Jump to content

Знакомство с Библией

Самые старые сохранившиеся рукописи еврейской Библии , Свитки Мертвого моря , датируются ок. II век до нашей эры . Некоторые из этих свитков в настоящее время хранятся в Храме Книги в Иерусалиме. Самый старый текст всей Библии, включая Новый Завет, — это Синайский кодекс, датируемый IV веком нашей эры, а Ветхий Завет представляет собой копию греческого перевода, известного как Септуагинта . Самые старые из сохранившихся рукописей озвученного масоретского текста датируются 9 веком нашей эры. [1] За исключением нескольких библейских разделов в Невииме , практически ни один библейский текст не является современником описываемых в нем событий. [2]

Внутренние данные в текстах канона Нового Завета, состоящего из 27 книг, позволяют предположить, что большинство этих книг были написаны в I веке нашей эры . Считается, что первой написанной книгой является Послание к Галатам (написанное около 48 г. н. э.). [3] или 1 Фессалоникийцам , написанное около 50 г. н.э. [4] Последняя книга в каноне, Книга Откровения , традиционно считается написанной во время правления Домициана (81–96 гг.) до написания 1 и 2 Тимофею, Тита и Посланий Иоанна. . [5] [6] Датировка состава текстов опирается прежде всего на внутренние данные, включая прямые ссылки на исторические события — текстологическая критика филологических и лингвистических данных дает более субъективные указания.

Таблица I: Хронологический обзор

[ редактировать ]

Эта таблица суммирует хронологию основных таблиц и служит справочником по упомянутым историческим периодам. Большая часть еврейской Библии/Ветхого Завета, возможно, была собрана в V веке до нашей эры. [7] Книги Нового Завета были составлены в основном во второй половине I века нашей эры. [8] Второканонические книги в основном занимают промежуточное положение.

Период Книги
Домонархический
13 век – 745 г. до н.э.
Монархический
745–587 гг. до н. э.
Эксилик
586–539 гг. до н. э.
  • Ядро Авдия вокруг падения Иерусалима, 586 г. до н.э. [25]
  • Завершение девтерономической истории (Иисус Навин, Судьи, Самуил и Цари) [26]
  • Второзаконие расширено за счет добавления глав 1–4 и 29–30, которые служат введением в девтерономическую историю. [24]
  • Иеремия действовал в последнее десятилетие VII века и первые десятилетия VI века. [27]
  • Иезекииль действовал в Вавилоне 592–571 гг. до н. э. [28]
  • «Второй Исайя» (автор Исаии 40–55), действовавший в Вавилоне примерно в середине века. [29]
  • Расширение и изменение Осии , Амоса , Михея и Софонии [30]
  • Возможный ранний сборник псалмов (псалмы «Давида»), заканчивающийся псалом 89. [30]
Пост-изгнанный (персидский)
538–332 гг. до н. э.
  • Тора ( Бытие , Исход , Левит и Числа ), где 250 г. до н.э. определено как последняя возможная дата для окончательного текста на основе свидетельств рукописи. [31] [32]
  • Второзаконие переработано с дополнениями к главам 19–25 и добавлением глав 27 и 31–34, которые служат заключением Торы. [24]
  • «Третий Исаия» (Исайя 56–66) [29]
  • Более поздняя версия (масоретская версия на иврите) Иеремии. [33]
  • Аггей (самоотносящийся ко второму году правления персидского царя Дария 520 г. до н. э.) [34]
  • Захария (главы 1–8 — современники Аггея, главы 9–14 — V века) [35]
  • Малахия (V век до н. э., одновременно с миссиями Неемии и Ездры или непосредственно перед ними) [36]
  • Книга Иоиля (между 450 и 350 гг. до н. э.) [37]
  • Летописи (между 350 и 300 гг. до н. э.) [38]
  • Происхождение Ездры-Неемии (возможно, оно достигло своей окончательной формы еще в период Птолемеев, ок. 300–200 гг. До н. Э. ) [39]
Пост-пленный (эллинистический)
331–164 гг. до н. э.
  • Иов , Экклезиаст и Песнь Песней (возможно, написаны в IV или даже V веке, но, похоже, отражают контакт с греческой культурой) [40]
  • Иона (персидский или эллинистический, не позднее II века до н.э.) [41]
  • Большинство отдельных псалмов составляют последнюю треть псалмов. [42]
  • Товит (между 225 и 175 гг. до н. э.) [43]
  • Книга Сираха (первая четверть II века до н.э., вероятно, ок. 175 г. до н.э. ) [44]
  • Даниил (между 168 и 164 гг. до н. э.) [45] [46] [47]
Маккавей/Хасмоней
164–63 гг. до н.э.
Роман
после 63 г. до н.э.
  • 3 Маккавея (между 100 г. до н.э. и 70 г. н.э.) [51]
  • Мудрость Соломона ( ок. конец I века до н.э. – I век н.э. ) [40]
  • 4 Маккавея (вероятно, середина I века н.э.) [52]
  • Новый Завет (между - 50–110 гг. н.э. см. Таблицу IV)

Таблица II: Еврейская Библия/Христианский Ветхий Завет

[ редактировать ]
Тора Дата или диапазон дат, наиболее широко поддерживаемых учеными

Большинство современных исследователей Библии полагают, что Тора — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие — достигла своей нынешней формы в период после плена . [32]

Модель документальной гипотезы предполагает, что пять книг взяты из четырех «источников» (отдельных школ писателей, а не отдельных лиц): Священнического источника , Яхвиста и Элохиста (эти два часто вместе называются «несвященническими»). источник) и Второзаконие . [53] Существует общее мнение, что жреческий источник является пост-изгнанным, но нет единого мнения относительно несвященнических источников. [53]

  • Бытие - это произведение, написанное после изгнания, сочетающее в себе «священнический» и «несвященнический» материал. [53]
  • «Исход» — это антология, охватывающая почти все периоды истории Израиля. [54]
  • Левит полностью принадлежит священникам и датируется периодом изгнания / после изгнания. [55]
  • «Числа» — это священническая редакция (то есть изменение) яхвистского/несвященнического оригинала. [56]
  • Второзаконие, теперь последняя книга Торы, началось как свод религиозных законов (они составляют основную часть книги), было расширено в начале VI века до н.э., чтобы служить введением в девтерономическую историю , и еще позже он был отделен от этой истории, еще раз расширен и отредактирован, чтобы завершить Тору. [57]
Пророки Дата или диапазон дат, наиболее широко поддерживаемых учеными
Бывшие Пророки:

Эту группу книг, а также Второзаконие, ученые называют «девтерономической историей». Предложение о том, чтобы они составили единую работу, было впервые выдвинуто Мартином Нотом в 1943 году и получило широкое признание. Нот предположил, что вся история была творением одного человека, работавшего в период изгнания (6 век до н.э.); с тех пор широко признано, что эта история появилась в двух «изданиях»: первое во время правления иудейского царя Иосии (конец 7 века до н.э.), второе во время изгнания (6 век до н.э.). [23] Датировка Нота была основана на предположении, что история завершилась очень скоро после ее последнего зарегистрированного события - освобождения царя Иоахина в Вавилоне ок. 560 г. до н. э.; но некоторые ученые назвали его рассуждения неадекватными, и в период после изгнания история могла быть еще более расширена. [58]

Три главных пророка:

Ученые выделяют три «раздела» в Книге Исайи:

  • ПротоИсайя (оригинальный Исайя VIII века до н.э.);
  • Второ-Исаия (анонимный пророк, живший в Вавилоне во время изгнания); и
  • Трито-Исаия (анонимный автор или авторы в Иерусалиме сразу после изгнания). [59]

Книга Иеремии существует в двух версиях: греческой (версия, используемая в православных христианских Библиях) и еврейской (еврейская, католическая и протестантская Библии), причем греческий язык представляет более раннюю версию. [60] Греческая версия, вероятно, была завершена в ранний персидский период и переведена на греческий язык в III веке до нашей эры, а еврейская версия датируется каким-то моментом между этим временем и II веком до нашей эры. [61]

Книга Иезекииля описывает себя как слова Иезекииля бен -Бузи, священника, живущего в изгнании в городе Вавилон, и внутренние свидетельства датируют видения периодом между 593 и 571 годами до нашей эры. Хотя книга, вероятно, отражает большую часть исторического Иезекииля, она является продуктом долгой и сложной истории со значительными дополнениями, сделанными «школой» более поздних последователей. [62] [63]

Двенадцать малых пророков

В еврейской Библии « Двенадцать малых пророков» представляют собой единый сборник, изданный в период Второго Храма, но в христианских Библиях этот сборник разбит на части. [64] За исключением книги «Иона» , которая является вымышленным произведением, за каждой книгой стоит оригинальное ядро ​​пророческой традиции: [65] [66]

Сочинения Дата или диапазон дат, наиболее широко поддерживаемых учеными
Коллекция мудрости :

Книги Иова, Экклезиаста и Притчей разделяют схожее мировоззрение, которое они сами называют «мудростью». [72] Принято считать, что Иов родился между VI и IV веками до нашей эры. [73] Экклезиаст может быть датирован не ранее 450 г. до н. э. из-за присутствия персидских заимствований и арамейских идиом, и не позднее 180 г. до н. э., когда еврейский писатель Бен Сира цитирует его в Книге Сираха . [74] [75] Притчи — это «сборник сборников», рассказывающий об образе жизни, который длился более тысячелетия и который невозможно датировать. [76]

Поэтические произведения:
  • Псалмы
  • Плач

Псалмы, составляющие первые две трети псалтыря, являются преимущественно допереселенными, а последняя треть — преимущественно послепереселенными. [42] Собрание псалмов, возможно, получило свою современную форму и разделение на пять частей в период после изгнания, хотя оно продолжало пересматриваться и расширяться даже в эллинистические и даже римские времена. [77] Принято считать, что разрушение Иерусалима Вавилоном в 586 г. до н.э. составляет основу Книги Плача . [78]

Истории:
  • Хроники
  • Эзра – Неемия

Летописи были составлены между 400 и 250 годами до нашей эры, вероятно, в период 350–300 годов до нашей эры; [38] Ездра-Неемия (две книги в современной Библии, но первоначально одна), возможно, достигла своей окончательной формы уже в период Птолемеев, ок. 300–200 гг. до н. э . [39]

Разные работы:
  • Рут
  • Эстер
  • Дэниел
  • Песня песен

Книгу Руфи обычно датируют персидским периодом. [79] Эстер — III или IV века до н. э.; Книгу Даниила можно точнее датировать 164 г. до н.э. благодаря ее завуалированному пророчеству о смерти греческого царя Сирии; [80] а « Песнь Песней» могла быть написана в любое время после VI века до нашей эры. [81]

Таблица III: Второканонический Ветхий Завет

[ редактировать ]
Книга Дата или диапазон дат, наиболее широко поддерживаемых учеными
Товит 225–175 гг. До н.э., на основании очевидного использования языка и ссылок, характерных для периода после изгнания, но отсутствия знаний о преследованиях евреев во 2 веке до н.э. [43]
Джудит 150–100 гг. До н.э., хотя оценки варьируются от V века до н.э. до II века н.э. [49]
1 Маккавеи 100 г. до н.э. [82]
2 Маккавея в. 100 г. до н.э. [82]
3 Маккавея 100–75 гг. до н.э. «весьма вероятно» [83]
4 Маккавея середина I века н.э. [52]
Мудрость Соломона конец I века до нашей эры / начало I века нашей эры, на основе общего мировоззрения с другими работами, датируемыми этим временем. [84]
Сирах 196–175 гг. до н.э., поскольку автор подразумевает, что первосвященник Симон умер (196 г. до н.э.), но не демонстрирует никаких знаний о преследованиях евреев, которые начались после 175 г. до н.э. [85]
Дополнения к Дэниелу Молитва Азарии (Песнь о трёх святых детях); Бел и Дракон : конец VI века до н.э.; [86] Сусанна и старцы : возможно, 95–80 гг. до н. э. [87]
Варух и письмо Иеремии 2 век до н. э., поскольку Варух использует Сираха (написано около 180 г. до н. э. ), а он, в свою очередь, используется в Псалмах Соломона (середина 1 века до н. э.). Письмо Иеремии, гл. 6:1–73 Книги Варуха иногда считают отдельной книгой. [88]

Таблица IV: Новый Завет

[ редактировать ]
Книга Дата или диапазон дат, наиболее широко поддерживаемых учеными Самый ранний известный фрагмент
Евангелие от Матфея ок. 80–90 гг . н.э. [89] Это основано на трёх доказательствах: (а) место действия Матфея отражает окончательное разделение церкви и синагоги , произошедшее около 85 г. н.э.; (б) он отражает захват Иерусалима и разрушение Второго Храма римлянами в 70 г. н.э.; (в) в качестве источника он использует Марка, обычно датируемого примерно 70 г. н.э. [90] 𝔓 104 (2 век н. э.)
Евангелие от Марка ок. 65–73 гг . н.э. [91] [92] Ссылки на преследования и войну в Иудее позволяют предположить, что ее контекстом было либо христиан преследование Нероном в Риме , либо еврейское восстание . [93] 𝔓 45 (250 г. н.э.)
Евангелие от Луки ок. 80–90 гг . н.э. [94] [95] Текст указывает на то, что он написан через поколение после первых учеников, использует Евангелие от Марка и, по-видимому, решает проблемы, возникшие в связи с разрушением Храма в 70 году нашей эры. [96] 𝔓 4 , 𝔓 75 (175–250 гг. Н. Э.)
Евангелие от Иоанна в. 90–110 гг. н. э. , верхняя дата основана на текстовых свидетельствах того, что Евангелие было известно в начале 2 века н. э., а нижняя — на внутренней ссылке на изгнание христиан из синагог. [97] 𝔓 52 (125–175 гг. Н. Э.)
Действия в. 80–90 гг. н. э. , на том основании, что Лука – Деяния использует Марка в качестве источника, оглядывается назад на разрушение Иерусалима и не демонстрирует никакой осведомленности о письмах Павла (которые начали распространяться в конце века); если, однако, это действительно показывает осведомленность о письмах Павла, а также о произведениях Иосифа Флавия, то более вероятна дата начала II века нашей эры. [98] [99] [100] 𝔓 29 , 𝔓 45 , 𝔓 48 , 𝔓 53 , 𝔓 91 (250 г. н.э.)
римляне ок. 57–58 гг . н.э. [101] Одно из бесспорно подлинных посланий Павла, написанное римлянам, когда Павел собирался покинуть Малую Азию и Грецию, и выражающее его надежду продолжить свою деятельность в Испании. [91] 𝔓 46 (середина 2-го века до середины 3-го века нашей эры)
1 Коринфянам ок. 53–57 гг . н.э. [102] Одно из бесспорно подлинных писем Полины. Павел выражает намерение вновь посетить церковь, которую он основал в городе ок. 50–52 гг . н.э. [91] 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.)
2 Коринфянам ок. 55–58 гг . н.э. [103] Одно из бесспорно подлинных писем Полины. Написано Павлом в Македонии после отъезда из Ефеса. [104] 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.)
Галатам в. 48 или 55 г. н.э. [3] Одно из бесспорно подлинных писем Полины. Датировка этого письма зависит от того, было ли оно написано в северной или южной части Галатии (первая дата соответствует более поздней). [105] 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.)
Ефесянам в. 80–90 гг . н.э. Судя по всему, письмо было написано после смерти Павла в Риме автором, назвавшим его имя. [91] 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.)
Филиппийцы в. 54–55 гг . н.э. Настоящее письмо Павла, в нем упоминается «дом Цезаря», что заставляет некоторых ученых полагать, что оно написано из Рима, но некоторые новости в нем не могли прийти из Рима. Скорее всего, оно датируется более ранним заключением, возможно, в Ефесе, из которого Павел надеется выйти. [91] 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.)
Колоссянам в. 62 г. н.э. или после 70 г. н.э. Некоторые ученые полагают, что Послание к Колоссянам датируется концом карьеры Павла, примерно во время его заключения в Риме. Однако некоторые формулировки и богословие указывают на гораздо более позднюю дату, написанную неизвестным автором, использовавшим имя Павла. [91] 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.)
1 Фессалоникийцам в. 51 год нашей эры . Одно из самых ранних подлинных посланий Павла. [91] 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.)
2 Фессалоникийцам в. 51 г. н.э. или после 70 г. н.э. Если это подлинное послание Павла, то оно близко следует Первому посланию к Фессалоникийцам. Но некоторые формулировки и богословие указывают на гораздо более позднюю дату, написанную неизвестным автором, использовавшим имя Павла. [91] 𝔓 92 (300 г. н. э.)
1 Тимофею , 2 Тимофею , Послание к Титу в. 100 год нашей эры . Два послания Тимофею и Титу отражают гораздо более развитую церковную организацию, чем та, которая отражена в подлинных посланиях Павла. [91] Синайский кодекс (350 г. н. э.) 𝔓 32 (200 г. н. э.)
Филимон в. 54–55 гг . н.э. Настоящее послание Павла, написанное во время заключения (вероятно, в Ефесе), которое, как ожидает Павел, скоро закончится. [91] 𝔓 87 (3 век н. э.)
евреи в. 80–90 гг . н.э. Изящество греческого языка и сложность богословия не соответствуют подлинным посланиям Павла, но упоминание Тимофея в заключении привело к тому, что оно с самого начала было включено в группу Павла. [91] 𝔓 46 (конец 2-го или 3-го века н.э.)
Джеймс в. 65–85 гг . н.э. Как и Послание к Евреям, Иаков — это не столько письмо, сколько увещевание; стиль греческого текста делает маловероятным, что он на самом деле был написан Иаковом, братом Иисуса. [91] 𝔓 20 , 𝔓 23 (начало III века н. э.)
Первый Питер ок. 75–90 гг. н.э. [91] 𝔓 72 (3/4 века н. э.)
Второй Питер в. 110 год нашей эры . По-видимому, это последнее сочинение в Новом Завете, цитирующее Иуду, предполагающее знание посланий Павла и включающее ссылку на евангельскую историю Преображения Христа . [91] 𝔓 72 (3/4 века н. э.)
Послания Иоанна ок. 90–110 гг . н.э. [106] Письма не дают четкого указания на это, но ученые склонны относить их примерно через десять лет после Евангелия от Иоанна. [106] 𝔓 9 , Унциал 0232 , Синайский кодекс (3/4 века н. э.)
Джуд Неуверенно. Ссылки на «брата Иакова» и на «то, что предсказали апостолы Господа нашего Иисуса Христа» предполагают, что оно было написано после того, как апостольские послания были в обращении, но до 2-го послания Петра, в котором оно используется. [91] 𝔓 72 (3/4 века н. э.)
Откровение в. 95 год нашей эры . На эту дату указывают подсказки в видениях, указывающие на правление императора Домициана . [91] 𝔓 98 (150–200 гг. н.э.)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эванс, Крейг А. (октябрь 2008 г.). "Введение". В Эвансе, Крейг А .; Тов, Эмануэль (ред.). Исследование истоков Библии: формирование канонов в исторической, литературной и теологической перспективе . Исследования Акадии в области Библии и теологии. Бейкер Академик (опубликовано в 2008 г.). ISBN  9781585588145 . Проверено 16 мая 2015 г. Самые старые масоретские рукописи датируются концом девятого века до нашей эры (например, Кайренский кодекс [C] о пророках).
  2. ^ Бернштейн 1996 , с. 134
  3. ^ Перейти обратно: а б Пауэлл 2018 , с. 327.
  4. ^ Раймонд Э. Браун , Введение в Новый Завет , Anchor Bible , 1997. стр. 456-466.
  5. ^ Маунс, Роберт Х. (1998). Книга Откровения . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 15–16. ISBN  978-0-8028-2537-7 .
  6. ^ Штукенбрюк, Лорен Т. (2003). "Откровение" . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. стр. 1535–1536. ISBN  978-0-8028-3711-0 .
  7. ^ Берквист 2007 , с. 3–4.
  8. ^ Перкинс 2012 , с. 19 и далее..
  9. ^ Вонг, Грегори Т.К. (2007). « Песнь Деворы как полемика ». Библика , том. 88, нет. 1 р. 1.
  10. ^ Фридман 1987 , с. 315–317.
  11. ^ Кросс 1997 .
  12. ^ Куган, Майкл Д. (2009), Краткое введение в Ветхий Завет: Еврейская Библия в ее контексте , Oxford University Press, стр. 180.
  13. ^ Frolov 2011 , p. 163–84.
  14. ^ Лундбом 2010 , стр. 47.
  15. ^ Перейти обратно: а б Сандерс 1996 , с. 1.
  16. ^ Радин 2010 , с. 71.
  17. ^ Бреттлер 2010 , с. 161–162.
  18. ^ Перейти обратно: а б Эммерсон 2003 , с. 676.
  19. ^ Роджерсон 2003a , с. 690.
  20. ^ О'Брайен 2002 , стр. 14.
  21. ^ Перейти обратно: а б Гелстон 2003c , с. 715.
  22. ^ Перейти обратно: а б Гелстон 2003b , с. 710.
  23. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл и О'Брайен 2000 , с. 2 и фн.6.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Роджерсон 2003b , с. 154.
  25. ^ Перейти обратно: а б Гелстон 2003а , с. 696.
  26. ^ Бреттлер 2007 , с. 311.
  27. ^ Биддл 2007 , с. 1073.
  28. ^ Голдингей 2003 , с. 623.
  29. ^ Перейти обратно: а б Бленкинсопп 2007 , с. 974.
  30. ^ Перейти обратно: а б Карр 2011 , с. 342.
  31. ^ Грайфенхаген 2003 , с. 212.
  32. ^ Перейти обратно: а б Эннс 2012 , с. 5.
  33. ^ Аллен 2008 , с. 11.
  34. ^ Перейти обратно: а б Нельсон 2014 , с. 214.
  35. ^ Нельсон 2014 , с. 214-215.
  36. ^ Перейти обратно: а б Кэрролл 2003b , с. 730.
  37. ^ Стивенсон, Франция (1969). «Дата Книги Иоиля» . Ветус Заветум . 19 (2): 224–9. дои : 10.1163/156853369X00473 . JSTOR   1516413 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Маккензи 2004 , с. 32.
  39. ^ Перейти обратно: а б Граббе 2003 , с. 321.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Роджерсон 2003c , с. 8.
  41. ^ Перейти обратно: а б Нельсон 2014 , с. 217.
  42. ^ Перейти обратно: а б День 1990 года , с. 16.
  43. ^ Перейти обратно: а б Фитцмайер 2003 , с. 51.
  44. ^ Уильямс, Дэвид Солтер (1994). «Дата Экклезиастика» . Ветхий Завет 44 (4): 563–6. дои : 10.1163/156853394X00565 . JSTOR   1535116 .
  45. ^ Коллинз 1984 , с. 36.
  46. ^ Граббе, Лестер Л. (2001). «Дан (иэль) на все времена: для кого был важен Даниэль?». В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В. (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Дополнения к Vetus Testumum. Том. 1. Лейден, Нидерланды: Конинклийке Брилл. п. 229. ИСБН  90-04-12202-8 .
  47. ^ Граббе, Лестер Л. (1991). «Маккавейская хронология: 167–164 или 168–165 годы до нашей эры?» . Журнал библейской литературы . 110 (1): 59–74. дои : 10.2307/3267150 . JSTOR   3267150 .
  48. ^ Момильяно, Арнальдо (1976). «Дата первой книги Маккавеев» . Доримская Италия и республиканский Рим. I. Смеси, предложенные Жаку Эргону . Рим: Французская школа Рима . стр. 657–661. ISBN  2-7283-0438-6 .
  49. ^ Перейти обратно: а б Вест 2003 , с. 748.
  50. ^ Штукенбрюк, Лорен Т.; Гуртнер, Дэниел М. (2019). Энциклопедия иудаизма Второго Храма T&T Кларка . Том. 1. Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN  9780567658135 .
  51. ^ Перейти обратно: а б Дайер, Брайан Р. (2021). «3 Маккавея». В Огеме, Герберн С. (ред.). Оксфордский справочник апокрифов . Издательство Оксфордского университета. стр. 187–199. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190689643.013.11 . ISBN  9780190689667 .
  52. ^ Перейти обратно: а б де Силва 2003 , с. 888.
  53. ^ Перейти обратно: а б с Карр 2000 , с. 492.
  54. ^ Доузман 2000 , с. 443.
  55. ^ Хьюстон 2003 , с. 102.
  56. ^ Макдермотт 2002 , с. 21.
  57. ^ Ван Сетерс 2004 , с. 93.
  58. ^ Человек 2010 , с. 10-11.
  59. ^ Суини 1998 , с. 76-77.
  60. ^ Аллен 2008 , с. 7-8.
  61. ^ Суини 2010 , с. 94.
  62. ^ Бленкинсопп 1996 , с. 8.
  63. ^ Джойс 2009 , с. 16.
  64. ^ Redditt 2003 , стр. 1–3, 9.
  65. ^ Флойд 2000 , с. 9.
  66. ^ Делл 1996 , стр. 86–89.
  67. ^ Нельсон 2014 , с. 216.
  68. ^ Кэрролл 2003a , с. 690.
  69. ^ Роджерсон 2003a .
  70. ^ Роджерсон 2003d , с. 708.
  71. ^ Нельсон 2014 , с. 214–215.
  72. ^ Фермер 1998 , с. 129.
  73. ^ Делл 2003 , с. 337.
  74. ^ Сеоу 2007 , с. 944.
  75. ^ Фокс 2004 , с. xiv.
  76. ^ Клементс 2003 , с. 438.
  77. ^ Куган, Бреттлер и Ньюсом 2007 , стр. XXIII.
  78. ^ Хейс 1998 , с. 168.
  79. ^ Граббе 2004 , с. 105.
  80. ^ Коллинз 1984 , с. 101.
  81. ^ Блох и Блох 1995 , с. 23.
  82. ^ Перейти обратно: а б Бартлетт 2003 , с. 807.
  83. ^ Александр 2003 , с. 866.
  84. ^ Хейман 2003 , с. 763.
  85. ^ Снайт 2003 , с. 779.
  86. ^ Харлоу 2003 , с. 805.
  87. ^ Спенсер 2002 , с. 90.
  88. ^ Шмитт 2003 , с. 799 802.
  89. ^ Дулинг 2010 , с. 298-299.
  90. ^ Франция 2007 , с. 18.
  91. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Перкинс 2012 , с. 19 и след.
  92. ^ Пауэлл 2018 , с. 144-146.
  93. ^ Перкинс 1998 , с. 241.
  94. ^ Чарльзворт 2008 , с. без страниц.
  95. ^ Пауэлл 2018 , с. 166.
  96. ^ Пауэлл 2018 , с. 165.
  97. ^ Линкольн 2005 , с. 18.
  98. ^ Скучно 2012 , с. 587.
  99. ^ Кинер 2012 , с. 384.
  100. ^ Пауэлл 2018 , с. 210.
  101. ^ Пауэлл 2018 , с. 275.
  102. ^ Пауэлл 2018 , с. 295.
  103. ^ Пауэлл 2018 , с. 314.
  104. ^ Пауэлл 2018 , с. 313.
  105. ^ Пауэлл 2018 , с. 326-327.
  106. ^ Перейти обратно: а б Ким 2003 , с. 250.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a69ea5d6c4fd7b7f5cf250cf668e31f__1719802860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/1f/0a69ea5d6c4fd7b7f5cf250cf668e31f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dating the Bible - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)