Jump to content

Критика Библии

Критика Библии относится к разнообразной критике Библии , собрания религиозных текстов, которые считаются священными в христианстве , иудаизме , самаритянстве и других авраамических религиях . Критика Библии часто касается фактической точности текста , моральной устойчивости и предполагаемой безошибочности, на которую претендуют библейские буквалисты . Остаются вопросы о библейском авторстве и о том, какой материал включить в библейский канон .

Прямой оппозицией такой критике являются набожные христиане , которые считают Библию совершенным словом Божьим ( евреи-фундаменталисты еврейскую Библию столь же высоко ценят ).

Авторство

[ редактировать ]

В конце 17-го века лишь немногие исследователи Библии сомневались в том, что написал Тору Моисей (также известную как Пятикнижие , традиционно называемое «Пятикнижием Моисея»), такие как Томас Гоббс , Исаак Ла Пейрер и Барух Спиноза , [1] но в конце 18 века некоторые ученые, такие как Жан Астрюк (1753 г.), [2] начал систематически подвергать сомнению его авторство. К концу XIX века некоторые, такие как Юлиус Велльхаузен и Авраам Куэнен, [3] дошли до того, что заявили, что в целом эта работа принадлежала гораздо большему количеству авторов на протяжении многих столетий, от 1000 г. до н. э. (времена Давида ) до 500 г. до н. э. (времена Ездры ), и что содержащаяся в ней история часто была скорее полемической , чем строго фактическое. К первой половине 20-го века Герман Гункель привлек внимание к мифическим аспектам, а Альбрехт Альт , Мартин Нот и школа истории традиций утверждали, что, хотя ее основные традиции имеют действительно древние корни, нарративы были вымышленными обрамляющими средствами и не были задумано как история в современном смысле.

Современные библеисты сходятся во мнении, что подавляющее большинство авторов библейских книг неизвестны. [1] : 1  Большинство из них написаны анонимно, и только в некоторых из 27 книг Нового Завета упоминается автор, некоторые из которых, вероятно, или известны как псевдоэпиграфы , то есть они были написаны кем-то другим, чем тот, кем себя назвал автор. [4] : 3:10  Анонимным книгам традиционно приписывались авторы, хотя ни одна из них, например «Пять книг Моисея» или четыре канонических Евангелия «от Матфея, Марка, Луки и Иоанна», похоже, не выдержала пристального внимания. [1] : 1  [4] Только семь бесспорных посланий Павла , скорее всего, были написаны Апостолом Павлом , а Книга Откровения — Иоанном Патмосским (а не Иоанном Апостолом или автором(ами) другой « иоанновской литературы »). Ученые расходятся во мнениях, написал ли Павел «Второзаконные послания Павла» и ли Симон Петр написал Первое послание Петра ; все остальные книги Нового Завета, в которых упоминается автор, скорее всего, являются подделками. [4] Хотя для пасторалей это может быть результатом главным образом передачи традиции «научного консенсуса», а не заслуженного доказательствами. [5]

Во II веке гностики часто утверждали, что их форма христианства была первой, и считали Иисуса учителем или аллегорической фигурой. [6] Элейн Пейджелс предположила, что в посланиях Павла есть несколько примеров гностических взглядов . [7] Барт Д. Эрман и Рэймонд Э. Браун отмечают, что некоторые из посланий Павла широко рассматриваются учеными как псевдонимные . [8] и другие считают и Тимоти Фреке , что это было подлогом в попытке Церкви привлечь гностических сторонников Павла и перевернуть аргументы в других посланиях с ног на голову. [9] [10]

Каноничность

[ редактировать ]

Определенные собрания библейских писаний, такие как Еврейская Библия и Христианские Библии , считаются священными и авторитетными соответствующими религиозными группами. [11] Границы канона фактически были установлены протоправославными церквями с I по IV века; однако статус Священных Писаний был темой научных дискуссий в более поздних церквях. Библейские произведения все чаще подвергаются литературной и исторической критике в попытке интерпретировать библейские тексты независимо от церквей и догматических влияний. [11]

В середине века второго Маркион Синопский предложил отвергнуть всю еврейскую Библию . Он считал изображенного там Бога меньшим божеством , демиургом , а закон Моисея был выдуманным. [12] Подобная точка зрения называется иезуизмом , который не подтверждает библейский авторитет какого-либо библейского текста, кроме учения Иисуса в Евангелиях.

Иудаизм игнорирует Новый Завет [13] и Ветхого Завета второканонические каноны . Они, как и большинство христиан, также дискредитируют легитимность новозаветных апокрифов .

Элизабет Андерсон , профессор философии и женских исследований в Мичиганском университете в Анн-Арборе, утверждает, что «Библия содержит как добрые, так и злые учения», и она «морально непоследовательна». [14]

Андерсон критикует заповеди, данные Богом людям в Ветхом Завете, такие как: убивать прелюбодеев, гомосексуалистов и «людей, которые работают в субботу» (Левит 20:10; Левит 20:13 ; Исход 35:2 соответственно); совершать этнические чистки (Исход 34:11–14, Левит 26:7–9); совершить геноцид (Числа 21: 2–3, Числа 21: 33–35, Второзаконие 2: 26–35 и Иисус Навин 1–12); и другие массовые убийства. [15] Андерсон считает, что Библия разрешает рабство, избиение рабов, изнасилование пленниц во время войны, многоженство (мужчины), убийство пленных и принесение в жертву детей . [15] Она также приводит несколько примеров, иллюстрирующих то, что она считает «моральным характером Бога»: «Регулярно наказывает людей за грехи других… наказывает всех матерей, обрекая их на болезненные роды», наказывает четыре поколения потомков тех, кто поклоняется другим богам. , убивает 24 000 израильтян, потому что некоторые из них согрешили (Числа 25: 1–9), убивает 70 000 израильтян за грех Давида во 2 Царств 24: 10–15 и «посылает двух медведей из леса, чтобы растерзать сорок два ребенка на куски», потому что они обзывали кого-то во 4 Царств 2:23–24. [16]

Андерсон критикует то, что она называет морально отвратительными уроками Нового Завета. Она утверждает, что «Иисус говорит нам, что его миссия состоит в том, чтобы заставить членов семьи ненавидеть друг друга, чтобы они любили его больше, чем своих родственников» (Матфея 10:35–37), что «ученики должны ненавидеть своих родителей, братьев, сестер, жен, и дети (Луки 14:26)», и что Петр и Павел возвышают мужчин над своими женами, «которые должны повиноваться своим мужьям, как богам» (1 Коринфянам 11:3, 1 Коринфянам 14:34–35, Ефесянам 5:22–24). , Колоссянам 3:18, 1 Тимофею 2:11–12, 1 Петра 3:1). [17] Андерсон утверждает, что Евангелие от Иоанна подразумевает, что «младенцы и все, кто никогда не имел возможности услышать о Христе, прокляты [в ад] не по своей вине». [18]

Саймон Блэкберн утверждает, что «Библию можно читать как дающую нам карт-бланш на резкое отношение к детям, умственно отсталым, животным, окружающей среде, разведенным, неверующим, людям с различными сексуальными привычками и пожилым женщинам». [19]

Блэкберн критикует то, что он называет морально подозрительными темами Нового Завета. [20] Он отмечает некоторые «моральные причуды» Иисуса: он мог быть «сектантом» (Матфея 10:5–6), [21] расист (Матфея 15:26 и Марка 7:27) и не придавал значения животной жизни (Луки 8:27–33).

Блэкберн приводит примеры моральной критики Ветхого Завета, такие как фраза в Исходе 22:18 («Не оставь в живых ведьму»), которая, по его словам, «помогла сжечь заживо десятки или сотни тысяч женщин в Европе». и Америка». Он заявляет, что у ветхозаветного Бога, очевидно, «нет проблем с рабовладельческим обществом», считает контроль над рождаемостью преступлением, караемым смертью, и «увлекается жестоким обращением с детьми». [22] Дополнительные примеры, которые сегодня подвергаются сомнению, - это запрет прикасаться к женщинам во время «периода менструальной нечистоты» (Левит 15:19–24), явное одобрение продажи дочерей в рабство (Исход 21:7) и обязательство подвергать смерть того, кто работает в субботу (Исход 35:2). [23]

Историчность

[ редактировать ]

Историчность Библии — это вопрос «приемлемости Библии как истории». [24] Это можно распространить и на вопрос о христианском Новом Завете как точном описании исторического Иисуса и апостольской эпохи .

Ученые изучают исторический контекст библейских отрывков, важность, придаваемую событиям авторами , а также контраст между описаниями этих событий и другими историческими свидетельствами .

Археологические открытия, сделанные начиная с XIX века, открыты для интерпретации, но в целом они подтверждают некоторые из повествований Ветхого Завета как исторические и предлагают доказательства, бросающие вызов другим. [а] [26] [б] [28] [29] Однако некоторые ученые по-прежнему считают, что в целом повествование Ветхого Завета исторически достоверно. [30]

Библейский минимализм — это ярлык, применяемый к сплоченной группе ученых, которые считают, что библейская версия истории не подтверждается никакими археологическими свидетельствами, обнаруженными на данный момент, поэтому Библии нельзя доверять как историческому источнику. [31] [32] Автор Ричард И. Перво подробно описывает неисторические источники Книги Деяний. [33]

Историчность Иисуса

[ редактировать ]

Достоверность Евангелий подвергается сомнению со стороны таких авторов, как Керси Грейвс , которые утверждали, что мифические истории, имеющие параллели из жизни Иисуса, подтверждают вывод о том, что авторы Евангелий включили их в историю Иисуса. [34] и Джеральд Мэсси , [35] который конкретно утверждал, что история жизни египетского бога Гора была скопирована христианскими гностиками . [36] Также были проведены параллели между греческими мифами и жизнью Иисуса. Сравнительная мифология Иисуса Христа исследует предложенные параллели между библейским изображением Иисуса и другими религиозными или мифическими областями. Некоторые критики утверждают, что христианство основано не на исторической фигуре, а скорее на мифическом творении . Одна из этих точек зрения предполагает, что Иисус был еврейским проявлением панэллинского культа, известного как Осирис-Дионис . [37]

теории мифа о Христе Сторонники [38] утверждают, что возраст, авторство и подлинность Евангелий не могут быть проверены, поэтому Евангелия не могут свидетельствовать об историчности Иисуса . [39] [40] Это контрастирует с мнением таких писателей, как Давид Штраус , которые считали мифами только сверхъестественные элементы Евангелий, но хотя эти сверхъестественные мифы были предметом разногласий, не было опровержения подлинности Евангелий как свидетельства историчности Евангелий. Иисус. [41]

Критики Евангелий, такие как Ричард Докинз и Томас Генри Хаксли, отмечают, что они были написаны намного позже смерти Иисуса и что у нас нет реальных знаний о дате составления Евангелий . [42] [43] Анни Безант и Томас Пейн отмечают, что авторы Евангелий неизвестны. [44] [45]

Внутренняя согласованность

[ редактировать ]

В Библии есть много мест, в которых критики предполагают и представляют несоответствия, такие как разные числа и названия одного и того же объекта, а также разная последовательность одних и тех же событий, и представляют их как трудности. [46] Ответы на эту критику включают современную документальную гипотезу , гипотезу двух источников и теории о том, что пастырские послания являются псевдонимными. [47] : стр.47

Однако такие авторы, как Раймонд Браун, представили аргументы в пользу того, что Евангелия противоречат друг другу в различных важных отношениях и по различным важным деталям. [48] У. Д. Дэвис и Е. П. Сандерс заявляют, что: «во многих вопросах, особенно в отношении ранней жизни Иисуса, евангелисты были невежественны... они просто не знали и, руководствуясь слухами, надеждой или предположениями, делали все, что могли». [49] Тем не менее, Е. П. Сандерс также высказал мнение: «Похоже, что сегодня преобладает точка зрения, что мы можем довольно хорошо знать, чего хотел достичь Иисус, что мы можем многое знать о том, что он сказал, и что эти две вещи имеют смысл в мире. иудаизма первого века». [50] Более критически настроенные ученые рассматривают рождественские истории либо как полностью вымышленные рассказы, либо как полностью вымышленные рассказы. [51] или, по крайней мере, построено на основе традиций, предшествовавших Евангелиям. [52] [53]

Например, во многих версиях Библии прямо указывается, что самые надежные ранние рукописи и другие древние свидетельства не включали Марка 16:9–20 , т. е. Евангелие от Марка первоначально заканчивалось на Марка 16:8 , и были добавлены дополнительные стихи. несколько сотен лет спустя. Это известно как «Приложение Маркана». [54] [55] [56]

Что касается ошибок между Евангелиями, многие ученые и критики Библии отвергают христианскую веру в то, что Библия вдохновлена ​​Богом или буквальным словом Божьим, взятым из толкования 2 Тимофею 3:16 . Чтобы обосновать это утверждение, ученые обнаружили множество ошибок, противоречий и подделок, которые должны опровергнуть это утверждение. [ нужна ссылка ]

Что касается Ветхого Завета, то во 2 Царств 8:26 есть ошибка , где говорится, что Охозии Иудейскому было 22 года, когда он стал царем, но во 2 Паралипоменон 22:2 говорится, что ему было 42 года, когда он начал царствовать. По мнению некоторых христианских апологетов [57] объяснением этому было бы то, что он сначала правил в 22 года, как сказано во 2 Царей 8:26, а затем его похитили арабы и филистимляне на 20 лет, а затем он вернулся на трон в 42 года, как и написано. во 2 Паралипоменон 2:22. Одна из главных проблем заключается в том, что если вы посмотрите на более ранние рукописи Второй книги Паралипоменон, такие как Септуагинта , там указано 20 лет, а не 42. [58] Это не только доказательство того, что Библия была изменена, но и математическая ошибка. Никто не может стать королем в 22 года, будучи захваченным вторгшейся армией, а 20 лет спустя, когда он будет свободен и снова станет королем, он будет на 2 года моложе первоначального возраста, в котором он стал королем. [ нужна ссылка ]

Проблемы перевода

[ редактировать ]

Перевод Священных Писаний на местный язык (например, английский и сотни других языков), хотя и является обычным явлением, также является предметом споров и критики. [59] Для удобства чтения, ясности или по другим причинам переводчики могут выбирать другую формулировку или структуру предложений, а в некоторых переводах может потребоваться перефразировать отрывки. Поскольку многие слова на языке оригинала имеют неоднозначное или труднопереводимое значение, возникают споры по поводу правильной интерпретации. Например, при творении ( Быт. 1:2 ) רוח אלהים ( ruach 'elohiym ) — «ветер Божий», «дух Божий» (т. е. Святой Дух в христианстве) или «могучий ветер» над первобытная глубина? На иврите רוח ( руах ) может означать «ветер», «дыхание» или «дух». И древние, и современные переводчики разделились во мнениях по поводу этой и многих других подобных двусмысленностей. [60] [61] [62] [63] Другой пример – слово, использованное в масоретском тексте. [64] Чтобы указать на женщину, которая родит Эммануила предполагается, что это означает молодую незамужнюю женщину , на иврите , в то время как Матфея 1:23 следует версии Септуагинты отрывка, в котором используется греческое слово parthenos , переведенное как девственница , и используется для поддержки христианской идеи. непорочного зачатия . Те, кто считает масоретский текст, который составляет основу большинства английских переводов Ветхого Завета , более точным, чем Септуагинта, и доверяют его обычному переводу, могут рассматривать это как непоследовательность, тогда как те, кто считает Септуагинту точной может нет.

Совсем недавно несколько открытий древних рукописей, таких как Свитки Мертвого моря и Синайский кодекс , привели к тому, что современные переводы, такие как Новая международная версия, несколько отличаются от более старых, таких как Версия короля Иакова 17-го века , удаляя стихи, отсутствующие в самые ранние рукописи (см. «Список пропущенных библейских стихов »), некоторые из которых признаны интерполяциями , например, « Запятая Йоханнеум» , другие имеют несколько сильно различающихся версий в очень важных местах, например, сцена воскресения в Марка 16 . отвергает Движение «Только король Джеймс» эти изменения и поддерживает версию короля Джеймса как наиболее точную. [65]

В статье в Журнале библейской литературы 1973 года Филип Б. Харнер, почетный профессор религии Гейдельбергского колледжа , заявил, что традиционный перевод Иоанна 1:1c («и Слово было Бог») и один из наиболее часто цитируемых стихов в поддержку учение о Троице) неверно. Он поддерживает новоанглийский перевод Библии Иоанна 1:1c: «И чем был Бог, тем было Слово». [66]

Библия и наука

[ редактировать ]

Общие точки критики Библии направлены на повествование о сотворении мира , миф о потопе и Вавилонскую башню . Согласно креационизму молодой Земли , теории плоской Земли и геоцентризму , которые буквально воспринимают книгу Бытия, Вселенная и все формы жизни на Земле были созданы непосредственно Богом примерно 6000 лет назад, глобальный потоп уничтожил почти Вся жизнь на Земле, а разнообразие языков произошло от того, что Бог сбил с толку свой народ, который строил большую башню. Эти утверждения, однако, противоречат современным исследованиям в таких дисциплинах, как археология , астрономия , биология , химия , геонауки и физика . [67] Например, космологические данные свидетельствуют о том, что Вселенной около 13,8 миллиардов лет . [68] Анализ геологической шкалы времени датирует возраст Земли 4,5 миллиарда лет. Развитие астрономии показывает, что Солнечная система сформировалась в протопланетном диске примерно 4,6 миллиарда лет назад. Физика и космология показывают, что Вселенная расширялась с высокой скоростью за счет квантовых флуктуаций в процессе, известном как Большой взрыв . Исследования в области биологии, химии, физики, астрономии и геологии предоставили достаточно доказательств того, что жизнь возникла более 4 миллиардов лет назад в результате химических процессов . Бесчисленные окаменелости, присутствующие в летописи окаменелостей , а также исследования в области молекулярной биологии, генетики, анатомии, физиологии, зоологии и других наук о жизни показывают, что все живые организмы развивались на протяжении миллиардов лет и имеют общее происхождение . Археологические раскопки расширили историю человечества, накопив материальные свидетельства древних культур возрастом более 6000 лет . Более того, 6000 лет недостаточно, чтобы объяснить нынешний объем генетических вариаций у людей . Если бы все люди произошли от два человека , жившие менее 10 000 лет назад, потребовалась бы невероятно высокая скорость мутаций человечества , чтобы достичь нынешнего уровня генетического разнообразия . [69]

Аргумент о том, что буквальную историю Книги Бытия можно квалифицировать как научную, терпит крах по трем основным причинам: потребность креационистов призывать чудеса, чтобы втиснуть события земной истории в библейский промежуток в несколько тысяч лет; их нежелание отказаться от утверждений, явно опровергнутых, включая утверждение, что все окаменелости являются продуктами Ноева потопа; и их зависимость от искажений, неверных цитат, полуцитат и цитирования вне контекста для характеристики идей своих оппонентов.

Эволюционное творение , религиозная вера в то, что Бог создал мир посредством процессов эволюции, стремится примирить некоторые из этих научных проблем с христианской верой.

По словам одного из ведущих мировых библейских археологов Уильяма Дж. Девера ,

Археология, конечно, не доказывает буквальное прочтение Библии... Она ставит их под сомнение, и это беспокоит некоторых людей. Большинство людей действительно думают, что археология существует для того, чтобы доказать Библию. Ни один археолог так не думает. ... С самого начала того, что мы называем библейской археологией, примерно 150 лет назад, ученые, в основном западные, пытались использовать археологические данные для подтверждения Библии. И долгое время считалось, что это работает. Уильям Олбрайт , великий отец нашей дисциплины, часто говорил об «археологической революции». Что ж, революция произошла, но не так, как думала Олбрайт. Правда сегодня заключается в том, что археология поднимает больше вопросов об историчности еврейской Библии и даже Нового Завета, чем дает ответов, и это очень беспокоит некоторых людей. [70]

Девер также писал:

Археология в том виде, в котором она практикуется сегодня, должна быть в состоянии как бросить вызов, так и подтвердить библейские истории. Некоторые вещи, описанные там, действительно имели место, а другие — нет. Библейские повествования об Аврааме , Моисее , Иисусе Навине и Соломоне , вероятно, отражают некоторые исторические воспоминания о людях и местах, но «большие, чем жизнь» портреты Библии нереалистичны и противоречат археологическим свидетельствам.... [71]

Я не читаю Библию как Священное Писание… На самом деле я даже не теист. Моя точка зрения всегда — и особенно в последних книгах — заключается в том, что библейские повествования действительно являются «историями», часто вымышленными и почти всегда пропагандистскими, но кое-где они содержат некоторую достоверную историческую информацию... [72]

По словам Девера, ученые пришли к единому мнению, что фигура Моисея является легендарной , а не исторической . [73] Однако он утверждает, что «фигура, подобная Моисею», могла существовать где-то на юге Трансиордании в середине 13 века до нашей эры. [74]

Тель-Авивского университета Археолог Зеев Херцог написал в газете «Гаарец» :

Вот что узнали археологи из своих раскопок в Земле Израиля: израильтяне никогда не были в Египте, не скитались по пустыне, не завоевали землю в военном походе и не передали ее 12 коленам Израиля. . Возможно, еще труднее смириться с тем, что объединенная монархия Давида и Соломона, которая описывается в Библии как региональная держава, была в лучшем случае небольшим племенным царством. И для многих станет неприятным шоком тот факт, что у Бога Израиля, ЯХВЕ, была супруга-женщина и что ранняя израильская религия приняла монотеизм только в период упадка монархии, а не на горе Синай. [75] [76]

Исраэль Финкельштейн сообщил газете «Джерузалем Пост» , что еврейские археологи не нашли никаких исторических или археологических доказательств, подтверждающих библейское повествование об Исходе , странствовании евреев по Синаю или завоевании Иисусом Навином Ханаана . Что касается предполагаемого Храма Соломона , Финкельштейн сказал, что нет никаких археологических свидетельств, подтверждающих его действительное существование. [77] Профессор Йони Мизрахи, независимый археолог, работавший с Международным агентством по атомной энергии , согласился с Финкельштейном. [77]

Что касается исхода израильтян из Египта, египетский археолог Захи Хавасс сказал:

Действительно, это миф... Это моя карьера археолога. Я должен сказать им правду. Если люди расстроены, это не моя проблема. [78]

Известные критики

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Библейская археология помогла нам многое понять о мире Библии и прояснила значительную часть того, что мы находим в Библии. Но археологические данные не были дружелюбны по одному жизненно важному вопросу: происхождению Израиля: периоду рабства в Египет, массовый исход израильских рабов из Египта и насильственное завоевание земли Ханаанской израильтянами. По общему мнению, существует в лучшем случае скудное косвенное свидетельство этих библейских эпизодов, а в пользу завоевания имеется немало свидетельств против. это.», Питер Эннс [25]
  2. ^ «Итак, хотя большая часть археологических свидетельств показывает, что еврейскую Библию в большинстве случаев нельзя воспринимать буквально, многие люди, места и вещи, вероятно, действительно существовали в то или иное время». Джонатан Майкл Голден и Джозеф Голден [27]
  1. ^ Jump up to: а б с Фридман, Ричард Эллиотт (2019). Кто написал Библию? . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 6. ISBN  9781501192401 . Проверено 11 августа 2019 г.
  2. ^ Encarta-энциклопедия Винклера Принса (1993–2002) sv "Astruc, Jean". Корпорация Microsoft/Het Spectrum.
  3. ^ Энциклопедия Encarta Винклер Принс (1993–2002) св «Пятикнижие. §2. Теория разделенных источников».
  4. ^ Jump up to: а б с Барт Д. Эрман (2002). «16: Подделки во имя Павла» . Утерянное христианство . Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл. Архивировано из оригинала 11 августа 2019 года . Проверено 15 июля 2018 г.
  5. ^ Люк Тимоти Джонсон (2008). Первое и второе письма к Тимофею: новый перевод с введением и комментариями, том. 35А, Якорная Йельская Библия . Нью-Хейвен; Лондон: Издательство Йельского университета. п. 56.
  6. ^ Эрман, Барт Д. (2003). Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Нью-Йорк: Оксфорд. стр. 122–123, 185 . ISBN  978-0-19-514183-2 .
  7. ^ Пейджелс, Элейн (1 марта 1992 г.). Гностический Павел: гностическая экзегеза посланий Павла . Академик Блумсбери. п. 162. ИСБН  978-1-56338-039-6 . Какие перспективы может предложить такой анализ (если таковые имеются) по вопросу об отношении Павла к гностикам? Большая часть дискуссий, как отмечает Б. Пирсон, сосредоточилась на якобы «гностической терминологии» в письмах Павла.
  8. ^ Эрман, Барт Д. (2004). Новый Завет: историческое введение в ранние христианские писания . Нью-Йорк: Оксфорд. стр. 372–3. ISBN  978-0-19-515462-7 . Браун, Раймонд Э. (1997). Введение в Новый Завет . Нью-Йорк: Якорная Библия. стр. 621, 639, 654 . ISBN  978-0-385-24767-2 . Среди ученых, которые придерживаются авторства Полины, - Воленберг, Лок, Майнерц, Торнелл, Шлаттер, Спик, Джеремайс, Симпсон, Келли и Фи. Дональд Гатри , «Введение в Новый Завет» , с. 622.
  9. ^ Катнер, Герберт (1 июля 1986 г.). Иисус: Бог, человек или миф . Книги по медицинским исследованиям. п. 33. ISBN  978-0-7873-0235-1 . В своей брошюре Павел, гностический оппонент Питера Джеральда Мэсси, совершенно ясно доказывает любому непредвзятому читателю, что «Павел не был сторонником системы, известной как историческое христианство, которая была основана на вере в воплотившегося Христа; на предположении, что Христос воплотился, но что он был ее непрерывным и смертельным противником при жизни, и что после его смерти его сочинения были подделаны, интерполированы и заново идеологизированы его старыми врагами, фальсификаторами и фальсификаторами, которые первыми начали ткать сеть папства в Риме».
  10. ^ Фреке, Тимоти ; Ганди, Питер (июнь 2006 г.). Смеющийся Иисус: религиозная ложь и гностическая мудрость . Три Риверс Пресс (Калифорния). п. 73. ИСБН  978-1-4000-8279-7 . Ириней не только является первым человеком в истории, который упомянул Матфея , Марка , Луку и Иоанна , а также Деяния апостолов , он также утверждает, что владеет рядом посланий Павла, о которых ранее не было слышно. В этих посланиях, известных как «пастырские послания», Павел превратился из гностика в буквалиста. Из тринадцати писем, приписываемых Павлу в Новом Завете, три письма, которые ученые чаще всего отвергают как подделки, представляют собой пастырские послания, которые гностики того времени также отказывались признавать подлинными.
  11. ^ Jump up to: а б «Библия». Справочная энциклопедия кристаллов. Вест-Чилтингтон: Crystal Reference, 2005. Credo Reference. 29 июля 2009 г.
  12. ^ Винсент Л. Милнер; Ханна Адамс (1860). Религиозные конфессии мира: содержащий общий взгляд на происхождение, историю и состояние различных сект христиан, евреев и магометан, а также языческих форм религии, существующих в разных странах Земли; с зарисовками основателей различных религиозных сект . Дж. В. Брэдли. п. 325 . Он [Маркион] далее утверждал, что закон Моисея с его угрозами и обещаниями относительно вещей земных был изобретением злого принципа, чтобы еще больше привязать людей к земле.
  13. ^ Джексон, С.Х. (1824). Еврей; будучи защитой иудаизма от всех противников и нападками защитника Израиля [опубл. Американским обществом улучшения положения евреев / под ред. [на самом деле написано] С.Х. Джексоном . стр. 86 , 90 . Исследование природы любого предложения абсолютно необходимо; особенно в вопросах, предлагаемых для нашего [еврея] обращения. И это очень справедливое замечание г-на Баснэджа, который говорит: «Мы должны доказать божественный авторитет Евангелия (евреям), прежде чем переходить к деталям других споров». (История евреев, т. 7. ок. 34.) И я добавляю, что до тех пор, пока это не будет сделано и евреи не признают божественный авторитет Нового Завета, оттуда нельзя ничего требовать для их обращения: ибо в спорах Ни одна из сторон не может, при малейшей тени разума, использовать какие-либо полномочия, которые не признаны или предоставлены другой стороной. [...] Я делаю вывод, что авторы Нового Завета не могли находиться под непогрешимым руководством Бога; я также не обнаружил, чтобы они публиковали или распространяли свои сочинения как таковые. А если бы они не объявили себя вдохновленными, то какая власть могла бы быть у кого-либо еще, чтобы объявить их таковыми? Напротив, совершенно очевидно, что не было никаких Священных Писаний, никаких писаний, считавшихся каноническими в так называемых первых веках... ианства [христианства], кроме Ветхого Завета!
  14. ^ Андерсон 2007 , с. 336.
  15. ^ Jump up to: а б Андерсон 2007 , с. 337
  16. ^ Андерсон 2007 , стр. 336–337.
  17. ^ Андерсон 2007 , с. 338.
  18. ^ Андерсон 2007 , с. 339.
  19. ^ Блэкберн 2001 , с. 12.
  20. ^ Блэкберн 2001 , стр. 11–12.
  21. Blackburn 2001 , стр. 11–12: «Тогда образ Иисуса в Евангелиях имеет изрядную долю моральных причуд. Он может быть сектантом:« Не идите путем язычников и в любой город самаритян не входите нет, но идите лучше к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 10:5–6 ).
  22. ^ Блэкберн 2001 , стр. 10, 12.
  23. ^ Блэкберн 2001 , с. 11.
  24. ^ Томпсон 2014 , стр. 164.
  25. ^ Эннс 2013 , с. без страниц.
  26. ^ Дэвис, Филип (апрель 2010 г.). «За пределами ярлыков: что будет дальше?» . Библия и ее толкование. Архивировано из оригинала 02 апреля 2016 г. Проверено 31 мая 2016 г. На протяжении десятилетий считалось, что Библия в принципе не является ни исторически достоверной, ни ненадежной, но и то и другое: она содержит как воспоминания о реальных событиях, так и вымыслы.
  27. ^ Золотое и Золотое 2004 , с. 275.
  28. ^ Граббе 2007 .
  29. ^ Нур Масалха (20 октября 2014 г.). Сионистская Библия: библейский прецедент, колониализм и стирание памяти . Рутледж. п. 228. ИСБН  978-1-317-54465-4 . критическая археология — ставшая самостоятельной профессиональной дисциплиной со своими выводами и наблюдениями — представляет нам картину реальности древней Палестины, совершенно отличную от той, которая описана в еврейской Библии; Археология Святой Земли больше не использует еврейскую Библию в качестве ориентира или исторического источника; традиционная библейская археология больше не является господствующей парадигмой в археологии Святой Земли; для критически настроенных археологов Библия читается так же, как и другие древние тексты: как литература, которая может содержать или не содержать некоторую историческую информацию (Herzog, 2001: 72–93; 1999: 6–8).
  30. Как заключает Дж. А. Томпсон, «совершенно верно сказать, что библейская археология сделала многое для того, чтобы исправить впечатление, которое существовало за рубежом в конце прошлого века и в начале этого века, что библейская история имела сомнительное значение. надежность во многих местах. Если одно впечатление сегодня выделяется яснее, чем любое другое, так это то, что во всех отношениях признается общая историчность ветхозаветной традиции». Дж. А. Томпсон, Библия и археология, 3-е изд., Полное издание (Гранд-Рапидс, Мичиган). : WB Eerdmans Pub., 1982), 4; См. также У. Ф. Олбрайт, Археология и религия Израиля (Балтимор, 1955), стр. 176.
  31. ^ Кейси, Морис (16 января 2014 г.). Иисус: доказательства и аргументы или мифические мифы? . А&С Черный. п. 24. ISBN  978-0-567-59224-8 . Томас Л. Томпсон был американским католиком, родившимся в 1939 году в Детройте. В 1962 году он получил степень бакалавра в Университете Дюкен, католического университета в Питтсбурге, США, и степень доктора философии. в Университете Темпл, Филадельфия, Пенсильвания, в 1976 году. ...[Томпсон] опроверг попытки Олбрайт и других защитить историчность самых древних частей истории библейской литературы.
  32. ^ Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (17 мая 2011 г.). Библейская история и прошлое Израиля: меняющееся изучение Библии и истории . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 33. ISBN  978-0-8028-6260-0 . Первое основное утверждение минималистов о том, что Библию нельзя считать надежным свидетельством того, что произошло в древнем Израиле, основано на взгляде на текст, на который повлияла литературная критика и философская критика исторического письма. Философские и литературные исследования исторических произведений касаются литературной формы текста, которую часто называют поэтикой истории. Такое исследование признает, что историки отбирали данные и помещали их в повествование, используя предвзятые представления о значении прошлого. Таким образом, литературные соображения по истории стирают грань между историографией и художественной литературой. Исторические события, как и события художественной литературы, рассматривались автором как задуманные или направленные в значимую сюжетную линию. Нетрудно понять, как утверждение о том, что история и художественная литература очень похожи, может вызвать серьезные вопросы о точности исторического изложения.
  33. ^ результаты, поиск (9 декабря 2008 г.). Тайна деяний: разгадка ее истории . Полбридж Пресс. ISBN  978-1598150124 .
  34. ^ Грейвс, Керси (1875). Шестнадцать распятых спасителей мира: или христианство до Христа, содержащее новые, поразительные и необычайные откровения в истории религии, раскрывающие восточное происхождение всех доктрин, принципов, заповедей и чудес христианского Нового Завета и дающие ключ за раскрытие многих его священных тайн, а также за раскрытие истории 16 языческих распятых богов . Свободномыслие Пресс. С. 22 [1] . 3. Здесь я хочу донести до умов моих братьев-священнослужителей тот важный факт, что евангельские истории Христа были написаны людьми, которые раньше были евреями (см. Деяния XXI, 20) и, вероятно, обладали сильной склонностью к подражанию и заимствовать то, что, как показывает их Библия, было характерно для этой нации; и, будучи написанным через много лет после смерти Христа, по мнению этого стандартного христианского автора, доктора Ларднера, при таких обстоятельствах для них было невозможно отделить (если бы они захотели) реальные факты и события его жизни от бесчисленных бесчисленных событий. тогда повсюду витали вымыслы и басни относительно языческих богов, которые заранее разыграли подобную историю. Таким образом, приводятся две причины для построения ими истории Христа, почти идентичной истории других богов, как показано в главах XXX, XXXI. и XXXII. этой работы.
  35. ^ Мэсси, Джеральд (1883). «Камитская типология» . Естественный генезис: или вторая часть Книги Начал, содержащая попытку восстановить и воссоздать утерянные истоки мифов и тайн, типов и символов, религии и языка, с Египтом в качестве рупора и Африкой в ​​качестве места рождения . Том. 1. Уильямс и Норгейт. п. 13 . Человеческий разум уже давно пострадал от затмения, затемнился и затмился в тени идей, реальный смысл которых был утерян для современников. Мифы и аллегории, значение которых когда-то было раскрыто посвященным в мистерии, были приняты в невежестве и переизданы как реальные истины, непосредственно и божественно удостоенные человечества в первый и единственный раз: Мифы ранних религий интерпретировались. Мы свои неправильно истолковали. И многое из того, что было навязано нам как истинное и единственное откровение Бога человеку, представляет собой массу перевернутого мифа.
  36. ^ Мэсси, Джеральд (1907). «Дитя-Гор» . Древний Египет, свет миру: работа по восстановлению и реституции в двенадцати книгах . Том. 2. Т.Ф. Унвин. п. 752. Несмотря на христианское невежество, гностический Иисус — это египетский Гор, которого продолжали различные секты гностиков как под именами Гора, так и под именем Иисуса. В гностической иконографии римских катакомб ребенок-Гор вновь появляется как мумия-младенец, носящая солнечный диск. Царский Гор изображен в царственном плаще, а найденная там фаллическая эмблема свидетельствует о том, что Иисус был Гором воскресения.
  37. ^ Фреке, Тимоти и Ганди, Питер (1999) Тайны Иисуса . Лондон: Торсонс (Харпер Коллинз)
  38. ^ Барнс, Гарри Элмер (1929). Сумерки христианства . Нью-Йорк: Авангард Пресс. стр. 390–391. Среди наиболее выдающихся ученых и критиков, которые утверждали, что Иисус не был реальной исторической фигурой, мы упоминаем Бруно Бауэра, Кайтофа, Дрюса, Стенделя, Фельдера, Дейе, Йенсена, Люблински, Болланда, Ван дер Берга, Вироло, Кушу, Мэсси, Босси. , Немоевски, Брандес, Робертсон, Мид, Уиттакер, Карпентер и У.Б. Смит.
  39. ^ Дрюс, Артур (1912). «Часть 4, Раздел 1» . Свидетели историчности Иисуса ... Перевод Джозефа Маккейба [из Die Christusmythe.] . Лондон. Нет другого источника веры в исторического Иисуса, кроме Евангелий. Достоверность исторических документов христианства не находит поддержки вне их самих. ( Часть 4, Раздел 1. в Wikisource)
  40. ^ Эванс, Элизабет Э. (1900). Миф о Христе: исследование . Компания Искателей Истины. п. 17. Есть сведения, что все Евангелия были заимствованы из более раннего источника, но был ли этот источник историческим или романтическим, и одел ли автор или поздние составители иноземные и древние материалы в местное и современное одеяние, неизвестно. Самые ранние «отцы» христианской церкви не упоминают и не ссылаются ни на одно из Евангелий, но они цитируют какое-то другое произведение или произведения на языке, похожем на канонические Евангелия и по существу иногда согласующемся с ними, иногда отличающемся от них.
  41. ^ «Восстание нового врага религии» . Чикаго Трибьюн . 6 февраля 1910 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 30 августа 2015 г. Возникает новый враг религии — Немецкий профессор утверждает, что Мессия никогда не существовал. — Большие публичные дебаты. — Женщины, охваченные истерией, прерывают спорщиков. — [По телеграмме в газету « Чикаго Трибьюн» .] — Берлин. 5 февраля. — На этой неделе Берлин стал ареной одной из самых замечательных богословских дискуссий со времен Мартина Лютера. Его спровоцировал профессор Артур Дрюс из Карлсруэ, который произвел общественную сенсацию, заклеив рекламные щиты города плакатами, выдвигающими поразительный вопрос: «Жил ли когда-нибудь Иисус Христос?» ...Проф. Древы появились в Берлине под эгидой Союза монистов, позиция которого, как следует из их названия, родственна тем, кто выражает свое вероучение в формуле: «Нет Бога, кроме Бога; ибо слушай, Израиль, Господь, Бог твой, есть единый Бог». Профессор изложил свои теории в классической манере старых университетских диспутов. Суть его позиции во многом напоминала мифическую теорию Давида Штрауса, произведшую фурор пятьдесят лет назад. Штраус считал, что исторический Христос был истиной, но огромная масса чудес и сверхъестественных чудес была сплетена, как венки, вокруг головы Иисуса. Дрюс идет дальше. Он утверждает, что никогда не было такого человека, как Иисус из Назарета.
  42. ^ Докинз, Ричард (16 января 2008 г.). «Аргумент из Священного Писания» . Бог-обман . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 118. ИСБН  978-0-547-34866-7 . Аргумент из Священного Писания: Тот факт, что что-то записано, убедителен для людей, не привыкших задавать вопросы типа: «Кто это написал и когда?» — Откуда они знали, что писать? «Действительно ли они в свое время имели в виду то, что мы в наше время понимаем, что они говорят?» «Были ли они беспристрастными наблюдателями или у них была повестка дня, которая окрашивала их тексты?» Начиная с девятнадцатого века, ученые-теологи убедительно доказывали, что Евангелия не являются надежным отчетом о том, что произошло в истории реального мира. Все они были написаны спустя много времени после смерти Иисуса, а также после посланий Павла, в которых почти не упоминается ни один из предполагаемых фактов жизни Иисуса. Затем все они копировались и переписывались на протяжении многих поколений «китайских шепотов» (см. главу 5) ошибочными писцами, у которых в любом случае были свои собственные религиозные цели.
  43. ^ Хаксли, Томас Генри (1892). «Агностицизм и христианство» . Очерки некоторых спорных вопросов . Макмиллан. п. 364. Агностицизм и христианство. Поэтому, хотя, как я считаю, очевидно, что у нас нет настоящего знания ни об авторстве, ни о дате составления Евангелий в том виде, в каком они дошли до нас, и что нет ничего лучше, чем По этому поводу можно сделать более или менее вероятные предположения.
  44. ^ Безант, Энни Вуд (1893). Христианство, его свидетельства, его происхождение, его мораль, его история . Р. Фордер. п. 261. (D.) не было и следа ЧЕТЫРЕХ Что примерно до 180 года нашей эры среди христиан евангелий . ...Поскольку никто не утверждает, что существует какое-либо упоминание о четырех Евангелиях до времен Иринея , за исключением этой «гармонии», которую некоторые считают датированной примерно 170 годом нашей эры, а другими - периодом между 170 и 180 годами, это было бы пустая трата времени и места на дальнейшие доказательства того, что все признают. Таким образом, этот шаг нашей аргументации основан на прочном и неопровержимом основании: примерно до 180 года нашей эры не было и следа ЧЕТЫРЕХ среди христиан евангелий . (Д.) Что до этой даты Матфей, ​​Марк, Лука и Иоанн не будут выбраны в качестве четырех евангелистов . Это положение необходимо вытекает из предыдущего [Д.], поскольку четыре евангелиста не могли быть избраны до тех пор, пока не были признаны четыре Евангелия. И здесь д-р Джайлс снова поддерживает аргумент, который мы выдвигаем. Он говорит: « Иустин Мученик ни разу не упоминает по имени евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Это обстоятельство имеет большое значение; ибо те, кто утверждает, что наши четыре канонических Евангелия представляют собой современные записи служения нашего Спасителя, приписывают их Матфею. , Марку, Луке и Иоанну, и никаким другим писателям».
  45. ^ Пейн, Томас (1898). Эпоха разума: исследование истинного и сказочного богословия . Компания Искателей Истины. п. 143 . Но исключая это, можно предположить, что книги, называемые евангелистами и приписываемые Матфею, Марку, Луке и Иоанну, не были написаны Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном; и что они являются навязыванием. Беспорядочное состояние истории в этих четырех книгах, молчание одной книги по вопросам, связанным с другими, и разногласия, которые можно обнаружить между ними, подразумевают, что они являются произведением некоторых не связанных друг с другом людей, спустя много лет после событий. они притворяются, что рассказывают, каждый из которых составил свою собственную легенду; а не писания людей, живущих близко друг к другу, как предположительно делали люди, называемые апостолами; Короче говоря, они были изготовлены, как и книги Ветхого Завета, другими людьми, а не теми, чьи имена они носят.
  46. ^ «Противоречия из аннотированной Библии скептика» . Skepticsannotatedbible.com. Архивировано из оригинала 25 мая 2019 г. Проверено 11 апреля 2009 г.
  47. ^ Найт, Джордж Уильям, Говард Маршалл и В. Уорд Гаск. Пастырские послания: комментарий к греческому тексту (комментарий Нового международного греческого завета). Уильям. Б. Эрдманс, 1997. ISBN   0-8028-2395-5 / 9780802823953
  48. ^ Браун, Рэймонд Эдвард (18 мая 1999 г.). Рождение Мессии: комментарий к повествованиям о младенчестве в Евангелиях от Матфея и Луки (Справочная библиотека Библии Йельского университета) . Издательство Йельского университета. п. 36 . ISBN  978-0-300-14008-8 .
  49. ^ У. Д. Дэвис и Э. П. Сандерс, «Иисус с еврейской точки зрения», в «Кембриджской истории иудаизма» под редакцией Уильяма Хорбери, том 3: Ранний римский период, 1984.
  50. ^ Сандерс, EP (1985). Иисус и иудаизм . Филадельфия: Крепость. стр. 2 (Kindle Edition).
  51. ^ Сандерс, Эд Пэриш (1993). Историческая личность Иисуса . Лондон: Аллен Лейн. п. 85. ИСБН  978-0-7139-9059-1 .
  52. ^ Уртадо, Ларри В. (июнь 2003 г.). Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве . Гранд-Рапидс, Мичиган: WB Eerdmans. п. 319 . ISBN  978-0-8028-6070-5 .
  53. ^ Браун, Раймонд Эдвард (1977). Рождение Мессии: комментарий к рассказам о детстве у Матфея и Луки . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. стр. 104–121. ISBN  978-0-385-05907-7 .
  54. ^ Гай Д. Нейв (1 января 2002 г.). Роль и функция покаяния в Деяниях Луки . БРИЛЛ. п. 194. ИСБН  90-04-12694-5 .
  55. «Постоянная христианская потребность в иудаизме», Джон Шелби Спонг, Christian Century, 26 сентября 1979 г., стр. 918. см. http://www.religion-online.org/showarticle.asp?title=1256 . Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  56. ^ Эми-Джилл Левин; Марианна Бликенстафф (2001). Феминистский спутник Нового Завета и ранних христианских писаний . А&С Черный. п. 175. ИСБН  978-0-8264-6333-3 .
  57. ^ Шейх Усман и СНЕАКО В РЕЖИМЕ ПАНИКИ [ПОЛНЫЕ ДЕБАТЫ] | Вариант Корана и эпоха Охозии , получено 9 марта 2024 г.
  58. ^ «2 Паралипоменон 22 - Септуагинта LXX Брентон восстановил имена Версия короля Иакова Согласие KJV Стронга онлайн-параллельное изучение Библии» . qbible.com . Проверено 9 марта 2024 г.
  59. ^ «Библия». Колумбийская энциклопедия. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2008. Справочник кредо. 29 июля 2009 г.
  60. ^ Библия в сирийской традиции, Себастьян П. Брок, с. 13
  61. ^ Дэй, Джон (24 января 1985 г.). Конфликт Бога с Драконом и морем: отголоски ханаанского мифа в Ветхом Завете . Архив Кубка. ISBN  9780521256001 – через Google Книги.
  62. ^ Понимание библейского Израиля: пересмотр истоков монотеизма, Стэнли Нед Розенбаум
  63. ^ Еврейская религия: товарищ Луи Джейкобс , с. 251
  64. ^ Иса 7:14
  65. ^ Эрик Пемент, Дайте мне Библию, которую использовал Пол: взгляд на онлайн- дебаты «Только король Джеймс». Архивировано 12 октября 2007 г. в Wayback Machine .
  66. ^ Филип Б. Харнер, «Качественные существительные-предикаты анартруса: Марка 15:39 и Иоанна 1:1», Журнал библейской литературы 92, 1 (март 1973 г.),
  67. ^ «Ответы на креационистские атаки на датировку по углероду-14» . 19 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 января 2013 г. Проверено 4 января 2013 г.
  68. ^ «Космические детективы» . Европейское космическое агентство (ЕКА). 2 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2019 г. Проверено 15 апреля 2013 г.
  69. ^ Барбара Брэдли Хагерти (9 августа 2011 г.). «Евангелисты подвергают сомнению существование Адама и Евы» . Все учтено . Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 5 апреля 2018 г.
  70. «Скрытые тайны Библии» . Архивировано 18 марта 2010 г. в Wayback Machine , PBS Nova , 2008 г.
  71. ^ Девер, Уильям Г. (март – апрель 2006 г.). «Западная культурная традиция находится под угрозой». Обзор библейской археологии . 32 (2): 26 и 76.
  72. ^ Девер, Уильям Г. (январь 2003 г.). «Контра Дэвис» . Библия и ее толкование . Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  73. ^ Уильям Г. Девер «Что осталось от дома, который построил Олбрайт?», Джордж Эрнест Райт, Фрэнк Мур Кросс, Эдвард Фэй Кэмпбелл, Флойд Вивиан Филсон (ред.) Библейский археолог , Американские школы восточных исследований, Scholars Press, Том. 56, № 1, 2 марта 1993 г., стр. 25–35, с. 33: «Сегодня подавляющее большинство ученых сходятся во мнении, что Моисей — мифическая фигура».
  74. ^ Девер, Уильям Г. (2002). Что знали авторы Библии и когда они это узнали? (Ред. В мягкой обложке). Гранд-Рапидс, Мичиган [ua]: Эрдманс. стр. 98–99. ISBN  9780802821263 .
  75. ^ Природа дома: Лексикон эссе , Лиза Кнопп, с. 126
  76. ^ Деконструкция стен Иерихона. Архивировано 21 декабря 2008 г., в Wayback Machine.
  77. ^ Jump up to: а б «Старший израильский археолог ставит под сомнение еврейское наследие Иерусалима» . Ближневосточный монитор . 9 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 г.
  78. ^ Рассталось ли Красное море? Никаких доказательств, говорят археологи. Архивировано 11 октября 2017 г. в Wayback Machine , The New York Times , 3 апреля 2007 г.
  79. Эйнштейн: «Слово «Бог» для меня не что иное, как выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — собрание благородных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, довольно детские». Архивировано 2 апреля 2019 г. в Wayback Machine.
  80. ^ Брандт, Эрик Т.; Ларсен, Тимоти (2011). «Возвращение к старому атеизму: Роберт Г. Ингерсолл и Библия». Журнал Исторического общества . 11 (2): 211–238. дои : 10.1111/j.1540-5923.2011.00330.x .
  81. ^ Сокращение слов Иисуса из Назарета Томаса Джефферсона (Шарлоттсвилль: Марк Белилес, 1993), 14.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8828769ed9404dcbd068943c18a95d0__1721022300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/d0/d8828769ed9404dcbd068943c18a95d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Criticism of the Bible - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)