Знакомство с Библией
![]() |
Часть серии о |
Библия |
---|
![]() |
Краткое изложение тем, связанных с Библией ![]() |
Самые старые сохранившиеся рукописи еврейской Библии , Свитки Мертвого моря , датируются ок. II век до нашей эры . Некоторые из этих свитков в настоящее время хранятся в Храме Книги в Иерусалиме. Самый старый текст всей Библии, включая Новый Завет, — это Синайский кодекс, датируемый IV веком нашей эры, а Ветхий Завет представляет собой копию греческого перевода, известного как Септуагинта . Самые старые из сохранившихся рукописей озвученного масоретского текста датируются 9 веком нашей эры. [1] За исключением нескольких библейских разделов в Невииме , практически ни один библейский текст не является современником описываемых в нем событий. [2]
Внутренние данные в текстах канона Нового Завета, состоящего из 27 книг, позволяют предположить, что большинство этих книг были написаны в I веке нашей эры . Считается, что первой написанной книгой является Послание к Галатам (написанное около 48 г. н. э.). [3] или 1 Фессалоникийцам , написанное около 50 г. н.э. [4] Последняя книга в каноне, Книга Откровения , традиционно считается написанной во время правления Домициана (81–96 гг.) до написания 1 и 2 Тимофею, Тита и Посланий Иоанна. . [5] [6] Датировка состава текстов опирается прежде всего на внутренние данные, включая прямые ссылки на исторические события — текстологическая критика филологических и лингвистических данных дает более субъективные указания.
Таблица I: Хронологический обзор
[ редактировать ]Эта таблица суммирует хронологию основных таблиц и служит справочником по упомянутым историческим периодам. Большая часть еврейской Библии/Ветхого Завета, возможно, была собрана в V веке до нашей эры. [7] Книги Нового Завета были составлены в основном во второй половине I века нашей эры. [8] Второканонические книги в основном занимают промежуточное положение.
Период | Книги |
---|---|
Домонархический 13 век – 745 г. до н.э. |
|
Монархический 745–587 гг. до н. э. |
|
Эксилик 586–539 гг. до н. э. |
|
Пост-изгнанный (персидский) 538–332 гг. до н. э. |
|
Пост-пленный (эллинистический) 331–164 гг. до н. э. |
|
Маккавей/Хасмоней 164–63 гг. до н.э. |
|
Роман после 63 г. до н.э. |
|
Таблица II: Еврейская Библия/Христианский Ветхий Завет
[ редактировать ]Тора | Дата или диапазон дат, наиболее широко поддерживаемых учеными |
---|---|
Большинство современных исследователей Библии полагают, что Тора — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие — достигла своей нынешней формы в период после плена . [32] Модель документальной гипотезы предполагает, что пять книг взяты из четырех «источников» (отдельных школ писателей, а не отдельных лиц): Священнического источника , Яхвиста и Элохиста (эти два часто вместе называются «несвященническими»). источник) и Второзаконие . [53] Существует общее мнение, что жреческий источник является пост-изгнанным, но нет единого мнения относительно несвященнических источников. [53]
| |
Пророки | Дата или диапазон дат, наиболее широко поддерживаемых учеными |
Бывшие Пророки: | Эту группу книг, а также Второзаконие, ученые называют «девтерономической историей». Предложение о том, чтобы они составили единую работу, было впервые выдвинуто Мартином Нотом в 1943 году и получило широкое признание. Нот предположил, что вся история была творением одного человека, работавшего в период изгнания (6 век до н.э.); с тех пор широко признано, что эта история появилась в двух «изданиях»: первое во время правления иудейского царя Иосии (конец 7 века до н.э.), второе во время изгнания (6 век до н.э.). [23] Датировка Нота была основана на предположении, что история завершилась очень скоро после ее последнего зарегистрированного события - освобождения царя Иоахина в Вавилоне ок. 560 г. до н. э.; но некоторые ученые назвали его рассуждения неадекватными, и в период после изгнания история могла быть еще более расширена. [58] |
Три главных пророка: | Ученые выделяют три «раздела» в Книге Исайи:
Книга Иеремии существует в двух версиях: греческой (версия, используемая в православных христианских Библиях) и еврейской (еврейская, католическая и протестантская Библии), причем греческий язык представляет более раннюю версию. [60] Греческая версия, вероятно, была завершена в ранний персидский период и переведена на греческий язык в III веке до нашей эры, а еврейская версия датируется каким-то моментом между этим временем и II веком до нашей эры. [61] Книга Иезекииля описывает себя как слова Иезекииля бен -Бузи, священника, живущего в изгнании в городе Вавилон, и внутренние свидетельства датируют видения периодом между 593 и 571 годами до нашей эры. Хотя книга, вероятно, отражает большую часть исторического Иезекииля, она является продуктом долгой и сложной истории со значительными дополнениями, сделанными «школой» более поздних последователей. [62] [63] |
Двенадцать малых пророков | В еврейской Библии « Двенадцать малых пророков» представляют собой единый сборник, изданный в период Второго Храма, но в христианских Библиях этот сборник разбит на части. [64] За исключением книги «Иона» , которая является вымышленным произведением, за каждой книгой стоит оригинальное ядро пророческой традиции: [65] [66]
|
Сочинения | Дата или диапазон дат, наиболее широко поддерживаемых учеными |
Коллекция мудрости : | Книги Иова, Экклезиаста и Притчей разделяют схожее мировоззрение, которое они сами называют «мудростью». [72] Принято считать, что Иов родился между VI и IV веками до нашей эры. [73] Экклезиаст может быть датирован не ранее 450 г. до н. э. из-за присутствия персидских заимствований и арамейских идиом, и не позднее 180 г. до н. э., когда еврейский писатель Бен Сира цитирует его в Книге Сираха . [74] [75] Притчи — это «сборник сборников», рассказывающий об образе жизни, который длился более тысячелетия и который невозможно датировать. [76] |
Поэтические произведения:
| Псалмы, составляющие первые две трети псалтыря, являются преимущественно допереселенными, а последняя треть — преимущественно послепереселенными. [42] Собрание псалмов, возможно, получило свою современную форму и разделение на пять частей в период после изгнания, хотя оно продолжало пересматриваться и расширяться даже в эллинистические и даже римские времена. [77] Принято считать, что разрушение Иерусалима Вавилоном в 586 г. до н.э. составляет основу Книги Плача . [78] |
Истории:
| Летописи были составлены между 400 и 250 годами до нашей эры, вероятно, в период 350–300 годов до нашей эры; [38] Ездра-Неемия (две книги в современной Библии, но первоначально одна), возможно, достигла своей окончательной формы уже в период Птолемеев, ок. 300–200 гг. до н. э . [39] |
Разные работы:
| Книгу Руфи обычно датируют персидским периодом. [79] Эстер — III или IV века до н. э.; Книгу Даниила можно точнее датировать 164 г. до н.э. благодаря ее завуалированному пророчеству о смерти греческого царя Сирии; [80] а « Песнь Песней» могла быть написана в любое время после VI века до нашей эры. [81] |
Таблица III: Второканонический Ветхий Завет
[ редактировать ]Книга | Дата или диапазон дат, наиболее широко поддерживаемых учеными |
---|---|
Товит | 225–175 гг. До н.э., на основании очевидного использования языка и ссылок, характерных для периода после изгнания, но отсутствия знаний о преследованиях евреев во 2 веке до н.э. [43] |
Джудит | 150–100 гг. До н.э., хотя оценки варьируются от V века до н.э. до II века н.э. [49] |
1 Маккавеи | 100 г. до н.э. [82] |
2 Маккавея | в. 100 г. до н.э. [82] |
3 Маккавея | 100–75 гг. до н.э. «весьма вероятно» [83] |
4 Маккавея | середина I века н.э. [52] |
Мудрость Соломона | конец I века до нашей эры / начало I века нашей эры, на основе общего мировоззрения с другими работами, датируемыми этим временем. [84] |
Сирах | 196–175 гг. до н.э., поскольку автор подразумевает, что первосвященник Симон умер (196 г. до н.э.), но не демонстрирует никаких знаний о преследованиях евреев, которые начались после 175 г. до н.э. [85] |
Дополнения к Дэниелу | Молитва Азарии (Песнь о трёх святых детях); Бел и Дракон : конец VI века до н.э.; [86] Сусанна и старцы : возможно, 95–80 гг. до н. э. [87] |
Варух и письмо Иеремии | 2 век до н. э., поскольку Варух использует Сираха (написано около 180 г. до н. э. ), а он, в свою очередь, используется в Псалмах Соломона (середина 1 века до н. э.). Письмо Иеремии, гл. 6:1–73 Книги Варуха иногда считают отдельной книгой. [88] |
Таблица IV: Новый Завет
[ редактировать ]Книга | Дата или диапазон дат, наиболее широко поддерживаемых учеными | Самый ранний известный фрагмент |
---|---|---|
Евангелие от Матфея | ок. 80–90 гг . н.э. [89] Это основано на трёх доказательствах: (а) место действия Матфея отражает окончательное разделение церкви и синагоги , произошедшее около 85 г. н.э.; (б) он отражает захват Иерусалима и разрушение Второго Храма римлянами в 70 г. н.э.; (в) в качестве источника он использует Марка, обычно датируемого примерно 70 г. н.э. [90] | 𝔓 104 (2 век н. э.) |
Евангелие от Марка | ок. 65–73 гг . н.э. [91] [92] Ссылки на преследования и войну в Иудее позволяют предположить, что ее контекстом было либо христиан преследование Нероном в Риме , либо еврейское восстание . [93] | 𝔓 45 (250 г. н.э.) |
Евангелие от Луки | ок. 80–90 гг . н.э. [94] [95] Текст указывает на то, что он написан через поколение после первых учеников, использует Евангелие от Марка и, по-видимому, решает проблемы, возникшие в связи с разрушением Храма в 70 году нашей эры. [96] | 𝔓 4 , 𝔓 75 (175–250 гг. Н. Э.) |
Евангелие от Иоанна | в. 90–110 гг. н. э. , верхняя дата основана на текстовых свидетельствах того, что Евангелие было известно в начале 2 века н. э., а нижняя — на внутренней ссылке на изгнание христиан из синагог. [97] | 𝔓 52 (125–175 гг. Н. Э.) |
Действия | в. 80–90 гг. н. э. , на том основании, что Лука – Деяния использует Марка в качестве источника, оглядывается назад на разрушение Иерусалима и не демонстрирует никакой осведомленности о письмах Павла (которые начали распространяться в конце века); если, однако, это действительно показывает осведомленность о письмах Павла, а также о произведениях Иосифа Флавия, то более вероятна дата начала II века нашей эры. [98] [99] [100] | 𝔓 29 , 𝔓 45 , 𝔓 48 , 𝔓 53 , 𝔓 91 (250 г. н.э.) |
римляне | ок. 57–58 гг . н.э. [101] Одно из бесспорно подлинных посланий Павла, написанное римлянам, когда Павел собирался покинуть Малую Азию и Грецию, и выражающее его надежду продолжить свою деятельность в Испании. [91] | 𝔓 46 (середина 2-го века до середины 3-го века нашей эры) |
1 Коринфянам | ок. 53–57 гг . н.э. [102] Одно из бесспорно подлинных писем Полины. Павел выражает намерение вновь посетить церковь, которую он основал в городе ок. 50–52 гг . н.э. [91] | 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.) |
2 Коринфянам | ок. 55–58 гг . н.э. [103] Одно из бесспорно подлинных писем Полины. Написано Павлом в Македонии после отъезда из Ефеса. [104] | 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.) |
Галатам | в. 48 или 55 г. н.э. [3] Одно из бесспорно подлинных писем Полины. Датировка этого письма зависит от того, было ли оно написано в северной или южной части Галатии (первая дата соответствует более поздней). [105] | 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.) |
Ефесянам | в. 80–90 гг . н.э. Судя по всему, письмо было написано после смерти Павла в Риме автором, назвавшим его имя. [91] | 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.) |
Филиппийцы | в. 54–55 гг . н.э. Настоящее письмо Павла, в нем упоминается «дом Цезаря», что заставляет некоторых ученых полагать, что оно написано из Рима, но некоторые новости в нем не могли прийти из Рима. Скорее всего, оно датируется более ранним заключением, возможно, в Ефесе, из которого Павел надеется выйти. [91] | 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.) |
Колоссянам | в. 62 г. н.э. или после 70 г. н.э. Некоторые ученые полагают, что Послание к Колоссянам датируется концом карьеры Павла, примерно во время его заключения в Риме. Однако некоторые формулировки и богословие указывают на гораздо более позднюю дату, написанную неизвестным автором, использовавшим имя Павла. [91] | 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.) |
1 Фессалоникийцам | в. 51 год нашей эры . Одно из самых ранних подлинных посланий Павла. [91] | 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.) |
2 Фессалоникийцам | в. 51 г. н.э. или после 70 г. н.э. Если это подлинное послание Павла, то оно близко следует Первому посланию к Фессалоникийцам. Но некоторые формулировки и богословие указывают на гораздо более позднюю дату, написанную неизвестным автором, использовавшим имя Павла. [91] | 𝔓 92 (300 г. н. э.) |
1 Тимофею , 2 Тимофею , Послание к Титу | в. 100 год нашей эры . Два послания Тимофею и Титу отражают гораздо более развитую церковную организацию, чем та, которая отражена в подлинных посланиях Павла. [91] | Синайский кодекс (350 г. н. э.) 𝔓 32 (200 г. н. э.) |
Филимон | в. 54–55 гг . н.э. Настоящее послание Павла, написанное во время заключения (вероятно, в Ефесе), которое, как ожидает Павел, скоро закончится. [91] | 𝔓 87 (3 век н. э.) |
евреи | в. 80–90 гг . н.э. Изящество греческого языка и сложность богословия не соответствуют подлинным посланиям Павла, но упоминание Тимофея в заключении привело к тому, что оно с самого начала было включено в группу Павла. [91] | 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.) |
Джеймс | в. 65–85 гг . н.э. Как и Послание к Евреям, Иаков — это не столько письмо, сколько увещевание; стиль греческого текста делает маловероятным, что он на самом деле был написан Иаковом, братом Иисуса. [91] | 𝔓 20 , 𝔓 23 (начало III века н. э.) |
Первый Питер | ок. 75–90 гг. н.э. [91] | 𝔓 72 (3/4 века н. э.) |
Второй Питер | в. 110 год нашей эры . По-видимому, это последнее сочинение в Новом Завете, цитирующее Иуду, предполагающее знание посланий Павла и включающее ссылку на евангельскую историю Преображения Христа . [91] | 𝔓 72 (3/4 века н. э.) |
Послания Иоанна | ок. 90–110 гг . н.э. [106] Письма не дают четкого указания на это, но ученые склонны относить их примерно через десять лет после Евангелия от Иоанна. [106] | 𝔓 9 , Унциал 0232 , Синайский кодекс (3/4 века н. э.) |
Джуд | Неуверенно. Ссылки на «брата Иакова» и на «то, что предсказали апостолы Господа нашего Иисуса Христа» предполагают, что оно было написано после того, как апостольские послания были в обращении, но до 2-го послания Петра, в котором оно используется. [91] | 𝔓 72 (3/4 века н. э.) |
Откровение | в. 95 год нашей эры . На эту дату указывают подсказки в видениях, указывающие на правление императора Домициана . [91] | 𝔓 98 (150–200 гг. н.э.) |
См. также
[ редактировать ]- Апокалиптическая литература
- Авторство Библии
- Авторство произведений Иоанна
- Авторство посланий Павла
- Авторство Петровских посланий
- Библейские апокрифы
- Библейский канон
- Категории рукописей Нового Завета
- Второканонические книги
- Развитие еврейского библейского канона
- Развитие новозаветного канона
- Развитие ветхозаветного канона
- Историческая критика
- Историчность Библии
- Еврейские апокрифы
- Список псевдоэпиграфов Ветхого Завета
- Авторство мозаики
- Апокрифы Нового Завета
- Протоканонические книги
- Псевдоэпиграфы
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эванс, Крейг А. (октябрь 2008 г.). "Введение". В Эвансе, Крейг А .; Тов, Эмануэль (ред.). Исследование истоков Библии: формирование канонов в исторической, литературной и теологической перспективе . Исследования Акадии в области Библии и теологии. Бейкер Академик (опубликовано в 2008 г.). ISBN 9781585588145 . Проверено 16 мая 2015 г.
Самые старые масоретские рукописи датируются концом девятого века до нашей эры (например, Кайренский кодекс [C] о пророках).
- ^ Бернштейн 1996 , с. 134
- ^ Перейти обратно: а б Пауэлл 2018 , с. 327.
- ^ Раймонд Э. Браун , Введение в Новый Завет , Anchor Bible , 1997. стр. 456-466.
- ^ Маунс, Роберт Х. (1998). Книга Откровения . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 15–16. ISBN 978-0-8028-2537-7 .
- ^ Штукенбрюк, Лорен Т. (2003). "Откровение" . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. стр. 1535–1536. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Берквист 2007 , с. 3–4.
- ^ Перкинс 2012 , с. 19 и далее..
- ^ Вонг, Грегори Т.К. (2007). « Песнь Деворы как полемика ». Библика , том. 88, нет. 1 р. 1.
- ^ Фридман 1987 , с. 315–317.
- ^ Кросс 1997 .
- ^ Куган, Майкл Д. (2009), Краткое введение в Ветхий Завет: Еврейская Библия в ее контексте , Oxford University Press, стр. 180.
- ^ Frolov 2011 , p. 163–84.
- ^ Лундбом 2010 , стр. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Сандерс 1996 , с. 1.
- ^ Радин 2010 , с. 71.
- ^ Бреттлер 2010 , с. 161–162.
- ^ Перейти обратно: а б Эммерсон 2003 , с. 676.
- ^ Роджерсон 2003a , с. 690.
- ^ О'Брайен 2002 , стр. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Гелстон 2003c , с. 715.
- ^ Перейти обратно: а б Гелстон 2003b , с. 710.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл и О'Брайен 2000 , с. 2 и фн.6.
- ^ Перейти обратно: а б с Роджерсон 2003b , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Гелстон 2003а , с. 696.
- ^ Бреттлер 2007 , с. 311.
- ^ Биддл 2007 , с. 1073.
- ^ Голдингей 2003 , с. 623.
- ^ Перейти обратно: а б Бленкинсопп 2007 , с. 974.
- ^ Перейти обратно: а б Карр 2011 , с. 342.
- ^ Грайфенхаген 2003 , с. 212.
- ^ Перейти обратно: а б Эннс 2012 , с. 5.
- ^ Аллен 2008 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон 2014 , с. 214.
- ^ Нельсон 2014 , с. 214-215.
- ^ Перейти обратно: а б Кэрролл 2003b , с. 730.
- ^ Стивенсон, Франция (1969). «Дата Книги Иоиля» . Ветус Заветум . 19 (2): 224–9. дои : 10.1163/156853369X00473 . JSTOR 1516413 .
- ^ Перейти обратно: а б Маккензи 2004 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Граббе 2003 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б с Роджерсон 2003c , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон 2014 , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б День 1990 года , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Фитцмайер 2003 , с. 51.
- ^ Уильямс, Дэвид Солтер (1994). «Дата Экклезиастика» . Ветхий Завет 44 (4): 563–6. дои : 10.1163/156853394X00565 . JSTOR 1535116 .
- ^ Коллинз 1984 , с. 36.
- ^ Граббе, Лестер Л. (2001). «Дан (иэль) на все времена: для кого был важен Даниэль?». В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В. (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Дополнения к Vetus Testumum. Том. 1. Лейден, Нидерланды: Конинклийке Брилл. п. 229. ИСБН 90-04-12202-8 .
- ^ Граббе, Лестер Л. (1991). «Маккавейская хронология: 167–164 или 168–165 годы до нашей эры?» . Журнал библейской литературы . 110 (1): 59–74. дои : 10.2307/3267150 . JSTOR 3267150 .
- ^ Момильяно, Арнальдо (1976). «Дата первой книги Маккавеев» . Доримская Италия и республиканский Рим. I. Смеси, предложенные Жаку Эргону . Рим: Французская школа Рима . стр. 657–661. ISBN 2-7283-0438-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Вест 2003 , с. 748.
- ^ Штукенбрюк, Лорен Т.; Гуртнер, Дэниел М. (2019). Энциклопедия иудаизма Второго Храма T&T Кларка . Том. 1. Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 9780567658135 .
- ^ Перейти обратно: а б Дайер, Брайан Р. (2021). «3 Маккавея». В Огеме, Герберн С. (ред.). Оксфордский справочник апокрифов . Издательство Оксфордского университета. стр. 187–199. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190689643.013.11 . ISBN 9780190689667 .
- ^ Перейти обратно: а б де Силва 2003 , с. 888.
- ^ Перейти обратно: а б с Карр 2000 , с. 492.
- ^ Доузман 2000 , с. 443.
- ^ Хьюстон 2003 , с. 102.
- ^ Макдермотт 2002 , с. 21.
- ^ Ван Сетерс 2004 , с. 93.
- ^ Человек 2010 , с. 10-11.
- ^ Суини 1998 , с. 76-77.
- ^ Аллен 2008 , с. 7-8.
- ^ Суини 2010 , с. 94.
- ^ Бленкинсопп 1996 , с. 8.
- ^ Джойс 2009 , с. 16.
- ^ Redditt 2003 , стр. 1–3, 9.
- ^ Флойд 2000 , с. 9.
- ^ Делл 1996 , стр. 86–89.
- ^ Нельсон 2014 , с. 216.
- ^ Кэрролл 2003a , с. 690.
- ^ Роджерсон 2003a .
- ^ Роджерсон 2003d , с. 708.
- ^ Нельсон 2014 , с. 214–215.
- ^ Фермер 1998 , с. 129.
- ^ Делл 2003 , с. 337.
- ^ Сеоу 2007 , с. 944.
- ^ Фокс 2004 , с. xiv.
- ^ Клементс 2003 , с. 438.
- ^ Куган, Бреттлер и Ньюсом 2007 , стр. XXIII.
- ^ Хейс 1998 , с. 168.
- ^ Граббе 2004 , с. 105.
- ^ Коллинз 1984 , с. 101.
- ^ Блох и Блох 1995 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Бартлетт 2003 , с. 807.
- ^ Александр 2003 , с. 866.
- ^ Хейман 2003 , с. 763.
- ^ Снайт 2003 , с. 779.
- ^ Харлоу 2003 , с. 805.
- ^ Спенсер 2002 , с. 90.
- ^ Шмитт 2003 , с. 799 802.
- ^ Дулинг 2010 , с. 298-299.
- ^ Франция 2007 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Перкинс 2012 , с. 19 и след.
- ^ Пауэлл 2018 , с. 144-146.
- ^ Перкинс 1998 , с. 241.
- ^ Чарльзворт 2008 , с. без страниц.
- ^ Пауэлл 2018 , с. 166.
- ^ Пауэлл 2018 , с. 165.
- ^ Линкольн 2005 , с. 18.
- ^ Скучно 2012 , с. 587.
- ^ Кинер 2012 , с. 384.
- ^ Пауэлл 2018 , с. 210.
- ^ Пауэлл 2018 , с. 275.
- ^ Пауэлл 2018 , с. 295.
- ^ Пауэлл 2018 , с. 314.
- ^ Пауэлл 2018 , с. 313.
- ^ Пауэлл 2018 , с. 326-327.
- ^ Перейти обратно: а б Ким 2003 , с. 250.
Библиография
[ редактировать ]- Александр, Филип С. (2003). «3 Маккавея» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Аллен, Лесли С. (2008). Иеремия: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664222239 .
- Бартлетт, Джон Р. (2003). «1 Маккавеи» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Бернштейн, Алан Э. (1996). Формирование ада: смерть и возмездие в древнем и раннехристианском мире . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801481314 .
- Берквист, Джон Л. (2007). Приближаясь к Йехуду: новые подходы к изучению персидского периода . СБЛ Пресс. ISBN 9781589831452 .
- Биддл, Марк Э. (2007). «Иеремия» . В Кугане, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288803 .
- Бленкинсопп, Джозеф (2007). «Исайя» . В Кугане, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288803 .
- Бленкинсопп, Джозеф (1996). История пророчеств в Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256395 .
- Блох, Ариэль; Блох, Хана (1995). Песнь песней: новый перевод с введением и комментариями . Случайный дом. ISBN 9780520213302 .
- Скучно, М. Юджин (2012). Введение в Новый Завет: история, литература, теология . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664255923 .
- Бреттлер, Марк Цви (2007). «Введение в исторические книги» . В Кугане, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288803 .
- Бреттлер, Марк Цви (2010). Как читать Библию . Еврейское издательское общество. ISBN 978-0-8276-0775-0 .
- Кэмпбелл, Энтони Ф.; О'Брайен, Марк А. (2000). Развертывание девтерономической истории . Крепость Пресс. ISBN 9781451413687 .
- Карр, Дэвид (2011). Формирование еврейской Библии: новая реконструкция . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199742608 .
- Карр, Дэвид (2000). «Бытие, Книга» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Кэрролл, М. Дэниел (2003a). «Амос». В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Кэрролл, М. Дэниел (2003b). «Малачи». В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Чарльзуорт, Джеймс Х. (2008). Исторический Иисус: важное руководство . Абингдон Пресс. ISBN 9781426724756 .
- Клементс, Рональд Э. (2003). «Пословицы» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802800206 .
- Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (2007). «Введение редакции» . В Кугане, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288803 .
- Кросс, Фрэнк Мур (1 сентября 1997 г.). Ханаанский миф и еврейский эпос: Очерки истории религии Израиля . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-09176-4 .
- Дэй, Джон (1990). Псалмы . Путеводители по Ветхому Завету. А&С Черный. ISBN 978-1-85075-703-0 .
- Делл, Кэтрин Дж. (2003). "Работа" . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Делл, Кэтрин Дж (1996). «Изобретение колеса заново: формирование Книги Ионы» . В Бартоне, Джон; Реймер, Дэвид Джеймс (ред.). После изгнания: очерки в честь Рекса Мейсона . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865545243 .
- деСильва, Дэвид А. (2003). «4 Маккавея» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Доузман, Томас (2000). «Исход, Книга» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Дулинг, Деннис К. (2010). «Евангелие от Матфея». В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-0825-6 .
- Эммерсон, Грейс И. (2003). «Осия». В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Эннс, Питер (2012). Эволюция Адама . Книги Бейкера. ISBN 9781587433153 .
- Фермер, Кэтлин А. (1998). «Книги мудрости» . В Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256524 .
- Фитцмайер, Джозеф А. (2003). Товит . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110175745 .
- Флойд, Майкл Х (2000). Малые пророки . Том. 2. Эрдманс. ISBN 9780802844521 .
- Фокс, Майкл В. (2004). Библейский комментарий JPS: Экклезиаст . Еврейское издательское общество. ISBN 9780827609655 .
- Франция, RT (2007). Евангелие от Матфея . Эрдманс. ISBN 9780802825018 .
- Фридман, Дэвид Ноэль (1987). Миллер, Патрик Д.; Хэнсон, Пол Д; Макбрайд, Сэмюэл Дин (ред.). Древняя израильская религия: очерки в честь креста Фрэнка Мура . Крепость Пресс. стр. 315–317. ISBN 978-0-8006-0831-6 .
- Фролов, С. (2011). «Сколько лет Песне Деворы?». Журнал для изучения Ветхого Завета . 36 (2): 163–84. дои : 10.1177/0309089211423720 . S2CID 170121702 .
- Гелстон, Энтони (2003b). «Аввакум» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Гелстон, Энтони (2003a). «Авдия» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Гелстон, Энтони (2003c). «Софония» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Голдингей, Джон А. (2003). «Иезекииль» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Граббе, Лестер Л. (2003). «Неемия» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Граббе, Лестер Л. (2004). История евреев и иудаизма в период Второго Храма, Том 1: Йехуд, персидская провинция Иуда . Континуум. стр. 105 и 312. ISBN. 9780567089984 .
- Грайфенхаген, Франц В. (2003). Египет на идеологической карте Пятикнижия: конструирование библейской идентичности Израиля . Блумсбери. ISBN 9780567391360 .
- Харлоу, Дэниел К. (2003). «Дополнения к Даниилу». В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Хейс, Джон Х. (1998). «Песни Израиля» . В Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256524 .
- Хейман, А. Питер (2003). «Мудрость Соломона» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Хьюстон, Уолтер Дж (2003). «Левит» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Библейский комментарий Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Джойс, Пол М. (2009). Иезекииль: комментарий . Континуум. ISBN 9780567483614 .
- Кинер, Крейг С. (2012). Деяния: Экзегетический комментарий, Том I: Введение и 1:1-2:47 . Бейкер Академик. ISBN 9781441236210 .
- Ким, Пи Джей (2003). «Письма Иоанна» . В Ауне, Дэвид (ред.). Вестминстерский словарь Нового Завета и раннехристианской литературы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664219178 .
- Линкольн, Эндрю (2005). Евангелие от Иоанна . Издательство Блумсбери. ISBN 9781441188229 .
- Макдермотт, Джон Дж (2002). Чтение Пятикнижия: историческое введение . Полина Пресс. ISBN 9780809140824 .
- Лундбом, Джек Р. (1 января 2010 г.). Еврейские пророки: Введение . Крепость Пресс. п. 47. ИСБН 978-1-4514-1013-6 .
- Маккензи, Стивен Л. (2004). Комментарии Абингдона к Ветхому Завету: I и II Паралипоменон . Абингдон Пресс. ISBN 9781426759802 .
- Нельсон, Ричард Д. (2014). Исторические корни Ветхого Завета (1200–63 гг. до н. э.) . СБЛ Пресс. ISBN 9781628370065 .
- О'Брайен, Джулия М. (2002). Наум . А&С Черный. ISBN 9781841273006 .
- Перкинс, Фем (2012). Чтение Нового Завета: Введение . Паулист Пресс. ISBN 9780809147861 .
- Перкинс, Фем (1998). «Синоптические евангелия и Деяния апостолов: рассказ христианской истории». В Бартоне, Джон (ред.). Кембриджский спутник библейской интерпретации . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 241–58. ISBN 978-0-521-48593-7 .
- Персон, Раймонд Ф. (2010). Второзаконная история и Книга Паралипоменон . Общество библейской литературы. ISBN 9781589835177 .
- Пауэлл, Марк Аллан (2018). Знакомство с Новым Заветом: исторический, литературный и теологический обзор (2-е изд.). Бейкер Академик. ISBN 9781493413133 .
- Радин, Джейсон (2010). Книга Амоса в возникающей Иудее . Мор Зибек. ISBN 9783161501142 .
- Реддит, Пол Л. (2003). «Формирование Книги Двенадцати» . В Реддитте, Пол Л.; Шарт, Аарон (ред.). Тематические темы в Книге Двенадцати . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110175943 .
- Роджерсон, Джон В. (2003a). «Миха» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Роджерсон, Джон В. (2003b). «Второзаконие» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Роджерсон, Джон В. (2003c). «История традиции: Ветхий Завет и апокрифы» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Роджерсон, Джон В. (2003d). «Наум». В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Сандерс, Пол (1996). Происхождение Второзакония тридцать два . БРИЛЛ. п. 1. ISBN 90-04-10648-0 .
- Шмитт, Джон Дж. (2003). «Барух» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Сью, CL (2007). «Экклезиаст» . В Кугане, Майкл Д. (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288803 .
- Снайт, Джон (2003). «Сирах» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Спенсер, Ричард А. (2002). «Дополнения к Даниилу» . В Миллсе, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (ред.). Комментарий Мерсера к Библии: Второканонические тексты/апокрифы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865545106 .
- Суини, Марвин А. (2010). Пророческая литература . Абингдон Пресс. ISBN 9781426730030 .
- Суини, Марвин А. (1998). «Последние пророки». В Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256524 .
- Ван Сетерс, Джон (2004). Пятикнижие: социально-научный комментарий . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN 9780567080882 .
- Уэст, Джеральд (2003). «Юдифь» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альтер, Деннис (2009). Книга Псалмов: перевод с комментариями . WW Нортон. ISBN 9780393337044 .
- Брюггеманн, Вальтер (2003). Введение в Ветхий Завет: канон и христианское воображение . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 978-0-664-22412-7 .
- Коллинз, Джон Дж. (2002). «Актуальные проблемы изучения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 978-9004116757 .
- Дэвидсон, Роберт (1993). «Иеремия, Книга». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
- Эванс, Крейг А. (1 октября 2008 г.). "Введение" . В Эвансе, Крейг А .; Тов, Эмануэль (ред.). Исследование истоков Библии: формирование канонов в исторической, литературной и теологической перспективе . Исследования Акадии в области Библии и теологии. Бейкер Академик (опубликовано в 2008 г.). ISBN 9781585588145 .
- Ксельман, Джон С. (2007). «Псалмы» . В Кугане, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288803 .
- Миллер, Патрик Д. (1990). Второзаконие . Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664237370 .
- Сатлоу, Майкл Л. (2014). Как Библия стала священной . Издательство Йельского университета.
- Шнидевинд, Уильям М. (2005). Как Библия стала книгой . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521536226 .
- Ска, Жан-Луи (2006). Введение в чтение Пятикнижия . Айзенбрауны. ISBN 9781575061221 .
- Стромберг, Джейк (2011). Введение в изучение Исайи . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 9780567363305 .
- Фогт, Питер Т. (2009). Толкование Пятикнижия: Экзегетический справочник . Крегель академик. ISBN 9780825427626 .
- Райт, Дж. Эдвард (1999). Ранняя история неба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198029816 .
- Цви, Эхуд Бен (2004). «Введение в Двенадцать малых пророков». В Берлине Адель; Бреттлер, Марк Цви (ред.). Еврейская учебная Библия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19529751-5 .