Критика монотеизма
Эта статья из серии о |
Критика религии |
---|
Критика монотеизма имела место на протяжении всей истории. Критики описали монотеизм как причину невежества, угнетения и насилия. Дэвид Юм (1711–1776) сказал, что монотеизм менее плюралистичен и, следовательно, менее толерантен, чем политеизм , поскольку монотеизм предполагает, что люди объединяют свои убеждения в один принцип. [1] В том же духе Огюст Конт говорил, что «монотеизм несовместим с существованием в нашей природе инстинктов доброжелательности», поскольку он вынуждает последователей посвятить себя единому Творцу. [2] Марк С. Смит , американский библеист и историк древности, писал, что монотеизм был «тотальным дискурсом», часто поглощающим все аспекты системы социальных убеждений, что приводило к исключению «других». [3] Джейкоб Нойснер предполагает, что «логика монотеизма ... не дает оснований для терпимости к другим религиям». [4]
Древний монотеизм описывается как подстрекатель насилия израильтян в первые дни его существования, поскольку он вдохновил на ведение войны с хананеями , которые верили в нескольких богов. [5] Сарвепалли Радхакришнан считал монотеизм причиной насилия, говоря: «Нетерпимость к узкому монотеизму написана кровавыми буквами в истории человечества с тех пор, как колена Израиля впервые ворвались в землю Ханаанскую. ревнивый Бог подстрекает к агрессивным войнам против людей чуждых [верований и культур]. Они взывают к божественной санкции за жестокость, причиненную побежденным. Дух старого Израиля унаследован христианством и исламом, и было бы небезосновательно предположить. что для западной цивилизации было бы лучше, если бы этот вопрос решала Греция, а не Палестина». [6]
Противоречия
[ редактировать ]Основные монотеистические религии, определяя Божество, традиционно соглашаются с тем, что единый Бог ( помимо прочего ) всемогущ , всеведущ и всеблагожелателен . Однако было сказано, что «это определение Бога противоречит тому, что мы воспринимаем в эмпирическом мире». [7]
Нетерпимость
[ редактировать ]
Дэвид Юм (1711–1776) сказал, что монотеизм менее плюралистичен и, следовательно, менее толерантен, чем политеизм , поскольку монотеизм предполагает, что люди объединяют свои убеждения в один принцип. [1] В том же духе Огюст Конт говорил: «Монотеизм несовместим с существованием в нашей природе инстинктов доброжелательности», поскольку он вынуждает последователей посвятить себя единому Творцу. [2] Джейкоб Нойснер предполагает, что «логика монотеизма ... не дает оснований для терпимости к другим религиям». [4]
Джеймс Лавлок критиковал монотеизм из-за его идеи трансцендентного всемогущего отца; он говорит о монотеизме, что он «кажется, анестезирует чувство удивления, как если бы человек был привержен единой линии мысли в соответствии с космическим юридическим контрактом». [8] Марк С. Смит , американский библеист и историк древности, в настоящее время преподающий в Принстонской теологической семинарии , писал, что монотеизм был «тотирующим дискурсом», часто поглощающим все аспекты системы социальных убеждений, что приводило к исключению «тотального дискурса». другие». [3]
Мораль
[ редактировать ]Огюст Конт (1798-1857) говорил, что монотеизм того времени морально уступал многобожию:
Монотеизм в Западной Европе сейчас так же устарел и вреден, как и политеизм пятнадцать веков назад. Дисциплина, в которой главным образом заключалась его моральная ценность, уже давно пришла в упадок; и, следовательно, единственный эффект его учения, которое так чрезмерно восхвалялось, состоит в том, чтобы унизить привязанности безграничными желаниями и ослабить характер рабскими страхами. Оно не давало поля воображению и навязывало его политеизму и фетишизму, которые, согласно теологии, составляют единственно возможную основу для поэзии. Он никогда искренне не поощрял занятия практической жизни, и они продвигались вперед только за счет уклонения от его влияния или сопротивления ему. [9]
Некоторые мыслители-феминистки критиковали монотеистическую концепцию как модель высшей формы патриархальной власти. Говорят, что единый бог, считающийся мужчиной, противостоит всему, что связано с изменениями, чувственностью, природой, чувствами и женственностью. [10]
Насилие в монотеизме
[ редактировать ]Древний монотеизм описывается как подстрекатель насилия израильтян в первые дни его существования, поскольку он вдохновил на ведение войны с хананеями , которые верили в нескольких богов. [5]
Сарвепалли Радхакришнан считал монотеизм причиной насилия, говоря:
Нетерпимость узкого монотеизма написана кровавыми буквами через историю человечества с тех пор, как колена Израиля впервые ворвались в землю Ханаанскую. Поклонников единого ревнивого Бога подстрекают к агрессивным войнам против людей чуждых [верований и культур]. Они взывают к божественной санкции за жестокость, причиненную побежденным. Дух старого Израиля унаследован христианством и исламом, и было бы небезосновательно предположить, что для западной цивилизации было бы лучше, если бы в этом вопросе ее формировала Греция, а не Палестина. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дэвид Юм сказал, что в отличие от монотеизма, политеизм плюралистичен по своей природе, не связан доктриной и, следовательно, гораздо более терпим, чем монотеизм, который имеет тенденцию принуждать людей верить в одну веру. (Дэвид Хьюм, « Диалоги о естественной религии и естественной истории религии» , изд. JCA Гаскин, Нью-Йорк: Oxford University Press, 1983, стр. 26–32.
- ^ Jump up to: а б «Катехизис позитивной религии» , стр. 251.
- ^ Jump up to: а б Марк С. Смит, «Истоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские тексты » (август 2001 г.). п. 11. Издательство Оксфордского университета. (Google Книги).
- ^ Jump up to: а б Берчман, Роберт М. (май 2008 г.). «Политические основы толерантности в греко-римский период». В Нойснере, Джейкоб ; Чилтон, Брюс (ред.). Религиозная толерантность в мировых религиях . Templeton Foundation Press (опубликовано в 2008 г.). п. 61. ИСБН 9781599471365 . Проверено 3 июля 2016 г.
Джейкоб Нойснер [...] утверждает, что «логика монотеизма… не дает оснований для терпимости к другим религиям».
- ^ Jump up to: а б Регина Шварц, Проклятие Каина: жестокое наследие монотеизма , Издательство Чикагского университета, 1997 г. ISBN 978-0-226-74199-4
- ^ Jump up to: а б Арвинд Шарма, «Первичный взгляд на философию религии», Дордрехт, Springer, 2006, стр.29.
- ↑ Поклонение как препятствие самореализации «Поклонение как препятствие самореализации», Дэниел Л. Келли. Архивировано 23 июля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Джеймс Уильям Гибсон, «Очарованный мир: поиски нового родства с природой», Macmillan, 2009, стр. 98.
- ^ Конт, Огюст (1880) [1848]. «Заключение. Религия человечества». Общий взгляд на позитивизм . Перевод Бриджеса, Дж. Х. (2-е изд.). Лондон: Ривз и Тернер. п. 294 . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Линдси Джонс (редактор), Энциклопедия религии , Macmillan Reference USA, 2005, том. 9, с. 6161.