Критика буддизма
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Эта статья из серии о |
Критика религии |
---|
Критика буддизма принимала множество различных форм, включая философскую и рациональную критику, а также критику практики, например, того, что его практикующие действуют вопреки буддийским принципам или что эти принципы систематически маргинализируют женщин. Существует множество источников критики, как древних, так и современных, исходящих от других религий, нерелигиозных и других буддистов.
Доктрина
[ редактировать ]Карма
[ редактировать ]Есть опасения, что буддийская карма и кармическое перевоплощение потенциально могут привести к фатализму и обвинению жертвы . Пол Эдвардс говорит, что карма не является руководством к действию. Уитли Кауфман в своей недавней книге подвергает перекрестному допросу, что существует очень напряженная связь между кармой и свободой воли , и что если бы карма существовала, то зла не существовало бы, потому что все жертвы зла просто становятся «заслуженными» . [1] Салли Б. Кинг пишет, что карма часто приводит к стигматизации инвалидов и людей с более низким социальным статусом (например, далитов в Индии), особенно инвалидов, поскольку собственные слова Будды в Кулакаммавибханга-сутте используются для оправдания стигматизации. [2]
Уитли Кауфман предлагает пять критических замечаний по поводу кармы: [3]
- Проблема памяти: Люди никогда не находили надежных доказательств существования реинкарнации , и поэтому у людей нет возможности узнать особенности зла, которое они совершили в своих прошлых жизнях, и, естественно, они не могут их искупить, что и приводит к возникновению всей теории. ближе к теории мести.
- Проблема пропорциональности. Трудно определить оценочную связь между хорошим и плохим поведением человека.
- Проблема бесконечного регресса: Карма приводит к проблеме бесконечного регресса , когда невозможно узнать, откуда первая карма . взялась
- Проблема объяснения смерти. Поскольку в буддизме смерть часто рассматривается как величайшее зло, но каждый неизбежно переживает смерть, это может ослабить строгость дискурса о карме.
- Проблема свободы воли: существование кармы в некоторой степени противоречит свободе воли.
Чудеса
[ редактировать ]Буддийские тексты содержат ряд паранормальных явлений, таких как загадочное происхождение Будды , а некоторые буддисты утверждают, что сам Будда левитировал во время медитации . Шотландский философ Дэвид Юм в книге «Исследование о человеческом понимании » скептически относился ко всем религиозным чудесам и выступал за то, чтобы относиться к ним в одном и том же свете. [4] [5]
Сектантство в буддизме
[ редактировать ]Ученые-буддисты используют такие термины, как « ранний буддизм », чтобы описать буддизм до ранних религиозных расколов. Примерно через сто лет после смерти Будды буддийская община начала проводить собрания типа « советов » для разрешения существовавших в то время разногласий. Однако ряд расколов все же произошел, что привело к рождению многих школ буддизма , и буддисты иногда используют весьма уничижительные термины для характеристики других школ, не разделяющих их убеждений. [6] [7]
Женщины в буддизме
[ редактировать ]В традиционных буддийских текстах женщины часто изображаются лживыми и похотливыми. Сам Будда сказал в одном из ранних текстов [а] что тело женщины есть «сосуд нечистоты, полный смрадной нечистоты. Оно похоже на гнилую яму… наподобие унитаза, с девятью отверстиями, льющими всякую нечистоту». [8] Исалин Блю Хорнер и Диана Мэри Пол обеспокоены дискриминацией милостынь и мирянок в индийском буддизме. [9] Кавахаси Норико отмечает, что современное буддийское сообщество в Японии изобилует двумя взглядами: первое — о том, что женщины по своей сути некомпетентны, а другое — что женщины должны зависеть от мужчин для своего освобождения; и что японское буддийское сообщество постоянно игнорировало самих женщин, а также феминистскую критику. [10]
Критика со стороны других религий
[ редактировать ]даосизм
[ редактировать ]После падения династии Хань китайский даосизм и буддизм обвиняли друг друга в копировании их текстов. По крайней мере с 166 года даосизм пропагандировал идею о том, что Лао-цзы или один из его учеников отправился в Индию, чтобы стать Буддой и подчинить себе варваров на западе. Буддисты также сопротивлялись, и эти дебаты продолжались примерно до середины 9 века. [11] [12]
синтоизм
[ редактировать ]Хирата Ацутане , фанатик синтоизма и японский теоретик кокугаку , написал биографию Будды с критической точки зрения. Книга Ацутане впоследствии была запрещена сёгунатом , но она по-прежнему широко распространялась среди японских интеллектуалов и вызвала значительное затруднение у буддийской общины Японии. [13]
См. также
[ редактировать ]- Булси Джапбён
- Указатель статей по буддизму
- Светский буддизм
- Сингальский буддийский национализм
- Нарака (буддизм)
- Ничиренизм
- Буддизм и насилие
- Постканонические буддийские тексты
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Текст взят из «Сутры о трансформации женской формы» , одна из версий на китайском языке первоначально гласит: «Это тело — нечистый сосуд, полный зловония, подобно высохшему колодцу, пустому городу или разрушенной деревне.[ .. .] Когда это тело идет в туалет, из девяти отверстий вытекают всевозможные нечистоты».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берли, Микель (июнь 2014 г.). «Карма, мораль и зло» . Философский компас . 9 (6): 415–430. дои : 10.1111/phc3.12138 . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Фланаган, Оуэн (22 июня 2017 г.). Зеркало предназначено для размышлений: понимание буддийской этики . Издательство Оксфордского университета . стр. 168–171. ISBN 978-0-19-049979-2 . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Кауфман, Уитли Р.П. (2005). «Карма, перерождение и проблема зла» . Философия Востока и Запада . 55 (1): 15–32. ISSN 0031-8221 . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Роквуд, Натан (декабрь 2023 г.). «Локк и Юм о состязании чудес» . Религиоведение . 59 (4): 603–617. дои : 10.1017/S0034412522000464 . ISSN 0034-4125 . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Кембриджский спутник чудес . Издательство Кембриджского университета . 2011. С. 11–12. ISBN 978-0-521-89986-4 .
- ^ Грей, Дэвид Б. (2016). «Буддийское сектантство». В Пауэрсе, Джон (ред.). Буддийский мир . Лондон ; Нью-Йорк : Рутледж . стр. 368–370. дои : 10.4324/9781315688114 . ISBN 9781315688114 . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Баруа, Бибхути (2000). Буддийские секты и сектантство . Нью-Дели : Саруп и сыновья. стр. 39–42. ISBN 978-81-7625-152-5 . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Фор, Бернар (2003). «Риторика подчинения» . Сила отрицания: буддизм, чистота и гендер . Издательство Принстонского университета. п. 56. ИСБН 978-0-691-09171-6 .
- ^ Юичи, Кадзияма (1982). «Женщины в буддизме» . Восточный буддист . 15 (2): 53. ISSN 0012-8708 . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Норико, Кавахаши (2003). «Феминистский буддизм как практика: женщины в традиционном буддизме» . Японский журнал религиоведения . 30 (3/4): 293–294, 300–302. ISSN 0304-1042 . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Ауэрбек, Мика Л. (2016). Легендарный мудрец: канон и творение в процессе создания японского Будды . Чикаго (Иллинойс) Лондон: Издательство Чикагского университета . стр. 120–125. ISBN 9780226286419 .
- ^ Раз, Гил (октябрь 2014 г.). « Дискурс «Обращение варваров» [хуаху] как протоханьский национализм» . Журнал средневековой истории . 17 (2): 255–294. дои : 10.1177/0971945814545862 . ISSN 0971-9458 . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Ауэрбек, Мика Л. (2016). Легендарный мудрец: канон и творение в процессе создания японского Будды . Чикаго (Иллинойс) Лондон: Издательство Чикагского университета . стр. 135–160. ISBN 9780226286419 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тензин, Кенчо (2006). «Шанкара: индуистский возрожденец или криптобуддист?» . Тезисы по религиоведению. Государственный университет Джорджии . doi : 10.57709/1062066 – через ScholarWorks.
- Баскинд, Джеймс; Боуринг, Ричард (2015). Диалоги Мётэй: японская христианская критика местных традиций . Издательство «Брилл» . ISBN 978-90-04-30729-2 .
- Гленн Уоллис (2018). Критика западного буддизма - руины буддийской реальности . Коллекции Блумсбери. ISBN 9781474283557 .