Христианство раскрыто

«Разоблаченное христианство, или Исследование принципов и последствий христианской религии» (Le christianisme dévoilé, ou Examen des principes et des effets de la religion chrétienne) — антихристианская книга, приписываемая барону д'Гольбаху и опубликованная, вероятно, в 1766 году под псевдоним в Нанси .
В своей первой религиозно-критической работе Гольбах указывает на аспекты христианской веры, которые он считает противоречивыми, и особенно критикует моральное и политическое влияние христианской религии и ее духовенства резко . Представленные утверждения находят многочисленные параллели в более поздних работах Гольбаха, однако содержат лишь скрытые атеистические утверждения и направлены прежде всего против христианства в отличие от религии в целом.
В отличие от более ранних критических публикаций о религии, Le christianisme devoilé не содержит анализа исторического происхождения религий или проекта деистической альтернативной религии, а открыто представляет собой антихристианский пропагандистский сценарий. Книга вызвала живую реакцию в философско- просветительских кругах и сразу же после публикации была конфискована французскими властями.
Авторство
[ редактировать ]Le christianisme devoilé публиковался под названием «Покойный г-н Буланже». Современники сомневались в авторстве Николя Антуана Буланже , известного своими посмертно опубликованными философско-историческими произведениями, и размышляли об истинном авторе. Например, Вольтер писал в 1766 году в письме материалисту Гельвецию :
|
|


От этих подозрений не был освобожден Вольтер, который также часто пользовался псевдонимами. своего недавно умершего друга Этьена Ноэля Дамилавиля (1723–1768), вероятно, чтобы отвести от себя подозрения. В своей переписке 1768 года он называет автором [3]
Атрибуция Буланже, скорее всего, связана со сходством названия с его работой L'antiquité dévoilée . С конца XVIII века «Христианство преданное» вошло в несколько изданий сочинений Буланже. [4] Гипотеза о Дамилавилле как об авторе также иногда высказывалась. Писатель и критик Жан-Франсуа де Лагарп сообщал, что Дамилавиль частично продиктовал текст Дидро . Дамилавиль хранил книги и продавал их по 10 экю за экземпляр. [5]
Библиотекарь и библиограф Антуан-Александр Барбье опровергает утверждения Лагарпа и утверждает, что автором является Гольбах. [6] По словам Барбье, рукопись была поручена Жану-Франсуа де Сен-Ламберу , который напечатал ее в издательстве Le Clerc в Нанси. Неосмотрительность издателя едва не доставила неприятностей автору книги и ее курьеру. Из Нанси копии достигли Ферни , где Вольтер отправил первые две копии в Дамилавиль. Затем офицеры массово привезли книги в Париж.
До Барбье Сильвен Марешаль приписывал эту работу Гольбаху в своем «Словаре древних и современных атеистов» . [7] Авторство Гольбаха было подтверждено два десятилетия спустя Андре Морелле . [8]
Исследование Рудольфом Бесторном характерных стилистических особенностей Гольбаха выявило четкие соответствия. Типичные для Гольбаха повторы и ссылки на предыдущие контексты присутствуют, хотя и не так широко, как в его опубликованной в 1770 году «Системе природы» («Система природы»). [9] Очень схожие тематические связи с проверенными произведениями Гольбаха, вплоть до дословных совпадений, подтверждают его авторство и исключают Буланже, Вольтера и Дамилавиля как авторов со стилистической и содержательной точки зрения. [10] Соавторство Дидро в произведении доказать невозможно. Однако косвенные заявления Дидро от 1762 года позволяют предположить, что Дидро и Гельвеций были осведомлены об этих и других сочинениях Гольбаха и поддерживали автора советами. [11]
Встречаться
[ редактировать ]В самом раннем известном издании Le christianisme dévoilé на титульном листе в качестве года публикации указан 1756 год. Эта дата либо неверна, либо сфабрикована с целью обмана, поскольку Николя-Антуан Буланже, названный умершим автором, на самом деле умер три года спустя. Предисловие к произведению датировано «4 мая 1758 года». Кроме того, в книге цитируется работа «Исследования происхождения восточного деспотизма», которая не публиковалась до 1761 года. [12]
Поскольку первый тираж произведения не упоминает никаких событий после 1761 года, то публикацию произведения разумно датировать этим годом. Барбье Это предположение совпадает с датой, указанной в Dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonymes . [13] Однако более вероятна первая публикация в 1766 году, поскольку только с этого момента работа внезапно стала часто упоминаться в философской переписке и других документах. [14] Более поздняя дата также подтверждается тем фактом, что на титульном листе копии из Национальной библиотеки дата MDCCLVI (1756 г.) была исправлена на MDCCLXVI (1766 г.) путем более позднего добавления буквы «X» (10). [15] Изучение самого раннего известного издания также показывает, что водяные знаки на бумаге датированы 1762 или 1763 годом. [4]
Рукопись не могла быть завершена до 1762 года, поскольку цитируемая Буланже работа « Исследования происхождения восточного деспотизма» впервые упоминается в январе 1762 года . вообще не упоминается. Об этой работе было объявлено в печати в ноябре 1765 года. Можно сделать вывод, что рукопись Le christianisme devoilé была завершена между 1762 и концом 1765 года и опубликована в 1766 году. [16]
Структура
[ редактировать ]Работа начинается с предисловия в виде ответа на предполагаемое письмо читателя, которое уже предвосхищает основные положения произведения. После введения о необходимости подвергнуть религию критическому рассмотрению первые две главы представляют собой обзор истории иудаизма и христианства. Далее следует подробное рассмотрение и критика догматов христианства. Затем Гольбах подробно обсуждает христианскую мораль; глава о христианских добродетелях — самая длинная во всем произведении. После главы о религиозных обязанностях и действиях следует описание политических последствий религии и священства. В заключительных замечаниях суммируются основные идеи текста и обсуждаются, в частности, задачи просвещенного правителя.
Гольбах выдвигает в своем тексте широкий спектр разнообразных возражений против христианства. [17] Его аргументы из области практической философии включают моральные опасения по поводу библейского Бога, теоретические соображения действия, возражения против христианской морали и добродетелей, а также некоторые критические аргументы из области политической философии . С точки зрения теоретической философии Гольбах критикует ошибочную терминологию христианской веры относительно предполагаемых свойств Бога, а также представляет языковые философские и эпистемологические соображения.
Хотя книга была рассчитана на среднеобразованную читательскую аудиторию, в чем нужно было быстро убедиться, Гольбах в своих сносках цитировал многочисленные источники. Помимо работ по историографии, цитируются различные работы, критикующие религию, в том числе Жана Мелье , Питера Аннета (1693–1769), Томаса Вулстона (1668–1733) и Энтони Коллинза . Содержание, представленное в Le christianisme devoilé , во многом можно проследить и в других современных произведениях. Новым является компиляция в форме мощной общей презентации, игнорирующей тактические политические соображения. [18]
Глава 1 | Введение. О необходимости изучения своей религии и препятствиях, с которыми приходится сталкиваться при этом исследовании. [19] | Введение. О необходимости изучения своей религии и препятствиях, встречающихся при этом исследовании. |
Глава 2 | Краткая история еврейского народа. | Краткая история еврейского народа. |
Глава 3 | Краткая история христианства. | Краткая история христианства. |
Глава 4 | Из христианской мифологии или идей, которые христианство дает нам о Боге и его поведении. | О христианской мифологии или идеях, которые христианство дает нам о Боге и Его поведении. |
Глава 5 | Об откровении. | Об откровении. |
Глава 6 | Доказательства христианской религии; чудеса; пророчества; мученики. | О доказательствах христианской религии; чудеса; пророчества; мученики. |
Глава 7 | Тайны христианской религии. | О тайнах христианской религии. |
Глава 8 | Другие тайны и догматы христианства. | Другие тайны и догматы христианства. |
Глава 9 | Обряды, таинственные церемонии или христианская теургия. | Об обрядах и таинственных церемониях , или Теургия христиан. |
Глава 10 | Священные книги христиан. | О священных книгах христиан. |
Глава 11 | Христианская мораль. | О христианской морали. |
Глава 12 | Христианские добродетели. | О христианских добродетелях. |
Глава 13 | Практики и обязанности христианской религии. | О практиках и обязанностях христианской религии. |
Глава 14 | Политические последствия христианской религии. | О политических последствиях христианской религии. |
Глава 15 | О церкви, или священстве христиан. | О церкви, или священстве христиан. |
Глава 16 | Заключение. | Заключение. |
Содержание
[ редактировать ]Предисловие и введение
[ редактировать ]В предисловии Гольбах отвечает на предполагаемое письмо читателя, который, с одной стороны, согласен с критикой христианских верований, но, с другой стороны, утверждает, что простому народу нужна религия, так как в противном случае ничто не помешало бы ему совершение преступлений. Гольбах возражает, что не религия, а законы сдерживают людей, и тем самым задает вопрос критику, принадлежит ли он к тем «малодушным мыслителям», которые «считают, что истина может быть вредной». [20] Все говорит о том, что предисловие адресовано Вольтеру с целью упреждающе парировать его предсказуемые возражения против содержания книги. [21]
Во введении Гольбах дает понять, что поклонение богу не должно оправдываться ожидаемым вознаграждением или наказанием от этого бога. Вместо этого людям следует применять разум, чтобы понять причины своих желаний и страхов, и лишь немногие готовы это сделать. Люди, будь то бедные или богатые, цепляются за веру только потому, что их так воспитывали и воспитывали с детства; таким образом религиозные взгляды смогли сохраниться на протяжении веков:
|
|
Поскольку христианская религия приписывает своему богу функцию образца для подражания, которого называют жестоким и злонамеренным, она принесла людям только ненависть, раздор и насилие. Даже короли и правители ничего не получили от христианства, поскольку им приходилось неоднократно подчиняться священству. Поэтому тем более важно приоткрыть завесу христианства и изучить его принципы.
История и происхождение иудео-христианских религий (главы 2 и 3)
[ редактировать ]Кратко и сухо изложена автором история еврейской и христианской религии; цель, которую преследуют Фонтенель ( «Происхождение басен» ) и Буланже («L'antiquité dévoilée») , заключающаяся в раскрытии человеческо-психологических причин религиозных верований, представляет для него лишь второстепенный интерес. [22] Гольбах изображает происхождение «еврейского народа» – «на небольшой территории, почти не замеченной другими народами» – как явно обыденное и незначительное, чтобы лишить его какого-либо доверия. [23] К и без того неблагоприятному положению этого народа добавляются его суеверие и невежество. Моисей превратил евреев в «одержимых и диких чудовищ», которые ненавидели других богов и, как сообщается в 1-й книге Царств , варварски действовали против других народов. Будучи рабами различных народов, евреи – всегда жертвы своей доверчивости – подвергались жестокому и «заслуженному» обращению, прежде чем под римским господством они стали еще более фанатичными. Гольбахом, именно при таких обстоятельствах Согласно антисемитскому изображению Ветхого Завета еврейский народ ожидал своего Мессию . [24]
В таком же трезвом, а иногда и саркастическом тоне описывается происхождение христианства. Внезапно появился бедный еврей, который убедил невежественных последователей, что он Сын Божий , и который в конечном итоге был казнен другими евреями. Гольбах подчеркивает египетское, финикийское, платоническое и другие влияния новой «грубой и бессвязной» религии – тема, которая неоднократно рассматривается в следующих главах. Первоначально только бедняки среди иудеев и язычников чувствовали обращение бога, враждебного богатым и могущественным. Только римские императоры, неохотно принявшие христианство, помогли церкви обрести независимость и, в конечном итоге, доминировать. Контраст между милосердием, проповедуемым христианами, и их фанатичной жестокостью объясняется принятием иудейского бога, ужасная природа которого еще более усиливалась концепцией вечного проклятия.
Откровения и верования христианства (главы 4–8)
[ редактировать ]Гольбах пытается провести различие между фактами и религиозными мифами; только после исторически ориентированного изложения предыдущих глав работа касается откровения . [25] С самого начала автор пытается продемонстрировать абсурдность христианских верований, начиная с насмешливого изображения библейского мифа о сотворении мира : «Едва этот Адам увидел свет мира, как его создатель устроил ему ловушку...» ; столь же абсурдно и искупление Иисуса Христа. Мораль, основанная на таком произвольно действующем боге, должна быть ненадежной. На вопрос о том, как можно примирить зло в мире с предполагаемой добротой Бога ( проблема теодицеи ), нельзя ответить ни существованием дьявола , ни необъяснимостью действий Бога:
|
|
Чтобы иметь представление о Боге, нельзя полагаться на откровение, так как оно не может доказать свою правильность. Сомнения по поводу его утверждений нельзя отбросить, аргументируя это тем, что они являются мистериями , потому что всеблагий бог мог бы ясно выразить себя каждому. Очевидно, что это не так, поскольку все интерпретируют Библию по-разному, включая богословов. На самом деле христианство не дает никаких преимуществ перед любыми другими «суевериями, загрязняющими вселенную», такими как вера в Брахму или Одина . Серьезных доказательств чудес нет; они были изобретены только для того, чтобы убедить людей в невозможном. Расплывчатые пророчества Ветхого Завета исполнились посредством принудительных толкований и аллегорий. Мученики тоже ничего не доказывают, поскольку не только фанатизм, но и все эмоции имели своих мучеников.
Гольбах задается вопросом, насколько такие атрибуты, как Бесконечность , Вечность , Всемогущество или Справедливость , совместимы с библейским Богом. Троица может быть библейски оправдана только посредством принудительных объяснений; учения о Воплощении и Воскресении явно заимствованы из других религий. Понятие Ада не только несовместимо с доброжелательным богом, но и служит подчинению людей и затуманиванию их разума. Более того, не вера в рай и ад удерживает людей от безудержного поведения, а хорошие законы и разумное образование. Ангелы , по Гольбаху, в воображении христиан являются тем же, чем Нимфы , Лары и Феи в сознании язычников и римлян. Он снова подчеркивает параллели с другими системами верований: вера в Сатану исходит из более ранних религий, концепция Чистилища — из Платона.
Религиозная практика и Священное Писание (главы 9 и 10)
[ редактировать ]Обсудив основные христианские верования, Гольбах кратко обращается к «детским и нелепым церемониям» христиан. Он описывает Крещение как «тайну, непроницаемую для разума, эффективность которой эмпирически опровергнута», поскольку грехи, по-видимому, все еще совершаются после крещения. То же самое относится и к Пресуществлению (превращению хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа), Исповеди , Молитве и Экзорцизму : «все тайны, все волшебство, все непостижимо». Затем он кратко обсуждает содержание священных книг. Вопреки библейской экзегезе некоторых современных богословов, интерпретирующих некоторые отрывки Священного Писания символически, Гольбах воспринимал утверждения Библии буквально. [26] Он утверждает, что начало Библии демонстрирует «глубокое незнание законов физики» и полно противоречий. Весь Ветхий Завет представляет собой «неуклюжий сборник, перемежающийся неясными и бессвязными откровениями». Гольбах считает Новый Завет едва ли более заслуживающим доверия, указывая на несколько мест, где Евангелия противоречат друг другу. Учитывая такую книгу, неудивительно, что христиане неоднократно спорили о том, чего хочет от них Бог:
|
|
Христианская мораль и добродетели (главы 11–13)
[ редактировать ]Гольбах отвергает представление о том, что мораль невозможна без сверхъестественного откровения. В действительности мораль всегда существовала как необходимая часть общества. Мыслители дохристианских обществ – Сократ , Конфуций или гимнософы – ни в чем не уступали Иисусу Христу и опровергали христианские монопольные претензии на такие ценности, как справедливость, патриотизм, терпение или мягкость. Христианство не только не освящает эти ценности, но и делает их неопределенными, поскольку капризный Бог не может служить прочным этическим фундаментом. Поскольку на фанатиков всегда больше впечатляла идея жестокого Бога, чем милосердного, христианство несет ответственность за большее кровопролитие, чем любое языческое суеверие. Светские правители тоже пострадали от причудливых моральных представлений христиан. Вместо того, чтобы запрещать преступления во имя Бога, следует учить «естественной морали», указывающей на самосохранение человека и его место в обществе.
Христианские добродетели Гольбах описывает как малоподходящие для человека. Любовь . к несправедливому и грозному Богу едва ли возможна и, если ей следовать, сопровождается ревностью: «Истинный христианин должен прийти в ярость, когда согрешит против Бога» С этой точки зрения миссии и связанное с ними насилие понятны. Когда мягкосердечные люди чувствуют романтическую преданность Богу, они видят Его только с доброй стороны и не обращают внимания на его неприятные качества. Любовь к ближнему или любовь к врагам нереалистичны, так как любить другого человека можно только в том случае, если он его знает и он способствует его счастью. Вера была возведена в ранг добродетели только для того, чтобы предотвратить мышление, основанное на разуме, и сохранить доверие к христианским чиновникам. Ослепленные надеждой на вечную жизнь , верующие теряют из виду настоящее счастье; Католическая добродетель скромности унижает людей и лишает их стремления к действию. С такой же резкой антиклерикализм , безбрачие и запрет разводов критикой подвергаются . По мнению Гольбаха, ни одна истинная мораль не совместима с христианской религией:
|
|
Молитва также абсурдна, поскольку противоречит утверждению о неизменности Бога; иными словами, молитва предполагает капризного Бога. Религиозные праздники приводят к неоправданной остановке необходимой работы. Как едва ли какой-либо другой культ, христианство ставит своих последователей в зависимость от священства посредством крещения, исповеди и угрозы отлучения от церкви . Вместо того, чтобы сформировать полезного, просвещенного гражданина, люди с самого начала прививаются предрассудками, которые всегда служат только священникам.
Политическое и социальное влияние духовенства (главы 14 и 15)
[ редактировать ]После размышлений о христианской этике исследуются политические последствия христианства. Гольбах отмечает, что во всех христианских странах возникают две противоположные правовые системы, борющиеся друг с другом; Церковь создает «государство в государстве». Из-за неизбежных разногласий между христианскими конфессиями, между православными и еретиками , политике всегда приходилось вмешиваться. Церковь всегда стремилась манипулировать князьями и правителями в свою пользу. Это приводит к тирании, при которой научная, экономическая, культурная и социальная жизнь государства останавливается. Просвещенный и справедливый правитель, серьезно заботящийся о благополучии своих «подданных», не нуждается в пропаганде суеверий.
Для Гольбаха тиранические претензии на власть Церкви обусловлены христианским учением, основанным на непогрешимой божественной власти. В историческом обзоре он далее объясняет, что богатство, накопленное первыми епископами, привело к разногласиям и борьбе за власть среди духовенства, пока епископ Рима в конечном итоге не взошел на престол и не основал Теократию . В конечном счете, католическая религия была изобретена только для того, чтобы обеспечить власть священства, и даже Реформация оказалась неудачной попыткой, которая не смогла освободиться от суеверий. Христианское общество несет ответственность за зло, причиненное священством.
Заключение (глава 16)
[ редактировать ]Заключение «Christianisme devoile» обращено прежде всего к правителям, что было характерно для произведений того времени. [27] Гольбах ясно дает понять, что в интересах политических чиновников отделиться от христианской религии и ее духовенства. Его определение религии с политической точки зрения похоже на тезисы Маркса, критикующие религию:
|
|
Задача просвещенного правителя, а не Церкви, учить морали и вершить правосудие. Даже если христианство удерживает некоторых людей от совершения преступлений (что вызывает сомнения), эти преимущества ничто по сравнению с огромным ущербом, который причинила эта религия. В отличие от Вольтера, направлявшего свою просветительскую программу на образованные классы, Гольбах призывал к государственному образованию, охватывающему всех людей, независимо от их происхождения. [28]
С квазирелигиозным призывом Гольбах оптимистично заключает, что правителям нечего бояться просвещенных людей и что в конечном итоге истина и разум восторжествуют. Хотя Гольбах, как и Вольтер, в конечном счете возлагает надежды на просвещенного монарха, он отходит от плана Вольтера по привлечению правителей на сторону просвещения посредством тактических маневров. [28]
Захват и преследование
[ редактировать ]1 сентября 1766 года начальник парижской полиции Сартин заметил распространение книги в столице и поручил Жозефу д'Эмери всеми силами воспрепятствовать ее распространению. [4]
Весной 1767 года 200 экземпляров книги были конфискованы у «Мадам Ле Жен». [29] В 1768 году было зафиксировано, что некий Бако выставил работу на продажу. [30] Разносчик Лефевр, которому в 1768 году принадлежали экземпляры «Посвященного христианства» среди целой серии философских новинок, был неоднократно арестован и осужден. [31] В октябре 1768 года полиция арестовала продавца Жоссерана, разносчика Лекюйера и его жену за продажу книг, «противоречащих добрым нравам и религии», в том числе Le christianisme devoilé. Случай подтверждает, что книгу с интересом приняли даже в низших классах. [32] Все трое были приговорены к трем дням к позорному столбу, Жоссеран - к клеймению и девяти годам тюремного заключения , Лекюйер - к клеймению и пяти годам тюремного заключения, а его жена - к пяти годам исправительного учреждения. [33] Несмотря на многочисленные предыдущие судимости Лекуйера, это наказание было необычайно суровым и вызвало тревогу в философских кругах. [34]
Le christianisme devoilé входит в число книг, которые духовенство осудило на своих генеральных собраниях ( Assemblées du clerge ) в 1770 и 1775 годах. [35] В августе 1770 года по решению суда было приговорено к сожжению несколько книг и брошюр , в том числе копии работ Гольбаха. [36]
Издания
[ редактировать ]Согласно копии, датированной 1756 годом, в 1767 году произведение выдержало пять новых изданий, включая, возможно, несколько иностранных отпечатков. [37] За XVIII и XIX века задокументировано еще двенадцать изданий произведения на французском языке; временно последнее датируется 1834 годом. Частично «Le christianisme devoilé» было включено в предполагаемые полные издания произведений Буланже. Среди издателей, указанных в существующих счетах, был Марк-Мишель Рей из Амстердама, который стал самым важным издателем французского Просвещения середины 18 века. [38]
Первый английский перевод американца Уильяма Мартина Джонсона был напечатан в Нью-Йорке в 1795 году. Первый испанский перевод появился в 1821 году, первый русский — в 1924 году. Единственный пока немецкий перевод был опубликован в 1970 году вместе с двумя другими работами Гольбаха: под редакцией Манфреда Науманна.
Прием
[ редактировать ]Первое издание книги, видимо, было быстро распродано или же его распространение было сильно ограничено из-за преследований со стороны властей, ведь в «Мемуарах -тайнах», изданных под именем Башомона в 1766 году, книга описывается как «недавно напечатанное и очень редкое произведение». [39] Напротив, в 1767 году вышло только пять новых изданий, что вместе с высокой ценой книги — по словам Дидро, до четырех Людовиков за экземпляр. [40] – свидетельствуют о его успехе у французской публики. Тем не менее, эта работа не приблизилась к влиянию более поздней «Системы природы», которая ознаменовала временный пик атеистически-материалистического движения.
Реакция интеллектуального круга Гольбаха
[ редактировать ]В письме Дамилавиллю от 24 сентября 1766 года Вольтер хвалит содержание книги. Он не только поздравляет автора, но и выражает свою признательность:
|
|
Несколько недель спустя Дидро сообщает в письме Вольтеру о недавно опубликованной книге, которой, вероятно, является Le christianisme devoilé . Он опасается, что произведение спровоцирует произвольные меры подавления со стороны властей, и восхваляет смелость автора следующими словами:
|
|
Сам Гольбах кратко прокомментировал свою работу в письме своему другу, адвокату Сервану, заявив, что она произвела «огромную и заслуженную сенсацию». [43] В остальном Гольбах оставался в тени и лишь изредка ссылался на свою первую работу в более поздних произведениях. [44]
В отличие от вызовов Вольтера католической церкви, его оценка работы вскоре стала отрицательной:
|
|
Сохранились критические примечания Вольтера, которые он отметил в своем экземпляре книги. Они не оставляют сомнений в том, что он был встревожен появлением работы, ожидая его неприятия явно атеистической « Системы природы» Гольбаха . [46] Эта реакция подчеркивает раскол между Вольтером и более радикальными философами Дидро и Гольбахом, которые, в отличие от Вольтера, отвергали как моральную полезность веры в Бога, так и стратегический союз между мыслителями Просвещения и правящими политическими силами. [47]
Дополнительные современные обзоры
[ редактировать ]Немецкий дипломат и писатель Фридрих Мельхиор Гримм , давний участник философских обедов, организованных в доме Гольбаха, охарактеризовал в своей рецензии « Le christianisme devoilé» как «самую смелую и устрашающую книгу, когда-либо выходившую где-либо в мире». [48] Он отметил, что хотя из книги нельзя узнать ничего нового, она все равно вызывает интерес.
Напротив, немецкое общественное мнение восприняло работу очень негативно. Göttingschen Gelehrten Anzeigen писала, что книга «полна насмешек, в основном неприличных издевательств, а также грубых оскорблений; и написана скорее в стиле паскинады, чем серьезного спора». [49] Иоганн Кристоф фон Забусниг прокомментировал книгу следующим образом:
- «Все «разоблаченное христианство» представляет собой безбожное собрание нелепостей, кощунств, проклятий и столь же безвкусных, как и оскорбительные выводы разума. В нем господствует темный и меланхолический дух фанатизма, желающий уничтожить всякую религию. […] Такое причудливое чудовище могло родиться только в разгоряченной голове […] Тем не менее, это произведение было принято с одобрением, но только теми людьми, которые предпочитают быть совершенно ослепленными произведениями безумного безбожия, чем просветлять; их умы посредством разумных писаний; теми людьми, которые хвалят мятежников только потому, что они тоже виновны в бунте». [50]
Извиняющиеся ответы
[ редактировать ]Теолог Николя-Сильвестр Бержье опубликовал в 1769 году в ответ на работу Гольбаха двухтомную «Апологию христианской религии», направленную против автора разоблаченного христианства и против некоторых других критиков, которая выдержана в традиционном стиле католической апологетики . [51]
Ссылаясь на Фому Аквинского , Бержье подтверждает свою уверенность в разуме. Глупо утверждать, что христианство запрещает разум; оно присутствует на каждом уровне. Что касается откровения, то разум сам понимает, что его содержанию нужно верить без дальнейшего исследования. [52] То, что это откровение не «слышно» всеми людьми одинаково, объясняется бесконечной и необъяснимой природой Бога. [53]
Нападая на религиозную тиранию в «Christianisme Devoilé» , автор готовит почву для светских законов, поскольку без религии они обязательно должны были бы быть гораздо более строгими. [54] Попытка убедить правителей ввести свободу мысли обречена на провал, поскольку нехристианские народы сильно отстают от христианских. Неверно также говорить, что христианство подстрекает людей к восстаниям, поскольку восстания были всегда. Даже если бы христианство было ненужным, его следует поддерживать, иначе оно было бы заменено худшей религией. [55]
Бержье неоднократно обвиняет автора в том, что он искажает христианскую веру, чтобы представить ее как можно более невыносимой. Например, Гольбах заблуждается, когда говорит, что христианский Бог предвидит адские муки для большинства людей:
|
|
Другой клеветой является утверждение, что вечная жизнь предназначена лишь небольшому числу избранных, ибо, согласно священным книгам, небесное счастье является наградой за добрые дела, особенно за благотворительность. Рассматривая проблему теодицеи , Бержье частично опирается на утверждение Пьера Бэйля о том, что «бесконечное пространство» отделяет действия Бога от действий людей. Человек должен проявлять доброту к своим собратьям, потому что его сила ограничена; абсурдно ожидать того же от всемогущего Бога. [57]
За вниманием, уделяемым более поздней «Системе природы» Гольбаха в «Апологетике», «Le christianisme devoilé» оставался менее заметным. Тем не менее, в годы после публикации его часто кратко цитировали, например, протестант Якоб Верн , [58] католик Жан-Рене Сиго де ла Фонд , [59] иезуит Клод-Адриан Ноннот , [60] бенедиктинец Луи-Майель Шодон [61] и противник Просвещения Антуан Сабатье де Кастр . [62]
Дальнейшее влияние и современный прием
[ редактировать ]Молодой гегельянец Бруно Бауэр взял название своей ранней религиозно-критической работы 1843 года Das entdeckte Christentum («Открытое христианство») из Le christianisme dévoilé («Разоблаченное христианство»). Бауэр часто цитирует в нем работы Гольбаха. [63]
В 2009 году Вульф Келлервессель опубликовал подробное рассмотрение положений работы в журнале Enlightenment and Critique , оценив силу аргументов Гольбаха как весьма неравномерную. Менее убедительны «психологические» и личные возражения Гольбаха; например, эмпирически сомнительно, что любовь к библейскому Богу, как утверждает Гольбах, действительно психологически невозможна. [64] Кроме того, критика колонизации и принудительной миссионерской работы как результат христианских моральных концепций во многом устарела. Однако ссылки Гольбаха на лингвистические, философские и логические несоответствия, которые могут создать серьезные проблемы для христианства, а также для других монотеистических религий, более убедительны. [65] Келлервессель резюмирует свои впечатления следующим образом:
- «Таким образом, анализ Просвещения в «Разоблаченном христианстве» оказывается, по крайней мере в соответствующих частях, рациональным проникновением в проблемное содержание веры и, следовательно, до сих пор актуален как актуальная критика некоторых религиозных верований сегодня». [66]
Вечное заявление Гольбаха о том, что религиозные убеждения разоблачаются как предрассудки, делает текст «читабельным и интересным и сегодня». [26]
Библиография
[ редактировать ]Современные издания
- Христианство раскрыто, или Исследование принципов и последствий христианской религии. (Разоблачение христианства, или Исследование принципов и последствий христианской религии.) Coda, Париж, 2006 г., ISBN 2-84967-032-4.
- Христианство раскрыто, или Исследование принципов и последствий христианской религии. (Разоблаченное христианство, или Исследование принципов и последствий христианской религии.) Манфред Науманн (ред.); Розмари Хейзе, Фриц-Георг Фойгт (Пер.): Поль Тири д'Гольбах: Критические сочинения о религии, стр. 51–171. Ауфбау-Верлаг, Берлин, 1970 г.
Вторичная библиография
- Рудольф Бесхорн: Текстуальные исследования творчества Гольбаха, стр. 76–91. Рюттен и Ленинг, Берлин, 1969 г.
- Вульф Келлервессель: О критике религии в книге барона фон Гольбаха «Разоблаченное христианство». Просвещение и критика 16, 1 (2009): 180–199, ISSN 0945-6627
- Дени Лекомпт: Барон д'Гольбах и Карл Маркс: от антихристианства к первичному и радикальному атеизму, стр. 328–460 (том 1); 631–638, 663–698 (Том 2). Диссертация, Парижский университет IV, 1980. Серф, Париж, 1984, ISBN 2-204-02207-1.
- Манфред Науман: К истории публикации «Christianisme devoile». В Вернер Краусс / Вальтер Дитце (ред.): Новый вклад в литературу Просвещения, стр. 155–183. Рюттен и Ленинг, Берлин, 1964 г.
- Жером Веркруйсс: Описательная библиография сочинений барона д'Гольбаха. Минар, Париж, 1971 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Письмо от 27 октября 1766 г. (№ 12738 в Теодоре Бестермане, общая переписка Вольтера. Institut et Musée Voltaire, Женева, 1953–1965). Цитируется в Веркруссе (1971), 1756 г.
- ^ Париж, Национальная библиотека Франции D² 5305.
- ↑ Письма от 20 декабря к Вильвьей (Бестерман № 14412) и от 26 декабря к г-же Дю Деффан (Бестерман № 14422). Цитируется в Веркруссе (1971), 1756 г.
- ^ Jump up to: а б с Веркруйсс (1971), 1756 г.
- ^ Жан-Франсуа де Лаарп: Лицей, или курс литературы, Том. 14, с. 316–317 ( издание 1827 года онлайн в Google Книгах )
- ^ Антуан-Александр Барбье: Исследование нескольких опасных утверждений Дж. Ф. Лагарпа в его «Философии 18 лет». и век , Энциклопедический магазин 1805 г., III: 5–26 ( онлайн на Archive.org )
- ^ Сильвен Марешаль: Словарь древних и современных атеистов, стр. 313. Париж, 1799 г. ( издание 1833 г., онлайн в Галлике ). Цитируется по Веркруссу (1971), 1756 г.
- ^ Андре Морелле: Мемуары аббата Морелле из Французской академии о восемнадцатом веке и революции, Vol. 1, с. 133. Ладвокат, Париж, 1821 г. ( онлайн в Google Книгах ).
- ^ Бесхорн (1969), с. 81
- ^ Бесхорн (1969), с. 91
- ^ Науманн (1964), с. 175
- ^ Науманн (1964), стр. 155 f.
- ^ Антуан-Александр Барбье: Словарь анонимных и псевдонимных произведений, Vol. 1, стр. 594 ф. Париж 1872–1879 гг. Цитируется по Науманну (1964), с. 156
- ^ Науманн (1964); Веркруйсс (1971)
- ^ Париж, Национальная библиотека Франции D² 2859; ср. Веркруйсс (1971), 1756 г.
- ^ Науманн (1964), с. 160
- ^ Келлервессель (2009), с. 181
- ^ Науманн (1964), с. 176
- ^ Названия глав и цитаты из книг Жана Пьера Джексона (ред.): Поль-Анри Тири д'Гольбах: Œuvres philosophiques, Vol. 1. Жив, Париж, 1998 г., ISBN 2-911737-07-5. Собственные переводы.
- ^ «те малодушные мыслители, которые верят, что истина способна причинить вред»
- ^ Науманн (1964), с. 168
- ^ Науманн (1964), с. 162
- ^ Лекомпт (1984), с. 341 ф.
- ^ См. также Леон Поляков: История антисемитизма, Том. 3: От Вольтера до Вагнера, стр. 122 f. Издательство Пенсильванского университета, Филадельфия, 2003 г., ISBN 0-8122-1865-5
- ^ Лекомпт (1984), с. 350
- ^ Jump up to: а б Келлервессель (2009), с. 180
- ^ Лекомпт (1984), с. 454
- ^ Jump up to: а б Науманн (1964), с. 171
- ↑ Письмо Вольтера Дамилавиллю от 21 марта 1767 г. (Бестерман, т. 65, стр. 74). Цитируется по Науманну (1964), с. 181
- ^ Жан-Поль Белен: Торговля запрещенными книгами в Париже с 1750 по 1789 год, с. 85. Примечание 4, Париж, Belin Frères, 1913 ( Интернет на сайте Gallica )
- ^ Белин: Книжная торговля…, с. 87 ( Онлайн в Галлике )
- ^ Науманн (1964), с. 182
- ^ Науманн (1964), стр. 181-182.
- ^ Алан Чарльз Корс : кружок Д'Гольбаха: Просвещение в Париже, с. 241. Издательство Принстонского университета, Принстон, 1976, ISBN 0-691-05224-7.
- ^ Предупреждение об опасностях неверия, Париж, 1770 г.; Предупреждение о преимуществах христианской религии и пагубных последствиях неверия, Париж, 1775 г. Цитируется по Науманну (1964), с. 182
- ↑ Обвинительный акт, по которому решение парламента от 18 августа 1770 г.…, Париж, 1770 г. Цитируется по Науманну (1964), с. 182
- ^ Подробный список изданий см. в Vercruysse (1971).
- ^ См. Джерум Веркруйсс: Марк-Мишель Рей, продавец книг и огней. В Роджере Шартье (ред.): История французского издательского дела. Полет. 2: Триумфальная книга, 1660–1830, стр. 322 ф. Промодис, Париж, 1984 г., ISBN 2-213-02400-6.
- ^ «Недавно напечатанная и очень редкая работа». Секретные мемуары для использования в истории Республики литературы во Франции с 1762 года до наших дней, Том. 3, с. 96. Адамсон, Лондон (?) 1784 г. ( Интернет в Галлике )
- ^ Жорж Рот (Ред.): Дени Дидро: Переписка, Том. 8, с. 45. Minuit, Paris, 1959. Цитируется по Naumann (1964), с. 181
- ^ Бестерман Нр. 13585. Цитируется по Lecompte (1984), стр. 633 f.
- ^ Жорж Рот (Ред.): Дени Дидро: Переписка, Том. 6, с. 334. Цитируется по Lecompte (1984), с. 634
- ^ «[…] вторая из этих работ вызвала, особенно здесь, потрясающий и заслуженный фурор. » Неопубликованные произведения. Барон Гольбах. L'Amateur d'autographes 1864, III: 75–77. Цитируется по Веркруссу (1971), 1756 г.
- ^ Науманн (1964), с. 174
- ↑ Письмо Анне-Мадлен де ла Тур дю Пин де Сен-Жюльен, 15 декабря 1766 г. (Бестерман № 13737). Цитируется по Lecompte (1984), стр. 636 ф.
- ^ Науманн (1964), с. 164
- ^ Науманн (1964), стр. 164–167.
- ^ «Самая смелая и ужасная книга, которая когда-либо появлялась в любом месте мира». Морис Турне: Литературная, философская и критическая переписка Гримма, Дидро, Рейналя, Мейстера и др., Vol. 5, с. 367. Гарнье, Париж, 1877–1882 гг. Цитируется по Науманну (1964), с. 155
- ^ Реклама ученых Геттингше, 1767, стр. 951. Цитируется по Науманну (1964), стр. 386
- ^ Иоганн Кристоф фон Забуэсниг: Исторические и критические новости о жизни и трудах г-на фон Вольтера и других натурфилософов нашего времени, Том. 2, стр. 97 ф. Аугсбург, 1777 г. ( онлайн в Google Книгах )
- ^ Науманн (1964), с. 183. 2-е издание работы Берже на сайте Archive.org: Vol. 1 , Том. 2
- ^ Бержье: Апология христианской религии, 2-е изд., Том. 1, стр. 232 ф.
- ^ Бержье: Апология христианской религии, 2-е изд., Том. 1, стр. 242 ф. Цитируется по Lecompte (1984), с. 695
- ^ Бержье: Апология христианской религии, Том. 1, с. 10. Париж, 1769 год. Цитируется по книге Альберта Моно: От Паскаля до Шатобриана, с. 445. Феликс Алькан, Париж, 1916 г.
- ^ Бержье: Апология христианской религии, Заключение. Париж, 1769 г. Цитируется в Monod: From Pascal to Châteaubriand, стр. 445 f.
- ^ Бержье: Апология христианской религии, 2-е изд., Том. 1, с. 240
- ^ Бержье: Апология христианской религии, 2-е изд., Том. 1, стр. 220 ф. См. Лекомпт (1984), с. 686.
- ^ Жак Верн: Философское доверие, стр. 296 сл., 320 сл., 331 сл. Лондон 1771 г. ( онлайн в Google Книгах )
- ^ Жан-Рене Сиго де ла Фонд: Экономика провидения в установлении религии, Том. 1, стр. 8, 150, 285. Париж, 1787 г. Цитируется по Naumann (1964), стр. 1. 183
- ^ Клод-Франсуа Ноннот: Философский словарь религии, Vol. 3, с. 59. Париж, 1772 год ( онлайн в Google Книгах )
- ^ Луи-Майель Шодон: Антифилософский словарь, Том. 1, с. 182. Авиньон, 1774 г. ( онлайн на Archive.org )
- ^ Антуан Сабатье де Кастр: Три века французской литературы, Том. 1, стр. 188 ф. Амстердам 1774 г. ( Онлайн на сайте Gallica )
- ^ Бруно Бауэр: Обнаружено христианство. Мемуары восемнадцатого века и вклад в кризис девятнадцатого. (Открытое христианство: напоминание о восемнадцатом веке и вклад в кризис девятнадцатого века.) Цюрих и Винтертур, 1843 г. См. Годвин Леммерманн: критическая теология и критика теологии: генезис теории религии и самосознания Бруно Бауэра, п. 36. Кайзер, Мюнхен, 1979, ISBN 3-459-01225-0.
- ^ Келлервессель (2009), с. 190
- ^ Келлервессель (2009), с. 197
- ^ Келлервессель (2009), с. 197ф.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Цифровая копия французского издания 1766 г.
- Выдержки из критических заметок Вольтера на полях к книге (на французском языке)
- Христианство раскрыто
- Читайте в Google книги