с. 260.
- ^ Вивиано 1999 , с. 51.
- ^ Ван Сетерс 2015 , с. 42.
- ^ Вивиано 1999 , с. 49.
- ^ Томпсон 2000 , стр. 8.
- ^ Ска 2014 , стр. 133–135.
- ^ Ван Сетерс 2015 , с. 77.
- ^ Отто 2014 , с. 605.
- ^ Карр 2014 , с. 457.
- ^ Отто 2014 , с. 609.
- ^ Грайфенхаген 2003 , стр. 206–207.
- ^ Whisenant 2010 , с. 679: «Вместо компиляции отдельных источников, собранных и объединенных окончательным редактором, Пятикнижие рассматривается как сложное переписное сочинение, в котором разнообразные ранние традиции были сформированы в связное повествование, представляющее историю происхождения от сотворения до дикой природы. субъект «Израиль».
- ^ Грайфенхаген 2003 , стр. 206–207, 224 с. 49.
- ^ Jump up to: а б Гейнс 2015 , с. 271.
- ^ Гейнс 2015 , с. 272.
- ^ Миллер 2000 , с. 182.
- ^ Лупович, Ховард Н. (2010). «Мир еврейской Библии» . Евреи и иудаизм в мировой истории . Абингдон : Рутледж . стр. 5–10. ISBN 978-0-203-86197-4 .
- ^ Стакерт 2014 , с. 24.
- ^ Райт 2002 , с. 52.
Библиография
[ редактировать ]- Баден, Джоэл С. (2012). Состав Пятикнижия: обновление документальной гипотезы . Справочная библиотека Анкорного Йельского университета. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-15263-0 .
- Бартон, Джон (2014). «Библейская стипендия на европейском континенте, в Великобритании и Ирландии» . В Саэбо, Магне; Ска, Жан Луи; Машинист Питер (ред.). Еврейская Библия/Ветхий Завет. III: От модернизма к постмодернизму. Часть II: Двадцатый век – от модернизма к постмодернизму . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-54022-0 .
- Бартон, Джон; Маддиман, Джон (2010). Пятикнижие . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-958024-8 .
- Берлин, Адель (1994). Поэтика и интерпретация библейского повествования . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-002-6 .
- Берман, Джошуа А. (2017). Непоследовательность в Торе: древняя литературная конвенция и пределы критики источников . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-065880-9 .
- Бреттлер, Марк Цви (2004). «Тора: Введение». В Берлине Адель; Бреттлер, Марк Цви (ред.). Еврейская учебная Библия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-529751-5 .
- Кэмпбелл, Энтони Ф.; О'Брайен, Марк А. (1993). Источники Пятикнижия: Тексты, Введения, Аннотации . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-1367-0 .
- Карр, Дэвид М. (2007). «Генезис» . В Кугане, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-528880-3 .
- Карр, Дэвид М. (2014). «Изменения в критике Пятикнижия» . В Саэбо, Магне; Ска, Жан Луи; Машинист Питер (ред.). Еврейская Библия/Ветхий Завет. III: От модернизма к постмодернизму. Часть II: Двадцатый век – от модернизма к постмодернизму . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-54022-0 .
- Фрей, Питер (2001). «Персидская имперская авторизация: Краткое изложение». В Уоттсе, Джеймс (ред.). Персия и Тора: теория имперской авторизации Пятикнижия . Атланта, Джорджия: SBL Press. п. 6. ISBN 9781589830158 .
- Фридман, Ричард Эллиот (1997). Кто написал Библию? . ХарперУан.
- Гейнс, Джейсон М.Х. (2015). Поэтический священнический источник . Крепость Пресс. ISBN 978-1-5064-0046-4 .
- Герц, Ян К.; Левинсон, Бернард М.; Ром-Шилони, Далит (2017). «Конвергенция и расхождение в теории Пятикнижия» . Ин Герц, Ян К.; Левинсон, Бернард М.; Ром-Шилони, Далит (ред.). Формирование Пятикнижия: соединение академических культур Европы, Израиля и Северной Америки . Том. 44. Мор Зибек. п. 481.
- Гмиркин, Рассел (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход Блумсбери. ISBN 978-0-567-13439-4 .
- Грайфенхаген, Франц В. (2003). Египет на идеологической карте Пятикнижия . Блумсбери. ISBN 978-0-567-39136-0 .
- Хьюстон, Уолтер (2013). Пятикнижие . СКМ Пресс. ISBN 978-0-334-04385-0 .
- Кавасима, Роберт С. (2010). «Источники и редакция» . В Хенделе, Рональд (ред.). Чтение Бытия . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-49278-2 .
- Крац, Рейнхард Г. (2013). «Переписывание Торы» . В Шиппере, Бернд; Титер, Д. Эндрю (ред.). Мудрость и Тора: восприятие «Торы» в литературе мудрости периода Второго Храма . БРИЛЛ. ISBN 9789004257368 .
- Крац, Рейнхард Г. (2005). Состав повествовательных книг Ветхого Завета . А&С Черный. ISBN 9780567089205 .
- Кугель, Джеймс Л. (2008). Как читать Библию: Путеводитель по Священному Писанию тогда и сейчас . ФриПресс. ISBN 978-0-7432-3587-7 .
- Курц, Пол Майкл (2018). Кайзер, Христос и Ханаан: Религия Израиля в протестантской Германии, 1871–1918 гг . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-155496-4 .
- Левин, Кристоф (2013). Перечитывание Священного Писания . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-152207-9 .
- Макдермотт, Джон Дж. (2002). Чтение Пятикнижия: историческое введение . Полина Пресс. ISBN 978-0-8091-4082-4 .
- Макинтайр, Марк (2008). Борьба с Богом: Введение в Пятикнижие . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-88146-101-5 .
- МакКим, Дональд К. (1996). Вестминстерский словарь теологических терминов . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 978-0-664-25511-4 .
- Миллер, Патрик Д. (2000). Израильская религия и библейское богословие: Сборник очерков . А&С Черный. ISBN 978-1-84127-142-2 .
- Монро, Лорен А.С. (2011). Реформа Иосии и динамика осквернения . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-977536-1 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6260-0 .
- Николсон, Эрнест Уилсон (2003). Пятикнижие в двадцатом веке . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-925783-6 .
- Отто, Эккарт (2014). «Изучение права и этики в еврейской Библии/Ветхом Завете» . В Саэбо, Магне; Ска, Жан Луи; Машинист Питер (ред.). Еврейская Библия/Ветхий Завет. III: От модернизма к постмодернизму. Часть II: Двадцатый век – от модернизма к постмодернизму . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-54022-0 .
- Патрик, Дейл (2013). Второзаконие . Чалис Пресс. ISBN 978-0-8272-0566-6 .
- Патция, Артур Г.; Петротта, Энтони Дж. (2010). Карманный словарь библейских исследований . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-6702-8 .
- Персон, Раймонд Ф. (2016). «Проблема «литературного единства» с точки зрения изучения устных традиций» . Лично Раймонд Ф.; Резетко, Роберт (ред.). Эмпирические модели, бросающие вызов библейской критике . СБЛ Пресс. ISBN 978-0-88414-149-5 .
- Рендсбург, Гэри (2019). Как пишется Библия . Издательство Хендриксон. ISBN 978-1-68307-197-6 .
- Раддик, Эдди Л. (1990). «Элохист» . В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554-373-7 .
- Ска, Жан-Луи (2006). Введение в чтение Пятикнижия . Айзенбрауны. ISBN 9781575061221 .
- Ска, Жан Луи (2014). «Вопросы «истории Израиля» в новейших исследованиях» . В Саэбо, Магне; Ска, Жан Луи; Машинист Питер (ред.). Еврейская Библия/Ветхий Завет. III: От модернизма к постмодернизму. Часть II: Двадцатый век – от модернизма к постмодернизму . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-54022-0 .
- Стакерт, Джеффри (2014). Пророк, подобный Моисею: пророчество, закон и израильская религия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-933645-6 .
- Томпсон, Томас Л. (2000). Ранняя история израильского народа: из письменных и археологических источников . БРИЛЛ. ISBN 9004119434 .
- Ван Сетерс, Джон (2015). Пятикнижие: комментарий социальных наук . Блумсбери Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-65880-7 .
- Вивиано, Полина А. (1999). «Критика источников» . В Хейнсе, Стивен Р.; Маккензи, Стивен Л. (ред.). Каждому свое значение: введение в библейскую критику и ее применение . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 978-0-664-25784-2 .
- Веллхаузен, Юлиус (1878). История Израиля . Том 1. Берлин: Печать и издательство Георга Раймера.
- Веллхаузен, Юлиус (1883). Пролегомены к истории Израиля . Том 1 (2-е изд.). Берлин: Напечатано и опубликовано Георгом Раймером. Издание Project Gutenberg ; полный текст на сайте Holy-texts.com.
- Веллхаузен, Юлиус (1894). Израильская и еврейская история . Том 2. Берлин: Печать и издательство Георга Раймера.
- Уизенант, Джессика (2010). « Пятикнижие как Тора: новые модели для понимания его распространения и принятия, Гэри Н. Кнопперс, Бернард М. Левинсон». Журнал Американского восточного общества . 130 (4): 679–681. JSTOR 23044597 .
- Райт, Дж. Эдвард (2002). Ранняя история неба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534849-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с документальной гипотезой, на Викискладе?
- Викиверситет - Версия короля Якова согласно документальной гипотезе