Критика зороастризма
Эта статья из серии о |
Критика религии |
---|
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Критика зороастризма велась на протяжении многих веков не только со стороны приверженцев других религий, но и среди самих зороастрийцев, стремящихся реформировать веру.
Зороастр
[ редактировать ]В начале 19-го века христианский миссионер базирующийся в Британской Индии , Джон Уилсон , утверждал, что Зороастр никогда не имел подлинного божественного поручения (и никогда не претендовал на такую роль). [1] никогда не совершал чудес и не произносил пророчества, и что история его жизни представляет собой «простую ткань сравнительно современных басен и вымысла». [2] [3] Другие утверждают, что все доступные зороастрийские источники о Зороастре дают лишь противоречивые представления о нем. [4] особенно между более ранними и более поздними источниками. [5]
Литература
[ редактировать ]Дасатир -и-Асмани , хотя и принимается зороастрийскими общинами в Иране и Индии как подлинный, особенно Кадми , обычно считается подделкой. [6]
Вильсон утверждал, что Авеста не могла быть вдохновлена Богом, поскольку большая часть ее текста безвозвратно утеряна или непонятна. [7] [8] и Мартин Хауг , который очень помог парсам Индии защитить свою религию от нападок таких христианских миссионеров, как Вильсон, считал Гаты единственными текстами и единственными авторитетными писаниями, которые можно было приписать Зороастру. [9]
Политеизм
[ редактировать ]Джон Уилсон критиковал зороастрийское почитание Амеша Спента и Язата как форму многобожия , хотя парсы в то время немедленно опровергли это утверждение и настаивали на том, что на самом деле он обращался к Бундахишну , тексту, отношение которого к их практике было отдаленным. [10] [11] Критики также обычно заявляют, что зороастрийцы поклоняются другим божествам и элементам природы, например, огню — с одной молитвой, Литанией огню (Атеш Нияеш), [12] заявляя: «Я приглашаю, я совершаю (поклонение) тебе, Огню, о сын Ахура Мазды, вместе со всеми огнями» — и Митра . [13] Некоторые критики обвиняют зороастрийцев в том, что они являются последователями дуализма , которые утверждали, что являются последователями монотеизма только в наше время, чтобы противостоять мощному влиянию христианской и западной мысли, которая «провозглашала монотеизм высшей категорией богословия». [14] Критики настаивают на том, что монотеистический реформистский взгляд противоречит консервативному (или традиционному) взгляду на дуалистическое мировоззрение, наиболее очевидное в отношениях между Ахура Маздой и Ангра-Майнью . [15] и утверждая, что зороастрийцы следуют системе верований, находящейся под влиянием генотеизма . Другие западные ученые, такие как Мартин Хауг , однако, отвергли концепцию богословского дуализма как искажение оригинального учения Зороастра, постепенно добавляемое более поздними приверженцами веры. [16] Критики добавляют, что тот факт, что такие различные взгляды распространились, является признаком загадочной природы зороастрийских верований относительно божественности. [17]
Внутризороастрийские подразделения
[ редактировать ]Зороастрийские реформаторы, такие как Манекджи Нусерванджи Дхалла , утверждали, что литературный приоритет следует отдавать Гатам как источнику авторитета и текстовой аутентичности. Они также осуждали и критиковали многие зороастрийские ритуалы (например, чрезмерную церемониальность и сосредоточенность на чистоте, [18] [19] использование « бычьей мочи для ритуального очищения, присутствие собаки для наблюдения за трупом во время погребальных обрядов, выставление трупов на башнях [для потребления стервятниками и воронами]») [20] [21] а теологические и космологические доктрины как не соответствующие вере. [22] Споры между ортодоксальными и реформистскими взглядами бушуют даже в Интернете. [23]
Разногласия и напряженность также существуют между иранскими и индийскими зороастрийцами и по таким вопросам, как власть наследственного жречества в передаче и толковании веры, этнической принадлежности и природы Ахура Мазды . [24] Исторически существовали различия также между зороастрийскими ветвями зурванизма , маздакизма и маздаизма . [25]
Кто такой зороастрийец (Заратушти)?
[ редактировать ]Очень похоже на вопрос о том, кто такой еврей? Зороастрийская идентичность, особенно независимо от того, принята ли она по рождению или по вере (или и то, и другое), «остается причиной напряженности» внутри сообщества. [26] [27] Реформаторы раскритиковали отказ ортодоксов принять новообращенных в веру как одну из причин сокращения населения общин. [28]
Предопределение
[ редактировать ]Зороастрийцы подвергались критике со стороны мусульманских авторов за их неприятие предопределения . [29] [30] Это следует из известного хадиса Мухаммеда , в котором он отрицательно связывает исламскую секту Кадария с магами . [31] [32]
Патриархат
[ редактировать ]Зороастризм подвергался критике за представление о том, что он продвигает патриархальную систему , выраженную через такие направления, как мужское духовенство и историческое разрешение многоженства , практиковавшегося самим Зороастром. [33] [34] [35]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шарма, Суреш К.; Шарма, Уша, ред. (2004). Культурное и религиозное наследие Индии: зороастризм . Публикации Миттала. стр. 17–18. ISBN 9788170999621 .
- ^ Дженни Роуз (2014). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. стр. 206–7. ISBN 9780857719713 .
- ^ Стаусберг, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу, ред. (2015). Спутник Уайли-Блэквелла по зороастризму . Джон Уайли и сыновья. п. 75. ИСБН 9781118785508 .
- ^ С. Нигосян (1993). Зороастрийская вера: традиция и современные исследования . McGill-Queen's Press. п. 10 . ISBN 9780773564381 .
- ^ Шарма, Суреш К.; Шарма, Уша, ред. (2004). Культурное и религиозное наследие Индии: зороастризм . Публикации Миттала. п. 14. ISBN 9788170999621 .
- ^ Дженни Роуз (2014). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. п. 204. ИСБН 9780857719713 .
- ^ Дженни Роуз (2014). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. стр. 205–6. ISBN 9780857719713 .
- ^ Кеннет Боа (1990). Культы, мировые религии и оккультизм (переработанная ред.). Дэвид Си Кук. п. 48. ИСБН 9780896938236 .
- ^ Дженни Роуз (2014). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. стр. 207–8. ISBN 9780857719713 .
- ^ Роуз, Дженни (2014). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. п. 205. ИСБН 9780857719713 .
- ^ Стаусберг, Майкл, изд. (2004). Зороастрийские ритуалы в контексте (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. стр. 479–80. ISBN 9789004131316 .
- ^ Хиннеллс, Джон Р. (2005). Зороастрийская диаспора: религия и миграция (иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета. п. 706. ИСБН 9780198267591 .
- ^ Стаусберг, Майкл, изд. (2004). Зороастрийские ритуалы в контексте (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. стр. 50, 298–99. ISBN 9789004131316 .
- ^ Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1914). Зороастрийское богословие: от древнейших времен до наших дней . п. 337.
- ^ Нигосян, С. (1993). Зороастрийская вера: традиция и современные исследования . McGill-Queen's Press. п. 116 . ISBN 9780773564381 .
- ^ Роуз, Дженни (2014). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. стр. 207–208. ISBN 9780857719713 .
- ^ Нигосян, С. (1993). Зороастрийская вера: традиция и современные исследования . McGill-Queen's Press. п. 23 . ISBN 9780773564381 .
- ^ Кеннет Боа (1990). Культы, мировые религии и оккультизм (переработанная ред.). Дэвид Си Кук. п. 48. ИСБН 9780896938236 .
- ^ Стаусберг, Майкл, изд. (2004). Зороастрийские ритуалы в контексте (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 43. ИСБН 9789004131316 .
- ^ С. Нигосян (1993). Зороастрийская вера: традиция и современные исследования . McGill-Queen's Press. п. 116 . ISBN 9780773564381 .
- ^ Стаусберг, Майкл, изд. (2004). Зороастрийские ритуалы в контексте (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 471. ИСБН 9789004131316 .
- ^ Дженни Роуз (2014). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. п. 208. ИСБН 9780857719713 .
- ^ Стаусберг, Майкл, изд. (2004). Зороастрийские ритуалы в контексте (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 51. ИСБН 9789004131316 .
- ^ Дженни Роуз (2014). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. стр. 221–2. ISBN 9780857719713 .
- ^ Лиман, Оливер, изд. (2006). Энциклопедия азиатской философии . Рутледж. п. 608. ИСБН 9781134691159 .
- ^ Дженни Роуз (2014). Зороастризм: Введение . ИБТаурис. стр. 210–11, 220. ISBN. 9780857719713 .
- ^ Ариана Шерин (2013). «Зороастризму необходимо адаптировать свои архаичные законы – или умереть» . Guardian News and Media Limited . Проверено 22 июня 2015 г.
- ^ Лори Гудштейн (2006). «Зороастрийцы сохраняют веру и продолжают сокращаться» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ Ибн Таймия (1976). Мемон, Мухаммад Умар (ред.). Борьба Ибн Таймии против популярной религии: с аннотированным переводом его Китаба иктида ас-сират аль-мустаким мухалафат ашаб аль-Джахим (переиздание). Вальтер де Грюйтер. п. 117. ИСБН 9783111662381 .
- ^ Тамим Ансари (2010). Судьба нарушена: история мира глазами ислама (иллюстрировано, переиздание под ред.). Общественные дела. п. 9. ISBN 9781586488130 .
- ^ Ричард К. Мартин; Марк Р. Вудворд; Дви С. Атмаджа (1997). Атмаджа, Дви С. (ред.). Защитники разума в исламе: мутазилизм от средневековой школы до современного символа (иллюстрированное издание). Публикации Oneworld. п. 86. ИСБН 9781851681471 .
- ^ Мухаммад Касим Заман (1997). Религия и политика при ранних Аббасидах: появление прото-суннитской элиты . БРИЛЛ. п. 62. ИСБН 9789004106789 .
- ^ Гада Хашем Талхами (2013). Исторический словарь женщин Ближнего Востока и Северной Африки . Роуман и Литтлфилд. стр. 186, 372. ISBN. 9780810868588 .
- ^ Дейл Т. Ирвин; Скотт Санквист (2002). История мирового христианского движения: Том 1: Древнее христианство до 1453 года (иллюстрированное изд.). А&С Черный. п. 202. ИСБН 9780567088666 .
- ^ Соломон Александр Нигосян (1993). Зороастрийская вера: традиции и современные исследования (переиздание). McGill-Queen's Press. п. 13. ISBN 9780773511446 .